Швы используют. Косая выметочная строчка. Какие бывают стежки для вышивания крестом

Швейная машина пока еще не может полностью заменить ручные швы. Любая одежда для примерки сметывается ручными швами. Также никак не обойтись без ручного шва, чтобы пришить пуговицу или подшить подгибку низа пальто, юбки, не говоря уже о рукоделии и вышивании.

Ручные швы имеют разные способы образования стежка, но в отличие от рукоделия портными чаще всего несколько видов ручных швов, и чаще всего используется сметочный ручной шов, например во время первой примерки платья .

Ручные швы в основном используют для рукоделия и вышивания, иногда для декоративного украшения одежды. Портные же используют лишь несколько видов ручных стежков. В основном для сметывания деталей одежды и ручного подшивания подгибки края изделия. Иногда их используют для обозначения вытачек, складок, рельефов (силки).

Этот ручной шов обязана уметь делать каждая швея. С помощью такого шва сметывают детали кроя, подкладки, временно соединяют складки, сборки и т.д.

Иглы для ручного шитья выбирайте недлинные и тонкие, нитки должны быть эластичными и не толстыми, чтобы легко проходили в ткани, не оставляя следов от прокола иглы.

Длина стежков ручного сметочного шва иногда может достигать нескольких сантиметров, но как правило не превышает одного сантиметра.

Прокладочный ручной стежок напоминает сметочный шов. Его используют для нанесения линий рельефов, вытачек, середины деталей изделия. Выполняется прокладочный шов обычно на одном слое ткани. Длина стежка 1-3 см, расстояние между ними 0,5-0,7 см.

Силки или копировальный ручной шов

Силки или копировальный ручной шов используется для точного переноса линий вытачек, карманов, рельефов и т.д. на одинаковые парные детали кроя. Например, для того, чтобы определить местоположение вытачки на полочке женской блузки, достаточно соединить обе полочки силками по контуру вытачки, а после разрезать этот стежок между полочками. Оставшиеся куски контрастного цвета нитки будут показывать, где будет нанести мелом линию вытачки.

Выполняется следующим образом: детали изделия складываются между собой лицевой стороной внутрь. По намеченным линиям прокладываются сметочные стежки с расстоянием друг от друга 0,3 - 1 см. От простого сметочного шва отличается тем, что нить не затягивают, а делают петельки высотой 1 - 1,5 см в зависимости от того, какой толщины ткань. После наметки всего контура, детали изделия раздвигают, и петли нитки разрезают посередине.
В настоящее время копировальный ручной шов почти не используется, поскольку имеются другие способы переноса контурных линий.

Для обработки края деталей используется круглый шов

Круглый ручной шов может быть использован для обработки края волана, оборки, низа трикотажной юбки и т.д. Если у вас есть оверлок выполняющий ролевый шов, то намного красивее и легче сделать такую обработку оверлоком. Срез отгибают в сторону изнанки на 0,3 - 0,5 см, набирают 2 - 3 нити ткани около подогнутого среза и 2 - 3 нити на сгибе. Не обязательно затягивать нить после каждого стежка, для ускорения работы можно делать это после 30 - 45 стежков. Плотность шва - 3 стежка на 1 см.

Стачной ручной шов напоминает машинную строчку

Часто случаются такие ситуации, когда швейная машина не может сделать качественную сорочку, например, при замене молнии в кожаной куртке . В таком случае небольшой участок пропущенного шва можно стачать с помощью ручного стежка. Промежутка между стежками нет. Иглу прокалывают сверху вниз. Укол делают в месте выхода предыдущего стежка.

Ручной стежок "за иглу" (разметочный)

Этот ручной шов выполняется также как стачной ручной стежок, но между стежками оставляется небольшое расстояние. Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Скорняжный ручной шов выполняют простыми стежками через край справа налево с небольшим шагом между стежками. Стежок вперед, стежок на месте, в те же дырочки от иглы, и снова стежок вперед, стежок на месте и т. д.
Опытные скорняки обязательно делают повтор стежка, то есть игла всегда проходит два раза в одно и то же отверстие. Плотность стежка (0,3-0,5см) и высота стежка (0,3-0,8см) зависят от толщины кожевой ткани. Чем толще шкурка меха, тем выше стежок, и наоборот.

