«Все мы родом из детства». Любимые цитаты из "Маленького принца". Эссе на тему «Все мы родом из детства»

Елена КОРНЕЕВА,
г. Елец

Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 8-м классе

Все мы родом из детства

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.
А. де Сент-Экзюпери

...Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
А. де Сент-Экзюпери

Словарь: философия, сказка, символ, конфликт (запись на доске).

Ход урока

I. Слово учителя.

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребёнком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб. Мать его была талантливой художницей, происходила она из старинной провансальской семьи. Род отца был ещё древнее, фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей святого Грааля. В 1900 году родился Антуан, в то время его отец служил страховым агентом в Лионе. Спустя четыре года он умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках.

Детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть отца, счастливейшей порой. Самой первой и сильной привязанностью в его жизни стала мать. Она глубоко затаила своё горе, детей окружила нежнейшей любовью. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребёнком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.

В двенадцать лет ему довелось полетать на самолёте, однако "воздушное крещение" не произвело впечатления. В юности его влекла архитектура, но в 1921 году, призванный в армию, он окончательно выбрал свою дорогу - небо. Экзюпери был пилотом, начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом - в Южной Америке. В 20–30-е годы он на ещё несовершенных машинах овладевал техникой ночного полёта, учился водить гидросамолет, прокладывать новые трассы. Экзюпери летал над Кордильерами, над Сахарой; бывало, разбивался со своей машиной, часто, рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.

Первые его произведения - повести «Южный почтовый» и «Ночной полёт» - о жизни и труде лётчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть - «Планета людей» (1939). Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но всё равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивается права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он ещё мог летать и вести разведку. 31 июля 1944 года он поднялся в воздух, но на базу его самолёт не вернулся… Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное…

Учитель читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…

II. Беседа с учащимися.

1. Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко.

В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека - это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Главный герой сказки Экзюпери - ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе.

2. Что показалось вам необычным в этой книге?

3. Вспомните, что такое сказка? Почему автор обратился к этому жанру?

Сказка даёт возможность сделать обобщение, поучение, а ещё она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.

4. Прочитайте посвящение. Какова его роль?

В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми. (Леон Верт - художник, критик, журналист и писатель.)

5. Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?

Это человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше".

6. Найдите завязку.

"Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам", - делится с нами рассказчик, а потом происходит его встреча с Маленьким принцем в пустыне, где лётчик потерпел аварию. Рассказчик, как и сам автор, тоже лётчик, вероятно, что Экзюпери наделил его своими собственными взглядами.

7. Почему смогли подружиться лётчик и Маленький принц?

Они видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.

8. Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?

Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек. У него есть правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Показателен диалог Маленького принца и пилота:

"- Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.

Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:

Всё ты путаешь… ничего не понимаешь!"

9. Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?

Один человек вызывает возмущение героя: "Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал".

10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?

Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и так далее. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: "Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете - на моей планете по имени Земля - плакал Маленький принц, и надо было его утешить".

11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?

Эта история учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию. "Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь", - говорит герой.

12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?

Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король - идеи власти; фонарщик - идеи верности данному слову; географ - идеи накопления знаний и так далее. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.

13. Как оценивает их Маленький принц?

"Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ". Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии.

Слово учителя. В письме к матери Экзюпери писал: "Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадёжно более истинным, чем любой другой". «Маленький принц» - сказка символическая: юный герой - это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолёта в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убеждён, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

"- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, чего ищут...

Да, не находят... - подтвердил я.

А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке... Но глаза слепы. Надо искать сердцем".

Сказка «Маленький принц» - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: "Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил". И это так. Экзюпери оставался в душе ребёнком, остро ощущающим разлад среди людей.

14. В чём заключается конфликт в сказке?

Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчётами, заражены честолюбием, они иные. "Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую..." - говорит малыш лётчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых.

"- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут…" (гл. XXII).

Лис тоже говорит о взрослых: "У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей".

15. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?

Каждый должен отвечать за свою планету - вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: "Непременно надо каждый день выпалывать баобабы..." Лётчик говорит: "А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься".

Учитель. Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы - это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за всё происходящее на Земле.

16. Для чего нужен Лис?

Он говорит мудрые слова, заставляет и героя, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности. (Зачитать в классе отрывок - разговор с Лисом, гл. XXI.)

