Основные правила личной гигиены для детей. Правила гигиены детей и подростков

Не секрет,что личная гигиена ребенка – залог крепкого здоровья и иммунитета. Научив малыша простейшим основам ухода за собственным телом, вы убережете его от болезнетворных микробов и вирусов. Однако будьте готовы к тому, что привить чаду привычку мыть руки и купаться не «из-под палки» может оказаться довольно непросто. Вырабатывать навыки личной гигиены у детей рекомендуется в игровой форме, привлекая внимание маленьких непосед сказками о Мойдодыре, вкусно пахнущей косметикой и собственным примером.

Обучение ребенка личной гигиене: 5 частых ошибок

Знакомить детей с правилами ухода за собой необходимо уже с раннего возраста. Каждый новый день новорожденного должен начинаться с маминых слов: «Доброе утро, давай сделаем потягушки, умоем личико». Очень важно, чтобы этот ритуал повторялся регулярно. Уже в 1,5-3-летнем возрасте детки охотно поддаются обучению и все схватывают на лету, поэтому то, что вы вложите в чадо сейчас, послужит фундаментом для самоорганизации во взрослой жизни.

В то же время родители часто допускают серьезные ошибки, которые не только замедляют процесс обучения ребенка личной гигиене, но и могут привести к абсолютно противоположному результату. Рассмотрим, чего не стоит делать, если вы не хотите, чтобы малыш вырос грязнулей:

  1. Нередко родители все делают вместо детей: умывают, вытирают личико, выдавливают на щетку зубную пасту и т. д. Несложно догадаться, что в таком случае карапуз ничему не научится – у него просто не будет такой возможности;
  2. Нежелательно оставлять ребенка без присмотра во время гигиенических процедур до тех пор, пока не получите уверенности в том, что он уже умеет выполнять все действия самостоятельно. В лучшем случае зубная щетка послужит маленькому художнику кистью, а кафельная плитка станет достойной заменой мольберта; в худшем – дегустатору клубничного шампуня может потребоваться медицинская помощь. Помогайте малышу, делайте все вместе с ним, чтобы наглядно показать, как правильно умываться, чистить зубки и т. д;
  3. Не торопите детей – стремление управиться в рекордные сроки может стать причиной небрежности и неаккуратности в будущем. Для взрослых личная гигиена является повседневной привычкой, но для карапуза это увлекательный ритуал. Со временем он станет механическим, однако попытки добиться этого искусственно могут напрочь отбить естественный интерес у ребенка к личной гигиене;
  4. Если хотите привить чаду гигиенические привычки, не стоит запугивать его кариесом, опасными бактериями и прочими страшилками. Этот метод не является действенным, поскольку в большинстве случаев дети понятия не имеют, о чем идет речь и почему этого нужно бояться;
  5. Если у ребенка что-то не получается, он не позволяет стричь себе ногти или мыть голову, не нужно нервничать и продолжать неприятную процедуру, невзирая на упорное сопротивление. Запомните: никакого насилия! Это лишь усугубит ситуацию – личная гигиена начнет вызывать у малыша негативные эмоции, что точно не приведет ни к чему хорошему.

Основные правила личной гигиены для детей

К 6-летнему возрасту малыш должен полностью освоить все гигиенические процедуры и выполнять их без помощи и напоминания со стороны старших. Давайте рассмотрим основные правила личной гигиены для детей:

  • Уход за ротовой полостью

Ребенок должен чистить зубы утром после завтрака и вечером перед отходом ко сну с использованием детской зубной пасты и собственной щетки, менять которую следует ежемесячно. Чтобы минимизировать риск возникновения кариеса, приучите чадо полоскать рот кипяченой водой после каждого приема пищи.

