Общение мальчиков и девочек: особенности общения. Особенности общения мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

Педагогический факультет

Кафедра психологии образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

Введение

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2.Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3.Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

Наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

Следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1.Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первомгоду жизни.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Сторонники гендерной типизации убеждены, что: следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей: родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К З годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация). «Я - мальчик», «Я - девочка».

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста -- это и отношения мальчиков и девочек.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.

В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.

Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).

Игра в транспорт, играют мальчики.

В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.

Дети группируются по полу.

Возникает общность интересов.

Появляется специфическое чувство «МЫ» «Мы мальчики», «Мы девочки».

Возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть - сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки -- аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -- только для мальчиков и только для девочек .

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации .

Таким образом, общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни. Мальчики:

  • настойчивее требуют внимания матери;
  • играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);
  • более агрессивны;
  • обладают большей силой.
  • усерднее стараются вызвать мать на разговор;
  • больше требуют ласки.

Ранние половые различия в поведении детей определяются:

  • биологическими факторами (например, агрессивность);
  • социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).

С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.

С девочками же чаще разговаривают матери.

Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.

Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.

Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.

Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.

Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные роли в будущем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения.

Таблица 9.4
Стереотипы полового поведения

Родители

Воспитатели

Сверстники

Говорят, как
должны себя вести мальчики и девочки

Мальчику разрешают проявлять агрессивность, поощряют активность, инициативу

Книги, кинофильмы, телевидение показывают
мужское и женское поведение

Поощряются
одни игры для девочек, а другие — для мальчиков

Учат мальчика сдерживать слезы («Ты же мужчина!»), а девочек не драться («Ты же не мальчик!»)

В девочке подчеркивают женственность, эмоциональность, душевность

Действия детей
происходят в соответствии с половой ролью

В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация («Я - мальчик» или «Я - девочка»).

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной принадлежности к тому или иному полу.

После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.

Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).

Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).

Таблица 9.5
мальчиков и девочек

В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

  • дети группируются по полу;
  • возникает общность интересов;
  • появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы - мальчики» или «Мы - девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

Ситуация. В новелле О. Бальзака «Наивность» есть описание сцены, в которой действие происходит перед картиной с изображением Адама и Евы.

Маленький брат спросил сестренку: «А кто из них Адам?» - «Глупенький! - ответила девочка. - Как же можно это узнать, раз они не одеты?»

О чем свидетельствуют подобные суждения детей? Каков примерный возраст детей?

Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.

Ситуация. Детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями другого пола. Мужчина был няней, а женщина - капитаном большого теплохода. После просмотра фильма ребятишкам задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?».

Дайте прогноз возможных ответов детей.

Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18).

Рис. 9.18.

Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине родителей сообщили, что малыш - мальчик, другой сказали, что

Будут ли реакции родителей одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?

Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.

Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.

Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?

Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.

Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлялбольше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.

Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.

В чем смысл подобного воспитания?

Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Решение. Цель такого воспитания - помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. Сюнь-Цзы

Описание материала: Мальчики и девочки - это не только куколки и машинки, капризы и драки, пятерки и замечания в дневниках. Это, пожалуй, два необычных мира, которые, имея некоторое сходство, полярно удалены друг от друга. Поэтому воспитывать мальчиков и девочек надо различно, учитывая как биологические, так и психологические особенности тех и других. Такое воспитание называется тендерной социализацией. От того, как родители воспитывают своих детей, какие личностные качества в них развивают с учетом их индивидуальных и тендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами станут дети. Часто родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем. В данном материале даны рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек для родителей.


1. Девочке необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
4. Девочкам необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям.
5. Девочкам нужно больше внимания.
6. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть! Восхищайтесь ими!
7. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.


1. Общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
2. Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
3. Мальчикам нельзя запрещать проявлять свою эмоциональность (не ругать за слёзы).
4. Важно воспитывать в мальчиках чувство ответственности.
5. Обязательно нужно поощрять желание делать в доме «мужскую» работу!
6. Проявить по отношению к мальчику больше доверия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Важно запомнить:

Мама заботится, а папа формирует мужчину! Главная > Документ

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ДЕТСКОМ САДУ

Т. А. РЕПИНА

Значение общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками для формирования их личности было показано в ряде социально-психологических исследований советских психологов начиная с 30-х гг. Изучением взаимодействия и взаимоотношений дошкольников в микрогруппах занимались и специалисты за рубежом. Однако среди зарубежных исследований большинство работ имеют необихевиористскую и неофрейдистскую интерпретацию, в связи с чем результаты этих исследований невозможно экстраполировать на реальные дошкольные группы, так как структурная единица в них - в большинстве случаев это искусственно создаваемая в лабораторных условиях детская диада.

