Короткое содержание илья муромец и соловей разбойник. Илья муромец и соловей разбойник. Илья и Идолище поганое

7 КЛАСС

ДРЕВНЕРУССКИЕ БЫЛИНЫ

Былина - героическая, иногда социально-бытовая, эпическая песня, распространенная в XI-XIII вв. В народе подобные песни обычно называли «старинами» или «старинками», а термин «былина», как полагают, был введен в XIX ст. И. Сахаровым, который взял его с выражения «Слова о полку Игореве»: «по былинам сего времени» (к тому времени подобные произведения называли «богатырскими сказками»).

Фактически, он выпустил ряд игр, основанных на фильмах, созданных Мелом «Ница» или на основе популярных комедий, таких как Александр Рогожкин «Особенности национальной охоты и мама Максима Пежемского», «Дон Крик!». Режиссер, по-видимому, использовал свой творческий опыт, предоставив анимационному фильму некоторые отличительные особенности видеоигр. Путешествие Ильи в Константинополь представлено не только как духовный квест, но и как основной сюжет в ролевых играх, в результате чего общий квест состоит в том, чтобы собрать или вернуть артефакт, который был смещен или разбит на несколько частей. квест-игры, фильм содержит миниатюрные сюжеты, которые позволяют героям сиять и демонстрировать свои героические качества.

Былинный богатырь - это обобщенный образ идеального героя (преимущественно из народа), в котором воплощены черты реальных лиц, а в событиях, описанных в былинах, в фантастическом преувеличении доносится отголоски реальных исторических событий далекого прошлого.

Былины обычно разделяют на два типа: военные, собственно героические (былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича) и социально-бытовые, в которых, однако, также имеющийся героический элемент («Вольга и Микула», «Дюк Степанович», былины о Сада).

Однако герои видеоигр - и в этом случае Ил - редко претерпевают какие-либо существенные трансформации персонажа, поскольку квест сам является главной целью их преследования. Фильм также показывает близость к компьютерным играм своей специфической организацией пространства, где персонажи показаны на фоне, который вращается вокруг них, создавая ощущение движения и иллюзию глубины. Наконец, режиссеры используют отличную музыку, которая также знакома с компьютерными играми. Такое использование зрительного и слухового аппарата является отходом от традиционного представления Илии Муромец, например, в фильмах Ивана Аксенчука «Муромезы: Пролог и Ильи Муромец и Соловей-разбойник», которые в значительной степени заимствованный из знаменитой картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» и работавшей вместе с оригинальной музыкой, написанной Томасом Коргановым и Владимиром Комаровым, - сальдо от оркестра «Рейнголь» гл. «Ильи Муромец».

В украинских народных сказках, преданиях и легендах сохранились герои былин (например, Илья Муромец).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Из города Мурома, из села Карачарова выезжал удаленький добрый молодец Илья Муромец. Помолился он рано в церкви в Муроме, а к обедне хотел уже стольного города Киева добраться.

Подъехал он до славного города Чернигова и видит: словно черное воронье, осадило город войско большое, и нельзя ни пройти пешком, ни верхом проехать, птица здесь не пролетает, серый зверь не пробегает. Начал Илья то войско большое конем топтать и копьем колоть, пока его не одолел. Когда же до самого Чернигова приблизился, вышли оттуда жители черниговские, городские ворота открыли, и просили его быть у них за воеводу.

В то время как фильмы Аксенчука продолжили живописную и музыкальную традицию русского реализма, подпитываемую символикой и неоромантизмом, Торопчинский «Ил» Муромец и Соловей-Разбойник были созданы под влиянием последовательного искусства, аниме и видеоигр.

Влад Струков Университет Лидса. Режиссер Владимир Торопчин Художник-постановщик Олег Маркелов Композитор Валентин Васенков Редактирование Сергей Глезин Голоса: Валерий Соловьев; Екатерина Гороховская, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Андрей Толубеев Продюсеры Сергей Селянов, Александр Боярский.

Не пойду я к вам воеводой в Чернигов, - ответил Илья. - Покажите мне лучше найпрямішу дорогу до стольного города Киева.

