Различные виды швов. Накладной шов с одним закрытым срезом. Косая подшивочная строчка

Постоянные ручные швы используются при пошиве одежды или любого другого изделия из ткани. Например, швом вперед и назад иголку можно заменить прямолинейную машинную строчку на небольших участках. Швом «через край» и обметочный швом обрабатывают края недоступные для машинки.

Прямой шов, чаще используемый для скрепления складок. Шов простой, но не очень надежный. Работайте справа налево, вкалывая и вынимая иглу несколько раз перед тем, как протянуть нить. Длина стежков 3 мм.

Прочный шов, используемый вместо машинного. Справа налево, сделайте небольшой стежок. Вколите иглу в начало предыдущего стежка и вытяните ее спереди нитки. Таким же образом выполните следующие стежки, втыкая иглу в конец прошлого стежка.

Прочный шов, одновременно используемый для обметывания обрезных краев и сшивания нескольких слоев ткани. Справа налево, прокалывайте ткань, иглой, снизу вверх, отступив от края несколько миллиметров. Продолжая шов, продвигайтесь влево.

Используется для незаметного вшивания молний. Справа налево, сделайте небольшой стежок назад, вытягивая иглу в 6-10 мм слева от нитки. Далее прокладывайте такие же мельчайшие стежки «назад иголку».

Используется для стыкового соединения 2-х слоев ткани. Справа налево, сделайте стежок в 6 мм внутри сложенного края одной складки. Затем такой же стежок сделайте внутри сложенного края другой складки.

Используется для обработки краев несыпучих тканей. Справа налево, немного отступив от края, прокалывайте ткань иглой снизу вверх. Немного отступив влево и снова прокалывайте ткань снизу вверх.

Декоративный шов, используемый вместо прострачивания по верху. Справа налево, сделайте небольшой стежок «назад иголку», захватывая несколько нитей из ткани. Отступите 7-10 мм и выньте иглу, захватывая только верхний слой ткани. Повторите.

В этой статье мы описали практически все основные ручные постоянные швы, о временных ручных швах мы напишем в следующей статье.

Эта публикация размещена в категории с тегом .

Рано или поздно, в руках у любой хозяйки оказывается нитка с иглой, а вместе с ними возникает необходимость что-нибудь подшить, обметать, заштопать или наметить вручную. Одним из популярнейших видов ручной обработки хлопчатобумажной ткани является обметочный шов, применяемый в случаях, когда в хозяйстве нет швейной машинки. Подробнее об этом и о других видах швов читайте в нашей статье.

Виды ручных швов для соединения тканей и подшивки

Наличием в доме швейной машинки может похвастаться не каждый. К счастью, этот полезный гаджет можно частично заменить ручной обработкой, и выглядеть это будет не менее аккуратно. Для начала, поговорим о швах, которые применяют при соединении и подшивки тканей.

Сметочный шов . Один из самых простых, применяется для скрепления деталей или для создания сборок. Стежки (длиной от 0,2 см до 5 см) прокладываются справа налево с промежутками. Длина стежка зависит от плотности ткани. К примеру, если вы обрабатываете шерсть или грубый лен, то и стежок должен быть подлиннее, и нитка с иглой потолще. А для таких деликатных материалов, как или тонкий , следует использовать маленькие стежки и тонкие иголки.

Подшивочный шов. С его помощью закрепляют подгибы рукавов и подшивают низ платья, рубашки, юбки либо шорт.

Подвиды подшивочных швов


  • Потайной – сшиваем ткани справа налево, не сильно затягивая стежки. Захватываем несколько нитей на ткани, которая находится сверху и край верхнего сгиба на нижнем слое.

  • Бархатный шов (крестообразный, «козлик») – им обрабатывают плотные несыпучие ткани: твид, бархат.

Ручная строчка (он же стачной шов). Внешне данный вид обработки выглядит, как на машинке. Расположение стежков – справа налево без промежутков. Нить необходимо укладывать в место выхода иглы, как бы возвращаясь назад после проделки предыдущего стежка. Схемы прокладывания швов вы можете изучить на рисунке, также вас ожидает видео в конце раздела.