17. Какие мудрые выражения есть в сказке? (Дети получили предварительное домашнее задание: выписать их в тетрадь.)

Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное - то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звёзды.
Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть прежде всего должна быть разумной.

III. Подведение итогов.

Слово учителя. Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...

18. Попробуйте сформулировать идею сказки.

Мир детства хрупок и чист, дети - это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства...

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне - встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца...

Фонограмма песни М.Таривердиева и Н.Добронравова «Маленький принц».

Домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу.

Великий француз Антуан де Сент-Экзюпери подарил нам мудрую и «человечную» сказку-притчу, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу. Давайте вспомним трогательные высказывания Маленького Принца?

1. Мы в ответе за тех, кого приручили.

2. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить.

3. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов - снаружи и изнутри.

4. Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

5. Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

6. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.


7. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они восклицают: «Какая красота!»

Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

Надо запастись терпением, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Но с каждым днем садись немного ближе…


9. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

10. Вы красивые - но пустые. Ради вас не хочется умереть.

11. У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто огоньки.


А где же люди? В пустыне так одиноко.

Среди людей тоже одиноко.

13. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

14. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

15. Дети должны быть очень снисходительными к взрослым.


"Все мы родом из детства" | "Детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе." Эльчин Сафарли

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Где-то там, за туманом облаков и несбыточных грез, обрывками разговоров и горечью потерь, осталось детство. Но оно возвращается… То грустной улыбкой на детской фотографии, то болью в сердце от детских обид, то радостным воспоминанием… «Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери.

(PHILIP ALEXIUS DE LÁSZLÓ, P.R.B.A. 1869-1937 PORTRAIT OF MRS. CLAUDE LEIGH AND MISS VIRGINIA LEIGH signed and dated l.l.: de László 1933.)

Все мы родом из Детства, где есть улица Папы и Мамы,
Номер дома Семья и Счастливого цвета крыльцо,
И колодец с Любовью, Дедов, Бабушек добрые Храмы,
Рядом Нежности сад, где у каждого есть деревцо.

Адрес этот несложный навсегда вписан в память любую.
И тропинка туда, через поле Надежды лежит,
Мимо озера Веры, что качает Мечту голубую
На кораблике Слез, если облачко Грусть набежит

Благодарности солнце светит ярко в краю Покаяний.
Там родник Теплоты бьет ключом на поляне Сердец
И поит своей влагой буйный Лес Светлых Воспоминаний,
Где гуляют теперь, взявшись за руки, мать и отец.



(Francois Louis Lanfant de Metz (Sierck 1814-1892 Le Havre) Children’s Tea Time, signature remains)

Какая она, эта страна - светлая и радостная или темная и грустная?
Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей.
Важно, чтобы первые детские впечатления были светлыми и радостными, а не тяжелыми и гнетущими душу.

Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Ребенок …Мотылек под пенным, иногда жестоким потоком жизни… Как придать прочность крыльям, не снижая полета, закалять, не утомляя, учить, не огорчая?
Трудно представить, какое количество жалости необходимо человеку в течение всей его жизни. Детство должно быть веселым и радостным. В.Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ребенка - единственно правильный курс родительского поведения.
Жизнь ребенка - это река, в которую нельзя войти дважды. Это значит, что каждый день мы имеем дело с другим человеком. Вот почему нужно каждый день говорить с ним, понимать его, смотреть в глаза, ловить новые мгновения обновленной детской души.
В понятие «золотое детство» не входят крик и ремень, запреты, наказания, безразличие, в него входят свобода, любовь, и радость.
Радость в глазах ребенка - это и есть самое важное… Нужно спрашивать себя, не сыт ли ребенок или хорошо ли учится, а счастлив ли?
«Без во всей полноте пережитого детства не может быть полноценной взрослой жизни», - писал Я.Корчак.
У души есть дом, этот дом - душа другого. Именно так чувствуют любящие родители своих детей.
За что нас любят дети? За ум, доброту, красоту, подарки?
Дети любят за одно-единственное - за любовь. Ты любишь - тебя любят. Любви много не бывает. С самого рождения главное для человека - безусловная родительская любовь. Как замечательно и просто - полностью и безоговорочно принять ребенка как самостоятельную личность, как особый прекрасный чистый мир, мир детства.
Если запрет исходит от педагога, то отрицательные чувства ребенок испытывает к педагогу, если же от родителей - то злоба на весь мир.
Любовь… Положительные эмоции… Нехватка их у детей ведет к неврозам, душевной травме. Кстати, статистикой доказано, что преступники - это чаще всего люди, в детстве не знавшие любви близких, отчего в них развились жестокость и безразличие к себе и людям. Человек вырос, но детские обиды, как заноза, продолжают бередить его сердце.
«Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, — сказал Маленький принц, - поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, а то в другую… — И все напрасно… Глаза слепы. Искать надо сердцем»
« Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький Принц. — Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, а если ее у них отнять, дети плачут» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Жизнь ребенка почти всегда наполнена волшебным светом воображения, мечты, тайны мира. Мы не видим этого света, он спрятан где-то внутри, как сокровенная тайна, но нужно помнить, что он есть у ребенка, и стараться не разрушать его, этот хрупкий тонкий лучик.
Всегда будьте веселыми - в этом залог здоровья и ваших детей. Чем больше ребенок смеется, тем лучше, его веселье - это показатель душевного здоровья, чистоты и радостного ощущения бытия.
И нужно почаще вспоминать, какими вы сами были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости - доверие к людям, радостное восприятие жизни, умение радоваться самим и радовать других.
В глубине каждый человек является источником любви, и сама эта любовь, как непрерывный поток, передается от родителей к детям: из рода в род, из поколения в поколение.
Все мы родом из детства… Пронесите в своих теплых ладонях эту частичку счастья, любви, доброты, благодарности и передайте своим детям. Пусть этот круг не прерывается и тогда мир станет лучше!

(GEORGE ELGAR HICKS, R.B.A. THE CHILDREN OF SIR H. HUSSEY VIVIAN, BT, M.P.)

Детство - восход судьбы в человеческой жизни. Соня Шаталова

(MERRY-JOSEPH BLONDEL PARIS 1781 - 1853 PORTRAITS DE DEUX ENFANTS DANS UN INTÉRIEUR DE STYLE EMPIRE MERRY-JOSEPH BLONDEL ; PORTRAITS OF TWO CHILDREN IN AN EMPIRE INTERIOR ; SIGNED AND DATED 1826 LOWER RIGHT)

Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце. Анатолий Мариенгоф “Циники”


George Elgar Hicks, R.B.A.. 1824-1914. BUTTERCUPS. signed and dated l.r.: GE Hicks.1889

Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство. Агата Кристи


(CASPAR NETSCHER HEIDELBERG (?) 1639-1684 LA HAYE PORTRAIT DE DEUX JEUNES ENFANTS CASPAR NETSCHER ; PORTRAIT OF TWO YOUNG CHILD ; OIL ON PANEL ; BEAR A STAMP WITH A N°12 LOWER LEFT)

Грустно, если ты провел детство, так толком его и не увидев. Джоди Фостер


(GEORGE BERNARD O"NEILL HIDE AND SEEK)

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. Антуан де Ривароль


(AUGUSTE ARIDAS ANGERS 1848 - ? PORTRAIT DE FILLETTE AUGUSTE ARIDAS ; PORTRAIT OF A YOUNG GIRL ; SIGNED LOWER RIGHT)

Детство - это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе. Эльчин Сафарли “Я вернусь”


(ALFRED DEHODENCQ LES COMMUNIANTES)

Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения! Жан Жак Руссо

HANS THOMA FRÜHLINGSMELODIE (SPRING MELODY)

У всех детей есть семья. Семья - это твой защитник. Что бы ни случилось с тобою в детстве, кто бы тебя ни обидел, только в семье ты найдешь понимание, поддержку и защиту. Наверное, поэтому в детстве так легко и беззаботно живется, потому что на страже стоят всегда твои родители, твоя семья. В детстве происходит много разных событий, и если ты со временем забыл, что с тобою было в детстве, то мама или папа всегда расскажут тебе об этом.

Наше детство - это длинная линия, прямая линия. Детство - это часть жизни, часть пройденного пути. Детство - это начало жизни, и оно должно быть прекрасным.

WILLIAM BANKS FORTESCUE MEDICAL ATTENTION

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери.

«Все мы родом из детства..» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносится с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом переживаний в детстве.

Я - педагог – психолог. В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям. Поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм современного мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Дети всегда с нетерпением ждут, когда за ними придут родители, радостно бегут им навстречу.

