Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у ребенка. Значение в клинической практике

Анатомо-физиологические особенности. У детей раннего возраста 1) тонкая, нежная, сухая, легкоранимаяслизистая оболочка; 2) богато васкуляризированный подслизистый слой, состо-ящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 3) недостаточно развитые, эластическая и мышечная ткани; 4) низкая секреторная функция железистой ткани, отделяющей малое количество пищеварительных соков с низким содержанием ферментов. Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и приводят к частым заболеваниям, создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие и требуют очень внимательного и тщательного ухода за слизистыми оболочками.

Полость рта. обеспечивающих акт сосания относительно малый объем полости рта и большой язык, хорошее развитие мышц рта и щек, валикообразные дубликатуры слизистой оболочки десен и поперечные складки на слизистой оболочке губ, жировые тела щеки (комочки Биша). Слюнные железы недостаточно развиты. в 3-4-месячном физиологическое слюнотечение вследствие не выработанного еще автома­тизма ее проглатывания.

Пищевод. У детей раннего возраста пищевод имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, у детей 1 года - 12 см, 10 лет - 18 см, диаметр - соответственно 7-8, 10 и 12-15 мм,.

Желудок. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, при этом пилорическая часть находится вблизи срединной линии, а малая кри­визна обращена кзади. Когда ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной. К 7-11 годам он расположен так же, как у взрослых Емкость желудка у новорожденных составляет 30-35 мл, к году увеличи­вается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Кардиальный сфинктер у груд­ных детей развит очень слабо, а пилорический функционирует удовлетворительно - срыгиванию («физиологическая аэрофагия»). детей первых месяцев жизни некоторое время держать в вертикальном положении. Секреторный - аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие.

Состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза, хлорид натрия), но кислотность и ферментная активность значи­тельно более низкие, определяет низкую барьерную функцию желудка. Это делает абсолютно необходимым выполнение диетических требований в соответствии с возрастом ребенка и тщательное соблюдение сангиг режима во время кормления детей (туалет груди, чистота рук, правильное сцеживание молока, стерильность сосок и бутылочек).


У детей первых месяцев жизни интрагастральный рН отражает нейтральную среду или близок к этому и только к концу первого года жизни снижается до 2,0, обеспечивая максимальную активность пепсина.

Основным действующим ферментом желудочного сока является химозин (сычужный фермент, лабфермент), обеспечивающий первую фазу пищеварения - створаживание молока. Пепсин (в присутствии соляной кислоты) и липаза про­должают гидролиз белков и жиров створоженного молока. Тем не менее особенности ее у детей первого года жизни, которые заключаются в том, что свою активность она может проявлять и в нейтральной среде, при отсутствии желчных кислот, способствуют гидролизу определенной части жиров женского молока в желудке. Созревание секреторного аппарата желудка происходит раньше и интенсивнее у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Так, женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье - более длительное время (3-4 ч и даже до 5 ч в зависимости от буферных свойств молока).

Поджелудочная железа. У новорожденного имеет небольшие размеры (длина 5-6 см, к 10 годам - втрое больше), располагается глубоко в брюшной полости, на уровне X грудного позвонка, в последующие возрастные периоды - на уровне I поясничного позвонка. Она хорошо обеспечена кровеноснымисосудами, интенсивный рост и дифференцировка ее структуры продолжаются до 14 лет. Капсула органа менее плотная, чем у взрослых, состоит из тонковолокнистых структур, в связи с чем у детей при воспалительном отеке поджелудочной желе­зы редко наблюдается ее сдавление. Выводные протоки железы широкие, что обеспечивает хороший дренаж. альбумины, глобулины, микроэлементы и электролиты, а также большой набор ферментов, необходимых для переваривания пищи, в том числе протеолитических (трипсин, химопсин, эла-стаза и др.), липолитических (липаза, фосфолипаза А и В и др.) и амилолитичес-ких а- и (3-амилаза, мальтаза, лактаза и др.). Секреторная активность железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летиему возрасту.

Печень масса ее у ново­рожденных составляет 4-6 % от массы тела (у взрослых - 3 %). Паренхима печени малодиффер, дольчатость строения выявляется только к концу первого года жизни, она полнокровна, вследствие чего быстро увеличивается при различной патологии, особенно при инфекционных заболеваниях и интоксикациях.

К 8-летнему возрасту морфологическое и гистологическое строение печени такое же, как и у взрослых, метаболизм непрямого билирубина, высвобождающегося при гемолизе эритроцитов, осуществляется не полностью, результатом чего является физио­логическая желтуха.

