Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника «Рождественские колядки»

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
    Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
    Фантазии, творчества.
    Без этого он засушенный цветок”...
    В.А.Сухомлинский.

    Сценарий праздника «Рождественские колядки». Конспект подготовили воспитатели ГБДОУ №47 Колпинского района Аунинг Л.Ю. Шершнева Н.В. Черкессенко И.Ю.

    Цели : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

    Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

    Разучить музыкальный фольклорный материал , использовать в повседневном жизни.

    Задачи : Познакомить детей с русским праздником – Колядки.

    Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

    Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

    Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

    Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

    Предварительная работа : заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

    Ведущий :

    Поздравляем! Пришли святки

    От Рождества и до Крещенья

    Заводят люди все колядки,

    Дома наполнены весельем!

    Ребячий звонкий смех звучит,

    А сердце радостно стучит!

    В душе особенный настрой

    Отметить праздник наш святой!

    Дети : Ну а что такое святки?

    Вед . : Вы не слышали ребятки?

    Праздник это самый длинный

    Он веселый и старинный

    Наши предки пили, ели

    Веселились две недели

    От Рождества и до Крещенья

    Приготовив угощенье

    Пели разные колядки

    По дворам ходили в Святки!

    Наряжались и шутили

    Праздник ждали и любили

    Так давайте же сейчас

    Встретим мы его у нас.

    Руку дай скорее друг

    Ждет нас всех веселый круг!

    Дети исполняют хороводную песню

    Ведущий:

    Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья - когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето». На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает». В перезимье примечают: если холодная зима и снега много - это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст - после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай. Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла. Колядки - это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни. Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье .

    Стихи детей:

    1 ребенок: Праздник этот самый длинный

    Он веселый и старинный

    Наши прабабушки и прадедушки,

    Веселились две недели,

    От Рождества и до Крещенья

    Приготовив угощенье.

    2 ребенок: Пели разные колядки

    По дворам ходили в святки

    Наряжались и шутили,

    Праздник ждали и любили.

    Выходят двое ряженых:

    Ряженые.
    Прикатила коляда,
    Коляда-то молода, у-у-ух!
    Что за славный денек,
    Становись в хоровод,
    Будем кругом ходить
    Да ребят веселить!

    1 ряженый :

    Коляда, коляда,
    Накануне Рождества
    Коляда пришла,
    Рождество принесла.

    2 ряженый:

    Приходила Коляда

    Накануне Рождества

    Кто даст пирога -

    Тому полон хлев скота.

    1 ряженый:

    Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
    Чем богаты в доме, то и нам подайте.
    Пирога да каши, а наверх - козульку,
    А под низ - копейку, денежку-монетку .

    2 ряженый:

    Кто подарит пирога,
    Тому - полон хлев скота,
    Овин с овсом, жеребца с хвостом.
    У доброго мужика родись рожь хороша:
    Колоском густа, соломкой пуста.

    1 ряженый:

    Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
    Пест да лопата, корова горбата!
    У скупого мужика родись рожь плоха:
    Колоском пуста, соломкой густа.

    Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

    ряженые (начинают задавать загадки).

    Бел, как мел,
    С неба прилетел.
    Зиму пролежал,
    В землю убежал. (Снег)

    Гуляет в поле, да не конь.
    Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

    Летал Порхан по всем торгам,
    На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

    В воздухе летит,
    На земле лежит,
    На дереве висит. (Снег)

    Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

    Он вошел - никто не видел,
    Он сказал - никто не слышал.
    Дунул в окна и исчез,
    А на окнах вырос лес. (Мороз)

    Пришла девушка Беляна,
    Побелела вся поляна. (Снег)

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Ведущий:

    Раз в Крещенский вечерок.
    Девушки гадали.
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали.

    Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

    Дети ведут хоровод.

    Горшочек с вершочек

    Скажи нам дружочек

    Что сбудется, станется

    Плохое пусть останется.

    * Из горшка вынимают полотенце.

    Полотенце далеко расстилается… ждет тебя дорога, путешествие…

    * Из горшка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет

    * Из горшка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, ко мне женихи.

    * Из горшка Змей Горыныч вынимает пуговицу – будет тебе в этом году, Змей Горыныч, новый кафтан! Носить, не сносить !

    Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

    1. Ножницы детские – парикмахер

    2. Сантиметр – портной

    3. Книжка – писатель, учёный

    4. Муз.инструмент – музыкант

    5. Краски – художник

    6. Градусник – врач

    7. Машина - водитель

    8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

    Дети рассказывают стихи:

    СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

    1 ребенок:

    Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

    С высоты небес.

    Весь в снегу, как в горностаях,

    Дремлет тихий лес.

    Тишина вокруг. Поляна

    Спит в объятьях сна,

    Из-за леса выплывает

    На дозор луна.

    Звёзды гаснут. С неба льются

    Бледные лучи,

    Заискрился снег морозный

    Серебром парчи.

    2 ребенок:

    Широко раскинув ветви

    В шубе снеговой,

    Посреди поляны ёлка

    Ввысь ушла стрелой.

    На красавицу лесную

    Лунный свет упал,

    И огнями лёд кристаллов

    В ветках заиграл.

    3 ребенок:

    Бриллиантовые нити

    В хвое заплелись,

    Изумруды и рубины

    На снегу зажглись.

    Ясной звёздочкой у ёлки

    Светится глава...

    Наступает день великий -

    Праздник Рождества!

    Ряженые.
    Прикатила коляда,
    Коляда-то молода, у-у-ух!
    Что за славный денек,
    Становись в хоровод,
    Будем кругом ходить
    Да ребят веселить!

    Дети исполняют хороводную песню:

    Ряженые предлагают детям поиграть в подвижные игры:

    Игра «Курочки и петушки»
    Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
    Игра «Перетяни веревку»
    На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

    1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

    2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

    1 ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!


    Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
    Цель:
    Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
    Задачи:
    - Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
    - Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
    - Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
    - Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
    - Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
    - Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
    - Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
    Словарная работа:
    Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
    Оборудование:
    магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
    Предварительная работа:
    Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
    Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
    Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
    мимики, жестов, движений.

    Предварительная работа:
    Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
    месяц, вертеп.

    Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

    В этот зимний вечерок

    Вьётся из трубы дымок,

    Месяц светится над ней,

    А у нас полно гостей.

    Здесь и красные девицы,

    Раскрасавицы сестрицы,

    Добры молодцы кругом,

    И хозяйка за столом.

    Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

    Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
    -Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.

    От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощенье,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.

    Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

    Просмотр презентации «Святки»

    (слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

    (слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

    (слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

    Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

    (слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

    (слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

    Воробышек летит,

    Хвостиком вертит,

    А вы, люди, знайте,

    Столы застилайте,

    Гостей принимайте,

    Рождество встречайте!

    (слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

    (слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

    (слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

    В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

    (слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

    (слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

    Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

    Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

    Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

    Как живёшь? -Вот так!

    Как идёшь? -Вот так!

    А бежишь? -Вот так!

    Ночью спишь? -Вот так!

    Как берёшь? -Вот так!

    Как даёшь? -Вот так!

    Как шалишь? -Вот так!

    А грозишь? -Вот так!

    Ну, а дразнишь как? -Вот так!

    А смеёшься как? -Вот так!

    Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

    (На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

    Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

    Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

    Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

    Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

    Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

    Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

    Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

    Колядовщик (воспитатель):

    Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
    На людей посмотреть, себя показать!
    Мы пришли прославлять,
    Да хозяев величать.
    Хозяину сотни лет прожить,
    А хозяюшке много здоровьица.
    Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
    Девяносто быков, полтораста коров.
    Надели вас Бог
    И житьем - бытьем и богатством.

    Колядовщики – дети:

      Вот пришла к вам Коляда

    Накануне Рождества.

    Шире двери открывай.

    Колядовщиков встречай!

      На пороге мы стоим.

    «Здравствуйте» не говорим.

    Скажем по-другому:

    «Мир вашему дому!»

      Наделил бы вас Господь

    И житьём, и бытьём,

    И богатством во всём,

    И дай Бол вам, господа,

    Здоровья на долгие года!

      Коляда идёт к вам в дом.

    И мешки несёт с добром.

    Кто даст нам больше всех,

    Ждёт того большой успех!

      Чтоб гостей невпроворот

    Было в доме целый год!

    На столе всегда пирог.

    Лёгких – лёгких вам дорог!

    6. Ой коляда, коляда

    У нас нынче беда

    Маленький мальчик

    Упал на стаканчик.

    А стаканчик на бочок.

    Дай, хозяйка, пятачок!

      Чем, хозяева, нас одарите?

    Что, хозяева, нам подарите?

    Кувшин молока или каши горшок?

    Кусок пирога или денег мешок?