Следует отметить и другую тенденцию, доминирующую в зарубежных исследованиях особенно в 50-х гг., - большинство психологов под влиянием работ Дж. Боулби изучали социальный мир ребенка исключительно через призму отношений мать - ребенок, а все другие социальные отношения неправомерно рассматривали как их дериваты или игнорировали и не изучали совсем.

В многолетних исследованиях автора данной статьи, выполненных в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР совместно с сотрудниками и аспирантами, взаимоотношения и общение дошкольников изучались в реальной группе детского сада, которая является по существу первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребенок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок. Именно группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе.

Группа детского сада, особенно в старшем дошкольном возрасте, при умелом руководстве воспитателя способна регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.

Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием - наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, - специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.

Осознание ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с его типичными представителями, у которых черты мужественности или женственности в поведении, в выполняемых половых социальных ролях выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью формирующегося самосознания личности и характеризует особенности ее психического пола в отличие от пола биологического.

Процесс формирования психического пола начинается в преддошкольном возрасте и особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Исследования этого процесса в советской психологии чрезвычайно малочисленны

и в основном касаются генезиса представлений ребенка о мужских и женских социальных ролях.

В своей работе мы исходили из психических особенностей детей-дошкольников и учитывали, что им трудно выразить словами свое понимание психического пола. Нам важно было изучить, как отражаются их представления об этом на реальном поведении, общении и взаимоотношениях в группе детского сада, и в первую очередь со сверстниками своего пола.

В исследовании, излагаемом в данной статье, мы взяли за основу положение о том, что половая дифференциация является отражением естественного процесса формирования психического пола ребенка - усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, и входит в общий процесс социализации дошкольника.

Наблюдения за детьми показывают, что у дошкольника очень рано начинает проявляться склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного с ними пола и кооперироваться с ними в совместной деятельности. В многолетнем комплексном социально-психологическом исследовании, проведенном в ряде детских садов на большой статистической совокупности (более 4000 детей), мы изучали не только генезис общения и межличностных отношений детей разного возраста в группах детского сада, но и половую дифференциацию, а также различия поведения мальчиков и девочек в групповых процессах. Использованные нами методики позволяли выявить объективные взаимосвязи между детьми в той мере, в какой они выступают внешне в их поведении и в самостоятельной игре, не регламентированных воспитателем, и установить более скрытые избирательные эмоциональные отношения.

Задачей I части исследования было изучить особенности половой дифференциации, а также некоторые половые различия, проявляющиеся в, свободном игровом общении детей 3-7 лет в детском саду.

Свободное общение детей, не регламентированное воспитателем, изучалось во время прогулки на участке детского сада с помощью методики одномоментных срезов 1 . Фиксировались все объединения детей, численный, половой их состав и длительность существования отдельных объединений (в течение недели 50 раз с интервалом 7-10 мин).

На основе полученных данных можно было охарактеризовать не только отдельные игровые объединения, но и особенности общения мальчиков и девочек по целому ряду параметров (выраженность потребности в общении, экстенсивность, или широта круга общения, интенсивность, избирательность).

В соответствии с поставленной задачей нас интересовали данные о половом составе игровых объединений (соотношение объединений одного пола и смешанных), численности контактов, установленных ребенком с детьми: своего и противоположного пола, широте круга общения и избирательности в зависимости от пола сверстников, о наличии или отсутствии различий по вышеперечисленным параметрам общения между мальчиками и девочками.

Всего было обследовано 47 групп детского сада (1134 испытуемых - 535 девочек и 599 мальчиков), из них: 10 младших групп (3-4 года), 10 средних групп (4-5 лет), 13 старших групп (5-6 лет) и 16 групп, подготовительных к школе (7 лет).

