Конспект НОД «Весенние чудеса» по познавательному развитию для средней группы. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весна

ООД «Весна пришла». Конспект занятия в средней группе ДОУ

Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему «Весна пришла». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного учреждения. Это конспект организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие", направленной на расширение представлений о сезонных изменениях в природе,о взаимосвязи человека и природы, на развитие кругозора, речевой активности дошкольников.

Конспект ООД по теме «Весна пришла». Средняя группа

Цель:
ознакомление дошкольников с признаками весны.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Рассмотреть через окно объекты весной.
Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Развивающие:
Развивать кругозор детей;
развитие психических процессов: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать желание беречь природу.
воспитывать желание и умение выполнять задания педагога;
воспитывать внимание, терпение, потребность в здоровом образе жизни и умение работать в коллективе
воспитывать экологическую культуру.
Материал: объекты на площадке, находящиеся в поле зрения из окна: дуб, ива, берёза,скворечник на дереве, кормушка для птиц. Картинки с изображением цветов,клумбы, деревьев.
Предварительная работа (Связь с другими занятиями и видами деятельности): рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу; рассматривание деревьев, растущих на участке; беседы о насекомых; рисование дерева.

Ход занятия

Мотивация:
Воспитатель стоит у окна и делает вид, что только что заметил конверт на березе.
Воспитатель: Ой, что это там на дереве за бумажный конверт? Пойду сейчас посмотрю.
Дети заинтересовано подходят к окну и тоже замечают конверт на березе. Воспитатель выходит на улицу, снимает конверт с веток березы и возвращается назад. Раскрывает конверт и читает.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичек. Вот решил поиграть с вами в загадки:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мёд принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает?
Дети: весной.
Воспитатель:
Весной, правильно ребята!
Ребята, а вот что пишет Лесовичек дальше: Кто мне скажет, какие признаки весны вы знаете? И назовите деревья, которые вы видите на картинках.
Дети: становится тепло, птицы прилетают, природа просыпается…
Воспитатель :
-А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки от Лесовичка и назвать их назвать их.
Дети рассматривают и называют деревья: береза, дуб, тополь, ива.
Воспитатель: В теперь все подойдите к окну и рассмотрите дерево, которое называется берёза, и на его примере давайте понаблюдаем за тем, как просыпается природа весной.
Ребята, обратите внимание на ствол берёзы, рассмотрите его внимательно.
Какой ствол у берёзы - белый, толстый, тонкий, гладкий, шереховатый?
Дети: белый, гладкий, тонкий.
Воспитатель: Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они?
Дети: веточки тонкие, гибкие, листики зелёные, блестят, похожи на сердечки.
Воспитатель: А что еще вы видите на веточках берёзы?
Дети: серёжки, это детки берёзки.
Воспитатель: Правильно, серёжки.
Дети, а давайте поиграем.
Хороводная игра «Берёзка»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг водящего, который изображает берёзу, и говорят:
Всех мы за руки возьмем
И к берёзке подойдем,
Ты, берёзка, подскажи,
Что нам делать – покажи.
Водящий показывает различные движения например: шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.
Воспитатель: Ребята, а теперь вновь все подойдите к окну и назовите дерево, которое растет рядом с березой. Давайте вспомним как оно называется.
Дети: Дуб.
Воспитатель:
Вот на дубе висит кормушка для птиц, но где же птицы?
Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Дети: потому - что уже тепло. И птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесополосе, в парке, на земле, в траве.
Воспитатель:
Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Дети: насекомыми, травой.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Птицы питаются насекомыми, травой, червячками и т.д.
А теперь посмотрите, что это за домик на дереве?
Дети: Это скворечник.
Воспитатель: Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?
Дети: В скворечнике живут скворцы
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник располагают так высоко на дереве?
Дети: Чтобы никто не обидел птиц.
Воспитатель: Чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.
Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т.к. там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Кот и птички».
Перед самым началом игры воспитатель раскладывает обручи. Это будут «гнезда» для птички. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на группы по 3 человека и расходятся по своим «гнездам». Воспитатель дает команду «полетели». «Птички» выходят из своих домиков и «летают» (машут руками, имитируя крылья, и ходят). Появляется кот. Птички возвращаются в гнезда.. Кто не успел залететь в гнездо, того кот «съел», значит ребенок пропускает одну игру. Игра повторяется снова, роль кота выполняет уже другой ребенок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какую картину нам прислал Лесовичек. Что на ней изображено?
Дети: Клумба с цветами.
Воспитатель: На картине мы с вами заметили, что еще не все растения высажены на клумбу, потому что весной ночью бывает холодно. На клумбе вскопали землю и посадили те цветы, которые не боятся холодной ночи. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе?
Дети: что бы земля была мягкой, рыхлой.
Воспитатель: Конечно, ребята, чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, тогда к корням будет поступать воздух и вода. Посмотрите на клумбу на картинке и скажите мне, какие цветы здесь нарисованы?
Дети: крокусы, нарциссы.
Воспитатель:
Опишите листочки и бутоны – какие они?
(Дети описывают внешний вид цветов.)
Воспитатель: Ребята, слушайте что дальше пишет Лесовичек:
«Я хочу убедиться, что вы эрудированные дошкольники. Слушайте мои загадки о цветах.Вы должны ответить -- цветут ли такие растения весной».
Загадки:
1.Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Ромашка) .
2.Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми...
(Гвоздиками)
3.Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(кактус)
4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
5.Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку.
(Мак )
6.Рос шар - белый, ветер дунул - разлетелся.
(Одуванчик) .
7.Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(подснежник)
8.Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик - как у чеснока,
А корона - как у принца!
(нарцисс)
9.Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыши)
10.Замечательный цветок,
Он как яркий огонек,
Пышный, важный, словно пан,
Распускается...
(тюльпан)
Дети отвечают какие цветы цветут весной, а какие летом.
Итог
Воспитатель : Вот и закончились задания от Лесовичка..
Ребята, а вам понравилось отвечать на вопросы Лесовичка? Благодаря этим заданиям нам удалось очень многое вспомнить и узнать. Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Вам удалось ответить на все вопросы нашего лесного Друга.
А теперь ответьте на мои вопросы:
А что вы сегодня узнали нового? (Дети перечисляют)
Назовите признаки наступления весны.
Надо ли помогать птицам весной? И т.д.
В следующем месяце мы снова проведем наблюдения-сравнения и посмотрим, какие изменения произойдут в природе на нашем участке..

