Сценарий утренника первый снег 3. План сценария утренника, (Первый снег)


Проект
«Сценарий
праздника первого снега»
(литературное чтение)
3 класс
Ноябрь 2013 г.
Цель проекта: составить план праздника первого снега (коллективно), записать его.
План подготовки:
Выписать названия стихотворений, которые будут использованы;
Определить музыкальные фрагменты, которые будут звучать;
Найти дополнительный материал в библиотеке или Интернете (весёлые задания, игры, песенки о зиме, фотографии для слайдовой презентации);
Подготовить слайдовую презентацию;
Распределить роли;
Придумать диалоги;
Продумать использование костюмов;
Использовать стенгазету, выполненную во 2 классе, «Покормите птиц зимой».
Продукт проекта: праздник первого снега (открытое занятие кружка «Юные исследователи».
План сценария праздника первого снега
Девочки – снежинки объявляют начало праздника под весёлую музыку.
Слайд 1.
Стихи о первом снеге:
А.А. Фет. «Мама, глянь-ка из окошка…».
И. Бурсов. «Первый снег».
Танец снежинок.
Стихи:
И. Винокуров, «Снегопад».
Е. Тараховская. «Живой снежок».
Слайд 2.
Стихотворение «Покормите птиц зимой».
Слайды 3-6.
Обращение к газете «Они остались зимовать, мы им станем помогать!».
Слайд 7.
Песенка «Если добрый ты».
8. Стихи.
* Отрывок из стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
* И. Мельничук. «Первый снег».
Игра в «Снежки».
Отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».
Песня «Морозный денёк».
Ход праздника.
1. Девочки – снежинки.
- Яна! Ты любишь праздники?
- Да, Дарина, я очень люблю праздники.
- А концерты?
- И концерты!
- А сама ты любишь выступать?
- Люблю. А ты?
- И я люблю выступать. Да и все ребята нашего класса любят выступать.
- Что ж, начнём наш праздник?
- Начнём!
- Дорогие зрители!
- Здравствуйте!
- Мы рады видеть вас на нашем празднике первого снега!
Слайд 1.
2. Стихи.
А.А. Фет.
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Иван Бурсов. «Первый снег» (инсценирование)
- Посмотрите-ка, ребята,Все вокруг покрыла вата!А в ответ раздался смех:- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:- Это вовсе не снежок -Дед Мороз почистил зубыИ рассыпал порошок.
3. Танец снежинок.
4. Стихи.
Снегопад
И. Винокуров
Снегопад,Снегопад.Шёл он деньИ ночь подряд.Шёл он полем,Шёл он лесом,Заглянул и под навесы,Пухом лёг онНа дома,И мы поняли:Зима.
Живой снежок
Елизавета Тараховская
Кто-то стукнул к нам в окноТихо еле, еле…За окном темно-темноОт пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотелИ кого вам надо?»Вдруг снежок к нам залетелВ форточку из сада.
Оказалось, он живой,С крыльями и головой!Сел он к маме на плечо –Запушённый, белый.
Догадались мы, о чёмПесенку запел он:«Я влетел сюда не зря!Приютите снегиря!»
Слайд 2.
5. Стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна будет им зима.
Слайды 3 – 6.
6. Обращение к стенгазете «Покормите птиц зимой».
Ученик.
