Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Башкирские праздники

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

Календарь знаменательных и памятных дат Республики Башкортостан на 2017 год

Мусульмане Башкортостана вместе со своими единоверцами во всем мире встречают первый день нового 1436 года по Хиджре. Мусульманское летоисчисление ведется по лунным годам с момента переселения пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину - в 622 году по григорианскому (солнечному) календарю. Именно это событие и называется Хиджрой.

Первым месяцем мусульманского календаря является Мухаррам. Считается, что как человек проведет его, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах строго запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. Это время покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести первый месяц нового года в служении Аллаху. В одном из изречений Пророка Мухаммада говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении сказано: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается, как за 30 постов». Наилучшими днями для поста считаются 1, 2, 9, 10 числа месяца Мухаррам.

Календарь Хиджры является общим для мусульман всего мира. В некоторых странах он является официальным календарем, а для остальных играет роль религиозного календаря, по которому определяются новый год, исламские праздники, начало и конец Священного Рамадана, а также время хаджа.

23 февраля в Башкортостане отмечают День защитника Отечества. Как и во всей России, в Башкортостане доблестная ратная служба является традицией, уходящей корнями в глубину веков. В народных сказаниях отражены подвиги 20 башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. Более 700 тысяч воинов направил Башкортостан на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками; 309 662 человека пали на полях сражений. На территории республики были сформированы и начали свой боевой поход более 20 соединений и частей. Более 500 тысяч наших земляков было награждено орденами и медалями, 278 - стали Героями Советского Союза, 37 - полными кавалерами ордена Славы, дважды Героем Советского Союза стал летчик-штурмовик Муса Гареев.

1 января 2007 года в республике насчитывалось более 18 тысяч участников Великой Отечественной войны, из них пятеро носят звание Героя Советского Союза, трое - полного кавалера ордена Славы. В афганской войне участвовало более девяти тысяч наших земляков, а в контртеррористической операции на Северном Кавказе приняли участие уже более 14 тысяч уроженцев республики. За мужество и образцовое выполнение воинского долга награждено государственными наградами 1599 воинов-афганцев и 1254 участников контртеррористической операции. В 2006 году одному военнослужащему из Башкортостана был вручен Орден Почета, 36-ти - Орден Мужества, 92-м - медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, 23-м - Медаль "За отвагу", 56-ти - медаль "За спасение погибавших", девяти - Медаль Суворова, одному - Медаль Жукова.

Эстафета поколений не прерывается. Только в прошлом году в военные училища поступили около 500 юношей, избравших профессию офицера, а всего в военных образовательных учреждениях страны обучается свыше 1500 курсантов из Башкортостана. Народ многонационального Башкортостана, соединив свою судьбу с судьбой России, всегда стоял и стоит на защите рубежей единого Отечества.

25 февраля 1992 года Верховный Совет Башкирской ССР принял закон об изменении наименования республики, согласно которому она была переименована в Республику Башкортостан, и утвердил новый флаг, ставший одним из официальных символов ее государственности. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими по ширине полосами зеленого, белого и синего цветов (снизу вверх).

В законе о Государственной символике Республики Башкортостан раскрывается значение цветов флага: зеленый - означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов республики; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Считается, что зеленый цвет - цвет ислама. В центре белой полосы флага золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков указывают на семь родов, по преданию, положивших начало единению народов Башкортостана на его территории.

За прошедшие годы Государственный флаг Башкортостана стал неотъемлемым и привычным атрибутом государственной и общественной жизни республики. Он известен и за пределами Башкортостана - развевается над зданиями представительств республики в регионах страны, сопутствует нашим официальным делегациям в ближнем и дальнем зарубежье.

В день весеннего равноденствия отмечается необычный для жителей Башкирии Новый год - Навруз. Этот день у многих народов Евразии знаменует приход весны и обновление природы. Весенний новогодний праздник равноденствия зародился в Иране более трёх тысячелетий назад и со временем распространился по всем сопредельным странам Востока. Его отмечают в основном тюркоязычные народы мусульманского вероисповедания.

В Башкирии весенний Новый год отмечают уже на протяжении 14 лет по инициативе Дома дружбы народов совместно с Министерством культуры республики. Как древнейший земледельческий праздник, Навруз связан с началом сельскохозяйственных работ. На праздничный стол выкладывали лепёшки из различных злаков - пшеницы, ячменя, просо, кукурузы, а также фасоли, чечевицы и риса. По древнему обычаю, перед началом нового года, до прихода Навруза люди должны тщательно убраться в доме, навести порядок во дворах и огороде, обязательно рассчитаться с долгами. На сам праздник принято готовить кушанья из семи продуктов растительного происхождения, щедро накрывать столы и ходить в гости.

Май - Йыйнын

В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному.

Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан, с целью поддержки и развития национального кинематографа, 25 мая 1990 года была создана киностудия «Башкортостан». Организатор и первый директор - кинорежиссер Амир Габдульманович Абдразаков. Ко времени создания Союза, киностудия уже имела в арсенале 15 хроникально-документальных, 3 художественных, 3 анимационных фильмов, один из которых был удостоен Первой премии на кинофестивале Париж-Екатеринбург “Молодое кино Урала”. Сегодня коллективу киностудии еще многое предстоит сделать как в творческом плане, так и по строительству современного комплекса производственных зданий киностудии. В 2008 году фирма ЗАО Проектный институт «Башкиргражданпроект» приступила к проектированию нового комплекса Киностудии «Башкортостан».

Залогом будущего развития кинематографии Республики Башкортостан является целевая подготовка молодых специалистов в ведущих творческих вузах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, осуществляемая Министерством культуры Республики Башкортостан. В настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения обучаются башкирские студенты - будущие кинорежиссеры, звукорежиссеры, кинооператоры, инженеры и экономисты Киностудии «Башкортостан».

