Традиционный костюм и украшения. Коренные малочисленные народы ленинградской области

Финский фольклор
Культура скандинавских стран

Детство любого человека начинается со сказок, мифов и легенд, которые мама рассказывает на ночь. Именно фольклор впитывает в себя мудрость народа, его самобытность и отличность от других, а потом передает знания потомкам. Внешне - это язык и костюмы, внутренне - творческое самовыражение.

~~~~~~~~~~~



Вяйнямёйнен - один из главных героев карело-финского эпоса «Калевала»


Чтобы понять народ страны, нужно хорошо изучить его культуру. Ниже собрана наиболее полезная информация по народному творчеству финнов, которая поможет вам изучить и понять не только культуру, но и культурные особенности северного народа.

Происхождение

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей. Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала». Он считается ценнейшим наследием финнов.


Эпос «Калевала»


Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также - перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».


Кантеле


Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные - российскую.

Финские народные танцы. Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.


Стиль Mouhijarvi


В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия - страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.


Финский нож


И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова
«e-Finland.ru - Электронная Финляндия»


DIXI COAT

Финляндия славится своим суровым климатом, интересной культурой и знаменитыми брендами одежды. Одно только выражение «Финская одежда» ассоциируется с известными на весь мир пуховиками и горнолыжными костюмами. Что ж, ничего удивительного здесь нет, поскольку производство верхней одежды для северных стран – это вполне закономерно и естественно. Какие же бренды финской одежды знает весь мир?

Финская одежда и секрет ее популярности

Первые бренды одежды начали появляться в Финляндии уже в 20 веке, некоторые из них остаются мегапопулярными и сегодня. Среди них можно выделить: Rukka, Reima, Finn Flare, DIXI COAT, ICEPEAK, LUHTA.

  • Финляндия – страна холодная, поэтому верхней одежде уделяется большое внимание. В коллекциях финских производителей одежды можно встретить большое количество всевозможных пуховиков, курток, комбинезонов, шапок, свитеров, теплой обуви и т.д.
  • Основной девиз финского образа жизни – это комфорт и практичность, и именно исходя из этого правила, финские бренды создают свою одежду.
  • Финская одежда необычайно прочна и качественна, а благодаря использованию натуральных дышащих тканей, тепло сохраняется внутри, не перегревая при этом.
  • Настоящими «финскими трендами» являются: водоотталкивающая пропитка (Reima, KERRY, JOUTSEN), термо-белье (Thermoform, Guahoo, Sasta), знаменитая мембранная ткань (Kilmanock, JONATHAN, Jahtijakt),верхняя одежда с легкими утеплителями (JOUTSEN, Luhta, Maritta).

Самая лучшая одежда из Финляндии

  • Верхняя одежда . Как только речь заходит о верхней одежде, на ум сразу же приходят известные финские бренды, такие как: Skila, LUHTA, MARITTA, ORATOP, DIXI COAT, ICEPEAK.
  • Детская одежда . Качественная верхняя одежда – залог здоровья ребенка. Дышащие материалы, легкий вес и уникальный дизайн – именно о такой одежде для своих детей мечтают все родители. Известные на весь мир финские фирмы Reima, KIVAT, Nels, KERRY специализирующиеся на пошиве детской одежды, предлагают практичную, удобную, яркую одежду, в которой малыш никогда не замерзнет.
  • Одежда для спорта . Славится финская одежда для спорта на весь мир: теплая, качественная, комфортная одежда для занятий спортом финских брендов: Rukka, ICEPEAK, LUHTA, Torstai.
  • Повседневная одежда . Хоть и не пользуется такой же мировой известностью как верхняя или лыжная одежда, но такая яркая и стильная, она не может не привлекать к себе внимание: Marimekko , NP+,Skila, STORY.

Стоит отметить, что помимо всех преимуществ, финская одежда еще и стильная, благодаря чему можно создавать идеальные образы.

Финляндия – страна, где зима длящаяся полгода особо сурова к людям в холодный период. Поэтому финнам как никому известно, что теплая одежда способна не только согреть, но и спасти жизнь в условиях суровой зимы. В одежде предпочитают финны выбирать верхнюю одежду из водоотталкивающих теплых материалов и под одежду одевая согревающее термобелье.