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей 4-5 лет (воспитанников средней группы) по теме «Что мы знаем о весне?!». Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию предлагается конспект совместной образовательной деятельности, где происходит формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства).

Для детей средней группы на тему «Что мы знаем о весне?!»
Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства)

Задачи.
Образовательные:

Учить детей подбирать нужные характеристики музыкальным и изобразительным образам;
-формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
- учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворение, выполняя соответствующие тексту движения;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- обобщить знания о весне, о признаках наступления весны в природе.
Развивающие:
- развивать импровизационные способности;


- развивать слуховое внимание, память, мышление, понимание смысловой стороны текста (восприятие), воображение;
- развивать связную речь при анализе музыкальных впечатлений;
-развивать воображение и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и положительное отношение к музыкально-импровизационной и продуктивно-художественной деятельности;
-воспитывать звуковую культуру речи, умение использовать достаточную громкость голоса, необходимый темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-воспитывать умение соблюдать правила игры, дружелюбие, умение согласованно действовать в группе;
- воспитывать положительное отношение к познанию особенностей окружающей природы.
Методические приемы:
- создание положительной мотивации к деятельности;
- опора на знакомый материал;
- соблюдение преемственности с предыдущим и последующим материалом;
- использование ИКТ;
-художественное слово;
- стимулирование и познавательной речевой активности;
- рефлексия («взгляд назад» и элементарный анализ своих достижений)
Формы организации:
- малоподвижная игра с речевым сопровождением;
- беседа, чтение стихотворений
рассматривание картин;
- слушание высокохудожественной классической музыки;
- музыкально-творческая импровизационная деятельность
- совместно-индивидуальная коллективная работа;
- художественно-эстетическая деятельность в семье.
ППРС: фонограммы «Весна» Г. В. Свиридова, «Голоса птиц. Грачи», «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, мультимедийная презентация, ленты, цветы, веточки для импровизации спрятанные на «весенней полянке» (задекорированный батут) под «снежным покрывалом» (белая ткань), ноутбук, мультимедийный проектор, экран, изобразительный материал: гуашь, кисти, пластилин, доски для лепки, незаконченное панно-весенний пейзаж.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; лепка и аппликация весенних цветов.

