Конспект занятия по экологии "экскурсия в парк" средняя группа

Конспект экскурсии для детей среднего дошкольного возраста

«Деревья нашего парка»

Цель : формирование экологической культуры у детей, закреплять знания о характерных особенностях деревьев;

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва;

Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев);

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать желание любоваться деревьями;

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, желание передавать красоту родной природы в продуктивной деятельности;

Воспитывающие:

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе;

Предварительная работа :

Чтение стихотворений о деревьях;

Просматривание иллюстраций;

Рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением деревьев;

Беседа о безопасном поведении в парке;

Слушание музыкальных произведений;

Наблюдения за деревьями на площадке детского сада;

Лепка « Ягода рябина »

Рисование «Берёзовые листочки » ;

Аппликация « Листочки и жёлуди для дуба »;

Разучивание загадок и стихов на тему «Деревья» .

Работа с родителями

Папка раскладушка о деревьях;

Разучивание с детьми стихов;

Пополнение уголка природы иллюстрациями, репродукциями, фотографиями с изображением деревьев, летнего леса.

Ход экскурсии

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк, и посмотрим, какие деревья растут в парке (дети встают парами и идут за воспитателем). Какая сегодня погода? (солнечная, тёплая)

Ребята, послушайте загадку:

«На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

Весною одевается,

Осенью раздевается». (Дерево)

Ребята, посмотрите как много деревьев в парке.

А кто сможет назвать части дерева? (есть корни, ствол, ветки, листья).

Чем покрыт ствол дерева? Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). Молодцы, правильно назвали строение дерева.

Что происходит с деревьями после зимы? (на деревьях набухают почки; появляются сережки и листья).

Молодцы, а давайте с вами сегодня соберем красивый букет из листьев и плоды деревьев, чтобы сделать поделки из природного материала и гербарий.

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её:

«Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)

Правильно, это берёза. Давайте постоим около берёзы и полюбуемся её светом и чистотой. Посмотрите, над головой шелестит листва, которую пронизывают лучи солнца. Здесь легко дышится. Берёза единственное в мире белоствольное дерево. В народе её называют берёзонькой белоствольной, русской красавицей. Её ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья треугольной формы с зазубринками на концах, на березе есть сережки.

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, с зелеными сережками. (С. Есенин)

Ребята, рядом с берёзками растут и вот эти деревья. Послушайте загадку:

Ягоды – не сладость,

Зато людям – радость.

Лесам – украшение,

Птицам – угощение.

(рябина).

Молодцы! Посмотрите, какая красавица рябина! Ее еще называют кудрявой, тонкой! Листочки у нее резные и ярко-зеленые. Ягодки у рябинки кислые и витаминные, а после первых морозов они становятся сладкими. В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое дерево.


- А сейчас послушайте стихотворение:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

(С. Есенин)

Пойдёмте, и найдём, где растёт клён.

Вот он ребятки, ствол у клена темно-серый, обратите внимание на форму и размер кленовых листьев с пятью острыми концами. Особенно красив клён осенью, листочки окрашиваются в разные цвета: жёлтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. А плоды клёна похожи на маленькие пропеллеры или ещё их называют носики - курносики.

Клён встречает самый первый

Осени приход.

Кружит в воздухе весёлый

Листьев хоровод.

Землю быстро укрывает

Золотым ковром-

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

Ребята, а теперь к какому дереву мы подошли?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и бело

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

Верно, ребята это дуб. Дуб - могучее, сильное дерево, его мощный ствол покрыт коричнево - серой плотной, крепкой корой, листья овальной формы, с волнистым краем, кроме листьев у дуба есть желуди. Живут дубы 400-500 лет.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Я стою зелёный.

Значит я выносливый,

Значит закалённый.

(И. Горюнова)

Ну, а эту красавицу вы узнали?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель)

Правильно, это дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год. Ель высокое дерево, ствол прямой, покрыт серой или красновато-бурой корой, с пушистыми ветками, покрытыми хвоей, а ещё есть шишки.

Если у других деревьев листья желтеют и опадают, то у хвойных - хвоинки остаются зелёными и в зимнюю пору.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем.

Ребятки, все эти деревья растут в России, мы их очень любим.

Ребята, как называются леса, которых растут одни березы? (роща)

Как называются леса, где растут дубы? (дубрава)

Как называются леса, где растут сосны? (сосновый бор)

Как называются леса, где растут ели? (ельник)

А если деревья разные в лесу? (смешанный лес)

Итоговая беседа.

Куда мы с вами ходили?

Какие деревья видели?

Как называют в народе берёзу?

Как называют дуб?

Молодцы, ребятки.

Наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья. Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.

А, сейчас нам пора возвращаться в детский сад.


Программное содержание:

1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.

2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.

3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.

4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.

5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.

6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми пословиц и стихотворений о природе.

Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.

Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.

Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.

Оборудование:

По две одинаковые картинки с изображением объектов живой природы, детские рюкзачки, подстилки, мячи, обручи, вода, аптечка, бумажное полотенце.

Сценарий:

Участники похода выходят из детского сада и идут по заранее намеченному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.