      Тётушка добренька,

    Дай кусочек сдобненький.

    Не режь, не ломай,

    Лучше весь подавай.

      Сеем, веем, посеваем.

    Счастья, радости желаем!

    Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

    Что пришли в наш дом на святки!

    Хозяйка: Вот вам угощенье-

    Сыр да печенье

    Пряники, конфетки

    Кушайте, детки!

    (Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

    Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

    Игры, конкурсы.

      Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

    Голодна – мычит.

    Сыта – жует,

    Малым ребяткам молоко дает.(корова)

    Их бабуля с сахарком

    Выпекала сладкие.

    Первый вышел – словно ком,

    А другие – гладкие.(блины)

    Кто не в жару, не в стужу

    Не снимает шубу.(овца, баран)

    Я в стаканчике, в рожке,

    Вкусное и нежное.

    Сделано на молоке,

    Чаще – белоснежное.

    В морозилках проживаю,

    А на солнце сразу таю.(мороженое)

    Спереди пяточек,

    Сзади крючок, посередине спинка,

    На спине щетинка. (свинья)

    На дворе построен дом,

    На цепи хозяин в нем.(собака)

    Кто имеет пяточек,

    Не зажатый в кулачек.(свинья)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землёю

    Легкие пушинки,

    Белые ….(снежинки).

      Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

    Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

      Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

    На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

    2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

    Игра «Моталочка»

    Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

      Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

    Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

    Вы танцуйте, мои ручки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

    Вы танцуйте, мои ножки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

    Вы танцуйте, мои плечи,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, боки мои, мои боки хороши.

    Вы танцуйте, мои боки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя.

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

    Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

      Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

    Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

    Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

    Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

    лента-к долгой счастливой жизни,

    монета- к богатству,

    картошка – большое счастье,

    гвоздь – на пороге гость,

    сердечко – любовь,

    колечко – быть свадьбе,

    ключик – новоселье,

    пуговка – обновка в одежде,

    колёсико – купите или выиграете машину,

    карта географическая – путешествие,

    цветочек - быть красивым,

    конфетка – сладкая жизнь,

    копейка – к деньгам, и др.

    Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

    Славно мы колядовали,

    Танцевали и играли.

    А теперь пора,

    Угощаться, детвора!!!

    Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

    Новогодние колядки

    « Пришла коляда – отворяй ворота»

    Глотова А. З.

    Цель: изучение традиционного народного искусства (знакомство с традициями, обычаями, праздниками русского народа).

    Задачи:

      Привитие учащимся уважения к традициям своего народа;

      Воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми;

      Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора;

      Развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений);

      Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования;

      Развитие самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей.

    Декорации и реквизит:

    Декорация русской избы.

    Действующие лица:

    Ведущие, Оксана, кузнец Вакула, колядовщики, Солоха, черт, дед, Коза, Медведь, ряженые

    Необходимая атрибутика:

    Шест со звездой, лукошко с овсом (пшеном и пр.), стол, скатерть.

    Костюмы:

    Одежда народная, зимняя, костюмы ряженых.

    I часть

    На сцене ведущие (девушки в русских нарядах), слышны голоса, поющие исполняют

    « Калядку»

    Учитель: Я помню древнее преданье

    Давно давно минувших дней,

    Когда в рождественском сиянье

    Звезда блеснула для людей,

    И хоры ангельские пели

    Земле святую песнь с небес,

    И светлой радостью звенели

    Цветы в полях и темный лес.

    1Вед: Добрый вечер, щедрый вечер, всем, кто пришел на праздник, чтобы вместе с нами вспомнить «преданья старина глубокой». Мы ожидаем Новый год, загадывая на будущее свою судьбу. Сколько радости, песен и плясок приносит он нам!

    2Вед: В старину Новый год начинали праздновать со дня Рождества Христова. Две недели (от Рождества до Крещения) длились русские святки, которых с нетерпением ожидали девушки и парни. В это время они ходили по деревне, по домам, приносили весть о том, что родился Христос и пели Рождественские колядки.

    Символом Рождества была Вифлеемская звезда, та самая, которая опустила свой луч там, где родился Христос. Её « христославы» вносили в каждый дом, освящая его на предстоящий год.

    3Вед: Том дом, куда входили с Вифлеемской звездой, считался освященным, и мир, богатства и любовь должны сопутствовать хозяевам. Поэтому колядовщиков всегда встречали с радостью, тепло, радушно.