Финские дизайнеры при разработке моделей одежды опираются в первую очередь на согревающие и водоотталкивающие свойства материалов, создавая изделия, которые непременно будут востребованы среди соотечественников и иностранцев интересующихся верхней одеждой финских производителей.
В Финляндии при изготовлении зимних пуховиков особой популярностью пользуется гусиный пух. Покупая финский пуховик покупатель может быть уверен в подлинности пуха как наполнителя. Так как температура в зимнее время года в Финляндии нередко может опускаться ниже отметки в 25 градусов, финские изготовители зимней одежды с особой тщательностью следят за качеством пуха, который выполняет водоотталкивающие и согревающие функции.
Помимо гусиного пуха многие финские бренды используют пух арктических птиц, который способен сохранять тепло, и благодаря своей циркуляции воздуха внутри изделия этот уровень постоянен вне зависимости от активности человека.
Среди пухового ассортимента в качестве наполнителя зимней верхней одежды также встречается гагачий и утиный пух.
Гагачий пух внешне выглядит как пышный пуховый материал серого иногда коричневатого оттенка. Этот вид пуха особо ценен и изделия с ним стоят дороже чем с иным видом пуха. По его качественным характеристикам стоит отметить легкость пуха и сохранение тепла.
В сравнении утиного и гусиного пуха, второй более выгоден в качестве наполнителя: по размеру он крупнее и обладает в большей степени теплоизоляционными свойствами.
Одежда из финского трикотажа производится из экологически безопасных и натуральных материалов: хлопка, льна и шерсти. Главным достоинством данного вида трикотажных тканей является воздухопроницаемость материалов, способствующая насыщению кислородом кожей.
В суровых условиях Финляндии производство одежды не представлялось возможным и многие местные модельеры последовали примеру : перенесли производство в Китай и , где условия для пошива изделий более благоприятны и затраты на материалы значительно меньше. Однако качество одежды остается на высоком уровне. Цены на товары местного производства в Финляндии значительно выше, но финнов это не смущает: они считают, что лучше переплатить за высокое качество «родных» чем сэкономить на западном бренде.

Случайно набрел на одном из сайтов на сканы раритетного набора открыток, посвященного финскому национальному костюму. Кроме изображений никакой информации не было, поэтому и пришлось обратиться за помощью к интернету и переводчику Google, чтобы собрать информацию о самом финском народном костюме и его региональных разновидностях. Вот что у меня получилось.

Национальные костюмы (Kansallispukuja)
Изображения финских мужчин и женщин в костюмах в цвете
(Sisältää suomalaisia naisten ja miesten pukuja värikuvina)

Этнографы и модельеры утверждают, что «национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья». Народные костюмы, в основном, носятся «слой на слой», где каждый предмет одежды носят определенным способом, он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Финский национальный костюм разделяется на две группы: западную и карельскую. Эти две группы заметно отличаются по внешнему виду, хотя основные предметы одежды являются теми же самыми. Например, женский костюм повсюду состоит из юбки, блузы, лифа-безрукавки («киртл»), передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Кроме того, замужние женщины носили кружевной льняной чепец. Надо отметить, что женская одежда заметно различается по регионам, и даже в разных деревнях одной области костюмы могут быть разными.Типичные принадлежности костюма включают также драгоценности, пояса, платки, шарфы, множество лент и «свободные карманы». Традиционный же мужской костюм имеет тенденцию отражать общие черты всех регионов. Он состоит из рубашки, брюк или часто бриджей до колен, жилета, разнообразных курток-кафтанов и жакетов, шляп или кепок, шарфа, носков и ботинок. И мужчины, и женщины носили носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти, которые поддерживались подвязками. Обувь включала черные ботинки с застежками, лодочки или мокасины из натуральной кожи.

Теперь поговорим о тех двух группах, на которые делится финский народный костюм. Хочу заметить, что некоторые из представленных в подборке костюмов принадлежат нынче территориально регионам, вошедшим в состав России – я имею ввиду не только Карелию, но и Ленинградскую область, некоторые районы которой до революции 1917 года и Отечественной войны были финскими территориями.