  • Гигиена лица, ушей, носа, шеи и ног

Малышу следует умывать лицо и шею дважды в день (утром и вечером), а также по мере необходимости. Прежде чем ложиться в постель, он должен вымыть ноги, если ранее не принимал ванну или душ. Со всем этим карапуз в состоянии справиться самостоятельно; задача родителей – проконтролировать. Носовые ходы нужно чистить по надобности, а уши – раз в неделю при помощи ушных палочек с ограничителями. Ногти на ногах стригут каждые 3-4 недели. Эти процедуры личной гигиены для ребенка достаточно сложные, поэтому их следует выполнять под контролем старших.

  • Уход за волосами

Дети дошкольного возраста в состоянии научиться расчесываться без посторонней помощи. Подарите ребенку личную расческу и объясните, как ею пользоваться. Если у девочки длинные волосы, желательно, чтобы прическу ей помогла сделать мама. Родителям мальчиков рекомендуется посещать с сыном парикмахерский кабинет 1 раз в два месяца. Не менее важно вовремя мыть голову. Делать это необходимо 1-3 раза в неделю (в зависимости от типа волос) с использованием детского шампуня.

  • Гигиена рук и ногтей

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен четко осознавать, что мыть руки с мылом необходимо перед приемом пищи, после посещения туалета и прогулки на улице. Раз в неделю маме следует подстригать ему ногти на руках.

  • Гигиена половых органов

Приучайте малыша подмываться 1-2 раза в день теплой водой с мылом. Для целей интимной личной гигиены у ребенка должно быть отдельное полотенце.

  • Уход за телом

Ребятишкам дошкольного возраста рекомендуется 1 раз в неделю купаться в ванной и ежедневно по вечерам принимать душ. Конечно, если малыш очень любит водные процедуры, а для вас это не является обременительным, можно разрешить ему плескаться чаще – 2-3 раза в неделю. В жаркое время года предложите ребенку принимать душ не только перед сном, но и с утра. 4.9 из 5 (25 голосов)

Все родители, пока их ребенок находится в таком возрасте, когда самостоятельно еще не может обходиться без помощи взрослых, очень трепетно, заботливо и старательно за ним ухаживают, соблюдая необходимые правила личной гигиены малыша.

Но следует помнить, что по мере подрастания маленького человечка, необходимо обучить его этим правилам и привить обязательное соблюдение их каждый день – это одна из основных задач мамы и папы малыша на пути его полноценного и всестороннего воспитания. Аккуратность и чистоплотность должны прививаться с самого детского возраста, а значит, личная гигиена ребенка является важной составляющей начального этапа его жизни.

Основные правила личной гигиены ребенка

Вообще, понятие «личная гигиена» означает уход за собственным телом. Важным показателем, определяющим личную гигиену детей, является содержание в чистоте кожи тела, зубов и полости рта, что помогает избежать очень многие инфекционные и другие заболевания.

Уход за полостью рта и зубами. Зубы рекомендуется чистить в день дважды – после завтрака и перед сном. Обычно дети уже с двухлетнего возраста могут самостоятельно ухаживать за своими зубками, беря пример со взрослых. Родителям же необходимо приобрести детскую зубную щетку и зубную пасту и приучать малыша к подобной процедуре, касающейся гигиены его рта и зубов. Не надо забывать о том, что следует периодически обновлять щетку и в профилактических целях ходить к стоматологу. Также в доступной и понятной форме нужно рассказывать ребенку, что зубки чистить важно для здоровья, чтобы они не болели и были всегда красивые.

Умывание и купание. Практически любой ребенок с огромным интересом и вниманием наблюдает, как кто-либо из старших членов семьи умывается или моет руки. Естественно, он со временем начнет задавать маме или папе вопросы о том, как нужно правильно это делать, а задача родителей – всячески поощрять похвалой проявление подобной инициативы и, конечно же, давать исчерпывающие, доступные для понимания крохи, ответы. В итоге он должен навсегда усвоить, что личная гигиена ребенка заключается в обязательном мытье рук перед приемом пищи, после прогулок на улице, после пребывания в туалете, одним словом, всегда, когда есть в том необходимость.

