Нужно ли новорожденному давать пить воду

Новорожденный малыш с удовольствием сосет грудь или бутылочку, исправно отправляет свои естественные нужды, развивается соответственно своему возрасту. Вроде все в порядке, но практически у каждой мамочки возникает множество вариантов ситуаций «Все ли мы правильно делаем?». Одним их таких вопросов является проблема с «жаждой» младенца. Можно ли давать воду новорожденным детям, и нужна ли ли ему дополнительная жидкость, особенно в жаркое время года?

Нужна ли питьевая вода новорожденному ребенку

Кажется, что питьевая вода просто необходима каждому человеку, особенно очень маленькому. Однако в случае с младенцами не столь все однозначно. Так нужно ли давать обычную воду новорожденному или можно обойтись без нее? А если можно давать воду, то когда, с какого момента?

Потребность в питьевой воде ребенка зависит от метода кормления младенца: грудного, искусственного или смешанного.

Вода новорожденному малышу при грудном вскармливании

Дилемму с питьевой водой для малыша можно решить быстро, рассмотрев состав женского молока. Грудное молоко в своем составе содержит 90% воды, на оставшиеся 10% приходятся жиры, белки, углеводы, необходимые микроэлементы и витамины. Как видно, при грудном вскармливании новорожденный получает вполне достаточное количество воды.

Вопрос о том, нужно ли давать воду новорожденным при грудном вскармливании, имеет следующее решение: в воде малыш не нуждается. Ведь излишнее количество жидкости заполнит маленький объем желудка ребенка, и он недоест нужного количества грудного молока. В результате маме придется сцеживать излишки, иначе количество вырабатываемого молока в груди резко упадет.

До двух месяцев давать младенцу воду не стоит. На третьем месяце в жаркое время если ребеночек потеет или у него сохнет во рту можно предложить ему водички, но только из ложечки. Во-первых, использование бутылочки с соской чаще всего приводит к отказу от сосания груди (при сосании из бутылочки малыш прикладывает меньше усилий). Во-вторых, возникнет в будущем, ведь малыш уже привыкнет использовать ложку.

Самое главное, воду надо только предлагать, но не поить насильно. Делать это надо между кормлениями в небольшом количестве (один-два глоточка). Ребенок лучше всех «знает», что ими нужно: захочет, попьет воды, а нет просто выплюнет. А лучше просто в жаркое время малыша чаще прикладывать к груди, ведь первая порция молока не очень жирная (она даже отличается голубоватым цветом) и ребенок вполне может обойтись без воды.

Читаем подробно:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Нужна ли ребенку вода при искусственном и смешанном вскармливании

По сравнению с составом грудного молока адаптированные смеси содержат большее количество белка. Поэтому, при искусственном вскармливании малыша надо поить с первого дня между кормлениями. Объем выпитой воды не надо прибавлять к объему пищи, а поить малыша при необходимости. Малышей-искусственников можно поить из бутылочки или с ложечки.

При смешанном вскармливании можно поить малыша водичкой, но в несколько меньшем количестве . В среднем маленький ребенок может выпить за сутки 100-200 мл воды.

Вода при икоте

Икота — это внезапное сокращение диафрагмы и стенок гортани. Для детей до года , так как функции диафрагмальной мышцы в этом возрасте легко возбудимы. У малышей причиной икоты может быть переохлаждение, попадание воздуха в желудок при кормлении, жажда, нервное возбуждение, в кишечнике.

Чтобы избавиться от икоты надо просто устранить ее причину. При переохлаждении надо согреть малыша. Воздух из желудка уйдет, если поносить его вертикально. Причину икоты устранят несколько глотков теплой питьевой водички. Газы в кишечники поможет вывести настой семени укропа или, положенная на животик, теплая пеленка.

Итак, поить малыша при икоте можно. Вода поможет снять спазм диафрагмы, устранив причину икания.