    Тихий колокольный звон . (В записи)

    Кстати, который час?(спохватывается).Ой, простите, люди добрые, заговорилась с вами, слышите, колокола звонят, значит служба в церкви закончилась. Скоро по деревне колядовщики пойдут. Как бы мимо не прошли. (прислушивается). Какие-то голоса. Пойду-ка, гляну.(накидывает шаль. Уходит)

    1Вед. А мы пока накроем праздничный стол скатерью браной. Надо напитать стол зерном, чтобы урожай был хорошим(накрывает стол скатерью). Обязательным блюдом будет кутья и взвар. Кутья у меня получилась сладкой, с медом, с маком и изюмом. Это блюдо посвящалось умершим предкам, и чтобы жизнь их на том свете была бы не горькой, а райской, сладкой. А взвар, то есть, компот, варили тогда, когда рождался ребенок. А на столе у меня 12 блюд - по числу месяцев в году, чтобы год был изобильным. Скоро колядки запоют, надо гостям знак подать (зажигает свечу)

    Раздается сильный стук в дверь

    1р. Пришла коляда, отворяй ворота.

    Все вместе: Это мы колядовщики. Разрешите Рождество прославить?

    Хозяйка: Проходите. Славьте, славьте!

    Христославы входят в избу с песней «Коляда». Несущий звезду – становится в центр, его спутники разбирают лучи-ленты, становятся шатром и под песню начинают плавное движение по кругу так, чтобы создавалось впечатление идущей по небу звезды. Поют « Рождественское чудо»

      Поздравляем Вас с Рождеством1

    С Новым годом!

    Со всем родом!

    Чтоб здоровы были

    Много лет жили

    Чтобы счастье и веселье

    Было в доме круглый год.

    Чтоб гостей непроворот.

      Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

      Денег мешок или каши горшок?

      Кувшин молока иль кусок пирога?

      Рублички на конфеточки?

      Иль сотенки на пряночки?

    Хозяйка: Рано, рано просите. Потешьте душу. Праздник пришел - пляску завел.

    Исполняют «Коляда-маляда» и пляску.

    Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

    Угощает колядовщиков.

      Хозяюшке-кунью шубу!

      Дочерям – по веночку златому!

      Сыновьям – по коню вороному!

    Все вместе: Будьте здоровы! С Новым годом!

    Уходят под песню «Коляда-маляда»

    II часть

    3 Ведущая: А мы пока перенесемся в знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вокруг все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики, парубки шалили и бесились вовсю. Часто между колядками слышались какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить один из казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

    Щедрик, ведрик

    Давайте вареник,

    Грудочку кашки,

    Кильце колбаски.

    Казалось, ночь напролет готовы были веселиться парубки и девушки. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и ещё белее казался свет месяца от блеска снега.

    2 Ведущая:

    Давайте посмотрим, что делает, оставшись одна дома, Оксана, дочка Чуба.

    Она была хороша необыкновенно и капризна, как красавица. Парубки гонялись за ней толпами. По выходе отца она ещё долго принаряживалась и жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.

    Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так хороши что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?........ Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».-

    Чудная девка! - прошептал вошедший тихо кузнец, - и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

    «Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»

    И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так смешалось и так было неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз - вот все, что можно было сделать тогда наилучшего.-

    Зачем ты пришел сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?-

    Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!-

    Кто же тебе запрещает, говори и гляди!

    Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.- Позволь и мне сесть возле тебя! - сказал кузнец

    Садись, - проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.

    - Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнес ободренный кузнец и прижал ее к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.

    Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Тут она поднесла зеркало и снова начала перед ним охорашиваться.

    Не любит она меня, - думал про себя(повернувшись к залу), повеся голову, кузнец. - Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить»

    - Правда ли, что твоя мать ведьма? - произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

    - Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». - «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»

    - Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, - проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. - Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно

    - Бог с ними, моя красавица!

    - Как бы не так! с ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

    - Так тебе весело с ними?

    - Да уж веселее, чем с тобою. А! кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.

    «Чего мне больше ждать? - говорил сам с собою кузнец. - Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...»

    Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» - прервал его размышления.

    - Постой, я сам отворю, - сказал кузнец и вышел в сени, в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.

    (Кучи девушек вломились к Оксане: крик, хохот, рассказы)

    Э, Одарка, какие у тебя новые черевички. Ах, какие хорошие и с золотом. Как хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.

    Кузнец: Не тужи, ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

    Оксана: Будьте все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж. Пойдемте колядовать.

