Как выучить с ребенком цифры до 10. Как научить ребенка запоминать цифры

Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.

Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.

Цифры — образы

Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.

Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов . Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.

Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом . Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.

Цифры — слова

Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента . Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв .

Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру . Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.

Еще один интересный методподбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить . Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.

Числа — числа

Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами . Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.

Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (

Содержание статьи:

Родители, у которых подрастают маленькие детки, сталкиваются с проблемой: начинать обучать их счету, чтению, письму как можно раньше, чтобы в школу ребенок уже шел подготовленный или же не отягощать детство ребенка занятиями, позволив выполнять учителям свою работу? Те, перед кем стоит такой сложный выбор, всегда могут найти компромисс: заинтересовать малыша настолько, чтобы он сам хотел учиться. Как эффективно выучить с ребенком цифры, чтобы ему было интересно, расскажет данная статья.

С какого возраста можно учить цифры с ребенком?

Многие полагают, что дети учатся считать практически перед поступлением в первый класс. Однако уже в полтора года, когда многие малыши еще не разговаривают и имеют слабо развитую моторику, дети начинают активно интересоваться количеством предметов и вырабатывают собственную стратегию подсчета количества предметов. Поэтому первые попытки знакомства ребенка со счетом можно начинать уже в возрасте восемнадцати месяцев.

Не стоит торопить события и ожидать, что ребенок сразу выучит цифры как они выглядят и называются. Четкие умения устанавливать закономерность между изображением цифры и количеством, которое она обозначает, приходит только в промежутке между 3 и 5 годами. В этом возрасте можно проводить осмысленные математические занятия.

Как научить ребенка запоминать цифры?

Цифры для детей 3 лет еще не очень понятны, поэтому важно, чтобы кроха постоянно слышал их употребление в разговорах. «Вставай! Уже восемь утра!», «Мы ждем автобус №7, а этот - №4, он нам не подходит», «Чтобы взять эту игрушку следует заплатить за нее 120 рублей» и другие простые предложения, связанные с повседневной жизнью помогут крохе быстрее понять суть цифр и запомнить их. Например, учим цифру 1 с ребенком. Во время прогулки на улице, можно обратить внимание на дом с номером 1, купить мороженное и сказать «Мы купили одно мороженное» и т. д.

Цифры для детей 4-5 лет легче запомнятся, если считать постоянно окружающие предметы. Можно пересчитывать ступеньки между этажами, количество деревьев возле дома, секунды до момента остановки лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - начали», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали».

Развивающие мультики для детей - один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребенка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания.

На сегодняшний день родители без труда могут найти песенки-считалочки, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Можно подбирать печенки в зависимости от цифры, которую учит ребенок в данный момент. Например, учим цифру 2, следовательно и песенку необходимо подбирать про двойку.

Когда учим цифрам малыша важно связывать цифры с его развитием. Например, можно оставлять отметки на ростомере. При этом обязательно следует говорить карапузу, что в два года его рост составлял 88 см, а в три года - целых 100 см. Таким образом, у малыша будет развиваться естественный интерес к цифрам, как к одному из способов познания самого себя.

Соотношение цифр и количества

Как только малыш постепенно освоит правильный порядок цифр в числовом ряду, следует переходить к формированию у него логической цепочкой «цифра – число – количество». Другими словами, крохе необходимо осмыслить счет, научиться соотносить цифру с неким числом и определенным количеством.

Чтобы ребенок усвоил, как выглядят цифры, можно воспользоваться готовым наглядным материалом. К примеру, плакатом с изображением цифр и соответствующим количеством предметов под каждой цифрой. Важно прикрепить его так, чтобы цифры всегда были на виду, и малыш мог при желании всегда подойти к плакату. Полезно будет приобрести детские книги с обучающим материалом, цифры-магниты на холодильник, интерактивные игрушки или книги со специальными упражнениями на знание цифр.