Сказали ему жители черниговские:

Самая прямая дорога завалена бревнами, травой заросла, и давно уже никто по той дороге не проходил и на добром коне не провідин. Там, у черного болота, возле березы кривої2, возле страшной реки Смородины и возле креста Левонидового3 сидит на дубу Соловей-разбойник, Одихмантів сын. Свищет Соловей по-соловьином, кричит злодей-разбойник по-звериному, и от того посвиста и покрику вся трава-мурава сплетается, лазурные цветочки осыпаются, темные леса к земле пригибаются, а кто из людей поступит - все мертвы лежат. Пятьсот верст самый прямой путь тянется, а кружный путь - тысячу верст4.

Автор: Ольга Владимировна Захарова. Субъект: изучение языка и литературы, литературные тексты, право, конституция, юриспруденция. Опубликовано: Петрозаводский государственный университет. Ключевые слова: фольклор, эпос, жанр, история России, Достоевский.

Среди его творческих изобретений следует упомянуть его первоначальную концепцию былина как фольклора и литературного жанра. В своей ассимиляции фольклора Достоевский выходил за рамки традиционной интерпретации фольклоризма. Он был единственным, кто указал на такую ​​характеристику былина как на соприкосновение «с высшей красотой, с красотой идеала». Былина выражает «весь мир», «идеалы героев, царей, защитников и покровителей людей, образы доблести, смирения, любви и жертвы». Опираясь на фольклорную концепцию, Достоевский развил свою концепцию былина как литературный жанр, который мог бы выразить смысл русской истории, российского взгляда на жизнь, русской идеи.

1Соловей-разбойник - воплощение враждебной силы, что постоянно приступили к Киева. Кое-кто из ученых считает, что это - воплощение разбойничьих ватаг, которые не подчинялись князю киевскому (В. Авенариус) и которые пользовались звуковой языке - свистом.

2Полото и кривая береза в народных представлениях были местами, где собирались нечистая сила, представителем которой является также и Соловей-разбойник. Подкрепляет эту мысль и упоминание про реку Смородину.

В его жизни нет богатырей, но есть подвиги простых людей. Они представляют собой ключевые моменты и знаменательные события российской и мировой истории, когда христианство менялось и возникало российское будущее. По его мнению, такие былины из российской истории «могли быть великой национальной книгой», «могли бы способствовать возрождению самосознания русского человека». Достоевский не достиг своей цели; он только разработал концепцию жанра и дал свой литературный пример, подробно изложив содержание одного из байлин.

Он передал свою концепцию поэту Майкову, который не смог реализовать свою общую творческую идею. Несмотря на то, что творческого результата не было, критикам и поэтам следует обратить внимание на представление Достоевского о былине как жанровом изобретении писателя.

3 Левонидів крест - крест, взятый князем Владимиром из Корсуня и затем установлен в Киеве на Лугах. Впоследствии так назывался крест на безлюдді, «кий по народным представлениям также был местом, где собиралась нечистая сила. Левонидів, - возможно, от епископа Левонтія, а может, крест был из ливанского кедра. Возле этого креста, за былинами, братались также богатыри и отсюда начинали свои путешествия.

Обычно это самый младший сын крестьянской семьи. Он не думает, прежде чем действовать, и часто делает вещи случайным образом. Другие люди не воспринимают его всерьез - в лучшем случае они относятся к нему как к дураку, а в худшем - к нему. Иван-дурак не любит работу; он не может справиться даже с самой простой задачей, вместо этого принесет горе своей семье или работодателю. Но почему-то он всегда промахивается благодаря некоторой чудесной помощи и заканчивает достижение подвигов, которые даже герои не могут справиться.

Несмотря на свою хаотичную природу, Иван-Дурак выполняет очень важную роль: его увлекательные выходки дают развлечение как для других персонажей, так и для читателей, и они доказывают, что даже самые медленные иногда оказываются самыми быстрыми. Мы находим Ивана-дурака в таких историях, как «Маленький Иван-дурак», «Маленькая лошадь Шалтай-назад» и «Сивка-Бурка». Вот одна из сказок.

1 Расстояние здесь сказочно преувеличена.

Пустил Илья своего коня богатырского и поехал найпрямішою дорогой. С горы на гору добрый конь перескакивает, с холма на холм перемахивает, а мелкие реки и озера меж ног пропускает.

Как приблизился он к реке Смородины и до болота черного, до кривой березы и до креста Левонидового, засвистел тут Соловей по - соловьином, закричал злодей-разбойник по-звериному, и сразу же богатырский конь начал спотыкаться. Должен был Илья Муромец бить коня канчуком по крутым ребрам, и конь помчался дальше. Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.