Рамадан принято считать временем поста - уразы и покаяния. Рамадан 2015 - не исключение. Само собой разумеется, что возникнет вопрос о целесообразности и значимости поста. Ответ на этот вопрос уходит в глубь исламских догм. Вся религия Ислам зиждется на пяти столпах веры, а именно: "шахада"(откровение о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк), поста в Рамадан," закята"(выплаты на благо мусульман), намаза и хаджа.

Как видно, пост является очень значимым действом в Исламе. Еще одной причиной поста является стяжание собственного "нафса", то есть борьба с собственными пороками и грехами, по мнению исламских богословов, да и христианских в том числе, именно пост и молитва ведут человека к просветлению и избавлению от тягот грехов и страстей. И еще одна очень важная причина - это огромная польза поста и голодания с точки зрения медицины.

Правила поста подразумевают отказ от пищи при свете дня, то есть можно потреблять практически любую пищу, которая не является харамом (запретом), но только после наступления темноты, то есть после прочтения ночной намаза - тахаджут или ишы. Время, когда можно потреблять пищу, именуется "сухур". При этом, если мусульманин непреднамеренно и случайно употребил пищу, то пост может быть продолжен. Так же на пост не влияют чистка зубов, пломбирование пломб, купания, донорская сдача крови. Необходимо помнить об одном, пост без молитвы не будет считаться полностью соблюденным постом.

Одной из важных дат в дни священного месяца является ночь Предопределения (Ляйлят-уль-Кадар), обычно, эта ночь выпадает на последние 10 дней месяца. Эта ночь знаменуется тем, что именно в это время пророк Мухаммед получил последние суры Корана в пещере близ Мекки. После окончания месяца Рамадан следует праздник окончания поста - Ураза Байрам. Месяц Рамадан в 2015 году увенчается Уразой-Байрамом 20 июля.

День города Уфа отмечает 12 июня. Город Уфа - основан в 1574 году. Город расположен на берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфа и Дёма, на Прибельской увалисто-волнистой равнине, в 100 км к западу от хребтов Башкирского (Южного) Урала. Уфа сегодня – крупнейший центр нефтепереработки в Поволжье и на Урале, крупный транспортный узел, научный, культурный и религиозный центр России. Основные религиозные конфессии – ислам и православное христианство.

Самое высокое здание в городе – офис банка «Уралсиб». Это 26-этажное здание высотой 100,5 метров. Уфа – самый зелёный в России город-миллионник. На одного жителя приходится 202 кв.м зелёных насаждений. В Уфе улица Свободы заканчивается «Тупиком Свободы». День города отмечается в Уфе 12 июня, одновременно с двумя другими значимыми праздниками: Днем России и Днями Салавата Юлаева. Как и всякий день рождения, День города – самый яркий и долгожданный праздник, в честь которого для жителей и гостей столицы каждый год готовится разнообразная праздничная программа.

Основанием для учреждения праздника стал выход в 1917 году первого официального государственного печатного издания «Мухбир» («Известия»). Это издание выпускалось по инициативе башкирских делегатов I Всероссийского мусульманского съезда. Выход этого номера стал началом нового этапа в истории башкир. Указом Президента РБ от 14 июня 1998 года этот день был объявлен Днём работников печати и информации Республики Башкортостан.

По состоянию на 01 января 2010 года в Республике Башкортостан зарегистрировано 1016 периодических печатных изданий различной формы собственности. Из зарегистрированных СМИ периодически выпускаются 394 наименования газет и журналов, а также 71 издание без регистрации тиражом до 1 000 экземпляров. Многие издания являются обладателями Знака отличия «Золотой фонд прессы». Башкирское спутниковое телевидение вещает 18 часов в сутки на всей территории республики и охватывает также ближайшие регионы.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О культуре» с 2000 года в знак признания заслуг работников культуры был установлен профессиональный праздник - День работников культуры Республики Башкортостан, который отмечается ежегодно в третье воскресенье июня. По состоянию на начало 2014 года сфера культуры включает более четырех тысяч государственных учреждений культуры. В настоящее время в республике действуют два театрально-концертных объединения, 10 театров, четыре концертные организации, киностудия «Башкортостан», 134 детские музыкальные и художественные школы и школы искусств, девять образовательных учреждений среднего профессионального образования, 23 парка культуры и отдыха, 93 музея, шесть государственных кинотеатров, Дом дружбы народов, 16 историко-культурных центров. Общая численность работников культуры и искусства составляет 20,8 тысячи человек.

Республика Башкортостан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по количеству культурно-досуговых, библиотечных учреждений, театров. Первостепенное внимание в Башкортостане уделяется модернизации учреждений культуры и искусства, укреплению их материально-технической базы, вовлечению в культурную деятельность всех слоев населения, поддержке талантливых детей, развитию кадрового потенциала, конкурентоспособности предоставляемых услуг.

Жители Башкирии отметят праздник Ураза-байрам, знаменующий окончание поста в месяц Рамадан. Этот один из самых значимых религиозных праздников в исламе принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Ураза-байрам - это особый праздник, знаменующий окончание мусульманского поста. Верующие встречают день утренним ид-намазом - праздничной молитвой, готовят традиционные блюда и приглашают гостей, дают фитр-садаку (жертвуют деньги нуждающимся).

Уразе-байраму целый месяц предшествует пост. Есть можно только перед рассветом и после заката, но при свете дня пить и есть, совершать близость супругам запрещается. Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодных, осознать и оценить милость Всевышнего, которой Он одаряет Своих рабов.

В сам праздник Ураза-байрам во всех мечетях проходят торжественные богослужения; после молитвы и восхваления Аллаха люди поздравляют друг друга, угощают пловом с бараниной, другими блюдами, сладостями, приглашают в гости. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» («Благословенного праздника!»).

7 августа – День открытия Монумента Дружбы в честь 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству

Когда Башкирия отмечала 400-летний юбилей объединения с Россией, 14 июня 1957 года состоялась торжественная закладка памятника в честь объединения Башкирии и России. Здесь установили мраморную доску: «Здесь будет сооружен монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».

