Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца

Вашему ребенку исполнилось 2 месяца – развитие малыша продолжается семимильными шагами. Правда, мышечной тонус у младенца в этом возрасте ещё повышен, и поэтому объем активных движений пока несколько ограничен, зато на его лице все чаще появляется улыбка, он самостоятельно держит головку и пробует гулить. Очень важно «отвечать» грудничку, и пусть такое общение ещё не носит никакого смысла, кроме эмоционального, оно очень важно для развития грудничка.

Развитие малыша в 2 месяца и видео занятий с грудничком

В этом возрасте, лежа на животе, ребенок поднимает голову и дольше удерживает ее, ему хватает сил посмотреть по сторонам. Малыш следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами. Появляется гуление. Гуление - это начальный этап предречевого развития детей. Малыш начинает произносить певучие гласные звуки или может гукать - произносить более отрывистые звуки, похожие на «гу, гы, кх». Происходит это на фоне общего удовольствия или комплекса оживления малыша.

Сохраняются рефлексы новорожденных: ползания и автоматической походки, которые мы используем для гимнастики. Объем активных движений пока еще несколько ограничен за счет физиологического повышенного тонуса в руках и ногах.

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, для развитие малыша немалое значение имеет его первая игрушка - тот предмет, который ребенок осознанно самостоятельно взял в руки, чтобы его рассмотреть и даже попробовать на вкус. При этом важно, чтобы эта игрушка отвечала определенным требованиям. Для этого лучше всего подходит погремушка: яркая, легкая, с мелкофрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должна быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде, перед тем как дать ее ребенку. Но прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание. Во время развивающих занятий с ребенком в 2 месяца потренируйте его внимание и покажите, как правильно взять игрушку. Малыш быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию.

Рекомендуется перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной выше методике, подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка.

Занятия с ребенком в 2 месяца начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону.

Итоговым результатом занятий с грудничком в 2 месяца должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях.

Следующим этапом будет попытка малыша дотронуться до игрушки. Как заниматься с ребенком в 2 месяца, чтобы это желание появилось? Для этого игрушка должна попасть в поле зрения грудничка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это.

Начиная с этого возраста, обязательно уделяйте внимание предречевому развитию малыша: в 2 месяца необходимо в течение дня выделять время специально для общения с ребенком. В этот момент вам не должны мешать посторонние звуки, такие как включенный телевизор или разговор взрослых между собой.

Например, во время проведения массажа малыш, лежа на спине, хорошо видит ваше лицо и сосредоточивает на вас свое внимание. Используйте этот момент, инициируя общение с ребенком. Во время развивающих занятий с ребенком в 2 месяца обращайтесь к нему ласковым голосом, четко произнося звуки, похожие на гуление детей, например: «агу», «гу-гы». В большинстве случаев малыш сначала прислушается к вам, начнет всматриваться в вашу мимику, в движения губ во время произношения слов, обращенных к нему, а затем попробует подражать вам.

Если малыш во время массажа от удовольствия начал сам гукать, обязательно поддержите разговор с ним, отвечайте ему, повторяйте за ним произносимые им звуки.

Посмотрите видео «Занятия с грудничком 2 месяца» и обязательно применяйте такие же приемы на практике:

Как делать массаж рук ребенку в 2 месяца в домашних условиях (с видео)

Массаж ребенка в 2 месяца, как и для месячного малыша, начинается с массирования рук. Положите малыша на столе на спину ножками к себе. Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 2-3 раза.

Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 2-3 раза.

Отдельно погладьте ладошку ребенка, но старайтесь не нажимать на середину ладони. У детей в этом возрасте имеется врожденный хватательный рефлекс, который вы простимулируете таким надавливанием.

Вам нужно добиться, чтобы малыш раскрыл ладошку.

Во время того как делать массаж ребенку в 2 месяца, отдельно уделите внимание большому пальцу. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении. Повторите прием 4-5 раз.

Переходим к массажу предплечья и плеча. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка. Ладонью второй руки начните с поглаживания по направлению от кисти к локтевому суставу, затем к плечевому. Пройдите как с наружной, так и с внутренней стороны руки. Область локтевого сустава затрагивать не рекомендуется. Повторите прием 2-3 раза.

Растирание проведите подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями в том же направлении, как при поглаживании. Растирайте только наружную поверхность предплечья и плеча. Повторите прием 2-3 раза.

Не забудьте, что малышу была сделана в роддоме прививка от туберкулеза в области плеча и на месте небольшого узелка с корочкой в центре должно начаться формирование рубчика. Поэтому во время массажа для новорожденных 2 месяца обходите область прививки.

Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.

На видео «Массаж ребенку в 2 месяца» показано, как выполняются все приемы:

Массаж ног для новорожденных малышей в 2 месяца

Следующий этап массажа для грудничков 2 месяца – массаж ног. Массаж ног начинают со стоп ребенка. Малыш лежит на спине ногами к вам.

Массаж и развивающие занятия с детьми от месяца до года

Одной рукой возьмите ножку ребенка в области голени. При этом нога должна быть слегка согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Первый прием - поглаживание. Обхватите своими пальцами стопу поперек в области пальчиков ребенка. При этом ваш большой палец должен находиться на подошвенной стороне, а остальные - с тыльной стороны стопы. Проведите поглаживание по направлению к голеностопному суставу. Повторите прием 3-5 раз.

Следующий прием массажа ребенку 2-х месяцев в домашних условиях - растирание. Придерживая стопу с тыльной стороны, подушечкой большого пальца растирайте подошву спиралевидными поступательными движениями от пяточки к пальчикам ребенка. Повторите прием в 2-3 прохода.

Если малыш все время поджимает пальчики, то во время растирания старайтесь не нажимать большим пальцем на подошву в передней ее трети (под пальчиками). В противном случае нажатие вызовет еще большее рефлекторное сокращение мышц, сгибающих пальцы.

Если пальчики нужно распрямить, погладьте дополнительно стопу с тыльной стороны по направлению от основания пальчиков к голеностопному суставу. Повторите прием 4-5 раз, и вы увидите, как пальцы на стопе начнут расслабляться и выпрямляться.

Теперь во время массажа малышу в 2 месяца переходите к поглаживанию голени и бедра. Обхватите своей ладонью голень ребенка чуть выше голеностопного сустава. Проведите рукой по голени скользящими движениями по направлению к коленному суставу, затем по передней и боковой поверхностях бедра в сторону тазобедренного сустава. Прием повторяем 3- 5 раз.

Следующее за этим растирание проводим подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями по передней и наружнобоковой поверхностям бедра. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем первоначальным поглаживанием.

Как правильно делать массаж живота грудному ребенку в 2 месяца

Переходим к массажу живота. Необходимо помнить, что массаж живота нужно проводить не раньше, чем через час после кормления малыша. Так как процедура стимулирует активную перистальтику кишечника, у ребенка могут при этом появляться кратковременные неприятные ощущения в животе, особенно если он страдает кишечной коликой. Здесь очень важно, чтобы ваши руки в момент прикосновения к животику всегда были теплыми.

Как правильно делать массаж живота ребенку в 2 месяца, чтобы он принес пользу грудничку?

Во время этой процедуры малыш продолжает лежать на спине ногами к вам.

Первый прием - поглаживающий. Ваша правая рука ладонной стороной скользит по животу по часовой стрелке, описывая круг. Повторите прием 4-5 раз.

Далее поглаживаем косые мышцы живота. Для этого движение ваших ладоней должно идти от боковой поверхности туловища. Работают одновременно с двух сторон обе руки, ладони сближаются над областью пупка. Повторите прием 4-5 раз.

Согните пальцы правой руки. Суставами согнутых пальцев растирайте околопупочную область спиралевидными движениями, одновременно описывая круг вокруг пупка по часовой стрелке. Выполните прием, проходя 3-4 круга.

Заканчивать массаж живота следует, повторяя круговое поглаживание, с которого начиналась процедура.

Массаж спины для грудничков в 2 месяца

Для массажа спины грудного ребенка в 2 месяца переверните малыша на живот ногами к себе.

Первый прием - поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер вбок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Следующий прием - растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх. Повторите прием 2-3 раза.

При этом область самого позвоночника массировать не рекомендуется. Далее смените направление растирающих движений. Теперь ваши пальцы должны двигаться от позвоночника вбок, по ходу межреберных промежутков. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Если у ребенка напряжены мышцы спины и шеи, прием растирания не проводят. Его заменяют нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Детский массаж в 2 месяца: приемы для ягодиц и задней поверхности ног

Массаж ягодичной области проводят либо после массажа ног, либо после массажа спины. Ребенок так же лежит на животе ногами по направлению к вам.

Первый прием - поглаживание. Ваши ладони скользят по ягодицам. Начинается движение с обхвата боковой их поверхности, и руки направляются друг к другу.

Прием проводят в быстром темпе и более энергично, чем на других участках тела. Повторите движение 5- 7 раз.

Далее во время детского массажа ягодиц в 2 месяца следует прием растирания. Для этого используйте фаланги согнутых пальцев рук. Направление спиралевидных движений по кругу, прорабатывайте по очереди правую и левую части ягодичной области. Повторите прием в 3-5 круговых проходов.

Повторите прием поглаживания, с которого начинали массаж.

После ягодичной области продолжаем массаж задней поверхности ног. Повторите поглаживание и растирание в том же порядке и направлении.

Придерживайте одной рукой голень ребенка, нога при этом должна быть слегка согнута в коленном суставе. Проведите рукой по икроножной мышце скользящими движениями по направлению к коленному суставу, далее по бедру в сторону ягодиц. Повторяем поглаживание 2-3 раза.

Затем подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями продвигаемся по задней поверхности голени. Прием повторяем 3-5 раз.

Старайтесь проработать икроножную мышцу со всех сторон. Подколенную ямочку не массируют.

Переходим к области бедра. Растирание проводим подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями по задней и наружнобоковой поверхностям бедра. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем массаж ноги, повторяя поглаживания по направлению от стопы к бедру и далее к ягодицам в 4-5 проходов.

Зарядка для грудничков в 2 месяца и видео занятий с новорожденными малышами

Зарядка для ребенка 2-х месяцев не менее важна, чем массаж.

1. Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого попробуйте помочь ребенку следующим образом: сверните детское байковое одеяло в валик. Во время зарядки для новорожденного в 2 месяца положите малыша на живот и под его грудную клетку подложите этот валик так, чтобы ручки, согнутые в локтевых суставах, находились впереди валика. Валик будет поддерживать верхний плечевой пояс ребенка и не даст рукам вернуться назад. Так постепенно малыш привыкнет опираться на предплечья. Выкладывайте ребенка несколько раз в день на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания. Заинтересовывайте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним, чтобы он как можно дольше видел вас.

2. Следующее упражнение - покачивание малыша. Ребенок лежит на спине ногами в вашу сторону. Выполняя с грудничком зарядку в 2 месяца, свои ладони подведите под его плечи и голову, локтями обопритесь на стол, располагая их рядом с туловищем малыша. Приподнимите ребенка до вертикального положения и опустите обратно за счет сгибания своих рук в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.

3. «Ползание». Делая этот элемент зарядки в 2 месяца, малыш лежит на животе на столе, придайте ему позу лягушонка, при которой ноги согнуты и разведены в стороны. Подставьте свои ладони под стопы ребенка и подождите, пока он оттолкнется от них, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 4-5 раз, но при этом каждый раз после выпрямления сами сгибайте ноги крохи в коленных и тазобедренных суставах, сохраняя их разведение.

4. «Шагание». Для выполнения этого упражнения зарядки для новорожденных в 2 месяца, возьмите малыша двумя руками в подмышечной области. Дотроньтесь его стопами до поверхности стола, желательно так, чтобы стопы полностью соприкасались с поверхностью. Слегка наклоните корпус ребенка вперед, дождитесь начала перешагивающих движений ног. Повторите упражнение в 4-5 проходов по длине стола.

На видео «Зарядка в 2 месяца» вы поможете посмотреть, как выполняются эти и другие упражнения:

Статья прочитана 1 519 раз(a).

Как развивать ребенка в 2 месяца? Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Эти и много других вопросов волнуют молодых родителей 2 месячного малыша. Совсем недавно мы с вами осваивали , и вот уже ваш малыш заметно окреп, он увереннее работает ручками, пытается приподнимать и поворачивать головку лежа на животе, начинает понемногу опираться на предплечья.

Но, самое интересное, теперь, при появлении любимой мамочки (а также папочки, бабушки, других взрослых, ухаживающих за малышом) малыш демонстрирует так называемый «комплекс оживления» — он улыбается вам своей очаровательной беззубой улыбкой, гулит и активно размахивает ручками и ножками, как бы призывая вас к совместной игре. Чем же сегодня порадует и развлечет мама своего любознательного кроху? Как развивать ребенка в 2 месяца с помощью игр и занятий? Об этом – в сегодняшней статье.

Пальчиковая гимнастика для ребенка 2 месяца

Если вы по каким-то причинам еще не делали малышу массаж маленьких пальчиков , самое время начать, ведь кроха проявляет все больший интерес к окружающим его предметам, пытается их хватать, и сильные, ловкие пальчики ему ой как пригодятся. Делайте легкие, поглаживающие круговые массажные движения по внутренней стороне ладошки, затем, когда малыш расслабит и разожмет кулачек, начинайте слегка пощипывать подушечки пальцев и загибать их по одному, приговаривая ритмичную потешку, например, такую:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Ну а этот пальчик – я, —

Вот и вся моя семья.

Самолет для ребенка 2 месяца

Малыши, которым исполнилось 2 месяца, не откажутся полетать на крепких папиных (или маминых) руках . Главное – правильный самолет. Возьмите малыша перед собой животиком вниз, пропустив одну руку между ножек, а второй придерживайте под грудкой. Ваш маленький «пилот» готов отправляться в путь. Можно полетать по просторной комнате, останавливаясь над интересными объектами для рассматривания, например, над развивающим ковриком, интересным рисунком на ковре или обивке дивана, пробегающим мимо котом, «случайно» оставленной на стуле погремушкой (позвольте крохе схватить эту легкую добычу). Перед окончательным приземлением немного покачайте кроху на руках в такт стихотворению А.Барто:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Игра «Лифт» для ребенка 2 месяца

Если вашему малышу понравилось летать, предложите ему еще одну игру-забаву, тренирующую вестибулярный аппарат и способствующую формированию представлений о пространственных отношениях. Держите кроху прямо перед собой в вертикальном положении. Скажите ему, что сейчас вы будете «кататься на лифте» . Начните медленно поднимать ребенка вверх (говорите «вверх-вверх-вверх»), затем также плавно опустите вниз (говорите «вниз-вниз-вниз»).

Начинайте с небольшой амплитуды и постепенно увеличивайте количество повторов упражнения и количество этажей, которое проезжает «лифт». Между прочим, это еще и отличное упражнение для укрепления мышц маминых рук!

Недавно стали мамой малыша?

Маленький совет: когда лифт будет проезжать мимо вашего лица, не забудьте поцеловать свое сокровище.

Первая книга для ребенка 2 месяца

Двухмесячный малыш уже хорошо фиксирует взгляд и может удерживать его до 30 секунд. Можно и «почитать» . Первую книжку для малыша вы легко сделаете самостоятельно. Вырежьте подходящие изображения из журналов, каталогов, отживших свой век книжек. Обратите внимание, что картинки должны быть:

  • простыми
  • четкими
  • достаточно крупными
  • по одной на каждой страничке вашей импровизированной книжки

Наклейте картинки на плотный картон (для прочности можно заламинировать скотчем или специальной пленкой и утюгом), дыроколом сделайте дырочку, вставьте и завяжите шнурок. Первая книжка для вашего требовательного читателя готова. Показывайте малышу странички (старайтесь не слишком приближать книжку к глазам, 50-70 см будет достаточно) и называйте изображенные на них предметы — четко, громко и слегка растягивая гласные. Хорошо, если на картинках будут предметы, которые малыш часто видит в своем окружении, например, погремушка, шарик, соска, цветок и т.п.

Маленький совет: такую книжку удобно брать с собой на прогулку, в магазин или в поликлинику с чуть подросшим малышом.

Игра «Зеркало» для ребенка 2 месяца

Присмотритесь к своему крохе внимательнее – он сам подсказывает вам, как развивать ребенка в 2 месяца . Выберите момент, когда малыш сыт, доволен жизнью и находится в хорошем настроении и попробуйте поиграть с ним в «зеркало» . Вы можете отражать (повторять) выражения лица ребенка, его движения (это уже будет считаться за полноценную зарядку для мамы, если вы, конечно, не практикуете тугое пеленание:-)) и даже звуки. Попробуйте – уверяю вас, это занятие позабавит вас обоих.

Через некоторое время, когда ваш малыш привыкнет к игре в «зеркало», вы можете попытаться поменяться с ним ролями. Двухмесячный малыш очень тонко чувствует эмоциональное состояние взрослых, поэтому он уже как бы предрасположен к этому занятию. Проще всего вызывать ответное «отзеркаливание» в вокализациях ребенка во время ваших обычных ежедневных занятий.

Произнесите какой-то слог, максимально похожий на звук, издаваемый вашим ребенком (например, он распевает «а-а-а», вы скажите «мама» или «та-та-та») – сначала своим обычным голосом, затем низким грудным голосом, после – высоким. Если малыш проявляет интерес, прислушивается, повторите несколько раз.

Не торопитесь, делайте паузы между «словами», и очень скоро вы будете вознаграждены – крошка начнет вам подпевать, вы услышите в его агукании похожие интонации. Этого же эффекта можно добиться, корча разные безобидные (вы ведь не хотите напугать кроху) рожицы:

  • зажмуриваться
  • поджимать губки
  • высовывать язычок
  • надувать щечки
  • складывать губки «дудочкой»

Кстати, последние элементы – это самая настоящая для развития речевого аппарата вашего ребеночка. Вспоминаю, как наш дедушка научил Егорку показывать язык, а я долго голову ломала, откуда же у сына такие манеры в столь юном возрасте:).

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.

Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…

Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.

Надо ли развлекать младенца или как перестать беспокоиться

Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?

От рождения до месяца жизни

  • прежде всего, надо успокоиться и принять тот факт, что действительно в первый месяц жизни младенец будет много спать. Это период адаптации к новому состоянию, новорожденные тратят много сил на привыкание к другому образу жизни, поэтому им нужен крепкий сон. Когда младенец бодрствует значительную часть суток, но не плачет, оживлен и активен - это исключение, которое напрямую связано с его физиологией, причин для беспокойства нет. Если же отсутствие сна сопровождается криком, плачем - посещение педиатра не будет лишним;
  • конечно, есть и врожденные рефлексы, но все же малышу необходимо время на «перестройку» систем организма. За минуты бодрствования малыш должен получить самое главное - мамину любовь, тепло и защиту. Мамин голос, ее запах, улыбка, бережные прикосновения помогут младенцу адаптироваться быстрее. Специально настраивать себя на игру с ребенком одной-двух недель от роду бессмысленно, и беспокоиться о том, что вы упустите какой-то важный период для развития - не стоит. Скорее наоборот, чем больше вы будете стараться развлечь ребенка, тем быстрее он устанет, и тем острее будет реакция на утомление. Хорошо, если ваша попытка закончится только плачем малютки, но могут быть и более серьезные последствия;
  • потратьте время «НЕ сна» на гигиенические нужды (переодевание, подмывание, воздушные ванны), но при этом разговаривайте, пойте песенки, ребенку ваш ласковый спокойный голос необходим! Можно сделать легкий массаж или просто оставить лежать в кроватке, но при этом постоянно говорите с ним. Вы можете ничего не услышать в ответ, но ребенок вас услышит, это его зона комфорта, не лишайте его уверенности, максимально сохраните тот особый контакт, который объединял вас до его рождения;
  • будьте уверены, малыш видит, чувствует и слышит все, что происходит рядом с ним. Если он просто смотрит, как вам кажется, в «никуда», на деле в возрасте до месяца, младенец учится фокусироваться на объемном созерцании предмета. Вмешиваться в столь сложный процесс не надо, но и наблюдать постоянно одно и то же, каждый день - это уже не познание, не развитие, не развлечение, поэтому объект наблюдения надо менять.

Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте - потратьте время с пользой для малыша и себя.

Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик - это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.

Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки - и вот он, контакт, понятный и близкий.

  • Возьмите малыша на руки, старайтесь быть в его поле зрения, пусть он смотрит на вас или хотя бы в вашу сторону. Лицо мамы - это главный объект изучения для маленького человека, гримасничайте, чаще улыбайтесь, медленно поворачивайте свою голову в стороны. Уже в 2 месяца в ответ на улыбку ребенок будет улыбаться сам, сможет следить за вашими движениями, поворачиваться на ваш голос.
  • Развлекать малютку можно и во время массажа или пеленания. Погладьте его ладошку, ласково пощекочите пальчики, назовите по имени, возьмите на руки и покачайте, прижмите бережно к груди - это развивает чувство защищенности и баланса. Добавьте музыку - ребенок сам «подскажет», какая музыка ему приятна. Покачайте его вверх-вниз («качели»), но не поднимайте младенца высоко, чуть выше маминых глаз. Пощекочите губами животик, ласково спросите «а чей это животик? Моего (имя) животик». Чтобы развлечь кроху не обязательно покупать сложные яркие игрушки, иногда достаточно тактильных игр с мамой.

Игры - наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.

  1. Положите малыша в кресло-шезлонг для новорожденных, перенесите кресло на кухню, в моменты бодрствования дитя с удовольствием будет за вами наблюдать. Двигайтесь медленно, чтобы он успел зафиксировать взгляд на вас, покажите яркое полотенце, миску, блестящую ложку - это все интересно, занимательно и познавательно в соединении с вашими «рукодельными» попевками («я взяла ложку, она такая красивая, я буду помешивать кашу, а потом приготовлю…» - и дальше все в ритмичном темпе "ля-ля-ля, ля-ля-ля").
  2. Перенесите кресло в комнату, где вы отдыхаете, «расскажите», что вы будете делать. Да, скорее всего, младенец быстро уснет, но он будет рядом с вами, и когда проснется, снова увидит ласковое доброе лицо мамы (игра во время просыпания «кто у нас проснулся? (имя) проснулся, мамочку увидит, песенку услышит»). Импровизируйте, главное ваш голос, интонация, и немного названий предметов - это уже познание мира через ваши действия и слова.
  3. Наклоняясь над крохой можно напеть простые слоги (ля-ля-ля, гу-гу-гу, та-та-та), вы подготовите «почву» для гуления, он будет повторять следом за вами, но делайте все медленно, чтобы у малыша было время «сосредоточиться» на повторение.
  4. Цветные игрушки, мобили, развивающие коврики, гелевые шарики, неваляшки будут полезны трехмесячному малышу, но все дозировано, не в «утомляющем» избытке. Погремушку вкладывайте в ладошку малютки, он рефлекторно ее сожмет, потом откинет - это развитие моторной функции, чуть позже ребенок будет удерживать погремушку дольше, будет тянуться к ней (игры «посмотри, что у меня есть» с погремушками, колокольчиками, неваляшками и проч.). Чем проще форма подвесных игрушек, тем легче малышу будет их «ловить», тем дольше он будет играть сам.
  5. Надутые гелием шарики - это вообще находка для рассматривания, выбирайте одноцветные шарики, привяжите их к кроватке. Шарики будут двигаться от малейшего дуновения, кроха сможет наблюдать за ними долго, к тому же шарики одного цвета можно заменить или вообще убрать на время, а потом снова привязать, но уже поближе к малютке. Когда он сможет дотянуться до ленточки (обычно это происходит в два-три месяца), веселье продолжится - шарик будет «прыгать» даже при сжимании ленточки в кулачке.

На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) - кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные - это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.

Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку - начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи - «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».

Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.

Простые правила для любой игры

  1. Если видите, что кроха устал - срочно заканчивайте любую игру, а на время сна вообще убирайте игрушки, которые он может случайно задеть.
  2. Развлекать малютку звуковыми игрушками, мобилями, музыкой, звоночками во время бодрствования можно и нужно, но спать ребенок должен в тишине.

Простые игры, простые развлечения и мама - это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.

Еще пару десятилетий назад вопрос о занятиях с 2-месячным младенцем вызвал бы только недоумение: разве такой маленький ребенок способен на что-либо, кроме лежания на спинке в тугих пеленках? А вот современные педиатры настаивают: в 2 месяца самое время начинать развивать психомоторные, зрительные и слуховые функции маленького организма. Для этих целей применяют специальные игры и гимнастику. Несложными занятиями можно «разбавить» и повседневные хлопоты.

Занятия для развития зрения

В 2 месяца у ребенка уже фокусирует взгляд на интересующих его предметах. С помощью небольшой яркой игрушки на длинной ручке развивают его способность следить за движущимся объектом. Сначала нужно привлечь внимание малыша к предмету, а потом медленно и плавно переместить последний в сторону на небольшое расстояние, добиваясь, чтобы взгляд ребенка его сопровождал. Расстояние между лицом малыша и игрушкой – не более полуметра.

Чтобы не утомлять кроху, на первых порах следует уделять этой игре не более 30 секунд времени. В дальнейшем упражнение усложняется: игрушка перемещается из стороны в сторону, по круговой траектории, вверх-вниз.

Как только малыш начинает проявлять признаки недовольства, занятие прекращается. Эта игра – отличная профилактика косоглазия, так как во время нее активно работают глазные мышцы ребенка.

Очень полезная для развития зрения игрушка легко изготавливается самостоятельно. Для этого нужно вырезать из картона круг диаметром 15–20 см и нарисовать на его обеих сторонах рожицы. Одну – веселую, а вторую – грустную. К кругу крепится ручка, с помощью которой переворачивают игрушку. Наблюдая за «перевертышем», малыш будет улыбаться или хмуриться в зависимости от видимой картинки. «Смены настроения» не должны быть частыми и резкими.

Игры со звуками

В возрасте 2 месяца пора знакомить ребенка с погремушками – для начала их просто вкладывают ему в ручки, чтобы во время движения раздавались звуки и привлекали его внимание. На втором этапе взрослому следует потрясти погремушкой в тот момент, когда она находится вне поля зрения малыша. Он должен повернуть голову в сторону звуков и попытаться найти их источник глазами. Аналогичным образом используются пищалки. Это следует делать и в положении лежа на животике, добиваясь, чтобы малыш поднимал головку.

В период бодрствования можно проигрывать негромкие мелодии, наблюдая за эмоциями маленького слушателя. Ту музыку, которая вызывает улыбку, нужно включать чаще. По возможности надо менять местоположение динамиков. Полезно обращать внимание ребенка на различные звуки, возникающие в его окружении (журчание льющейся воды, мяуканье кошки, звук мотора автомобиля и другие) и вместе с ним искать их источники.

Во время игр и других действий (купания, кормления и других) надо разговаривать с малышом. Фразы нужно произносить четко и не слишком громко. Нельзя использовать «детские» формы слов. Время от времени нужно приближать лицо к ребенку, чтобы он мог видеть, как взрослый артикулирует.

Укрепить эмоциональный контакт поможет такое занятие. В период, когда малыш спокоен и лежит на спинке в кроватке или шезлонге, нужно подойти, склониться, приблизив лицо на 30–40 см, и начать ласково разговаривать с ним. Если ребенок не реагирует ни двигательной, ни звуковой активностью, не стоит сразу отходить в сторону, нужно обязательно погладить его или взять на руки, отложив попытку «пообщаться» на другое время.

Если кроха «отвечает», следует продолжить «разговор», подражая издаваемым ребенком звукам. Затем нужно перейти к протяжному произнесению гласных: о-о-о, у-у-у, а-а-а с усиленной артикуляцией. Малыш будет пытаться воспроизвести услышанное, подражая движению губ взрослого. Это способствует развитию его речевого аппарата.

Упражнения для ладошек и пальчиков

Читая вслух стишки и потешки (сорока-белобока и другие), нужно гладить и разминать пальчики малыша, пощипывая их подушечки. Взяв его ручки в свои, взрослый может делать хлопающие движения (ладушки), вкладывать в его ладошки игрушки с разной фактурой и наполнителями. На первых порах нужно помогать малышу держать их, так как он делает это пока только рефлекторно и отпускает предметы примерно через 10 секунд.

В кроватке нужно подвесить игрушки на таком расстоянии, чтобы ребенок мог до них дотянуться. В этом случае не надо брать его ручки в свои и показывать, как надо действовать. Он должен сделать это открытие сам. Игрушки следует выбрать привлекающие внимание, но не чрезмерно яркие и шумные.

Зарядка для крохи

Проводится в первой половине дня, в середине временного промежутка между кормлениями:

  • положив малыша на пеленальный столик, поочередно поднимать и опускать его руки, разводить их в стороны, затем скрещивать перед грудью;
  • производить ручками движения, имитирующие удары боксера;
  • обхватив ножки под пяточками, делать движение «велосипед»;
  • согнутые в коленях ноги подводить к животику и выпрямлять;
  • приподнимать ребенка, держа под мышки, над твердой поверхностью, чтобы он отталкивался от нее ножками.

Все движения делаются медленно и плавно. Для развития двигательной активности можно менять положение подвесных игрушек в кроватке – прикреплять их с таким расчетом, чтобы ребенок доставал до них и руками, и ногами.

Занятия во время повседневных дел

  1. Если малыш питается из бутылочки, то на нее можно надевать и периодически менять чехлы из тканей разных цветов и фактур. Во время кормления у ребенка будет стимул потрогать бутылочку, при этом он получит разные тактильные ощущения.
  2. После купания, когда ребенок закутан в большое полотенце, с ним хорошо поиграть в прятки. Взрослый прикрывает свое лицо краем ткани, потом выглядывает и произносит «ку-ку».
  3. Во время переодевания мама согревает дыханием животик, ножки или ручки малыша. Это помогает ему сосредоточить внимание на разных частях своего тела.

Лучше всего, если заниматься с ребенком возрастом в 2 месяца будет не только мама, но и другие взрослые в семье. Малыш будет радовать своими достижениями папу, дедушку и бабушку, а мама в это время сможет немного отдохнуть.


Итак, ваш малыш уже немного подрос, он уже не только ест и спит, но и активно интересуется окружающим миром. Как развивать ребенка в 2 месяца? Этот вопрос задают многие родители. Именно с этого возраста можно начинать развивать слух, зрение, моторику и тактильные ощущения малыша. Конечно, все занятия должны проводиться в игровой форме. Не следует забывать и о массаже, а также о специальных упражнениях, которые помогут маленькому человечку быстрее научиться владеть своим телом.

Общие правила

К концу второго месяца детки становятся примерно на 10 см выше и на 2,5 кг тяжелее. Физические возможности растут, появляется первое гуление, сознательная улыбка, реакция на близких родных людей. Спят 2-месячные малыши по-прежнему около 16 часов в сутки (от 15 до 17), но при этом количество ночного сна увеличивается, а дневного – уменьшается. То есть у мамы и папы появляется возможность провести время с ребенком познавательно и интересно.

Что важно учитывать, чтобы не навредить грудничку?

  • Занятия следует проводить в хорошо проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 26 градусов.
  • Длительность игры не должна превышать 10 минут, иначе младенец будет перевозбуждаться.
  • На момент занятия он должен быть сыт и сух. Оптимальное время – между вторым и третьим кормлением, через час после еды.
  • Перед ночным сном разрешается играть только в спокойные игры.
  • Поблизости не должно быть острых предметов, углов, других опасных вещей.
  • Настроение малыша должно быть хорошим. Не нужно заставлять его делать что-то через силу.

В этом возрасте ребенка уже нужно приучать к распорядку дня. Желательно, чтобы прогулки, купание, кормление и сон происходили в одно и то же время. Так грудничку будет легче настроиться, он начнет лучше высыпаться, есть. Соответственно, появится больше сил, улучшится настроение, ребенок будет с легкостью осваивать новые навыки.

Развитие слуха

Разнообразные звуки активизируют слуховые функции младенца. Слух во многом определяет развитие, он стимулирует такие навыки, как переворачивание, ползание и сидение. Дети в 2 месяца уже могут не только слышать, но и воспроизводить некоторые звуки. Наблюдая за движением родительских губ, они непроизвольно начинают им подражать. Поэтому очень важно как можно больше разговаривать с грудничком.

Чтобы развить его слух, поиграйте в занимательную игру.

  • Потрясите погремушкой сначала слева от головы ребенка, затем справа, сзади. Перемещайте ее в стороны с разной скоростью. Когда реакция у малыша улучшится, можно будет попробовать разнообразить звуки при помощи колокольчика, дудочки, погремушек с другим звучанием.
  • Позовите ребенка по имени. Прежде чем подойти к его кроватке, ласково произнесите его имя. Малыш научится узнавать ваш голос и вскоре уже будет заранее ждать, когда вы появитесь.
  • Подготовьте несколько издающих звуки предметов – небольшой молоточек, целлофановый пакет, игрушку с пищалкой. Продемонстрируйте младенцу, как они звучат. Затем помогите ему воспроизвести звук самостоятельно.
  • Повторяйте гуление малыша. Это очень порадует его и удивит. Покажите, как лает собака, кудахчет курица, мычит корова, хрюкает свинья.

Разговаривая с ребенком, используйте простые, односложные слова, выстраивайте короткие предложения. Меняйте интонацию, напевайте детские песенки и потешки, все это будет стимулировать слух и речь малыша.

Черно-белый мобиль для развития зрения новорожденного

Развитие зрения

Ребенок в два месяца уже отчетливо видит предметы на расстоянии метра. Однако фокусировать взгляд на чем-то одном, особенно движущемся, он не может. Поэтому родители должны помочь ему освоить этот навык.

Итак, как развивать ребенка в 2 месяца?

  • Выберите однотонную яркую игрушку, можно светящуюся. Подойдите к малышу так, чтобы он не видел вашего лица (это нужно, чтобы он не отвлекался). Держа игрушку на расстоянии 40-50 см, медленно проведите ей перед глазами младенца. Периодически останавливайтесь, а затем продолжайте движение.
  • Повесьте картинку возле кроватки новорожденного. Она должна быть контрастной, простой, с крупными деталями. Например, хорошо подойдет изображение солнышка, уточки, ягодки, геометрических фигур. Возьмите за правило менять рисунки раз в неделю.
  • Напевая веселую песенку, поднимайте ребенка вверх, а затем вниз, наклоняйте его в стороны. Пусть он посмотрит на предметы под разным углом. Если грудничок проявит к чему-либо интерес, остановитесь и поднесите его поближе.
  • Вечером можно продемонстрировать малышу игру света и тени. Включите расслабляющую, спокойную музыку, затем выключите в комнате свет и фонариком осветите потолок, стены, игрушки или другие предметы. Пусть ребенок с вашей помощью попробует сделать то же самое.

Вязаные бусы для развития тактильных ощущений грудничков

Развитие тактильных ощущений, моторики

Второй месяц жизни – это пора активного развития тактильных рецепторов. Тренируя их, ребенок учится координации, у него быстрее разжимаются кулачки, проходит тонус. Кроме того, детки, с которыми занимались развитием моторики, начинают раньше говорить.

С ребеночком в 2 месяца можно поиграть в следующие игры.

  • Голенького малыша пощекочите перышком, при этом называя каждую часть тела. Пример: «щекочем, щекочем пяточки», «щекочем, щекочем животик».
  • Наденьте на ручку грудничка браслет или яркий носочек, проведите ею перед глазами, а затем другой ручкой поймайте надетый предмет. Одновременно напевайте потешку: «Ручка, ручка, где была? Спрятаться от нас смогла? Мы сейчас тебя найдем! И играть скорей пойдем!»
  • Во время купания поместите в ванночку резиновый мяч. Сначала дайте малышу немного потолкать его ножками, потом передайте в ручки. В завершение слегка поднимите младенца над ванночкой и попробуйте вместе достать мяч из воды.
  • Подготовьте несколько материалов, разных на ощупь, – лоскут шелка, шерсти, деревянную дощечку, вату. Проведите ладошкой грудничка по предметам, а затем дайте как следует их помять.

Во время занятий с ребенком в 2 месяца важно все время держать контакт. Вы можете с ним разговаривать, петь или просто поглаживать. Демонстрируйте разные эмоции, корчите смешные рожицы, и тогда любая игра с легкостью увлечет младенца.

Физическое развитие

Все мы знаем о пользе массажа и зарядки. Но с какого возраста можно заниматься с малышом? Как раз с 2 месяцев.

Чтобы правильно развивать ребенка, используйте следующую инструкцию.

  • Голенького младенца положите на пеленальный стол или другую твердую поверхность.
  • Разожмите кулачки, погладьте каждый пальчик, затем от пальчиков, минуя локти, проведите вверх.
  • Скрестите ручки на груди и разведите в стороны, потом поднимите их вверх и опустите вниз.
  • Возьмите в руку стопу малыша, погладьте ее, а затем слегка надавите на точку у основания пальчиков. Проведите ладонями вверх, минуя колени и внутреннюю часть бедер.
  • Начните прижимать коленки ребенка к животику, сначала по одной ножке, потом две вместе. Можете покрутить «велосипед».
  • Переверните грудничка на животик. Придерживая его за ножки, проведите ладонью от головы к ягодицам, а затем обратно, уже тыльной стороной руки.
  • Опять положите малыша на спинку. Погладьте живот по направлению от боков к пупочку. Подушечками пальцев нарисуйте несколько кругов (по часовой стрелке).

Игры

Помимо специальных упражнений, существуют интересные игры, которым 2-месячный младенец будет особенно рад.

  • Покатайте ребенка на большом гимнастическом мяче (фитболе). Положите его на животик и, аккуратно придерживая, начните перекатывать мяч к себе и от себя. Затем переверните грудничка на спинку.
  • Повесьте над кроваткой малыша яркий воздушный шарик. Пусть он сначала изучит его. После этого покажите, как можно толкать его ножкой или кулачком. Вот увидите, вскоре младенец начнет с удовольствием «боксировать», тренируя мышцы рук и ног.
  • Включите веселую, зажигательную музыку. Сначала потанцуйте, держа малыша на руках. Затем поднимите его, прижав спинкой к себе. Подойдите к твердой поверхности и дайте младенцу немного потоптаться, отталкиваясь то одной ножкой, то другой. Такие танцы нравятся практически всем деткам.

Правильно развивать ребенка 2 месяцев несложно. Все, что ему нужно, это поскорее адаптироваться к условиям окружающего мира. Кто как не родители помогут научиться владеть своим телом, будут показывать интересные картинки, включать забавные звуки, корчить смешные рожицы. Именно они направят и подскажут, как правильно ползать, сидеть, стоять и ходить. Воспитывать ребенка, помогать ему – это большая радость. Берегите себя и своих детей!