Правильно отучаем малыша от рук. Как отучить грудного ребенка от рук без травмирования психики

Новорожденный человечек настолько слаб и беззащитен, что родителям и, в первую очередь, маме хочется постоянно держать его на руках. Но время идет, родители привыкают к своим новым обязанностям, да и ребенок активно начинает набирать вес и носить его на руках становится тяжелее. Поэтому во многих семьях встает вопрос, как отучить ребенка от рук.

Одно время в моду вошла спартанская методика воспитания, согласно которой маме предписывалось вообще не брать ребенка на руки и поменьше нежничать. Покормила, поменяла подгузник – и в кроватку или манеж. Сторонники теории, считали, что любое «баловство» портит ребенка, поэтому советовали родителям отбросить сентиментальность и общаться с ребенком только «по делу».

К счастью, поклонников этой методики воспитания нашлось немного. Ведь желание матери брать свое дитя на руки заложено на уровне инстинктов.

Но, тем не менее, большинству молодых мамочек время от времени приходится выслушивать совету: «Не приучай к рукам!». Но нужно ли им следовать?

Новорожденный младенец физически нуждается в тесном контакте с мамой, поэтому ни в 1 месяц, ни в 3 месяца, ни о каком отучении от рук речь идти не может. Малыша обязательно нужно брать на ручки, обеспечивая ему необходимый тактильный контакт и потихоньку знакомя с окружающим миром. Ведь ребенок пока лишен возможности передвигаться, и если не брать его на руки, то ничего, кроме своей кроватки он не увидит.

Конечно, речь не идет о том, что мама не должна спускать ребенка с рук. Даже в этом раннем возрасте нужно потихоньку приучать его занимать себя самостоятельно. Для этого используются яркие игрушки, мобили, которые подвешивают над кроваткой.

Чуть позже, примерно в 6 месяцев нужно стараться оставлять ребенка играть самому подольше. Очень помогут в этом различные развивающие коврики. Но если этого аксессуара нет, не стоит расстраиваться, его с успехом заменит расстеленное на полу одеяло и разложенные на нем игрушки.

В 10 месяцев дети, как правило, пытаются делать первые шаги, держать за опору. Теперь пришло время предоставить ребенку больше свободы, не подхватывая его на руки каждый раз, когда он шлепнется на попу.

В возрасте 1 год ребенка стоит брать на руки, только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись. Чувство тактильного голода можно удовлетворять другими способами: массажем, совместной игрой, «обнимашками». Если все будет сделано правильно, то в 2 года ребенок приобретет практически полную «автономность» и не будет проситься на руки.

Почему ребенок плачет?

Иногда мамочки жалуются на то, что их ребенок настолько «ручной», что мамы не могут оставить его одного ни на секунду. Почему так происходит?

Лучше всего, конечно, чтобы привычка засыпать на руках не формировалась, однако, этого удается достичь редко, поскольку младенцы частенько засыпают во время кормления, уютно устроившись у мамы на ручках.

Читайте также: Как научить ребенка вставать на четвереньки? Осваиваем новые навыки

Начиная отучение, нужно попробовать, встав к плачущему младенцу, не брать его на руки. Конечно, сначала нужно убедиться, что он не испытывает дискомфорта. Если все в порядке, нужно просто посидеть рядом с кроваткой поглаживая спинку и ручки малыша, и ласково уговаривая его поспать. Но на руки его не брать. Такие действия с одной стороны успокоят ребенка, с другой – позволят обойтись без «ночных бдений» с качением младенца часами.

Не слишком ли я его балую?

Некоторые мамы сами предпочитают носить ребенка на руках постоянно. Не повредит ли это малышу? Доктор Комаровский считает, что нет. Самому малышу это не принесет ни малейшего вреда. А вот мама вскоре может почувствовать дискомфорт, ведь у нее будет минимум свободного времени и даже посещение душа может превратиться в неразрешимую проблему.

Как же не лишать младенца ласки, но и не избаловать малыша? Нужно сказать, что найти баланс в этой ситуации непросто. Находясь на руках у мамы или других хорошо знакомых ему людей, ребенок чувствует себя защищенным от угроз окружающего мира и проникается доверием к любимым им взрослым. А разве плохо, если между родителями и детьми установится хороший контакт?

Если малыш подает сигналы о том, что ему плохо, а реакции от мамы нет, то тесной связи «родители-ребенок» не образуется. Это впоследствии может отразиться на всей его жизни, сформировав определенные эмоциональные установки.