Шов «за иголку» похож внешне на предыдущий с тем отличием, что между стежками предусмотрены пробелы. Этот шов идеален, если вам необходимо сметать детали тканей в полоску или соединить декоративные части ткани в клетку.

Штуковка – служит при скреплении плотных тканей, таких как , драп и пр., когда необходимо соединить материалы стык в стык. Также такими стежками часто шьют по коже, чтобы с лицевой стороны не было видно строчки. Стежки делают через края ткани, притягивая их друг к другу.

Ручные швы для обработки краев ткани

Если существует сметочный шов, то должен быть и обметочный шов вручную, и как раз о нем пойдет речь далее. Существуют разные подвиды обметочных швов.

  • Косой – его выполняют справа налево через край ткани.
  • Крестообразный – косой шов мы выполняем в двух направлениях сразу.
  • Петельный – укладываем нить в виде петельки вокруг иглы, слева направо. По длине стежок должен быть не более 0,4 – 0,6 см.

Для обработки краев салфеток, скатертей, простыней и прочего домашнего текстиля используют петельные швы . Как делать строчку из петельных швов, смотрите на видео.

Еще один шов, применяемый для отделки краев оборок или воланов называется круглый или «взакрутку». Для создания такой строчки ткань закручивают и прошивают частыми стежками косого обметочного шва.

Ручные швы для создания пометок на ткани

Ручные швы применяют не только для обработки краев и скрепления тканей. Иногда мастеру необходимо, к примеру, обозначить середину изделия, и для этого он применяет прокладочный шов .

Так это еще и навыки, которыми в той или иной степени обладает большинство окружающих нас людей. Пуговицу, пожалуй, хоть раз в жизни пришивал каждый.

Не будем сейчас касаться всего в общем-то достаточно большого списка ручных швов, но те, которые, что называется «на слуху» и наиболее востребованы, рассмотрим в этой статье.

Ручные швы

Мы будем говорить о швах, т. е. соединении нескольких (чаще всего двух) слоев ткани одним или несколькими рядами повторяющихся однотипных стежков.

Ручные швы используются как для временного назначения - соединения деталей изделий, так и в качестве постоянных - для отделки швейных изделий, обработки срезов, соединения деталей изделий, пришивании швейной фурнитуры и т. д.

Так как ручные швы временного назначения носят указательный характер - это контуры частей выкроек на ткани, направления линий середин полочек, спинок и т. д. и хорошо должны быть видны на материале, то и прокладывают их тонкими хлопчатобумажными нитками контрастного с основной тканью цвета.

Нитки ручных швов временного назначения удаляют, разрезая через каждые 10-15 см шов и вытягивая аккуратно концы ниток.

Когда же речь идет о ручных швах постоянного назначения, понятно, что их прокладывают нитками в тон (т. е. близкими по цвету) основной ткани, чтобы они были на ней как можно менее заметными.

Номера ниток и иголок подбирают с учетом типа ткани и вида швейной операции (сметывание, подшивание и т. д.), которая будет выполняться.

Также, как и в машинных швах, при прокладывании ручных швов в начале и в конце каждого шва делается закрепка. Причем не имеет значения, какого вида швы прокладываются - временного или постоянного назначения.

Можно просто завязать узелок, но, как правило, закрепки при прокладывании ручных швов делают по аналогии с закрепками машинных швов, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

1. Края (срезы) соединяемых деталей уравниваются. Игла вводится в ткань с «тыльной» стороны на себя и притягивается, оставляя хвостик нитки длиной 1-1,5 см.

2. При прокладывании временных строчек делается 1-2 стежка (стежок в стежок) закрепки через кран (срезы) соединяемых деталей и 3-4 стежка закрепки при прокладывании постоянных строчек, придерживая хвостик нитки пальцем.

В зависимости от вида прокладываемых строчек - временных или постоянных - хвостик нитки соответственно либо
остается, либо обрезается и далее прикладывается необходимый шов.