Торжественное открытие монумента Дружбы, собравшее десятки тысяч человек, состоялось 7 августа 1965 года. На открытии выступил и знаменитый башкирский поэт Мустай Карим.

Идею дружбы символизируют две высокие вертикальные стелы из розового гранита. По форме они имеют форму меча, закопанного рукоятью в землю. Высота памятника – 35 метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами из серого гранита. У основания памятника – бронзовые скульптуры двух женщин. Русская и башкирка показаны величаво сидящими по разные стороны от «меча», вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию. На памятнике высечена дата «1557 – 1957» и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов».

Также на монументе закреплены несколько чугунных барельефов, на одном изображен момент принятия башкирскими биями русского подданства. На других – рукопожатие двух рабочих - русского и башкира, символика строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Кстати, у памятника очень обширный и сложный фундамент диаметром 13 и высотой 6 метров. Благодаря этому центр тяжести этого высокого памятника находится под землей. Это придает монументу невероятную устойчивость. Над памятником трудилось сразу несколько человек: скульпторы М.Ф. Бабурин и Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Г.И. Гаврилов. Все они москвичи. Отливали скульптуры на ленинградском заводе «Монумент-скульптура».

В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил монументу Дружбы статус памятника государственного значения.

У монумента Дружбы, расположенного на высоком берегу, прекрасная обзорная площадка. Отсюда хороший вид на реку Белую (Агидель), на мост через нее, старые районы Уфы. К Белой от монумента Дружбы спускается широкая каменная лестница. Около монумента Дружбы находится городской пляж на реке Белой и пристань теплоходов.

Для Башкортостана - одного из самых «медовых» российских регионов - это особый день. Пчеловодство в регионе имеет глубокие исторические корни, тысячелетний опыт и традиции. Оно прошло все периоды - вначале это был промысловый сбор меда, затем - бортничество и колодное пасечное хозяйство, сейчас - рамочное пчеловодство. Развитию этого направления способствует множество факторов: уникальные природно-климатические условия, хорошо адаптированная к ним башкирская популяция медоносных пчел, мастерство пчеловодов. Помимо этого, имеются специальные образовательные учреждения по подготовке квалифицированных кадров для этой отрасли и предприятия по производству пчелоинвентаря и вощины.

Сейчас по основным показателям пчеловодства Башкортостан занимает одно из ведущих мест в России. А по количеству пчелиных семей и объемам производства товарного меда республика в прошлом году была лидером. Сейчас в республике в хозяйствах всех форм собственности насчитывается около 248,1 тысячи пчелиных семей. За год их численность возросла на пять процентов. Особенно значительно - сразу на десять процентов - увеличилось число пчелиных семей на сельхозпредприятиях. Но по абсолютному показателю впереди личные подсобные хозяйства, где содержатся 228 тысяч пчелосемей. В прошлом году в Башкортостане было произведено более 5,3 тысячи тонн товарного меда. Это на 7,7 процента больше, чем годом ранее. И, конечно, наибольший объем приходится на частные подворья - свыше 4,4 тысячи тонн.

Многое делается в республике для развития самобытного направления. В 1995 году в Башкортостане был принят закон "О пчеловодстве". В соответствии с законом «О пчеловодстве» для решения научно-производственных задач в республике создано государственное учреждение «Башкирский научно- исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». При нем успешно функционируют пять научно-экспериментальных станций по пчеловодству, призванных сохранить ценнейший генофонд уникальной башкирской популяции пчел. С 1998 года ежегодно проводятся республиканские конкурсы пчеловодов. Традиционными стали ярмарки «Медовый Башкортостан». Они уже четвертый год подряд собирают в Уфе на большой медовый праздник сотни пчеловодов из всех районов республики.

В жизни каждого народа значительное место занимают празднества. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеоб-разие культуры. Сущность социальных инсти-тутов и социальной жизни у пародов, находя-щихся на одной или примерно одинаковой стадии исторического развития, однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от условий исторического разви-тия, географической среды, форм хозяйствен-ной деятельности и культурно-бытовых тради-ций народа всегда разнообразны. В этом плане общественная жизнь так же неповторима, как и национальный язык и культура.

В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние тор-жества, сопровождавшиеся массовыми спор-тивными состязаниями, играми и пиршеством. Было известно несколько видов таких празд-неств.

Празднества, общие для населения одной волости или группы деревень, объединенных между собой в прошлом принадлежностью к од-ной родоплеменной общности, назывались во внутренних районах Башкирии, в ее северо-за-падной окраине и Пермской области джнин (йы-йын), в северо-восточной Башкирии, Свердлов-ской, Челябинской и Курганской областях — майдан (мащап), а в южных районах — байге (бэйге) . Праздники этого типа проводились один раз в год в промежутках между весенним севом и сенокосом. В далеком прошлом, в усло-виях безраздельного господства в хозяйствен-ном укладе башкир кочевого или полукочевого скотоводства, проведение джиииов приурочива-лось ко времени, когда скот для убоя достигал нужной упитанности. Круг деревень, объединен-ных традицией совместного празднования джи- ина, а также место проведения джиина были строго определенными. Так, у башкир-гайнинцев, насчитывающих в настоящее время около 40 до-вольно крупных деревень, было два центра, где проводились «Традиционные джиины, — села· Барда и Сараши. Часть деревень группирова-лась вокруг села Барда, другая — вокруг села Сараши.

Сначала джиин проходил в Бардымском ок-руге (бардащиен), через несколько времени — в Сарашском (сарашщиен). Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае — в роли хозяев, устроителей праздника, в другом — в роли гостей.

Для джиннов выбиралась красивая и ровная поляна у реки или озера. На подводах и пешком со всем домашним скарбом сюда перекочевыва-ло все население округи. Каждая семья устраи-валась в шалаше или переносной юрте. Здесь прятались от жары и потчевали гостей.