Желчный пузырь. У новорожденных он расположен глубоко в толще печени и имеет веретенообразную форму, длина его около 3 см. Типичную гру­шевидную форму приобретает к 6-7 мес и достигает края печени к 2 годам.

Желчь детей по своему составу отличается от желчи взрослых. Она бедна желчными кислотами, холестерином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности, кроме того, и мочевиной. преобладание таурохолевой кислоты над гликохолевой, так как усиливает бактерицидный эффект желчи и ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

Кишечник. У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых (у грудного ребенка он превышает длину тела в 6 раз, у взрослых - в 4 раза. Слепая кишка и аппендикс подвижны, последний часто располагается атипично, затрудняя тем самым диагностику при воспалении. Сигмовидная кишка относительно большей длины, чем у взрослых, и у некоторых детей даже образует петли, что способствует развитию привычных запоров. С возрастом эти анатомические особенности исчезают. В связи со слабой фиксацией слизистой и подслизистой оболочек прямой кишки возможно ее выпадение при упорных запорах и тенезмах у ослабленных детей. Брыжейка более длинная и легкорастяжимая, в связи с чем легко возникают перекруты, инвагинации кишечных петель и т. д. Сальник у детей до 5 лет короткий, поэтому возможность локализации перитонита на огра­ниченном участке брюшной полости почти исключается. Из гистологических особенностей следует отметить хорошую выраженность ворсинок и обилие мелких лимфатических фолликулов.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, и даже у самых маленьких в кишечном соке определяются те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза), но значительно менее активные. В толстом кишечнике секретируется только слизь. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за малой активности липолитических ферментов.

В тонком кишечнике, особенно в проксимальных его отделах, абсорбируются витамины A, D, С, группы В.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей младшего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов, микроорганизмов и других патогенных факторов. Легче всего усваиваются составные компоненты женского молока, белок и жиры которого у новорожденных частично всасываются нерасщепленными. Двигательная (моторная) функция кишечника осуществляется у детей очень энергично за счет маятникообразных движений, перемешивающих пищу, и перистальтических, продвигающих пищу к выходу. У грудных детей дефекация происходит рефлекторно, в первые 2 нед жизни до 3-6 раз в сутки, затем реже, в год произвольным актом. В первые 2-3 дня после рождения ребенок выделяет меконий (первородный кал) зеленовато-черного цвета. Он состоит из желчи, эпителиальных клеток, слизи, энзимов, проглоченных околоплодных вод. Испражнения здоровых новорожденных, находящихся на естественном вскармливании, имеют кашицеобразную консистенцию, золотисто-желтую окраску, кисловатый запах. У более старших детей стул бывает оформленным, 1-2 раза в сутки.

Микрофлора. В период внутриутробного развития кишечник плода стерилен. Заселение его микроорганизмами происходит сначала при прохождении родовых путей матери, затем через рот при контакте детей с окружающими предметами. По современным представлениям, нормальная кишечная флора выполняет три основные функции: 1) создание иммунологического барьера; 2) окончательное переваривание остатков пищи и пищеварительных ферментов; 3) синтез витаминов и ферментов. Нормальный состав микрофлоры кишечника (эубиоз) легко наруша­ется под влиянием инфицирования, неправильного режима питания, а также нера­ционального использования антибактериальных средств и других препаратов, при­водящих к состоянию кишечного дисбактериоза.

У новорожденных детей желудочно-кишечный тракт приспособлен для переваривания и усвоения материнского молока. Пищевод к рождению уже сформирован. Вход в пищевод расположен на уровне VI-VII позвонков. Пищевод короткий, а анатомические сужения пищевода выражены слабо. Чем меньше ребенок, тем хуже развит кардиальный сфинктер, который находится выше уровня диафрагмы. Только к 8 годам формируется кардиальный отдел как у взрослого человека - ниже диафрагмы. Поэтому дети первых месяцев жизни часто срыгивают пищу. У них не сформирована и мышечная часть пищевода, она созревает позже, что связано с приемом более густой пищи.

Желудок у детей раннего возраста приспособлен для приема женского молока. Его вместимость после рождения быстро увеличивается: приблизительно с 10 мл в первый день жизни до 40-50 мл к 4-м суткам жизни и до 80 мл к 10-му дню. В дальнейшем его объем каждый месяц увеличивается на 25 мл. На этом основании

П. Ф. Филатов предложил формулу для подсчета объема разового питания грудных детей:

V — 30 мл + 30 мл * n, где n - количество месяцев жизни ребенка.

