Основные буддийские праздники и торжественные даты


Главными праздниками буддистов являются:

Сагаалган – Новый год

Дуйнхор-хурал – праздник Клачакры

Дончод-хурал - День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни

Майдари-хурал - Круговращение Майтреи

Лхабаб дуйсэн - нисхождение Будды с неба Тушита

Зула-хурал - День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный – Далай-лама родился 6 июля.

В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов – дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима – хозяина великолепия и счастья, или Луса – хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня – помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Сагаалган

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)


Празднование Дуйнхора связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны. Калачакра означает буквально «колесо времени» и является одной из самых эзотерических концепций буддийской тантры.

Главная цель учения Калачакра-тантры, равно как и любого другого буддийского учения — достижение состояния Просветления (состояния Будды), внутренней реализации.

Отличием Калачакра-тантры является то, что, следуя ее сложному комплексу психофизических упражнений, можно достичь Просветления не за длительный период множества перерождений, а за одну жизнь. Особое значение в этом учении придается практике мантры. В учении Калачакра-тантры была разработана концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни (санскр. праджня — трансцедентальная мудрость и божественная интуиция), олицетворяющих слияние Времени и Пустоты.

По легенде, Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 году аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбала, где оно сохранялось с того времени, когда было проповедано Буддой царю этой страны Сучандре.

Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря (апрель-май), при этом главное торжество приходится на 15-й лунный день.

Калачакра — божество медитации

В дни праздника в монастырях проводятся торжественные молебны (хуралы) с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Стоит также отметить, что танки (изображения) идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе — здоровье.

Дончод-хурал: День рождения, просветления и ухода в Нирвану Будды


Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава. Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния второго месяца лунного календаря, он выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца на санскрите — вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником. Он посвящен трем самым главным событиям жизни Будды Шакьямуни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану (Паринирване). Между первым и последним событиями прошло 80 лет. Просветленным Будда стал в 35 лет. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.

Дончод считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды — чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)

Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни».

Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет, и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на Небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.

Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.

Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы. Особенно культ Майтреи популярен в Центральной Азии, и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. Его имя часто упоминается в комментариях буддийской литературы.

Лхабаб Дуйсэн. Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю


Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита (тиб. Гандэн, букв. «Сад Радости»). Тушита — четвертое небо, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут буддами. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума – Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания.

Считается, что Будда Шакьямуни переродился в этом Мире как Учитель по имени Шветакету и проповедовал Учение (Дхарму) небожителям и своей матери.

Проживая бодхисаттвой в царстве счастливых небожителей, Будда Шакьямуни понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на земле в хорошо известном образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.

Между тем Будда, обретя земное рождение, после 29 лет счастливой жизни во дворце ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, стал просветленным, то есть, буддой, и начал проповедовать Учение.

Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника.

В некоторых странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.

В странах буддизма Тхеравады Праздник Огней знаменует окончание монашеского уединения во время сезона дождей (Вассы) и посвящается нисхождению Будды с небес Траястринсы.

Во всех храмах и монастырях проводятся обряды и церемонии, посвященные этому празднику, а также выходу из монашеской общины (Сангхи) тех, кто вступил в нее на период сезона дождей. В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.

Праздник завершает церемония катхина (санскр. «одежда») — дарение одежды членам Сангхи, которая проводится во всех монастырях. Во многих районах подарки членам Сангхи вручаются поочередно: для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на то, что в них проводится чтение священных текстов, которое сопровождает церемонию катхина. Некоторые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить таким образом как можно больше заслуг.

Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек (Хозяину воды): на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга. Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» — тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» — тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.



Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Будда советовал своим последователям для продвижения на пути регулярно собираться вместе. Поэтому праздники являются центральной частью жизни любой буддийской общины. Они обеспечивают возможность для выражения преданности и благодарности Будде и его учению.