Однако чтобы малыш не начал манипулировать взрослыми, реакция на плач должна быть своевременной. Поднимать на руки малыша нужно в нужный момент. Не раньше, чем ребенок «просигнализирует» об этом, но и не тогда, когда его крик перерастет в истеричный плач.

А так ли уж нужно отучать ребенка?

Итак, мы уже поняли, что можно не приучать ребенка к рукам, показав ему, что мама не будет бросаться к нему по его первому писку. Но, прежде всего, нужно самой себе ответить на вопрос, для чего лично вам нужно, чтобы ребенок меньше просился на руки?

  • Подчинение давлению общества. Если бабушки и подруги в один голос заводят песню о том, что если мама не перестанет носить младенца на руках, то он впоследствии не будет слушаться и вообще превратиться в невоспитанного «монстра», устоять сложно. Молодая женщина может начать сомневаться, что она поступает правильно, проводя большую часть времени с ребенком на руках. На самом же деле никакой связи между ношением младенца на руках и его дальнейшими успехами в жизни нет и быть не может. Более того, детки, которые не испытывали чувства тактильного голода вырастают более спокойными, уверенными и чуткими. Другое дело, что ребенок, которого часто носят на руках, лет до трех будет очень привязан к маме, а это может помешать при устройстве в сад. Но зато подобная эмоциональная привязанность станет гарантом доверительных отношений подрастающего ребенка с мамой. Поэтому не стоит слушать ничьих советов, лучше целиком положиться на свою материнскую интуицию, которая подскажет, как нужно действовать.
  • Не хватает времени. Многие мамы жалуются, что не успевают выполнять домашнюю работу, так как все время проводят с малышом. В этом случае, семье стоит пересмотреть приоритеты. В конце концов, сегодня редко у кого имеется огромное хозяйство, требующее постоянного контроля. В городской квартире при помощи бытовой техники порядок поддерживать не трудно. Ну, а без разносолов семья вполне может обойтись некоторое время, питаться простыми блюдами даже полезнее. Кроме того, нехватка времени на хозяйство – это прекрасный повод привлечь к работе по дому мужа и других членов семьи. Нужно понимать, что молодая мать находится в отпуске по уходу за ребенком, а не за квартирой и мужем, поэтому именно ребенку и нужно уделять большую часть времени.
  • Маме нужно работать (учиться). Наше государство предоставляет молодым матерям достаточно длительный отпуск. Однако иногда возникает ситуация, когда матери нужно вскоре после рождения малыша вернуться на учебу или работу. В этом случае, ранее дистанционирование от мамы оправдано. Однако нужно понимать, что ребенок должен получать достаточные тактильные контакты. Для этого его нужно с раннего возраста приучать его к обществу людей, которые будут проводиться с ним время (бабушки, няня и пр.).

В поисках ответа на вопрос, как отучить ребенка от рук, можно найти массу советов и рекомендаций, но выработать оптимальную методику можно только путем проб и ошибок.

Начинать готовить кроху к самостоятельности нужно заблаговременно, еще до года, иначе потом бездействие может обернуться проблемами с уже подросшим капризулей

Когда отучивать ребенка от рук

Мнений по поводу возраста малыша и отлучения его от маминых рук достаточно много. Но все дети разные, а значит, и их готовность к условной самостоятельности наступает в разный период жизни. Обычно родители начинают сокращать период непосредственного тактильного контакта с ребенком в возрасте полугода. К 6 месяцам малыш уже пытается сидеть самостоятельно (или уже сидит), у него созревает интерес к окружающим предметам, которые он пытается взять в руки или попробовать на вкус. Кроме того, этот период считается оптимальным для введения прикорма, а значит, количество кормлений грудью постепенно сокращается.

Да, действительно, уже можно начинать приучать кроху к самостоятельности. Но готовность родителей не говорит о подготовке малыша. Есть дети, сильно привязанные к маме в психологическом плане. Они могут ощущать спокойствие только в том случае, когда мама находится в поле зрения и непосредственной близости. Но есть и другие малыши, которые просто привыкли к ежесекундному контакту с родителями и не желают привыкать к другому режиму. В этом случае можно говорить о излишней избалованности ребенка и неправильном поведении мамы и папы, к которым добавляются еще и добрые бабушки с дедушками.