Какую воду и когда давать новорожденному младенцу

Сейчас в аптеках и специализированных детских магазинах можно купить специальную бутилированную воду для новорожденных. Такая вода содержит сбалансированный состав солей и минералов для определенного возраста, который указан на упаковке. При невозможности купить такую воду, подойдет обычная прокипяченная и остуженная до комнатной температуры вода.

Грудничкам до полугода давать попить воды необходимо в двух случаях: когда у него или . Но даже при болезни и грудное молоко прекрасно справится с поставленными задачами. Оно восстановит недостаток жидкости, образующийся в результате потоотделения, и в нем можно растворить лекарство для больного ребенка. Дополнительную жидкость ребенок получает когда вы поите малыша отваром семени укропа или фенхеля.

После шести месяцев вместе с прикормом можно начинать давать и воду. Лучше всего налить ее в личную кружечку малыша и поить из нее или, в крайнем случае, из ложечки. Не стоит для поения ребенка применять бутылочки с сосками.

Давать ли воду новорожденному ребенку?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Вода - это главнейшая часть нашей жизни. Важность воды для человеческого тела неоспорима. Достаточное количество жидкости необходимо любому организму, в том числе и новорожденному крохе. Рассмотрим особенности питания младенца и поищем ответы на вопрос, насколько необходима, полезна и когда можно давать воду новорожденному?

Особенности грудного вскармливания

Материнское молоко – идеальное питание для младенца.

  • на 90% состоит из воды,
  • содержит оптимальное сочетание питательных веществ и микроэлементов, для роста и здорового развития вашего ребенка,
  • способствует постепенному щадящему заполнению пищеварительной системы новорожденного необходимыми ферментами,
  • поддерживает здоровый бактериальный баланс в кишечнике ребенка,
  • содержит антитела, поддерживающие иммунитет новорожденного во время болезней и вирусов,
  • при правильно налаженном грудном вскармливании вырабатывается в достаточных количествах, чтобы обеспечить ребенка питанием и жидкостью.

Грудное молоко и вода

Надеюсь, что в пользе грудного молока сомнений у вас не осталось. А теперь причины, которые позволят понять: стоит ли давать новорожденному воду?

  1. Новорожденный не отличает пока чувства голода от жажды.

Желудок младенца имеет размер примерно с его кулачок. Заполнение маленького желудка дополнительной водой помимо грудного молока не несет новорожденному никакой пользы.

  1. Когда маленький желудок новорожденного заполняется водой, в нем остается меньше места для материнского молока, а следовательно, сокращается объем питательных веществ поступающих в организм младенца.
  2. Вода даже самого хорошего качества не гарантирует безопасности для пищеварительной системы малыша. Если ребенка постоянно допаивать водой, риск дисбактериоза возрастает в три раза.
  3. Грудное молоко в отличие от воды - чистое, безвредное и укрепляющее иммунитет малыша.
  4. Дополнительная вода, предлагаемая грудному ребенку до 3-х месяцев, перегружает его почки. Солей в материнском молоке ровно столько сколько нужно малышу. Вода же выводит через почки те соли, которые поступают в организм ребенка с материнским молоком.
  5. Если давать воду грудничку вместо прикладывания к груди, то нарушается процесс выработки грудного молока.

Молоко вырабатывается в достаточных для ребенка объемах в ответ на стимуляцию. Когда ребенок сосет грудь, молоко прибывает.

Читайте также по теме увеличения лактации:

  • Что нужно делать, чтобы было много грудного молока? >>>

Трудно себе представить, что обыкновенная вода может быть настолько неполезной и даже вредной для неокрепшего организма младенца. Зная те факты, которые мы разобрали выше, вы сможете не совершать ошибок и успешно кормить грудью.

Когда допаивать грудничка нужно?

Вода появляется в питании грудного ребенка с началом введения прикорма. При хорошо налаженном грудном вскармливании младенцу не требуется никакое дополнительное питание кроме материнского молока до возраста 6 месяцев.