Швов очень много, не все из них тебе надо знать, по крайней мере, на данном этапе освоения швейного мастерства. Некоторые швы выполняются на руках, и тогда они называются «ручными». Другие швы – «машинные» – делают на специальных швейных машинках.

Чаще других в рукоделии используют прямые швы, такие как шов вперед иголкой, шов за иголкой и строчной шов.

Шов вперед иголкой.

Это самый простой шов, и выполняется он следующим образом. Возьми 2 детали, которые тебе нужно сшить между собой. Соедини их таким образом, чтобы лицевая сторона одной детали смотрела на лицевую сторону другой детали. Это называется "лицом к лицу". Совмести края деталей, вдоль которых ты собираешься делать стежки. Начинай строчку в правом углу и веди ее справа налево.

Воткни иголку в ткань таким образом, чтобы она прошла через оба слоя ткани и вышла с противоположной стороны. Затем отступи влево несколько миллиметров и снова воткни иголку, на этот раз в обратном направлении. Продолжай в том же духе. Пусть иголка продвигается все вперед и вперед вдоль среза соединяемых деталей (рис. 41) . Величина стежков может быть самой разной – от 2 мм до 4 см. Чем больше будет стежок, тем менее прочным окажется шов.

Рис. 41. Шов иголкой вперед

Другое название шва вперед иголкой – «сметочный», так как его обычно используют для временного соединения деталей – сметывания.

Швом вперед иголкой легко сделать сборку. Для этого выполни один или два шва на всю длину сборки со стежками длиной не более 3 мм. Когда швы будут готовы, потяни за свободные концы ниток, чтобы собрать ткань до нужной длины (рис. 42) . Завяжи узелки на нитках, дабы фиксировать длину сборки, и равномерно распредели собранную ткань.

Рис. 42. Собирание ткани до нужной длины

Шов за иголкой (рис. 43).

Если тебе нужно не временно сметать, а сшить между собой насовсем две детали, тогда лучше выбрать шов за иголкой. В отличие от предыдущего шва тут иголка шагает не только вперед, но и назад. Шагнув на один стежок вперед и вытянув обратно нитку, воткни иголку между входом и выходом предыдущего шва. В результате на той стороне ткани, которая обращена к тебе, получатся небольшие стежки с перерывами, а на противоположной стороне – непрерывная строчка из перекрывающих друг друга стежков.

Рис. 43. Шов за иголкой

Шов строчной (рис. 44).

Строчной шов внешне похож на строчку, сделанную на швейной машинке, но выполняется на руках почти так же, как шов за иголкой. Отличие строчного шва – в том, что иголку вкалывают в место выхода предыдущего стежка. В результате получается, что стежки с обеих сторон образуют непрерывную строчку без промежутков. Выполняя строчной шов, старайся делать стежки одинаковой длины, не более 6 мм каждый. Тогда шов будет выглядеть аккуратным и красивым, как будто ты его прострочила на машинке.

Рис. 44. Шов строчной

Строчной шов используется для постоянного соединения деталей в том случае, если нет возможности сделать шов на машинке.

Шов из косых стежков (рис. 45).

Когда ручные стежки выполняются не прямо, а под углом, получаются швы из косых стежков. Они более надежны, чем прямые, и используются в нескольких случаях:

– для временного сметывания скользящих материалов или материалов с длинным ворсом (бархата, вельвета, искусственного меха);

– для временного сметывания или постоянного соединения деталей из сильно тянущихся материалов;

– для обработки краев; – для подшивания края низа изделия. Рассмотрим последний случай подробнее. Так как подол юбки имеет отвратительную привычку все время отрываться, его-то мы и пришьем при помощи косых стежков.

Сначала подол необходимо подготовить. Если край юбки обметан нитками, то его подгибают всего один раз. Если край не обработан, то сначала подогни его на 1 см, а потом – еще на 1–4 см, чтобы необработанный срез оказался спрятан внутри. После этого приметай подогнутый край швом вперед иголкой. Как его делать, ты уже знаешь. Сметочный шов прокладывай на расстоянии 2–3 мм от сгиба. Ну вот, подол приметан, можно приступать ко шву из косых стежков.

Рис. 45. Шов из косых стежков

Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани у подгиба и столько же ниток на самом краю подгиба. Стежок должен быть как можно меньше и незаметнее с лицевой стороны юбки. Протяни нитку и сделай еще один стежок в нескольких миллиметрах от первого. Продолжай в том же духе. С изнаночной стороны у тебя получатся косые стежки, а вот с лица изделия ниток не будет видно.

