Славянская слобода: Свадьба: Ритуалы и обряды. Свадьба в славянском стиле: сценарий самой памятной вечеринки в вашей жизни

Развёрнутый уряд

Некоторые формы славянской языческой свадьбы выгодно отличаются от «классической» средневековой русской свадьбы тем, что более точно отражают сложившиеся ныне отношения полов: партнёры в большинстве случаев сами, без помощи родителей, находят друг друга; совместное проживание возможно и до официальной церемонии; иногда свадьбу организовывают и оплачивают сами брачующиеся, а не их родственники, и т.п.

Все эти факты имели место у славян-язычников, например, в «период великого переселения народов» старшее поколение оставалось на исторической Родине, а энергичная молодёжь осваивала новые территории и, соответственно, сама устраивала свою личную жизнь. Разумеется, у славян существовали и свадьбы, устраиваемые роднёй брачующихся, со сватовством, смотринами и т.п. Однако, такого рода свадьбы были лишь частным случаем развития событий, который по некоторым причинам в период средневековья стал доминирующим, закостенел и ныне зачастую преподносится нам как образец нравственности наших предков, отличающийся от способов знакомства и сожительства «нынешней ужасной молодёжи».

На мой взгляд, современные формы устройства личной жизни не есть ломка устоев и порча традиции, но интуитивное обращение к корням в изменившихся социальных условиях. Язычество гибко, чем и прочно – тем и ценно.

Сведения об обрядах славянских языческих свадеб мы черпаем из немногочисленных письменных сообщений, данных археологических раскопок (известно, что людей репродуктивного возраста хоронили в лучших, а значит свадебных нарядах с соответствующим инвентарём), но самый богатый материал даёт нам устное народное творчество: сказки, песни, поговорки, которые как бы расцвечивают красками скудные летописные свидетельства. На основании этих «трёх китов» и составлен предлагаемый ниже свадебный уряд, который не имитирует того, чего нет в нашей личной жизни (например, смотрин, сватовства без согласия жениха и невесты), но сакрализирует реалии нашего времени и наиболее точно подходит к современной жизни.

Лучшим временем для проведения свадеб у славян считались весна (яра) и часть лета (период растущего Солнца), на растущем Месяце, однако учитывались и следующие обстоятельства: земледельцам было удобнее играть свадьбы после сбора урожая, воинам – после победного похода, рыбакам после удачной путины, скотоводам после отёла, то есть в периоды максимального изобилия.

Точно так же и в настоящее время хорошая свадьба, требующая больших расходов, справляется в любое благоприятное время года, тогда, когда на это есть средства.
В настоящее время из свадебного обряда выпал один из наиважнейших сакральных элементов данного торжества – одаривание гостей женихом и невестой. Сегодня свадьба считается удачной, если совокупная стоимость подарков от гостей примерно равна затратам на их угощение, что абсолютно не традиционно.

Как в древнеславянской, так и в средневековой русской свадьбе основное бремя расходов несли семьи брачующихся, а гости (тоже родственники, но дальние) не только угощались «до отвала», но и многократно одаривались в процессе свадьбы женихом, невестой и членами их семей. Мало того, существовал послесвадебный обычай «отдарки». После свадьбы подарки гостей оценивались, и молодожёны, нанося визиты родне, должны были сделать отдарок дороже, чем сам подарок. С другой стороны, гостей многократно одаривали, с современной точки зрения, сущими пустяками: денежной мелочью, платочками, поясами, рушниками, куколками и т.п. Разумеется, это делалось не спроста, почти все отдарки невеста и мать жениха делали сами в течение нескольких предсвадебных лет. Таким способом новая «ячейка общества» не только показывала свою состоятельность и самостоятельность, но как бы заявляла друзьям и дальним родственникам о желании включиться в круг своих людей. Это были некие объединения, внутри которых были упрощены денежные расчёты («свои люди – сочтёмся!»), существовала взаимовыручка, круговая порука.

Понятие "свои люди" знакомо и нам, однако сейчас критерии несколько размыты: тот, кого ты считаешь своим, не всегда отвечает тебе тем же, а в старину подарки и отдарки были одним из способов взаимного подтверждения статуса «свой». Сегодня мы, погуляв на свадьбе друга и подарив ему достойный подарок, не считаем себя обязанным помогать молодой семье в дальнейшем, а вот традиционно справленная свадьба, на которую гость согласился придти, дарил и получал в течение праздника многочисленные подарки от жениха и невесты, влекла за собой возникновение некого обоюдного долга (взаимовыручки). В настоящее время восстановление такого рода неписаных правил, горизонтальных связей между людьми весьма актуально, и правильно содеянная свадьба будет одним из шагов в нужном направлении.

Любая свадьба, древняя, средневековая или современная, состоит минимум из трёх частей, в каждую из которых могут входить разнообразные ритуалы, очерёдность и вид коих варьируются в зависимости от различных обстоятельств:

I Предвенчальная (знакомство, ухаживания, сватовство, сговор, рукобитье, баня, девишник, подача заявки в отдел ЗАГС и т.п.).
II Венчание (на капище, в храме, регистрация в отделе ЗАГС).
III Обряды после венчания (пир, брачная ночь, разувание, повой, трудные задания, подарки и отдарки, посещения родни и т.п.).