К концу 1-го года жизни объем желудка увеличивается до 250 мл, к 3 годам - до 400-600, к 10-15 годам - до 1300-1500 мл.

Пилорический отдел желудка у детей первых месяцев жизни функционально развит хорошо, а при недостаточно развитой кардии это также способствует срыгиванию и рвоте. Поэтому для предотвращения срыгиваний детей укладывают в постель с высоко поднятым головным концом или укладывают на живот.

Слизистая оболочка желудка у детей относительно толстая. С возрастом постепенно происходит нарастание количества желудочных ямок, в которые открываются отверстия желудочных желез.

Функциональный эпителий желудка (главные и обкладочные клетки) у ребенка развивается с возрастом по мере нарастания энтерального питания. К взрослому состоянию количество желудочных желез увеличивается в 25 раз по сравнению с периодом новорожденности.

У новорожденного длина всего кишечника по отношению к длине тела больше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Соотношение длины кишечника и длины тела у новорожденных составляет 8,3:1; на первом году жизни 7,6:1; в 16 лет 6,6:1; у взрослых 5,4:1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2 - 2,8 м. В перерасчете на 1 кг массы у ребенка приходится 1 м тонкой кишки, а у взрослого всего 10 см. Связано это с приспособлением ребенка к лактотрофному питанию, когда пищеварение в основном пристеночное.

Площадь внутренней поверхности тонкой кишки у детей на первой неделе жизни составляет примерно 85 см 2 (40-144 см 2), а у взрослых - 3,3*103 см 2 . Площадь поверхности нарастает за счет развития функционального эпителия и микроворсин, которые увеличивают площадь тонкой кишки в 20 раз. Площадь поверхности тонкой кишки уменьшается от проксимальной (головной части) к дистальной (удаленной от головной части) части кишечника. Тонкая кишка делится на три отдела. Первый - это двенадцатиперстная кишка (duodenum). Ее длина у новорожденного 7,5-10 см, у взрослого - 24-30 см. Двенадцатиперстная кишка имеет ряд сфинктеров (жомов). Первый сфинктер - бульбодуоденальный, второй - медиодуоденальный (Капанджи) и третий - Окенера. Главная функция сфинктеров - создавать области пониженного давления, где проходит контакт пищи с поджелудочной железы. Затем идут второй и третий отделы - тощая и подвздошная кишки. Тощая кишка занимает приблизительно 2/5 длины кишки от duodenum до илеоцекальной заслонки, а подвздошная - остальные 3/5.

В тонкой кишке происходят переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов. Слизистая оболочка кишки очень тонкая, богато васкуляризованная, клетки эпителия быстро обновляются. Круговые складки вначале обнаруживаются только в начале тонкой кишки, с возрастом они появляются и в дистальных отделах.

Кишечные железы у детей более крупные, чем у взрослых. Лимфоидная ткань и ее ростки разбросаны по всему кишечнику. Только с возрастом начинают образовываться пейеровы бляшки. В тонкой кишке детей хорошо развита лимфатическая система.

Толстая кишка состоит из отделов и развивается после рождения. Так, ленты (tenia coli) у новорожденных плохо выражены, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Нет полного заполнения толстой кишки правой подвздошной области. У детей до 4 лет восходящая ободочная кишка по своей длине больше нисходящей. Только после 4 лет строение толстой кишки такое же, как у взрослых.

Слепая кишка у детей располагается выше правой подвздошной ямки, поэтому восходящее колено толстой кишки у детей часто неразвито. Брыжейка этого органа подвижна. Только к концу первого года заканчивается формирование слепой кишки. Аппендикс у детей относительно длинный, расположен выше, чем у взрослых, в нем нет сфинктеров, плохо развит мышечный слой. Лимфоузлы в аппендиксе созревают только к 10-14 годам.

Ободочная кишка у детей в виде обода огибает петли тонкой кишки. Восходящая ее часть у новорожденных короткая. После года размеры ее увеличиваются.

Далее идет поперечная часть толстой кишки. К году ее длина равна 23-28 см, к 10 годам она увеличивается до 35 см. Нисходящая часть более узкая, чем предыдущие отделы, с возрастом происходит ее рост в длину.

Сигмовидная, или S-образная, кишка у новорожденных длинная и подвижная. С возрастом ее рост продолжается. У детей раннего возраста она располагается в брюшной полости (из-за недоразвития малого таза), только с 5 лет она располагается в малом тазу.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки не развита, заднепроходные столбы и синусы не сформированы, плохо развита окружающая жировая клетчатка. Свое окончательное положение прямая кишка занимает к двум годам жизни. Поэтому у детей раннего возраста легко возникают выпадения слизистой оболочки прямой кишки, чему способствует плохо развитый мышечный слой прямой кишки.