Дети и взрослые располагаются на отдых.

Болейка: Наконец-то, пришли! Можно на траве поваляться, поорать во всю глотку, по цветочкам попрыгать.

Здоровейка: Ребята, вы согласны с Болейкой? (Ответы детей). Я так и знал, что вы не такие, как Болейка. Расскажите, как вы будете вести себя в парке. (Дети отвечают) . Правильно, нельзя ничего рвать или ломать. Нельзя кричать и разбрасывать мусор. Мы здесь в гостях у природы, а в гостях нужно вести себя вежливо и уважительно.

Воспитатель: Наши дети именно так ведут себя, ведь они изучают, любят и берегут природу. Даже пословицы знают о природе. Расскажите ребята.

«Для города каждое дерево дорого»,

«Срубить дерево – пять минут, вырастить – много лет»,

«Враг природы тот, кто лес не бережет»,

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»,

«Кто с дерева кору снимает, тот его убивает»,

«Одна искра целый лес сжигает»,

«Не мудрено срубить, мудрено вырастить»,

«Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь».

Здоровейка: Молодцы ребята! Давайте играть!

Игра «Найди пару»

Детям раздаются картинки с изображением объектов природы. По команде: «Раз, два, три – себе пару найди!» каждый ребенок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка. Затем дети называют, что изображено на их картинке и что они знают об этом природном объекте.

Болейка: Что-то я устал уже, сил совсем не осталось.

Здоровейка: А вот ребята совсем не устали. Сейчас ты увидишь, какие они ловкие, быстрые, выносливые.

Проводятся эстафеты, в которых берут участие, разделившиеся на несколько смешанных команд дети и взрослые.

Эстафета «Не урони мяч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева, обогнать его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

Эстафета «Бег парой»

Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Эстафета «Прыжки из обруча с обруч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

Эстафета «Пролезь, не задень обруч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи боком, держа мяч в руке. обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

Болейка: Вижу, что вы ловкие и сильные ребята. А вот сейчас загадаю вам загадки и проверю, умные ли вы.

Загадки о природе

Весной одевается, осенью раздевается (лес, парк).

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лишь солнца свет обогревал

И дождик поливал.

Он разостлался сам собой,

А называется … (травой).

Летом вырастают, а осенью опадают (листья)

Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек (дерево).

Дышит, растет, а ходить не может (растение).

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель, сосна).

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся (гриб).

Воспитатель: Ну что, Болейка, убедился, что наши ребята и загадки умеют отгадывать.

Здоровейка: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать.

Подвижная игра «Кто соберет больше шишек в обруч»

За минуту дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Воспитатель: А ведь наши ребята знают стихи о природе.

Здоровейка и Болейка: Расскажите, пожалуйста.

Дети и взрослые читают стихи о природе. Клоуны одаривают чтецов призами. Устраивается пикник. Затем организовывается сбор природного материала и игра в футбол с родителями (по желанию). Проводится фото и видеосъемка.

Здоровейка: Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Шиповник. А шиповник дерево или куст? Объясните Болейке, почему куст, а не дерево. Шиповник очень богат витамином С, который не позволяет нам болеть. Даже звери и птицы это знают и с удовольствием поедают плоды шиповника. Уж на что лиса мясо любит, а и то шиповник объедает. Малышка-мышка даже на камушек заберется, на цыпочки станет, а дотянется-таки до низко висящей ягоды. Так бы ни одной ягодки не оставалось бы на кусте, да есть у шиповника защита. Присмотритесь, может догадаетесь, какая. Верно колючие шипы. Даже в пословице про шиповник говорится: «Хорош цветок, да остер шипок».

Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.

Возвращение в детский сад.

В последующие дни делаем фотогазету.

воспитатель 1 категории,

детский сад №16Минобороны России,

г. Вольск — 18, Саратовская область, Россия

Тема: «Правила дорожного движения»

  • 1. Программное содержание:
    • а) Образовательная задача:
      • -дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, почта и т.д. Машины двигаются по проезжей части улицы, движение может быть односторонним двухсторонним, проезжая часть улицы при двухстороннем движении может разделяться линией.
    • б) Воспитательная задача:
      • -вспомнить, как нужно вести себя на улице.
  • 2. Словарная работа:
    • -активизация словаря - пешеход, двустороннее движение, пешеходная дорожка.
  • 3. Предварительная работа:
    • -поговорить с детьми о том, что завтра они пойдут на экскурсию;
    • -показать иллюстрацию улиц, домов, магазинов и т.д.
  • 4. Индивидуальная работа с детьми:
    • -поговорить о правилах поведения.