В славянской мифологии Водный дух часто бывает непривлекательным стариком, покрытым илом и водорослями, а иногда и рыбным хвостом. Он обитает во всех видах водохранилищ и колодцев, но вы чаще всего найдете его в бассейнах возле мельницы. В мифологии он считается злым, но в сказках он часто не злонамерен, хотя иногда пытается помешать молодому герою жениться на своей возлюбленной, особенно если она окажется дочерью Водного Духа.

Несмотря на свою хаотичную природу, Иван-Дурак выполняет очень важную роль: его увлекательные выходки дают развлечение как для других персонажей, так и для читателей, и они доказывают, что даже самые медленные иногда оказываются самыми быстрыми. Мы находим Ивана-дурака в таких историях, как «Маленький Иван-дурак», «Маленькая лошадь Шалтай-назад» и «Сивка-Бурка». Вот одна из сказок.

Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит:

Идет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.

Глянула в окошко средняя дочь.

Идет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.

Посмотрела и младшая дочь.

Идет человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.

Загукала она к зятьев Соловьиных:

Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные, и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.

Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:

Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов"їне, накормите его вкусной едой, напоит питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.

Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой.

А в славном Киеве-граде Владимир-князь, выйдя из церкви, обедать собирался в банкетной комнате. Тут подоспел на широкий княжеский двор Илья Муромец. Остановил коня посреди двора и в палату белокаменную ступил. Крестом себя осенил, князю Владимиру и всем его родственникам поклонился на четыре стороны. Стал Владимир-князь молодца выспрашивать:

1Питво медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное, - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX века.

Расскажи, с какой ты земли и как тебя по имени, по отчеству величают.

Я из славного города Мурома, из села Карачарова, а зовут меня Илья Муромец, Иванов сын.

Говорит тогда Владимир:

Давно ли ты из Мурома выехал и какой дорогой до стольного Киева-града добирался?

Утром я отстоял Мессу в Муроме, а к обеденной службы в стольном Киеве-граде хотел быть. Однако пришлось в дороге задержаться, ехал я найпрямішою дорогой до Киева-града, потом ехал мимо болото черное, мимо реку Смородину, мимо кривую березу и крест Левонидів.

Не поверил ему Владимир-князь:

Врешь мне в глаза, мужское, да еще и насмехаешься! Возле славного города Чернигова войска уйма стоит; там ни пройти пешком, ни верхом проехать, серый зверь не проскочит, черный ворон не пролетит.

А у болота того черного, возле реки Смородины, у кривой березы и креста Левонидового Соловей-разбойник сидит. Как он свистнет по-соловьином, как закричит по-звериному, то, кто из людей там окажется, все мертвые падают.

Соловей-разбойник на твоем дворе, - ответил Илья. - Выбился ему правый глаз и к стремени булатного его припнув.

Быстро встал Владимир-князь, накинул на плечо шубу куничу, соболью шапку наложил на одно ухо и вышел на широкий истинными посмотреть на Соловья-разбойника, к стремени припнутого.

Засвищи-ка ты, - повелел ему князь, - по-соловьином, закричи, собака, по-звериному.

Ответил Соловей-разбойник:

Не у тебя я сегодня, князь, хлеб им, поэтому не хочу тебя слушать. Я обедал сегодня у Ильи Муромца и только его и послушаю.

Приказал Илья Муромец Соловью-разбойнику князя порадовать: Ану засвищи впівсвисту соловьиного, закричи впівкрику звериного!

Отозвался на то Соловей-разбойник:

Мои раны кровавые были запечатаны, поэтому не могут уста мои свистеть-кричать. Пусть князь нальет мне чару вина зеленого1, выпью я ее, и раны мои заживут, а уста розтуляться. Вот тогда уже я смогу засвистати и закричать.

Сказал Илья князю Владимиру:

Пойди, княже, к горнице своей пиршественной и налей там чару вина зеленого, и не малую, а на полтора ведра, и поднеси то вино Соловью разбойнику.

Налил князь вина полтора ведра, старым медом разведенного. Взял Соловей-разбойник одной рукой от князя чару, выпил ее од ним духом, а тогда как араВНОситься во весь голос по-соловьином, как закричит по-звериному, и сразу же все маковки на теремах покривились, окошки рассыпались, люди во дворе замертво попадали, а Владимир-князь куничою шубой покрылся.

Быстро вскочил тут Илья Муромец на коня, вывез Соловья в чистое поле, отрубил ему буйную голову, а потом произнес:

Довольно тебе свистать по-соловьином и кричать по-звериному, достаточно смутити-слезиться отцов и матерей, достаточно удовити женщин молодых и сиротити деток малых.

И стал Илья Муромец после этого первым киевским богатырем.

Краткое содержание былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник":

Интересная русская народная былина про то, как Илья Муромец отправился из Мурома в Киев и какие приключения случились с ним в пути. Илье пришлось сразиться с Соловьем Разбойником , а затем и с мужьями его дочерей. Но на то Илья Муромец и богатырь, чтобы раздавать всем злодеям направо и налево.

ddb30680a691d157187ee1cf9e896d030">

ddb30680a691d157187ee1cf9e896d03


Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник":

И з того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -

Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча.
Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко березе ко покляпыя,
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.
Его добрый конь да богатырский
А он на корни да спотыкается -
А й как старый-от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам,
Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
Во том гнездышке да соловьиноем
А случилось быть да и три дочери,
А й три дочери его любимыих.
Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато,
Говорит она да таковы слова:
- Едет-то наш батюшка чистым полем,
А сидит-то на добром коне,
А везет он мужичища-деревенщину
Да у правого у стремени прикована.
Поглядела как другая дочь любимая,

- Едет батюшка раздольицем чистым полем,
Да й везет он мужичища-деревенщину
Да й ко правому ко стремени прикована, -
Поглядела его меньша дочь любимая,
Говорила-то она да таковы слова:
- Едет мужичище-деревенщина,
Да й сидит мужик он на добром коне,
Да й везет-то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована -
Ему выбито-то право око со косицею.
Говорила-то й она да таковы слова:
- А й же мужевья наши любимые!
Вы берите-ко рогатины звериные,
Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
Да вы бейте мужичища-деревенщину!
Эти мужевья да их любимые,
Зятевья-то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные,
Да и бежали-то они да й во чисто поле
Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же зятевья мои любимые!
Побросайте-ка рогатины звериные,
Вы зовите мужика да деревенщину,
В свое гнездышко зовите соловьиное,
Да кормите его ествушкой сахарною,
Да вы пойте его питьецом медвяныим,
Да й дарите ему дары драгоценные!
Эти зятевья да соловьиные
Побросали-то рогатины звериные,
А й зовут мужика да й деревенщину
Во то гнездышко да соловьиное.
Да й мужик-то деревенщина не слушался,
А он едет-то по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
Он пришел в палату белокаменну,
Во столовую свою во горенку,
Он сел есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати.
А й тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал*.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?
Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
- Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
Говорит ему Владимир таковы слова:
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
Говорил Илья он таковы слова:
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
Говорил ему Владимир таковы слова:
- Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много множество -
То пехотою никто да не прохаживал
И на добром коне никто да не проезживал,
Туда серый зверь да нз прорыскивал,
Птица черный ворон не пролетывал.
А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у славноей у речки у Смородины,
А й у той ли у березы у покляпыя,
У того креста у Леванидова
Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
То как свищет Соловей да по-соловьему,
Как кричит злодей-разбойник по-звериному -
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Говорил ему Илья да таковы слова:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
Соловей Разбойник на твоем дворе.
Ему выбито ведь право око со косицею,
И он ко стремени булатному прикованный.
То Владимир-князь-от стольно-киевский
Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.
Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
- Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
- Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати.
Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.

Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
Прикажи-тко закричать да по-звериному.

- Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
Закричи-тко ты во полкрика звериного.
Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят-то мои уста сахарные,
Не могу я засвистать да й по-соловьему,
Закричать-то не могу я по-звериному.
А й вели-тко князю ты Владимиру
Налить чару мне да зелена вина.
Я повыпью-то как чару зелена вина -
Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да й уста мои сахарны порасходятся,
Да тогда я засвищу да по-соловьему,
Да тогда я закричу да по-звериному.
Говорил Илья тут князю он Владимиру:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
Ты поди в свою столовую во горенку,
Наливай-то чару зелена вина.
Ты не малую стопу - да полтора ведра,
Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. -
То Владимир-князь да стольно-киевский,
Он скоренько шел в столову свою горенку,
Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу - да полтора ведра,
Разводил медами он стоялыми,
Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
Соловей Разбойник Одихмантьев сын
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одним духом.
Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному -
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.
А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!