Наказание детей: за и против. Наказание детей — аргументы «За» и «Против

Физическое наказание детей: за и против

Статистика говорит, что 70% мам и пап наказывают ребенка телесными порицаниями. Почему? Неужели взрослые до сих пор не научились держать себя в руках или они искренне верят в то, что эти методы действенны.

Например, если вы шлепните 30-летнего, то это будет расценено, как насилие, а вот для 3-летнего ребенка – это воспитательный момент. Почему так?

В нашем обществе физическая агрессия является нормой, но порой мы даже не замечаем неестественной ситуации.

Физические наказания опасны тем, что они разрушают личность . Но как тогда влиять на плохое поведение ребенка?

Эффект кнута

Если вы даже легонько шлепните малыша по попке, то это унизительно для него – он теряет уверенность и примет позицию жертвы. Ребенок начнет свыкаться с мыслью, что родители «имеют право», но в глубине души у них затаивается обида. Отношения между ребенком и родителями начнут ухудшаться, как только вы его ударите.

В любой ситуации старайтесь держать себя в руках. Старайтесь действовать последовательно. Объясняйте ребенку, какое поведение для вас неприемлемо и то какими последствиями для него это обернется , если он нарушит ваш запрет. Но последствия не должны быть такими, как ремень.

Эффект пряника

Эффект пряника не должен заключаться в шантаже , так как он не очень сильно отличается от телесного наказания.

К шантажу не нужно прибегать, так как очень скоро это сыграет против вас. Собирайте игрушки вместе, так вы покажете, что готовы помочь ребенку, когда он от вас это ждет, а значит, что он может на вас положиться. Но не нужно говорить, что если он сейчас - же не соберет игрушки, то он не выйдет сегодня на прогулку.

Эффект любви

Как же быть, если нервы не выдерживают, и вы переходите на крик…Выплеск эмоций – это так же естественно , как и детские непослушания. Конечно, у вас есть право не сдержаться. Но лучше, если вы выйдите из комнаты и несколько минут спокойно подышите, и постарайтесь справиться со своим напряжением.

Вам может быть очень стыдно, перед ребенком, если вы его ударите, а чувство вины сыграет с вами злую шутку.

Помните о том, что воспитание это не дрессировка и не нужно вырабатывать у детей условный рефлекс. С ребенком нужно построить человеческие отношения. Воспитание возможно только на фоне общего безусловного принятия ребенка родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказания: за и против (лист для родителей)

Стоит или нет наказывать детей. Что можно сделать для наиболее эффективного взаимодействия с ребёнком....

Цель представленного материала:дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по- новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Мультфильмы для детей.За и Против"

Большинство детей обожают мультик, более того, они готовы часами сидеть перед телеэкраном, поэтому родителей беспокоит вопрос: насколько безопасно для детского организма подобное времяпрепровождение? ...

Они убеждены, что любое наказание - вред. Обычно подобные принципы появляются в результате гипертрофированной любви к своему ребенку, при упорном нежелании видеть его недостатки. Напротив, недостатки представляются достоинствами.

Расшалившийся ребенок разбил окно. Молодец! Он смог это сделать с одного удара! Если же приходится признавать, что ребенок сделал все же что-то нехорошее (например, затеял драку и жестоко избил своего товарища по играм), то виноват в этом кто-то другой (если бы ему дали ту игрушку, которую он требовал, то никакой драки бы не произошло; не играй больше с этим мальчиком, он жадный!).

Случается, что родители видят недостатки ребенка, но не в силах его наказывать - они испытывают перед малышом чувство вины . Особенно часто страдают подобным при разводах. Ребенка жалко - он не понимает, что происходит, скучает по папе или маме, и наказывать его представляется немыслимым.

Бывает и так, что кто-то из родителей пытается перетянуть малыша на свою сторону (мама хорошая, а папа плохой, или наоборот). Естественно, в этом случае "хороший" родитель не только сам не наказывает ребенка, но и препятствует малейшему наказанию со стороны "противника", представляя, что таким образом еще более подчеркивает свою "хорошесть".

Результаты такого воспитания в большинстве случаев весьма неутешительны. Дети, получающие все по первому требованию, перестают ценить получаемое. Более того, дети очень чувствительны и всегда знают, когда их чувства пытаются купить. И тогда начинается повышение ставок, прямые манипуляции (а папа обещал купить мне настоящий фотоаппарат; он говорил, что я уже большой, чтобы научиться им пользоваться!). Разбалованные таким образом дети представляют, что "хорошо" - это то, чего им хочется, а "плохо" - все, что идет вразрез с их желаниями.

А желания могут быть различны, в том числе и весьма небезобидны (например, алкоголь, наркотики). А потом родители удивляются, откуда же взялось столько плохого в их выросшем чаде, ведь у него было все! Почему взрослый сын отнимает у старушки-матери последние копейки? Да потому что их с пеленок учили, что земной шар вращается персонально для них. И никто и ничто, в том числе и родители, не должны мешать осуществлению желаний.

