У кого когда ребенок начал держать голову. Когда стоит бить тревогу. Как понять, что ребёнок начал уверенно держать голову

Умение поднимать голову – это один из первых серьезных этапов развития малыша, первых навыков управления телом. Здоровые дети стараются поднять головку примерно в месячном возрасте – но сперва силенок хватает лишь на несколько секунд. Мышцы шеи пока очень слабые, нельзя допускать, чтобы головка болталась – есть риск повредить шейные позвонки. А вот если ребенку месяц, но он крепко держит голову, его надо непременно показать доктору – это не признак раннего развития, как иногда полагают молодые, неопытные родители, а один из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Как « » ребенка держать головку

Малышей рекомендуют выкладывать на животик, начиная с двух недель или как только полностью зажила пупочная ранка. Не очень-то удобно лежать носом в подушку, и ребенок старается повернуть голову на бок, слегка приподнимает ее. Само по себе выкладывание на живот очень полезно: оно поможет избавиться от газов, которые могут мучить малыша в первые несколько недель, и хорошо тренирует мышцы спины и шеи. Чем лучше укрепляются шея и спина, тем скорее малыш начнет ползать.
Сколько ребенку придется тренироваться, чтобы уверенно держать головку? Если малыш здоров и развит в соответствии с нормой, освоить этот навык он сможет примерно к 3 . До тех пор, пока ребенок не может делать это хорошо, тот, кто берет малыша на руки, должен слегка придерживать его спинку и затылок, чтобы исключить травму шейных позвонков.
В возрасте ребенок умеет также ненадолго удерживать голову в вертикальном положении. К 4 месяцам он делает это уверенно. А в 5-6 месяцев малыши способны поднимать верхнюю часть туловища, лежа при этом на животе и подложив руки под себя. Разумеется, все данные относительно возраста касаются только детей, которые растут и развиваются без каких-либо осложнений.

Чтобы стимулировать развитие ребенка, родители могут прилекать его внимание - например, показывать яркие или звучащие игрушки, на которые ребенок будет обращать внимание и стараться повернуть голову в их направлении

Когда пора обращаться к врачу

Как быть, когда малыш развивается с некоторым опозданием и в возрасте 3 месяцев не может удержать голову? Для начала надо обратиться к хорошим специалистам – невропатологу, педиатру. Если ребенок, лежа на животе, не хочет двигать головой, это может означать серьезные неврологические проблемы, решать которые надо при помощи массажа и комплексной лекарственной терапии.
Неврологические проблемы, тяжелая беременность с патологией, низкий тонус мышц – любое из этих обстоятельств может послужить причиной задержки развития. Бывает и так, что ребенка просто редко выкладывали на живот, и он не успел нарастить необходимую мускулатуру на шею и плечи. Если удерживать голову он может только под углом, необходима консультация врача – скорее всего, будет предложен специальный массаж. Иногда доктор предлагает воспользоваться специальной подушкой для выравнивания положения головы.

Совет для молодых родителей: если вам кажется, что малыш ведет себя как-то неправильно, в первую очередь постарайтесь успокоиться. Скорее всего, положение не настолько ужасно, как кажется вам.

При любых замеченных отклонениях ребенка следует немедленно показать специалисту. Чем раньше обнаружена проблема, тем проще справиться с ней без последствий для здоровья малыша.

Развитие новорожденных детей очень часто вызывает тревогу у молодых мам, причем в большинстве случаев поводы для беспокойства находятся ими без особых причин. Родителям хочется, чтобы их чадо быстрее подросло, научилось сидеть, ползать, ходить, разговаривать. Однако не стоит торопить события. Все изменения ребенка связаны с определенными этапами его развития. Первое, что учится делать малыш – это уверенно держать голову.

Когда дети начинают держать голову

Развитие можно разделить на несколько этапов. Специалисты рекомендуют выкладывать детей на животик после достижения ими двухнедельного возраста. Активные малыши, как правило, сразу пытаются поднять голову, чтобы посмотреть перед собой. В большинстве случаев, оказавшись в таком положении, ребенок может только переворачивать голову на разные стороны. Процедуры такие не должны превышать нескольких минут.

Ближе к шести дети становятся более крепкими. Они всеми способами пытаются поднять и удержать голову, но получается это сделать только на несколько секунд.