ТЕНДЕНЦИЯ КОНСОЛИДАЦИИ

При анализе полученных данных, характеризующих различные параметры общения ребенка со сверстниками, была обнаружена половая дифференциация между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола. Наиболее яркая половая дифференциация проявилась по параметру «избирательность общения» 2 . Учитывая средние показатели

по всем возрастным группам, мы подсчитали, что 91 % избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % - с детьми противоположного пола. Что касается данных, характеризующих интенсивность общения (контакты, установленные в общении, не регламентированном воспитателем), то из общего числа всех установленных детьми контактов в среднем по всем группам 75 % падает на сверстников своего пола и 25 % - противоположного. По параметру «экстенсивность общения» эти различия не так резко выражены. Общаясь со сверстниками своего пола, дошкольники установили контакты с 84,5 % детей; общаясь с детьми противоположного пола - только с 59%.

Полученный экспериментальный материал свидетельствует также о том, что из всех наблюдаемых игровых объединений 75 % были однородными по половому составу и 25 % - смешанными, а среди устойчивых объединений 91 % - однородными по половому составу и только 9 % - смешанными.

Все приведенные различия высоко значимы (в качестве критерия значимости использовались показатели таблицы Боярского).

Во II части исследования изучалась сфера межличностных отношений тех же детей. Здесь вновь проявилась тенденция преимущественного контактирования ровесников одного пола.

Система эмоционально-личностных отношений детей в различных возрастных группах детского сада изучалась с помощью разработанной нами методики игры «Секрет» (вариант социометрического эксперимента для дошкольников). Игра заключалась в том, что каждый ребенок дарил трем сверстникам из группы по три привлекательные картинки. По этой методике было обследовано 103 группы детского сада, из них: 19 младших групп (232 мальчика и 206 девочек), 19 средних групп (246 мальчиков и 210 девочек), 23 старшие группы (310 мальчиков и 287 девочек) и 42 подготовительные группы (503 мальчика и 446 девочек). Всего 2440 детей (1291 мальчик и 1149 девочек).

Результаты этого эксперимента показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Средний показатель по всем возрастным группам оказался равным: выборы, отданные сверстникам своего пола - 71,1 %, противоположного - 28,9 %. Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующих взаимные выборы. Их средние показатели по всем возрастным группам составили 84,8 % между детьми одного пола и 15,2 % - разного пола. Представляют определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в различных видах деятельности, жизнерадостность, мальчики обосновывали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки мальчиков - такими качествами, как сила, способность заступиться за них.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСОЛИДАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОДНОГО ПОЛА

Прослеживая возрастную динамику выявленных различий в общении дошкольников в зависимости от пола сверстников, можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, что от младших групп детского сада к старшим возрастает общее число контактов и число избирательных контактов с детьми своего пола; соответственно уменьшается число контактов с детьми противоположного пола (см. табл. 1). Правда, в подготовительных группах эта тенденция несколько ослабевает, что объясняется, по всей вероятности, возникающей здесь новой тенденцией - интересом к представителям противоположного пола как будущим женихам и невестам.

Несколько труднее проследить тенденцию консолидации со сверстниками своего пола по параметру экстенсивности, так как необходимо учитывать расширение круга общения детей

Таблица 1

ПОЛОВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЯВИВШАЯСЯ ПО НЕКОТОРЫМ ПАРАМЕТРАМ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Параметры общения

Возрастная группа и пол детей

подготовительная

противопол.

противопол.

противопол.

противопол.

Экстенсивность

Избирательность

Интенсивность

Примечание:

* - за 100 % берется общее число детей группы.

**- за 100 % берутся все случаи избирательного контактирования.

***- за 100 % принимаются все контакты детей, установленные в свободном общении.

от младших групп к старшим. Вероятно, о динамике половой дифференциации более адекватно можно судить, сравнивая разность широты круга общения с детьми своего пола и детьми противоположного пола в каждой возрастной группе. Если показатели этой разности в младших группах незначительны (19%), в средних - существенны (25%), в старших- наибольшие (32 %), то в подготовительных группах эти показатели снижаются (23 %). Как видим, общая тенденция подтверждается и здесь: кульминационной точкой половой дифференциации по параметру экстенсивности общения являются также старшие группы детского сада. Что касается рассмотрения половозрастного аспекта данных социометрического эксперимента, то, как видно из табл. 2, даже в младших группах детского сада « 64,3 % случаев дети отдают предпочтение сверстникам своего пола и только 35,7 % - сверстникам противоположного пола.