Основные буддийские праздники посвящены почитанию Трех Драгоценностей: Будды, Дхармы (буддийского Учения) и Сангхи (духовной общины).

День Будды: Празднование Просветления Будды

Полнолуние мая-июня.

Просветление Будды – центральное событие буддизма, и День Будды, день Просветления, является наиболее важным праздником в буддийском календаре.

Многие из учеников Будды также достигли Просветления, и в последующие столетия появилось много других просветленных Учителей. О них тоже вспоминают в День Будды, читая рассказы об их жизни или отрывки из их собственных произведений.

Но Просветление – это еще и идеал, к которому стремятся буддисты. Поэтому День Будды дает возможность углубиться в размышление о том, что оно может значить для каждого буддиста в отдельности.

День Дхармы: Празднование в честь Учения Будды

Полнолуние июля.

День Сангхи: Чествование духовного сообщества

Полнолуние ноября.

В День Сангхи буддисты прославляют как идеал духовного сообщества, так и действительное духовное сообщество, которое они пытаются создать. День Сангхи – традиционное время для обмена подарками; он стал важным праздником для буддистов на Западе, несмотря на то, что мало известен на Востоке.

День Паринирваны: Смерть Будды

Полнолуние февраля.

Это может показаться странным, но буддисты отмечают день смерти Будды. Его смерть наступила, когда ему было восемьдесят, спустя сорок с лишним лет после Просветления. Более того, представление об изменчивости всех вещей является центральным для буддийского учения, и в буддизме потери и непостоянство следует принимать, не делая это источником горя и отчаяния. Париниббана-сутта дает трогательное и величественное описание последних дней Будды. Отрывки из нее часто читают в День Паринирваны.

Это день используется как возможность для размышления над фактом нашей собственной будущей смерти и смерти недавно ушедших близких и знакомых. Для недавно умерших проводятся медитации, чтобы оказать им помощь и поддержку, где бы они сейчас ни находились.

ВЕСАК Общебуддийским является праздник Весак, который отмечают на второй неделе 1-го летнего месяца. Это единая дата для всех стран буддийского мира. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

КРУГОВРАЩЕНИЕ МАЙТРЕЙИ В середине второй летней луны проводится храмовый праздник Круговращение Майтрейи. Майтрейя - Будда грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода "правления нашим миром Будды Шакьямуни". В день этого праздника из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня зеленого цвета. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Толпы верующих по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день.

МИСТЕРИЯ ЦАМ (ЧАМ) Мистерия Цам (Чам) ежегодно совершалась в буддийских монастырях Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим магом и учителем Падмасамбхавой (VIII в.). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разные календарные сроки - в одних зимой, в других - летом и быть разной по жанру. В одних случаях это была танцевальная пантомима, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая 4-5 действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (108 - сакральное число в буддизме), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 кг), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона тибетского буддизма и персонажи народной мифологии (в Тибете - тибетской, в Монголии и Бурятии - тибетской и монгольской). Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение; за несколько дней до праздника им полагалось побыть несколько часов в состоянии глубокой медитации. Случайных людей среди актеров быть не могло. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Когда что-то из них приходило в негодность, производили замену с тщательным соблюдением необходимых обрядов. У буддистов Монголии и России последние исполнения Цама зафиксированы в конце 20-х годов ХХ в. Идущие ныне в обеих странах процессы возрождения буддизма предусматривают и возрождение Цама, но это дело долгое и непростое.

ДУИНХОР В монастырях северной ветви буддизма, сочетающей в себе черты махаяны и ваджраяны, отмечаются еще два праздника, неизвестные иным направлениям буддизма: Дуинхор и Дзул. Первый из них отмечается в мае и связан с началом проповеди Калачакры - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакра - буквально "колесо времени", одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала. В праздник в храме собираются те, кому доступны философские глубины буддизма.

ДЗУЛ Дзул - праздник, посвященный памяти (дню ухода в нирвану) основателя тибетской школы Гелуг - реформатора и философа Цзонхавы. Он же называется Праздником лампад, т.к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Отмечают его ежегодно 25 декабря.