В полуторамесячном возрасте держать голову перед собой, лежа на животе, получается у большинства детей. Малыши при этом могут даже поворачивать шею и осматривать окружающую обстановку.

Полноценно держать голову дети начинают только к трем месяцам. Обратите внимание, что понятие «держать голову» относится не только к процедуре выкладывания на животик, но и означает, что ребенок должен уверенно себя чувствовать, если вы держите его на своих руках в вертикальном положении.

Если шея малыша окрепла до трехмесячного возраста, это свидетельствует о более раннем его развитии. Однако специально напрягать неокрепшие позвонки и шейные мышцы не стоит. В раннем возрасте их можно легко повредить, что причинит вред здоровью ребенка. Если малышу исполнилось три месяца, но голову держать он так и не научился – обязательно обратитесь за консультацией к детскому врачу.

Упражнения для грудных детей

Главное, что должна понимать каждая молодая мама – не стоит торопить события. Не забывайте о том, что есть определенные нормы развития, торопить или игнорировать которые нельзя ни в коем случае.

К гимнастике малыша надо приучать с самого раннего возраста. С шести недель рекомендуется проделывать с ребенком упражнения, которые помогут ему укрепить мышцы шеи. Выполняются они очень просто, но осторожность мамам надо проявлять максимальную.

Положите ребенка на спинку и дайте ему ухватиться за ваши большие пальцы на руках. Как только вы почувствуете, что малыш уверен в своих силах, слегка потяните его за ручки. Туловище ребенка должно приподняться над поверхностью, на которой он лежит, не больше чем на 2-3 см. В такие моменты ребенок попытается напрячь мышцы шеи, чтобы удержать головку. В трехмесячном возрасте малыши уверенно держат голову на одном уровне с туловищем.

Обратите внимание на то, что ни в коем случае нельзя во время упражнений поднимать ребенка за ручки резкими движениями, нельзя пытаться его посадить, а при малейших признаках недовольства, лучше отложить тренировки на более удачный период.

Ребенок может самостоятельно научиться держать голову без вашей помощи. Грудные дети, как правило, изучают свое тело и его способности, переворачиваясь на животик, бока, пытаясь приподняться. Ваша задача – помогать своему ребенку и следить за его безопасностью.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Можно разделить на несколько этапов. Специалисты рекомендуют выкладывать детей на животик после достижения ими двухнедельного возраста. Активные малыши, как правило, сразу пытаются поднять голову, чтобы посмотреть перед собой. В большинстве случаев, оказавшись в таком положении, ребенок может только переворачивать голову на разные стороны. Процедуры такие не должны превышать нескольких минут.

Ближе к шести дети становятся более крепкими. Они всеми способами пытаются поднять и удержать голову, но получается это сделать только на несколько секунд.

В полуторамесячном возрасте держать голову перед собой, лежа на животе, получается у большинства детей. Малыши при этом могут даже поворачивать шею и осматривать окружающую обстановку.

Полноценно держать голову дети начинают только к трем месяцам. Обратите внимание, что понятие «держать голову» относится не только к процедуре выкладывания на животик, но и означает, что ребенок должен уверенно себя чувствовать, если вы держите его на своих руках в вертикальном положении.

Если шея малыша окрепла до трехмесячного возраста, это свидетельствует о более раннем его развитии. Однако специально напрягать неокрепшие позвонки и шейные мышцы не стоит. В раннем возрасте их можно легко повредить, что причинит вред здоровью ребенка. Если малышу исполнилось три месяца, но голову держать он так и не научился – обязательно обратитесь за консультацией к детскому врачу.

Упражнения для грудных детей

Главное, что должна понимать каждая молодая мама – не стоит торопить события. Не забывайте о том, что есть определенные нормы развития, торопить или игнорировать которые нельзя ни в коем случае.

К гимнастике малыша надо приучать с самого раннего возраста. С шести недель рекомендуется проделывать с ребенком упражнения, которые помогут ему укрепить мышцы шеи. Выполняются они очень просто, но осторожность мамам надо проявлять максимальную.