После введения прикорма малыша уже можно допаивать водой. Для дополнительного питья лучше всего выбрать не соки, а чистую воду, либо структурированную (талую) воду, которая лучше всего усваивается детским организмом.

Однако многие детки предпочитают пополнять запас жидкости, запивая твердую пищу материнским молоком. Активно пить из кружечки начинают после годовалого возраста.

Как убедиться, что младенец получает достаточно питания и жидкости?

Хватает ли ребенку грудного молока? Прежде чем в порыве беспокойства давать грудничку воду, следует объективно оценить, насколько правильно налажен процесс питания и как чувствует себя ребенок:

  • Общая прибавка в весе за месяц должна быть больше 500 грамм.
  • Количество мочеиспусканий 10-12 раз в день говорит о том, что малышу достаточно жидкости из материнского молока.

Если вы прикладываете ребенка к груди по требованию , не выжидая по несколько часов между кормлениями, то он получит достаточно питания и жидкости из грудного молока.
Смотрите видео по теме допаивания грудничка:

Дополнительная жидкость при болезни

Если у малыша поднялась температура, или произошло расстройство стула, ему обязательно нужна дополнительная жидкость.

Однако не спешите хвататься за бутылочку с водой. Нет более подходящей жидкости для грудничка при недомогании, чем мамино молоко.

Прикладывайте ребенка чаще к груди. Он получит из молока и так необходимую ему воду, и все нужные для противостояния болезни микроэлементы.

Если у ребенка при сильном поносе наблюдаются признаки обезвоживания, следует немедленно обратиться за неотложной медицинской помощью.

Признаки обезвоживания

По каким признакам определить, что новорожденному ребенку действительно не хватает жидкости:

  1. Мочеиспускания 6 и менее раз в сутки, небольшие по объему.
  2. Цвет мочи концентрированно-желтый.
  3. Ребенок вялый.
  4. Сухость глазок и губ.
  5. Может наблюдаться западение родничка.

При подозрениях на обезвоживание, следует незамедлительно обеспечить ребенку адекватную врачебную помощь.

Вода в жару

Жаркое время года или сухой воздух иногда считаются вескими аргументами для того, чтобы давать дополнительную воду грудничку.

Однако опыт жарких стран показывает, что предлагая ребенку в жару грудь вместо бутылочки с водой вы действуете более эффективно:

  • Грудное молоко богато всеми необходимыми ребенку солями и минеральными веществами, чтобы помочь организму новорожденного пережить жару.
  • Пережить жаркое время поможет соответствующая (более легкая) одежда.
  • Обтирайте тело ребенка водой и дополнительно увлажняйте воздух в помещении – такие действия будут более эффективны, чем давать пить воду новорожденному.

В сильную жару малыш будет чаще и активнее требовать прикладываться к груди. Грудное молоко в достаточных количествах, а не вода в жару помогают уберечь ребенка от обезвоживания.

Вода при искусственном вскармливании

Искусственные смеси для кормления младенца содержат большее количество белка, чем материнское молоко. Поэтому новорожденному «искуственнику» дают дополнительную воду.

Допаивать малыша можно из бутылочки или из ложечки.

Количество смеси не должно уменьшаться за счет предлагаемой ребенку водички. Допаивайте младенца между кормлениями.

Объем дополнительной воды для малыша на искусственном вскармливании составляет от 100 до 200 мл в сутки.

Для того, чтобы максимально обезопасить кишечную микрофлору малыша, предлагайте ребенку специальную воду для младенцев. Она продается в аптеках и содержит необходимый состав минералов, солей и микроэлементов.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Новорожденному давать воду, очень актуален. Ответ не может быть однозначным. Ведь все зависит от того, находится ребенок на искусственном или естественном вскармливании. В первом случае ответ очевиден: «Да». Ребенок может выпить около 100 мл воды в течение дня. Такое количество считается нормальным. Нельзя лишать малыша воды, если он ее просит. Ведь она необходима для того, чтобы организм нормально функционировал.