НИСХОЖДЕНИЕ БУДДЫ С НЕБА ТУШИТА НА ЗЕМЛЮ К числу общебуддийских праздников относится Нисхождение Будды с неба Тушита на землю. Время его проведения: конец октября - ноябрь. Суть праздника в следующем. Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы, до того, как станут буддами) Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т.е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем "путь Будды" - это и есть главная идея данного праздника.

ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ЗУБА БУДДЫ И, наконец, еще один праздник, отмечаемый только последователями тхеравады - южной и наиболее ранней ветви буддизма - это праздник в честь Зуба Будды. Его проводят только в одном месте - на острове Шри-Ланка, в городе Канди в храме Далада Малигава, где хранится эта главная реликвия буддизма. Праздник длится две недели (время его проведения: конец июля - начало августа), он включает в себя храмовые службы, торжественные процессии со слонами, один из которых везет на себе ларец с Зубом, шествия музыкантов, танцоров, певцов. Когда-то считалось обязательным участие правителя Кандийского царства, т.к. владение реликвией давало право на занятие престола этого государства. Сейчас те же функции исполняет глава местной администрации.
Легенда, которая легла в основу праздника, такая. В момент кремации земного тела Будды, один из ее участников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков он хранился в Индии, но в IV в., в связи с начавшимися на территории Индии междуусобными войнами, зуб решили увезти в безопасное место - на остров Шри-Ланку. Там в его честь построили храм и, как гласят местные предания, он с тех пор хранится здесь, и праздник в его честь проводится ежегодно. Данные исторических хроник противоречат этому утверждению, в частности, одна их них утверждает, что в XVI в. Зуб Будды был захвачен португальцами, попал в руки католиков-фанатиков и был публично сожжен, и что в Канди хранится подделка. Однако для любой религии миф важнее исторической действительности. Поэтому, по-прежнему, ежегодно в конце июля в город Канди съезжаются десятки тысяч людей, верующих и туристов, чтобы посмотреть на эту удивительную реликвию - единственное материальное подтверждение того, что Будда когда-то жил на земле.
Конечно, это не полный перечень буддийских праздников. Их очень много: каждая страна и каждый храм имеют свои собственные, но те, что здесь перечислены, пожалуй, можно считать самыми главными.

    В соответствии с буддийским календарем 8, 15 и 30 числа каждого лунного месяца следствия благих и неблагих деяний возрастают в 100 раз.

Имеет длительную протяженность во времени, а также множество последователей на сегодняшний день. Начало этой религии имеет свою романтическую легенду, о которой будет рассказано в этой статье. Также в буддизме достаточное количество больших и малых праздников, смысл которых значительно отличается от традиционных.

Буддизм - одна из мировых религий

Буддизм считается одной из первых исторических религий (еще две - это христианство и ислам). Однако если сравнивать ее с двумя другими, то получится, что буддизму более подходит определение философско-религиозной системы, так как говорить о Боге в обычном понимании тут не приходится. Его просто тут нет.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что буддизм очень близок миру науки, так как в нем присутствует жажда познания законов окружающего мира (природы, человеческой души, Вселенной). К тому же, по традиции буддизма, считается, что человеческая жизнь после смерти тела принимает другую форму, а не уходит в небытие. Это очень схоже с законом о сохранении вещества в мире или переходе его в другое агрегатное состояние.

Еще с самой древности это учение благодаря своей широте взглядов собирало множество истинных мыслителей, ученых различных областей, выдающихся врачей. Именно этим и славились буддийские монастыри, а еще своими книгами на научную тематику.

К слову сказать, также буддизм праздники свои посвящает обретению нового знания через просветление (если у кого получится). Некоторые из них раскрываются через представления, которые разыгрывают монахи (к примеру, мистерия Цам).