Славянские языческие обряды, относящиеся к первой свадебной части, мало знакомы широкой публике, так как не систематизированы, их описания разбросаны по большому количеству источников. Ниже о них будет сказано наиболее подробно. Некоторую трудность может представлять тот факт, что славянские предсвадебные действа, в частности, знакомство или сведение пары, имеют множество ритуальных вариантов, выбор среди которых необходимо делать самим брачующимся, в зависимости от реального положения вещей, то есть под каждую конкретную свадьбу делается свой уряд. Внимательное следование пунктам и ссылкам облегчит поиск нужного пути.

Все приведённые ниже песни, поговорки и приговоры могут быть заменены другими соответствующими ситуации фольклорными текстами.
В скобках указан порядковый номер источника из списка литературы (см. ниже), далее страница или порядковый номер текста.

Часть I
I.1. «Лады у воды».
«Повесть временных лет», ХII век: «…а радимичи и вятичи и север один обычай имеют … сходятся на игрища, на плясания и на … песни, и ту умыкают жену себе, с нею кто совещался». Такое поведение не было распущенностью, но ритуалом, основанном на принципе «как делали Боги, так делаем мы». Например, в фольклоре южных славян сохранились мифологические песни о женитьбе Солнца. Оно крадёт любую себе девицу прямо с ритуальных качелей во время гуляний на Юрьев день (Ярилу вешнего).

У восточных славян весенне-летние молодёжные сборы происходили чаще всего на высоких берегах рек и назывались, по некоторым источникам, «лады у воды». Летопись не описывает детально, как происходил свободный выбор партнёров на игрищах. Но мы можем узнать это из фольклора, в частности, из песен и волшебных сказок, в которых судьбоносные встречи происходят у водоёмов.
Имеется несколько вариантов развития событий, из которых необходимо выбрать свой, наиболее подходящий к реальной, сегодняшней ситуации знакомства брачующихся.

Разыгрывание выбранного варианта «знакомства» партнёров в процессе свадьбы, конечно, есть имитация, однако не есть ложь. А вот если пара, сойдясь и пожив в браке, не спрашивая согласия родни, решит сыграть языческую свадьбу по средневековому варианту, имитируя сватовство, просьбу руки девицы у её родителей – это будет ложью пред Богами.

Разумеется, если жениха и невесту выбрали родители (бывает и такое), уряд славянской свадьбы должен быть составлен соответственно этой нестандартной ныне ситуации, и он хорошо известен по многочисленным описаниям свадеб ХVI–ХХ веков. Мы же подробно рассмотрим традиционные славянские способы свободного выбора партнёров и ритуального рассказа Богам об этом событии в процессе свадьбы.

1) «Достань венок». Подходит для игры нескольких свадеб одновременно. Девушки вьют венки (каждая по два) около водоёма с песнями соответствующего сезона. Желающие выйти замуж бросают свои венки в воду со словами:
А в лужках, лужках девки гуляли, э-ой, девки гуляли.
Девки гуляли, цветы собирали,
Цветы собирали да веночки вили,
Веночки вили, на Дунай пускали.
Кто мой венок достанет – того я буду (13. С. 52, № 13. С нотами. Текст адаптирован).
Молодцы, наблюдающие происходящее поодаль, бросаются в воду, достают венки и возлагают их на головы своих любимых, те, в свою очередь, венчают парней вторым своим венком. Отныне пара считается сведённой. После этого парень за правую руку провожает избранницу в «стан невесты» или «стан жениха» – специально обозначенное место (шатёр, загородка), если свадьба следует сразу за обручением; или непосредственно домой, если остальная часть свадьбы произойдёт в другой день. В последнем случае для сведённой пары очень важно сразу же уйти домой и в этот день, не участвовать более ни в каких обрядах. Далее см. раздел I.2, по ситуации: вариант «Пара к моменту бракосочетания живёт отдельно» или вариант «Пара к моменту бракосочетания живёт вместе».

2) «Укради рубашку» . Девушки в рубахах-долгорукавках (или в другой одежде, имитирующей лебединые или иные крылья) выбегают, махая рукавами, на берег водоёма, раздеваются (в меру своей смелости), складывают свою одежду отдельными кучками и дружно входят в воду, где резвятся кучно (не расплываются в разные стороны!). Сказки описывают поведение девушек в реке так: «вьются спеваючи», «плещутся, песни поют», «стали мыться-белиться» (здесь «белиться» означает умывание). В это время парень, заранее занявший исходную позицию в кустах, за деревом, в дупле и т.п., указанную волхвом или волхвой (в сказках – «старым дедушкой», «святым Юраем», «Бабой-Ягой»), тайком крадёт одежду понравившейся ему девицы и снова прячется. Девушки выходят на берег, одеваются и, не обращая внимания на занятую поисками одежды подругу, «улетают». Оставшаяся девушка произносит сакральный текст: «Кто взял мою рубашку, отзовись!» – Тишина (трижды). «Если ты стар человек, будь мне батюшкой, если маленький – будь мне братиком, если ровня мне – будь моим суженым!» . Молодец выходит и за руку ведёт её в свой стан, после чего свадьба продолжается, или непосредственно домой (не участвуя более ни в каких мероприятиях этого дня) под песню:
По морю уточки плавали, плавали, душа, плавали. У!
Откель взялся селезень,
Всех уточек разогнал,
Одну уточку к себе взял.
На улице девки гуляли,
Откель взялся (имя).
Он всех девушек разогнал,
Одну (имя) к себе взял. (13. С. 95, № 110; С. 96, № 111 с нотами, текст адаптирован).
Далее см. раздел I.2, вариант «Пара к моменту брака живёт вместе».