    Уходят. Поют. Звучит стихотворение.

    Учитель: Наши предки пили, ели,

    Веселились 2 недели,

    От Рождества и до Крещенья,

    Приготовив угощенье.

    Пели разные колядки,

    По дворам ходили в святки,

    Наряжались и шутили.

    Праздник ждали и любили.

    Так давайте же сейчас

    Встретим мы его у нас.

    1В. –А вот и дом Солохи. Давайте заглянем туда.(Заглядывает)

    2В.- О, да у неё черт в гостях.

    3В.- Не на шутку разнежился у Солохи, целовал её руку с такими ужимками, брался

    за сердце, охал, всячески ухаживал за ней.

    1В.- Но что это? Колядовщики идут. Прячь, Солоха, побыстрей черта, а то худо тебе

    Будет, и так за ведьму принимают.

    (Солоха заталкивает черта в мешок, он сопротивляется)

    Стук в дверь.

    Солоха: Кто там?

    Дети: Это мы колядовщики! Разрещите в избу войти, Рождество славить!

    Солоха: Уходите, уходите!

    У нас денежек нема, опустели погреба.

    Пряники, орешки съели сладкоежки.

    Идите прочь от ворот!

    Дети (не уходят), поют « Овсень-коляда»,

    Наступая на хозяйку:

      Не подашь пирогов –напускаем клопов.

      Тараканов усатых и зверей полосатых!

      Не подашь ватрушку- разобьем кадушку.

      Открывай сундучок! Подавай пятачок!

    Солоха: Уходите1 Уходите! (прогоняет колядовщиков)

    Черт: (высовываясь из мешка) – Верни колядовщиков, Солоха. По обычаю Рождества привечают каждого пришедшего в дом.

    Ах ты, жадоба – кишка.

    Не подашь пирога – не видать тебе добра.

    На двор напускают чертей, на огород червей.

    Солоха: (пугается, зовет колядовщиков).

    Заходите, проходите

    Добры молодцы, красные девицы,

    Молодые молодки, белые лебедки,

    Милости просим.

    Дети возвращаются.

    1р. Добрый вечер!

    Мы пришли до хаты,

    Чтобы с Новым годом

    Всех вас поздравлять.

    Добрым людям Новый год.

    3р. Чтоб масло и сало

    На кухне скворчало.

    4р. Жилось без печали,

    Чтоб деньги бренчали.

    2р. Щедрый вечер, добрый вечер,

    Добрым людям Новый год.

    Колядовщики: (ведущий поднимает звезду, все остальные разбирают ленты шатром,

    двигаются по кругу под песню « Сеем,сеем,посеваем»)

    Дети: (поют хором).

    Сеем, сеем, посеваем

    Счастье, радости желаем.

    1р. (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка в сторону «красного угла» и на хозяйку). На счастье! На здоровье! На Новый год!

    Вместе: (двигаются по кругу, поют)

    Сеем, сеем, посеваем,

    Счастье, радости желаем.

    2р. (останавливается, перенимает лукошко, тоже сеет)

    Чтоб здоровенькими были

    Много лет прожили.

    Сеем, сеем, посеваем

    Счастье, радости желаем.

    3р. (сеет на гостей и на участников праздника)

    Жито, пщеницу, всякую пашницу.

    В поле – зерно, в доме - добро,

    В поле колосисто, в доме – пирожисто.

    Вместе: (идут по кругу, поют)

    Сеем, сеем, посеваем,

    Счастья, радости желаем.

    4 р. – Ну, хозяйка, дорогая, мы тебя повеличали,

    Святки мы с тобой встречали.

    Принесли тебе звезду, привели и коляду.

    Вместе:

    А теперь уже черед

    Открывать пошире рот.

    Солоха: (выносит угощенье)

    Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие.

    Христославы:

    1р. И вам за хлеб, да за соль почтенье наше!

    2р. Хорошо у вас, но не обессудьте

    Пора нам в путь отправляться!

    3р. До рассвета всех обойти нужно!

    4р. Оставайтесь с Богом!

    Вместе: Будьте здоровы!

    Уходят под песню «Коляда-Маляда». Спускаются со сцены в зал. Заглядывают друг другу в мешки. (Возгласы). « О, сколько накалядовали! А у меня полный мешок! И у меня! А пошли на посиделки! Пошли!»