Важность воды

Сегодня те мамы, у которых есть взрослые дети, могут уверенно заявить, что для малыша очень опасно обезвоживание организма. Поэтому вопрос о том, нужно ли новорожденному давать воду, возникает в основном у неопытных родителей. Наши бабушки утверждают, что поить ребенка нужно, а современные врачи уверяют, что нет. Многие просто не знают, какую воду давать новорожденному. Некоторые считают, что нужно давать кипяченую, а многие просто убеждены, что необходима только специализированная вода.

Последние абсолютно правы. Ведь считается мертвой. Она лишена всех необходимых микроорганизмов и минералов. Поэтому лучше отдать предпочтение бутилированной детской воде, которая создана специально для малышей. Но это то, что касается детей на С грудничками вопрос обстоит сов

сем иначе.

Многие мамы, которые кормят своего малыша грудью, просто не знают, нужно ли новорожденному давать воду. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо вернуться на несколько лет назад. Тогда не было очищенной воды, и родители опасались нанести вред здоровью своего малыша. Поэтому предпочитали его просто кормить грудью. Допаивать малыша начинали только тогда, когда он получал «взрослую» пищу. настоятельно рекомендует не давать детям, которые не достигли полугода, воду вообще, поскольку ее прием таит в себе ряд опасностей.

Недоедание. Детский желудок принимает столько еды, сколько он способен. Поэтому если малыш выпил 50 г воды, то он недополучит столько же молока, которое так важно для его развития.

Сокращение выработки молока. Ребенок, который напился воды, просто отказывается от груди. Именно поэтому у женщины молока прибывает гораздо меньше. Особенно опасно поить ребенка ночью. Ведь именно в это время улучшается лактация.

Дисбаланс пищеварительной системы малыша. Новорожденный имеет стерильный кишечник, и во время естественного вскармливания он засевается только полезной микрофлорой. Вода может ухудшить этот баланс, и у ребенка разовьется дисбактериоз.

Отказ от груди. Обычно мамы поят детей бутылочкой с соской. Многие малыши после этого просто отказываются брать материнскую грудь.

Ошибочные мнения

Однако есть такие специалисты, которые на вопрос о том, нужно ли новорожденному давать воду, однозначно твердят, что нужно. У них есть ряд доводов.

Вода помогает бороться с младенческой желтухой. На самом деле это не так. Желтуху вызывает билирубин, а он является жирорастворимым веществом, поэтому может выводиться только с молоком.

Молоко - это еда, которую необходимо запивать водой. Это не так. Почти на 90 % молоко состоит из воды. Новорожденный вообще не отличает понятия «голод» и «жажда», именно поэтому возникает ложное насыщение.

Теперь мы видим, что на вопрос о том, нужно ли давать воду новорождённому, существует однозначный ответ: «Нет». Дети умнее взрослых, и многие даже сами отказываются от воды и начинают ее пить только ближе к году.

Нужно ли поить грудничка водой? На этот счет существует огромное количество мнений. Одни врачи утверждают, что малыша необходимо «допаивать», предлагая ему несколько чайных ложек между кормлениями. Другие эксперты, наоборот, говорят о том, что грудному ребенку не нужно давать воду до шестимесячного возраста. Однако существуют некоторые рекомендации, позволяющие разобраться, нужна все-таки вашему ребенку вода или нет.

Из этой статьи вы узнаете:

Некоторые педиатры уверяют мамочку, что если она будет поить новорожденного водой, то ее молоко просто-напросто пропадет. Однако как показывают исследования, данная теория ошибочна.

В первые 28 дней своей жизни ребенок абсолютно не нуждается в воде, поскольку получает необходимое количество жидкости вместе с материнским молоком. Но по прошествии этого срока поить ребеночка водой просто обязательно.