3) «Самобранка» или «Смелая невеста». Девушка сама, или с помощью доверенных лиц, делает предложение парню опять же у воды (в весеннее половодье): По болонью вода разливается, девка к парню сама набивается… (Здесь «набивается» не носит отрицательного оттенка, но говорит о её бойкости, о том, что она «пробивная»).
Или: По лугу вода разливается, ой да лёли, лёли, разливается.
Батька дочкою набивается:
Ты приедь, прибудь, молодой (имя),
Ты возьми, возьми (имя девушки),
Ты возьми её за правую рученьку,
Вы же вместе уже находилися,
Про вас люди уже насудилися. (13. С. 95 № 110, С. 96 № 111 с нотами, тексты адаптированы).

Обручение кольцами при согласии сторон, далее – по обстоятельствам варианты «Пара живёт вместе» или «Пара живёт отдельно».
Для свадеб тёплого периода года подходят весенне-летние песни с брачной символикой: о варке пива, о пчёлах, про уток, коз, отгадывание загадок, заданных партнёром противоположного пола, и т.п.
В холодный период, когда купание невозможно, используются варианты:

4) «Я на камушке стою». Девушка стоит на камне у реки (или на высоком берегу, кочке, пеньке, любой возвышенности), её подруги поют:

А на камени (имя девушки) стоит, батюшке родному (или любому родственнику, другу) говорит:
«Сними меня с камушка!» Не жалеет её батюшка, не снимает с Бела камушка, мимо бережком идёт.
По утру рано на Зоре, щебетала пташечка на море, возле моря – Белый камушек.
А на камне (имя девушки) стоит, она (имя милого) говорит: «Сними меня с камушка!»
У (имя милого) много силушки, снял он с камня свою милушку, повёл в терем высокий (1. С. 432, № 578, текст адаптирован).
Действия по тексту. Суженый снимает девушку с камня. Обмен кольцами, далее по обстоятельствам проживания.

5) «Волчья свадьба». Так назывались свадьбы, справляемые в январе – феврале, однако волки начинали «пошаливать» со дня Перуна, и ряд осенних праздников носит у славян название «волчьи дни». Жених с дружиной, обряженные в волчьи шкуры, предварительно зычно повыв вдалеке, налетает на толпу участников (у проруби, колодца) и, схватив предмет своей страсти, закидывает на плечо и уносит восвояси. Толпа свистит и мечет вслед снежки и палки. Девушки поют до и после умыкания:
Козушка белоногая по горке ходила,
Дразнила, поддразнивала она серого волка:
«Волчушка, серенький! Я ж тебя не боюся,
Я ж тебя не боюся, в кусте схоронюся».
Не взгадала ж да и козушка, что на утро будет:
Ножки тут, рожки тут, самой козы нету.
Девушки красные во лужках гуляли,
Во лужках гуляли, парням пропевали.
Дразнила (имя невесты) (имя жениха):
«(Имя жениха), я ж тебя не боюся, в терем схоронюся».
Не взгадала (имя невесты) что на утро будет:
Ленты тут, поясок тут, девки нету! (1. С. 458, № 612).

Интересно, что в древней Индии насчитывалось девять способов заключения брака, в том числе и брак «ракшаса», похожий на описываемый. Такое грубое действо считалось заключением брака (а не беззаконным сожительством) при соблюдении минимальных обрядовых действий. Например, в сказке «Сопливый Козёл» одноимённый персонаж уносит на рогах девицу с крыльца родного дома, и сразу – на полати. Утром его слуги деликатно будят молодую, стоя под дверью: «Не время спать, пора вставать, пора горницу мести, сор на улицу нести!» Это призыв к исполнению ритуала «испытание молодой», который включал в себя разные задания – принос воды решетом, подметание нарочно засоряемого пола и т.п. Именно этот эпизод позволяет нам считать украденную девушку женой, а не наложницей похитителя. Точно так же и мы можем сыграть «волчью свадьбу», то есть свадьбу-похищение по минимальному, а можем и по максимальному сценарию (см ниже).

Далее вариант «Пара к моменту брака живёт вместе».
I.2. Сборы.
Организуются два стана (лагеря, фратрии, шатра) – жениха и невесты. В каждом стане накрывается стол: рушники, хлеб-соль, напиток, орехи, сладости, зерно, в зерне свеча. Желательны караваи, испечённые в домашних условиях с обрядовыми песнями (см. ниже). Назначаются посаженые родители (они не ездят на капище) и поезжане (тысяцкий, каравайницы, стольник, дружка, сваха – свита, сопровождающая пару в пути).

Вариант «Пара к моменту брака живёт отдельно».
В стане невесты.
1) Девичник. Изготовление невестой и подружками венков для жениха, невесты (самые красивые) и для всех гостей. В русской средневековой свадьбе венок остался лишь у невесты как символ «девичьей красы» и часто заменялся украшенной ёлочкой. В древности цветами и венками из них маркировались все участники торжества, уборы жениха и невесты выделялись лишь более пышным декором, в условиях двоеверия свадебная «цветочная вакханалия», украшение участников растительными оберегами в некоторых локальных традициях значительно сократилась. В холодное время года возможны венки из перьев, украшенные лентами и прочим. Как оберег в венки вплетали лук и чеснок (15. С. 141–142).