Параллельно в работу можно подключить счетный материал. Его можно изготовить самостоятельно, например, из цветного картона, или купить готовый (пластмассовый, бумажный, деревянный). Можно использовать любые подручные средства, с которыми малышу понравится заниматься, учить цифры и разбирать состав числа. Счетный материал помогает визуализировать то количество, которое обозначает каждая цифра, а также будет проще объяснить малышу состав числа. Сначала это делает взрослый, затем малыш сам пробует разбивать число на составляющие. У каждого последующего числа способов его разбора будет больше.

Игровые формы обучения ребенка цифрам

Чтобы помочь карапузу быстрее выучить цифры, следует использовать игровые методики обучения. Ниже приводятся простые примеры игр, которые эффективны при изучении названий цифр и понимании их значения.

Цифры на ощупь. Данная игра требует предварительной подготовки. Взрослому необходимо заранее вырезать цифры разных размеров и обклеить их бархатной или наждачной бумагой. Приготовленные цифры следует сложить в коробочку или непрозрачный мешок. Карапуз должен засунуть руку в коробку или мешочек, обследовать цифру пальцами, и, не глядя на нее, и угадать называние.

Еще один вариант игры: в тот же мешок или коробку сложить несколько предметов. Задача ребенка - засунуть туда руку и, не подглядывая, посчитать количество предметов внутри. Например, учим цифру 3 с ребенком, значит в непрозрачный мешочек можно сложить три предмета: конфета, печенье, яблоко. Когда малыша посчитает первоначальное количество предметов, можно предложить ему съесть один или два из них и посчитать заново.

Найди пару. На альбомном листе бумаги необходимо нарисовать или наклеить вразброс цифры разного цвета и размера. Из этого разнообразия цифр ребенок должен найти одинаковые, несмотря на отвлекающие признаки.

Цифры на спине. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка задуманную цифру. Задача ребенка угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.

Авторские методики обучения ребенка цифрам

Некоторые родители с целью обучения детей счету обращаются к авторским методикам, которые отличаются оригинальным подходом к развитию детей, и обычно представляют собой системы упражнений, игр, занятий. Рассмотрим наиболее популярные методики для обучения цифрам:

Методика Глена Домана разработана для малышей в возрасте от 1 до 3 лет и предполагает оперирование не цифрами, а реальным количеством. Для обучения используются карточки с нанесенными на них точками в установленном количестве;

Методика Зайцева предлагает обучать детей счету, начиная с 3-4-летнего возраста. Дидактический материал данной системы включает кубики, карточки и таблицы с цифрами;

Методика Никитиных рассчитана на детей самого раннего возраста. Система интеллектуальных игр способствует математическому развитию крохи;

Методика Монтессори направлена на то, что малыш с помощью уникальных игрушек-сортеров обучается счету и арифметическим действиям.

Детские психологи и педагоги разработали простые заметки для родителей, которые помогут им в процессе обучения их ребенка:

Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем;

Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания;

Какая бы методика обучения ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность;

В процессе обучения родитель должен быть максимально деликатным и толерантным с малышом. Ни в коем случае нельзя повышать голос на кроху или говорить, что он медленно соображает;

Занятия должны быть интересными и яркими, чтобы поддерживать интерес малыша во время урока;

Длительность занятия должна составлять 10-15 минут. Но это плавающая цифра. Всегда нужно ориентироваться по состоянию крохи и его настроению. Если ему грустно или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие на пару часов;

Занятия должны быть систематическими и проводиться в одно и тоже время суток. Таким образом у ребенка сформируется привычка учиться.

Как быстро выучить цифры с ребенком можно узнать из видео:

Какой бы способ обучения малыша счету родители не выбрали, важно помнить: во время занятий, помимо получения новых знаний, ребенок должен научиться ощущать уверенность в своих силах. Не стоит ставить перед малышом цель преодолеть недосягаемые вершины в математике – главное в дошкольном возрасте привить ему любовь к процессу обучения.