У детей, как и у взрослых, сокоотделение в толстой кишке небольшое, но оно резко возрастает при механическом раздражении кишки. В толстой кишке, в основном, происходит всасывание и формируются каловые массы. Функционально все органы пищеварения взаимосвязаны.

Поджелудочная железа у новорожденных окончательно не сформирована ни анатомически, ни функционально. В процессе роста увеличиваются ее размеры, повышается активность выделяемых ферментов, развивается экзокринная функция.

Печень у новорожденного - один из самых крупных органов. У детей раннего возраста она занимает 1/3-1/2 объема брюшной полости. С возрастом относительные размеры печени еще более увеличиваются. Так, к 11 месяцам происходит удвоение ее массы, к 2-3 годам она утраивается, к 7-8 годам увеличивается в 5 раз, к 16-17 годам - в 10 раз, к 20-30 годам в 13 раз. В связи с большими размерами у детей до 5-7 лет печень выходит из-под реберного края на 2-3 см. С 7 лет нижний край печени остается в пределах реберной дуги.

После рождения происходит дальнейшее формирование функциональной единицы печени - дольки печени. С возрастом она начинает напоминать ограниченный шестигранник.

Желчный пузырь у новорожденных обычно прикрыт печенью. Поэтому его пальпация невозможна. Основная функция - скопление и выделение печеночной желчи. По форме он обычно грушевидный или цилиндрический, но может быть веретенообразным (S-образным). С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются. Меняется его функция - он начинает выделять желчь иного, чем в младшем возрасте, состава. Пузырный проток, сливаясь с печеночным протоком на уровне шейки желчного пузыря, образует общий желчный проток, длина которого с возрастом увеличивается.

Развитие и деятельность желудочно-кишечного тракта определяются в большей степени гормонами, образующимися в двенадцатиперстной кишке. Кроме того, они влияют на вегетативную нервную систему и эндокринный аппарат ребенка. В настоящее время описано более 20 гормонов желудочно-кишечного тракта.

Так, гастрин и энтероглюкагон способствуют развитию и дифференцировке слизистой оболочки, холецистокинин и панкреатический полипептид - развитию эндокринной функции поджелудочной железы. Имеется связь между гормональной активностью желудочно-кишечного тракта и гормональной активностью мозга, осуществляемой нейропептидами, которые участвуют в механизме запечатления и памяти.

Особенности пищеварения у детей

Новорожденный ребенок питается материнским молоком. Механизмы регуляции и функционирования лактотрофного питания включаются сразу после первого прикладывания ребенка к груди. Поскольку новорожденный начинает получать жидкую пищу, слюнные железы у него только начинают функционировать. С возрастом слюноотделительная и ферментообразующая функции слюнных желез начинают усиливаться. Так, слюноотделение у новорожденного натощак составляет 0,01-0,1 мл/мин, а при сосании - 0,4 мл/мин. Активность α-амилазы слюны у новорожденных низкая, но к 2 годам она достигает наивысшей активности. При грудном вскармливании ребенок получает большую часть ферментов из молока матери. Кроме α-лактазы в молоке содержится и липаза, которая расщепляет жир. В желудке грудного ребенка гидролизуется 1/3 женского молока. Остальные ферменты также содержатся в молоке и активируются в желудочно-кишечном тракте ребенка.

Ферментообразующая функция поджелудочной железы у детей раннего возраста низкая. Активности ее ферментов достаточно для расщепления материнского молока. Активность ферментов поджелудочной железы возрастает к 5-6 месяцам, т. е. к моменту введения прикорма. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то ферментативная активность поджелудочной железы возрастает быстрее, чем на естественном вскармливании, однако в дальнейшем это может вызывать угнетение ферментативной функции поджелудочной железы. К 4-5 годам активность всех ферментов желудочно-кишечного тракта повышается. Так, в желудке повышается активность пепсина, в тонкой кишке - ферментов поджелудочной железы: трипсина, химотрипсина, липазы, амилазы, фосфолипазы, кишечных ферментов, в том числе и дисахаридаз.

Печень у детей в возрастном аспекте включается в пищеварение постепенно, например выделение желчных кислот возрастает со временем. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше в его кале жирных кислот, мылов, нейтрального жира.

С возрастом в кишечнике формируется и мембранное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение лучше развито у маленьких детей (за счет пиноцитоза). С этим, в частности, связана большая частота аллергодерматозов у детей, вскармливаемых искусственно, что происходит за счет попадания в организм белка коровьего молока, который является аллергеном.