Крестообразный шов (рис. 46).

Крестообразные стежки чаще всего используются в качестве отделки. В некоторых книгах ими советуют подшивать низ изделий, но это неправильно, так как они быстро протираются, и тебе придется подшивать подол снова и снова.

Крестообразный шов, еще его называют "козликом", выполняется следующим образом. Как и в предыдущем случае подогни край изделия на изнаночную сторону. Если речь идет о вышивке или декоративной строчке, то ткань не подгибается. Захвати иголкой 2–3 нитки основной ткани возле самого подгиба, протащи иглу на себя, откинь нитку назад и по диагонали параллельно линии подгиба захвати иглой 2–3 нитки на подогнутой ткани. Так и чередуй проколы на основной ткани и на подгибе, располагая их в шахматном порядке. Шов выполняется слева направо снизу вверх. Расстояние между стежками должно быть одинаковым, особенно если ты делаешь отделочную строчку на самом видном месте изделия.

Рис. 46. Крестообразный шов

Петельный шов(рис. 47).

Возьми ткань таким образом, чтобы ее срез смотрел от тебя. Воткни иголку сверху вниз перпендикулярно срезу и вытяни нитку. Отступив несколько миллиметров влево, сделай еще один стежок. Когда будешь вытягивать нитку, смотри, чтобы нитка предыдущего стежка оказалась под иглой.

Петельный шов используется для обработки срезов сыпучих и легко распускающихся материалов. Шов выполняют справа налево. Если же петельный шов сделать в обратном направлении – слева направо, то он получится более прочным и надежным. В этом случае его называют «шов за иголку» .

Машинные строчки.

Руками шить очень интересно, вот только долго и утомительно. Хорошо, если тебе надо всего лишь юбку подшить. А если сшить от начала и до конца целое пальто? На руках у тебя займет это несколько недель, если ни месяцев! Чтобы ускорить процесс шитья, в ХIХ веке была придумана швейная машинка. Сегодня, когда почти в каждом доме есть швейная машинка, на руках шьют очень мало: разве что дырку заделать, пуговицу пришить или вот оторвавшийся подол подшить. Во всех остальных случаях используют швейную машинку. Да и машинные швы сами по себе более прочные и аккуратные, чем ручные.

Если у тебя дома есть швейная машинка, достань ее и посмотри, какие швы она умеет делать. Во-первых, это прямой соединительный шов, внешне похожий на строчной. Это самый нужный в рукоделии шов. Во-вторых, это зигзагообразный шов, который используют и для соединения деталей, и для обметки краев, чтобы они не распускались, и даже для обработки петель. В-третьих, это несколько декоративных швов и своеобразных швов для обработки краев.

Рис. 47. Петельный шов

Для профессиональной обработки срезов существует специальная машина – оверлок. Стоит она дорого, и людям, которые не занимаются профессиональным пошивом одежды, не нужна.

Даже начинающая портниха знает, что ручные швы – это скрепление между собой нескольких деталей при помощи иглы и нити. Не секрет, что от качества выполненных ручных и зависит внешний вид пошитого изделия.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения ручных швов, которые пригодятся начинающей швее в дальнейшей работе по изготовлению швейных изделий.

Что понадобится?

  • Ткань или несколько кусочков ткани;
  • Иголка, нитки.

Игла для выполнения ручных швов должна быть прямой. Наличие погнутостей на орудии работы спровоцирует неправильное выполнение шва. Так же не стоит увлекаться большим размером ушка. Чем больше ушко, тем заметнее дырка в ткани. Шифон, например, нужно шить самой тонкой иглой с самым маленьким ушком.

Ручные швы, техника выполнения

Сметочный шов

Применяется для временного скрепления деталей между собой (например, для примерки изделия). Игла при прокалывании ткани направляется вверх – вниз – вверх… Ширина стежка зависит от ткани и может составлять от 0,7 мм до 2,5 см. Некоторые рукодельницы чередуют в сметочном шве узкие и широкие стежки для быстроты сшива и точности скрепления.