Программа состязаний включала националь-ную борьбу, скачки и бег взапуски. Большой по-пулярностью пользовались также состязания, рассчитанные на юмористический эффект: бег в мешках, бег мужчин, связанных попарно за но-ги, перетягивание друг друга веревкой, бег с ложкой с яйцом в зубах (женщины), бой горш-ков с завязанными глазами и т. д. После состя-заний молодежь устраивала массовые игры, во-дила хороводы.

На джиннах, майданах и байге юноши и де-вушки разных деревень заводили знакомство друг с другом, которое впоследствии поддержи-валось перепиской и редкими встречами. Роди-тели встречались с друзьями и родственниками, сговаривались о бракосочетании своих детей и заключали торговые и иные сделки. Нередко к этим массовым праздникам приурочивались и свадебные торжества (туй).

В северо-западных районах во время джи-ннов устраивались ярмарки, на которые съезжа-лись торговцы с отдаленных мост.

Надо думать, что праздники типа джинн бе-рут начало с народных собрании племени и вос-ходят к глубочайшей древности. Об этом говорит как название праздника (иыйыи — собрание, сборище), так и содержание самих праздников. По-видимому, на джиннах члены племени, вы-являя наиболее сильных, смелых н ловких пред-ставителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры.

Позднее, но мере утраты этими институтами своих первоначальных функций, они постепен-но превращались в обычные, правда яркие и са-мобытные, формы массовых развлечений. Празд-нества эти настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие из-менения в политических, экономических и пра-вовых отношениях, ни вторжение и многовеко-вое господство ислама. И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок.

Торжества, проводимые населением одной деревин были известны под пазванием TiapFarijü (северо-восточная часть Башкирской республи-ки, Челябинская и Курганская области), парта буткакы (южные и западные районы), кабантуй (северо-западные районы). Если джинн, байге π майдан были более пли менее однородны по содержанию, то рассматриваемые празднества имели заметные местные различия. Сабантуй и отчасти тіаргатуй, повторяя в основных чертах джиины, майданы или байге, отличались от них, главным образом, по масштабам. Карта бутъакы, а в ряде районов и тгартатуй выступали как празднества женщин и детей.

На традиционном ж ен ском празднике карга туй. К унашак с к ий район, Челябинская область. 1959 г.

Существовал также целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. На северо-востоке они называ-лись ъъц?ар тауы, на юго-западе — ъы$$ар уйы- ны, в бывшем Юмагузинском районе —Гквнгэк- кэ сытыу и т. д. В летние месяцы молодые жен-щины и девушки деревни собирались на берегу реки Тили на склоне горы, сообща готовили тра-диционные кушанья, пели, веселились, устраи-вали игры. Выходили на игрища также и пожилые женщины с детьми, но в массовых раз-влечениях они не участвовали, а занимались прядением, вязкой и т. д. Обычно к концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись юно-ши, и день заканчивался совместными играми де-вушек и юношей. На празднества приглаша-лись девушки из других деревень. Гостить у родственников в других деревнях, ездить на каргатуй и игрища поощрялось обычаем, и девуш-кам родители в этом не отказывали.

По всей вероятности, в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди которых занимали женские празд-ники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества — туй, ко-торые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а об-щественным праздником. Убедительно свидетельствует об этом как сама свадебная обряд-ность, насыщенная массовыми сценами и про-никнутая духом родовой солидарности, так н двоякий смысл термина туй (свадьба, празд-ник). Постепенно социальная и идеологическая подоплека этих праздников и вытекающие отсю-да функциональные их различия были забыты и в период, предшествующий Октябрьской ре-волюции, мы уже не обнаруживаем в их прове-дении прежней четко организованной системы. Более того, в XIX — начале XX в. выявилась и прокладывала себе дорогу тенденция к унифика-ции и слиянию разнородных праздников. Широ-кое распространение, очевидно, иод влиянием татар, получил и из года в год расширял сферу употребления термин Иабантуй (праздник плу-га), хотя сами празднества продолжали сохра-нять специфику скотоводческого быта (выезд на поляну со всем семейством и домашним скар-бом, сильно напоминающий перекочевку на лет-ние пастбища, большая ролі, в состязаниях конных скачек и т. д.). Мусульманское духовен-ство делало попытки придать этим древним праздникам религиозную направленность (в частности, внести сцены публичных молений об урожае и плодородии скота) и привести орга-низационные принципы их проведения в соот-ветствие с нормами и установлениями шариата (запретить женщинам участие в состязаниях и пресечь совместные игры юношей и девушек). В какой-то мере духовенству это удалось, но празднества в целом сохраняли первоначаль-ную народную основу. Женщины по-прежнему проявляли в них большую активность, принима-ли деятельное участие как в сценах массовых развлечений, так и в состязаниях, особенно в беге. В Курганской и отчасти в Челябинской об-ласти еще в первые десятилетия нашего века можно было наблюдать борьбу среди женщин. Что касается молений, то эти религиозные но-вовведения соблюдались лишь эпизодически и далеко не всюду.

Однако в течение столетий ислам влиял на дореволюционный общественный быт башкир-ского села. Праздники мусульманского кален-даря — корбан байрамы, ура$а байрамы, мэулет байрамы и другие — соблюдались башкирами, правда не с фанатической приверженностью, но довольно исправно. Праздники мусульманского календаря, будучи, как и всякая религиозная об-рядность, явлением общественным, проникли в сферу семейной жизни и стали одновременно семейными торжествами. В сущности, сугубо об-щественный официальный момент в этих празд-нествах сводился в основном к публичным моле-ниям п проповеди (вдтэз) в мечети. Основное содержание мусульманских праздников у баш-кир заключалось в том, что каждая семья заби-вала скот и принимала гостей, делала подноше-ния представителям духовенства, а также людям пожилым и бедным. Поэтому все праздники соп-ровождались массовым убоем скота. За день од-ни и те же лица успевали побывать в гостях у 5—7 хозяев и так в течение нескольких дней, иногда недели. Муллы, муэдзины и другие ду-ховные лица были обязательными и постоянны-ми участниками трапез, хотя сами они гостей у себя не принимали.