Для ребенка первых дней и недель жизни имеет значение происходящий в женском молоке аутолитический процесс, при котором питательные вещества гидролизуются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. Только постепенно, с введением прикорма включаются механизмы собственных ферментных систем.

У детей раннего возраста всасывание пищевых ингредиентов имеет особенности. Так, особенно лактоглобулины, практически в неизмененном состоянии проникают в кровь. Казеиноген же сначала створаживается под влиянием фермента химозина (сычужного фермента) в желудке. Далее, в проксимальных отделах тонкой кишки, он начинает расщепляться до пептидов и аминокислот, которые активизируются и всасываются. Часть пептидов всасывается путем пиноцитоза. Поэтому при кормлении искусственными смесями у детей раннего возраста легко возникает сенсибилизация к коровьему молоку.

Переваривание жира также зависит от вида вскармливания. Женское молоко содержит жиры с короткой цепочкой (С 12). В коровьем молоке в основном содержатся длинноцепочечные жиры, которые должны расщепляться не аутолитические, а за счет панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. У детей липолитическая функция поджелудочной железы низкая.

Всасывание жира происходит в проксимальных и средних отделах тонкой кишки. Гидролиз молочного сахара (лактозы) у детей происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. В женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем - α-лактоза. Поэтому при искусственном вскармливании углеводный состав пищи меняется, и ребенок должен к этому приспосабливаться. До 30% детей имеют транзиторную лактазную недостаточность. С этим связано большое количество поносов на смесях, содержащих β-лактозу.

Всасывание витаминов происходит в тонкой кишке, но у ребенка в первые недели и месяцы жизни все отделы тонкой кишки принимают участие во всасывании пищевых ингредиентов. Только С возрастом происходит смещение всасывания, в основном к проксимальным отделам.

Исследование органов пищеварения

Анамнез заболевания органов пищеварения собирают со слов как ребенка, так и его родственников, ухаживающих за ним.

Первое, о чем спрашивают, есть ли боли в животе; и если ребенок их дифференцирует, то каков их характер - тупые или острые. Выясняют зависимость их появления от времени приема пищи, связь с дефекацией.

Следующий вопрос о локализации болей. Если дети раннего возраста не локализуют боли, то дети после 3-5 лет начинают локализовать боль. Боли в животе могут также быть и психогенными и связанными с заболеваниями почек.

Третий вопрос о характере болевого синдрома. Боли могут быть приступообразными, постоянными, колющими, тупыми, ноющими. У детей раннего возраста боли в животе могут проявляться общим беспокойством, при этом ребенок «сучит» ногами. Чаще всего это связано с усиленным газообразованием в кишечнике, поэтому после отхождения газов дети успокаиваются.

Боль является интегративной функцией организма, мобилизующей разнообразные функциональные системы для защиты от вредящего фактора.

Следующие симптомы, о которых расспрашивают больного ребенка или его родителей, - диспепсические: отрыжка и срыгивание, тошнота и рвота, изжога, снижение или повышение аппетита, икота. Затем узнают, есть ли поносы, запоры, неустойчивый стул (запоры сменяют поносы), метеоризм, урчание.

Исследования поджелудочной железы производят с целью изучения экзокринной и эндокринной функций. Для этого в панкреатическом соке изучают активность ферментов, объем секрета, бикарбонатную емкость. Наряду с этим изучают скорость гидролиза панкреатическими ферментами при помощи радиокапсул. Часто исследуют ферменты поджелудочной железы в крови.

Биохимическими методами исследуют содержание билирубина и его фракций, белковообразовательной функции печени.

У детей раннего возраста (особен­но новорожденных) имеется ряд морфологических особенностей, общих для всех отделов желудочно-кишечного тракта: 1) тонкая, нежная, сухая, легкора­нимая слизистая оболочка; 2) богато васкуляризированный подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 3) недостаточно раз­витые эластическая и мышечная ткани; 4) низкая секреторная функция желе­зистой ткани, отделяющей малое количество пищеварительных соков с низ­ким содержанием ферментов. Эти особенности затрудняют переваривание пищи, если последняя не соответствует возрасту ребенка, снижают барьерную функцию желудочно-кишечного тракта и приводят к частым заболеваниям, создают предпосылки к общей системной реакции на любое патологическое воздействие и требуют очень внимательного и тщательного ухода за сли­зистыми оболочками.