От младшей группы к подготовительной эта дифференциация становится все более выраженной (в подготовительной группе выборы, отданные сверстникам своего пола, уже составляют 78,2 % случаев).

От младших групп к старшим половая консолидация, проявляющаяся во взаимных выборах, также возрастает от 73,3 % выборов, отданных сверстникам своего пола в младших группах, до 91,6 % -в старших группах. В подготовительных же группах наблюдается некоторое сглаживание половой дифференциации по сравнению со старшими группами: взаимные выборы между детьми одного пола составляют 90,4 % (на аналогичную тенденцию мы указывали, анализируя контакты детей в свободном общении со сверстниками своего и противоположного пола).

Таким образом, полученные экспериментальные данные, характеризующие половую консолидацию детей 3 - 7 лет в свободном общении со сверстниками, показывают, что предпочтение отдается детям своего пола. Это проявляется в избирательности общения, широте его круга и интенсивности. Разница в показателях по различным параметрам общения со сверстниками своего и противоположного пола превышает границу достоверной разности, по Боярскому, в 4-7 раз.

Таблица 2

СООТНОШЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ, ОТДАННЫХ СВЕРСТНИКАМ СВОЕГО И ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ 3 - 7 ЛЕТ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ВЫБОРОВ)

Характер выбора и пол ребенка

невзаимные и взаимные

взаимные

противопол.

противопол.

Подготовительная

Суммируя данные социометрического эксперимента, проведенного с большим количеством детей в группах детского сада на разных этапах дошкольного детства, можно сделать тот же вывод, что и по данным, характеризующим свободное общение детей: во всех возрастных группах детского сада, начиная с младших групп (3 - 4 года) и кончая подготовительными (7 лет), наблюдается резкая дифференциация между детьми разного пола, тенденция определенной консолидации полов. Это выражается в предпочтении при выборе сверстников своего пола, которое усиливается от младших групп к старшим.

Если судить по общему числу выборов, отданных девочками девочкам, а мальчиками - мальчикам, то оно достигает кульминации в группах шестилетних детей; а если судить по числу взаимных выборов - то в группах пятилетних детей (эта тенденция соответствует возрастной тенденции, обнаруженной в показателях по экстенсивности, интенсивности и избирательности общения).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков. Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявились по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом (78 %.) избирательных контактов по сравнению с мальчиками (71 %) Следует добавить, что на одну девочку в среднем приходится 1,2 случая избирательного контактирования, а на одного мальчика - только 0,95.

Полученные данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. Особенно эта разница существенна в младшем дошкольном возрасте. В старших и подготовительных группах она сглаживается. У мальчиков несколько выше показатели численности игровых объединений (в среднем 3,11 человек), чем у девочек (3,9). Эта разница возрастает от среднего дошкольного возраста к старшему. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено. Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактировали, то можно видеть, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола, чем у мальчиков. Причем наибольший интерес представляет динамика этих различий при переходе детей из старших групп детского сада в подготовительные. Если в старших группах девочки общаются со сверстниками своего пола в 81% случаев, а мальчики - в 79%, то в подготовительной группе этот разрыв больше: число контактов со сверстниками своего пола у девочек становится равным 80 % от общего числа контактов, а у мальчиков - 74%. Это свидетельствует о том, что появление новой тенденции - интереса, к представителям другого пола как будущим спутникам во взрослой жизни у мальчиков проявляется ярче, чем у девочек.

Хотя общая широта круга общения у девочек и мальчиков была одинaковой, так же как и соотношение широты круга общения с детьми своего и противоположного пола, возрастная тенденция здесь проявилась несколько иначе, чем по параметру интенсивности общения. При общем расширении круга общения у мальчиков и девочек круг общения девочек с девочками в младших и средних группах детского сада был значительно шире, чем мальчиков с мальчиками. Выравнивается этот показатель в старших группах, а в подготовительных - мальчики превосходят по нему девочек. Вероятно, это происходит потому, что их игровые объединения в этом возрасте более крупные по числу участников, а игры - более динамичные.

По избирательности общения, которая, как указывалось, была выше у девочек, различий в направленности контактов (со сверстниками своего или противоположного пола) у мальчиков и девочек фактически не обнаружилось.

Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек всех возрастных групп ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков (это обнаружилось во всех возрастных группах, кроме младших) общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном выражено сильнее, чем у мальчиков.

Нами было проведено также сравнение данных социометрического эксперимента, характеризующих положение в системе межличностных отношений мальчиков и девочек. Были выявлены некоторые различия показателей «эмоционального благополучия» мальчиков и девочек во взаимоотношениях со сверстниками. По общему числу полученных выборов на одного ребенка, которое возрастает от младших групп к подготовительным 3 , мальчики уступают девочкам во всех возрастных группах. Причем наибольшая разница в этих показателях в старших группах. Показатели взаимности выборов у девочек также выше, чем у мальчиков: если в младших группах разница в таких показателях детей разного пола незначительна, то к, пятому году жизни она увеличивается. Общие показатели взаимных выборов (от всех выборов) у девочек составили 29% случаев, у мальчиков - 25%.

По показателю «удовлетворенность в общении» - основному показателю эмоционального благополучия ребенка в групповых межличностных отношениях девочки также превосходили мальчиков. Исключением являлись дети младших групп детского сада. Наибольшая разница между мальчиками и девочками в показателях удовлетворенности общением наблюдалась в старших группах, где 60 % девочек имеют взаимные выборы, а среди мальчиков - только 45%. Общие данные по всем возрастным группам таковы: 57 % девочек имели взаимные выборы, а среди мальчиков их было только 51 %.

Большой интерес представляет рассмотрение показателей устойчивости выборов в зависимости от пола детей с временными интервалами полгода-один год и два-три года. Социометрический эксперимент повторно с интервалом полгода-один год был проведен в 24 группах (в первом эксперименте участвовали 440 детей, во втором - 304, из них - 146 девочек и 158 мальчиков) 4 . Не затрагивая данные, характеризующие устойчивость выборов в зависимости от возраста детей, остановимся на показателях устойчивости социометрических выборов в зависимости от пола детей. При проведении эксперимента с указанным интервалом разница в устойчивости выборов между мальчиками и девочками была малосущественной: число девочек, у которых повторились выборы, было несколько больше (77%), чем число мальчиков (73%), зато по числу повторившихся выборов мальчики несколько превзошли девочек. При большем интервале между социометрическими экспериментами (два-три года) устойчивость выборов у девочек по обоим показателям была выше, чем у мальчиков. Такой эксперимент проводился в 18 группах. Если первоначально в нем участвовали 273 ребенка, то через два года - только 164 (78 девочек, 86 мальчиков). У 44 % девочек социометрические выборы повторились, а среди мальчиков это число составило 33 %. Эта разность в 11 % не достигала порога значимости по таблицам Боярского при нашем числе наблюдений, лежащих в основе каждого показателя (достоверная разность равна 16%). Возможно, при увеличении числа групп разность этих показателей была бы значимой. Что касается числа повторившихся у детей выборов от общего их числа в первом эксперименте, у

девочек оно было выше, чем у мальчиков.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование свободного общения дошкольников друг с другом и их избирательных отношений с помощью разработанного нами варианта социометрического эксперимента показало, что 1) в группах детского сада существует ярко выраженная консолидация детей со сверстниками своего пола; 2) эта консолидация возрастает от младшего дошкольного возраста к старшему, приводя по существу к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.

На основе настоящего исследования можно также констатировать, что положение девочек в структуре межличностных групповых отношений несколько выше, чем положение мальчиков; кроме того, у них ярче выражена избирательность общения и они более постоянны в своих симпатиях.

Вопрос о причинах обнаруженной в нашем исследовании ярко выраженной в общении и межличностных отношениях консолидации дошкольников со сверстниками своего пола (что свидетельствует о наличии процесса половой социализации) - особая проблема. Анализ данных, характеризующих возрастную динамику этого процесса, позволяет предположить, что биологический фактор, которому придается такое большое значение рядом зарубежных исследователей, в дифференциации между мальчиками и девочками дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях со сверстниками не является единственным, тем более решающим. Вероятно, большее значение в этом процессе принадлежит второму фактору, который мы обозначаем как фактор дифференцированного (в зависимости от пола ребенка) влияния окружающих взрослых и сверстников.