Положите ребенка на спинку и дайте ему ухватиться за ваши большие пальцы на руках. Как только вы почувствуете, что малыш уверен в своих силах, слегка потяните его за ручки. Туловище ребенка должно приподняться над поверхностью, на которой он лежит, не больше чем на 2-3 см. В такие моменты ребенок попытается напрячь мышцы шеи, чтобы удержать головку. В трехмесячном возрасте малыши уверенно держат голову на одном уровне с туловищем.

Обратите внимание на то, что ни в коем случае нельзя во время упражнений поднимать ребенка за ручки резкими движениями, нельзя пытаться его посадить, а при малейших признаках недовольства, лучше отложить тренировки на более удачный период.

Ребенок может самостоятельно научиться держать голову без вашей помощи. Грудные дети, как правило, изучают свое тело и его способности, переворачиваясь на животик, бока, пытаясь приподняться. Ваша задача – помогать своему ребенку и следить за его безопасностью.

Молодые мамочки пережавали, переживают и будут переживать за своих малышей. Здоров ли он, идет ли по плану развитие ребеночка, нет ли отклонений. В неврологии существует рад этапов, по которым можно судить о том, как идет развитие ребенка. Это и первая улыбка, и фокусировка взгляда на предмете, и момент, когда малыш самостоятельно держит головку.

До 1,5-2 месяцев шейные мышцы малыша совсем слабенькие, они не в состоянии держать голову самостоятельно. В этот период важно не забывать придерживать ее, когда берете маленького на руки. Мышцы потихоньку приобретают тонус, но пока не удерживают голову на одной линии с туловищем.

Примерно с восьмой недели вы заметите, что потянув за ручки малыша из положения лежа – он слегка удержит головку, когда она наклонится в сторону. Сначала на долю секунды, потом на более продолжительное время. Еще немного времени и тренировок понадобится для того, чтобы удержать ее на одной оси с туловищем.

Раньше дети уверенно держали голову в 3 месяца, но дети последних поколений, в силу своей акселерации, справляются с этой задачей быстрее. Сейчас 3 месяца считают крайним сроком, и современные малыши в этом возрасте крутят головами во все стороны.

Не стоит торопить события, если малыш еще не держит голову, значит его мышечное развитие еще не на должном уровне. В 2-3 недели ребенок, выложенный на животик, будет пытаться удержать свою головку, первое время она будет болтаться из стороны в сторону, но к полуторам месяцам малыш уже будет уверенно ее держать около минуты.

Ваш малыш держит голову уже в месяц? Не спешите радоваться, у ребенка может оказаться повышенное внутричерепное давление. Лучше обратиться к невропатологу. Возможно, потребуется поводить ребенка на массаж.

В три месяца кроха должен, лежа на животе, уметь поднимать голову и плечики. А если потянуть его за ручки из положения, лежа на спине, он удержит голову на одной линии с туловищем. Пока удержать положение головы удастся не долго, но начало уже положено, дальше – дело за тренировками. Голова малыша пока требует подстраховки, будьте осторожны.

Приблизительно в четыре месяца ребенок, лежа на животе, поднимает не только голову, но и плечи, а в шестимесячном - свободно поворачивает ее в любое направление. Теперь изучать окружающий мир гораздо интереснее, можно все как следует рассмотреть.

Прошли все положенные сроки, а ваше чадо так и не научилось держать головку? Скорее к педиатру и к невропатологу. Лучше, если этим врачам вы будете доверять на все 100%. Ответить на вопрос: «Почему?» вам сможет только высококвалифицированный специалист. Главное – обратиться вовремя, многие проблемы у грудных деток решаются положительно и быстро. Особенно внимательными должны быть мамы, у которых были тяжелые роды, именно эти малыши часто нуждаются в помощи.

Малыш здоров и пытается держать голову, чтобы закрепить навык чаще выкладывайте малыша на живот. Пусть тренируется.

Присмотритесь к малышу, ровно ли он держит голову? От того, что ребенок спит в кровати на одном боку, может возникнуть проблема - голова наклонена больше в одну из сторон. Страшного ничего нет, просто малыш лежал на одном боку и наблюдал за происходящим в одном положении. Рекомендуется чередовать разные стороны кроватки, малыш будет наблюдать за вами, поворачивая голову то влево, то вправо.

При сильной кривошее назначат массаж и специальный валик, который будет удерживать голову в нужно положении.