Полость рта. У новорожденного и ребенка первых месяцев жизни по­лость рта имеет ряд особенностей, обеспечивающих акт сосания. К ним отно­сятся: относительно малый объем полости рта и большой язык, хорошее раз­витие мышц рта и щек, валикообразные дубликатуры слизистой оболочки десен и поперечные складки на слизистой оболочке губ, жировые тела (комоч­ки Биша) в толще щек, отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых жирных кислот. Слюнные железы недостаточ­но развиты. Однако недостаточное слюноотделение объясняется в основном незрелостью регулирующих его нервных центров. По мере их созревания коли­чество слюны увеличивается, в связи с чем в 3 - 4-месячном возрасте у ребен­ка нередко появляется так называемое физиологическое слюнотечение вслед­ствие не выработанного еще автоматизма ее проглатывания.

Пищевод. У детей раннего возраста пищевод имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, у детей 1 года - 12 см, 10 лет - 18 см, диаметр - соответственно 7 - 8, 10и 12-15 мм, что приходится учитывать при проведении ряда лечебных и диагностических процедур.

Желудок. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, при этом пилорическая часть находится вблизи срединной линии, а малая кривизна обращена кзади. По мере того как ребенок начинает ходить, ось же­лудка становится более вертикальной. К 7 - 11 годам он расположен так же, как у взрослых (рис. 10-12). Емкость желудка у новорожденных составляет 30 - 35 мл, к 1 году увеличивается до 250 - 300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Кардиальный сфинктер у грудных детей развит очень слабо, а пило-рический функционирует удовлетворительно. Это способствует срыгиванию, часто наблюдаемому в этом возрасте, особенно при растяжении желудка вследствие заглатывания воздуха во время сосания («физиологическая аэрофа-гия»). В слизистой оболочке желудка детей раннего возраста меньше желез, чем у взрослых. И хотя некоторые из них начинают функционировать еще внутриутробно, в целом секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие. Со­став желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, мо­лочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза, хлорид натрия), но кис­лотность и ферментная активность значительно более низкие (табл. 3), что не только сказывается на пищеварении, но определяет и низкую барьерную функцию желудка. Это делает абсолютно необходимым тщательное соблюде­ние санитарно-гигиенического режима во время кормления детей (туалет груди, чистота рук, правильное сцеживание молока, стерильность сосок и буты­лочек). В последние годы установлено, что бактерицидные свойства желудоч­ного сока обеспечивает лизоцим, вырабатываемый клетками поверхностного эпителия желудка.

Как видно из табл. 3, показатели кислотности значительно колеблются, что объясняется индивидуальными особенностями формирования желудочной секреции и возрастом ребенка.

Определение кислотности проводится фракционным методом с использо­ванием в качестве раздражителя 7% капустного отвара, мясного бульона, 0,1 % раствора гистамина или пентагастрина. Основным действующим ферментом желудочного сока является химозин (сычужный фермент, лабфермент), обеспечивающий первую фазу пищеваре­ния - створаживание молока. Пепсин (в присутствии соляной кислоты) и липаза продолжают гидролиз белков и жиров створоженного молока. Однако значение липазы желудоч­ного сока в переваривании жиров невелико из-за крайне низкого ее содержания в нем и малой актив­ности. Восполняется этот недоста­ток липазой, которая находится в женском молоке, а также в панкре­атическом соке ребенка. Поэтому у грудных детей, получающих только коровье молоко, жиры в желудке не расщепляются. Созревание секреторного ап­парата желудка происходит рань­ше и интенсивнее у детей, находя­щихся на искусственном вскармли­вании, что связано с адаптацией организма к более трудно перева­риваемой пище. Функциональное состояние и ферментная актив­ность зависят от многих факторов: состава ингредиентов и их коли­чества, эмоционального тонуса ребенка, физической его актив­ности, общего состояния. Обще­известно, что жиры подавляют же­лудочную секрецию, белки стимулируют ее. Угнетенное настроение, лихорадка, интоксикация сопровождаются резким снижением аппетита, т. е. уменьше­нием выделения желудочного сока. Всасывание в желудке незначительно и в основном касается таких веществ, как соли, вода, глюкоза, и лишь частич­но - продуктов расщепления белка. Моторика желудка у детей первых меся­цев жизни замедлена, перистальтика вялая, газовый пузырь увеличен. Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Так, жен­ское молоко задерживается в желудке 2 -3 ч, коровье - более длительное вре­мя (3-4 ч и даже до 5 ч в зависимости от буферных свойств молока), что сви­детельствует о трудностях переваривания последнего и необходимости перехода на более редкие кормления.