Ребята! В прошлом году мы выпустили газету под названием «Они остались зимовать, мы им будем помогать!». В этой газете мы рассказали о том, что все зимующие птицы нуждаются в нашей поддержке. Чем кого покормить и как это сделать – можно вспомнить, обратившись к нашей газете. Давайте не будем забывать о пернатых друзьях!
Выставка кормушек.
Слайд 7.
7. Песенка «Если добрый ты»
Дождик по земле босиком прошёл,Клёны по плечам хлопал.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо. Слышно, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно.Если добрый ты - это хорошо,А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно. Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ляЛя-ля-ля-ля-ля ля-ляЕсли песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.Если песни петь - с ними веселей,А когда наоборот - скучно.
8. Стихи.
* И.З. Суриков «Детство» (отрывок).
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Закличка
Ты, мороз, мороз, мороз,Не показывай свой нос!Уходи скорей домой,Стужу уводи с собой.А мы саночки возьмем,Мы на улицу пойдем,Сядем в саночки -Самокаточки.
«Первый снег»
И. Мельничук
На деревья, на аллеиСнег летит муки белее,Легкий-легкий, чистый-чистый,Мягкий, хрупкий и пушистый.Снег в руке сжимаемИ снежки кидаем.Первый снег – светлый снег,Как же радует он всех.
Игра в «Снежки» («снежки» ватные).
Частушки
Эй, девчушки-хохотушки, Выходите петь частушки! Начинайте веселей, Чтоб порадовать гостей. Мы в Парфёново живем, Сушки, пряники жуем, Мы частушек много знаем И сейчас для вас споем.
Эх, топни, нога, Топни, правенькая,Я плясать пойду, Хоть и маленькая,
Я плясать пойду По соломушке, Раздайся народ По сторонушке!
Всех смелей Андрей бежит И съезжает с горки,А за партой он дрожит,Словно мышка в норке.
Чтобы печка разгореласьНадо жару поддавать,Чтоб частушка лучше пеласьНадо пляской помогать.
Здорово, здоровоУ ворот ЕгороваА у наших у воротВсе идет наоборот.
Все. Мы частушки вам пропелиХорошо ли, плохо ли?А теперь мы вас попросим,Чтоб вы нам похлопали.
10. Стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» (отрывок).
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Песня «Морозный денёк».
Выглянешь на улицу - брови в серебре,Хорошая погода, мороз на дворе!Хлопни рукавицами, на месте не стой,Хорошая погода - не надо другой!Припев: Морозный денек, чудесный денек!Скорей коньки под мышку и марш на каток!Там звонкий лед изрежем мы и вдоль и поперек,Нельзя сидеть нам в комнате в морозный денек!Куда спешат прохожие - много срочных дел?А может потому, что мороз одолел?Все помолодели вдруг, денек-то какой!Хорошая погода - не надо другой!Все деревья белые, морозно кругом,Идешь как будто шагом, выходит - бегом.Встать скорей нам хочется на лед голубой,Хорошая погода - не надо другой! Девочки – снежинки.
- Вот и подошёл к концу наш праздник первого снега.
- А зима? Зима только начинается. И подарит нам большие сугробы, много сказок и песен и, конечно, весёлых забав. Счастливой всем зимы!
- Благодарим за внимание!