Свадьба - волнующее событие для всех участников, а славянская свадьба или даже просто свадьба в славянском стиле может стать незабываемым, высоким торжеством. Некоторые обычаи славянской свадьбы известны всем - например, свадебный поезд, который раньше назывался дружиной, или же наличие каравая – обрядового печения. Известный обряд славянской свадьбы - постилание вышитого славянского рушника на землю, осыпание молодых хмелем и рожью «на счастье», богатое застолье. И всё же есть традиции славянской свадьбы, которые надо вспомнить и объяснить. Об этом - в статье.

По многим источникам древних летописей знаем, что сама славянская свадьба начиналась задолго до ее празднования. Все начиналось со сватовства – некоего уговора о создании семейного союза, заключенного не только между парнем и девушкой, но и их родителями. В этом действе было важно получить двухстороннее согласие родителей на решение молодых людей пожениться.

Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы

Незадолго до свадьбы в обычае было посещать могилы умерших родных и близких. Предполагалось, что таким образом будущие муж и жена получают от своих предков благословение. Действо это, чтобы ощутить взаимосвязь с Родовым Древом. Это очень важно для продления рода, когда молодожены захотят, чтобы в их семье воплотился кто-либо из рода мужа либо жены. Такая тесная взаимосвязь с предками была важна для славян древних времен.

Также перед самой свадьбой было принято устраивать мальчишники и девичники, которые популярны даже в современных свадебных традициях.

Мальчишник (молодечник, либо вечерина жениха) – это не столько традиция, сколько обряд. Его могли придерживаться либо за день до свадьбы, либо за несколько дней до свадьбы, которые начинаются от дней рукобитья (обручения, помолвки, или заручины). Особенность мальчишника заключается в обрядовой пирушке со своими сверстниками и друзьями, которые неженаты. Это прощание с беспечностью, холостой жизнью, гуляньями и «вольной волюшкой». Ритуалы могут выражаться в мистериях – театральных постановках, играх с масками на лице, загадками, сказками и весельем.

Девичник (девичий вечер, вечёрка, или вечерина невесты) – это обрядовое времяпровождение невесты со своими незамужними подружками, которое совершается либо в любой день со дня рукобития, либо за день до самой свадьбы. Это время, когда невеста прощается со своим девичеством, легкой и простой жизнью, где не требовалось ранее от нее большой ответственности и самостоятельности. Все русские и славяне знают о веселии и гуляньях в такой день. Однако на русском Севере девичник совсем не начинается весельем – здесь можно встретить плач, причитания, поэтические сожаления. Так провожают девичество и прощаются с ним навсегда.

Вьюнишник (юнины, обходной обряд, вьюшник или окликание молодых) – это обходной обряд, когда свадебная пора ознаменована поздравлениями, хороводами, величаниями, чествованием молодых, которые вступили в семейный союз в течение текущего года. Этот обряд завершает долговременный период послесвадебного периода времени. Славянская свадьба была делом не одного дня, а целого периода, важного для всех ее участников, а не только для молодых. Обряд вьюнка или венка помогал молодоженам перейти из одного социального статуса в другой, из неженатых в семейных.

Славянский рушник и другие атрибуты

Славянский рушник является одним из главных атрибутов свадьбы славян. Он является защитой рода и передается из поколения в поколение. Разных видов таких рушников насчитывается около 40 вариантов, и все они – отражение разных славянских культур. Наступить на расшитый рушник, расстеленный по земле, обозначает магически защитить свою молодую семью силой обоих родов, а также будущих потомков новой семьи.

Каравай – это выпеченный хлеб из сладкого теста с различными украшениями на нем, тоже из теста (завитки, цветы, косички, листья). Он символизирует богатую жизнь, достаток для молодой семьи. При помощи каравая совершался также обряд, объединяющий жениха и невесту с богами, дающими возможность прокормиться людям на земле. Например, оказывалось почтение Матери Земле и Отцу Небу.

Кольца символизировали Солнце, связь с солярной символикой славян. Они являются также символами любви, единения, верности и гармонии.

Венок – часть славянской атрибутики, символизирующей для молодой пары вечную любовь и силу Солнца, сокрытую в травах и цветах.

Домотканое полотенце , которым обвязывают руки жениха и невесты.

Современная свадьба в славянском стиле

Традиции славянской свадьбы сейчас не исполняются в полной мере, конечно. Но свадьбы в славянском стиле набирают популярность. Сегодня постилают рушник на пол в брачных салонах, пекут праздничный обрядовый каравай, молодые надевают кольца. Невеста может надеть венок из трав и цветов, либо же молодожены надевают тканые очелья, а невеста - платье в славянском стиле, расшитое обережной вышивкой.

На такую свадьбу приглашается волхв или жрец, который произносит славления Богам, чествования предкам двух родов жениха и невесты и торжественно сочетает в союз пару. Действо происходит на лоне природы. Гости после сочетания молодоженов осыпают зернами пшеницы, «шишечками» настоящего хмеля.

Несмотря на утраченные традиции, славянская свадьба все еще продолжает существование в разных культурах и народах славян. Досконально теперь можно повторить всю обрядовость такого мероприятия в том случае, если собрать воедино все кусочки, сохранившиеся в летописях и сказаниях. Но нужно учитывать особенности культур южных, западных, восточных и северных славян. Они могут в чем-то сильно отличаться даже в отношении проведения свадеб.