Так что система наказаний должна быть. Она помогает разделить плохое и хорошее (за хорошее хвалят, за плохое наказывают). Вот только выбирая наказание, стоит определиться, воспитываете ли вы человека разумного либо дрессируете дикое животное.

Определенная категория родителей считает, что наказание - это непременно физическое воздействие. Возможно, правда, и психологическое, но непременно сопровождающееся унижением. Например, ребенок должен принародно (чем больше людей будет присутствовать, тем лучше) сообщить о своем проступке и покаяться. Одного мальчика четырех лет заставили перед друзьями каяться в том, что он намочил штанишки - ребенок заигрался, все откладывал поход в туалет, вот и приключилось несчастье. Когда его заставляли "признать вину", он плакал и обещал, что больше никогда-никогда не будет так делать, лишь бы только никому об этом не рассказывали. Тогда мать продемонстрировала всем штанишки и во всех подробностях рассказала о "проступке". Дело закончилось для малыша тяжелым нервным расстройством.

Это дрессировка в чистом виде. Нередко она приводит ко лжи - ребенок, стремясь избежать наказания, обманывает. Например, подчищает оценки в дневнике.

Но ведь возможны и другие наказания. Если между родителями и детьми присутствует любовь и взаимоуважение, то достаточно недовольного, строгого взгляда, и ребенок уже понимает, что совершил проступок. Он искренне раскается, признается в содеянном (хотя бы в той же исправленной оценке - этим, бывает, грешат и самые лучшие дети). И признание будет гораздо более ценным, если будет добровольным, а не под страхом битья.

Еще одним вариантом наказания является лишение каких-либо бонусов: конфет, чтения сказки, прогулки в парке, просмотра мультфильмов, катания на карусели, похода в гости и т.д. Подобные наказания тоже весьма действенны.

Наказывая ребенка, обязательно нужно объяснять ему, за что именно он наказан. Наказание не молния, которая бьет в любое место, оно должно быть четко привязано к совершенному проступку. При этом нужно внимательно смотреть: а был ли проступок? Например, наказание за плохую успеваемость в школе. Прежде, чем обрушивать на голову ребенка громы и молнии (даже если это всего лишь лишение воскресной прогулки), стоит разобраться, почему эта успеваемость плоха. Связано ли это с ленью, отсутствием заинтересованности в учебе, какими-либо проблемами в отношениях с одноклассниками, проблемами в семье (при разводах успеваемость детей часто ползет вниз), или просто речь идет о неспособности ребенка к какому-либо предмету (например, есть дети, с легкостью щелкающие кратные интегралы, но неспособные написать даже самое простое сочинение; есть такие, которые пишут отличные сочинения, но никак не могут выучить таблицу умножения и т.д.). Возможно, ребенок нуждается не в наказании, а в помощи.

Наказывая, следует помнить о том, что за один проступок дважды не наказывают. Да и напоминать лишний раз о содеянном не стоит, если, конечно, подобное больше не повторяется, а раскаяние ребенка было искренним. Ведь напоминание - это тоже род наказания. И ребенок видит, что он раскаялся, сделал все, чтобы загладить свою вину, а его так и не простили. Спрашивается, а стоило ли каяться? Стоило ли предпринимать хоть какие-либо шаги, если все равно прощения добиться невозможно?

Очень важна система поощрений, неразрывно связанная с системой наказаний. Довольно неприятно, если за плохое наказывают, а хорошего как бы и не замечают вовсе. При этом не самый лучший вариант - материальные поощрения. Система "конфета за пятерку" однозначно порочна. Результатом является очевидный вывод - если нет конфеты, то и пятерку получать не обязательно. Обычная похвала гораздо более действенна, чем тонна конфет.

Кроме того, поощряя ребенка за хорошую оценку, нужно обязательно объяснять ему, что в первую очередь хорошее он сделал для себя, а не для родителей. Да, родители очень довольны, гордятся его успехами, но учится он все же не для них, а для себя.

Весь воспитательный процесс - это непрерывная череда объяснений (что такое хорошо и что такое плохо, зачем, почему и для чего).

Объяснения - обращение к разуму ребенка. Отсутствие объяснений - обращение к животным инстинктам, дрессировка, даже если все это не связано с физическим воздействием. Наказывая или поощряя ребенка, подумайте, кем вы его считаете? Животным или человеком? Не торопитесь доставать конфету или ремень. Они - лишь дополнение. Конечно, если вы воспитываете человека.

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос» . И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Статистика: наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Вырастая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы


Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: ).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
  • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми —
  • Как нельзя наказывать ребенка —
  • Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога —

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Почему нельзя бить детей. Самоконтроль родителей и физические наказания

Мнения мамочек с форумов

Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.

Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!

Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…

Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается, потов все решить миром и мы миримся.

Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у некоторых?

Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? —

Видео-консультации специалистов

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей. О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей. Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е. зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие). А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:

  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой-либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме. Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью. И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей — аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка. Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение. К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е. в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет». Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы. А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех. Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

Есть родители, которые считают, что шлепать ребенка можно и даже нужно. Не буду вот так прямо с первых строк переубеждать в этом, но попробую сначала провести параллель. Представьте себе, что вы взяли в дом щенка большой собаки. Будете ли вы для его воспитания применять к нему физическое наказание? Допустим, этот щенок сделал свои дела не там, где полагается, или разбил вазу. Вы тут же схватитесь за ремень и начнете его нещадно лупцевать и так все время?

Вряд ли вы посчитаете такой возможным, потому что понимаете — впоследствии в вашем доме вырастет озлобленное сильное дикое животное, совершенно неподвластное вашему контролю. Вы никогда не будете уверены в том, что в один прекрасный момент вы не получите достойный отпор (или того хуже – на вас могут напасть). Кстати, в результате, вы или кто-то из членов вашей семьи может серьезно пострадать.

Это была информация к размышлению, а теперь давайте взвесим все ЗА и ПРОТИВ физического наказания детей.

ЗАВы добиваетесь полного контроля над ребенком. Некоторые родители хотят полностью диктовать своему ребенку как он должен себя вести, что делать, а чего не делать. Даже если все то, что он делает не выходит за рамки дозволенного. Любые проявления самостоятельности со стороны детей (тем более попытки спорить) воспринимаются такими родителями как акт неповиновения и они прибегают к физическому насилию, чтобы заставить ребенка замолчать и делать то, что ему сказано.

ПРОТИВ является наказанием, но не обучением. Если дети делают что-то неправильно, вызывая ваше разочарование и гнев, вы их отшлепываете. Это действие приносит вам кратковременное облегчение, но имейте ввиду, что воспитательная цель при этом не достигнута. Ребенок запуган, но не научен. Он перестает делать что-то неправильно не потому, что понял, почему этого не следует делать, а потому, что боится боли и вашего гнева. Ему просто страшно.

ЗАВы применяете превентивные меры в виде физического наказания, чтобы впоследствии дети не зашли слишком далеко. Вы как бы вовремя их останавливаете, показывая, что они переступили определенную черту и дальше идти не следует. Тем самым спасаете их от возможных неприятностей в будущем.

ПРОТИВЗлоупотребление физическим наказанием подрывает в ребенке чувство собственного достоинства. Поведение ребенка впрямую зависит от того, как он воспринимается окружающими и каким он сам себя ощущает. Ребенок, который считает: «Я хороший», будет стараться подсознательно вести себя надлежащим образом, чтобы это внутреннее осознание было подтверждено его же действиями. Физическое наказание дает установку: «Я плохой» со всеми вытекающими последствиями. Если ребенок чувствует себя плохим, то и вести себя он тоже будет плохо. Любые воспитательные мероприятия могут быть успешными только в случае, если дети считают себя хорошими. Они переживают, если перестают соответствовать этому собственному ощущению, стараются исправить положение и не повторять ошибок.

ЗАДети вас боятся, и поэтому вы можете под страхом физического наказания поддерживать в доме порядок и добиваться абсолютного повиновения со стороны детей.

ПРОТИВФизические наказания могут привести к тому, что ребенок вырастет агрессивным трусом в самом худшем понимании этого слова. В вашем присутствии ребенок будет вести себя нормально, но как только вы будете далеко, он не упустит возможности проявить все свои нехорошие качества. Страх, как правило, вырабатывает определенные стереотипы поведения, и детям очень сложно их преодолеть. Это может привести к тому, что ребенок будет издеваться над младшими братьями и сестрами, когда вы не будете этого видеть. При этом он постарается запугать их, так же как и вы запугивали его, чтобы они вам не жаловались. В детском коллективе он может превратиться в хулигана. Можно еще долго перечислять, но последствия будут тяжелыми и зачастую непредвиденными.

Бить или не бить..?

Цель воспитания – приучить ребенка к самодисциплине. Это процесс обучения, но никак не наказания. Родители путем воспитательных мероприятий должны бороться за то, чтобы воспитать в ребенке чувство самоконтроля. Не под страхом наказания, а по велению разума и сердца.

Физическое наказание детей – реакционный метод, который вроде бы дает быстрое решение проблемы воспитания. Но это метод поверхностный и в долгосрочной перспективе неэффективный.

Последние исследования ведущих детских психологов однозначно показали, что дети на самом деле очень редко связывают физическое наказание со своим поведением и поступками, за которые их наказывают родители. По мере взросления ребенка все более важную роль в поддерживании нормального контакта с родителями будет играть эмоциональная близость детей и родителей.

Физическое наказание не только не способствует формированию этой близости, а наоборот – разрушает ее. Дети вырастут и перестанут бояться шлепков и порок ремнем, останется только злость, боль и пустота.

2011-10-01