2. Первый ученик рассказывает стих про первый снег.
3. Второй ученик рассказывает стих про первый снег.
4. Ведущая загадывает загадки про первый снег.
5. Ведущая спрашивает пословицы про первый снег.
6. Весь класс поет песню про первый снег.
Выходит ведущая и говорит слова:
Само изящество и пластика,
Неощутимо лёгкий вес…
Так не хватало сердцу праздника,
И вдруг – он падает с небес!

Нас кружит день, и ночь не радует,
Всё – мимоходом, всё – быстрей,
А он не кружится, он падает
В объятья жёлтых фонарей.Лукавым взглядом из-под чёлочки
Сверкну фонарному лучу
И так привычно контур ёлочки,
Как в давнем детстве, протопчу.
Взметнусь, подобно лёгкой тени я
И опрокинусь с высоты
В восторг свободного падения
И в радость сбывшейся мечты.
Лети, душа моя нетленная!
Где твой приют? В каком краю?
…Одна, как посреди вселенной, я
Посреди площади стою.
Тут лип изысканная графика
И времени неслышный бег…
Так не хватало сердцу праздника –
И вот он, праздник –первый снег!Первый ученик:
Сегодня выпал первый снег
Сегодня осень умирает
И ночь становится длинней
И день быстрее догорает...
Исчезла до весны листва
Пожухла, землю охраняя
Лишь крови каплями в снегу
Рябины ягоды пылают...Второй ученик:Нежный бархатный снежок
Школьный двор украсил,
А у нас идёт урок
И сидим мы в классе.
Знает каждый человек
(Скромный и проказник):
Если выпал первый снег,
Значит нынче праздник!
Дружно смотрим из окна
Нам урок не нужен -
Мысль у всех сейчас одна:
Выбежать наружу
Да слепить скорей снежок!
Крепко-крепко, с хрустом!
Но, увы, идёт урок,
От того и грустно!Ведущая загадывает загадки про первый снег:Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
(Снег)
Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю - стал горой.
(Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.
(Снег)
На дворе горой,
А дома водой.
(Снег)Ведущая спрашивает у класса пословицы и поговорки о первом снеге:Где зима без снега - там и лето без хлеба.

И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.
Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.
Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.
Будет снег глубок - будет и год хорош.
И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.
Не первый снег на голову.
Коль за дело сумеешь взяться - и снег загориться, а коль не сумеешь, то и масло не вспыхнет.
Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

Первый снег он самый долгожданный. Так веселятся дети, когда выпадает самый первый снег в году. И это вдохновило нас, и мы придумали сценарий для праздника под названием первый снег. Сценарий для детского сада, начальной школы и просто для всех детей. А еще мы приготовили сюрпризы в виде дополнительного пособия, так что и вам и детям будет интересно.


Воспитатель:
Осень с нами прощается,
Зима в гости к нам собирается,
Холодно стало на улице,
Вот и замерзли уж лужицы,
Скоро с неба снег упадет,
И совсем уж зима к нам придет!
Давайте встретим её, как нужно,
И с ней мы поздороваемся дружно!

Все вместе: Здравствуй зима!

Воспитатель:
Первые предвестники зимы
Не только холода,
Скажите, как узнаем мы,
Что к нам зима пришла?
(Ответы детей.)

Воспитатель:
Правильно, мы понимаем, что наступила зима по первому снегу. И сегодня наш праздник так и называется «Первый снег»
А что вы знаете о снеге?
(ответы детей: он белый, он холодный, и т.д.)
А знаете, почему зимой, когда вы ходите по снегу, он скрипит под вашими ножками? Нет? Тогда я вам расскажу…
(Нужно сделать наглядный материал: снежинку из тонкой пластмассы, которую можно сломать)
Снег – это множество вот таких маленьких снежинок (показывает наглядный материал). Они падают с неба на землю, и остаются на земле. Потому что на улице холодно, вот они и не тают. И когда мы идем по улице, наступая на снежинки – они ломаются (ломает наглядный материал), издавая такой трескучей звук. Поэтому мы слышим, как скрипит под ногами снег.

Вбегает в зал девочка-снежинка.

Снежинка:
Ой, куда попала я?
По небу летела я,
На землю я упасть хотела,
Но вот к вам вдруг залетела.
Ой, как жарко не могу,
Я ж сейчас умру (садится в бессилии на стул и машет на себя руками, будто ей жарко)

Воспитатель:
А ты кто?

Снежинка:
Я самая первая снежинка. Прилетела на землю, чтобы посмотреть, готовы ли люди к встрече первого снега и матушки-зимы. Ох, но вижу, что тут еще слишком жарко…

Воспитатель:
Дети, давайте подуем на снежинку, чтобы она не растаяла, а заодно споем ей песенку.

Дети встают вокруг снежинки и берутся за руки. Начинают водить хоровод, поднимая и опуская сцепленные руки, как бы махая на снежинку. И поют песенку про первый снег.

Снежинка:
Ох, чуть лучше стало,
Но таять я не перестала (грустно)
Нужно что-то мне такое,
Холодное и даже ледяное…

Воспитатель:
Есть у нас стихи про первый снег. Они ух, какие холодные. Давайте, ребята, расскажите снежинке стихи про зиму и про первый снег.