Из книги Кагарова Е. «Состав и происхождение свадебной обрядности»:
Сватовство, сваты, свадьба - корень СВА от имени древнего славянского Бога Сварога. Сила Сварога - это сила соединения, созидания, создания разных частей в единое целое.
Свадебный рушник - рушник, сшитый из двух половинок, когда один из супругов умирал, рушник рвали по шву и половину клали в домовину (гроб).

Свадьба есть наидревнейший народный обряд, служивший для соединения двух родовых семей в лице мужчины от одного рода и женщины - от другого, дабы продолжить жизнь на земле и дело предков своих. Свадьба является Великой Требой Всебогу, творимой во черёд свой каждым из рода русского, племени славянского, кто душой и телом во здравии пребывает.

Как говаривают люди мудрые: "Славянину жену не взять равно, что славянской жене детей не рожать, равно, что дело Предков не продолжать, равно, что на Богов Родных хулу обращать! Обратное же творить равно, что зёрна в пашню ронить, равно, что Путь свой с-Правно торить, равно, что верьви родов земных длить".

Свадьба наряду с введением в Род, рождением и погребением испокон веков почиталась предками нашими и почитается сегодня как важнейшее событие жизненного Коло человека. В связи с этим Свадьба принадлежит не к внутрисемейным или личным событиям, а к обще-Родовым празднествам. Ведь, поистине, действо сие есть не только личное дело молодых да ближайших сородичей, но всего Рода земного, Рода Небесного да Рода Всебога Вседержителя. Это обдуманный и серьёзный шаг на жизненном Пути во Славу Богов да людям пользы для.

Како всяка ветвь от ствола,
Како всяк ствол от корня,
Тако и всяк Род земной от Рода Небесного.
Тако было, тако есть, тако и будет.

Будем же, Други, Путь свой торить, как предки наши деяли, как нам деять заповедали.

Свадьбу сыграть не лапти обуть

Свадьба в жизни русского народа является одним из главных событий родового уклада. С давних пор свадьба сопровождается чередой следующих последовательно обрядов. Отступление от этих обрядов, по народным поверьям, влечёт за собой неприятные последствия.
В связи с подменой ценностей и разрывом связи с Исконной Традицией свадебные обряды в наше время не соблюдаются. Лишь в некоторых районах Южной Сибири, в Томске, в Мордовии сохранились некоторые элементы проведения свадебных бытовых обрядов. Например, описание свадьбы С.И. Гуляева является одним из самых ранних и представляет собой практически полную запись русской сибирской свадьбы.

Народная свадьба - «юридически-бытовой акт», поэтому часто в деревнях молодожёнов, не справлявших свадьбу, не считали мужем и женой. В праздновании свадьбы и в её приготовлении принимала участие вся Община. В общественном сознании жителей деревни, в сознании общины новые сложившиеся отношения между мужчиной и женщиной юридически закреплялись празднованием Свадьбы. Свадьба узаконивала гражданское состояние и хозяйственные взаимоотношения двух родов и устанавливала между ними родственные связи.
Свадьба делилась на несколько обрядовых действ: сватовство, смотрины, рукобитие, обручение, «великая неделя», девичник, свадебный обряд, свадебный пир.

Начиналось всё со Сватовства. Друзья и старшие братья жениха приходили в дом невесты с целью выяснения, угоден ли будет их жених к дому невесты и стоит ли засылать настоящих сватов. Происходило всё это в шуточной форме, с использованием разнообразных приговоров и уговоров:
Есть у нас купец, удалой молодец.
Покупает наш купец не соболей и куниц, а красных девиц.

Если родители невесты были не против предлагаемого жениха, то устраивалось небольшое угощение, в конце которого назначали день Смотрин. Таким образом, Сватовство не было тем обрядом, на котором решалось, быть свадьбе или нет.

На смотринах главным делом было выяснить хозяйственное благосостояние двух родов и посмотреть невесту. На смотрины приезжали уже настоящие сваты (родители жениха). Невеста выходила к сватам: её осматривали и знакомились. После Смотрин уже родственники невесты ездили «смотреть место» (хозяйство жениха). Иногда даже опрашивали соседей о достатке будущих родственников. Смотрины так же не были последним обрядом, на котором принималось решение о самой свадьбе. После смотрин назначали день Рукобития.

По сложившейся традиции, Рукобитие происходило в доме невесты, где решались важные вопросы: обсуждалось приданное невесты, «кладка» - сумма, которую должен был заплатить жених за невесту её родителям. На этой встрече также определяли, какие дары должна дать сторона невесты родителям жениха и распределяли затраты на свадьбу. Если стороны приходили к общему согласию, то совершалось Рукобитие. На рукобитии присутствовали близкие и дальние родственники жениха и невесты. Устраивалось угощение. Обряд рукобития получал широкую огласку. После рукобития назначали день Обручения.

Обручение происходило в культовом месте: Храм, Капище, Священная роща, культовые камни и другие места всеобщего поклонения. Обряд проводил священнослужитель: Жрец, Волхв либо Верховода общины. На обручении назначался день Свадебного Обряда, после чего наступала «великая неделя».