Детские и отроческие годы Гаутамы Будды

Рождение и появление на свет будущего основателя мировой религии окутано легендами и мистикой. По своему происхождению Будда был индийским принцем, которого звали Сиддхартха Гаутама. Его зачатие таинственное и интригующее. Матери будущего просветленного как-то приснился сон о том, что ей в бок вошел Через некоторое время она обнаружила, что беременна, а через девять месяцев родила младенца мужского пола. Мальчика назвали Сиддхартхой, что в переводе означает “выполнивший свое предназначение”. Мать малыша не выдержала родов и через пару дней умерла. Это и определило те чувства, которые испытывал к Сиддхартхе правитель, его отец. Он очень сильно любил свою жену, а когда ее не стало, то всю нерастраченную любовь перенес на своего сына.

К слову сказать, день рождения Будды - это довольно спорная дата, которая, однако, на сегодняшний день фиксирована. Так как в буддизме принят отсчет по лунному календарю, то моментом рождения основателя считают восьмой день лунного месяца весак. Однако все же с годом рождения так к компромиссу и не пришли.

Рожденному мальчику мудрецом Аситой было предречено великое будущее, а именно совершение большого религиозного подвига. Конечно, отец не желал ему такого, он не хотел, чтобы сын делал религиозную карьеру. Этим он и определил детские годы Гаутамы и последующие. Хотя с самого рождения он был склонен к мечтам и грезам, был способен ощущать краткие моменты просветления. Будда с самого детства стремился к уединению и глубокому созерцанию.

Однако отец был против всего этого. Окружив сына роскошью и всеми благами, женив его на прекрасной девушке, а также скрыв от его глаз всю плохую изнанку этого мира (нищету, голод, болезни и др.), он надеялся, что возвышенность забыта, тревожные настроения прогнаны. Однако это не привело к ожидаемому результату, и уже через некоторое время скрытое стало явным.

По легенде, однажды на улице он увидел похороны, больного и аскета. Все это произвело на него неизгладимое впечатление. Он понял, что мир не таков, каким он его знает, и полон страданий. В эту же ночь он покинул свой дом.

Отшельничество и проповедничество Будды

Следующий период Будды - это поиск истины. На своем пути он встретил множество испытаний - от простого изучения философских трактатов до аскетических подвижничеств. Однако ничто не давало ответов на вопросы. Лишь однажды, после того как он отказался от всех ложных учений, истончил душу предыдущими изысканиями, пришло озарение. Произошло то, чего он так долго ждал все эти годы. Он увидел не только свою жизнь в истинном свете, но и жизнь других людей, все связи между материальным и нематериальным. Теперь он знал…

С этого момента он стал Буддой, Просветленным и узревшим истину. Свое учение Гаутама проповедовал в течение сорока лет, путешествуя между деревнями и городами. Смерть пришла к нему в возрасте восьмидесяти лет, после прощальных слов. Этот день почитается не меньше, чем день рождения Будды, а также тот момент, когда на него снизошло прозрение.

Становление буддизма как религии

Следует отметить, что сам буддизм очень быстро распространился по всей территории Индии, а также Юго-Восточной и Центральной Азии, немного проник в Сибирь и За время своего формирования появилось несколько направлений этого учения, некоторые из них несут рациональное зерно, другие - мистическое.

Одним из самых главных можно назвать традицию Махаяны. Ее последователи считают, что очень важно сохранять сострадательное отношение к другим живым существам. По их мнению, смысл духовного просветления в том, чтобы достичь его, а после продолжать жить в этом мире на его благо.

Также в этой традиции используется санскритский язык для религиозных текстов.

Еще одно направление, которое довольно велико и было сформировано из Махаяны, называется Ваджраяна. Второе название - это тантрический буддизм. Обычаи буддизма Ваджраяны связаны мистическими практиками, где используются мощные символы для того, чтобы воздействовать на подсознательное человека. Это позволяет использовать все ресурсы по полной программе и способствует продвижению буддиста к точке просветления. К слову сказать, на сегодняшний день элементы этого направления присутствуют и в некоторых традициях как отдельные части.