Ход НОД
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель:
- Дети, не так давно мы с вами беседовали о Дне космонавтики. Помните? О чем мы говорили?
Дети:

Мы говорили о космонавтах, звёздах, ракетах… Однажды на Луне родился необычный малыш. Как зовут этого сказочного героя? Правильно, Лунтик! Мы мультфильм про него смотрели! И случилось так, что он попал на Землю и сегодня он у нас в гостях! Посмотрите на экран, вот он!

Поздоровайтесь с ним! Ребята, Лунтик сказал мне, что он слышал на Земле весна и ему стало грустно от того, что он не знает, что такое весна и какая она… А вы знаете, что происходит с природой весной у нас на Земле? Вы хотели бы помочь Лунтику рассказать о весне?
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
-Давайте сядем в круг и подумаем, как же нам рассказать Лунтику о весне? Что нужно сделать? Предлагайте, а я буду записывать все ваши предложения.
Дети:
- Взять его с собой на прогулку, рассмотреть картины о весне, послушать весеннюю музыку, станцевать весенний танец, нарисовать весну, прочитать стихи о весне!.....
Воспитатель: - Молодцы! Сколько предложений! Я всё это записала, чтобы не забыть!
- А для начала, давайте с ним поиграем и повеселим его! Раз, два, три, кружочек собери!
Проводится хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!

3 этап. Исполнительский

А) Блок «Живопись».
Звучит фонограмма «Голоса птиц. Грачи».
Воспитатель:
Слышите, ребята? Кто это нас приветствует?
Дети:
- Это грачи.
Воспитатель:
- Правильно. Да вот же они на картине «Грачи прилетели».
Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Появляется на экране картина «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Воспитатель:

Дети:
- Грачи прилетели, снег тает.
Воспитатель:
- Да дети, художник изобразил, как на березы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои гнезда.
- Обратите внимание, каким стал снег?
- Он потемнел, стал серым, грязноватым, местами подтаял, и разлилась большая лужа.
Звучит фонограмма «Весна» Г. В. Свиридова.
Воспитатель:
- Ах, послушайте, какая нежная весенняя музыка. Наверное, сейчас произойдет что-то прекрасное, весеннее. Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?
Дети:
- Распускаются цветы.
Воспитатель:
- Какие же цветы распускаются первыми?
Дети:
- Подснежники.
Воспитатель:
- А почему эти цветы так называются?
Дети:
- Потому что они первыми появляются из-под снега.

На экране появляется картина «Подснежники» А.М. Грицая.

Воспитатель:
- А эта картина называется "Подснежники".
- И правда! Среди тонких осинок из - под прошлогодней травы появились нежные, хрупкие, голубенькие подснежники. И в темном, голом лесу сразу повеяло весной.
-Ребята, что происходит весной с деревьями?
Дети:
-Набухают почки, появляются листочки.
Воспитатель:
- А какого цвета небо изобразил художник?
- Да, оно нежно - голубое.

Воспитатель:
- Ребята, весной оживает природа, пригревает солнышко, тает снег, прилетают птицы, они щебечут и поют, радуясь весеннему теплу, начинает пробиваться травка, появляются первые цветы.
- Мы с вами это все увидели на картинах. Давайте вспомним, как называются картины, которые мы показали нашему другу Лунтику?
Дети перечисляют картин, ("Грачи прилетели", "Подснежники").