К умыванию детей следует приучать постепенно, при этом позволяя им сначала со стороны понаблюдать за тем, как это делают взрослые, причем желательно комментировать последовательность своих действий и всякий раз упоминать, какую пользу приносит эта процедура.

Не секрет, что далеко не все дети любят мыться в ванне или под душем, даже несмотря на то, что после этого они чувствуют себя превосходно как физически, так и эмоционально. Многие малыши в процессе купания капризничают и не дают привести их в порядок при помощи мочалки и мыла. В этом случае родителям надо опять-таки постепенно и терпеливо, в форме игры приучать свое чадо к ежедневному выполнению подобных процедур. Для этого у ребенка обязательно должны быть специальное детское мыло, шампунь, гель, а также индивидуальная мочалка и полотенце.

Еще немаловажное значение в личной гигиене ребенка имеет уход: за волосами – мыть голову следует не реже одного раза в неделю; за ногтями, которые необходимо своевременно и регулярно (через 7-10 дней) обрезать.

Очень важен пример родителей

Для того чтобы дети быстро освоили и привыкли к выполнению основных требований личной гигиены, необходимо, во-первых, соблюдение четкого режима, то есть систематическое повторение всех процедур, причем всегда в определенное время.

А во-вторых, и это главное, обязательное соблюдение правил личной гигиены самими родителями, так как любой ребенок всегда подражает им и хочет быть похожим на них.

Поэтому задача пап и мам сделать так, чтобы их малыш с раннего возраста привыкал к опрятности и чистоте, что будет ему только на пользу в дальнейшей взрослой жизни.

Каждому стоит воспринимать личную гигиену не меньше чем как важнейшую науку. Почему? Да потому что благодаря соблюдению правил чистоты человечество избавилось от многих болезней и увеличило продолжительность жизни. Термин гигиена в переводе с греческого означает «приносящий здоровье». Поэтому чтобы бы быть здоровым надо обязательно соблюдать правила гигиены и научить им своих детей почти с рождения. Не выполнения норм личной гигиены плохо сказывается не только на самом человеке-нарушителе, но и порой на его семью и, даже, целый коллектив.

В чем причина важности личной гигиены?

Человеческое тело защищает организм от воздействий окружающей среды при помощи кожи. Соблюдение её в чистоте важно, потому что она выполняет ряд функций:

Иммунную;
- Терморегулирующую;
- Секреторную;
- Дыхательную;
- Обменную;
- Дыхательную.

Правила личной гигиены

Кожа

Для того, чтобы не нарушать защитные свойства кожи, необходимо регулярно смывать вредные выделения. Иначе на кожном покрове создаются идеальные условия для жизни и размножения и грибков, болезнетворных микробов и других микроорганизмов. Для поддержки чистоты достаточно мыться каждый день тепленькой водой. Температура должна быть примерно 37 градусов. Пару раз в неделю нужно пользоваться мочалкой.

Через кожу на руках в организм попадает большое количество микробов. Такое заболевание, как Дизентерия называют в народе «болезнь грязных рук». Ребенка почти с грудного возраста необходимо приучить мыть руки, как можно чаще. Обязательно после контактов с животными, даже если оно домашнее, перед туалетом и после него, перед приемом пищи, после прихода домой с улицы. Разъяснить малышу, что многие микробы попадают в рот именно через руки.

Важно следить, чтобы ребенок не грыз ногти и не сосал пальцы, ведь под ногтями скапливается большое количество грязи… Потому важно часто и регулярно подрезать ноготки, стараться это делать коротко. Зв полчаса перед процедурой можно смазать ручки кремом. Этим действием можно избежать лишних заусенец. Подстригаться лучше всего раз в неделю.

Волосы и тело

Их также необходимо содержать в чистоте. Правильный уход позволит:

Нормализовать деятельность сальных желез;
- Улучшит кровообращение;
- Стабилизирует обменные процессы.