Еще одно большое и очень распространенное направление - это Тхеравада. Сегодня это единственная школа, которая ведет свое начало еще от первых традиций. Учение это основано на Палийском каноне, который составлен на палийском языке. Считается, что именно эти писания (хоть и в искаженном виде, так как долгое время они передавались устно) наиболее правдиво передают слова Будды. Это учение также считает, что просветления может достигнуть наиболее преданный последователь. Таким образом, за всю историю буддизма уже насчитано двадцать восемь подобных просветлений. Эти Будды также особо почитаются у исповедующих эту религию.

Однако следует отметить, что основные даты праздников совпадают практически во всех традициях.

Некоторые традиции этого учения (семейные и прочие)

Итак, кроме всего прочего, в буддизме существует множество различных традиций. К примеру, отношение к браку в этой религии особое. Никто никого ни к чему не принуждает, но тем не менее тут нет разгула и измен. В традиции буддизма о есть некоторые рекомендации о том, как сделать ее счастливой и достойной. Основатель учения дал лишь некоторые рекомендации о том, что следует соблюдать верность, не флиртовать и не разжигать в себе чувства не к своему супругу или супруге. Помимо этого, не следовало распутничать и вести половую жизнь вне брака.

Однако ничего не имеется против, если человек не вступает в семейные отношения, так как это является личным делом каждого. Считается, что при необходимости люди могут разойтись по взаимному согласию, если жить вместе уже невозможно. Однако такая необходимость редкая в том случае, если мужчина и женщина будут четко следовать правилам и Еще он советовал не вступать в брак тем людям, которые имеют большую разницу в возрасте (к примеру, пожилой мужчина и молодая женщина).

В принципе, супружество в буддизме - это возможность совместного развития, поддержки во всем друг друга. Также это возможность избежать одиночества (если трудно с этим жить), страха и лишений.

Буддийские монастыри и образ жизни монахов

Последователи этого учения обычно живут в общинах-сангхах, которые занимают определенный храм Будды. Монахи - это не священнослужители в обычном нашем понимании. Они просто проходят там обучение, изучая священные тексты, медитируя. Членом такой общины может стать практически любой человек (как мужчина, так и женщина).

Каждое направление учения имеет свой свод правил, которые неукоснительно должны соблюдать монахи-последователи. Некоторые из них запрещают кушать мясо, некоторые предписывают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, а другие запрещают вмешиваться в социальную и политическую жизнь (монахи живут от подаяния).

Таким образом, тот, кто стал последователем Будды, должен соблюдать правила и не отступать от них.

Значения праздников в буддизме

Если говорить о такой религии, как буддизм, праздники здесь имеют особый статус. Они не отмечаются так, как это происходит у нас. В буддизме праздник - это особый день, который имеет больше ограничений, чем позволений. По их верованиям, в эти дни происходит увеличение в тысячу раз всех мысленных и физических деяний, а также их последствий (равно как положительных, так и отрицательных). Считается, что соблюдение всех больших дат позволяет постичь природу и суть учения, подойти к Абсолюту как можно ближе.

Суть празднования в том, чтобы создать чистоту вокруг себя и в себе. Этого можно достичь через особые обряды буддизма, а также повторения мантр, игру на музыкальных инструментах (значение имеют звуки, которые они исторгают), использование некоторых культовых предметов. Все это приводит к тому, что у человека восстанавливается тонкая структура, что значительно очищает его сознание. В необходимо совершать такое действие, как посещение храма, а также сделать подношение Общине, Учителю, Буддам.

Не считается зазорным в буддийской традиции и празднование дома, ведь самое главное - это настрой, а также знания о том, для чего это вообще нужно. Считается, что каждый человек, даже не находясь в толпе таких же празднующих, может после соответствующей настройки включиться в общее поле торжества.