В первом случае нельзя настаивать и резко менять линию поведения с целью отучивания крохи от рук. Этот процесс должен быть постепенным, длительным, основанным на психологическом внушении. Во втором случае, скорее всего, понадобятся радикальные методы, процесс привыкания будет эмоциональным, возможно, стрессовым, но непродолжительным.

Чтобы отучивание от рук прошло без истерик, старайтесь отвлекать внимание ребенка на другие занятия

Четких методик по данной проблеме нет. Есть советы и рекомендации, руководствуясь которыми, можно попробовать и успешно завершить процесс «взросления» малыша. Если малышу свойственно капризничать, у него имеются проблемы со здоровьем, режутся зубки, проявилась реакция на прививку, процесс отлучения от рук лучше не начинать. Любые перестройки режима дня будут дополнительным стрессом.

Итак, что можно предпринять для того, чтобы сократить время пребывания ребенка на ручках?

  1. Для начала стоит научиться отвлекать ребенка, когда он плачет, а не брать на руки.
  2. В период любых капризов пытаться успокоить кроху спокойным голосом, глядя малышу в глазки.
  3. Не качать малыша на руках.
  4. Разрешать делать то, что крохе хочется (в пределах разумного);
  5. Больше разговаривать с ребенком, петь песенки.

Это все очень просто и доступно к исполнению каждым родителем. Как это работает? Ребенок станет более спокойным, уравновешенным, перестанет ощущать беспокойство от недостатка тактильного контакта. Такого ребенка станет проще укладывать спать – он будет засыпать самостоятельно, перестанет цепляться за маму по любому поводу.

Чтобы отучить от рук очень капризного ребенка, нужно по возможности выбирать наименее стрессовые способы

Когда ребенок – капризуля

Как отучить ребенка от рук, если он постоянно капризничает и не желает становиться взрослым? Здесь могут помочь только степенные уговоры. Ставить вопрос ребром можно только в случае, когда ребенок окончательно «сел на голову». Налицо эгоизм, но в этом обычно виноваты сами любящие родители.

Укладывая ребенка спать, не нужно ложиться с ним вместе. Можно присесть рядом на кресло, спеть песенку либо прочитать сказку. Идеально укладывать кроху в кроватку, а маме –расположиться рядом. Понятно, что первое время малыш будет недоволен, ведь он привык к укачивающим движениям маминых рук. За 4-7 дней он привыкнет и сможет засыпать один. Важно постепенно сокращать время, проводимое мамой у кроватки. Если в первый день маме придется рассказывать сказки и уговаривать ребенка уснуть 30-40 минут, то к концу недели это время сократится до 10-15 минут. А вскоре малыш сможет засыпать без маминого присутствия вообще.

Если малыш привык капризничать по любому поводу, показывая свое недовольство и демонстрируя характер, можно попробовать усадить его в кресло и, глядя в глаза, попытаться уговорить и успокоить кроху. Возможно, понадобится несколько таких «подходов», но ребенок обязательно успокоится и не станет снова проситься на руки. Здесь важно выдержать паузу, набраться терпения и не уступить. Понятно, что если дело доходит до истерики, лучше уступить и успокоить малыша на руках. Такие стрессовые ситуации сильно бьют по нервной системе, что негативно сказывается на дальнейшем психоэмоциональном развитии ребенка.

Детки очень быстро вырастают, поэтому не стремитесь как можно раньше делать из них самостоятельных людей — нет ничего вредного в родительских объятиях

А нужно ли отучивать малыша от рук

Всего должно быть в меру. Это касается и процесса воспитания ребенка. Слишком любящие родители – это «диагноз», который не всегда хорошо отражается на характере и поведении ребенка. Дети в любом возрасте должны получать нормальную «дозу» любви, ласки и свободы. Только так они смогут вырасти добрыми, отзывчивыми и уверенными в себе людьми. Некоторые родители боятся приучать кроху к рукам, считая, что это плохо. С самого рождения малыш таких родителей становится одиночкой. Велика вероятность того, что он будет ощущать сложности в процессе общения с людьми, у него будет мало друзей.