Голову нужно мыть по мере ее загрязнения. Трудно сказать точно, с какой периодичностью это делать, так как у всех разные длина и типы волос. Зимой голова нуждается в более частом уходе, так как шапки не дают дышать голове из - за этого она грязнится быстрее, чем обычно.

Горячая вода помогает шампуням лучше смывать жир скапливающийся на волосах, чистит поры и активизирует работу сальных желез. Поэтому мыть голову рекомендуется теплой водой, температура должна быть чуть выше температуры тела. Волосам лучше просохнуть на воздухе, фен существенно сушит волосы. Нужно не забывать расчесывать волосы регулярно, несколько раз в день. Лучше мягкой расческой в разных направлениях.

Ротовая полость тоже нуждается в правильном уходе. Здоровые зубы способствуют здоровью внутренних органов.

Будет правильным каждый день чистить зубы утром и вечером;
- Зубная щетка должна быть индивидуально у каждого человека;
- Ротовую полость желательно стараться полоскать после каждого приема пищи;
- Посещать стоматолога стоит раз в полгода (для осмотра). Если есть признаки заболеваний зубов, то нужно немедленно обращаться в стоматологию.

Одежда

Большую роль в личной гигиене играет чистота одежды. Она защищает нашу кожу от лишних загрязнений, химических повреждений, охлаждения и перегрева. После каждого гигиенического душа или ванны белье надо менять. Особенно это относится к нижнему белью. Чтобы бы быть здоровым одежда и обувь должна выбираться в зависимости от климатических условий. Предпочтение отдавайте изделиям из натуральных материалов. Не рекомендуется носить чужую обувь и одежду. Она может являться разносчиком вирусов.

Место сна

Спальное место тоже нуждается в гигиене. Каждый член семьи должен иметь персональное полотенце и свою постель. Постельное белье важно часто менять, - где-то раз в неделю обязательно. Не гигиенично допускать в свою постель домашних животных, даже если они чистые. У каждого должно быть свое место.

Заключение

Гигиена – это важная наука, которую должны знать все и воплощать в жизнь. Именно она позволяет с самого рождения следить за здоровьем, поднимать иммунитет и начинает готовить ребенка к взрослой жизни. Потому важно разъяснить ему, что гигиенические предметы - все индивидуальные. Повторение малышу этих простых правил раз за разом поможет ему лучше запомнить все правила. Примером для подражания они станут и, если родители будут показывать всё на своём примере.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость содержания в чистоте лица, рук, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Чтобы облегчить ребенку освоение этих навыков, надо сделать процесс обучения доступным и интересным. Прививать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Надо, надо умываться…

Утреннее и вечернее умывание, чистка зубов, мытье рук перед едой, содержание в чистоте своего тела – обязательные мероприятия в процессе воспитания гигиенических навыков. Формирование этих привычек необходимо начинать еще в раннем детстве.

Объясните крохе, зачем нужно мыть руки перед едой, после общения с животными, прогулки, пользования туалетом и просто если они испачкались. В годовалом возрасте можно воспитывать эту привычку, основываясь на ощущениях ребенка. Например, перед мытьем рук можно дать малышу мыло в красивой обертке, предложить развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло! Какое душистое. Понюхай, как вкусно оно пахнет. Наверное, мыло хорошо пенится. Давай проверим!» А после мытья можно вместе с малышом рассмотреть его ручки, отметив, какие они чистые и красивые.

Детям постарше будет интересен небольшой рассказ о вредных микробах, которые живут, например, на улице и могут попасть на руки ребенка, и о том, как можно быстро избавиться от них, вымыв руки с мылом.