«Великая неделя» могла длиться достаточно долго, но не более двух месяцев, и прекращалась за семь дней до дня свадьбы. Во время «великой недели» невеста прощалась с соседями, общиной, всеми дорогими ей местами. Она ходила на погост, просила прощения у умерших родственников; ходила по деревне с подругами, приглашая гостей на «слезливую свадебку»; после чего созывала девичник.
На Девичнике невеста прощалась с «дивьей красотой» - символом девичества. Этот обряд знаменовал собой окончание девичьей жизни и подготовку к новому жизненному пути в замужестве. Главным действом на девичнике было расплетение косы. В отличие от замужних женщин Девушки на Руси носили косы. Расплетение косы указывало на скорое изменение в жизни, при котором она из невесты станет замужней женщиной (суложью), матерью.

Жених, со своей стороны, также ходил по своей деревне, приглашая гостей на «весёлую свадьбу». Устраивал холостяцкие посиделки с песнями и плясками, прощаясь с друзьями-холостяками и жизнью молодецкою.

И вот наступал долгожданный день. «Свадебный поезд» с женихом и его друзьями прибывал к дому невесты. В этот день происходило много небольших обрядов, следующих в определённом порядке один за другим.

Обряд отдавания невесты жениху происходил в торжественной обстановке и в присутствии большого скопления народа.
Подругами невесты устраивалась скоморошина: выкуп невесты. В скоморошине главными действующими лицами были Дружка (друг жениха) и Поневестица (подруга невесты). Иногда выводили «ряженную невесту», как правило, наряженного мужчину, но после сговора выводили уже настоящую невесту, наряженную для Свадебного Обряда. Невесту к жениху обязательно выводили отец с матерью либо названные родители (позже крёстный и крёстная), держа за обе руки, и передавали в руки жениха (из рук в руки). Родители невесты благословляли молодых на долгую супружескую жизнь, и «свадебный поезд» отправлялся для совершения Свадебного обряда в Храм (во времена христианства - в церковь для венчания).

На Капищах Жрецы творили Обряд, на котором призывали Силы Богов (природы) и прославляли оные, дабы связать два рода во един и продолжить жизнь на земле рождением детей, продлевая Традицию отцов и дедов. Во время Обряда Жрец связывает шуйцу (левую) руку жениха и десницу (правую) руку невесты фамильным свадебным рушником, и только после этого Жрец громогласно объявляет жениха и невесту честными мужем и женой. Свершив Свадебный Обряд, молодые в сопровождении гостей и родственников продолжают свой путь и отправляются в дом жениха на свадебный пир.

В доме жениха родители жениха встречали молодых у крыльца: хлебом-солью (мать жениха) да боговой чаркой (отец жениха). Поклонившись родителям и приняв от них угощение и напутствие на семейную жизнь, молодые следовали за свадебный стол.
Перед началом пира происходил обряд «окручивания» молодой. Окручивание заключалось в том, что расплетённые накануне волосы невесты свахи заплетали в две косы и надевали «бабью кику» - головной убор замужней женщины. Крупнейший знаток свадебных обрядов Е. Кагаров описывал этот обряд, как «акт принятия новобрачной в половозрастную группу замужних женщин».

После окручивания гости приглашались за столы, и начинался пир. Первые три славицы (тоста) поднимали традиционно: Во Славу Богов Родных, во Славу Предков святых, во Славу молодых. После третьего тоста первый раз кричали «Горько!»
Через некоторое время молодых уводили в специально подготовленную спальню и оставляли там до утра. Гости же продолжали гулять и праздновать свадьбу. Утром следующего дня молодых будили и вели в баню. В это утро было много шуток, комических сценок: молодую заставляли носить воду, мести осколки разбитой посуды, в которые бросали деньги. В последующие дни молодые ездили в гости к своим родственникам, у которых устраивались небольшие гулянья.

Во время празднования свадьбы проводили также немало разных обережных и продуцирующих обрядов. Такие обряды обеспечивали и безопасность вступления в супружескую жизнь, и защищали молодых супругов от потусторонних враждебно настроенных сил, и обеспечивали чадородие, а также достаток и богатство в дом. Часть обрядов была направлена на что, чтобы укрепить любовь новобрачных.
Свадебные обряды всегда проходили под хоровое либо сольное сопровождение традиционных песен, причитаний, приговоров. При этом причитание вызывало необходимость исполнения песни, песня в свою очередь обуславливала исполнение приговора. Приговоры в основном исполняла Поневестица, хотя в этом действе могли принимать участие и свахи, и сваты. Таков был ход славянской свадьбы: её духовное, хозяйственное и юридическо-бытовое значение.

Многие и сегодня уделяют большое значение свадебным обрядам и по возможности включают в празднование элементы Исконной Традиции предков. Это помогает строить семейные отношения, налаживать быт и вести хозяйство. Наши предки очень внимательно и серьёзно подходили к устройству семьи, и мы сегодня можем пользоваться этим опытом, проверенным веками.
Всем желающим соединить свои сердца, свои рода, от души желаю счастья и лада. Но прежде, чем отпраздновать такое великое событие, вспомните, как это делали наши предки, попробуйте включить древние обряды в празднование вашей свадьбы и поверьте: этот день наполнится незабываемыми мгновениями и весельем.

Когда-то давно обещала написать о славянских свадебных обычаях. Вот, наконец, собралась с духом. Начать, я думаю, стоит именно с традиций языческого периода, поскольку именно оттуда выходят все те обряды, которые нам, так или иначе, знакомы - обряды, так называемого, исторического периода.

К сожалению данных, о возрасте, когда юноши и девушки, как считалось, достигли зрелости, и готовы вступить в брак, не сохранилось. Также нет данных об обрядах, связанных с признанием зрелости. Лишь особая прическа и головной убор - венок или украшенная повязка в волосах - является древнейшим признаком того, что девушка готова к замужеству.