Не нужно с рождения лишать кроху ласки. Только в маминых объятиях он будет спокойно развиваться физически и эмоционально. Но нужно давать крохе понять, что у мамы есть еще и другие дела, завершив которые, она обязательно уделит малышу внимание. Как отучить ребенка от рук и стоит ли это делать? Точную и подходящую схему сможет выработать только мама, причем определить верную методику не всегда получается с первого раза. Во всем нужно терпение, лояльное отношение к ребенку и его возможному эгоизму. Многие мамы считают, что пока ребенок мал, нужно наслаждаться обоюдными объятиями, которых не может быть много. Большинство психологов согласятся с таким мнением. Нельзя отказывать себе и ребенку в ласках и любви, ведь даже тысячный поцелуй, которым обмениваются мама и малыш, никогда не будет лишним.

Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.

Таким вопросом часто задаются мамы подрастающих детей и зачастую не задумываются - что такое мамины руки для ребёнка?

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

Я поделюсь своей статьей, которая была написана еще в 2010 году, но своей актуальности не потеряла до сих пор.

Место жительства - мамины руки

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

«Не носи на руках – а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам – а то избалуется!». Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью.

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама боится лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт , т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребёнка от себя, поменьше брать его на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается . Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

Когда новорожденного приносят домой из роддома, родители готовы носить его на руках постоянно. Но со временем молодая мама понимает, что ребенок не дает ей ни минуты покоя, постоянно просится на руки. Домашние дела не делаются, на отдых не остается времени. Почему так происходит и как отучить ребенка от рук так, чтобы его психика не пострадала?

Ребенок может много капризничать, если его не берут на ручки

Первые месяцы жизни – этап ответственный, ребенок мал и без постоянного присутствия мамы ему никак не обойтись. В этот период и закладываются предпосылки привязанности к рукам. Как же это происходит?

  • Вначале младенец много спит, непродолжительный период бодрствования – время общения. Членам семьи хочется полюбоваться на любимое чадо, по первому зову все бросаются на помощь, берут его на руки.
  • До 3-х месяцев грудничка мучают кишечные колики, он громко плачет, сучит ножками. Помочь ему можно, если взять на руки и прижать к животу. Тепло маминого тела облегчает страдания крохи, снижает болевые ощущения, ребенок успокаивается и засыпает. Со временем проблема исчезает, а привычка находиться на руках остается.
  • Зависимость часто вырабатывается и во время болезни ребенка. Высокая температура, кашель, плохое самочувствие не дают ему уснуть, лучше он себя чувствует только на маминых руках.

Малыш растет, проблемы раннего возраста уходят, время бодрствования увеличивается до нескольких часов, а ребенок привык и требует плачем и криками, чтобы мама взяла его на ручки. Что же делать, как отучить ребенка от рук?

Как влияет любовь мамы

Многие молодые мамы, родив первенца, испытывают к нему сильную привязанность. Женщина наслаждается близостью, держа малыша на руках, вдыхая его запах. На прогулке постоянно разговаривает с ним, показывает животных, деревья, небо, машины. И это правильно, так ребенок лучше развивается, у него нет недостатка в тактильных ощущениях, он испытывает чувство защищенности и собственной значимости, вырастает уверенным в себе человеком.

Но такое отношение иногда формирует зависимость от рук. Ведь малышу все интересно, но сам он не может сесть или встать, а вертикальное положение дает возможность наблюдать за происходящим. Эта привычка обычно проходит к 6 месяцам, когда ребенок становится более самостоятельным, может сидеть и передвигаться на четвереньках.

Когда кроха хочет, чтоб его все время носили на руках, главное — не идти у него на поводу. Должно быть разумное соотношение самостоятельности и развлечений.

  • Пусть часть времени он проводит в кроватке, гулит, рассматривает свои ручки, подвески, игрушки. А для любящей мамы эта картина не менее увлекательна.
  • Половину бодрствования можно посвятить общению и рассматриванию окружающих предметов.

Время, когда ребенок предоставлен сам себе, имеет огромное значение для развития двигательной активности малыша. Ведь он должен научиться переворачиваться на животик, пытаться ползать, потом вставать. А на руках мамы этому научиться невозможно.

Как отучить

Чтобы ребенок постоянно не просился на ручки, давал возможность отдохнуть маме и заняться делами по дому, учитывая возраст, можно воспользоваться несколькими приемами:

0 — 3 месяца

Отучать ребенка от рук нужно постепенно

В этом возрасте отучать от рук нельзя, физически и эмоционально малыш связан с матерью. Главное не выработать в нем чрезмерную зависимость.