Снежинка:
Вот уже так хорошо,
Давайте же станцуем с вами мы еще!

Танец снежинки.

Воспитатель:
А теперь давайте поиграем. Скажите, вы любите, когда идет снег, ловить снежинки?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель:
Ну, тогда давайте и сейчас будем ловить снежинки. Но вы же знаете, что если ловить снежинки руками, то она растают. Что нужно надеть, чтобы снежинки не таяли от прикосновения с вашими ладошками?

Ответы детей.

Воспитатель:
Правильно, варежки (перчатки). Давайте, сначала посмотрим, кто из вас быстрее всех справится с этим заданием.

Всем детям раздаются перчатки (именно перчатки с разделенными пальчиками), которые кладутся на стульчики, а дети поворачиваются к стульчикам спиной. По команде воспитателя, они поворачиваются и надевают перчатки. Можно усложнить задание, завязав при этом детям глаза.

Воспитатель:
Молодцы, какие все вы! а теперь давайте будем ловить снежинки!

Заранее приготовьте конфетти белого цвета. Кидайте конфетти вверх как можно выше. А дети будут ловить эти «снежинки». Потом можно посчитать, кто больше поймал снежинок.

Снежинка:
И я вам приготовила задание,
Не простое испытание.
Отгадайте все загадки,
И получите подарки!

Загадывает загадки про зиму, первый снег. Дети отгадывают. Снежинка потом раздает им вкусные призы. Если у вас нет загадок, то мы любезно предоставим вам свои.

Папка передвижка с загадками про зиму и все, что с ней связано. Скачать ее можно .

Воспитатель:
Ну, что, снежинка, скажешь – готовы мы к первому снегу?

Снежинка:
Конечно, готовы! Я рада, что залетела к вам в гости!
Воспитатель:
Прилетай еще!

Снежинка:
Конечно, увидите меня с первым снегом! Пока!

Все:
Пока!

Воспитатель:
Что ж, и нам пора прощаться. Праздник подходит к концу, а зима наоборот, только начинается!
Так что, встречайте зиму, первый снег, первые морозы и главное – не заболейте!

Цель: читать выразительно стихи друг другу, используя приемы интонационного чтения, открывать новые приметы и явления природы через восприятие художественных образов, вызвать желание любоваться красотой русской зимы.

На доске сочинения детей на тему “Первый снег”, выполненные на нарядных снежинках; акростих или акротекст из зимних слов, выполненные на елочках и пословицы:

Белый снег на черную землю, и то к лицу.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Зима без снега – лето без хлеба.
В одну ночь зима становится.
Снежком все прикроет.
Снег глубок – год хорош.

Учитель: – Здравствуйте, ребята, дорогие наши гости! Мы с вами завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш труд всем, кто любит праздники и зиму. Часто это время года называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

“На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.” (Снег.)

“Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.” (Снег.)

“Он пришел негаданно, удивил нас всех,
А для ребят желанный белый, нежный…” (Снег.)

“Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные –вырезные,
А возьмешь – вода в руке”
(Е. Благинина. “Снежинка”.)

“Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?”
(Е. Благинина. “Мороз”.)

1. Ученик читает отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина “В тот год осенняя погода стояла долго на дворе”.

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что все вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

2. Прослушивание музыкального фрагмента П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь). После прослушивания дети делятся впечатлениями и рассказывают, что они представили себе (Составляют небольшие рассказы о зиме.)

Учитель: – И композиторы, и поэты посвятили много своих замечательных произведений этому чудесному времени года – русской зиме, а также одному из чудес зимы – первому снегу. Давайте послушаем как поэты и композиторы рисуют картины зимы с помощью слов и музыки и поиграем в зимние игры.

3. Чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер”, “Зимнее утро”.

4. Стихотворение “Первый снег” И. Мельничук.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

5. Стихотворение Г. Галина “Иней” (1909).

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

6. Стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит:
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

7. Песня “Белые снежинки”.

8. Игра “Морозное дыхание” Перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того, как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: “Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, т.к. у него такое морозное дыхание, что его снежинка “примерзла” к столу.

Мягкий беленький снежок тает на ладошке,
Дочего же хорошо в новеньких сапожках.
Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
И в пушистый снежный ком взять и превратиться.


Спят деревья крепким сном под напев метелей,
А на горке ледяной целый день веселье,
Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,
И бегут опять наверх словно медвежата.
Зимушка, зимушка, ах как хороша!
Радуйся, радуйся, русская душа!

10. Песня на стихи Сурикова И.З. “Детство”.

11. Зимние загадки.

На форточках картинки из белой паутинки (Иней).
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней).
Полетают в небесах, и растают на носах (Снежинки).
Есть еще один цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка – был цветок – и нет цветка (Снежинки).

12. Стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

13. Игра “Составь из деталей вслепую снеговика” (2 команды). После этого исправьте и украсьте снеговика.

14. Русская народная песня –шутка “Как на тоненький ледок” Инсценировка.

15. Игры: “Переход по льдинкам”. От каждой команды выходят по два участника. Им дается по две льдинки (картонки в половину альбомного листа) Надо “перейти” вдвоем на противоположную сторону, но “наступать можно только на льдинки. Побеждает та команда, которая первой добралась до противоположного берега и не упала в воду”.

“Листочек –комочек”. Игроки становятся в ряд, в руках у них альбомный лист, который надо держать за уголок на вытянутой руке. Когда ведущий дает сигнал, игрок должен одной рукой (не помогая другой) скомкать свой листочек в комочек

(в кулак). При этом руку с листочком опускать нельзя. Кто выполнит задание, поднимает руку (со скомканным листочком) над головой.

“Меткий стрелок”. На доске чертится цель, игрок должен попасть скомканным листочком в цель.

16. Стихотворение Н. Некрасов “Снежок”.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

17. Стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою Зимою”.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель: – Поиграем в игру. Итак, 1-я команда поделится своими наблюдениями, каким может быть снег? (Снег (какой?) легкий, чистый, мягкий, хрупкий, пушистый, светлый, беленький, скрипучий, сухой, тихий, колючий, новый, первый, холодный, блестящий…)

– 2-я команда назовет слова, которые обозначают действие снега. (Снег (что делает?) кружится, ложится, летит, падает, порхает, идет, опускается, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

– 3-я команда подумает, с чем можно сравнить снег. (с белоснежной фатой, мелом, веселыми белыми мухами, шубой, снежной бахромой, легкой пуховой цепью, пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом).

Командам раздаются листочки и дается 5 минут на обдумывание.

18. Вопросы викторины “Умникам и умницам”

  • Кто автор этого стихотворения?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит… (А.С. Пушкин)

  • Народная примета гласит:
“… несет снег на кончике своего клюва”. (Гусь.)
  • От чего страдают птицы зимой?
  • (От голода.)
  • Летом бежит, а зимой стоит.
  • Что это? (Река.)
  • Известно, что снег скрипит только в мороз.
  • А меняется ли при этом тональность скрипа в зависимости от температуры воздуха? (Чем крепче мороз, тем тон скрипа выше.)
  • Сколько лучей у классической снежинки?
  • (6)
  • Какого цвета зимой заяц-русак?
  • (Белого.)
  • В какое время года лучше заготавливать дрова?
  • (Зимой. В это время года приостанавливается процесс сокодвижения, и древесина становится более сухой, лучше горит.)
  • Как называется кусок льда, свисающий с крыш, проводов, ветвей деревьев?
  • (Сосулька.)
  • Что означает выражение “Как корова на льду”?
  • (Быть неуклюжим.)

    19. Просмотр фрагмента мультфильма “Храбрый заяц”.

    20. Учитель: – Подведем итог. Почему зиму называют волшебницей? О каких волшебствах зимы вы узнали из стихов русских и советских поэтов? Как преображается природа с приходом зимы? Докажите, что звери, птицы и человек рады зиме. Кто особенно рад зиме? (Дети.) Почему? Зима действительно волшебница, она преображает мир, очаровывает его; это единственное время года, которое способно рисовать одной лишь белой краской. Но сколько же в этой краске оттенков! Я думаю мы сегодня по-разному увидели и услышали зиму. В этом нам помогли произведения мастеров слова.

    Сценарий праздника "Первый снег"
    Учитель: – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы, наконец, завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш совместный труд вам. Итак, праздник начинается!
    (Дети выходят на сцену и становятся в два ряда. В первом ряду - чтецы, во втором ряду - дети с конфетти в руках, которыми осыпают сцену под звучащие стихи).
    1. Ученицы читают по ролям стихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”.
    Утром рано, вместе с мамой
    Вышла Машенька гулять.
    Оглянулась - очень странно,
    Город просто не узнать.
    Всё покрыто белым-белым
    Чуть искрящимся ковром,
    В серебре стоят деревья
    И под белой шапкой дом.
    -Мама! Мама! Это сказка?
    Для меня или для всех?
    Может, в лес сбежали краски?
    -Это, Маша, первый снег.
    2. Ученик читает стихотворение Н. Воронова “Первый снег”.
    Первый снег был щедрым очень,
    Только сил не рассчитал.
    В город к нам пришёл он ночью,
    А к утру уснул, устал.
    Все деревья в парке старом
    Охраняли первый сон.
    И, казалось, что недаром
    Выбрал это место он.
    Даже ветер не решился
    Здесь нарушить тишину,
    Пригляделся, покружился
    И умчался в вышину.
    3. Ученик читает стихотворение И. Мельничук “Первый снег”.
    На деревья, на аллеи
    Снег летит муки белее,
    Легкий-легкий, чистый-чистый,
    Мягкий, хрупкий и пушистый.
    Снег в руке сжимаем
    И снежки кидаем.
    Первый снег – светлый снег,
    Как же радует он всех.
    4. Ученик читает стихотворение С. Городецкого “Первый снег”.
    Месяц с Солнцем стал считаться,
    Кому раньше подыматься,
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Вышел ветер полетать,
    Напустил он птиц крылатых,
    Облак серых и лохматых.
    Запушило небосвод,
    Днём и ночью снег идёт,
    А меж облак, под оконцем,
    Плачут горько Месяц с Солнцем:
    Раз-два-три-четыре-пять.
    Кому тучи разгонять?
    5. Ученик читает стихотворение И. Бунина “Первый снег”.
    Зимним холодом пахнуло
    На поля и на леса.
    Ярким пурпуром зажглися
    Пред закатом небеса.
    Ночью буря бушевала,
    А с рассветом на село,
    На пруды, на сад пустынный
    Первым снегом понесло.
    И сегодня над широкой
    Белой скатертью полей
    Мы простились с запоздалой
    Вереницею гусей.
    6. Ученица читает стихотворение И. Бурсова “Первый снег”.
    - Посмотрите-ка, ребята,
    Все вокруг покрыла вата!
    А в ответ раздался смех:
    - Это выпал первый снег.
    Не согласна только Люба:
    - Это вовсе не снежок -
    Дед Мороз почистил зубы
    И рассыпал порошок.
    Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Аплодисменты нашим ребятам.
    А сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.
    Учитель: - А теперь, давайте немного поиграем.
    7. Игра «Не дай упасть снежинке».
    Правила: Игрок берёт кусочек ваты, подбрасывает его и пытается не дать ему упасть, дуя на него. (под Вальс Штрауса "Весенние голоса")