Начать, наверное, стоит с форм брака, которые были приняты у древних славян. На самых ранних этапах у славян, скорее всего, был промискуитет, но уже к позднеязычскому периоду половая жизнь регулировалась нормами брака. Обычными формами брака у славян были моногамия и полигамия. Много жен себе брали, разумеется, зажиточные хозяева и князья, у которых помимо жен были гаремы с наложницами. Лаврентьевская летопись 980 года свидетельствует, что, например, у князя Владимира в Вышгороде было 5 жен и 800 наложниц. В славянских языках известно много терминов для таких женщин. Наиболее известны термины «наложница», «суложница» и «приложница». Более редким явлением, чем полигамия, была полиандрия (многомужество) причем в весьма специфической форме - сожительство двух братьев с одной женой. Супружество между близкими родственниками было достаточно распространено. Существовало и такое понятие как снохачество, когда отец, преждевременно женив малолетнего сына, вступал в отношения со снохой. Однако, супружеская жизнь славян отличалась упорядоченностью и целомудрием, особенно верностью жен. В случае смерти мужа жена часто добровольно уходила из жизни. Разумеется, были исключения и измены, но это каралось смертью или отрубанием полового члена.

Стоит, однако, отметить, что до вступления в брак половая жизнь у юношей и девушек была совершенно свободная. И девушка, выходя замуж, уже не была девственницей. Более того - она могла иметь детей, рожденных вне брака, что даже приветствовалось, как свидетельство того, что девушка здорова и в состоянии родить потомство. А если мужчина обнаруживал, что его девственница, то он мог легко её выгнать со словами: «Если бы ты что-либо стоила, тебя бы мужчины любили».Еще более свободная была половая жизнь у мужчин. Хотя женатого мужчину казнили за связь с замужней женщиной, зато он мог себя не ограничивать в связях с незамужними.

Теперь, собственно, о свадьбе. У всех народов брак считается крайне важным, поэтому и сопровождается значимой церемонией.Основу брака составляло похищение или её выкуп из другого рода или племени. В конце языческого периода можно встретить сразу две эти формы.Похищение девушек у славян называлось умыкание, умычка, увод, увоз, порвание, отмица, завличане, влачене, грабене мома, унос. Да и само слово «невеста», вероятно, указывает на похищение. А названием для обозначения платы за невесту служил термин «вено», отсюда, вероятно и название головного убора незамужней девушки - венок.

В тех случаях, когда речь шла о ненасильственном похищении невесты, посланцы жениха договаривались с отцом невесты о браке за выкуп. Затем назначалось время свадьбы. На свадьбу приводили невесту, и обряд начинался с обручения (заручины). Невеста вкладывала свою руку в руку жениха, и они обменивались подарками. Обязательно это были яблоки, как символ плодородия, а затем черный петух или курица. После этого невесту облачали в свадебный наряд, который назывался наметка. Основной цвет платья невесты - белый - цвет траура. Так как девушка, выходя замуж как бы «умирала» в семье её рода, её отца, и переходила в дом мужа. Другим важным цветом свадьбы был красный, или как он еще назывался «чермный». Итак, белое или красно-белое плате славянской невесты - это «скорбное» платье. На голову невесте надевали плотный платок, который полностью скрывал лицо девушки, ведь с момента согласия вступить в брак, она считалась мертвой, а мертвые невидимы живым. Кроме этого жених мог брать невесту за руку тоже через платок, так как касаться друг друга могут только люди, находящиеся в одном мире, а еще невеста всю свадьбу не ела и не пила по той же причине.

После облачения невесту отводили в дом жениха, где тот переносил её через порог, так как порог - это граница миров, и этот перенос символизирует рождение девушки в новом доме. Там молодых встречали медом и хлебом и забрасывали зернами злаков, маком и горохом, чтобы молодая жена была плодовита, а семья зажиточна. Затем невесту трижды обводили вокруг очага, домашним богам которого она должна была поклониться и, вероятно, принести жертву. После этого её сажали на звериную шкуру мехом вверх, а гостям раздавали свадебный каравай. Невесте торжественно расплетали косы и остригали волосы, а оставшиеся убирали под чепец, и никто, кроме мужа больше не мог видеть её волос, чтобы сила, заключенная в них не повредила новому роду. «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с неё головной убор, означало нанести колдовской ущерб её семье и позор для самой женщины. За это полагался штраф или кровная месть.

На свадьбе звучало множество песен, в основном печальных, и невеста должна была горько оплакивать свою судьбу, так как, переходя в новую семью, она теряла своих прежних духовных покровителей рода и вручала себя новым. Но выглядеть неблагодарной было нельзя, чтобы их не обидеть, поэтому девушка изо всех сил старалась показать преданность родительскому дому, умершим предкам рода и богам-покровителям.

Наконец, невеста развязывала жениху шнуровку обуви в знак своего подчинения, а он наносил ей символические удары плетью, подаренной тестем. После этого на молодоженов надевали новые рубахи и торжественно укладывали на ложе, а гости удалялись и продолжали веселье. После брачной ночи молодоженов отводили очиститься водой и, вероятно, огнем.

Даже в ранний христианский период считалось, что для брака этого обряда достаточно и без венчания, а вот венчание без этих языческих обрядов считалось недействительным, и браком могло не считаться.

