Ирландский национальный костюм. Национальный костюм в ирландии

Фото 1 из 1

Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать очень долго. Тем более, что в реальности особой национальной одежды уже давно нет, а с “традиционным костюмом” прежде всего ассоциируются костюмы танцоров.

Начиная с VI по XVI–XVII век ирландцы носили приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки или даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine).

Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена короля Бриана Бору (XI век) существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители имели разную стоимость, поэтому цвета костюма действительно зависели от достатка.

Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения территории Ольстер, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев до окончательной колонизации.

В начале XVII века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.

В XVIII веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют лепрекона или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило, уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.

В Ирландии XIX века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода – отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из литературных героев того времени мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.

Особо нужно сказать о рыбацких (аранских) свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из аранских свитеров.

Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного “кельтского” костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале XX века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.

Сейчас с “национальным ирландским костюмом” прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.

У женщин это укороченное яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой и аппликациями. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого “плаща” выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развеваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.

У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте – это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака юбки, которая сейчас воспринимается как подражание шотландским килтам, а исторически, скорее всего, имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.

Елена Семенюк

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

В старину в Ирландии, как и в Шотландии, не был известен дрожжевой хлеб. Выпекали тонкие овсяные и ячменные лепешки на соде. Для этого местные кузнецы изготовляли специальные решетки-треножники, которые сейчас заменены обычными сковородами. В отличие от других народов (например, шведов) ирландцы никогда не выпекают такие лепешки впрок; женщины обычно пекут их ежедневно. В наши дни не только горожане, но и большинство сельских жителей едят дрожжевой хлеб, который продают в каждом населенном пункте, а также в специальных лавках-фургонах, обслуживающих фермы. Однако в ассортимент многих хлебопекарен, даже столичных, входят^щсяпые и ячменные лепешки. Существует много видов хлеба из смешанных продуктов - например из смеси муки и вареного картофеля, пшеничной муки и кукурузы и пр.

Еще в XIX в. основной пищей ирландских крестьян и рабочих был картофель. Неурожаи картофеля порождали голод. Особенно страшным был голод 1847 г., приведший не только к массовому вымиранию ирландцев, но и ко множеству изменений в их экономике и быту, которые сказываются до сих пор. В настоящее время потребление картофеля значительно сократилось, однако он все еще остается основной пищей для большинства населения. Картофель едят с пахтаньем, селедкой, маслом, делают из него всевозможные супы, оладьи, тушат с копченой свиной грудинкой. Мясо едят преимущественно в зимние месяцы, чаще его заменяют беконом. В сельских местностях много употребляют в пищу свежего молока и масла. По потреблению молока Ирландия стоит на первОхМ месте в мире, масла - на втором. За завтраком едят овсяную кашу - порридж (см. «Шотландцы», стр. 2"1Г>).

Любимый напиток - чай, очень крепкий, сладкий, иногда забеленный молоком. По потреблению чая на душу населения ирландцы превзошли даже англичан: почти 5 кг чая приходится на каждого ирландца в год.

Из алкогольных напитков особенно распространены в настоящее время портер, эль, виски.

Одежда

Старинную народную одежду ирландцы давно уже не носят, в настоящее время сохраняются только некоторые ее части. Прежний женский костюм состоял из длинной, до лодыжек, очень широкой юбки, чаще красного цвета различных оттенков, реже - синего или зеленого цветов, и прилегающей в талии светлой кофты с длинными узкими рукавами, круглым вырезом и густыми сборками вокруг шеи. На кофту надевали темный корсаж. Поверх юбки ирландки надевали светлый клетчатый или полосатый передник, а на плечи накидывали большую шаль, чаще одноцветную (серую, черную, коричневую, белую), окаймленную широкой цветной полосой и длинной бахромой. Иногда надевали две шали - одну на голову, а другую на плечи. В ненастную погоду женщины носили широкие черные или синие плащи-накидки с капюшонами. Эти плащи были одной из характерных черт ирландской женской одежды. Сходные по покрою накидки носят и фламандки Бельгии.

Еще в XIX в. среди ирландцев существовал обычай одевать в народное платье детей; при этом мальчики до семи лет носили такой же костюм, что и девочки: короткую красную юбочку на холщовом лифчике, вязаную рубашку и коричневую курточку. Только после первого причастия на мальчика надевали штанишки, обычно короткие.

В настоящее время некоторые части народного костюма носят только пожилые женщины в западных графствах. Чаще это традиционные шали, реже красные юбки, черные плащи.

Нельзя не сказать несколько слов о том псевдонародном костюме, в котором выступают сейчас участники хоровых и танцевальных ансамблей и который заимствуют некоторые театры, когда ставят пьесы из старинной ирландской жизни. Этот костюм был создан деятелями Гэльской лиги лет 50 тому назад и лишь в самых общих чертах напоминает старый ирландский народный костюм. Зеленое платье с пышной полудлинной юбкой и плотно прилегающим лифом (зеленый цвет считается национальным цветом ирландцев) отделано вышивкой «кельтским рисунком» и подпоясано вязаным поясом с таким же узором. На платье надет белый фартук. Вокруг головы повязывают ленту, а сверху набрасывают кружевную косынку. Поверх платья надевают плащ-накидку, которую на плече обычно закалывают брошкой.

Мужской костюм за последние два века значительно изменился. Прежде ирландцы, как и шотландцы, носили короткую юбочку (кильт) из одноцветного тартана желтых и коричневых оттенков, довольно длинную куртку - более темную или такого же цвета, что и кильт; под курткой - светлую рубаху без ворота, на голове - большой суконный берет, а на ногах - клетчатые чулки-гольфы и грубые кожаные башмаки. Этот костюм, как и в Шотландии, был связан с клановой системой, и англичане запрещали его носить под страхом смертной казни, что привело к уничтожению этого костюма. В настоящее время такой костюм носят только участники народных ансамблей и оркестров волынщиков. Народный же мужской костюм XIX в., который описывают путешественники по Ирландии, очень похож на костюм англичан XVIII в., от которых он, по-видимому, был заимствован.

В наши дни одежда фермеров и рыбаков западных районов острова несколько отличается от городской. Вплоть до недавнего времени они обычно шили ее из домотканой шерстяной материи. Здесь очень распространены вязаные и суконные жилеты без рукавов, под жилет зачастую надевают грубую серую или синюю шерстяную рубашку без воротника, слегка присборенную вокруг шеи.

И фермеры и рыбаки носят различные по покрою и вязке шерстяные фуфайки и свитеры, преимущественно синего цвета.

Своеобразный костюм можно еще увидеть на Аранских островах. Он состоит из серо-синих шерстяных брюк с небольшими разрезами сбоку на лодыжках и синей шерстяной рубашки, поверх которой надевается жилет. Головным убором служит мягкий вязаный берет с большой шерстяной кисточкой наверху. Очень красивы вязаные из шерсти пестрые пояса, которые несколько раз обертывают вокруг тела и завязывают так, чтобы концы их свободно свисали.

На Аранских островах и в горах Конноута сохраняется еще народная обувь - туфли типа мокасин, сшитые из целого куска недубленой кожи; их надевают поверх грубых шерстяных чулок и зашнуровывают кожаными шнурками.

Городскому платью некоторое своеобразие придает использование национальных видов тканей, как домотканых, так и фабричного изготовления. Многие носят шерстяные фуфайки, свитеры и шарфы ручной вязки с национальным узором.

Семья

Тяжелый голод 1847-1848 гг. и последовавший за ним аграрный переворот сильно повлияли на семейный быт ирландцев. Еще в 1841 г. процент неженатых среди населения Ирландии не превышал обычной нормы, а брачный возраст был таким же, как и во многих других странах Европы. Начиная с середины XIX в. переписи показывают постепенное увеличение брачного возраста и рост числа не вступающих в брак.

В настоящее время для Ирландии характерны поздние браки, 62% всех мужчин в возрасте от 30 до 35 лет еще не имеют семьи, 42% женщин этого же возраста тоже одиноки. В большинстве стран Европы поздние браки более характерны для города, но в Ирландии, наоборот, сельские жители вступают в брак позднее, чем городские. Это явление вызвано чисто экономическими причинами - земельным голодом и изменениями в связи с этим права наследования: чем больше процент мелких ферм в графстве, тем старше там брачный возраст и тем больше холостяков. Мелкие фермеры не имеют возможности делить свои участки земли между всеми детьми, как было прежде, поэтому ферма переходит в наследство одному из сыновей - по выбору отца. Сын этот обычно не имеет возможности жениться до тех пор, пока ферма не перейдет в его руки, т. е. фактически до смерти отца. Дети, не наследующие землю, вынуждены искать заработка, а так как возможности найти работу в стране ограничены, многие из них эмигрируют. Массовая не прекращающаяся эмиграция объясняет другую характерную черту ирландской жизни: в стране велик процент старых и пожилых людей, так как эмигрирует в основном молодежь.

Эмиграция прочно вошла в жизнь ирландцев: почти все семьи имеют близких родственников за границей. Средства, присылаемые эмигрантами, составляют иногда существенную статью семейного бюджета. Возвращающиеся на родину эмигранты оказывают некоторое влияние на изменение старых черт семейной жизни: они привозят с собой новые моды, вводят новые орудия труда, новые привычки, обычаи.

Несмотря на низкий процент вступающих в брак, прирост населения в стране нормальный, потому что семьи ирландцев обычно многодетны. В сельских местностях и сейчас нередко встречаются семьи, имеющие по пять- шесть детей.

В сельских семьях еще сохраняются патриархальные отношения. Главой семьи является собственник фермы. Он распоряжается всеми работами, в его руках находятся все доходы, движимое и недвижимое имущество. Дети в экономическом отношении полностью зависят от отца. В Ирландии принято всех неженатых мужчин, независимо от возраста, называть «Ъоу»- мальчик, а незамужних женщин « girl » - девочка. Иногда такому «мальчику» уже за пятьдесят лет, а он все еще даже деньги на поездку в город и на мелкие покупки должен просить у отца. В редких случаях отец при жизни передает ферму сыну, и тогда все бразды правления переходят к молодому хозяину; с этих пор отец имеет в семье лишь совещательный голос. Такая передача обычно совершается при заключении характерных для Ирландии так называемых браков по контракту. При этой форме брака отец обычно ко дню свадьбы сына отказывается от своих прав на ферму и получает за это оговоренную в контракте сумму денег из приданого невесты. За последние годы случаи передачи фермы участились, потому что по закону владелец земельного участка не имеет права на пенсию по старости.

Женщина в ирландской семье никогда не занимала подчиненного положения. Она полная хозяйка в своей сфере деятельности. По традиции, женщина имеет свою часть в доходах фермы: она, например, может распоряжаться по своему усмотрению всеми деньгами, полученными от птицеводства. Взрослые дочери, точно так же как и сыновья, свободно могут покинуть дом своего отца, уехать в Великобританию или в Америку, чтобы там заработать себе на приданое.

Многие семейные обряды сохраняются среди ирландского народа и сейчас, но в упрощенном виде. Раньше свадьбе предшествовало сватовство. У всех кельтских народов Британских островов в день свадьбы родственники жениха и родственники невесты соревновались, какая сторона первая достигнет дома невесты. Теперь свадебный обряд сводится к тому, что родственники провожают невесту и жениха в церковь и перед выходом из церкви новобрачным преподносят блюдо овсяной каши и соль. После венчания устраивают свадебный обед в ближайшем трактире, а затем пир продолжается в доме родителей невесты.

С XIX в. вошли в обычай проводы тех, кто уезжал в эмиграцию. В таких проводах всегда принимали участие соседи, они приносили отъезжающему подарки. Эти вечера сопровождались танцами и песнями. На западе такие вечера назывались американскими поминками (american wake ).

Древний обычай поминок по умершему теперь совсем не совершается, но еще в XIX в. многие ирландцы соблюдали его. В последнюю ночь перед погребением родственники pi соседи сходились в комнату, где лежал умерший, и проводили ночь в рассказах (иногда даже приглашался профессиональный рассказчик) и пении своеобразных песен-плачей. Родственники умершего подносили гостям виски, портер. Сейчас, когда человек умирает, все соседи считают своим долгом зайти проститься с умершим и оставляют на столе монету. Гроб с телом покойного теперь обычно стоит до дня похорон в церкви.

В некоторых местах Ирландии, когда умирает хозяин дома, для него заказывают новое платье. В нем сын или другой ближайший родственник должен ходить три воскресения в церковь на мессу, каждый раз возвращая его в дом покойного. После этого платье дарят какому-нибудь бедняку.

Национальная одежда является частью культуры любой страны, одним из способов определения этнической идентичности. Однако не у каждой страны есть свои многовековые традиции, связанные с костюмом. Национальный костюм Англии - очень условное понятие, так как из всех частей Объединенного Королевства официальная народная одежда есть только в Уэльсе и Шотландии.

Англия

К сожалению, у англичан действительно нет традиционной национальной одежды как таковой. За эти годы были были попытки создания такого костюма, но никто так и не смог решить, как он должно выглядеть. В свое время Генрих VIII заказал художнику Ван Дейку создание английского национального костюма, однако эта попытка потерпела фиаско.

Существующая в стране группа национального костюма Англии, пытается представить в этом качестве одежду, которую носили англосаксы в течение VII века. Англосаксы были воинами-фермерами и происходили из северо-западной Европы. Они переселялись в Великобританию в течение 450 лет.

До Норманнского завоевания Англии жители носили в основном традиционную для средневековья одежду: тунику, как правило, из шерсти, с высоким воротником и длинными рукавами. Такие туники обычно надевали на льняную рубашку.

В то время в Англии женский национальный костюм тоже представлял собой тунику, похожую на мужскую, но длинную, которую дополняла мантия, закрепленная на плече.

Шотландия

Традиционное платье Шотландии, которое также называют горным платьем, меняет наше понимание мужского костюма. Женская одежда здесь более привычна, в отличие от мужского килта. Шотландский национальный костюм в Англии интересен и необычен. Кроме того, довольно сложно правильно надеть килт и все аксессуары. Для этого требуются практика и знания. Фото национального костюма Англии дает представление о том, как выглядит традиционная одежда этого региона.

Традиционная мужская одежда Шотландии

Она состоит из килта, споррана (поясной сумки-кошеля), скин-ду (маленького одностороннего ножа), чулок и гилли (традиционных ботинок).

В Шотландии существует несколько видов мужской одежды: повседневный, полуформальный, формальный и старинная одежда.

Повседневное платье обычно включает в себя килт, якобинскую рубашку, спорран, пояс и пряжку, чулки и булавку для килта. Но этот наряд не является строгим, в него могут быть добавлены какие-либо детали или аксессуары. Это считается повседневной одеждой.

Полуформальный костюм более официальный, но все же его можно использовать как повседневную одежду. Он включает в себя килт, рубашку, куртку из аргила, спорран, пояс и пряжку, чулки, гилли, булавку.

Полный формальный костюм является очень официальной одеждой и используется для приемов, официальных встреч, фестивалей и других мероприятий. Он включает в себя килт, рубашку, куртку, спорран, пояс и пряжку, чулки, флажки, гилли и fly plaid - длинный кусок материи из тантана, который надевается через левое плечо по диагонали на правое бедро.

Большой килт - длинная ткань из тантана, которая носится не только как юбка, но и как плащ. Половина ткани прикреплена к плечу и заправлена ​​в пояс. Обычно большой килт носится с чулками, спорраном, флажками и ботинками, соответствующими эпохе.

Женский традиционный костюм в Шотландии

Он состоит из юбки из тартана (ткань в клетку), пояса и шали, тартана, гилли. Юбки могут быть разной длины, исторически они имеют длину до лодыжки, но в наши дни женщины носят длинные или даже очень короткие мини-юбки из тартана. Есть также длинные платья из тартана. Многочисленные фото национального женского костюма в Англии помогают представить, как выглядит эта одежда.

Женское горное платье не такое своеобразное, как мужское. Обычно оно состоит из юбки и тартановой шали. Другим вариантом является женский большой килт и блузка.

Исторически женщины в Шотландии не носили килты. Но они были одеты в шотландские юбки разных моделей. Женский большой килт был довольно популярен, он появился в XVI веке. Обычно его делали из шерсти, но иногда носили даже шелковые килты. Материал женского и мужского большого килта отличался. Кроме того, у женской версии не было так много складок: делали только несколько на обратной стороне.

Уэльс

Уэльская национальная одежда относительно молода и не такая знаменита, как шотландская. Тем не менее, у валлийцев (жителей Уэльса) действительно есть национальный костюм, это относится к их женскому национальному костюму в Англии. Фактически, это единственная известная народная одежда валлийцев. Подобное связано с тем, что, на самом деле, не существует уэльского мужского национального костюма в Англии, хотя в последнее время благодаря росту национализма в Уэльсе стали носить брюки из тартана или килты.

Традиционное платье носили женщины в сельских районах Уэльса. Оно было основано на форме женской ночной сорочки из шерсти, по стилю соответствующей моде XVIII века, надетой на корсет. Его дополнял шейный платок, юбка, фартук и трикотажные чулки. Наряд завершала высокая шляпка и красный плащ.

До конца XVIII века не было такого понятия, как уэльский национальный костюм. В течение 1830-х годов леди Ллановер, жена железных дел мастера в Гвенте, оказала большое влияние на ношение «национального» платья. Она считала важным установить уэльскую (валлийскую) национальную идентичность, поскольку в это время многие считали, что она находится под угрозой. Ллановер поощряла использование и ношение узнаваемого валлийского костюма на основе традиционной одежды сельских женщин.

Постепенно в XIX веке ношение традиционной одежды стало менее популярным, а в 1880-х годах уэльский костюм стал больше рассматриваться как попытка сохранить традицию, чем как повседневный костюм.

Ирландия

В Ирландии, как и в Англии, национальный костюм отсутствует, поэтому понятие «ирландская одежда» может относиться ко всему — от исторической одежды до современных костюмов.

В эпоху Средневековья и Ренессанса ирландцы носили очень большую льняную рубашку, называемую лейн, которая обычно окрашивалась в желтый цвет. Мужчины надевали ее с шерстяной курткой, бриджами и меховым плащом, называемым мантией. Женщины носили длинное платье, часто зашнурованное спереди и необычный головной убор, состоящий из рулона полотна.

Распространение английского права и культурное давление в XVIII и XIX веках не позволяло ирландцам носить свою традиционную одежду. В течение некоторого периода времени эта одежда была фактически незаконной. В этот период ирландские мужчины и женщины одевались так же, как англичане. Хотя, было и несколько национальных предпочтений. Например, ирландские женщины XIX века часто носили красные юбки, а мужчины предпочитали стиль пальто, называемый ласточкиным хвостом.

Ирландский килт появился примерно в Особенно популярны они стали среди в 1930-х и 1940-х годах, что, возможно, способствовало популяризации килта как ирландской национальной одежды.

Национальная одежда Великобритании

В разных странах национальный костюм состоит, как правило, из древней народной одежды или её отдельных элементов. Великобритания в этом случае – исключительный пример. Здесь, в силу высокого уровня экономического развития, народный костюм отошел в прошлое, и его элементы сохранились лишь в сценических костюмах песенных или танцевальных коллективов .

Хотя народные мотивы в костюме британцев исчезли, их традиционные наряды всё же имеют определенные отличительные черты, которые сегодня называют «английским стилем» или «английским костюмом». Суть этих понятий кроется в характере одеяния, а он должен быть неброским, элегантным, спокойным.

В Великобритании существуют различия в деталях профессиональной одежды. Например, фермеры часто носят костюмы-тройки и фетровые шляпы, рабочие носят кепки, а докеры в портах повязывают на шею пестрые косынки. В деловых кварталах можно даже увидеть клерков, которые и сегодня одеваются по старой традиции, узкие брюки в полоску, черный пиджак, высокий белый воротник, шляпа в виде котелка на голове, с черным зонтиком в руках.

Наиболее традиционны костюмы для официальных случаев. Даже тут прослеживается средневековая мода:

Подобного рода костюмы надевают члены королевской семьи во время коронации.

Адвокаты и судьи, как и много веков назад, надевают на время заседания мантию и парик.

В старейших английских университетах профессора и студенты носят черные мантии с красной подкладкой и четырехугольной шапочкой черного цвета.

А национальная форма королевской гвардии сохранилась еще с 16 века.

Словом, британцы в определенном смысле лишены народного костюма, зато можно смело утверждать, что национальный элемент в британском костюме выражен достаточно ярко, и английский стиль всегда легко узнаваем.

Шотландская национальная одежда

Один из самых известных национальных костюмов мира является шотландский килт. В мире символом Шотландии являются три вещи: килт, виски и пирог Хаггис. Рисунок на килте отражает принадлежность к определенному клану. И запомните, бывая в Шотландии, что мужчины не носят юбки (skirt), а носят килт.

Мужчины

https://pandia.ru/text/78/051/images/image002_69.jpg" align="left" width="185" height="272 src=">

Женщины

https://pandia.ru/text/78/051/images/image004_54.gif" alt="Welsh national costume" align="left" width="185" height="217 src=">

https://pandia.ru/text/78/051/images/image006_17.jpg" alt="irish national costume" width="173" height="202">

С возрождением ирландских танцев, традиционные ирландские костюмы стали ассоциироваться с яркими костюмами ирландских танцоров. Однако в древней Ирландии люди, более вероятно, носили "Лейне" ("leine) (ирландское обозначение рубашки или туники), клетчатые штаны ”Трюс” (“trews”) (ирландское обозначение брюк, в англии trousers) и длинные плащи, застегнутые брошью.

Английская национальная одежда

К сожалению, англичане действительно не имеют традиционного национального платья как такового. Во время одного конкурса Мисс Мира английская участница вышла в костюме Beefeater.

Было много попыток создать костюм, но, как обычно никто не может решить, как он должен выглядеть. Даже Генрих VIII приглашал художника Ван Дейка, чтобы создать английский национальный костюм, это также не удалось. Так, из-за отсутствия чего-либо еще, посмотрите костюм Beefeater, который носила Мисс Англия.

В мире известен народный костюм танцоров, исполняющих английский традиционный танец под названием Моррис. В далеком прошлом этот танец был ритуальным, ему приписывали магические свойства, он должен был пробуждать землю. Его танцевали летом в деревнях.


Возможны различные вариации этого костюма, но в основном он состоит из черных укороченных брюк, белой рубашки, на которую надевали зеленый жилет, соломенной шляпы, украшенной лентой и цветами, на голени вешали колокольчики. Звон колокольчиков отгоняет злых духов, а цветы приносят плодородие. В древности это был мужской танец, но со временем в нем стали участвовать и женщины.

https://pandia.ru/text/78/051/images/image011_5.jpg" align="left" width="240" height="372 src=">

На видном месте нож Сикс (Seax). Seax является признаком свободного человека. Ярко красный плащ накинут на платье из голубого льна киртл (kyrtle). Платье может быть украшено вышивкой.

https://pandia.ru/text/78/051/images/image013_6.jpg" align="left" width="235 height=396" height="396">

Мужчина носит нож Сикс (Seax) спереди, чтобы обозначить, что он - свободный англичанин. Его брюки и блуза для холодной погоды сделаны из шерсти. Летом одежда из льна. Обеспеченные люди имеют плащ из шерсти.

Национальная кухня Великобритании

Доклад Полишко Майи 7 «б»


Цветом Ирландии считается зеленый. Зеленый цвет в Ирландии зачастую сочетается с солнечным рыжим. У многих ирландцев рыжие от природы волосы. Ярким и красочным, как само лето, является и ирландский костюм.

«Путь домой»
Художник Барри Магуайр

Ирландия – страна с богатой и интересной традиционной культурой. Особенно славятся ирландские народные танцы. А одежда исполнителей народных танцев любой страны– это всегда одежда, связанная с народным костюмом.

В День святого Патрика ирландские танцы, возможно, отплясывает вся Европа. И, конечно же, США, где живут многие потомки ирландских эмигрантов. Праздник небесного покровителя Ирландии, святого Патрика, сегодня очень популярен. Цвет праздника зеленый. Зеленый цвет считается основным и в ирландском народном костюме.

Кельтские мотивы


Культура Ирландии тесно связана с кельтскими традициями. Современные ирландцы – потомки кельтских племен, когда-то заселяющих обширную территорию Западной и Центральной Европы. Разумеется, в Ирландии, как и во многих других европейских странах, на традиционную древнюю языческую культуру повлияло принятие христианства. Но, тем не менее, христианство не смогло вытеснить более древние традиции.


Художник Барри Магуайр

Любой страны, в том числе и Ирландии, - это то, что на протяжении многих столетий носили простые люди – крестьяне. В отличие от костюмов аристократов, которые изменялись на протяжении веков от стиля к стилю - костюм в романском стиле, костюм в стиле барокко, рококо и так далее, одежда крестьян оставалась практически неизменной.


«Зеленые рукава»
Художник Данте Габриэль Росетти

Чаще всего, крестьянский европейский мужской костюм – это брюки и рубаха, женский – юбка и рубаха или же платье. Но при этом свою праздничную одежду крестьяне всегда украшали рисунками - орнаментами. В орнаменте сохранялись еще языческие дохристианские традиции. Это могли быть и узоры, символизирующие бога-солнце, и узоры, связанные с богиней плодородия, а также символы-обереги.

Орнаменты ирландского костюма имеют древнее кельтское происхождение.

От народной одежды к национальному костюму

Сам народный или же национальный костюм Ирландии появляется в XIX веке, как и национальные костюмы других стран Европы. Собственно говоря, в XIX веке в Европе формируется понятие наций. И ученые люди каждой нации начинают активно изучать культуру, историю и традиции своей страны. При этом большое внимание уделяется изучению жизни и быта простого народа.


«Ирландский танец»

В XIX веке, а именно во времена , европейских мыслителей и художников больше не интересует, в отличие от прошлых столетий, наследие Древней Греции и Рима, история королей и их побед. В период романтизма мыслители и художники идут в простой народ.

И на основе народного костюма, то есть одежды простых людей, но не повседневной, а праздничной, формируются национальные костюмы. Так происходит и с национальным костюмом Ирландии.


При этом возникают и свои трудности. Ирландия на протяжении долгого времени находилась под влиянием Англии. Также в Ирландии в свое время побывали викинги, которые тоже во многом изменили традиционную одежду ирландцев. Таким образом, о кельтском костюме к XIX веку сохранилось очень мало информации.

Ошибка с килтом и рыбацкие свитера


В XIX веке появилась идея о том, что ирландцы носили юбку-килт. Такая юбка и по сей день встречается в костюме танцоров. Ирландская юбка-килт в отличие от шотландской не клетчатая, а однотонная, чаще всего оранжевого цвета. Сегодня у танцоров ирландских танцев можно увидеть и зеленую юбку-килт. Но позже выяснилось, что в VI-XVII веках никаких юбок ирландцы не носили.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Мужской одеждой ирландцев VI-XVII веков являлась длинная нижняя рубаха. Называлась она лэйна. Богатые люди носили две рубахи. Верхняя рубаха была более короткой. Ее украшали разноцветной вышивкой. Шились рубахи изо льна. Лен – традиционная ткань для одежды простых людей практически во всем мире. Помимо льна еще один обычный для крестьянской одежды материал – шерсть.

Штаны в Ирландии появились во времена викингов. Изначально штаны делались из кожи, как и у викингов. Затем их стали шить изо льна.

К XVII веку в ирландском костюме появляется и свитер. Традиционные ирландские свитера называются аранскими, так как именно на Аранских островах их впервые начинают вязать.

Существует даже особый стиль вязания – аранское вязание. Аранское вязание – это вязание, при котором образуется узор из переплетения кос и скрещивания петель.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Первоначально аранские свитера были белого или же серого цветов (сегодня можно увидеть и зеленые свитера) и украшались орнаментами с личными знаками или же инициалами того человека, который носил данный свитер. Изначально аранские свитера были традиционной одеждой рыбаков.

Еще одним элементом ирландского мужского костюма сегодня являются удлиненная куртка или пиджак из плотной материи, которые, скорее всего, появляются уже в XVIII веке под влиянием костюма горожан. Под куртку или пиджак сегодня танцоры ирландских народных танцев поддевают либо описанный выше свитер, либо жилет. На ногах носят килт либо короткие штанишки и шерстяные полосатые гетры. И, конечно же, обязательная часть ирландского народного костюма - большой суконный берет.

Красный кельтский плащ брэт

Еще одна вещь, обязательная для народного костюма Ирландии – это шерстяной плащ с объемным капюшоном. Плащ, похожий на плед, носили еще в кельтские времена. В VI – ХVII веках в Ирландии такой плащ носили как мужчины, так и женщины. Назывался данный плащ брэт. Его шили из плотной шерстяной ткани и скрепляли при помощи броши на плече или же груди, либо завязывали у горла тесьмой. Такой плащ очень хорошо защищал от ветров и холода. Плащи брэты были однотонные – синие, черные, серые, но чаще всего красного цвета.


Старинная открытка ко Дню святого Патрика

Женские платья в ирландском национальном костюме


О женском костюме кельтских времен к XIX веку было известно еще меньше, чем о мужском костюме. Сегодня женской народной одеждой в Ирландии считается платье с подчеркнутой линий талии и расширяющееся книзу. Исполнительницы ирландских народных танцев носят такие платья однотонные зеленого цвета либо с юбкой в полоску. Еще один элемент женского народного костюма Ирландии – шали, украшенные яркой каймой.

Таким образом, в XIX веке на основе исторических данных о народном костюме Ирландии, а также под влиянием развития интереса к народным ирландским танцам формируется национальный костюм Ирландии, который и существует по сей день.