Праздники буддизма: Вишакха Пуджа

Существуют различные праздники буддизма, список которых достаточно велик. Рассмотрим самые важные из них. К примеру, одним из таких праздников для всех буддистов есть Вишакха Пуджа. Он является символов трех событий, которые произошли в жизни основателя этого учения, - рождения, просветления и ухода из жизни (в нирвану). Очень многие школы-последователи считают, что все эти события случились в один и тот же день.

Отмечают этот праздник с размахом. Все храмы украшаются бумажными фонариками и цветочными гирляндами. На их территории ставят множество лампадок с маслом. Монахи читают молитвы и рассказывают истории о Будде мирянам. Длится этот праздник неделю.

Праздники буддизма: Асалха

Если говорить про буддизма, то к ним можно отнести и этот. Он говорит о том учении, Дхарме, которое было принесено людям, и при помощи которого можно было достичь просветления. Празднование этого события происходит в июле (Асалха), в день полнолуния.

Стоит отметить, что этот день, помимо всего прочего, еще и указывает на основание Сангхи. Первыми в этом сообществе стали те последователи, которые шли за Буддой и исполняли его указания. Еще это означает, что в мире появилось три прибежища - Будда, Дхарма, Сангха.

Также этот день является началом периода затворничества для монахов (васо). Однако это не значит, что в это время нужно только воздерживаться от пищи. Просто в практику Сангхи входит тот момент, что кушать позволительно только в утреннее время (от восхода солнца и до полудня).

Праздники буддизма: Катхина

Этот день завершает период васо. Празднуется в полнолуние в октябре. В этот день мирянами преподносится для бхикхи особое одеяние. Имя этого человека называется в то время, когда празднуется Катхина. После окончания это периода (васо) монахи вновь отправляются в путь.

Таким образом, буддизм праздники имеет довольно разнообразные. На этом заканчивается определенный период празднования религиозных важных дней, однако существует еще множество других.

Мистерия Цам

Это очень интересное ежегодное празднество, которое длится несколько дней. Совершают его в монастырях Непала, Тибета, Бурятии, Монголии и Тувы. К слову сказать, что исполняться эта мистерия могла в совершенно разное время - зимой и летом, а также иметь совершенно разный жанр.

Неоднозначным могло быть и выступление. К примеру, один храм Будды создавал ритуальный танец, а другой ставил пьесу с диалогами, которые читали несколько действующих лиц. И, наконец, третий храм вообще мог поставить многокомпонентное действующее представление, где было большое количество участников.

Смысл этой мистерии многообразен. К примеру, при помощи нее можно было устрашать врагов учения, а также демонстрировать истинное учение над лжеучением. Еще можно было умиротворить злые силы на следующий год. Или просто подготовить человека к пути, который он совершает после смерти к следующему перерождению.

Итак, буддизм праздники имеет не только религиозного характера, но и торжественного, а также возвышенного.

Другие праздники буддизма

Также есть и другие праздники буддизма, к которым можно отнести:

  • Новый год;
  • день, который посвящен пятнадцати чудесам Будды;
  • праздник Калачакры;
  • Майдари-хулар;
  • Лой Кратонг;
  • Рек На и множество других.

Таким образом, мы видим, что существуют главные праздники буддизма и другие, которые не менее ценны и важны, но отмечаются скромнее.

Заключение

Итак, мы видим, что учение это довольно многообразно как с точки зрения знаний, так и праздников. Длинная история буддизма за все свое время претерпела множество изменений, которые трансформировали и саму религию. Но не исказили ее суть и путь того человека, который прошел его первым и дал определенные знания для своих последователей.

Все многочисленные даты праздников так или иначе отражают суть учения. Ежегодное их празднование дает надежду и переосмысление своих деяний у последователей. Участвуя в общем торжестве, некоторые немного приближаются к сути буддизма и становятся на одну ступеньку ближе к тому самому просветлению, которого удостоился основатель.