Свадьба - волнующее событие для всех участников, а славянская свадьба или даже просто свадьба в славянском стиле может стать незабываемым, высоким торжеством. Некоторые обычаи славянской свадьбы известны всем - например, свадебный поезд, который раньше назывался дружиной, или же наличие каравая – обрядового печения. Известный обряд славянской свадьбы - постилание вышитого славянского рушника на землю, осыпание молодых хмелем и рожью «на счастье», богатое застолье. И всё же есть традиции славянской свадьбы, которые надо вспомнить и объяснить. Об этом - в статье.

По многим источникам древних летописей знаем, что сама славянская свадьба начиналась задолго до ее празднования. Все начиналось со сватовства – некоего уговора о создании семейного союза, заключенного не только между парнем и девушкой, но и их родителями. В этом действе было важно получить двухстороннее согласие родителей на решение молодых людей пожениться.

Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы

Незадолго до свадьбы в обычае было посещать могилы умерших родных и близких. Предполагалось, что таким образом будущие муж и жена получают от своих предков благословение. Действо это, чтобы ощутить взаимосвязь с Родовым Древом. Это очень важно для продления рода, когда молодожены захотят, чтобы в их семье воплотился кто-либо из рода мужа либо жены. Такая тесная взаимосвязь с предками была важна для славян древних времен.

Также перед самой свадьбой было принято устраивать мальчишники и девичники, которые популярны даже в современных свадебных традициях.

Мальчишник (молодечник, либо вечерина жениха) – это не столько традиция, сколько обряд. Его могли придерживаться либо за день до свадьбы, либо за несколько дней до свадьбы, которые начинаются от дней рукобитья (обручения, помолвки, или заручины). Особенность мальчишника заключается в обрядовой пирушке со своими сверстниками и друзьями, которые неженаты. Это прощание с беспечностью, холостой жизнью, гуляньями и «вольной волюшкой». Ритуалы могут выражаться в мистериях – театральных постановках, играх с масками на лице, загадками, сказками и весельем.

Девичник (девичий вечер, вечёрка, или вечерина невесты) – это обрядовое времяпровождение невесты со своими незамужними подружками, которое совершается либо в любой день со дня рукобития, либо за день до самой свадьбы. Это время, когда невеста прощается со своим девичеством, легкой и простой жизнью, где не требовалось ранее от нее большой ответственности и самостоятельности. Все русские и славяне знают о веселии и гуляньях в такой день. Однако на русском Севере девичник совсем не начинается весельем – здесь можно встретить плач, причитания, поэтические сожаления. Так провожают девичество и прощаются с ним навсегда.

Вьюнишник (юнины, обходной обряд, вьюшник или окликание молодых) – это обходной обряд, когда свадебная пора ознаменована поздравлениями, хороводами, величаниями, чествованием молодых, которые вступили в семейный союз в течение текущего года. Этот обряд завершает долговременный период послесвадебного периода времени. Славянская свадьба была делом не одного дня, а целого периода, важного для всех ее участников, а не только для молодых. Обряд вьюнка или венка помогал молодоженам перейти из одного социального статуса в другой, из неженатых в семейных.

Славянский рушник и другие атрибуты

Славянский рушник является одним из главных атрибутов свадьбы славян. Он является защитой рода и передается из поколения в поколение. Разных видов таких рушников насчитывается около 40 вариантов, и все они – отражение разных славянских культур. Наступить на расшитый рушник, расстеленный по земле, обозначает магически защитить свою молодую семью силой обоих родов, а также будущих потомков новой семьи.

Каравай – это выпеченный хлеб из сладкого теста с различными украшениями на нем, тоже из теста (завитки, цветы, косички, листья). Он символизирует богатую жизнь, достаток для молодой семьи. При помощи каравая совершался также обряд, объединяющий жениха и невесту с богами, дающими возможность прокормиться людям на земле. Например, оказывалось почтение Матери Земле и Отцу Небу.

Кольца символизировали Солнце, связь с солярной символикой славян. Они являются также символами любви, единения, верности и гармонии.

Венок – часть славянской атрибутики, символизирующей для молодой пары вечную любовь и силу Солнца, сокрытую в травах и цветах.

Домотканое полотенце , которым обвязывают руки жениха и невесты.

Современная свадьба в славянском стиле

Традиции славянской свадьбы сейчас не исполняются в полной мере, конечно. Но свадьбы в славянском стиле набирают популярность. Сегодня постилают рушник на пол в брачных салонах, пекут праздничный обрядовый каравай, молодые надевают кольца. Невеста может надеть венок из трав и цветов, либо же молодожены надевают тканые очелья, а невеста - платье в славянском стиле, расшитое обережной вышивкой.

На такую свадьбу приглашается волхв или жрец, который произносит славления Богам, чествования предкам двух родов жениха и невесты и торжественно сочетает в союз пару. Действо происходит на лоне природы. Гости после сочетания молодоженов осыпают зернами пшеницы, «шишечками» настоящего хмеля.

Несмотря на утраченные традиции, славянская свадьба все еще продолжает существование в разных культурах и народах славян. Досконально теперь можно повторить всю обрядовость такого мероприятия в том случае, если собрать воедино все кусочки, сохранившиеся в летописях и сказаниях. Но нужно учитывать особенности культур южных, западных, восточных и северных славян. Они могут в чем-то сильно отличаться даже в отношении проведения свадеб.