Поджелудочная железа. У новорожденного поджелудочная железа имеет небольшие размеры (длина 5 - 6 см, к 10 годам - втрое больше), располагает­ся глубоко в брюшной полости, на уровне X грудного позвонка, в последую­щие возрастные периоды - на уровне I поясничного позвонка. Она богато ва-скуляризирована, интенсивный рост и дифференцировка ее структуры продолжаются до 14 лет. Капсула органа менее плотная чем у взрослых, со­стоит из тонковолокнистых структур, в связи с чем у детей при воспалитель­ном отеке поджелудочной железы редко наблюдается ее сдавление. Выводные протоки железы широкие, что обеспечивает хороший дренаж. Тесный контакт с желудком, корнем брыжейки, солнечным сплетением и общим желчным протоком, с которым поджелудочная железа в большинстве случаев имеет об­щий выход в двенадцатиперстную кишку, приводит нередко к содружествен­ной реакции со стороны органов этой зоны с широкой иррадиацией болевых ощущений.

Поджелудочная железа у детей, как и у взрослых, обладает внешне-и внутрисекреторной функциями. Внешнесекреторная функция заключается в выработке панкреатического сока. В его состав входят альбумины, глобу­лины, микроэлементы и электролиты, а также большой набор ферментов, не­обходимых для переваривания пищи, в том числе протеолитических (трипсин, химопсин, эластаза и др.), липолитических (липаза, фосфолипаза А и В и др.) и амилолитических (а- и (бетта-амилаза, мальтаза, лактаза и др.). Ритм секреции поджелудочной железы регулируется нервно-рефлекторными и гуморальными механизмами. Гуморальную регуляцию осуществляют секретин, стимулирую­щий отделение жидкой части панкреатического сока и бикарбонатов, и пан-креозимин, усиливающий секрецию ферментов наряду с другими гормонами (холецистокинин, гепатокинин и др.), вырабатываемыми слизистой двенадца­типерстной и тощей кишки под воздействием соляной кислоты. Секреторная активность железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту. Общий объем отделяемого сока и его состав зависят от количества и характе­ра съеденной пищи. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы осу­ществляется путем синтеза гормонов (инсулин, глюкагон, липокаин), уча­ствующих в регуляции углеводного и жирового обменов.

Печень. У детей печень имеет относительно большие размеры, масса ее у новорожденных составляет 4 - 6% от массы тела (у взрослых - 3%). Парен­хима печени малодифференцирована, дольчатость строения выявляется толь­ко к концу первого года жизни, она полнокровна, вследствие чего быстро уве­личивается в размерах при различной патологии, особенно при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. К 8-летнему возрасту морфологическое и ги­стологическое строение печени такое же, как у взрослых.

Печень выполняет разнообразные и очень важные функции: 1) вырабаты­вает желчь, которая участвует в кишечном пищеварении, стимулирует мотор­ную деятельность кишечника и санирует его содержимое; 2) депонирует пита­тельные вещества, в основном избыток гликогена; 3) осуществляет барьерную функцию, ограждая организм от экзогенных и эндогенных патогенных ве­ществ, токсинов, ядов, и принимает участие в метаболизме лекарственных ве­ществ; 4) участвует в обмене веществ и преобразовании витаминов A, D, С, B12, К; 5) в период внутриутробного развития является кроветворным органом.

Функциональные возможности печени у маленьких детей сравнительно низкие. Особенно несостоятельна ее ферментативная система у новорож­денных. В частности, метаболизм непрямого билирубина, высвобождающего­ся при гемолизе эритроцитов, осуществляется не полностью, результатом че­го является физиологическая желтуха.

Желчный пузырь. У новорожденных желчный пузырь расположен глубоко в толще печени и имеет веретенообразную форму, длина его около 3 см. Ти-

пичную грушевидную форму он приобретает к 6 -7 мес и достигает края пе­чени к 2 годам.