Чтобы понятно объяснить малышу, что такое микробы, можно нарисовать их и рассказать о них, используя сказочные сюжеты. Изобразите на листе бумаги не только «страшных» микробов, но и «рыцарей», которые с ними борются, мыло, воду и т.д. Знакомя кроху с подобными терминами, избегайте запугивания, жизненных историй с плохим финалом и т.п. Нужно детально объяснять все ребенку на уровне игры или рисунка, тогда не возникнет проблем с пониманием и приучением малыша к личной гигиене. Расскажите крохе, как мечтают его пальчики помыться, как им стыдно, что они грязные, как теплая водичка ждет его.

По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. И наоборот, назидание, приведение нелицеприятных примеров начисто лишает ребенка интереса к гигиеническим мероприятиям. Поэтому, знакомя малыша с правилами гигиены, стоит избегать рассказа о неприятных последствиях невыполнения этих правил, запугивания ребенка («Не будешь мыть руки – будет болеть живот/ съедят микробы/ заболеешь» и т.п.). Воспитание полезных привычек должно строиться на позитивном, доверительном отношении к миру.

Обучая малыша гигиеническим навыкам, лучше всего основываться на ощущениях, которые может испытывать ребенок: приятном запахе, ощущении чистоты, полезности для здоровья и самочувствия.
Для формирования необходимых навыков большое значение имеют и атрибуты гигиены: зубная паста, зубная щетка, шампунь, пена для ванны, мыло в мыльнице. Пусть все эти средства имеют детскую направленность: яркий цвет, необычную форму, разные дополнения, привлекающие внимание малыша, и способствуют проявлению интереса к гигиеническим процедурам.

У ребенка должно быть индивидуальное полотенце яркой расцветки с забавными рисунками, чтобы кроха мог безошибочно отличить его от личных вещей других членов семьи.

Все вещи малыша должны иметь в ванной постоянное место. После того как крохе исполнится 1–1,5 года и можно будет обучать его умываться самостоятельно, эти предметы должны быть для него доступны.

Лучше всего хранить вещи в специально отведенном для ребенка шкафчике или на полочке в ванной комнате, подвешенной на уровне роста малыша. Это необходимо для того, чтобы кроха смог все рассмотреть и самостоятельно достать из шкафчика необходимую вещь для проведения очередной гигиенической процедуры. Также важно иметь в ванной невысокую устойчивую скамеечку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана с водой.

В гости к Мойдодыру

Аккуратности, умению следить за собой, содержать себя в чистоте нужно учить спокойно, ненавязчиво, в игровой форме, сохраняя, однако, незыблемую систему обязательных требований.

Привлекайте внимание ребенка к проведению гигиенических мероприятий средствами фольклора например, перед каждым мытьем рук или умыванием прочтите малышу небольшой стишок или потешку:

Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, –
Мы пришли умыться!

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
Буль-буль-буль, журчит водица.
Мы умеем сами мыться.

Умойтесь вместе с ребенком, приговаривая «умывалочку»:

Вместе с мамой кран откроем –
Пусть бежит водичка,
Она чисто Оле (Саше и т.д.) моет
Руки, шею, личико!

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия лучше разделить на несколько операций. Например, при мытье рук ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, стараясь не разбрызгать воду, и насухо вытирает.

Необходимо несколько раз повторить последовательность действий вместе с малышом, чтобы он успел их запомнить. На начальном этапе формирования навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия.

Можно подобрать или изготовить для ребенка небольшую памятку, на которой будет изображена последовательность действий при мытье рук, умывании и т.д., и прикрепить ее на стену в ванной. Например, основные действия при мытье рук можно изобразить в виде отдельных картинок:

Первая картинка: засучиваем рукава.
Вторая картинка: моем руки водой под краном.
Третья картинка: намыливаем руки мылом.
Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.

Эти несложные для взрослых действия ребенок усвоит не с первого раза. Для годовалого малыша самостоятельное мытье рук является сложной задачей, но все равно следует предоставить крохе возможность самостоятельно выполнять эти действия, открыв и закрыв за ним кран с водой, отрегулировав ее температуру и при необходимости помогая на всех этапах освоения навыка.