Если лето было временем ярких и многолюд-ных народных празднеств, игрищ и состязаний на лоне природы, проводимых в промежутки между отдельными циклами сельскохозяйствен-ных работ, то зимой, особенно в ее второй по-ловине, в жизни деревни наступало относитель-ное затишье. Правда, в начале зимы после убор-ки и обмолота хлебов, после перевода скота в зимние загоны, наблюдалось заметное оживле-ние в общественной жизни села. Каждый заби-вал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих род-ственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов ("кунакла- шыу), твердо вошедших в обычай. Не составля-ли исключения и бедняки, поскольку существо-вало поверье, что человека, пренебрегшего за-коном гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли пригла-шать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кух-не, присмотреть за скотом и т. д. В условиях ка-питализма, резкого социального и имуществен-ного расслоения и ослабления родственных свя-зей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же. Небольшие отклонения от этого неписаного пра 7 вила не меняли общей"жартины. Поэтому в се-зон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную гра-дацию ее населения.

С началом зимы связано и такое обществен-ное явление, как ка? вмэке. На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном сче-те, выливалось в своеобразный праздник с пес-нями и шутками, со смехом и весельем. Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева уго-щали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями деву-шек и юношей.

Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом. Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т. д. — и готовили ку-шанья. Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости (ашыъ сагыу). Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудря-лась тем или иным способом усыпить ее бди-тельность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи.

Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов. После урнаша девушки обычно оставались ночевать в до-ме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии.

Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, ма-ло обращало внимания на молодежь.

Классическим сезоном свадеб у башкир бы-ло лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в ос-новное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. наблюдалась тенденция устраивать свадь-бы в зимний период. В ряде районов, главным об-разом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась прави-лом. Поэтому первая половина зимы, характе-ризующаяся относительным достатком, изобило-вала в этих районах свадьбами, которые сопро-вождались публичными торжествами, играми и состязаниями.

Немалую роль в общественной жизни дорево-люционной деревни играли осенне-зимние яр-марки и базары. Удовлетворение потребностей сельского населения в XIX — начале XX в. за-висело в значительной мере от рынка. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав"ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, са-хар, одежду и предметы хозяйственного и бы-тового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сдел-ки и сговоры, завязывались товарищеские и де-ловые связи. Заканчивались эти встречи взаим-ными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состоя-ние. Так или иначе поездки на ярмарки и база-ры и связанные с ними события составляют ха-рактерные штрихи в картине зимней жизни до-революционного села.

Примерно с середины зимы в деревне уста-навливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник, меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю, приходил-ся на конец зимы или раннюю весну. Но это бы-ло сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скуд-ных запасов продовольствия.. С нетерпением до-жидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного бла-гополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников.

Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогод-ние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края. С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник. Сейчас в каждом клубе, Доме культу-ры проводятся новогодние вечера, балы-маскара-ды и утренники с елкой, а Дед-Мороз (Кыш ба-бай) стал у башкирских детей таким же люби-мым и желанным гостем, как и у русских.

Клубные и школьные новогодние вечера про-водятся по типу городских и мало чем отлича-ются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллиген-ции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на ориги-нальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. д. Ши-рокое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, мест-ная речь, местная обстановка, местные особен-ности культуры в целом.

Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встреча-ют Новый год за праздничным столом у елки. В таких семьях детям делают подарки от име-ни Деда-Мороза, нередко обмениваются подар-ками и взрослые. Входит в обычай обмен позд-равительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника (елки, Деда-Мо-роза, подарков), а ограничиваются лишь празд-ничной трапезой и приемом гостей. Как и Ок-тябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств. На эти дни назнача-ются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празд-нества длятся несколько дней и сопровождают-ся многолюдными увеселениями.

Одновременно и старым, и новым праздни-ком деревни является сабантуй. Старым пото-му, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге. Сформировавшись на основе древ-них праздников, он вобрал в себя все те их эле-менты, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современ-ный сабантуй в то же время существенно отли-чается от старых праздников.

Во-первых, он синкретичен, он заменил со-бой целую систему массовых сборищ и увесе-лений, соответствовавшую в прошлом много-ступенчатой родоплеменной организации кочев-ников и полукочевников; во-вторых, освободив-шись от религиозного налета, образовавшегося в народных празднествах в результате вековых усилий мусульманского духовенства, сабаптуй обогатился совершенно новыми элементами, проникшими в жизнь деревни в советский пе-риод. Иными словами, сабантуй —.это транс-формированный в соответствии с новыми усло-виями жизни деревни, традиционный народный праздник башкир. Формирование сабантуя было процессом в известной мере стихийным, проис-ходившим, главным образом, в силу глубокой и прочной связи летних празднеств с народным бытом и народной психологией. В пылу борь-бы со старыми обычаями были сделаны попыт-ки отказаться от старых названий, переимено-вать эти массовые летние торжества в спарта-киаду или массовое гулянье. Но ни то, ни дру-гое не привилось, ибо под новыми неудачными названиями слишком четко -вырисовывались контуры древнего народного праздника, вклю-чающего громадный комплекс игр и развлече-ний. В настоящее время процесс вживания са-бантуя в общественную жизнь современной социалистической деревни вполне завершился. Он хорошо гармонирует с новыми обществен-ными празднествами и мало чем отличается по своему характеру от таких праздников у дру-гих народов, как праздник урожая, праздник Песни и т. д. Нельзя не отметить, что всюду утверждается название сабантуй, вытеснив та-кие старые наименования, как джиин, майдан и другие. Правда, местами наблюдается парал-лельное существование и старых названий, но наметившаяся тенденция к унификации терми-на пробивает сопе дорогу довольно решительно. В частности, башкиры-гайнинцы Пермской об-ласти районный сабантуй по старой привычке называют бардадзинн (по наименованию рай-центра Барда), а колхозные — сабантуй. В Челябинской области сабантуй малого масшта-ба обычно, именуют тгаргатуй, а общеколхозные и районные — Набантуй, реже майдан.