    Усаживаются кружком, теснятся, подталкивают друг друга, вынимают из мешков еду, раскладывают на столе.

    Стук в дверь.

    1р. Хороший гость – хозяину почет. Кто там?

    Дед: Доброго здоровья, хозяева, пустите, Христа ради, погреться. Издалека иду, вижу огонек, слышу: поют и пляшут – значит, люди здесь добрые.

    2р. Входи, в тесноте да не в обиде.

    Дед: Спасибо, на добром слове.

    (не снимает верхнюю одежду, оглядывается, кашляет).

    3р. Что ты, дедуля, не проходишь? Проходи, присядь, отдохни с дорожки.

    Дед: Пойду, присяду, да вот беда, не один я. Со мною и козочка, совсем околела от

    мороза. Пустите ее. Куда ее девать? У меня ни кола, ни двора. Вместе с нею

    Ходим, кто что подаст, тем и кормимся. Приютите, в долгу не останемся.

    4р. Веди свою кормилицу, дедуля. Никого не обидим, щедрый вечер у нас нынче.

    Возгласы ряженых: Не браните коляду, не журите коляду. Мы не сами идем, мы козу

    Ведем. (ведут упирающуюся козу)

    Дед: Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля.

    Коза: Бе-е-е. Я красавица рисованная. Бе-е-е. Сажей, углем размалеванная. Пришла

    Хозяев чествовать, деток пестовать.

    Ряженые встают вокруг козы, исполняют святочную игровую колядку.

    Ряженые: Козонька-коза, где до рождества была?

    Коза: Свиней пасла.

    Ряженые: Козонька – коза, а где свиньи?

    Коза: Ребята угнали.

    Ряженые: Козонька – коза, а где ребята?

    Коза: В новой деревне.

    Ряженые: Козонька-коза, кто в новой деревне?

    Коза: Коляда намедни.

    Дед: (ведет козу за веревку по «горнице»). Где коза ходит – там жито родит.

    Где коза хвостом – там жито – кустом. Где коза ногою – там жито копною.

    Где коза рогом – там жито стогом.

    (коза начинает шалить, брыкаться, бегает за детьми, затем притворившись падает в обморок)

    Дед: Ой, окочурилась, рогатенькая, Хозяева, чтоб коза встала, ей надо кусок сала,

    Решето овса, а наверх колбаса.

    Хозяева: (ряженым, одаривая) Вот вам, молодцы, пряники да леденцы. (все благода-

    Рят). А козе орешки (Коза вскакивает, кланяется). Нет, Козонька, спой

    Сначала нам потешки.

    Коза: (обращаясь к Медведю) А ну-ка, Топтыгин, шаркнем ножкой,

    Повеселим гостей немножко.

    Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем.

    (Коза и Медведь поют частушки)

    Коза: Выходи плясать, Медведь,

    Мы частушки будем петь.

    Мы частушки пропоем,

    А потом плясать пойдем.

    Медведь: Ты когда поешь, Коза,

    Не закатывай глаза.

    Петь ты не умеешь,

    Не поешь, а блеешь.

    Коза: А ты, Мишенька – медведь,

    Сам ты не умеешь петь,

    Ты тугой на ухо-

    Медведь: Ах, Коза, ты, Козочка,

    Серенькая розочка.

    Хватит нам браниться

    Давай с тобой мириться.

    Коза: Ах, мой Миша дорогой,

    Не ругалась я с тобой.

    Мы с тобой шутили,

    Народ мы веселили.

    Медведь: Веселей, Коза, пляши,

    Твои ножки хороши.

    Коза: И твои кривые

    Тоже неплохие.

    Вместе: Мы с тобой колядовали,

    Дружно пели и плясали,

    Очень утомилися.

    (пауза)

    Медведь: А ну, Коза,всем гостям поклонимся. (кланяются)

    (танцуют)

    Ведущий: (зовет всех) Пора и нам поплясать

    Каблуком постучать.

    Дети выходят, пляшут.

    Пришли святки – блины и ладки. Мужики играют, бабы следят, чтобы угощенье

    В доме не переводилось, а нам – девкам – одна забава гадать.

    А как будем гадать?

    Я через кольцо в воду яичный белок стану лить. Белок расплывается в воде и мне

    Покажет моего суженого.

    А я в сарае гребень повесила. Ночью жених почешется, и утром я его узнаю

    По масти оставшихся волос.

    А я до утра не дождусь. Ночью брошу башмак через ворота. Куда он носком ляжет,

    Туда и замуж идти.