Обучая кроху быть аккуратным, опрятным и чистым, можно использовать наглядное изображение противоположных состояний: грязное – чистое. Можно приобрести или изготовить подобные карточки, на которых изображены неумытый и чистый ребенок, неопрятный малыш и аккуратно одетый и т.д. Показывая карточку, эмоционально окрашивайте свой рассказ, выражая позитивное или негативное отношение в зависимости от изображения.

С годовалым крохой можно поиграть в игру «Кукла Маша купается». Покажите ребенку куклу и скажите: «Кукла Маша давно не мылась, у нее грязные лицо и ручки. Давай скорее умоем Машу». Отправляйтесь с малышом в ванную и покажите, как правильно моет кукла ручки, как нужно ее умывать, приговаривая:

Маша, мой лицо и шейку,
Мойся мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.

Для трехлетнего ребенка игра усложняется: предложите ему самостоятельно вымыть кукле лицо и ручки. Направляйте его действия подсказками. Потом предложите малышу самому умыться и вымыть руки.

Деликатные проблемы

Самостоятельно посещать туалет кроху можно учить не ранее 1,5–2 лет – до этого времени его нервная система не способна распознавать сигналы, идущие от органов выделения.

Приучая малыша к горшку, необходимо обозначить несколько правил соблюдения чистоты и опрятности. Пусть ребенок пробует самостоятельно снимать и надевать штанишки. Упростите процесс снятия одежды: надевайте крохе штаны на резинке, без бретелек и пуговиц.

Научите ребенка вытираться после опорожнения кишечника или мочевого пузыря, используя при этом мягкую туалетную бумагу или гигиенические салфетки. Конечно, сначала все будет получаться не очень хорошо. Деликатно направляйте действия малыша, но позвольте ему все делать самостоятельно. Не настаивайте, если у ребенка по какой-либо причине нет желания выполнить все самому – просто еще не пришло время. Обязательно проговорите состояние малыша после гигиенической процедуры: «Вот теперь все чисто, сухо, хорошо». Приучите кроху мыть руки после туалета.

Даже научившись самостоятельно ходить в туалет, ребенок время от времени может написать в штанишки. Не ругайте его за это, не упрекайте и не стыдите!

В стремлении малыша к самостоятельности важно деликатно и мягко направлять его действия и с пониманием относиться к неудачам.

Можно отработать навык самостоятельного посещения туалета и изучить гигиенические правила, привлекая к этому любимую игрушку малыша. Желательно, чтобы на ней были те же элементы одежды, что и на крохе: трусики, штанишки. Попросите ребенка повторять вслед за игрушкой последовательность действий: снять штанишки и трусики. Усадите игрушку рядом с крохой на импровизированный «горшок». Побуждайте малыша повторять действия игрушки: «Смотри, чтобы сходить в туалет, Зайка снимает штанишки. И ты снимай тоже». Таким же образом обучите ребенка вытираться, надевать трусики, мыть руки после туалета.

Чей носовой платок?

Когда малышу исполнится 1,5–2 года, его надо начинать учить пользоваться собственным носовым платком. Платок должен всегда находиться в кармане одежды ребенка. Объясните, что носовой платок необходим, чтобы вытирать нос во время насморка; чтобы протереть грязные руки, если нет рядом крана с водой; чтобы вытереть рот или стереть с одежды пятно, если испачкался. Расскажите крохе, что носовой платок – это личная индивидуальная вещь для каждого человека и пользоваться ею может только хозяин. Платок должен быть личным, чтобы избежать переноса микробов другому человеку. Объясните малышу, что при кашле или чихании нужно отворачиваться и прикрывать рот и нос платком. А лучше всего приучать ребенка пользоваться одноразовыми бумажными платочками. И главное – следить, чтобы у малыша в карманчике уличной одежды всегда была упаковка или несколько штук таких платков.