3. Все действия абсолютно одинаковые, за исключением стежков закрепки, которые в данном случае прокладываются параллельно краям (срезам) деталей.

За 0,5-0,7 см до завершении (или начала) ручного шва делается стежок в обратном направлении, но нитка до конца не затягивается, образуется петелька, в которую движением от себя проводится нитка с иголкой и, не затягивая нитку, движением на себя в обратном направлении нигка с иголкой проводится теперь во вюрую петельку, при этом аккуратно затягивая нитку. Таким образом, образуется крепкий узелок-закрепка.

В том случае, если это начало ручного шва, то далее прокладывается шов, а если это окончание шва, то перед тем как обрезать нитку, иголку с ниткой выводят в пространство припусков на швы и обрезают.

Такой прием обрезки нитки позволяет уменьшить вероятность «распускания» закрепки.

В зависимости от вида переплетения ниток ручные швы можно классифицировать на прямые, косые, петлеобразные, крестообразные и специальные.

За исключением крестообразных и петлеобразующих, все ручные швы выполняются справа налево.

Помимо того, что вне зависимости от вида швов (ручные или машинные) качественно выполненные они, кроме своей основной функции - соединение элементов, частей, узлов и т. д., полноценно выполняют и функцию отделки изделий.

Это к тому, что швы из-под иголок должны выходить ровными (в смысле, прямыми), с равномерно затянутыми (если иное не оговаривается в технологии прокладки шва) нитками и с одинаковым расстоянием между стежками.

Самыми простыми и часто используемыми являются ручные швы, выполненные прямыми стежками.

Сметочный шов (сметочная строчка) прямыми стежками
Его используют для временного соединения деталей (сметка деталей) и создания сборок.

В зависимости от вида используемой ткани I и типа выполняемой швейной операции, при которой используется данный шов, длина стежков составляет 0,2-5 см. Сметочный шов выполняется прямыми сметочными стежками «вперед иголкой».

Временный: как правило, он прокладывается перед машинным швом, поэтому его делают на расстоянии 0,1-0,5 см.от контура будущего шва в сторону среза, чтобы не нарушить при удалении целостность шва, который будет проложен швейной машинкой.

Относительно длины стежков с лицевой и изнаночной сторон тоже существуют некоторые рекомендации. Так, например, формирование сборок, сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, вметывание - всё это делается прямыми стежками одинаковой длины (0,5-5 см) с лицевой и изнаночной сторон.

Для нанесения контрольных меток, линий сгибов, линий середины деталей и т.д. чаще; всего используют разновеликие стежки длиной 1-3 см.


Этот шов используют для перевода контурных линий с одной симметричной стороны изделия на другую.

Копировальный шов выполняют следующим образом: детали изделия складывают лицевой стороной внутрь.

По намеченным линиям прокладывают сметочные стежки на расстоянии друг от друга 0,3-1 см, нить при этом не затягивают, а делают петельки высотой 1 -1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань.

Петля нужна для того, чтобы была возможность раздвинуть слои ткани.


Копировальные стежки прокладывают строго по контурам деталей. После того как сметочные стежки будут проложены по всему контуру, детали изделия раздвигают, а натянувшиеся нитки разрезают посередине. Таким образом контуры переносятся на симметричные детали.


Косые стежки потому так и называются, потому что их прокладывают под углом к линии шва.

Ручные строчки с косыми стежками используют, когда необходимо, чтобы детали кроя или слои ткани ни в коем случае не сдвигались относительно друг друга.

Кроме всего прочего, ручные швы косыми стежками гораздо эластичнее ручных швов прямыми стежками, что не мешает растяжению ткани.

Косыми стежками выполняют ручные швы временного и постоянного назначения. К временным относят наметочные (сметочные) и выметочные швы.
Наметочным швом косыми стежками пользуются при наметывании воротников, подборта и т. п.

Косые стежки при выполнении наметочных швов прокладывают параллельными друг к другу стежками длиной 0,7-2 см слева направо.