Примечательно и другое. Сабантуй утвер-дился в быту и небашкирского населения рес-публики и края: русских, марийцев, мордвы и других. Этому способствовало и способствует смешанное расселение и давние культурные контакты башкир с пришлым населением, мно-гонациональный характер населения современ-ных крупных хозяйственных коллективов — колхозов и совхозов. Случается, что местом проведения сабантуя выбирается нередко село со смешанным или даже преимущественно рус-ским или иным* небашкирским населением — центральная усадьба колхоза или совхоза, рай-центр. Проводятся сабантуи и в городах Урала, в том числе в таких крупных промышленных центрах, как Челябинск, Свердловск.

Как видно, сабантуй превратился ныне в наиболее массовый межнациональный летний праздник народов Урало-Волжского региона.

К настоящему времени вполне выработа-лись и окрепли организационные формы сабан-туя: всюду празднуют его почти по одному об-разцу.

Сезон сабантуев — это время между весен-ним севом и сенокосом. Собственно и праздник- то посвящается окончанию весенних работ. Предпринимая в июне поездку в любой район Южного Урала, можно безошибочно попасть на сабантуй какого-либо колхоза, совхоза или района. Наблюдаются небольшие различия и сроках проведения сабантуя между южными и западными районами, с одной стороны, и се-верными и северо-восточными — с другой. Но различия эти продиктованы особенностями климатических условий этих районов; на юге и западе весна наступает несколько раньше, чем на севере и востоке.

Выбирается для сабантуя красивая и ров-ная местность у реки или озера. Сюда в день праздника стекается все население окрестных сел. Пестрый и шумцый поток людей, машин и повозок, велосипедов и мотоциклов в солнечное июньское утро представляет запоминающуюся картину. На площади, в центре которой уже возвышается длинный шест с· развевающимся флагом сабантуя, людей встречают транспаран-ты с надписями «Добро пожаловать на сабан-туй!», «Праздничного настроения, дорогие то-варищи!». Торговые павильоны, палатки и ав-толавки уже с вечера перебрались сюда. Весе-лая музыка, многоголосый гомон, смех...

Люди устраиваются группами или отдель-ными семьями на участке, отведенном для их бригады или деревни, и вливаются в толпу разв-лекающихся. Молодежь затевает игры, старики находят себе собеседников, своих ровесников — приятелей или слушателей, а повара ставят са-мовары, устанавливают котлы и начинают го-товить традиционный бишбармак. Для каждой бригады или аула обед готовится отдельно. Кро-ме того, каждая хозяйка берет с собой прнго- товленпые заранее кушанья и напитки, само-вар и необходимую утварь.

Современный сабантуй заметно модернизи-рован. Установлены громкоговорители, изве-щающие о распорядке праздника, оборудованы трибуны и эстрада для артистов — самодеятель-ных или профессиональных, площадки для со-ревнований по волейболу, прыжкам в высоту и длину и т. д. Где-то в стороне виден ровный ряд автомашин и мотоциклов, внушительно на-поминающих о характере нашего века. В толйе можно увидеть людей с красными повязками — распорядителей праздника и блюстителей по-рядка и в белых халатах — медицинских работ-ников.

Праздник открывается торжественным ми-тингом. Председатель колхоза или директор совхоза оглашает итоги весенних работ и вру-чает премии победителям социалистического соревнования. Премии даются как отдельным лицам, так и целым коллективам: бригадам, от-делениям, фермам. Митинг — одно из новшеств в распорядке сабантуя, вызванных к жизни ха-рактером общественных отношений нашего вре-мени и потому — вполне оправданных. Но не-редко люди, подверженные бюрократизму, охот-ники до длинных докладов и словесных пре-ний, стремятся выхолостить колорит народного праздника, проявляют недопонимание игрового начала в нем и стараются превратить его в оче-редное мероприятие. К счастью, таких против-ников сабантуя с каждым годом становится все меньше, и народный праздник, не изменив сво-ей природы, входит в полную свою силу.

Самовар — почетный приз на сабантуях. Налаирский совхоз. 1961 г.

Сабантуй наших дней, как и старый, — праздник преимущественно спортивный, в про-грамме которого большое место занимают тра-диционные состязания, особенно конные скач-ки и национальная борьба.

На скачки, которыми начинается спортив-ная часть праздника, собираются все участники сабантуя. Для башкир это не только занима-тельное зрелище,. 5десь каждый заинтересован в исходе: чей конь будет самым быстрым и вы-носливым, и кто окажется его достойным наезд-ником? Заинтересованность эта имеет свою из-вилистую историю. В далеком прошлом в осно-ве ее лежало чувство родовой солидарности, а в эпоху капитализма на первый план выступа-ли соображения материальной выгоды, нажи-вы. В ход были пущены подкупы, угрозы, дра-ки. Древняя традиция теряла породившую ее почву и смысл. Лучший конь уже не был са-мым лучшим, а батырами становились не са-мые ловкие и сильные. Решали деньги и власть. Советское время избавило эту народную тради-цию от насилия. Основой заинтересованности в спортивных соревнованиях — скачках, борьбе и т. д. — снова стала солидарность людей — на этот раз солидарность трудовых коллективов.

Из разных аулов набирается до двух десят-ков и более скакунов. Наездниками, как прави-ло, выступают подростки. В зависимости от особенностей местности выбирается дистан-ция — круговая пли прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие копи, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша радио объ-являет победителей (кличку лошади, имя на-ездника, название колхоза) и присуждаемые награды. В прошлом джигитов встречала у фи-ниша девушка или самая молодая в деревне за-мужняя женщина. Всадник, который первым заканчивал дистанцию, на скаку вырывал из ее рук вышитый. їїлаток, тканое или вышитое полотенце Кое-где сейчас устраивают сорев-нования в упряжках.