Западный финский костюм
Отличительной особенностью этого народного костюма было красочное множество полос, причем ткань использовалась щедро, поскольку считалась признаком богатства.
Женский костюм составляли длинный ажурный лиф с короткой спиной и тонкими лямками, жакет до бедра обычно черного цвета из шерстяной ткани, полосатую юбку и вертикально полосатый передник. В XIX веке полосы на одежде стали более узкими, а лифы стали носиться покороче. Дополнением служили матерчатые (тану - tanu) или шелковые (тыккимыссы - tykkimyssy) головные уборы, а также уборы в форме рога или имеющие форму шляпы.
Карельский костюм
В женских карельских костюмах использовалась шерстяная или полушерстяная ткань разных цветов – черная, синяя, цвета индиго или красная. Ткань использовалась более экономно по сравнению с западной Финляндией, зато карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос. Лифы выполнены в прямом или свободном крое и вышиты в традиционном стиле.

Ну, а теперь осталось посмотреть сами костюмы.

1 - Ладожско карельский костюм (Laatokankarjalan puku)
2 - Костюм общины Яласъярви в провинции Южная Остроботния, Финляндия (Jalasjärven puku)
3 - Костюм города Кеуру в провинции Центральная Финляндия (Кески-Суоми) (Keuruun puku)
4 - Костюм города Курикка региона Ляяни, Западная Финляндия (Kurikan puku)

1 - Костюм города Койвисто (с 1948 года - Приморск в Выборгском районе Ленинградской области) (Koiviston puku)
2 - Костюм города Яаке (Jääcken puku)
3 - Костюм города Выборг (до 1940 года был вторым по величине городом Финляндии, ныне - центр Выборгского района Ленинградской области) (Uudempi viipurin puku)

1 - Костюм общины Париккала в провинции Южная Карелия, губерния Южная Финляндия (Parikkalan puku)
2 - Костюм местечка Тууккала возле Миккели на юго-востоке Финляндии (Tuukkalan puku)
3 - Традиционный западный костюм Мянтюхарью области Южное Саво в Восточной Финляндии (Puulaveden puku (Mäntyharju))

1 - Костюм исторической провинции Верхнее Саво в восточной части страны, между Карелией и Хяме, в настоящее время разделённой между провинциями Южное Саво и Северное Саво (Yla-savon)
2 - Костюм общины Ветели в провинции Центральная Остроботния (Vetelin)
3 - Костюм города Куркиёки – финского исторического поселения, ныне находящегося в Лахденпохском районе Республики Карелия (Kurkijoen)

1 - Вечерний наряд города Сяяксмяки в провинции Канта-Хяме в Южной Финляндии (Sääksmäen junlapuku)
2 - Костюм района Хямуэн региона Хямеэнлинна (Hämeen puku)
3 - Пиджачный костюм сельского центра Сяяксмяки муниципалитета Валкеакоски, Западная Финляндия (Sääksmäen arkipuku)

1 - Костюм города Антреа Выборгской губернии Финляндии (после 1948 года - Каменногорск Выборгского района Ленинградской области) (Antrean puku)
2 - Костюм провинции Пюхяярви в Северной Остроботнии на юге ляни Оулу (Pyhäjärven puku)
3 - Костюм области Оулу на северо-западе Финляндии (Oulun seudun puku)

1 - Костюм города Хярмя, муниципалитет Хямеэнлинна, провинция Канта-Хяме, Центральная Остроботния (Keski-pohjanmaan puku (Härmä))
2 - Костюм общины Эура, провинции Сатакунта, Западная Финляндия (Euran puku)
3 - Костюм города Лайтила, Западная Финляндия (Laitilan puku)

1 - Костюм прихода Туутари (Tuuterin puku)
2 - Костюм деревни Вартиолампи на границе с Карелией (Raja-karjalan puku (Vartiolampi))
3 - Костюм деревни Каукола (после 1939 года – посёлок Севастьяново Приозерского района Ленинградской области) (Kaukolan puku)

1 - Костюм города Алавус на северо-западе центральной части Финляндии, в области Южная Остроботния (Alavuden puku)
2 - Костюм города Юрва в Лапландии (Jurvan puku)
3 - Костюм общины Куортане в провинции Южная Остроботния (Kuortaneen puku)
4 - Костюм общины Киркконумми на юге Финляндии, в провинции Уусимаа. Община расположена на западной границе города Эспоо, входящего в агломерацию Хельсинки (Kirkkonummen puku)

1 - Костюм общины Руоколахти на юго-востоке Финляндии, в провинции Южная Карелия (Ruokolahden puku)