Наметочный шов

Используется для временного крепления одной детали к другой (например, кармана к платью). Внешне он практически не отличается от сметочного шва, но длина стежка может достигать 3 см. Чем крупнее стежки и расстояния между ними, тем проще такой шов удалить после пристрачивания детали.


Копировальный шов

Копировальный шов используется для переноса линий будущих строчных швов на одинаковые детали (например, вытачки на правую и левую полочки) или для переноса линий с лицевой на изнаночную сторону (или наоборот). Делаются неширокие стежки, оставляемые в виде петельки (не затянутая нить). После окончания линии сшива, детали изделия раздвигают до натяжки нити, образовавшиеся в пространстве между деталями жгутики разрезают. Получается одинаковый контур с лицевой и изнаночной стороны изделия или на обеих деталях.



Шов "назад иголка"

Этот шов имитирует машинную строчку. Его можно использовать как при ремонте изделий (например, обрезке и подшивке низа брюк), так и при отсутствии швейной машины. Техника его выполнения достаточно проста: иглу вводим в ткань как при наметочном или сметочном швах, затем возвращаемся назад и вводим иглу в место окончания предыдущего стежка, новый стежок делаем длиннее.


Обметочный (петельный) шов

Шов предназначен для обработки среза ткани во избежание ее осыпания. Существует несколько видов обметочных швов:

  • Косой – игла ходит по кругу края, получается наклон нити.


  • Крестообразный – двойной косой шов: сначала игла идет по кругу в одном направлении по всей длине, затем в обратном направлении по всей длине.


  • Петельный – стежки делаются слева направо одинаковой высоты. Каждый раз иглу необходимо вдевать в уже сделанный стежок и затягивать петельку.


Заметочный шов

Заметочный шов используется для крепления подгибаемого края изделия (например, низ юбки). Внешне похож на наметочный, но стежком длиной от 1 см до 3 см соединяется основное изделие и подогнутый его край.


Выметочный шов

Выметочный шов используется для скрепления уже прошитых деталей с вывернутым внутрь швом (например, погон, воротник, клапан). Этот вид шва наносится перед утюжкой или нанесением декоративной строчки поверх готового изделия.



Подшивочный шов

Подшивочным швом обрабатывается предварительно подогнутый край изделия. В отличие от заметочного шва, подшивной относится к категории постоянных, т.е. после нанесения такого шва не требуется дополнительной машинной строчки. Существует несколько видов подшивочных швов:

  • Простой – похож на крестообразный обметочный, только игла идет по кругу уже подогнутого края. При этом захват ткани изделия с лицевой стороны должен быть минимальным(основную ниточную нагрузку берет на себя изнаночная сторона изделия).


  • Потайной – игла вводится в загиб и стык изделия на очень маленькое расстояние, соединяя детали, основная длина стежка остается внутри загиба.


  • Фигурный – игла идет слева направо и снизу вверх. Делаем внутренний поперечный укол среза, вытягиваем нить, следующий прокол соединяет загиб и основное изделие тоже поперечным швом.


Технику выполнения ручных швов легко освоить. Знания в этой области необходимы любому человеку. Именно поэтому на уроках технологии в школах изучают ручные швы, как девочки, так и мальчики.

Машинные швы подразделяются на соединительные, краевые и отделочные швы. В свою очередь, каждый из этих основных видов машинных швов имеют свою классификацию. Например, соединительный шов может быть стачным, надстрочным, накладным и т.д.
Если вам для уроков труда необходимо знать выполнение того или иного вида шва, или просто для саморазвития требуется таблица машинных швов, то можете воспользоваться информацией данной статьи.
Обратите внимание, что машинный шов и машинная строчка это разные понятия. Машинный шов подразумевает способ соединения или обработки края ткани, а машинная строчка - это способ, схема образования стежка швейной машиной.

Соединительные машинные швы

Стачной шов

Этот машинный шов применяется при соединении плечевых и боковых срезов, соединении лифа с юбкой, стачивании срезов рукавов, а также при втачивании рукава в пройму и т.п.
Детали складываются лицевыми сторонами, сметываем и стачиваем, отступив от среза на ширину шва.

Для выполнения выворотного шва детали нужно сложить изнаночными сторонами, уравнивая срезы, и стачать на расстоянии 0,3-0,4см от среза (А). Затем перегнуть детали по линии шва, обратив их лицо с лицом и стачать второй раз, отступая от края 0,5-0,7см (Б). При этом припуски первого шва оказываются закрытыми внутри второго.