Иглу выводят из материала снизу вверх (как бы на себя) на небольшом расстоянии от края деталей и прокладывают стежок по поверхности верхней детали под углом к линии строчки сверху вниз через все слои ткани в направлении от края детали.

Следующий прокол иглы делают по поверхности нижней детали снизу вверх через все слои ткани по линии перпендикулярной к краю соединяемых деталей по направлению к линии строчки. Таким образом формируется наметочный шов косыми стежками.

Финалом будет машинная строчка, проложенная по намеченным линиям на деталях кроя, после которой необходимо удалить все наметочные швы и вывернуть стачиваемые детали или изделие на лицевую сторону.

При необходимости закрепления швов, находящихся внутри изделия, пользуются выметочным швом, который выполняется аналогично наметочному шву.

Чаще всего выметочный шов применяют при обработки накладных кокеток, карманов, воротников и т. п.

Только учтите, что из-за своей замечательной особенности фиксировать «намертво», наметочный и выметочный швы не рекомендуется использовать при обработке деталей из тканей с рисунками в клетку и полоску и деталей из легких, тонких тканей.

В первом случае при влажно-тепловой обработке возможно искажение рисунка, а во втором - может измениться структура ткани.


Стежки направляют свободно, без затягивания, длина стежков - 0,5-0,7 см.

Одним из представителей ручных швов косыми стежками постоянного назначения является обметочный шов, который часто используют при необходимости обработки края (среза) ткани от осыпания.

Выполняют его следующим образом: на расстоянии 0,3-0,5 см от края ткани в материал перпендикулярно краю вводят иглу снизу вверх справа налево.


Этот шов используют для постоянного соединения деталей в тех случаях, когда выполнить машинную строчку очень сложно (можно сказать невозможно), когда необходим шов повышенной растяжимости (средний брючный шов) или когда надо закрепить нить в начале или конце вышивки.

В любом случае это самый прочный шов среди всех ручных швов. Стежки прокладывают без разрывов (промежутков). Укол иглы делают в место выхода иглы предыдущего стежка.

На линии шва (шов постоянного назначения прокладывается только по указанным направлениям) сверху вниз делается прокол иглой всех слоев материала.

На линии шва по детали, которая находится снизу, делается стежок вперед и прокол иглой через все слои материала, но уже снизу вверх. Расстояние между входом и выходом иглы - 0,1-0,3 см.

На линии шва по поверхности верхней детали делается стежок назад, вводя иголку в предыдущий прокол ткани сверху вниз.

На линии шва, выведя иглу с ниткой, по поверхности нижней летали делается следующий стежок вперед и прокол иглой через вес слои материала снизу вверх. Длина стежка в этом случае будет в два раза больше, так как нитка проходит вдоль предыдущего стежка и делается новый стежок.

Потом снова прокладывается стежок, вводя иглу назад (за иголку) в предыдущий прокол. Таким образом формируется стачной шов за иголку.

Рассмотрим еще один тип швов, суть применения которых едина, а вот вариантов исполнения - несколько. Речь идет о швах, входящих в группу под названием подшивочные.

Несмотря на существенный прогресс в области швейных технологий, область обработки нижних срезов изделий пока не может отказаться от ручных работ, а именно там чаще всего и используются подшивочные швы. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Вспоминаем, что для выполнения подшивочных швов нитки подбирают в тон ткани (не сравнивайте с наглядными иллюстрациями, так как для наглядности используются только контрастные цвета).

Какой бы подшивочный шов вы ни выбрали, прежде чем начать работу, необходимо подготовить срез (край) изделия к обработке.

Вначале надо подогнуть весь припуск на подгиб изделия и зафиксировать на 0,5-1 см от сгиба любым удобным для вас способом (заколотьбулавками или наметать).

Затем подогнуть срез (край) непосредственно припуска изделия на 0,5-1 см от среза (края) и тоже зафиксировать, отступив от края полученного сгиба на 0,3-0,5 см.