Наши работы, а также работы ряда зарубежных исследователей , , , , выявляют тот несомненный факт, что различные социальные ожидания взрослых в отношении мальчиков и девочек дошкольного возраста и постепенное внушение им модели поведения, которая поощряется или получает отрицательное подкрепление, формируют у них определенные ценностные ориентации и предпочтения видов деятельности и поведения, соответствующих полу.

Явление половой консолидации у дошкольников, предпочтения сверстников своего пола в общении, характер деятельности и взаимоотношений в группе детского сада на разных возрастных этапах дошкольного детства, установленные в настоящем исследовании, дают нам основание утверждать, что в дошкольной группе, которая является специфической малой группой, где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся и истоки половой социализации и начало формирования некоторых психических различий мальчиков и девочек.

Из факта существования ранней половой дифференциации в группах детского сада и некоторых половых различий, проявляющихся в психическом развитии дошкольников, а также общих закономерностей процесса формирования психического пола возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален в свете реформы общеобразовательной школы. Он требует всесторонней разработки и реализации на практике. Однако, к сожалению, пока в «Программе воспитания в детском саду» нет места дифференцированному подходу даже в разделе «Физическое воспитание». Некоторые педагоги лишь интуитивно реализуют такой подход, акцентируя внимание мальчиков на том, что они должны помогать девочкам, уступать им, не обижать, заступаться за них и т. п.

При научной разработке данной проблемы следует учесть диалектику противоречий, с которыми приходится сталкиваться педагогу в детском саду. С одной стороны, процесс половой социализации, являющийся необходимым компонентом общего процесса социализации, важен для полноценного развития личности, для подготовки ее к выполнению соответствующих ее полу социальных ролей в будущем, и

в первую очередь семейных ролей; с другой стороны, уже на первых этапах онтогенеза, особенно в дошкольном возрасте и частично в школьный период детства, когда идет интенсивный процесс формирования психического пола ребенка и развиваются интересы и склонности, соответствующие полу, часто наблюдается резкое разделение детской группы на две подструктуры - мальчиков и девочек.

Перед педагогом встает сложная задача - найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации.

Одним из путей преодоления разобщенности между мальчиками и. девочками в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации является использование сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола. Важным средством воспитания у ребенка первых представлений о будущих обязанностях отца и матери может стать игра в семью при соответствующей тактичной корректировке ее содержания педагогом детского сада.

Осуществление дифференцированного подхода (создание системы воздействий, учитывающих различие в интересах мальчиков и девочек) в воспитании дошкольников будет способствовать осмысленной реализации на практике идеи всестороннего гармонического развития нового человека, более эффективному нравственному становлению юных граждан нашей страны.

1. Bandura A., Wolters R . Social learning and personality development. - N. Y. - Chicago-Toronto- London, 1963.

2. Kagan Y., Moss H . Birth to maturity: A study in psychological development. - N. Y., 1962.

3. Maccoby E. E., Jacklin С N . Psychology of sex differences. - Stanford, Calif.: Stanford Univers. Press, 1974.

4. Seefmiller В ., Dunivant N . A comparison of two methods of measuring sex-role differentiation in preschoolers. - J. Psychol, 1981, v. 108, p. 137-147.

5. Serbia L., O"Leary K., Kent R., Tonick I . A comparison of teacher response to the pre-academic and problem behavior of boys and girls.- J. Child Devel., 1973, v. 44, p 796- 804.

6. Phinney J. S., Rotheram M. J . Sex differences in social overtures between same sex and cross-sex preschool pairs. - J Child Study, 1982, N 12, p. 259-269.

Поступила в редакцию 9. VIII 1983 г.

1 Названная методика и последующие методики, упомянутые в тексте статьи, уже подробно описаны в литературе (см.: Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978.-198 с). 2 Избирательным общением мы назвали такое общение, когда число контактов одного ребенка с другим было равно (или превышало) утроенное число контактов, приходящихся в среднем на члена данной группы. 3 Это общее возрастание объясняется тем, что выборы, которые делаются присутствующими детьми, распределяются между всеми детьми группы, в том числе и отсутствующими по болезни, а в старших группах число болеющих детей меньше, чем в младших. 4 Число детей сократилось по ряду причин (болезнь, переход в другой сад).