Желчь детей по своему составу отличается от желчи взрослых. Она бедна желчными кислотами, холестерином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности, кроме того, и мочевиной. Харак­терной и благоприятной особенностью желчи ребенка является преобладание таурохолевой кислоты над гликохолевой, так как таурохолевая кислота усили­вает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатиче­ского сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

Кишечник. У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых (у грудного ребенка он превышает длину тела в 6 раз, у взрослых - в 4 раза), но абсолютная его длина индивидуально колеблется в больших пределах. Слепая кишка и аппендикс подвижны, последний часто располагается атипично, за­трудняя тем самым диагностику при воспалении. Сигмовидная кишка относи­тельно большей длины, чем у взрослых, и у некоторых детей даже образует петли, что способствует развитию первичных запоров. С возрастом эти анато­мические особенности исчезают. В связи со слабой фиксацией слизистой и подслизистой оболочек прямой кишки возможно ее выпадение при упорных запорах и тенезмах у ослабленных детей. Брыжейка более длинная и легко­растяжимая, в связи с чем легко возникают перекруты, инвагинации и т. д. Сальник у детей до 5 лет короткий, поэтому возможность локализации пери­тонита на ограниченном участке брюшной полости почти исключается. Из ги­стологических особенностей следует отметить хорошую выраженность ворси­нок и обилие мелких лимфатических фолликулов.

Все функции кишечника (пищеварительная, всасывательная, барьерная и двигательная) у детей отличаются от таковых взрослых. Процесс пищеваре­ния, начинающийся в полости рта и желудке, продолжается в тонком кишеч­нике под влиянием сока поджелудочной железы и желчи, выделяющихся в двенадцатиперстную кишку, а также кишечного сока. Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, и даже у самых маленьких детей в кишечном соке определяются те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза), но значительно менее активные. В толстом ки­шечнике секретируется только слизь. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за малой активности липолитических ферментов.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50% расщепляются под влиянием липазы материнского молока. Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике пристеноч­но под влиянием амилазы панкреатического сока и локализованных в щеточ­ной кайме энтероцитов 6 дисахаридаз. У здоровых детей только небольшая часть Сахаров не подвергается ферментативному расщеплению и превращает­ся в толстом кишечнике в молочную кислоту путем бактериального разложе­ния (брожения). Процессы гниения в кишечнике здоровых грудных детей не происходят. Продукты гидролиза, образовавшиеся в результате полостного и пристеночного пищеварения, всасываются в основном в тонком кишечнике: глюкоза и аминокислоты в кровь, глицерин и жирные кислоты - в лимфу. При этом играют роль как пассивные механизмы (диффузия, осмос), так и ак­тивный транспорт с помощью веществ-переносчиков.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь опреде­ляют у детей младшего возраста более высокую, чем у взрослых, всасыва­тельную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов, микробов и других патогенных факторов. Легче всего усваиваются составные компо­ненты женского молока, белок и жиры которого у новорожденных частично всасываются нерасщепленными.

Двигательная (моторная) функция кишечника осуществляется у детей очень энергично за счет маятникообразных движений, перемешивающих пи­щу, и перистальтических, продвигающих пищу к выходу. Активная моторика отражается на частоте опорожнения кишечника. У грудных детей дефекация происходит рефлекторно, в первые 2 нед жизни до 3 - 6 раз в сутки, затем ре­же, к концу первого года жизни она становится произвольным актом. В первые 2 - 3 дня после рождения ребенок выделяет меконий (первородный кал) зеленовато-черного цвета. Он состоит из желчи, эпителиальных клеток, слизи, энзимов, проглоченных околоплодных вод. Испражнения здоровых но­ворожденных, находящихся на естественном вскармливании, имеют кашице­образную консистенцию, золотисто-желтую окраску, кисловатый запах. У бо­лее старших детей стул бывает оформленным, 1-2 раза в сутки.

Микрофлора. В период внутриутробного развития кишечник плода стери­лен. Заселение его микроорганизмами происходит сначала при прохождении родовых путей матери, затем через рот при контакте детей с окружающими предметами. Желудок и двенадцатиперстная кишка содержат скудную бакте­риальную флору. В тонком и особенно толстом кишечнике она становится разнообразнее, количество микробов увеличивается; микробная флора зави­сит в основном от вида вскармливания ребенка. При вскармливании материн­ским молоком основной флорой является В. bifidum, росту которой способ­ствует (бетта-лактоза женского молока. При введении в питание прикорма или переводе ребенка на вскармливание коровьим молоком в кишечнике преобла­дает грамотрицательная кишечная палочка, представляющая собой условно-патогенный микроорганизм. В связи с этим у детей, находящихся на искус­ственном вскармливании, чаще наблюдаются диспепсии. По современным представлениям, нормальная кишечная флора выполняет три основные функ­ции: 1) создание иммунологического барьера; 2) окончательное переваривание остатков пищи и пищеварительных ферментов; 3) синтез витаминов и фер­ментов. Нормальный состав микрофлоры кишечника (эубиоз) легко нару­шается под влиянием инфицирования, неправильного режима питания, а так­же нерационального использования антибактериальных средств и других препаратов, приводящих к состоянию кишечного дисбактериоза.

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.