Многие родители озадачены дошкольным образованием малыша. И это понятно хочется, чтобы отпрыск пошел учиться в первый класс уже подготовленный. Тем не менее, в связи с этим появляется масса вопросов и один из них, как научить ребёнка запоминать цифры.

Как научить ребенка запоминать цифры

Нередко родители делают ошибку в подходе к занятиям. Они забывают о юном возрасте учащегося, а этого делать не стоит.

Приступая к обучению, и решая проблему, как выучить с ребёнком цифры, помните, что малыш в дошкольном возрасте не может быть долго сосредоточенным на чем-то одном.

Если вы будете проводить обучение в форме игры, малышу понравится, и он будет сам просить вас позаниматься с ним.

Рассмотрите несколько вариантов занятий, которые смогут увлечь карапуза:

  1. Достаньте яркие кубики, на которых изображены цифры. Показывайте их крохе и озвучивайте каждое число. Возьмите сначала диапазон чисел от одного до пяти. На первое время этого достаточно. Потом постепенно вы дойдёте до десяти.
  2. Показывайте цифры, не только нарисованными. Чтобы лучше запомнить, малышу нужно потрогать, взять их в руками. Вырежьте из картона цифры и дайте рассмотреть крохе поближе. Спросите, как он думает, на что похожа та или иная цифра.
  3. В вопросе, как обучить ребёнка цифрам, главное терпение и понимание, что перед вами не взрослый человек, а малыш, который ещё не знает что такое счёт вообще.
  4. Прежде чем познакомить ребёнка с цифрами, нужно дать ему основные знания о величинах. Карапуз должен представлять, что такое ‘меньше”, а что “больше”, как разделить предметы поровну.
Через какое-то время, когда малыш уже будет знать цифры от одного до десяти, вы можете сделать пазлы из картонных чисел. Вырежьте яркую цифру. Пусть это будет пять. Разрежьте её на четыре части и предложите крохе собрать цифру и назвать её. С течением времени задачу можно усложнить.
Помните старую пословицу “Повторение мать учения”? Эта поговорка именно для решения задачи, как научить ребёнка цифрам в 5 лет.

Пройденный материал нужно повторять ежедневно. Это совсем не значит, что вам нужно посадить малыша и устроить ему опрос по теме. Нет. Обращайте его внимание на те числа, которые встречаются вам на прогулке, или когда вы стоите на остановке и ждёте транспорт. Пусть малыш сам называет ту цифру, на которую вы ему укажите. Это может быть номер дома, номер трамвая и другое.

Перечисленные варианты обучения - это далеко не весь список идей привлечения внимания малыша к счёту. Понаблюдав за крохой, вы наверняка найдёте свой индивидуальный подход к освоению материала ребёнком.

Понимание цифр является ключевым навыком в повседневной жизни. Большинство детей способны к 5 годам научиться считать и получить основное представление о функции чисел. Эти знания очень важны, так как они подготавливают к более сложным математическим задачам, с которыми дети столкнутся в приближающиеся школьные годы. Чтобы узнать больше, начните с шага 1.

Шаги

Основные методы обучения

    Учим счету. Научите детей считать от одного до десяти. Большинству из них будет довольно просто запомнить десять чисел, а также научиться повторять их, например в песенной или стихотворной форме. Тренируйте этот основной навык при каждом удобном случае.

    • Многие дети лучше всего обучаются, используя осязание. Дайте детям потрогать предметы, которые они считают. Это поможет им развить представление о цифрах.
  1. Знакомим с самими цифрами. Для начала напишите на доске или на листке бумаги числа от одного до десяти. Проговаривайте каждое из них вслух и указывайте на цифру, считая по порядку. Этот метод связывает умение считать с визуальным изображением каждой цифры.

    • Можно также использовать карточки с цифрами. Поднимайте карточку с цифрой, громко ее произносите и просите каждого ребенка найти ту же самую цифру в его собственном наборе. Пусть каждый ребенок произнесет название цифры.
  2. Обсуждаем каждую цифру по отдельности. Уделите некоторое время на обучение каждой цифре, начиная с единицы. Запишите как числовое обозначение, так и слово, а также проиллюстрируйте, показав один кубик, один палец или еще какой-нибудь одиночный предмет. Затем переходите к цифре 2.