Этот машинный шов применяется при пошиве белья, мужских сорочек, спортивной и спецодежды. Выполняется он следующим образом.

Детали сложить лицевыми сторонами, перепуская нижний срез на 0,5см от среза верхней детали (А). Шов расправить, обогнуть большим припуском меньший, отвернуть шов в сторону меньшего припуска, и настрочить строчкой на расстоянии 0,1-0,2см от сгиба припуска (В).

Краевые швы

Обтачной шов

Обтачной шов является разновидностью стачного шва и применяется для соединения таких деталей изделия, в результате вывертывания которых, шов расположится по их краю, а запасы его внутри, между деталями (воротник с подворотником, борта с подбортами, горловина с обтачкой и т.п.)

Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и соединят стачным швом. Затем детали вывертывают на лицевую сторону, швы расправляют и выметывают с образованием переходного канта, позволяющего сделать шов незаметным снаружи. Переходный кант образуется за счет верхней детали, которая на 0,1-0,2см переходит на сторону нижней.

В тех случаях, когда обтачной шов выполняется без переходного канта, после соединения деталей строчкой рекомендуется развернуть их изнанкой верх, припуски шва разутюжить, а затем детали вновь сложить изнаночной стороной внутрь по машинной строчке и окончательно приутюжить.

При обтачивании бортов и при обработке воротников из неосыпающейся ткани ширина обычного шва равна 0,3-0-5см. Из осыпающейся ткани - 0,4-0,7см.

Машинный шов вподгибку с закрытым срезом


Шов вподгибку с открытым срезом применяется для подшивания низа изделия и рукавов в изделиях из плащевых и хлопчатобумажных тканей, а также при изготовлении белья (А).

Обрезной края изделия подгибают на изнаночную сторону на 0,7-1см, приутюживают, после чего весь припуск на подшивку низа перегибают на изнаночную сторону и закрепляют машинной строчкой у самого сгиба. Ширина внешнего подгиба шва определяется назначением изделия и берется в пределах 1,5-5см.

разновидностью этого машинного шва является "московский шов" (В) - застрачивание края детали двойной машинной строчкой. Такой шов дает возможность получить узкий подгиб (рубчик) и применяется главным образом при подшивании воланов, оборок, сильно расклешенного низа платья.

Шов вподгибку с открытым срезом

Шов вподгибку с открытым срезом (полумосковский шов) применяется при обработке внутренних краев подбортов и всевозможных обтачек (горловин, пройм, рукавов и др. деталей). Припуск на шов (0,75см) подгибают на изнаночную сторону и застрачивают на расстоянии 0,2см от сгиба (см. выше - Б).

При обработке краев воланов, рюшей, оборок шов выполняют строчкой зигзаг шириной 0,15-0,25см, прокладывая его по сгибу, а излишек ткани срезают до самой строчки (см. выше - Б).


Этот машинный шов иногда называют "Гонконг" (А) и используют его для обработки срезов деталей, которые в дальнейшем настрачиваются на другие детали (кокеток, лифа, накладных карманов и др.). Кроме того, этим швом обрабатываются края изделий из плотных тканей (край подгибки низа, край подборта пальто).

Выкраиваем полоску ткани шириной 2,5см (утроенная ширина окантовки плюс 1,5см) под углом 45 градусов к направлению нитки основы (долевой).
Приложим обтачку к обрабатываемому срезу изделия, совмещая лицевые стороны, притачиваем, срез изделия обернем обтачкой, прометаем и пристрочим с лицевой стороны в шов притачивания.
Открытый срез подшивки пальто, юбки из плотной ткани обрабатываем окантовочным швом (из подкладочной ткани) и подошьем к изделию вручную за каждый стежок машинной строчки.

Окантовочный шов с закрытым срезом

Это машинный шов часто называют "рулик" (см. схему выше - Б). Выполняется он также как и с открытым срезом, только обтачка кроится вдвое шире (5см).

Окантовочный шов с тесьмой

Окантовочный шов с тесьмой - это тоже, что и шов с закрытым срезом, но вместо полоски ткани используется готовая тесьма (косая бейка). Тесьмой огибают обрабатываемый срез, наметывают и прокладывают машинную строчку, захватывая оба края косой бейки.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!