Игра «Постираем платочки» поможет ребенку 2–3 лет следить за чистотой личных вещей. Налейте немного воды в тазик и, протянув ребенку мыло, предложите ему самостоятельно постирать свой носовой платочек.

Предварительно нужно показать, как правильно это сделать. Повесьте платок сушиться, а когда он высохнет, покажите малышу, как правильно свернуть его. Пусть ребенок потренируется аккуратно складывать платочек, класть его в карман и доставать оттуда.

Я возьму свою расческу…

Объясните малышу, зачем нужны другие личные вещи: расческа, салфетка, полотенце. В своем рассказе раскройте важность и необходимость иметь у себя личные вещи, не брать их у других людей и не разрешать пользоваться своими личными вещами.

Малышу в 1,5–2 года можно показать, как правильно пользоваться расческой. Причешите кроху, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

При расчесывании волос ребенка используйте небольшие стишки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.

Причешу сынишку –
Вихрастого мальчишку!
Приглажу чубчик,
Красавец, мой голубчик!

Укрепить навык пользования расческой можно, предложив причесать маму, папу, других членов семьи. Только не забудьте, что у каждого должна быть своя расческа.

Трехлетнему малышу можно показать, как содержать в чистоте свою расческу – вымыть ее с мылом, вытереть и положить в специально отведенное место. Расческу, которой ребенок пользуется в детском саду, можно положить в специально сшитый чехольчик.

Сменим трусики и майку

Устройте вместе с крохой стирку, поменяв ему белье. Пусть малыш сам положит в барабан стиральной машины свои трусики и майку, а затем немного посмотрит, как машина стирает эти вещи.

В возрасте 2–3 лет можно показать ребенку, как стирать белье вручную. Предоставьте ему возможность самостоятельно намылить трусики, постирать и прополоскать их в небольшом тазу, а затем помогите отжать мокрую ткань и повесить сушиться. Так ребенок не только учится ухаживать за собой и своим телом, но и приобретает необходимый трудовой навык.

Во время стирки можно объяснить крохе, что такое нижнее белье и почему оно так называется. Расскажите ребенку, что нижнее белье нужно обязательно менять каждый день после подмывания или купания. Обозначьте важность этих моментов для чистоты и здоровья. Объясните малышу, что это необходимо для поддержания чистоты своего тела.

Покажите крохе место в шкафу, где лежит его нижнее белье, и каждый вечер просите доставать оттуда чистые трусики. Этот ежедневный повторяющийся ритуал будет своего рода сигналом ребенку, что нужно принять вечерний душ и сменить белье.

Скажите малышу, что грязную одежду нужно складывать в корзину для белья, а затем стирать, чтобы она вновь стала чистой. При наблюдении за действиями мамы, освоении и многократном выполнении тех же действий приобретенный навык становится прочным, постепенно перерастая в привычку.

Не забудем про ножки…

Объясните крохе, что, придя домой с прогулки и сняв уличную обувь, необходимо переобуваться в домашнюю.
Перед сном надо мыть ноги, потому что на них особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Пусть кроха стоит в ванне или душе, а вы будете поливать его ножки водой. Предложите двухлетнему ребенку попробовать самостоятельно помыть себе ноги. Для этого можно налить в детскую леечку немного теплой воды и показать малышу, как правильно лить воду на ножки.

Также необходимо каждый день менять носочки и колготки. Объясните малышу, что редкое мытье ног и ношение грязных носков может привести к неприятному запаху и болезням. По этой же причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Скажите ребенку, что в бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки. Можно рассказать крохе небольшую историю о том, как его ножки за день вдоволь набегались, устали, стали грязными, на них скопилось много микробов. И теперь нужно помочь им вновь стать чистыми, отдохнуть за ночь, чтобы завтра целый день ходить, бегать, прыгать.

Следует приучать детей бережно относиться к вещам, одежде. Ложась спать, малыш 2–3 лет может аккуратно сложить одежду, поставить рядом с кроватью свою домашнюю обувь. Если у него что-то не получается, нельзя подчеркивать его неумение, а надо подсказать, как исправить ошибку, и доделать все по возможности с участием ребенка.