2 - Костюм селения Саккола (после 1948 года - посёлок Громово на Карельском перешейке в Приозерском районе Ленинградской области) (Rautu-sakkolan puku)
3 - Костюм волости Ряйсяля на Карельском перешейке (Räisälän puku)

1 - Костюм города Карккила в провинции Уусимаа (Karkkilan puku)
2 - Традиционный костюм провинций Центральной Финляндии (Keski-suomen puku)
3 - Костюм региона Мунсала (Munsalan puku)

1 - Костюм области Кюменлааксо на юго-востоке современной Финляндии, на границе с Россией (Kymenlaakson puku)
2 - Костюм города Валкеала в регионе Ляяни, Южная Финляндия (Valkealan puku)
3 - Костюм региона Вехкалахти, провинция Кюменлааксо в Южной Финляндии (Vehkalahden puku)

1 - Костюм общины Теува в провинции Южная Остроботния (Teuvan puku)
2 - Костюм общины Янаккала в провинции Канта-Хяме, Южная Финляндия (Janakkalan puku)
3 - Костюм общины Хаухо в провинции Пяйят-Хяме, Южная Финляндия. Сейчас является частью региона Канта-Хяме (Hauhon puku)
4 - Костюм общины Холлола в провинции Пяйят-Хяме, губерния Южная Финляндия (Hollolan puku)

Мужской костюм

1 - Костюм волости Каукола (Kaukolan puku)
2 - Костюм общины Аскола в провинции Уусимаа, Южная Финляндия (Askolan puku)
3 - Костюм города Валкеала, расположенного в Юго-Восточной Финляндии, в получасе езды от города Коувола (Valkealan puku)
4 - Костюм города Элимяки, расположенного недалеко от Коувола (Elimäen puku)

Для подсказки - карта регионов и провинций Финляндии.

Источники – Википедия, карты Яндекса, сайты

Традиционный женский костюм, который вышел из повседневного употребления в 19 веке, состоял из юбки (как правило полосатой или клетчатой), кофты или лифа-безрукавки, передника. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец. В женской одежде преобладал красный цвет.
Мужской костюм включал короткие (до колен) штаны, рубаху, разнообразные жилеты и куртки, кафтаны.
Современный вариант женского традиционного костюма:

Финский национальный костюм

Современный вид «Финского национального костюма» представляет собой точную копию праздничного одеяния, которое обычно носили в 18-ых и 19-ых столетиях. Они показывают навык своих производителей и были расценены как драгоценное имущество. Национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья, фешенебельными в своё время. Народные костюмы - в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм.
Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский костюм.
Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов - не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.

Основа традиционной одежды и женского и мужского костюма саами (лопарей) - прямая холщовая или суконная (у мужчин иногда ситцевая) рубаха. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом с крепившимися к нему ножнами. Мужские штаны шили из сукна или оленьей кожи. Для женского костюма была характерна пестрая юбка на лямках. Зимняя одежда саами (пэск или печок) шуба из оленьих шкур со стоячим воротником, стягивающимися ремешками, мехом наружу. Зимние головные уборы - суконные шапки на меху, летний женский головной убор - шамшура, сходная с русским кокошником. Девушки носили перевязь в форме полого цилиндра. Традиционная женская одежда и головные уборы как правило, украшались тесьмой, бисером, кусочками сукна, перламутром. Традиционная обувь саами - низкая из кожи или меха с обкручивающимися вокруг ноги ремешками, а также высокие меховые сапоги с загнутыми носами.

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей.

Происхождение

Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала ». Он считается ценнейшим наследием финнов.

Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также – перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».

Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные – российскую.

Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.

В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия – страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.

И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова