Навыки и умения детей по месяцам. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Что должен уметь ребенок по месяцам!

1 месяц

Должен уметь ребенок
– лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
– фокусировать взгляд на лице;
– реагировать на общение с ним – переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.

Может также уметь
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
– лежа на животе, поднимать голову на 45°;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
– улыбаться в ответ на вашу улыбку.

2 месяца

– улыбаться в ответ на вашу улыбку;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

– лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;

– держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
– тянуться к предметам;
– соединять руки;
– смеяться вслух; – визжать от восторга.

3 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.


– рассеянно улыбаться;
– поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
– поворачиваться на голоса, особенно голос матери; – издавать фыркающий звук.

4 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 90°;
– громко смеяться;
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

– переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
– сидеть без опоры;
– возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяцев

– твердо держать голову в вертикальном положении;
– переворачиваться (в одну сторону);
– обращать внимание на очень маленький предмет;
– «петь» звуки, меняя интонацию.


– стоять, держась за кого-либо или что-либо;
– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
– перекладывать предмет из одной руки в другую;
– искать упавший предмет;
– подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
– лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяцев

– произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
– сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

– подтягиваться в стоячее положение из сидячего;


7 месяцев

– сидеть без опоры;
– издавать влажный фыркающий звук.

– играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца);

– подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
– отчетливо произносить «мама» или «папа».

8 месяцев

– перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
– искать упавший предмет.

– стоять, держась за кого-то или за что-то;
– подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
– ходить, держась за мебель;
– короткое время стоять без посторонней помощи;

9 месяцев

– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

– играть в мячик(катить вам его обратно);
– пить из чашки без посторонней помощи;
– отчетливо произносить «папа» или «мама»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне».

10 месяцев

– стоять, держась за что-либо;
– пытаться встать из сидячего положения;
– возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
– неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
– играть в «ку-ку».

– отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);
– хорошо стоять без посторонней помощи;
– пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
– произносить еще одно слово, кроме «мама» или «папа», «дай»;
– ходить.

11 месяцев

– самостоятельно садиться из положения на животе;
– подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
– понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

– играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
– произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»;
– хорошо ходить.

12 месяцев
– ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
– понимать слово «нет»;
– выполнять несложные просьбы;
– знать, как его зовут.

– хорошо ходить;
– произносить 5 и больше слов, кроме «мама»,«папа»;
– играть в «Сороку-ворону»;
– активно рисовать каракули карандашом или мелками.

Словарный запас ребенка

3 месяца
– появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки «м» «г», «к», «н».

6 месяцев
– из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

10 месяцев
– появляются 2-3 «лепетных» слова: «мама», «баба», «ляля».

2 года
– словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

2 года 6 месяцев
– правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

3 года
– словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

4 года
– в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 лет
– запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова(«одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

5-7 лет
– словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

Как развивается речь с развитием ребенка:

1 месяц


- услышав звук, настораживается, прислушивается,
- реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
- при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
- следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого


- в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
- общайся с ребенком, подражать его звукам;
- если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.


- ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией - нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

2 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- улыбается при общении с родителями;
- сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
- комментируй свои действия.

3 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
- веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
- называй ребенка по имени.

4 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- продолжает гулить;
- в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех - повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
- каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты: важно, чтобы в них были повторения и ритм.

Нужно обратиться к специалисту, если:
- ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

5 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
- попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет («Где папа? „).

6 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- поворачивает голову на звон колокольчика;
- произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
- произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
- прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало - «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
- покажи кукольное представление.

7 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
- говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- имитируй животных и предметы.
- покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

8 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
- лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов - „Гуси-гуси“:

Гуси-гуси! - Га-га-га
- Есть хотите? - Да-да-да!…

Играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

9 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
- произносит слоги, имитирует звуки;
- откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
- понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает - не значит слушается)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
- Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
- читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

10 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует в общении как минимум 1–2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
- машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
- говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
- объясняй значение слов снова и снова;
- при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

11 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
- дает игрушку в ответ на просьбу;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

1 год-1 год и 3 месяца

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
- дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
- читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз - иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.


- после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
- к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

1 год и 3 месяца- 1 год и 6 месяцев

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
- выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
- научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное - увидеть результат.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Калькулятор

Таблица физических параметров до года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

В 1 год и 6 месяцев ребенок должен уметь:
– в кулаке, есть жидкую пищу, пить из чашки, почти не проливая;
– отрицательно относиться к нарушению чистоты;
– сообщать о своих физиологических потребностях;
– спокойно относиться к умыванию.

В 1 год и 9 месяцев:
– самостоятельно есть любую пищу из своей тарелки;
– самостоятельно снимать и надевать шапку и обувь;
– обращать внимание на грязное лицо и руки;
– заранее проситься на горшок;
– стремиться делать все самостоятельно («я сам!»);
– знать, где лежать его вещи и игрушки.

В 2 года:
– аккуратно есть и пить;
– при умывании тереть ладони и лицо, вытираться;
– полностью стягивать с себя вещи;
– знать, где хранятся вещи, обувь, игрушки и посуда;
– контролировать физиологические потребности;
– пользоваться носовым платком.

В 2 года и 6 месяцев:
– расстегивать и застегивать пуговицы;
– самостоятельно одеваться и при небольшой помощи взрослого;
– сообщать о своих желаниях;
– задавать вопросы.

В 3 года:
– одеваться с небольшой помощью взрослого, а одеваться сам;
– складывать вещи перед сном;
– застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
– выполнять простые поручения;
– мыть руки с мылом, вытираться;
– замечать беспорядок в одежде, грязные руки и лицо;
– вытирать обувь, отряхивать варежки и т.д.;
– благодарности, здороваться, прощаться.

Все любящие родители обязательно задумываются над вопросом - правильно ли развивается ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за своим чадом, делать выводы и следовать основным принципам воспитания и развития ребенка.

Прежде всего, уважаемые родители, помните, что каждый ребенок это неповторимая, уникальная личность, которая растет и развивается по своему плану. Даже в одной нет одинаковых братьев и , а близнецы, похожие друг на могут сильно отличаться по характеру и развитию.

Однако в каждый возрастной период есть определенные умения и навыки, которыми ребенок должен обладать. Не ленитесь изучать медицинскую и педагогическую литературу о детях, спрашивать у врачей и воспитателей как развивается ребенок, какие он проявляет способности, что у него получается, а что нет. Многие родители совершают большую ошибку, сравнивая своего малыша с другими . Так нельзя ни в коем случае, ведь это формирует заниженную самооценку ребенка, за следуют различные комплексы.

Не предоставляйте воспитание и развитие вашего ребенка только детскому саду и школе, занимайтесь с ним сами. Учите малыша лепить, клеить, вырезать, делайте вместе с ним поделки. Мама может научить дочку полезному рукоделию, а папа подскажет сыну, как забить гвоздь или смастерить кормушку для птиц. Не жалейте времени на свое чадо, не отговаривайтесь сильной занятостью и усталостью, плоды вашего не замедлят себя ждать. Совместная творческая деятельность и живое участие в жизни ребенка не только поможет его полноценному развитию, но и создаст между вами хорошие, доверительные , которые сохранят его от ошибок подросткового возраста.

Старайтесь больше разговаривать и общаться с , быть в курсе его дел, отвечайте на вопросы малыша, ведь ему так интересен этот удивительный мир. Больше читайте ему, продолжайте делать это даже тогда, когда он сам научится читать. В этом случае чтение станет любимым занятием ребенка, что будет способствовать развитию его любознательности, творческой фантазии, приобретению «врожденной грамотности» и эрудированности.

Пусть малыш посещает какие-нибудь кружки и дополнительные занятия, тогда смогут более ярко проявиться его способности и таланты. Но даже если вы не найдете в своем малыше художественных или музыкальных способностей, не огорчайтесь, скорее всего у него есть другие таланты, которые проявятся позже. В любом случае все кружки и занятия будут полезны ребенку для общего развития.

Главное – щедро дарите малышу и внимание. Это основа воспитания счастливой, полноценной личности.

Видео по теме

Источники:

Чем ближе малыш приближается к своей первой значительной дате, когда ему исполнится полгодика, тем больше он превращается из крошечного комочка в настоящего человечка. Хоть он еще и очень мал, но уже отлично слышит, видит и понимает происходящее вокруг него, привык к любимым людям и активно проявляет целый спектр эмоций.

К этому возрасту большинство детей могут сидеть в подушках или с опорой и уверенно держат при этом голову. 6-ти месячные дети некоторое время могут стоять, держась ручками за кроватку или диван, и даже пытаются перебирать ножками и делать первые шаги. Лежа на спине, ребенок исследует ртом свои собственные ноги, а если его перевернуть на живот, он активно и довольно быстро перемещается по-пластунски. Теперь уже малыш самостоятельно поворачивается в любые стороны, наклоняется.

С учетом увеличивающейся двигательной активности необходимо максимально обезопасить передвижения малыша по дому.

Показатели развития ребенка в 6 месяцев

Любопытство ребенка в этом возрасте не знает границ, он тянется к тарелкам с едой, когда взрослые обедают, пытается есть . Играя с предметами, ребенок полностью берет их в руки, исследует пальчиками и ртом, бросает игрушки и наблюдает за их падением. То есть прикладывает все усилия к изучению окружающего пространства.
Для лучшего развития ребенка нужно часто выкладывать его на пол и окружать большим количеством разноцветных игрушек, чтобы стимулировать его стремления к познанию.

В 6 месяцев малыш уже должен хорошо знать свое имя, различать знакомых и незнакомых людей. У него появляются симпатии и антипатии к другим людям, помимо родителей. Ребенок в этом возрасте уже имеет свои вкусы, предпочтения и привычки, проявляет характер. Во время игр малыш может подолгу сконцентрировать внимание на одном предмете, поэтому занятия с ребенком становятся все более интересными и разнообразными. Малыш запоминает название предметов, которые вы ему показываете, и при повторном произношении он смотрит и указывает на них.

Ребенок начинает подмечать важные детали и закономерности, поэтому его интересуют повторяющиеся действия или игрушки, которые одинаково реагируют на определенные его действия. Например, издают определенные звуки при нажатии на кнопку.

Игры с участием взрослых доставляют такому малышу много радости. Он стремится к общению всеми способами: звуками, движениями, взглядами.

Общение с ребенком

Слух и речь 6- уже достаточно развиты, чтобы малыш мог осознанно реагировать на звуки и даже отвечать. При этом его ответы также имеют эмоциональную окраску. Интонацией он может выражать радость, интерес, страх, удовольствие. По голосу малыша маме сразу становится понятно, чего же он от нее хочет.

Связанная статья

Каждый ребенок развивается индивидуально, однако существует ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. За первый месяц жизни кроха уже успел многому научиться.

Каждый ребенок индивидуален

Для того чтобы женщина могла правильно анализировать развитие своего малыша, ей нужно знать, что он должен уметь делать в том или ином возрасте. Конечно, каждый ребенок развивается индивидуально, однако существуют некоторые особенности, на которые следует обратить внимание. В месячном возрасте ребенок больше спит, чем бодрствует, поэтому неопытные мамочки часто не знают, что кроха уже многое умеет.

Особенности развития зрения

Зрение малыша позволяет ему фокусировать взгляд на предметах, следить за их движением по дуге на расстоянии 15-20 см, а также различать контрастные цвета и узоры. В 2-3 недели ребенок начинает рассматривать склонившиеся над ним лица. Если взрослый будет систематически совершать мимические движения, малыш начнет «отвечать» ему взаимностью. Общие движения ребенка еще заторможены. Он дальнозорок, если фиксировать его взгляд на расположенных ближе полуметра предметах, он начнет косить глазами, чтобы сконцентрироваться.
Несмотря на то, что месячный малыш большинство времени проводит во сне, он уже умеет концентрировать свое внимание на предметах и различать цвета.

Физиологическое развитие и слух

Слух в этом возрасте развит уже достаточно хорошо, кроха умеет отличать от остальных звуков мамин голос, а также ее запах и прикосновение рук. Он различает звуки по высоте и предпочитает осмысленную речь набору слов. Также к концу первого ребенок пытается издавать свои первые «агу» или «гули». В месячном возрасте физиологическое развитие ребенка требует повышенного внимания. В недолгих промежутках его бодрствования необходимо заниматься массажем и плавательными процедурами. Карапуз еще очень слаб, однако он делает первые попытки приподнять голову, лежа на животике, и поворачивать ее в сторону источника звука.

Эмоциональное развитие

В месячном возрасте ребенок уже реагирует на общение с взрослыми, к примеру, концентрирует внимание, улыбается, перестает плакать. В этом возрасте очень важно заниматься с ним, к примеру, включать спокойную тихую музыку, говорить ласковые слова, привлекать внимание яркими погремушками.
Эмоциональное развитие малыша напрямую зависит от занятий с ним, чем больше времени мать готова уделить своему крохе, тем быстрее он порадует ее первым "агу".

Развитие малыша зависит от родителей

Развитие младенца напрямую зависит от желания родителей заниматься с ним. Несмотря на то, что кроха еще очень мал, он требует к себе повышенного внимания. Чем больше времени родители будут уделять общению с малышом, тем скорее он начнет держать голову, реагировать на предметы и скажет свое первое «агу».

Когда ребенку исполняется 4 года, его познавательная активность увеличивается. Родителям стоит воспользоваться этим, чтобы помочь ребенку развить его интеллект, навыки и умения. Не стоит откладывать подготовку к школе на последний год. Надеяться на то, что образовательных занятий в детском саду будет достаточно, тоже не стоит. Если начать заниматься с малышом в этом возрасте, учеба в школе будет даваться ему очень легко.

Многие родители считают, что в 4 года их ребенок еще слишком мал для каких-либо занятий. Это ошибка. Откладывать помощь в развитии малыша на потом, это одна из самых распространенных ошибок родителей. Для того чтобы научить ребенка чему-то новому, нужно знать что он должен уметь в своем возрасте. Эти знания также помогут определить, соответствует ли его развитие возрасту.

Со стороны внимания ребенок в 4 года должен уметь:

Выполнять данное ему задание, не отвлекаясь на протяжении минимум 5 минут.

Держать в поле своего зрения 5 предметов.

Без посторонней помощи находить одинаковые по форме и цвету предметы.

Складывать состоящие из 4 частей картинки.

Находить различия и сходства и игрушках.

Строить из конструктора простые постройки.

Повторять за взрослыми действия, показанные в последовательности.

Топать ногами и хлопать в ладоши при заданном слове.

Со стороны мышления ребенок в 4 года должен уметь:

Собирать без посторонней помощи пирамидку из колечек (минимум 7 колец).

Называть обобщающими словами общую группу предметов.

В группах предметов находить те, которые не подходят по тем или иным заданным параметрам.

Искать пары предметам.

Уметь подбирать противоположные слова.

Решать несложные логические задачи.

Со стороны памяти ребенок в 4 года должен уметь:

Повторять за взрослыми несколько разных слогов подряд.

Уметь точно выполнить задание, состоящее из 4 команд.

С первого раза называть предмет, который исчезает из поля его зрения.

На слух повторять за взрослыми по 5 слов подряд.

Знать несколько небольших стишков наизусть.

Рассказывать содержание прочитанной взрослыми сказки.

Воспроизводить в памяти яркие события жизни и недавно случившиеся события.

Со стороны мелкой моторики ребенок в 4 года должен уметь:

Запускать небольшие волчки.

Нанизывать на нитку пуговицы и бусинки.

Завязывать на толстой веревке узлы.

Уметь самостоятельно застегивать молнии, пуговицы, крючки на своей одежде.

Соединять точечные рисунки, не отрывая при этом ручки от бумаги.

Раскрашивать рисунки не выходя за контуры.

Писать красками несложные картины.

Проводить линии в нужном направлении и нужного размера.

Со стороны математического развития ребенок в 4 года должен уметь:

Показывать где в комнате стоит один предмет, а где много.

Находить предметы похожие на геометрические фигуры.

Различать правую и левую руки, право и лево, верх и низ.

Научить ребенка считать можно во время прогулки. Спускаясь по лестнице, считайте ступеньки, качаясь на качелях, тоже считайте. Считайте везде и все, что только сможете посчитать. Результат не заставит себя долго ждать.

Со стороны развития речи ребенок в 4 года должен уметь:

Отвечать на вопросы как лает собака, мяукает кошка и т. д.

Рассказывать что умеют делать животные и люди.

Составлять по 4 предложения про ту или иную игрушку или картинку.

Понимать слова обобщения.

Согласовывать слова в падеже, роде и числе.

Произносить буквы, кроме сонорных и шипящих.

Отвечать на заданные ему простые вопросы.

Чтобы развить ребенку словарный запас, логопеды советуют больше времени уделять чтению. Также чтение книг перед сном успокаивает малышей, настраивает на сон и очень благотворно влияет на их развитие.

Со стороны окружающего мира ребенок в 4 года должен уметь:

Называть свои имя и фамилию, и имена родственников.

Знать сколько ему полных лет, город в котором он живет.

Знать времена года и их особенности, профессии, внешние виды дома в котором он живет.

Различать и знать вкус минимум 3 овощей и 3 фруктов.

Если ребенок знает и умеет все, что описано выше, значит, его развитие соответствует возрасту 4 лет. Родителям не стоит останавливаться только на этом. Нужно постоянно стремиться всесторонне развивать малыша. На своем личном примере показывать, что знания это сила. Ведь для ребенка его родители - это главный для подражания. Он считывает и копирует их поведение. Чем больше родители вложат сил в своего ребенка в этом возрасте, тем легче ему будет когда он пойдет в школу.

Совет 6: Что должен знать и уметь ребенок в 1 год и 4 месяца

Многих родителей беспокоит то, насколько полноценно растет и развивается их малыш. Как только ребенку исполняется 16 месяцев, большинство пап и мам начинают активно интересоваться вопросом, какими навыками должен обладать в это время ребенок, задавая его своим родственникам или знакомым, дети которых уже давно подросли.

Физическое развитие

Вне зависимости от пола, малыш в возрасте 16 месяцев должен уметь самостоятельно передвигаться и даже бегать. Причем некоторые дети в этом возрасте способны не только уверенно ходить, но и преодолевать небольшие препятствия. Держась за опору, некоторые дети даже танцуют, что положительно сказывается на укреплении мышц и развитии координации движений.

В 16 месяцев дети с легкостью отзываются на просьбы, помогают папе или маме, активно им подражают. На данном этапе жизни ребенок может справляться с несложными заданиями – подать или отнести какой-нибудь предмет, взять или положить что-либо. Стоит учесть, что уже имеющийся запас навыков у ребенка позволяет ему отличать различные предметы, которые требуется взять или перенести, от остальных вещей в помещении.

Речь, общение и эмоции

К 16 месяцам жизни ребенка его речь принимает осмысленные формы. Вместо непонятного лепета ребенок может произносить короткие и простые слова, так или иначе относящиеся к ситуации. Например, увидев собаку, ребенок в 16 месяцев произнесет отчетливо вслух слово «Абака» и укажет на животное. Как говорят психологи, словарный запас у малыша в данном возрасте может сильно варьироваться от 10 до 60 слов.

Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить гораздо позже указанного срока. В данном случае родителям имеет смысл обратить на это внимание. Стимулировать развитие речи поможет выразительное чтение стихов. Простые строчки стихотворения воспринимаются ребенком легче, чем длинные и сложные предложения.

Хорошим стимулом к развитию речи у ребенка является совместное чтение иллюстрированных детских книг. Изучая красочные и яркие картинки, и одновременно слушая мамин или папин выразительный рассказ, малыш учится усваивать информацию и на слух, и визуально.

Простейшие полезные упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики позволят развить речевой аппарат крохи и научить его правильно, произносить звуки. По мнению логопедов, к двум годам малыш уже может научиться правильно выговаривать звуки «П» и «Б», «М» и «Н», «А», «О».

Во время чтения книг поощряйте попытки ребенка сказать то или иное слово, указывая ему на объект, к которому данное слово относится. Стоит помнить, что скорость развития речи у детей значительно отличается от способностей памяти: бывает, что дети очень быстро запоминают предметы и их названия, но в то же время испытывают трудности с их правильным произношением. На данном этапе расширяется и спектр эмоций: например, испытывая недовольство или обиду, малыш может выказать их недовольной и сердитой интонацией, часто сопровождая их при этом мимикой, которой дети в 16 месяцев активно пользуются, выражая свои эмоции при общении.

Бытовые навыки

В возрасте 16 месяцев большинство детей учатся есть при помощи ложечки вкусную пищу – пюре, йогурты или сладкие каши. Интересно, что невкусные продукты чаще всего малыш воспринимает с бурной реакцией либо вовсе отказывается от еды, отодвигая от себя тарелку. Во время приема пищи ребенок, как правило, держит ложку в кулачке – переучивать его на этом этапе специалисты считают не целесообразным. Более важным здесь считается проявление детской самостоятельности, когда малыш привыкает кушать без посторонней помощи. Пока малыш ест, сидя в стульчике для кормления, не стоит ему мешать, пытаясь помочь без необходимости.

Примерно к 1 месяцу ребенок начинает совершать более осознанные движения. Если до этого он беспрестанно может махать руками и ногами, то теперь малыш начинает двигаться осознанно. Необходимо регулярно класть ребенка на животик и тогда он быстрее научится держать головку. После месяца он должен научиться отталкиваться от маминой ладошки, лежа на животе. Также лучше будет, если малыш научиться приподнимать одновременно и попу, и голову.

Помимо физической активности, ребенок должен уже воспринимать звуки и голоса. Особенно он должен воспринимать успокаивающий голос мамы. Именно ее голос дети начинают различать из множества других с самого рождения. Знайте, чем лучше ребенок слушает в первые месяцы жизни, тем лучше он будет разговаривать.

В 1 месяц малыш уже умеет радоваться и огорчаться. Конечно, это не так выражено как у взрослых людей, но любые перепады настроения матери сразу передаются и ребенку. Близкие люди могут вызывать у малыша улыбку и восхищение. Возможно, в этот момент услышать его первые «агу».

В первый месяц у ребенка развиваются различные рефлексы:

  • хватательный – положите ему на ладошку свой палец и он его должен обхватить;
  • поисковый – коснитесь пальцем уголка рта малыша и он должен искать грудь матери;
  • двигательный – положите на живот и упритесь ладонью в его стопы ног, ребенок должен отталкиваться от ладони.

В этот момент жизни ребенок должен пугаться слишком громких звуков, но лучше не испытывать его терпение и соблюдать тишину.

Сон в 1 месяц у ребенка составляет 2-3 часа с последующим кормлением. Спокойные дети ночью спят по 6-7 часов без просыпания.

Чтобы ваш ребенок развивался правильно, соблюдайте гармонию в своей семье. В это время лучше отказаться от различных скандалов и отпустить в свободное плавание некоторые свои проблемы. Когда берете ребенка на руки, старайтесь передать ему теплоту и заботу, необходимые малышу в первые годы жизни. Регулярно совершайте поглаживания животика, спинки и стоп ребенка – это поспособствует развитию двигательной активности.

Покупайте малышу только разноцветные яркие или музыкальные игрушки. Это поможет развить зрительный и слуховой рефлексы.

Видео по теме

Чтобы узнать на сколько во время развивается ваше чадо, нужно прослеживать его развитие по месяцам до года. Разберемся что должен уметь малыш до года. Развитие рассматривается по нескольким критериям: физическое и психомоторное развитие, отличия мальчиков и девочек.

При абсолютно здоровом состоянии, он будет проводить большую часть жизни во сне. Это обусловлено с наступлением периода адаптации. Он происходит ввиду изменения окружающих условий. В то время, когда малыш не спит, его подвижность проявляется в шевелении ручками и ножками. Внимание новорожденного привлекает окружающий шум(разговоры), различные погремушки.

Большую часть времени(около семидесяти процентов) малыш проводит во сне. В первый месяц его подвижность проявляется в различных рефлексах:

  • Рефлекторное сосание;
  • Хватательный рефлекс;
  • Поисковый рефлекс. Позволяет ребёнку найти сосок для получения питания.
  • Психомоторное развитие

Появляются первые попытки фокусировки взгляда на определенном предмете. Малыш пытается видеть свои руки. Однако удерживать голову независимо ещё не умеют. Главные моменты развития:

  • Кормление ребёнка в среднем составляет от десяти до двенадцати раз. Кормление происходит в дневные и ночные часы;
  • Появляются первые физические движения. Они обусловлены рефлексами.;
  • Если ребёнок чувствует себя не комфортно, то он плачет;
  • Начинает узнавать запах и голос матери. Появляется первые признаки реакции;
  • Появляется фокусировка взгляда;
  • Рост малыша в среднем увеличивается от двух до трёх сантиметров. За месяц вес изменится на 600 грамм в сторону повышения.

2 месяца

На второй месяц жизни у ребёнка зарождается режим дня. Время приёма пищи и сна становится более размеренным. Малыш проявляет эмоции, в виде улыбки и различает настроения окружающих. Во время повышенного внимания со стороны взрослых, малыш активно шевелит ручками и ножками.

К двум месяца небольшое количество времени(от десяти до пятнадцати секунд) он способен удерживать голову. Координация в движении более отчетлива.

По достижению двух месяцев большое внимание уделяет изучению окружающего мира. Ребёнок двух месяцев способен фокусировать взгляд на лицах, предметах, находящихся на расстоянии от двадцати до тридцати сантиметров. При общении активно улыбается. Улыбка является реакцией на внимание со стороны взрослых. Начинает издавать различные звуки.

Основные моменты развития:

  • Появляется реакция на людей;
  • Пытается изучать собственное тело(ладони и пальцы);
  • Проявляются попытки самостоятельности, в виде взять погремушку;
  • Рефлексы у ребенка постепенно исчезают;
  • Зрение ребенка улучшается, что способствует появлению любопытства к предметам ярких цветов.
  • Вес ребёнка вырастает примерно 800 грамм. Вырастает наше чадо на три сантиметра.

3 месяца

На третий месяц малыш достигает возраста грудничка. Он становится более самостоятельным. Рефлексы у ребенка полностью пропадают. Однако способен свободно контролировать свои движения. Любопытство набирает обороты, появляются новые эмоции в виде воркования. У ребенка проявляется способность использовать предплечья в виде опорно-двигательного аппарата. Появляются умения свободно удерживать голову и двигать руками.

  • Информация для молодых родителей:

Появляются и первые проблемы, например кишечные колики. Для избавления от их поможет теплая пелёнка, массаж животика, а так же травяные чаи.

Стремительно делается шаг в перёд в опорно-двигательной функции. Малыш хорошо удерживает различные предметы. Формируется речь. В ней проявляются различные звуки. При обращении внимания, он выражает эмоции(радость, недовольство), сопровождая движениями.

Важные моменты развития:

  • Расширяется диапазон возможных движений;
  • Реагирует на звуки, свет;
  • Хватательный рефлекс стремительно развивается.
  • В рот тянет различные предметы;

Вес за месяц увеличивается в среднем на восемьсот грамм, а рост на два с половиной сантиметра.

4 месяца

Четвертый месяц отличается тем, что малыш осознанно рассматривает предметы. Физическое состояние улучшается, например укрепляются мышцы шеи. Кругозор ребенка расширяется. Он запросто справляется с захватом и удержанием любимых игрушек. Отмечается рост количества переворотов с живота на спину. При расположении на спине отмечаются движением подбородка и головы вверх. Взгляд и движения рук приобретают наивысшую степень координации.

Чётко различает лица и предметы. Эмоционально реагирует на события во круг. На распев длительное время произносит звуки.

Главные моменты развития:

  • Появляются новые движения, а именно попытки сесть;
  • Начинает попытки ползать;
  • Бутылочку с питанием держит сам;
  • Осознанно фиксирует взгляд;
  • Рассматривает себя в зеркале с особым интересом.

Вес выше на 750 грамм. Рост увеличится от двух до трех сантиметров.

5 месяцев

  • Готовимся к первому прикорму:
  • Изучаем .

На этом этапе хорошо расширяется круг способностей: может видеть в дали. Он проявляет интерес к работающей технике (например телевизор). Малыш без посторонней помощи переворачивается и принимает попытки ползать. Способен один стоять на ножках делая упор на ручки. Игрушки спокойно берет из рук старшего. При издании звуков у него появляется интонация. Интонацию в голосе посторонних людей так же различает. Недовольство выражается в топоте ножками и криками.

Важные моменты развития:

  • Быстро развивается физически. Виднеются попытки отталкивания ножками;
  • Возможны попытки произнесения слов мама, папа;
  • Без помощи взрослых пользуется игрушками;
  • Проявляет эмоции;
  • Начинают прорезаться первые зубки.

На этом этапе малыш набирает около семисот грамм. А рост прибавляется на два сантиметра.

6 месяцев

Шестой месяц отмечается появлением эмоций и желаний, а так же их активным выражением. Развитие достигает приобретения сидеть самостоятельно, хотя и короткий промежуток времени. Проявляются попытки ползать самостоятельно. Проявляются основные навыки, такие как сидеть. Может перемещать игрушки.

Младенец произносит слоги. Он откликается на своё имя. Если его долго не брать на руки, начинает капризничать.

Главные моменты развития:

  • Стремительно учится ползать на расстояние от двадцати до тридцати сантиметров;
  • Может раскачиваться из стороны в сторону;
  • Развивается моторика;
  • Любит играть.

Рост прибавляется на два сантиметра, а вес примерно на 650 граммов.

7 месяцев

На седьмом месяце эмоциональный рост значительно заметен. Появляется характер и темперамент вашего малыша. Приобретенные знания пытается использовать в повседневной жизни. Понимание окружающего мира значительно возросло. Он способен различать размеры предметов. Если попросить их показать, малыш с лёгкостью справится с этой задачей. В этом возрасте он значительное количество времени может удерживать свой вес, научился вставать и стоять, но только при наличии опоры.

Ребёнок опираясь на руки способен сидеть самостоятельно. Совершает манипуляции с игрушками (бросает, стучит). Хорошо совершает перевороты с живота на спину и наоборот. У них полно энергии, поэтому нужно постоянно наблюдать за ребенком.

В семимесячном возрасте хорошо различает людей. Долго разговаривает сам с собой. При нежелательном общении, выражает недовольство плачем. Проявляется интерес к рисункам. Основные моменты развития:

  • При желании достичь какого-либо объекта тянется к нему обеими ручками;
  • Сидит без посторонней помощи. Но всё еще требуется помощь при посадке;
  • Проявляет интерес к самым простым играм. И уже умеет привлечь внимание к себе;
  • Пытается эмитировать звуки, много времени поёт. Появляются слоги гага, гугу и другие;
  • Проявляет огромную заинтересованность к ярким рисунка, книжкам, раскраскам.

Вес нашего чада изменится на шестьсот грамм, а рост составит на два сантиметра больше прежнего.

8 месяцев

Активность младенца значительно увеличивается. Приобрел навыки самостоятельно передвигаться, садиться, вставать в кроватке, держась за бортики. Различает семью от чужих людей. Самостоятельность значительно вырастает. Появляется желание кушать самому ложечкой. На просьбы принести какие-либо предметы реагирует положительно.

В возрасте восьми месяцев с удовольствием осваивает ходьбу, пусть пока только приставным шагом и при наличии предмета опоры. Навык садиться без посторонней помощи освоен до конца.

Простые слова мама, папа и другие с успехом пытается произносить. Различает интонацию, например вопрос или ругань. Выражает особый интерес к простым играм, например ладушки или прятки. Главные моменты развития:

  • С успехом осваивает ходьбу;
  • Ориентация в пространстве заметно улучшается, что позволяет легко перемещаться по помещению;
  • Активность ребенка велика. Проявляется в меньшем времени лежания;
  • Словарный запас значительно увеличивается – это улучшает понимание между мамой и малышом.

550 граммов набирает наш малыш на этом этапе жизни. И прибавит полтора сантиметра в росте.

9 месяцев

На девятом месяце жизни наше чадо становится увереннее, чем прежде. Попытки шагать самостоятельно стремительно растут. Баланс и равновесие ребенка значительно улучшается. Хотя он по-прежнему часто падает на пол.

Чётко видны успехи в обучении ходьбы. Садиться и вставать может самостоятельно, но требуется опора.

Передразнивает сам себя в зеркало. Активно участвует в играх, например ладушки, прятки. Получил навык прощания. Главные моменты развития:

  • Без посторонней помощи сидит, встает;
  • Хорошо ориентируется в пространстве. Может выбирать направление движения;
  • Заметно запоминание слов и различие предметов;
  • К нему приходит понимания запретов и разрешений;
  • Разговаривает на своем языке. Близки родственники со временем начинают его понимать.

К концу этого этапа жизни вес составит на 500 граммов больше, а в росте прибавится полтора сантиметра.

10 месяцев

Не пренебрегайте прочтением:

На десятом месяце двигательные способности позволяют самостоятельно делать несколько шагов. Время игры составляет от десяти до двадцати минут. При этом простые игры в ладушку заменяются кубиками. Проявляет заинтересованность в новых знакомствах. Способен самостоятельно рассматривать книжки, перелистывая страницы.

При передвижении для опоры требуется лишь одна ручка. Ходит самостоятельно, хоть и на небольшие расстояния. Привычное нам ранее ползание заменяется ходьбой.

Отлично справляется с обязанностью подать какой-либо предмет(кукла, мячик, машинка и другие). Появляется интерес к беседам взрослых, а вместе с этим и попытки повторять слова. Главные моменты развития:

  • Способность стоять не опираясь на что-то увеличивается до нескольких секунд;
  • Ходит наш малыш лишь несколько шагов, но самостоятельно;
  • Великолепно ползает используя руки и ладони;
  • Активно пользуется игрушками. Часто разбрасывая их;
  • Умеет показать названные части тела как на себе, так и на другом человеке.

На четыреста пятьдесят грамм станет тяжелее к концу месяца и на полтора сантиметра подрастет.

11 месяцев

Попытки изучения окружающего мира становится всё заметнее. Предметы трясут в воздухе, кидают, ломают в попытках изучить их как снаружи, так и изнутри. Способен находить нужные предметы(даже если их спрятать). С лёгкостью показывает нужный предмет.

При нормальном развитии опора при стойке не нужна вовсе. Появляются попытки ходить, но пока только при посторонней помощи. Активно контактирует с другими детьми, знакомясь и играя с ними. Так же любит танцевать и всегда непоседлив.

По достижению одиннадцати осознанно указывает на запрошенные части тела, как на себе, так и на других. К игре с кубиками добавилась пирамидка. Внятно произносятся главные слова: мама, папа. Главные моменты развития:

  • Двигательный аппарат стремительно совершенствуется. Может самостоятельно садиться, ложиться, вставать;
  • Различает похвалу от ругани. Правильно реагирует на них;
  • Способен указать запрашиваемый предмет;
  • Приобрел навык приветствия и прощания. Машет привет или пока;
  • Достигаются первые успехи приема пищи.

Рост нашего малыша будет больше на 1,5 сантиметра, а вес на четыреста грамм.

12 месяцев

В 12 месяцев ребенок ставится личностью. Общение с посторонними приносит меньше стресса. Отчетливо проявляется характер. Демонстрируется недовольство, смена настроения. Словарный запас стремительно пополняется. Возникает необходимость следить за речью в присутствии ребенка. Опора для положения стоя не требуется, ходит самостоятельно.

Появляется активное участие при одевании, купании и так далее. Предпринимает попытки самостоятельно кушать и пить.

Отчетливо разговаривает. Словарный запас пополняется. Главные моменты развития:

  • Ходит на небольшие расстояния;
  • Находит нужные предметы;
  • Словами объясняет что хочет.