    • Не переходите к следующей цифре, пока каждый ребенок не усвоит ту, что вы объясняли. Лучше всего осваивать цифры по очереди.
  3. Объединяем с изображениями. Многие дети лучше всего обучаются, когда имеют наглядную картинку. Запишите каждую цифру и изобразите то, что ее представляет. Например, для двойки нарисуйте два глаза, два яблока или два цветка.

    • Игральные кости, домино или карточки с точками также отлично подойдут.
    • Для лучшего результата позвольте детям попробовать нарисовать собственные варианты.
  4. Задействуем осязание. При помощи фасоли, кубиков или других осязаемых предметов детям будет проще усвоить изучаемые понятия. Так, объясняя цифру 3, просите каждого ребенка отсчитать какие-нибудь три предмета, дотрагиваясь до них по очереди.

    Показываем детям, как писать цифры. Обсуждая конкретную цифру, научите детей правильно ее писать. Позвольте им попробовать написать числа самостоятельно.

    • Будьте изобретательны и действуйте в игровой форме! Скажите, что цифра 1 имеет тощую линию тела и длинный, вытянутый нос. Немного глупости и забавы способствуют прочному закреплению цифр в памяти ребенка.
  5. Подчеркиваем важность последовательности цифр. Знание числовой последовательности является крайне необходимым навыком. Начните обучать этому, написав цифры в одну линию на доске или листочке бумаги. Это должна быть прямая линия, в которой цифры идут слева направо через равные интервалы.

    • Помогите детям понять последовательность, попросив их рассортировать карточки в нужном порядке. Или можно намеренно считать неправильно, чтобы дети указывали вам на ошибки.
  6. Учим считать “с середины”. Как только дети освоят цифры и их последовательность, можно приступать к обучению счета с любой цифры, а не только с единицы. Продемонстрируйте эту идею при помощи карточек или других предметов. Например, если у ребенка есть стопка из 5 карточек, а вы добавите к ней еще две, ему будет проще не начинать счет с первых пяти штук. Вместо этого он может продолжить, отсчитав еще 2 цифры: “Шесть, семь”. Это заложит фундамент для будущих примеров со сложением.

    Закрепление навыков счета

    1. Играем в игры с основными цифрами. Познакомив детей с базовой системой счета и цифровой последовательностью, вы можете закрепить эту информацию при помощи числовых игр. Их может быть бесконечное множество. Для начала попробуйте:

      • Построение башни из кубиков. Выберите определенное число или число, которое вы сейчас обсуждаете, и соберите башню из нужного количества кубиков.
      • Создание лестницы. При помощи кубиков постройте башни и рассортируйте их по размеру. Сначала башня из одного кубика, потом из двух, затем из трех. Это поможет запомнить последовательность, а также соотнести физический размер и количество.
      • Настольные игры. Во многих настольных играх детям требуется определять цифры по количеству точек на игральных костях, а затем отсчитывать соответствующее количество клеток, чтобы продвинуться дальше.
    2. Поем песни-считалочки. Основные песни-считалочки и стихи помогают детям запомнить цифры и их последовательность.

      Используем книги с иллюстрациями. Существует огромное количество книг со считалками и цифрами, которые доступны для дошкольников и учеников подготовительных классов. Выберите несколько с яркими цветами и красивыми картинками.

      Как можно чаще спрашиваем “сколько? ”. Каждый раз, когда в жизни возникает ситуация, требующая счета, просите детей сделать это за вас. Сколько тарелок нужно, чтобы накрыть на стол? Сколько книг вы взяли с полки? Сколько у вас конфет?