  • В месяц, если малыш сухой и сытый, он вполне может полежать самостоятельно минут 10, рассматривая мобиль. Если чадо начало хныкать, можно потрясти погремушкой или подвеской, висящей на кроватке.
  • Период бодрствования увеличивается в 2 месяца, половину этого времени можно проводить рядом с грудничком, не держа его. Младенца положить на кровать или диван, пеленальный столик, сделать ему массаж, поговорить с ним, погладить по спинке и животику. Главное поддерживать тактильный контакт, тогда кроха не будет ощущать себя одиноко.
  • С 3-х месяцев, когда кроха зовет маму, кидаться на малейший писк не надо, главное, чтобы реакция была своевременной. Не стоит ждать, когда у грудничка начнется истерика, это отражается на его психике, а для правильного развития он должен быть уверен в любви родителей.

4 — 5 месяцев

Четырех-пятимесячный малыш уже многое понимает, с ним можно поиграть.

  • Если, лежа в кроватке, он начинает плакать, требуя, чтобы его взяли на ручки, можно спрятаться за перекладиной кроватки, появившись, сказать «ку-ку» и опять спрятаться. Вскоре ребенок включится в игру и начнет улыбаться.
  • Отвлечь внимание легко яркой игрушкой, это может быть погремушка, резиновые пищащие предметы. Эти объекты способствуют его развитию, дополнительно отвлекают от постоянного присутствия матери.

Сейчас в помощь маме огромный выбор развивающих ковриков, в них есть все, что необходимо маленькому человеку для самостоятельных занятий.

6 месяцев

До полугода малыша перестают мучить колики, и на смену им приходят прорезывающиеся зубки. Болезненный процесс не дает в полной мере развивать самостоятельность, но внимательная мама уже прекрасно разбирается в причине плача, отличит манипуляции от настоящей проблемы.

  • Когда ручной малыш начинает хныкать, можно с ним полежать, попеть песенки. С одной стороны, он будет чувствовать рядом маму, с другой — довольно тяжелого ребенка не придется носить на руках.
  • Не следует оставлять его одного надолго, но самостоятельно занять себя непродолжительное время он уже вполне способен. Сначала можно поиграть вместе, увлечь его этим занятием, потом отойти, минут через 10 опять подойти и дать другой предмет.
  • Если игрушки не увлекают малыша, наверняка ему понравится поползать по полу вместе с мамой.

Нельзя оставлять ребенка одного на кровати, диване и даже на полу. Безопасное место — в его кроватке или манеже.

Мама укладывает малыша спать днем

7 — 8 месяцев

Именно этот возраст рекомендуют психологи, чтобы отучить ребенка от рук. Надо помнить, что этот процесс — стресс для младенца, поэтому резкий переход неприемлем. Его уже можно взять с собой на кухню, ненадолго посадить на детский стульчик или расстелить одеяло на полу, дав ему игрушки. Во время приготовления пищи надо с ним разговаривать, рассказывать о процессе.

1-2 года

В год проблемы привязанности к рукам уже быть не должно. Но когда этого не произошло, особых сложностей не возникает. Для годовалого ребенка неплохой вариант для игр — маленькое пианино, звуковые игрушки, можно попытаться покатать машинку, перебрать кубики или шары, детскую посуду. Выбор предметов огромен, основная задача — суметь вовремя переключить внимание. Требуется выделить место для времяпровождения, сделать его максимально безопасным. Но и в год малыш долго один играть не может, поэтому лишать его маминого внимания не следует.

Если положение совсем безвыходное, можно включить ненадолго телевизор: на плачущего малыша метод действует безотказно. Только не следует прибегать к этому постоянно. Помимо зависимости, от которой будет сложно отучить, пострадают зрение и психика ребенка.

Когда не следует отучать от рук

Если ребенку начинают вводить прикорм, то от рук пока что отучать не стоит

Обычно сокращать тактильный контакт родители начинают к полугодовалому возрасту.

  • Ребенок становится более самостоятельным, он уже пытается сидеть, ползать, начинает брать предметы в руки, тянет их в рот.
  • Начинается прикорм, значит, время кормления грудью сокращается.

Многие родители считают, что пора ребенку становиться более самостоятельным. Но не всегда он соглашается с их решением. Некоторые дети очень привязаны к матери, они спокойны, только когда она находится рядом. В этом случае настаивать не следует, чтобы не травмировать малыша. Бывает, детям близость мамы необходима до годовалого возраста. Процесс отучения очень длительный и бережный. Чтобы сохранить эмоциональную стабильность карапуза, стоит еще немного потерпеть.