Б) Блок «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мне так понравилась эта картина, на которой были изображены подснежники! А давайте мы сейчас с вами послушаем музыку, которая так и называется «Подснежник». Присаживайтесь на ковёр.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Музыкальный руководитель комментирует музыку стихами С.Маршака:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась эта музыка? А какая она?
Дети:
- Нежная, танцевальная, кружащаяся.
Музыкальный руководитель:
- А какое настроение передаёт эта мелодия?
Дети:
- Радостное!
Музыкальный руководитель:
- Написал ее для нас композитор Петр Ильич Чайковский. Когда мы слышим эту мелодию, то у нас возникает радостное, светлое, весеннее настроение. Кто бы из вас хотел в танце показать, как наступает весна?
- Смотрите, что есть на нашей весенней полянке? (Разложены ленты, цветы, веточки). Выбирайте, что вам нравится, и станцуйте для нашего гостя танец весны!
Дети выбирают атрибуты для танца (веточки, ленты, цветы) и исполняют танцевальную импровизацию «Приход весны».
Музыкальный руководитель:
- Я думаю, что Лунтик с удовольствием посмотрел ваш танец! А какую еще музыку о весне вы знаете?
Дети:

- «Песня жаворонка»!

Музыкальный руководитель:
- Послушаем ее вместе с нашим гостем.
Звучит небольшой отрывок «Песни жаворонка» П. И. Чайковского с комментированием музыкального руководителя, побуждающим фантазию детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а кто хочет показать танец весёлых весенних птиц? Покажем нашему другу, как веселятся птички, радуясь весне.
Дети исполняют танцевальную импровизацию «Весенние птицы».
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ваши птички были весёлые, они радовались весеннему теплу и солнышку! Вот мы и познакомили нашего друга с весенней музыкой.

Обращает внимание детей на экран.

Посмотрите, мне кажется, что Лунтик улыбается нам! Он теперь знает, что весна бывает нежной, красивой! Именно поэтому весенняя музыка передаёт нежное, светлое, радостное настроение!

в) Блок «Поэзия»
Воспитатель:
-Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Композиторы сочиняют, что?
Дети:
-Музыку.
Воспитатель:
Художники пишут?
Дети:
- Картины.
Воспитатель:
- А поэты сочиняют.
Дети:
- Стихи.
Давайте вспомним стихотворения о весне.
Дети:
Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталинки на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Дети читают стихотворение А. Плещеева "Травка зеленеет.."
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Воспитатель:
- Молодцы! Вы очень красиво, красочно рассказали Лунтику о весне!

Г) Блок «Продуктивная деятельность»
Воспитатель:
- А как же сделать так, что бы Лунтик не забыл наш рассказ о весне?
Дети:
- Сделать ему подарок на память!
Воспитатель:
- Правильно! Давайте сделаем подарок для нашего гостя, чтобы он смог рассказать о весне своим друзьям.
Воспитатель:
- А вы помните, что мы с вами начали рисовать весеннюю картину? Вот же она. (Подводит детей к столу, на котором лежит незаконченное панно).
- Давайте представим, что мы великие художники весны. Что мы с вами хотели изобразить на нашей полянке, чтобы тут стало по-весеннему тепло и весело?
Дети:
- Солнышко, облака, травку, листики, цветы.
Воспитатель:
- Все необходимое у нас уже приготовлено, выбирайте кто, что будет делать и занимайте места.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Как солнце весне помогало»

Средняя группа (4-5 лет)

Воспитатель МБДОУ детский сад

№ 10 «Золушка» г. Оха, 2016г.

Программное содержание - уточнение представлений о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).

Учить распознавать птиц по внешнему виду. Познакомить с народными приметами, связанными с птицами (воробьи дружно чирикают - к оттепели, ворона кричит - к метели, птицы кружат в небе - к морозу).

Развивать наблюдательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.

Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Методы и приёмы:

Наглядные: слайдовая презентация, схемы изготовления насекомых.

Словесные: беседа, отгадывание загадок, уточнение приемов выполнения, поощрение, поисковые вопросы, творческое задание - игра «Комплимент».

Игровые: игровая ситуация; сюрпризный момент; игры: «Чего не бывает весной», «Четвёртый лишний», «Перелетные птицы».

Оборудование и инвентарь: мультимедийная доска, презентация, большой красочный конверт с письмом, игровое пособие «Солнце», маленькие солнышки из картона (по количеству детей), панно (изображение ранней весны).

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе; рассматривание репродукций картин: И.И. Левитана «Март; проведение опытов со снегом; беседы о птицах.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня утром у дверей нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной на нем улыбкой и надписью «Детям детского сада «Улыбка». Я решила подождать вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Хотите узнать, что в этом письме?

Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне справиться с зимним холодом? (ответы детей). Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо.

Солнце. Ребята, я - Солнце. Мне нужно помочь весне одолеть холод, растопить снега, но не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если вы мне поможете и правильно выполните задания, мой день станет длинней, и я смогу помочь Весне.

Воспитатель. Ребята, поможем солнышку, а значит, поможем и Весне одолеть зиму. Посмотрите на экран, как низко над землей солнце, оно не может растопить снег.Ребята, поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело.

Игра «Комплимент»

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» — солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко — наш друг, наша радость...

Воспитатель. Вот оно и улыбнулось вам!

Посмотрите, на нашем волшебном экране появились картинки.

Игра «Чего не бывает весной?»

(Из серии картин, изображенных на слайде, дети отмечают лишнюю).

Воспитатель. Ребята, какие изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, появились проталины).

Воспитатель: На экране появились птицы, назовите их. (Сорока, воробей, ворона). Дети называют птиц. Народные приметы связаны с поведением птиц (воробьи дружно чирикают - к оттепели, ворона кричит - к метели, птицы кружат в небе - к морозу). С приходом весны в наши края прилетают птицы.

Проводится игра «Четвёртый лишний».

Дети должны определить и объяснить, почему птица лишняя.(Снегирь).

Воспитатель. Ребята, какие ещё изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, прилетели птицы).

Физкультминутка

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

Воспитатель. Некоторые звери спят всю зиму в норках и берлогах под толстым снежным покровом. С наступлением весны они - просыпаются.

  1. «Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой» (Медведь).

  1. «Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной» (Ёж).

  1. «Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине» (Барсук).

Воспитатель. Ребята, опять произошли изменения на картине, какие? (Солнце поднялось еще выше и светит ярко, вышли из зимней спячки медведь и ёж; заяц линяет, белка стала рыжей).

Подведение итога занятия.

Дети садятся в общий круг, каждый называет весеннее изменение в природе и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу (Пособие «Солнышко»).

Воспитатель: Получилось солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Солнце вручает детям маленькие солнышки в знак благодарности от весны и солнца.

Тема : «Весна-красна »

Интеграция образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Цель : обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной .

Задачи воспитательные : воспитывать интерес к животному миру, к природе.

Задачи развивающие : развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.

Задачи образовательные : закрепить знания детей о признаках весны , о диких животных и перелетных птицах.

Работа над словарем : активизация словарного запаса детей понятиями «заклички» , «перелетные птицы» , «дикие животные» .

Методы и приемы руководства деятельностью детей :

Постановки целей и мотивации деятельностью детей : беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;

Активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, игровые упражнения, загадки;

Организации практической деятельности детей : выполнение заданий;

Поддержания интереса у детей : наглядный материал, разнообразные формы организации НОД;

оценки и самооценки : анализ результатов деятельности.

Создание среды для организации и проведения НОД : проектор, картинки диких животных, фланелеграф, костюм весны , атрибуты скворца.

Предварительная работа (по образовательным областям) :

Художественно-эстетическое развитие : рассматривание книг о весне , аппликация «Скворечник» , рисование «Дерево» , разучивание песен «Весенний привет» , «Скворушки» ;

познавательное развитие : беседы «Идет весна » , «Как животные готовятся к весне » , рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы» , дид. игры «Назови детеныша» , «Найди перелетную птицу» ;

социально-коммуникативное развитие : беседа «Как вести себя в лесу» ;

физическое развитие : подвижные игры «Найди свой домик» , «Солнце, дождик, ветерок» , пальчиковая гимнастика «Это зайчонок» ;

речевое развитие : чтение художественной литературы- Л. Толстой «Пришла весна » , Е. Баратынский «Весна , весна » ,закличка «Иди весна , иди красна» , отгадывание загадок о весне .

Работа с родителями : выставка рисунков «Весна в лесу » .

Виды детской деятельности в НОД :

познавательная ;

Игровая;

Коммуникативная;

Чтение художественной литературы;

Двигательная;

конструирование .

Планируемые результаты :

Ребенок проявляет самостоятельность в игре, конструировании , общении.

Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной .

Использует речь для выражения своих мыслей и чувств.

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце» : кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо» : руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева» .)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны !

Ребята, вы знаете, кто я? (Весна )

А теперь отгадайте загадку :

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Вот и к нам пришла. (Весна )

Давайте расскажем, что бывает весной . Свой ответ начинайте со слова «весной » . (Показ презентации)

Весной… ярко светит солнце .

Весной тает снег .

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи .

Весной набухают почки , а затем появляются листочки.

Весной бегут ручьи .

Весной появляется трава .

Весной идет дождь .

Ребята, давным-давно люди созывали весну закличками . Вот послушайте какую закличку знаю я.

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Давайте повторим ее вместе.

Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках. (Дети садятся на бумажные облака, берутся за руки. Звучит песня «Облака- белогривые лошадки» )

Пока мы летели я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?

Игра «Назови ласково»

Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.

Капля-капелька.

Туча – тучка.

Солнце – солнышко.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Ветер – ветерок.

Ребята, давайте покажем, как дует сильный ветер.

А теперь, как слабый ветерок.

Ребята, вы слышите? Что это? (Птицы поют.)

Да, птицы уже прилетели к нам из теплых краев. Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка.)

Подойдите к экрану. Посмотрим грача. Какой он? (Весь черный.)

А какой скворец? Какая ласточка?

Как мы готовимся к прилету птиц? (Строим скворечники.)

Давайте мы тоже построим скворечники. Какие фигуры вы здесь видите?

(Дети составляют скворечники из геометрических фигур : круг, треугольник, квадрат.)

Молодцы, ребята! А теперь я превращу вас в скворцов.

Физминутка «В домике-скворечнике»

(Дети надевают атрибуты скворцов.)

Ребята, а кто еще живет в лесу?

Отгадайте, какие звери спрятались.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

(Лиса)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У диких зверей весной появляются детеныши . Помогите мне :

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

У волчицы –волчата.

Посмотрите, зверята гуляют на полянке. Поможем им найти своих мам.

Игра «Найди маму»

Молодцы! А теперь поиграем со зверятами.

Пальчиковая игра.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Ребята, вам понравилась сегодняшняя прогулка в лес? Кого мы с вами встретили в лесу? Каких птиц мы увидели там? Кому мы помогли найти своих мам?

Ребята, теперь вспомним закличку, с которой мы познакомились сегодня :

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Возьмите в руки испеченных жаворонков, поднимите руки вверх и все вместе произнесем эту закличку.

Литература.

1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Вако, 2005.

2. Лобанова А. С. Путешествие в весну // Ребенок в детском саду. -2012.-№2.- С. 11-13.

3. Кладова Л. С. В гости к Весне // Справочник старшего воспитателя. -2014.- №3.-С. 70-75.

4. Климинова Ю. В. Здравствуй, весна // Воспитатель . -2014.-№3.-С. 75-79.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Цель: Расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые) . Упражнять в умении классифицировать предметы по родовым категориям. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей.

Расширение и активизация словаря по темам «весна» , «перелетные птицы» , «цветы» , «насекомые» . Развитие грамматической стороны речи: развивать умение понимать и употреблять в речи предлоги на, под. Развитие умения составлять предложения, согласовывать слова в предложении. Развитие связной речи.

Формировать бережное отношение к природе. Формировать любовь к родному краю.

Развивать ловкость, координацию у детей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Восприятие художественной литературы.

Оборудование и материалы: Видео презентация, предметные и сюжетные картинки по данной теме. Разрезные картинки с изображением весенних цветов. Зашумленные картинки с изображением птиц. Плоскостное изображение цветов и бабочек (красного, желтого, зеленого и синего цвета) . Изображения цветка с прорезями (формат А3) . Ватман по краям ватмана имитация рамки для картин. Изображения частей тела бабочки. Ватман для наклеивания частей (формат А3) . Картинки – наклейки с изображением признаков весны. Игрушка пчелка Мая, ведерко с конфетами.

Организационный момент:

Дети заходят в группу. На доске находится картина в рамке без изображений.

Ребята, посмотрите, что я увидела сегодня в группе. Что это такое? (это картина) .

А что можно изобразить на картине? (людей, зверей, предметы) .