Раннее развитие крохи — процесс кропотливый, требующий от родителей аккуратности и внимания. Но его положительные результаты в будущем обучении сложно недооценить. И математический счет, изучение цифр и чисел — не исключение. Поэтому каждый родитель должен знать о том, как научить ребенка цифрам за короткий период. Легко и просто!

Малыш-дошкольник в возрасте от 2-х до 3-х лет — это ребенок-«хочу». Его сложно чем-то увлечь надолго, а тем более таким сложным делом, как изучение цифр до 10. Но нет ничего невозможного для любящих родителей. Стоит построить обучение в игровой форме! Нужно запоминать их на слух и обращать внимание на них повсеместно!

При этом родителям нужно:

  • настроиться на «волну» малыша. Если в определенный момент ему не хочется играть с вами в счет, не стоит его заставлять. Этим вы только добьетесь полного протеста. Стоит подождать, пока у малыша появится настроение или, к примеру… договориться. Малыш каждый день по 5 (10-15-20) минут уделяет внимание цифрам, а вы разрешаете ему… столько же минут поиграть в планшет;
  • не превращать обучение от 1 до 10 в академический урок. Ребенку в возрасте 3-х лет не понравится занятие за партой, а вот обучение в динамике его привлечет. Проводить уроки «как в школе» (только гораздо меньшей продолжительности) можно с малышом в 4 года и старше;
  • обязательно проверять знания. Устройте интересный экзамен, в котором будут задействованы не только память ребенка, но и логика, и внимание, и воображение.

3 главных этапа обучения для малыша 4-5 лет

Сам процесс изучения может быть разбит на 3 важных этапа.

Этап № 1. Соотношение каждой конкретной цифры с соответствующим количеством предметов . То есть малыш изначально должен понять: что такое цифра, что такое число и как они соотносятся с количеством любимых апельсинов в маминой тарелке (кубиками, конфетами или точками на бумаге).

Покажите определенное количество предметов. Пусть ребенок научится различать их количество. Спустя время добавьте к определенному количеству предметов определенную цифру (вырезанную из бумаги или пластмассовую). Ребенок сможет запомнить ее форму, и постепенно выделит ее среди других цифр при игре. В этот момент вопрос о том, как научить ребенка писать цифры еще не стоит. Нужно запомнить само число и правильно ее соотнести с количеством имеющихся предметов.

Этап № 2. Повторяйте, повторяйте, повторяйте! Ищите цифры, идя с малышом по улице или просматривая газету. Считайте ступени в подъезде, научите пользоваться мелочью. Отличный вариант — специальный набор цифр из пластика. Увлекайтесь сложными числами, если почувствуете, что для малыша в 4 года это несложно.

Этап № 3. Используйте детские считалки до 10 . Память ребенка-дошкольника в 4 года очень подвижна, поэтому запомнив на слух считалки, увидев знакомый силуэт цифры в своей комнате на потолке, он ее запомнит автоматически!

Считалки с цифрами и числами

Актуальными могут стать детские считалочки от 1 до 10 разных форматов и длины. В соответствии с желаниями и способностями вашего малыша!

Пример короткой считался для самых маленьких:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.

Повторение такой считалочки можно дополнить еще и рисунком. Возьмите ватман, нарисуйте на нем цифры. И пусть малыш, считая, указывает на них пальчиком!

А вот считалка подлиннее и поинтереснее:

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

Задачи, о которых говорится в считалке, можно применить на практике. Это будет веселым мероприятием. Долой носки и айда считать пальчики, выбирая из маминой ладошки цифру соответствующего значения!

Не нужно волноваться о том, как научить ребенка писать цифры с 4 лет, к примеру. Этому его обучат в школе или этому сможете его научить вы после того, как он освоит цифры и простые числа. А вот знание чисел от 1 до 10 для малыша в возрасте 4-х и 5-ти лет важно. Потому что малыш — дошкольник. А первый класс — это эмоции, переживания, новые правила, уроки! Сделайте жизнь вашего сорванца или гламурной принцессы легкой на каждом из этапов!

Как избавиться от растяжек после родов?