Нельзя забывать о том, что материнское молоко уже само по себе более, чем на 80% состоит из воды. Но, к сожалению, полностью утолить жажду малыша с помощью молока невозможно. А ведь симптомы жажды достаточно тяжело переносятся и взрослым человеком, не говоря уже о маленьком ребенке!

Что же касается малышей, взращиваемых на искусственном питании, то дополнительное потребление жидкости им просто необходимо. Рекомендуемая норма потребления ребенком воды составляет около 60 мл в день. Вода для грудничка должна быть комнатной температуры или чуть теплее.

С месячного возраста ребенок пытается как можно больше двигаться, чем усиливает потоотделение своего организма. В связи с этим потеря жидкости неизбежна, поэтому восполнять ее просто необходимо.

Большинство родителей совершает одну и ту же распространенную ошибку. Они очень сильно переживают за качество жидкости, которой они поят своего ребенка. Поэтому перед тем как напоить ребенка, они ее кипятят. Однако кипяченая вода не поможет избавиться ребенку от жажды, а также наполнить организм необходимыми для здоровья микроэлементами — они разрушаются при термической обработке. В связи с этим ни в коем случае не кипятите воду перед тем как дать ее малышу.

Поить ребенка следует тщательно профильтрованной или специализированной бутилированной детской водой.

Бытует мнение, что вода может вызвать у новорожденного дисбактериоз. Но современная медицина доказала, что эта информация неверна. Поэтому не стоит бояться, что жидкость может навредить вашей крохе.

Решать, давать ли воду новорожденному или нет, конечно же, только его родителям. Но большинство педиатров считают, что она для грудничка жизненно необходима.

Когда давать воду малышу

Еще один спорный вопрос – когда давать воду грудничку? Здесь также существует несколько мнений. Одни считают, что жидкость можно дать попробовать ребенку только с годовалого возраста, другие не видят ничего страшного в том, чтобы начать поить ребенка после месяца жизни. Ответ прост: поить ребенка следует с 25-30 дней от его рождения. Ведь именно с этого возраста ему перестает хватать молока для утоления жажды.

Итак, при каких обстоятельствах обязательно необходимо давать воду малышу?

  • Чтобы избежать обезвоживания организма, давайте ее малышу в особо жаркие дни, а также зимой во время сезона отопления.
  • Следите за потоотделением ребенка, если оно повышено – дайте крохе чуть больше жидкости.
  • Воду необходимо давать при симптомах простуды, а также во время повышенной температуры у малыша. Скорее всего, он откажется от употребления грудного молока, поэтому утолить его жажду с помощью воды просто обязательно.
  • Если у малыша диарея, то спасти его от обезвоживания поможет только очищенная вода.
  • Если у ребенка обнаружилась желтуха, то с помощью воды избавиться от заболевания будет гораздо проще.

Большинство педиатров советуют молодым мамам давать воду малышам ночью. По их мнению, это поможет отучить ребенка от требования ночных кормлений. Он будет пить воду, успокаиваться и сразу засыпать. В конце концов, малыш вообще перестанет просыпаться по ночам. Однако не забывайте, что иногда ребенок не спит из-за нехватки внимания, поэтому родители обязательно должны проявлять свое тепло и заботу.

Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не поите новорожденного водой против его воли. Если малышу не нужна жидкость и он не хочет пить, то он обязательно начнет кричать и плакать. Если же малыш нуждается в воде, то вы сразу же поймете это по его поведению и внешнему виду.

Сколько давать воды грудничку

Несомненно, детям обязательно нужна вода. Однако в таком маленьком возрасте они не могут определить, сколько именно жидкости им нужно потреблять. Поэтому родители обязательно должны учитывать дозировку . Если же мама с папой не будут этого делать, то в скором времени ребенок может отказаться от употребления грудного молока, выпивая воды больше нормы и наполняя ей свой желудок. Это приведет к тому, что малыш просто потеряет аппетит, а ведь в молоке содержится огромное количество витаминов, необходимых для роста и развития крохи.