А еще многие художники изображают природу и времена года.

А какое сейчас время года? (весна) .

А на картине что – нибудь изображено? (нет) .

Ребята мы сегодня с вами станем художниками и создадим картин весны.

Только мы ее не будим рисовать, а создадим при помощи слов. Вы будите рассказывать о весне и изображения будут появляться на картине.

II. Основная часть:

1. А что бы у нас появились первые картинки на картине, отгадайте загадки, а поможет нам в этом наш помощник – компьютер.

Ночью спрячется оно -

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное… (солнце)

На экране появляется изображение солнца.

Правильно, солнце. А расскажите, что с солнышком бывает весной.

Ребенок: - Весной солнце светит и греет.

Дефектолог дает изображение солнца ребенку. Ребенок приклеивает картинку на лист.

- Следующая загадка:

Она под осень умирает. И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету, растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда: она их главная еда… (трава)

На экране появляется изображение травы.

Правильно, трава. А расскажите, что с травой бывает весной.

Ребенок: - Весной появляется первая трава.

Дефектолог дает изображение травы ребенку. Ребенок приклеивает картинку.

  • Весной веселит

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

На экране появляется изображение дерева с почками.

Правильно, дерево. А расскажите, что с деревьями бывает весной.

Ребенок: - Весной на деревьях появляются почки.

Дефектолог дает изображение дерева ребенку. Ребенок приклеивает картинку.

2. – Ребята угадайте: у какого растения есть стебелек, листок и лепестки.

Правильно это цветок. На экране появляется изображение цветка.

Ребята, весной вся природа оживает и появляются первые цветы.

Чтобы узнать, какие цветы появляются весной нужно собрать картинки с их изображением.

Игра: «Разрезные картинки» (ландыш, мать – и –мачеха, подснежник, сирень, одуванчик) .

Дети собирают разрезные картинки и составляют предложение.

Весной появляется цветок подснежник и т.д.

За каждое предложение педагог дает картинку с изображением цветка, и дети приклеивают изображение на лист.

3. – Ребята, кто прилетает к нам весной? (птицы)

На экране появляется изображение птиц.

Ребята, а что бы узнать, какие птицы прилетают к нам весной, нужно расколдовать картинки, на которых спрятаны изображения птиц, которые прилетают к нам весной.

Дефектолог раздает детям зашумленные картинки на которых «спрятаны» изображения птиц (грач, скворец, ласточка) , прилетающих к нам весной. Дети отгадывают, кто изображен на их картинке. И составляют предложение:

Весной к нам прилетают грачи и т.д.

Педагог за каждое предложение выдает картинку с изображением птиц, и ребенок приклеивает его.

4. - А еще весной появляются насекомые.

Насекомых мы тоже поместим на нашей картине.

Только вот беда они перепутались с животными, птицами, рыбами и нам нужно их найти.

Задание: «Выбрать насекомых среди животных, птиц и рыб» .

Дети выходят по одному и выбирают картинку с изображением насекомых, составляет предложение по этой картинке.

Весной появляются жуки и т.д.

Затем ребенок наклеивает изображение на ватман.

5. Физминутка «Бабочки»

В групповой комнате на полу наклеены 4 цветка красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Дефектолог раскидывает бабочек (бабочки красного, зеленого, желтого и синего цвета) по всей группе. Дети под музыку собирают бабочек и «сажают» на цветы в соответствии с цветом.

6. На фланелеграфе появляется изображение цветка с прорезями.

Дети выбирают себе бабочку любого цвета.

По инструкции педагога одни дети сажают бабочек на цветок, а другие под цветок.

Появление сказочного персонажа пчелка Мая.

7. - ребята, пчелке Мае скучно, давайте соберем ей подружку – бабочку.

На столе части тела бабочки (крылья, голова, усы, лапки, глаза) . Дети выбирают нужную часть и называют её и приклеивают на ватман.

У бабочки есть голова и т.д.

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка у нас получилась. Теперь нашей пчелке не будет скучно. Дети дарят бабочку пчелке.

III. Заключительная часть:

А что пчелка принесла в своем ведерке, давайте посмотрим.

Дети находят конфеты, педагог угощает детей конфетами.