Скачки, как и борьба, привлекают всеобщее внимание на сабантуе. Зилаирский совхоз. 19 64 г.

После традиционного бега начинается борь-ба. О башкирской борьбе писалось много и до революции, и в наше время. Приемы борьбы остались прежними, и, очевидно, потому судья-ми являются обычно пожилые. Этот народный вид спорта хотя и несколько утратил прежнее значение, но и ныне он очень популярен. Борь-ба, так Hie как скачки, привлекает наибольшее число зрителей. Самые ценные призы присуж-даются борцам; лучшие борцы пользуются из-вестностью и славой.

Арена представляет круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители и бу-дущие участники. Внутри круга располагают-ся двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы-подарки. В середи-ну выходит один из желающих побороться и берет у судьи кушак или полотенце. За ним вы-ходит второй, который уже успел присмотреть-ся к противнику и мысленно оценил его силу. Противники обхватывают друг друга полотен-цами по талии так, чтобы правая рука одного проходила под левой другого, и начинают борь-бу. Победителя усаживают на особо отведенное место в круге, а побежденный получает поощ-рительный подарок и выбывает из круга. Вы-ходят вторая, третья, четвертая пары борцов и каждый раз побежденный, получив положен-ный поощрительный приз, выбывает из числа борцов, а победители устраиваются внутри кру-га. И так до тех пор, пока не испытают свои силы все желающие принять участие в сорев-новании. По такой же системе устраиваются встречи между победителями и призы вручают-ся только тем, кто терпит поражение. Число ту-ров зависит от числа участников и с каждым туром возрастает ценность приза. Лишь послед-ний приз, наиболее ценный и почетный, при-суждается победителю финала.

По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значи-тельной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. д. Ценность призов для победителей борь-бы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его ор-ганизаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. д. Предметы эти приобретаются на средст-ва, выделенные колхозами, совхозами или дру-гими предприятиями и учреждениями.

Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований. Расширение программы сабантуя (включение новых видов спорта, митинг, концерты художе-ственной самодеятельности и артистов) потре-бовало сократить время, отводимое для борьбы. ^ прошлом же борьба устраивалась но принци-пу «выходить на победителя». Каждый борол-ся не переставая до тех пор, пока ого не победят, поэтому наиболее опытные п сильные борцы выступали только в конце. Правда, слу-чалось и так, что уверенный в своих силах известный борец выходил на арену одним из первых и, свалив с десяток людей, не находил себе противника; ему вручали премию и этим заканчивал осі, состязание.

В организации башкирской борьбы проявля-ется еще одна современная черта — кое-где на сабантуях борцов начинают разбивать на кате-гории по их весу. Пока трудно скачать, на-сколько это явление понравится народу, но оно имеет сейчас весьма ограниченное распро-странение.

Борьба, скачки, бег взапуски представляют основные традиционные состязания башкир. Начиная с прошлого века они составляют стер-жень спортивной программы сабантуя. В более отдаленные времена, как свидетельствуют об этом многочисленные предания и фольклорные сюжеты, такое же значение имела стрельба из лука. Целыо служил перстень знатной и кра-сивой девушки, па руку которой претендовали батыры-джигиты и моргены.

Остальные виды состязаний были с шуточ-но-юмористическим акцентом π носили харак-тер занимательных зрелищ, развлечений. Эту природу они сохраняют и в наши дни. Таковы бой мешками, наполненными сеном; бег в меш-ках; бег мужчин, попарно связанных за ноги; бой горшков с завязанными глазами; бег с лож-кой в зубах, в которой находится сырое яйцо; перетягивание друг друга канатом (группами и в одиночку); лазание по качающемуся нак-лонному бревну; лазание на шест и т. д.

Сцена для сабантуя. Нязенетровский район, Челябинская область. 1959 г.

Спортивная программа современного сабан-туя стала шире: она включает ряд новых для башкир видов спорта: прыжки в длину и в вы-соту, поднятие тяжестей (гири, штанги), во-лейбол и т. д. Заметно пополняется также арсе-нал шуточных состязаний. В частности, кое- где практикуется соревнование велосипедов на самый тихий ход.

Составной частью сабантуя становятся кон-церты художественной самодеятельности и вы-ступления артистов. Разумеется, это новшест-во, но оно имеет своего предшественника. Про-образом этих концертов в прошлом были состя-зания импровизаторов-острословов и музыкантов.

После праздничного обеда взрослые и дети разъезжаются по домам. Но долго еще, до позд-него вечера, в долине не умолкают громкий смех, шутки и песни молодеяш.

Таково основное содержание современного башкирского сабантуя. В нем сохранилось то, что не противоречит духу нашего времени, со-ответствует сложившимся общественным при-вычкам и представлениям. Спортивно-игровое начало в нем, освобожденное от религиозных ограничений и торгово-деляческих сделок, за-звучало по-новому. В структуру этого народно-го праздника общественность ввела немало новшеств. Примечательно, что эти нововведения в своей подавляющей части, вытекая из‘ самой сущности современной общественной жизни, в то же время являются органическим продолже-нием традиций.

К настоящему времени вполне окрепли ор-ганизационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования празд-ника исчерпал себя и должен прекратиться. Этот поистине народный праздник как слож-ный и единый комплекс различных спортивно-игровых и общественно-бытовых действий яв-ляется продуктом многовекового коллективного творчества народа. И в каждом отдельном слу-чае конкретные условия жизни ставили и впредь будут ставить перед организаторами са-бантуя все новые и новые вопросы, которые нужно решать в процессе проведения праздни-ка. Отсюда живучесть сабантуя, его удивитель-ное соответствие на каждом новом этапе образу жизни и психологии народа. В этом же заклю-чается одна из гарантий его совершенствова-ния в будущем.