    А можно еще проще гадать. Выйди на улицу, подойди к первому встречному и

    Попроси назвать имя. Какое имя назовет – так и жениха звать будут.

    А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать:

    « Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!» И суженый явиться во сне.

    А можно из поленницы выдернуть наугад полено. Если полено гладкое, ровное –то

    Будет бедный жених, а если неровное – то жених будет богатый.

    А давайте и мы сейчас погадаем!

    Но нам нужна живая курица. Ну-ка принесите со двора курицу.(приносят)

    Поставим ее на середину, в чью сторону побежит – та и выйдет замуж в этом году.

    (девушки окружают курицу, парни – пока в стороне)

    Тебе Оксана и идти замуж.

    Ведущая: Пришли святки – блины и ладки.

    Для праздничного ужина делали особенно обильный стол, веря что и

    Богатство на столе повлияет на будущее. Особенностью этого застолья

    Является кесаретский поросенок. Название кесаретского поросенка получил он

    От имени святого Василия Кесаретского. И колядовщики весь вечер требовали

    « Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

    Люди верили, что новогодний ужин с кесаретским поросенком имеет

    Магическое значение и способствует обилию, плодородию и благодушию

    В семье, в хозяйстве.

    Поэтому и мы дарим вам рецепты рождественского поросенка.

    (раздают желающим рецепты)

    Бьют часы.

    Подходят парни, встают между девочками, подталкивают девочек, смеются.

    Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово!

    Существует поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына,

    Выпустил на волю всю нечистую силу, чтобы и они могли порадоваться

    Рождением Христа.

    Поэтому люди и рядились во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая

    Приняла людей за своих и не причинила зла.

    А потом все бежали к реке, окунались в проруби и смывали с себя грех

    Ряжения.

    А первый блин всегда отдавали овцам.

    А еще под Рождество жгли костры всю ночь, чтобы предки согревались

    И творили только добрые дела, и друг другу делали подарки.

    Давайте и мы подарим друг другу маленькие подарки.

    Учитель:

    Кругом рождественская мгла.

    Во мгле гудят колокола,

    И с ними в лад слова звучат:

    «Мир на земле и счастья всем.

    Я чувствовал, как в этот день

    Жизнь городов и деревень

    Объединив, звучит призыв:

    Мир на земле и счастья всем!»

    Дети исполняют

    «Рождественскую песню» П Синявского

    Приложение

    В наше время в ночь с 13 на 14 января многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год! Если вы планируете встречать Старый Новый год то наши рецепты станут палочкой-выручалочкой для вашего стола.
    Поросенок жареный, фаршированный гречневой кашей

    Ингредиенты:



    Способ приготовления:
    Тушку поросенка опустить в холодную воду, вынуть и тут же опустить на 2-3 минуты в кипяток. Затем соскоблить ножом щетину, стараясь не порезать кожу, натереть тушку мукой и опалить над открытым огнем. Начиная от шеи, сделать глубокий продольный разрез на брюшке и выпотрошить тушку. Приготовить начинку следующим образом. Гречневую крупу промыть, залить подсоленной водой и сварить рассыпчатую кашу. Лук очистить вымыть, измельчить и обжарить в разогретом масле. Смешать его с кашей и мелко нарубленными яйцами. Промытого и обсушенного поросенка натереть изнутри солью и нафаршировать приготовленной начинкой, равномерно располагая ее по всей тушке. Разрез зашить кулинарными нитками. Натереть всего поросенка водкой с солью, чтобы его кожа стала жесткой. Противень выстлать деревянными (лучше березовыми) лучинками. Подогнув у поросенка ножки, уложить его на лучинки, облить тушку маслом и поставить противень в разогретую до 180-200 градусов духовку. Когда поросенок зарумянится, убавить температуру до 150-160 градусов и продолжать жарку, через каждые 7-10 минут поливая тушку образующимся при этом соком. Когда поросенок будет готов, прорезать ножом его спинку до кости и дать охладиться в течение 15 минут. Удалить нитки, выложить в отдельную посуду кашу. Разрезать тушку на порционные куски и сложить их на блюде, придавая форму целого поросенка. С боков обложить его кашей, зеленью, вареной морковью. В глазницы вставить маслины. Таким же способом можно приготовить поросенка, фаршированного телячьей печенью, ливером или домашней лапшой.

