Картотека на тему: Картотека игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста. Праздник по ознакомлению с правами ребенка

Действующие лица: Ведущий, доктор Пипеткин, Великан, Дядя Степа - взрослые; Чебурашка, крокодил Гена, кукла Галя, Cолнечные Зайчики, Мальчик-с-Пальчик с братьями - дети старших групп.

Под «Утро» Э. Грига дети парами (среди них дети, исполняющие роли Cолнечных зайчиков) вбегают в зал и становятся по кругу.

Ведущий (В.). Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая прозвучала. Сам композитор написал о ней так: «Это настроение утренней природы, где …при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». Солнце восходит, и его сияющим лучам радуется все живое. Мы слышим, как флейты подражают щебету птиц, как светло и умиротворенно звучит мелодия утра.

1-й ребенок.

Утро лучиком проснулось,

Приоткрылись глазки.

Все на свете потянулось,

Улыбнулось лаской.

2-й ребенок.

Это солнышко-колоколнышко.

Протяни свои ладошки,

И оно тебе подарит

Солнышка немножко.

3-й ребенок.

Солнышкины дети

Заглянули в дом.

Мы их приглашаем,

Мы привет им шлем!

Дети стоят парами по кругу напротив друг друга.

1. Хей, хей! - машут друг другу рукой.

Привет тебе! - оба партнера переходят вправо.

Хей, хей! - приветствуют нового друга.

Привет тебе! - опять двигаются вправо.

С четвертым партнером исполняют припев с движениями, которые придумывают и выучивают заранее, поют: «Дып, дып, ды-пи-ду, ды-пи-ду, о ды-пи-ду».

2. Носу - легко прикасаются к носу друг друга.

Ушкам - одновременно прикасаются к мочкам ушей партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

3. Спинке - легко похлопывают партнера по спинке.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Щечкам - легко касаются щек партнера.

Привет-привет! - двигаются вправо (повторить 2 раза).

Припев.

Варианты движений в припеве: ладушки, касания боковой частью ступни, покачивание спинами, «вертушка», боковой галоп в двух кругах.

Раздается стук в дверь, и входит Чебурашка.

Чебурашка. Здравствуйте, я по объявлению.

Чебурашка протягивает объявление ведущему, тот читает: «Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам. Ребята из детского сада №…»

Снова раздается стук, и входят крокодил Гена и кукла Галя.

Крокодил Гена. Здравствуйте!

Кукла Галя. Мы по объявлению.

Чебурашка. Это я по объявлению.

Кукла Галя . Кто вы такой? Как вас зовут?

Чебурашка. Не знаю.

1-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на имя!

Разыгрывается отрывок из повести-сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Кукла Галя. А вы, случайно, не медвежонок?

Чебурашка. Может быть, я медвежонок.

Крокодил Гена. Нет, он даже ни капельки не медвежонок. У медведей глаза маленькие, а у него вон какие здоровые!

Кукла Галя (задумавшись). Так, может быть, он щенок!

Чебурашка. А щенки лазают по деревьям?

Крокодил Гена. Нет, не лазают. Они больше лают.

Чебурашка. Как?

Крокодил Гена. Вот так: ав-ав!

Чебурашка. Нет, я так не умею. Значит, я не щенок.

Кукла Галя. А я знаю, кто вы такой. Вы, наверное, леопард.

Чебурашка. Наверное, я леопард.

Крокодил Гена и кукла Галя опасливо отодвигаются от Чебурашки.

Кукла Галя. Давайте посмотрим в словаре, там все слова объясняются, на любую букву.

Чебурашка берет большую толстую книгу, на которой написано «Словарь».

Чебурашка. А на какую букву будем смотреть?

Кукла Галя. На букву «РР-РР-РЫ», потому что леопарды рррычат.

Крокодил Гена. И на букву «К», потому что леопарды к…кусаются.

Чебурашка. Но я не рычу и не кусаюсь. Значит, я не леопард. Скажите, а если вы так и не узнаете, кто я такой, вы не станете со мной дружить?

Крокодил Гена. Почему? Если вы окажетесь хорошим товарищем, мы будем рады подружиться с вами. Правильно?

В. Конечно. Будем очень рады.

Чебурашка (высоко подпрыгнув). Ура! Ура!

Кукла Галя. Ребята, а вы, случайно, не знаете, как его зовут?

Дети отвечают, что Чебурашка. Дети стоят в шахматном порядке парами, мальчики за девочками.

1. Чебурашку мы в кино

Много раз видали.

Дети выполняют наклоны в разные стороны, мальчик выглядывает из-за спины девочки, оба партнера поочередно закладывают ладонь то правой, то левой руки за ухо.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Поочередное выставление ног на пятку в разные стороны.

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

Чебурашку мы давно

В гости поджидали.

Кружатся парами.

2. Чебурашка в детский сад

В двери к нам стучится,

Чтобы в праздник у ребят

Польке научиться.

Бегут парами по кругу.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Чтобы в праздник у ребят польке научиться.

Повторяют движения первого припева.

3. Чебурашка, веселей

Ножками притопни.

Четыре тройных притопа в стороны, стоя в паре лицом друг к другу.

А теперь кружись быстрей

и в ладошки хлопни.

Кружатся по одному.

По три хлопка справа и слева.

Припев: Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

тра-ля-ля-ля, ля, ля.

Пружинка в стороны.

А теперь кружись быстрей и в ладошки хлопни.

Кружатся парами, по три хлопка справа и слева.

В. Чебурашка, а у тебя есть семья?

Чебурашка. А что такое семья?

2-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на любящую и заботливую семью.

В. Мы тебе песенкой расскажем, что такое семья.

1. Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

Ну а как же бабушки?

Ну а как же дедушки?

2. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья.

Ну а как же дяди?

Ну а как же тети?

3. Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тетя Аня, тетя Таня.

Дядя Вова, Дядя Ваня,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья…

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать –

Чебурашка. Нет, у меня нет семьи.

В. А где же ты живешь?

Чебурашка. Я живу в телефонной будке.

3-й Солнечный Зайчик. Но ведь каждый ребенок имеет право на жилье!

В. Чебурашка, ребята расскажут тебе о своем доме.

Дети читают стихотворение В. Степанова «В новом доме я живу».

1-й ребенок.

Раз - этаж,

Два - этаж,

Десять раз по дважды

Достает до неба наш

Дом многоэтажный.

2-й ребенок.

Раз - окно,

Два - окно,

В каждом светит солнце,

Словно с нами заодно

Новый дом смеется.

3-й ребенок.

В новом доме я живу -

В гости всех друзей зову!

4-й ребенок.

Приходите,

Прибегайте -

Раз, два, три, четыре, пять!

Приезжайте,

Прилетайте -

Будем петь и танцевать!

Действующие лица инсценировки: Папа, Мама, Бабуся, Ребенок.

У Папы шляпа и большой галстук, у Мамы шляпка, бусы, сумочка, у Бабуси платок, у Ребенка на руках игрушечная кошка.

Все действующие лица выстраиваются перед нарядным столиком, сервированным игрушечной посудой, со стульчиками.

1. Самый лучший в мире дом -

Дом, в котором мы живем.

Поют все действующие лица.

Папа. Папа.

Мама. Мама.

Бабуся. И бабуся.

Ребенок. Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Все рассаживаются за столом, «пьют» из чашек.

2. Каждым утром за столом

Молоко мы дружно пьем.

Поют все, сидя за столом.

Папа, мама и бабуся,

Я и наша кошка Муся.

Поют по ролям.

Проигрыш. Выходят из-за стола, становятся в шеренгу боком к зрителям Папа, Мама, Бабуся, Ребенок напротив них, он отдает кошку Бабусе.

3. Ребенок.

Я шагаю в детский сад,

Провожает весь отряд:

Папа, мама и бабуся.

Поют по ролям.

А за ними кошка Муся.

Поют все.

Проигрыш. Ребенок уходит, все машут на прощанье.

В. Каждый день ребята из своего дома приходят в другой добрый дом - детский сад. Здесь много игрушек и разных игр.

4-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на игру!

В. Давайте пригласим Чебурашку жить в нашем детском саду и сейчас построим ему дом.

Игра-эстафета «Кто быстрее построит дом для Чебурашки».

В эстафете соревнуются две команды, которые строят дом из крупного строительного материала. Вместе с детьми в игре участвуют Чебурашка, крокодил Гена и кукла Галя.

Чебурашка. Я осень рад! Штроили мы, штроили и наконец поштроили! Да ждравствуют мы! Ура!

В. Ах, Чебурашка, как же ты говоришь, совсем неправильно!

Давайте научим Чебурашку говорить привильно.

Игра «Язычок».

Речевая игра «Мышка».

Текст игры произносить ритмично.

Мышка сушек насушила (трут ладошку о ладошку).

Шу-шу-шу, шу-шу-шу (шелестят разноцветными султанчиками из гофрированной бумаги).

Мышка мышек пригласила (руки сжаты в кулачок, «подзывают» то левым, то правым указательным пальчиком).

Шур-шур-шур, шур-шур-шур (встряхивают мешочки с орехами).

Мышки сушки кушать стали (трут кулачком о кулачок).

Хрум-хрум-хрум, хрум-хрум-хрум (коробочки спичечные или пластмассовые от «киндерсюрпризов» с наполнителем).

Зубы сразу же сломали (стучат кулачками).

Зум-зум-зум, зум-зум-зум (маракасы из бутылочек из-под йогурта с наполнителем из круп, фасоли, гороха).

Мышки в норке тихо сели (стучат указательными пальчиками друг о друга).

В щелки на кота смотрели (смотрят сквозь раздвинутые пальцы).

Тсс-с (прикладывают палец к губам).

Мышка, мышка, берегись (грозят пальчиком)!

Мы кота прогоним (ритмично топают).

Брысь (громкий хлопок).

Дети убегают на свои места.

Можно придумать на занятиях вместе с детьми свою модель игры.

В. В детском саду дети не только играют, но и развиваются.

1-й ребенок.

Здесь нас учат дежурить, трудиться,

Думать, строить, лепить, веселиться.

5-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на всестороннее и полноценное развитие.

В. Каждый день ребята начинают с зарядки.

Чебурашка. Я совсем не умею делать зарядку.

В. Мы научим тебя.

Смотрит солнышко украдкой

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз),

Смотрит небо и листва

(движения повторить),

Как мы делаем зарядку

(наклоны в стороны).

Раз, два, раз, два

(две пружинки)!

Раз и два! И все в порядке

(руки к плечам, вверх, к плечам, вниз)!

Будет дождик - не беда

(движения повторить)!

Тот, кто делает зарядку

(наклоны в стороны),

Не болеет никогда

(две пружинки)!

Раз, два! Раз, два

(ритмичные шаги на месте)!

Чебурашка. Апчхи! Апчхи!

В. Но если все-таки кто-нибудь заболеет, на помощь придут…

Дети. Врачи.

6-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

Ведущий по телефону вызывает врача. Приходит доктор Пипеткин.

Доктор Пипеткин. Здравствуйте! Где больной? Дышите, не дышите. Что ж, будем лечить Чебурашку. А вы, ребята, мне помогайте.

От болезней и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Доктор Пипеткин. Какие музыкальные у вас дети!

В. Мы не сразу и не вдруг развиваем детям слух.

Приготовились, детишки,

Инструменты в руки взять!

Будем вальс мы исполнять.

Доктор Пипеткин.

В искусстве музыкальном

Вы преуспели, без сомненья.

Желаю крепкого здоровья,

Хорошего желаю настроенья!

А мне пора к больному, до свиданья.

Доктор Пипеткин уходит.

В. Ребята развиваются в детском саду, а в сентябре они пойдут учиться в школу.

7-й Солнечный Зайчик. Потому что каждый ребенок имеет право на образование!

В. А образование после детского сада продолжается в школе.

С криками о помощи вбегают Мальчик-с-Пальчик и его братья.

В. Успокойтесь, пожалуйста, и расскажите, кто вы и что с вами случилось.

Мальчик-с-Пальчик.

Я всем известный Мальчик,

Я ростом ровно с пальчик.

Это мои братья. За нами гонится Великан, он скоро будет здесь!

В. Не волнуйтесь, мы что-нибудь придумаем, чтобы помочь вам.

8-й Солнечный Зайчик. Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения!

В. Как же нам справиться с Великаном?

Дети предлагают свои варианты, кто-нибудь предлагает вызвать милицию.

Входит Дядя Степа.

Дядя Степа.

Все милицию зовут,

А она уж тут как тут!

В. Здравствуйте, Дядя Степа.

Дядя Степа.

Разрешите представиться.

Милиционер Степанов,

Гроза для хулиганов.

В. Дядей Степою гордится

Вся милиция столицы.

Дядя Степа.

Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу,

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

В. Уважаемый Дядя Степа, задержите, пожалуйста, Великана, он гонится за Мальчиком-с-Пальчик и его братьями.

Забегает Великан.

Великан. Где эти гадкие мальчишки?! О, да тут много мальчишек и девчонок, хватит мне на завтрак, обед и ужин.

Дядя Степа (обращается к Великану). Вы задержаны за жестокое обращение с детьми.

Дядя Степа уводит Великана.

Мальчик-с-Пальчик благодарит детей.

Кукла Галя. Уважаемые граждане!

Крокодил Гена. Уважаемые гражданки!

Чебурашка. Уважаемые гражданятки!

Кукла Галя. Сейчас вам Чебурашка скажет речь.

Чебурашка. Ну что я могу сказать? Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете, потому что у нас есть права.

В. Так давайте устроим большой хоровод,

Каждый пусть улыбнется, и каждый споет.

На вступление к танцу дети образуют два концентрических круга.

Танец «Два притопа, три прихлопа» (С. Насауленко, «Колокольчик»).

1. Мы, маленькие дети,

Счастливей всех на свете.

Мы весело живем,

Танцуем и поем!

Дети идут противоходом, останавливаются, дети внешнего круга поворачиваются лицом в круг, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга.

Припев:

Два притопа, три прихлопа

(выполняют движения по тексту),

А потом наоборот

(дети двух кругов топающим шагом поворачиваются спиной друг к другу):

Три прихлопа, два притопа

(выполняют движения по тексту)

И круженье - поворот

(кружась, возвращаются в исходное положение танца).

2. Мы не сидим на месте,

Танцуем дружно вместе.

Мы повторим 100 раз,

Смотрите все на нас.

Повторить движения первого куплета.

Припев.

3. Мы ходим, как козлята

(идут в кругах противоходом, высоко поднимая колени и сделав «рожки», к концу строки дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга),

Играем, как щенята

(«играют лапками» в парах),

Как лягушата - прыг

(две пружинки в стороны, пальцы растопырены, на прыжке присесть)

И как мышата - шмыг

(«лапки» перед грудью, покружиться вокруг себя, присесть).

Припев.

1-й ребенок.

По солнышку ромашек, по небу незабудок

Шагает детство наше, простое, словно чудо.

2-й ребенок.

У детства есть защита: права имеют дети.

Пусть их не нарушает никто на всей планете!

Ведущий приглашает на выставку детских работ.

Игра « Кто, где живёт?»

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке - американцы, в Англии - англичане).

Просмотр содержимого документа
«Игры по правовому воспитанию в детском саду.»

Игры по правовому воспитанию в детском саду .

Игра « Кто, где живёт?»

Цель игры: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).

Корейская игра «Закройте уши».

Цель игры: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.

Чилийская игра « Кто это?»

Цель игры: познакомить с игрой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.

Игра «Вопрос – ответ».

Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра « Руки вверх».

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

Игра «Я живу на…».

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра « На одну букву».

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта».

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Прогулка по ручью».

Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игра «Спасатели».

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.

Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра «Найди себе пару».

Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

Казахская народная игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь».

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Елена Магурова
Дидактические игры по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Кто, где живёт?»

Цель игры: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т. д.

Игра «Кто это?»

Цель игры: закреплять знание о праве на индивидуальность, познакомить с новой игрой, формировать знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.

Игра «Вопрос – ответ»

Цель игры:

Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход игры : Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

Игра «Руки вверх».

Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.

Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, формировать знания детей о праве на жильё.Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога

Белке – дупло

Волку – логово

Птице – гнездо

Пчеле – улей

Человеку – дом

Игра «Я живу на…».

Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игра «На одну букву».

Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

Игра «Назови виды спорта».

Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Игра «Прогулка по ручью».

Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игра «Спасатели».

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.

Ход игры:

1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Игра «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Игра «Найди себе пару».

Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

Игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.

Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Игра «Поводырь».

Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу, формировать у детей понятие о праве на особую заботу.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.

Игра "Разрешается - запрещается"

Цель игры: формировать знания детей о правах и обязанностях ребенка при помощи дидактической игры.

Ход игры (педагог читает текст,а дети отвечают)

1. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста, по развитию речи, для их реализования использую шаблоны осенних.

Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция , которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.

Правовое мышление – основа будущего

– один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость. Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Читайте еще: Правовое воспитание в школе

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная . Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками , на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

В процессе чтения, игр педагогу важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место обижаемого и поискал возможные варианты самозащиты.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью . Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

Читайте еще: Развитие логического мышления дошкольников

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение , которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.