Оба сгиба приутюжить. В итоге получился подогнутый край с закрытым срезом. Теперь можно приступить непосредственно к процессу подшивания.


Простой подшивочный шов используют для фиксации подогнутого среза на изнаночной стороне изделия, например, чтобы подшить низ изделия.

Выполняется он следующим образом. Нить закрепляется в сгибе припуска на подгибку и далее, захватив 1-2 нити с изнаночной стороны изделия по направлению от изнаночной стороны изделия, кончик иглы подводится под припуск и игла выводится на сторону припуска через всю толщину подогнутого среза на расстоянии 0,3-0,5 см от сгиба подогнутого среза.

Направление строчки - справа налево. И так до конца обрабатываемого участка.


Потайной подшивочный шов используется для тех же целей - для фиксации обработанной детали или подгиба изделия на изнаночной стороне изделия. Разница лишь в том, что выполняется он таким образом, что строчки шва не видны, ни с лицевой стороны, ни с изнаночной.

Для этого, подогнутый край с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия и шов прокладывается по лицевой поверхности верхнего сгиба припуска на подгибку и по изнаночной поверхности изделия не выше уровня верхнего сгиба припуска на подгибку.

Потайной подшивочный шов выполняется справа налево. Существует несколько способов выполнения потайного подшивочного шва.

Потайной шов неодинаковыми потайными петлеобразными стежками выполняется таким образом - припуск на подгибку с закрытым срезом отгибается на лицевую сторону изделия, на 0,3-0,4 см от линии сгиба верхнего среза припуска на подгибку изделия, и делается закрепка в припуске на подгибку, на расстоянии 0,1-0,2 см от края подгибки.

Опять, с небольшим наклоном влево, игла вводится в поверхность лицевой стороны подогнутого среза (края) припуска на подгибку изделия на 0,1-0,2 см от верхнего сгиба припуска на подгибку, проходит между двумя слоями ткани: припуском на подгибку и верхним сгибом припуска на подгибку и выводится через 0,5-1 см снова на лицевую сторону подогнутого среза припуска на подгибку.

То есть игла проходит только один слой ткани - верхний сгиб припуска на подгибку и выходит из этого же слоя. И таким образом двигаемся до завершения подгибки. Нитку не затягивать.

И второй вариант - потайной шов одинаковыми петлеобразными стежками.

Технология выполнения этого шва аналогичное технологии шва неодинаковыми потайными петлеобразными стежками.

Всё отличие заключается в том, что, когда иголка с ниткой вводится в лицевую сторону подогнутого среза (края) припуска на подгибку, она не протягивается 0,5-1 см, а лишь подхватывает 1-2 нитки на этой поверхности и возвращается обратно на поверхность изнаночной стороны изделия.

Иголка как-бы прыгает с поверхности изнанки изделия на лицевую поверхность сгиба припуска на подгибку - туда и обратно, туда и обратно.

Задача сводится лишь к контролю, чтобы прыжки (в смысле подхваты 1-2 ниток) эти были равномерными и ассиметричными относительно друг друга.

Не имеет значения, каким способом будет выполнена подгибка изделия, важно, что результат в обоих случаях (конечно же, при условии, что работа будет выполнена качественно), оправдает название шва - потайной. Ни с лицевой стороны, ни с изнаночной подшивочная нить не видна.


Шов используется для фиксирования подгибки открытых необработанных срезов деталей изделий или самих изделий из осыпающихся тканей. Этот шов из серии «2 в 1», т. е. и необработанный срез изделия обработается, и припуск на подгибку изделия фиксируется.

У этого шва своеобразная технология: сам шов двигается слева направо, а вот иголка - справа налево. И иголка прыгает при этом, как и в предыдущем примере, с одной поверхности на другую.

Припуск на подгибку отгибается на изнаночную сторону изделия, фиксируется (булавками или наметкой) и приутюживается, т. е. изнанка припуска на подгибку (подгибка) совмещена с изнанкой изделия.