Кроме того, в настоящее время наметился определенный круг общих вопросов, возникших в связи с включением в распорядок праздника новых видов спорта и художественной самодея-тельности. Программа сабантуя, как отмеча-лось выше, значительно расширилась, и это об-стоятельство привело к многоплановости празд-ника, к параллельному проведению соревнова-ний одновременно по нескольким видам спорта. В свою очередь, это в заметной мере наруши-ло прежнюю стройность и целеустремленность праздника, обусловило некоторую рыхлость его организационного строения, особенно к концу торжеств. Не случайно, что вторая половина сабантуя, начиная с борьбы, проходит менее организованно, чем начало. Общественности, вероятно, предстоит решить вопрос о некотором ограничении программы в целях обеспечения ее организационной компактности, о целесооб-разности или нецелесообразности включения в нее тех или иных видов спорта, о месте и ро-ли художественной самодеятельности, о соотно-шении спортивного и культурного, официаль-но-делового и игрового начал.

В процессе культурного сотрудничества на-родов в жизнь башкирской деревни проникают новые традиции, новые обряды и праздники. К числу их относится праздник Урожая, став-ший сейчас общесоветским сельским праздни-ком. Инициаторами этого праздника являются общественные организации, в первую очередь партийная и комсомольская. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы праздник как можно был ярче, торжественнее. Вот как про-ходил этот праздник, в частности, в колхозе им. Кирова Кумертауского района. Дом куль-туры колхоза празднично убран. Обширное светлое фойе вместило все богатство красок. В центре внимания большая выставка урожая, на которой представлены экспонаты всех выращи-ваемых в колхозе культур: тучные снопы пше-ницы, ячменя, проса, овса и т. д. Рядом с вы-ставкой — Доска почета, украшенная букетами полевых цветов. На трибуну поднимается сек-ретарь парткома, который рассказывает о за-служенных людях колхоза. Председатель кол-хоза вручает Почетные грамоты и премии ве-теранам колхозного труда. Под звуки горна и дробь барабана по центру зала торжественно проходят со знаменем пионеры и приветствуют своих родителей. Они благодарят взрослых за их героический труд, за свое счастливое детст-во и вручают цветы членам президиума.

После небольшого перерыва в зале гаснет свет. На экране световая сатирическая газета «Чаян». Она отражает итоги рейда, проведен-ного по· животноводческим фермам и лагерям. В конце торжества выступают самодеятельные артисты.

В крупных населенных пунктах и в район-ных центрах во время праздника Урожая устраиваются гулянья и массовые развлечения в парке культуры или на поляне, спортивные состязания и пгрнща.

Указом Президиума Верховного Совета СССР введено празднование Дня работника сельского хозяйства. 7 октября НИН) г., когда впервые отмечался этот праздник, в клубах л Дворцах культуры, в парках и на стадионах состоялись массовые торжества трудящихся деревни. Передовики сельскохозяйственного производства были награждены премиями и грамотами, в их честі, были устроены концер-ты. В ряде районов к лтому дню были приуро-чены смотры-фестивали художественной само-деятельности. Местами, следуя старому обы-чаю, были организованы традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и другим видам спорта.

Есть все основания верить, что День работ-ников сельского хозяйства станет в скором бу-дущем всенародным традиционным праздником осени в деревне, который вберет в себя наибо-лее удачные элементы ранее существовавших, но еще не успевших превратиться в народную традицию осенних праздников — Урожая, Зо-лотой осени. Тот опыт, который накоплен пар-тийно-советскими органами и комсомольскими организациями. по устройству этих праздников, поможет быстрому оформлению организацион-ных принципов нового праздника. Будет спо-собствовать этому и тот факт, что осенний праздник села получил отныне юридическое оформление.

Становятся традицией профессиональные праздники: День механизаторов, День живот-новодов. В праздничной обстановке отмечают свой день учителя, работники кооперации, ме-дицинские работники и т. д. Обычно все эти праздники, в том числе и регламентируемые государственным законодательством (День учи-теля, День рыбака) приурочиваются к окон-чанию или началу цикла работ по данным про-фессиям. Каждый из этих профессиональных праздников состоит из двух частей: первой — официально-деловой, во время которой подводятся итоги прошедшего сезона (учебно-го года, отчетного периода, хозяйственного го-да и т. д.), происходит обмен опытом и мнения-ми, и второй — развлечени й. Вторая часть включает концерт, праздничный обед, часто гулянья, спортивные состязапия и игры.

Как видно, бытующие в современных усло-виях общественные праздники деревни весьма разнообразны. Это разнообразие соответствует многогранности народного быта, сложности и многоплановости общественной жизни. Они различаются не только по своему содержанию и назначению, но и по своей общественной зна-чимости, по степени проникновения их в народ-ный быт, по маоштабам и степени воздействия на людей, на ик образ жизни, психологию. Од-ни праздники опираются на вековые традиции и проходят по установившимся канонам, дру-гие — такие, как например, общесоюзные торжества, хотя и не имеют столь длительной истории, но благодаря своей значи-мости прочно утвердились в народной жизни и украсили ее. В то же время большая часть празднеств переживает стадию первоначально-го оформления, становления, еще не успев об-расти необходимой обрядностью, не успев стать общественной привычкой, потребностью. Это относится прежде всего к профессиональным праздникам и праздникам-мероприятиям, кото-рые пока еще устраиваются по почину общест-венных организаций.

Такие различия в степени внедрения празд-ников свидетельствуют о подвижности совремейного быта. В наши дпи народный быт стал намного динамичнее, хотя относительный его консерватизм, в сравнении с темпами производ-ственной и политической жизни, остался в си-ле. Общественный быт, в том числе общественные празднества, составляют наиболее чуткую на внешние и внутренние возбудители, наибо-лее живую и изменчивую часть пародного быта.

Н. В. Бикбулатов

Из книги «Башкирский аул», Уфа, Башкнигоиздат, 1969

Каргатуй

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.

Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.

Йыйын

Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Кякук сяйе

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Ураза-байрам

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста) и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (Благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и другие) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.