Выходя из детского сада, я обращаю внимание на родителей с детьми. Чаще дети бегут за родителями, что-то объясняя, доказывая, плача, а мама или папа идут, не обращая на ребенка внимание или на ходу, с раздражением реагируя на его просьбы или желания.

Я часто беседую с детьми, чем они занимаются дома, с кем общаются, что и кого любят. И, увы, ответы, как правило, одни: смотрю мультфильмы, играю в компьютер. В фильме «Влияние иностранных мультфильмов на сознание ребенка» четко показаны грубость, резкость, раздражительность, искаженные образы непонятно какого пола… Все мелькает, кружится, взрывается… Что может уяснить для себя ребенок? Чему научится? Где ласковое слово мамы, заботливый жест папы?

  • -целуйте ребенка;

  • -обнимайте своего ребенка 50 раз в сутки;

  • -целуйте ребенка;

  • -поглаживайте по голове, приговаривая «Какой (ая) ты у меня умница, молодец…!»

  • -шепчите на ушко ласковые слова «мое солнышко», «мой (я) любимый (ая)», «счастье мое», «мое сокровище»…;

  • -общайтесь с ребенком «глаза в глаза»;

  • -живите интересами ребенка.

Любите детей, не скупитесь. В старости вам вернется это сторицей.

Систематизация и связи

Фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на симпатию и почет…

Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?

Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.

Подумаешь! Что за тривиальность! – наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.

…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято! При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, как учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» Г.Гегель (1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». Ибо нельзя путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим образование…

Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.

К слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих, заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!) обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек», которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…

Итак, перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает, что все те, кто именуются словами «взрослые» или «мы», видят себя в детстве как… в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как отражение истинное, беспристрастное, правдивое, а не какое-либо еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей беспощадно разоблачающей беспристрастностью.

Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!

Кстати, человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то небесного царства Истины не видать тебе, как своих ушей…

С полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая и родительская общественность страны ответственно и продуктивно поработала в составе секции «Софиология детства» на II Российском философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении», который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: «НАУКА УРАЛА», декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше общество, а особенно Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.

…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:

«Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную».

С тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков; Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!

Эта вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве «карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».

О первом из них сказал русский поэт XVIII века:

Наукой ум на то печемся мы питать

Из глупого скота, чтоб человеком стать.

А ты на то провел в ней лучшие дни века,

Чтоб сделаться тебе скотом из человека.

А о втором – Гете:

…Коль недочет в понятиях случится,

Их можно словом заменить…

Плохо ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении «божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: если ты не отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения, послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты отнял у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у самого себя…

Что же жалуешься, когда эта кичливая орда, это «социальное стадо» разом бросается на тебя, превращая жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачом и мучителем самого себя.

Такую жизненную ошибку мировая философия давным-давно определила как софистику. А Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как «социологизм».

«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.

И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.

Кстати сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) буквально сказано следующее: РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка, педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.

…София по-гречески, значит мудрость. Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины «фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово «софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».

Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.

Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…

Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.

Резолюция конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е. живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то вот на так называемой «кафедре» дело, увы, обстоит как раз наоборот…

Социологизм (и его всевозможные вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка» современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных детей»…

Все они, слившись в экстазе взаимного «щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства современной России. Против Истины и ее живого академического самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С «ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.

А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».

Общественное бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание – «информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»; социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет… «материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-, сомато- и психо-генезом.

Коронный номер этой «софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости – «взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила буквально всех.

Дело в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем обмануть-то он должен себя… сам!

…Каждый знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать зрелым, но говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не беда.

Однако, социальные животные тут как тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей «человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они. Стремитесь к взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости, будьте как мы! Ведь взрослость – это хорошо!

А детство… Плохо?!

Так в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.

Вот одно из них.

… В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР». Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной (обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по жизни) детей.

Так считается…

Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!

На самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…

И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.

Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.

Однако, «по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не дано.

Резолюция философского конгресса ясно дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова – оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ. То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.

За то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства. Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.

Официальный диагноз «ЗПР» – это месть, к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской «взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.

… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа. Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до сих пор абсолютно и не решена.

Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.

Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»

© Политучеба. Екатеринбург, 2007.

При полном или частичном использовании