С тыльной стороны подгибки, обращенной к изнаночной стороне изделия, делается закрепка (в данном случае можно просто завязать узелок) и нитка выводится на лицевую сторону подгибки снизу вверх на расстоянии 0,4-0,5 см от необработанного среза.

Направляя острие иголки справа налево, т. е. в обратном направлении, с наклоном вправо от выхода нитки, иголкой подхватываются 2-3 нити на поверхности изнаночной стороны изделия на 0,2-0,3 см выше необработанного среза и через них протягивается нитка.

Не меняя направление иглы, слева направо на расстоянии 0,5-0,7 см от первого прокола иглы и на уровне первого прокола иглы подхватываются 2-3 нити на лицевой поверхности подгибки и через них протягивается нить.

Вот так, чередуя подхваты нитей снизу и сверху, прокладывается подшивочный шов крестообразными стежками.

Источник - журнал Библия кройки и шитья

Я еще помню то время, когда мне на утренник нужно было платье снежинки, а в магазине его купить составляло проблему. Вот и приходилось моей маме брать и шить это платье своими руками. У нас дома была швейная машинка , но она была не суперкрутой и часто ломалась, а чинить ее было сложно…

И некоторые вещи, в том числе и это платье снежинки, мама пошила мне при помощи одних ручных швов. Наряд был отменным и если бы не то, что платье было тематическим и надеть мне его пришлось всего раз, оно по своему качеству пошива могло бы прослужить очень долгое время. Не чета сегодняшним китайским вещам, сшитым гнилыми нитками и кое-как на скорую руку на швейной машинке.

Раньше вещи ручной работы не ценились так, как сейчас. Будучи месяц назад в Италии, видела отменные женские и мужские костюмы просто невероятного качества. Цена у них тоже была на очень высоком уровне. Когда спросила, что в них такого особенного, модельер сказал, что они пошиты без применения швейной машинки. Полностью ручные швы!

Ручные швы

Конечно, быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. А тому, кто хочет научиться шить, просто необходимо освоить основные ручные стежки и швы . Вот я, например, открыла для себя более пяти мне незнакомых.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 12 видов ручного шва, которые, непременно помогут тебе в быту.

  1. Вот пример французского шва. Такой шов применяют при обработке припусков швов на изделиях из тонких и прозрачных тканей.

  2. А это вид с изнанки пальто, которое пошито полностью вручную. Принадлежит данное изделие рукам шведки. Очень терпеливой, на мой взгляд.

    Она вообще решила шить себе гардероб вручную. И утверждает, что швы не тянутся и распарываются, конечно.

  3. Небольшой наглядный мастер-класс по созданию ручных швов. Как тебе такая работка?

  4. Больше всего меня покорил именно этот вид шва. Он называется «елизаветинский». Более двух столетий назад именно таким швом и шились многие вещи.

    После пошива этот верхний шов растягивали, чтобы он был плоским. А стежки делали частыми: не более 2 мм друг от друга.

    В давние времена, чтобы шов был гладким и крепким, нитки натирали воском. Я думаю, это просто отменная идея и для наших дней, если необходим крепкий шов.

  5. А вот еще один хороший мастер-класс, тебе в копилочку.

  6. Такие шовчики пригодятся тебе для подгибки и обметки края будущего изделия.

  7. А вот еще один хороший пример соединительных швов.

  8. Если тебе нужно стачать плечевые или боковые срезы, вот тебе удобная схема швов для стачивания .

    Для тех, кто не знал или подзабыл, напомню, что стачивание - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  9. Еще один пример стачивания.

  10. Видов ручных швов очень много. Особенно пригодятся они тем, у кого еще нет швейной машинки. Или высококлассным портным, которые всё шьют вручную.

  11. Хороший пример ручной подгибки.

  12. Швы вподгибку применяют очень часто. Потому что ими можно обработать и низ изделия, и низ рукавов, и внутренние края подбортов, обтачек, пройм, а также обработать края отделочных деталей на изделиях, отшитых из легких тканей. Например, воланы, рюши, оборки.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!