Полезные правила

Прививая ребенку правила гигиены, необходимо соблюдать постоянство в условиях. Вначале просто повторяйте ритуал умывания, чистки зубов и т.д. каждый день, без исключения. А затем предоставьте ребенку больше самостоятельности. Тогда это не будет подчинением взрослому, а войдет в привычку и станет нормой.

Нужно объяснять малышу, почему тот или иной навык значим для здоровья, почему важно выполнять правила.
Обучение должно быть последовательным и постепенным в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Формирование того или иного навыка надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью малыша, привычкой его поведения.
Гигиенические навыки и умения могут быть сформированы у ребенка только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования.
Поведение взрослого должно служить для малыша примером во всех его действиях и поступках.

Обед и этикет

Культуру еды часто тоже относят к гигиеническим навыкам.

Перед едой нужно тщательно вымыть руки. Здесь подойдет небольшой рассказ или сказка о вредных микробах, которые «прилипли» к ручкам, пока ребенок гулял, играл. И теперь этих микробов нужно смыть водой, чтобы они не попали в организм вместе с пищей. Существует много детской литературы, в которой в интересной для ребенка форме говорится о важности мытья рук перед едой.

Обучите кроху правилам поведения после приема пищи. Маленькие дети редко бывают аккуратны за обедом, но все поправимо: покажите ребенку, что после еды, если испачкался, нужно вытирать рот салфеткой или умыться.
Обратите особое внимание крохи на то, что есть нужно всегда за столом дома или в специальных местах – в столовой, кафе и что не следует принимать пищу на улице. Если кто-то угостит малыша конфетой, нужно съесть ее дома, предварительно вымыв руки. Данное правило можно аргументировать рассказом о микробах, о том, что есть на улице, «на ходу» вредно для животика и, чтобы он не заболел, нужно принимать пищу дома, за столом, вымыв руки.

Для того чтобы закрепить навыки гигиены и правильного поведения за столом, поиграйте с малышом в игру «Кукла обедает». Понадобится набор кукольной посуды, кукла или любимая мягкая игрушка. Попросите ребенка покормить куклу по всем правилам. Проговаривайте и подсказывайте каждый этап организации обеда: «Сейчас мы вымоем Кате ручки с мылом», «Посади ее за стол правильно», «Нужно повязать ей салфетку, чтобы она не запачкала одежду». Можно задавать малышу наводящие вопросы, попутно исправляя ошибки в его действиях. Например: «Что нужно вымыть перед тем, как сесть за стол? Покажи, как ты моешь ручки Кате», «Что нужно повязать кукле, чтобы она не испачкалась во время еды?», «Смотри, Катя запачкалась. Как помочь Кате снова стать чистой и опрятной?».

Таким же образом можно обыграть правила: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Фрукты и овощи перед едой нужно мыть», «Есть следует не торопясь».

Еще один вариант – обыграть с игрушкой (перчаточной куклой) небольшие рассказы о правилах приема пищи, например отрывки из стихотворения З. Александровой «Мой мишка»:

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку,
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей!

На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между ребенком и игрушками.

Сюжетов для рассказов и инсценировок можно придумать очень много: про рубашку (платьице), которая убежала от малыша, оттого что он забывал засучивать ее рукава во время мытья рук; про куклу, которая постоянно шмыгала носом и не хотела пользоваться носовым платком; про непослушного мальчика, который все время забывал, где его тапочки, и т.д.

В обучении малыша правилам гигиены важную роль играет собственный пример родителей. Например, трудно научить кроху пользоваться за обедом салфеткой, если она редкая гостья на вашем столе. Необходимо помнить, что формирование правильных представлений о гигиене, чистоте и режиме питания возможно только в том случае, если все члены семьи следуют единым правилам.

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания. Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом. Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.