Ход занятия

  • 1. Вводная часть:
    • - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
    • - Незнайка.
    • -Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются)
    • - Незнайка хотел попросить вас, чтобы вы рассказали ему о правилах дорожного движения. А мы сегодня с вами как раз пойдем на экскурсию. И я предложила Незнайке пойти с нами. Мы с вами поможем Незнайке побольше узнать о нашей улице и о том, что такое тротуар, проезжая часть, светофор и многое другое.
  • 2. Основная часть:
    • - Вот, ребята, мы и пришли. Посмотрите как много-много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие. В одних живут люди, в других они работают. На нашей улице есть почта. Здесь отправляют письма в другие города. А в этом доме, что находиться?
    • - Магазин. Здесь продается хлеб.
    • - Правильно, это булочная.
    • - А сейчас, Незнайка и вы ребята, посмотрите сюда. Эта часть дороги, по которой едут машины, называется проезжей частью. Если машины едут в одну сторону, такое движение называется односторонним. А если в другую сторону. Как вы думаете?
    • - Двухсторонним.
    • - Чтобы не было столкновений транспорта, проезжая часть бывает разделена белой линией.
    • - Ребята, как вы думаете, как называются люди, идущие пешком по улице?
    • - Правильно, пешеходы. Мы пойдем по улице,

Значит, мы тоже будем пешеходами.

  • - Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правую сторону тротуара, немного пройдем вперед, затем повернем обратно и также пройдем по правой стороне. (У детей закрепляется знание о том, что пешеходы должны всегда идти по правой стороне тротуара).
  • - Будьте внимательны, смотрите и запоминайте. Мы сейчас будем переходить дорогу, но не где попало, а по пешеходной дорожке. Посмотрите, на дороге нарисованы белые широкие полосы - это и есть пешеходная дорожка.
  • - Ребята, скажите Незнайке на какой свет светофора можно переходить дорогу?
  • - На зеленый свет.
  • - Вот, Незнайка, загорелся зеленый свет, и мы можем идти.
  • 3. Заключительная часть:
    • - Сегодня мы узнали, что для пешеходов есть правила. На улице все должны вести себя спокойно, не мешать друг другу, идти по правой стороне тротуара.

Конспект НОД экскурсии в средней группе "Лето на лугу"

Трушева Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Ездочное», Чернянского района Белгородской области.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, безопасность.

Задачи:

Образовательная.

  • Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

Развивающая.

  • Систематизировать знания детей о луге.
  • Уточнить представления о насекомых, населяющих луг
  • Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы
  • Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Воспитательная.

  • Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к природе, отзывчивость, аккуратность.

Материал:

Предварительная работа: Беседа о лете и его признаках.

Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото» , «Кто живёт на лугу» ; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Методические приемы: Сюрпризный момент, вопросы к детям, художественное слово.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: луг, лето, насекомые, благоухающий, ароматный, пёстрый.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам прилетел необычный гость кузнечик, он приглашает нас к себе в гости на луг – его дом.

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом. (Федор Тютчев)

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.)

Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Кузнечик проводит игру: «Лес, луг, огород» .

Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов: «Лес, луг, огород, ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу?

Кузнечик: Отгадайте загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,
А песню слышно. (комар)

Модница крылатая
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

Надо быть осторожными и внимательными на природе

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Кузнечик проводит игру: «На пенёчке я сижу»

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,
На лужочек я гляжу
Там цветочки разные:
Жёлтые да красные,

Белые да синие,
Очень все красивые,
Я цветы не буду рвать…
Дети: Будешь с нами ты играть?

Ведущий: Да

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Превращения.

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых» .

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

«Раз, два три, четыре, пять – вот и дети мы опять» .

Творческая работа.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами) . Дети делают бабочек, а потом с ними играют.

Использованные информационные ресурсы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – ISBN 978$5$86775$813-4.
  2. Отрывок из стихотворения «Сияет солнце, воды блещут» Ф.И. Тютчев. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.) , Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. - М.: Издат. центр "Классика", 2002-
  3. Загадки. От осени до лета. Журнал «Дошкольник» (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях) , для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. Составитель Л.А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2004. -160с.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк»

(средняя группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи: Образовательная:

Закрепить знания детей о зиме.

Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

Обратить внимание детей на первые признаки зимы.

Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.

Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.

Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?

Дети: Холодно.

Восп: Люди как начинают одеваться?

Дети: Тепло.

Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.

Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.

(Воспитатель читает пословицы)

Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»

«Береги нос в большой мороз»

Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.

(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)

Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?

Дети: Скрипит.

Восп: А снег когда скрипит?

Дети: Когда мороз.

Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.

(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)

Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.

Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?

Дети: Лужи замерзли.

Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.

(Дети ломают лед)

Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.

(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)

Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?

(ответы детей: белые, в снегу)

Восп: А какие были раньше?

(ответы детей)

Восп: А где же наша береза?

(Дети находят и показывают)

Восп: А покажите, где еще береза растет?

Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.

(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Некому березку заломати,

Некому кудрявку заломати,

Люли-люли, заломати.

Как пойду я в лес погуляю,

Белую березку заломаю,

Люли-люли, заломаю.

Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)

Дети: Елка.

Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?

(ответ детей и подходят к елке)

Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?

Дети: Нет.

Восп: Правильно. А что растет на елке?

Дети: Зеленные иголки и шишки.

Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?

Дети: Зеленого.

Восп: А на какую фигуру похожа елка?

Дети: На треугольник.

Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?

(дети рассказывают стихотворения)

Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.

(воспитатель на участке закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу, составлять узоры, отгадывать что напечатано)