Дневная норма потребления воды малышом не должна превышать более 60 мл. Не давайте малышу более 20 мл. за один раз, чтобы не перегрузить почки и мочевыводящие органы грудничка. Лучше всего поить ребенка с помощью ложечки, тогда родителям будет проще проконтролировать дневную дозу.

Допаивание ребенка водой

Допаивать ребенка просто необходимо, особенно в жаркую погоду. Для таких целей не забывайте всегда носить с собой небольшую бутылочку.

Чтобы малыш не выпил больше нормы, родители обязательно должны следить за дозировкой. Если родители определили, что ребенку необходимо попить между кормлениями, то количество жидкости не должно превышать 20-30 мл.

Ни в коем случае не поите ребенка перед тем, как приложить его к груди. Ведь так он выпьет меньше молока, что приведет к потери жизненно важных витаминов и микроэлементов.

Какую воду давать грудничку

Для новорожденных лучше всего использовать специальную детскую бутилированную воду. Такая вода тщательно очищена, она негазированная и полностью подходит для поения ребенка.

Помимо того, готовить еду для ребенка (супы, каши и т.д.) следует на той же воде. Детская вода уж точно не навредит грудничку.

Что касается воды из-под крана, то применять ее нужно с особой осторожностью, а предпочтительнее будет, все-таки, отказаться от ее использования. Дело в том, что в ней содержатся различные микроорганизмы и болезнетворные микробы, которые способны навредить организму малыша.

Однако если у вас дома имеется фильтр глубокой очистки, то за здоровье крохи можно не переживать. Такая вода для ребенка полезна и безопасна.

Особо полезной для здоровья считается талая вода. Для того чтобы ее приготовить, налейте в миску или кастрюлю очищенную холодную воду и поставьте ее в морозилку. Когда вода полностью замерзнет, вытащите ее из морозилки и поставьте в теплое место. Талая вода очень благотворно влияет на организм.

Не следует давать крохе слишком холодную или, наоборот, горячую воду. Следите за тем, чтобы температура жидкости, предлагаемой малышу, не превышала 23 — 25 градусов по Цельсию.

Малышам, не достигшим годовалого возраста, ни в коем случае не давайте жидкость с газом. Она может спровоцировать раздражение кишечника, что особо тяжело переносится детьми в таком возрасте.

Некоторые родители подслащивают воду для грудничка, добавляя в нее сахар. Однако это не приводит ни к чему хорошему. Сладкая вода в таком возрасте способна полностью нарушить обмен веществ, а также спровоцировать появление кариеса, даже если малыш еще не обзавелся зубами.

Как узнать, что вашему малышу не хватает воды

Существует ряд симптомов, которые позволяют понять, что ребеночку не хватает жидкости, а именно:

  • вялость, апатичность малыша;
  • сухость слизистых;
  • западание родничка;
  • недостаточное мочеиспускание (менее шести раз в сутки);
  • резкий запах мочи;
  • изменение цвета мочи.

Данные признаки свидетельствуют об обезвоживании организма малыша. Если симптомы недостатка жидкости обнаружены, то почаще прикладывайте малыша к груди. Между кормлениями допаивайте ребенка, давая ему не более 20 мл за один раз. Такие простые манипуляции помогут привести водный баланс в организме ребенка в норму.

И наконец о том, как поить водой грудничков. Здесь есть несколько вариантов:

  • Ложечка. Это специальные ложки с формой, подходящей для детского ротика;
  • Шприц. Впрыскивайте капли в рот малыша — пусть это сопровождается и элементами игры, чтобы ребенок не испугался;
  • Начиная с 5-6 месяцев можно использовать специальные поильники, которые малыш сможет сам сможет удерживать ручками (есть так называемые «непроливайки»);
  • Бутылочка. Производители предлагают большой их ассортимент. Но не все крохи любят пить из бутылочки, им хочется попробовать что-то еще.

Вода для новорожденных (грудничков) — важное условие их нормального роста и развития.