    Сценарий колядок на Рождество будет очень интересным для детей. Главное, чтобы колядки для детей были короткие. Сценарий рождественских колядок подарит в дом счастье и веселье. Красочные костюмы, веселые колядки.

    Сценарий колядок

    Колядки русские народные короткие для детей

    Очень оживит праздник исполнение детьми колядок, которые распевались на Святки в очень далекие времена, но близкие детям своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому можно рекомендовать разучить с детьми предложенную сценку.

    Сценарий

    Колядки для детей

    На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

    1 -й колядовщик.

    Коляда-маляда, уроди пирога.
    Уроди пшеничку на всякую птичку.
    Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
    По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

    2-й колядовщик.

    Я - маленький юнчик,
    Сел на стульчик,
    Снял колпачок:
    Пожалуйте пятачок!

    Дети (стучат в окошечко). Отворяйте, хозяева!

    Выходят хозяин и хозяйка, несут корзинку с гостинцами.

    3-й колядовщик.

    Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
    Чем богаты в доме, то и нам подайте.
    Пирога да каши, а наверх - козульку,
    А под низ - копейку, денежку-монетку.

    4-й колядовщик.

    Кто подарит пирога,
    Тому - полон хлев скота,
    Овин с овсом, жеребца с хвостом.
    У доброго мужика родись рожь хороша:
    Колоском густа, соломкой пуста.

    5-й колядовщик.

    Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
    Пест да лопата, корова горбата!
    У скупого мужика родись рожь плоха:
    Колоском пуста, соломкой густа.

    Сценарий колядок продолжается и хозяин одаривает колядовщиков мелкими монетками из мешочка.

    6-й колядовщик.

    А дай бог тому, кто в этом дому.
    Ему рожь густа да ужимиста,
    Ему с колоса - осьмина,
    Из зерна ему коврига,
    Из полузерна - пирог. Колядовщики (хором).

    Сейся, родися, жито и пшеничка,
    Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
    Будьте здоровы, счастливы будьте.
    Живите без бед много-много лет.
    Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

    Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах - валеночки, на руках - яркие варежки. Сценарий колядок продолжается тем, что колядовщики поют с козой.

    Колядовщик с Козой (поет).

    Мы не сами идем - мы козу ведем.
    Где коза ходит, там пшеница родит,
    Где коза хвостом, там жито кустом,
    Где коза ногою, там жито копною,
    Где коза рогом, там жито стогом.

    1-й колядовщик.

    дет в гости коза,
    К вам коза-дереза.
    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая.

    2-й колядовщик.

    Где ты, козочка, ходила,
    Где ты, белая, бродила? Коза.
    Ходила коза по темным лесам,
    По сырым борам,
    Устала.

    Коза падает, а сценарий колядок продолжается…

    Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

    3-й колядовщик.

    А нашей козе немного и надо:
    Ведерочко гречки на перепечки
    Да горшок овса на конец хвоста.

    4-й колядовщик.

    Решето овса, поверх него - колбаса.
    Да три куска сала, чтобы коза встала!

    Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод. Вот какой забавный сценарий колядок для детей. Но действие продолжается…

    Понравится детям игра «Пошла коза по лесу». Это дает им возможность подвигаться, попрыгать, похлопать в ладоши, посмеяться.

    Начинается игра «Пошла коза по лесу».

    Дети поют и выполняют движения.

    Давай, коза, попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем Участники хоровода подпрыгивают на месте.
    И ножками подрыгаем.
    Подрыгаем, коза, Коза трясет ногами, дети повторяют за ней.
    И ручками похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем, Все хлопают в ладоши.
    И ножками потопаем,
    Потопаем, коза. Дети топают ногами в такт музыке.

    Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

    Коза (начинает задавать загадки).

    Бел, как мел,
    С неба прилетел.
    Зиму пролежал,
    В землю убежал. (Снег)

    Гуляет в поле, да не конь.
    Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

    Летал Порхан по всем торгам,
    На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

    В воздухе летит,
    На земле лежит,
    На дереве висит. (Снег)

    Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

    Он вошел - никто не видел,
    Он сказал - никто не слышал.
    Дунул в окна и исчез,
    А на окнах вырос лес. (Мороз)

    Пришла девушка Беляна,
    Побелела вся поляна. (Снег)

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Сам Самсон мост мостил без гвоздя, без топора, без топорища. (Мороз)

    Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю,
    Сугробы наметаю. (Метель)

    Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)