Не следует торопиться отучать от рук в случаях:

  • когда ребенок отстает в развитии;
  • перенес родовую травму;
  • ослаблен или недоношен.

После года он сам будет стремиться к познанию мира, и для этого маминых рук уже недостаточно. А пока необходимо, пусть наслаждается постоянным присутствием мамы, ведь это так важно для его психического развития.

Для того чтобы снизить давление на позвоночник и освободить руки, можно воспользоваться рюкзаком «кенгуру», но этот вариант ограничивает возможности ребенка, в нем он может находиться только в вертикальном положении.

Чтобы разнообразить позы малыша, предпочтительнее использовать слинг. Это прочный отрез ткани, достаточно длинный, чтобы из него, обмотав вокруг тела матери, можно было сформировать своеобразный карман. В нем ребенку будет гораздо удобнее спать в горизонтальном положении на боку, при необходимости ручки убирают внутрь. Когда ребенку исполнится полгода, слинг можно расположить на спине.

Когда младенец выражает потребность общения с мамой слишком импульсивно, плачем и истериками, стоит поискать причины такого поведения. Возможно, в семье нервозная обстановка, или его время еще не пришло? Так или иначе, нужно сначала устранить повод, отказывать в близком общении малышу пока рано. Взрослым надо помнить, что это прекрасное время: ребенок вырастет, и больше мама не сможет носить его на руках.

Укачивание перед сном

Иногда ребенок прекрасно развлекается сам во время бодрствования, рассматривает погремушки, перебирает кубики, но когда дело доходит до сна, самостоятельно в кроватке не засыпает.

Как быть в этом случае?

  • Грудничку необходимо мамино тепло, ощущение ее тела рядом, только тогда он чувствует себя защищенным, расслабляется и засыпает. Поэтому первое время его укачивать нужно, но, не дожидаясь, когда он полностью уснет, положить в кроватку. Если кроха проснулся, опять взять на руки.
  • Первое время мама должна находиться рядом, поглаживать его, петь колыбельные, ласково разговаривать. Ребенок еще не понимает, что она говорит ему, но тонко улавливает ласковую интонацию и засыпает спокойно.

Вначале придется потратить время, но уже через неделю результаты будут заметны.

Когда младенец засыпает только на руках мамы, это — свидетельство его повышенной привязанности. Но не помешает проверить кровать и посоветоваться с врачом. Может быть, ребенка беспокоят боли в спине, вызванные декомпрессией позвонков, в этом случае ему неудобно лежать на ровной поверхности. Ситуация нередко встречается у маленьких детей, когда они начинают ползать, пытаются вставать и падают на попу.

Нужно ли отучать

Перед тем как начинать отучать ребенка от рук, сначала надо подумать: стоит ли? Находясь на родных маминых руках, малыш счастлив, он ощущает себя частью единого целого, испытывает комфорт и умиротворение. Возможно, не надо лишать его этого счастья слишком рано.

  • Если женщина устала от домашних забот, стоит поговорить с мужем или с мамой, свекровью. Пусть родные люди часть забот по дому возьмут на себя. Ведь отпуск дается, чтобы полноценно ухаживать за малышом, а не за мужем или квартирой.
  • Когда малыш предпочитает находиться рядом с мамой постоянно, для занятий с ним привлекают других членов семьи. Пусть с ребенком посидит папа или бабушка, развлечет старшая сестренка. Если он научится общаться с другими людьми, тогда и отучать его от рук нет необходимости.
  • Некоторые родители считают, что ребенка незачем держать на руках. Это неправильно, он вырастет эмоционально бедным, одиноким человеком, ему сложно будет проявить свою любовь.

Но есть дети, которые просто привыкли находиться на руках постоянно, не приемлют иного общения, чему способствуют любящие бабушки, братья и сестры. В этой ситуации можно говорить об избалованности и, естественно, отучать маленького деспота от рук нужно.

Резюме

  • Зависимость от рук у младенца развивается в период до 3-х месяцев.
  • Малышу важно присутствие мамы рядом, но он должен давать ей немного свободы, чтобы у нее были силы для занятий с ним.
  • Если ребенок не готов отказаться от рук, ему важен тактильный контакт с мамой — лучше этого не делать.
  • Чтобы правильно отучить ребенка от рук, важно обращать внимание на возрастные особенности.
  • Результат зависит от индивидуальных особенностей характера и возраста малыша.