Народная былина илья муромец и соловей разбойник. Отзыв о былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник. Илья Муромец и Калин-царь

Былина говорит нам о спеси столичной княжеской верхушки, ей противопоставляется моральный дух и достоинство народных богатырей. Простой народ всегда знал и помнил, что князь и его прислуги злые и беспощадные, а богатыри, справедливо защищавшие простой народ, были к нему добрыми, честными, были образцом для последующих поколений.

Но богатство идет ему на голову, и он не уважает царя моря, как должен. Его корабль остановлен в море, и его команда решила, что единственный способ вернуться - это успокоить Царь моря, выбросив Садко за борт. В его подводном царстве он согревает сердце царя, снова играя в его верного гусли, и царь предлагает ему невесту. Ему говорят выбрать последнее в очереди и просыпаться рядом с ней на берегу.

Есть также опыты, которые становятся более исторически обоснованными, о разных рыцарях и героях, которые помогают защитить русские земли от монголов или помогают Александру Невскому отбить немецких или шведских захватчиков. Есть также богатая традиция приключений от конных казаков России и юга Украины, а некоторые из последних выводов были о Петре Великом.

В сказке-былине летописцы повествуют о силе народного богатыря Илье из города Мурома, сына крестьянина из села Карачарова. Сильнее его не было богатыря. Он был сильнее даже придворных молодцов Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В этой сказке Илья Муромец победил Соловья-разбойника.

Краткое содержание былины Илья Муромец и Соловей разбойник читать

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его. Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, - все мертвые лежат.

От царей до негодяев, драконов до дамб и лесов до крепостей, у них есть все. При современном пересказе историй олини в кино и анимации каждому новому поколению россиян напоминают, что там нет дракона или бандита, который не может быть решен с небольшим мозгом и мускулами.

В городе Киеве

Совок Слэнг за все, что относится к старомодной советской идеологии, стилю или манерам. На самом деле так мало известно о восточных славянах в раннем периоде, что едва ли есть какие-то ограничения для воображения художников. Первым кинематографическим примером этого жанра является Волкодав Николая Лебедева, основанный на романе Марии Семеновой, и в меньшей степени - Олег Фесенко «Ведьма», основанный на рассказе Николая Гоголя. Использование славянского эпоса как в литературе, так и в фильме принадлежит к продолжающемуся в России поиску исторического происхождения и самоопределения, усугубляемого метастазами имперской усталости.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, - путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.
Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Доисторические мифологии также предоставляют возможности для пересмотра последних событий и построения культурной самобытности в ее современности. Как и другие две анимированные черты, Илья Муромец и Соловей-Разбойник используют традицию Былины об Ильиа Муромеце, одном из трех богатырей, принадлежащих к легендам о князе Владимире и Киевской Руси. что русские зрители знакомы с мифическими повествованиями и, следовательно, пропускают историю летальных формирований Ильи. Оригинальный героин Былина получил власть умирающего рыцаря Святогора, который передал свой волшебный меч Ил'и; сила сверхчеловека анимационной функции покоится на его дорогой лошади и ее волшебных волосах - она ​​отрезана в критический момент злодея, что ставит под угрозу кампанию Ильи и его сильное суеверие, например, его убеждение, что черная кошка, пересекающая дорогу, означает неудачу.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом. Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

Таким образом, кинематографисты подчеркивают характерные черты персонажа. Во время своего плавания Ил'и совершает свои героические поступки и подтверждает силу своих убеждений, в результате чего обычные суеверия, которые он повторяет, означают мифологизированное интуитивное знание, которое сохранилось в коллективной памяти нации. Эти суеверия не только усиливают конфликт, представленный как Ил решимость следовать правилам, установленным обычным народом - народом, чем те, что навязаны государем, киевским принцем, но они также служат повествовательным инструментом, который держит фильм вместе.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.
Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

В конце фильма, его сила ослабела от потери волос его лошади, Ил противостоит главному агрессору, Соловей-разбойнику, чья разрушительная сила основана на его свист. Поэтому фильм демонстрирует, что настойчивость, доброжелательность и знание народных обычаев, а не его физическая сила, гарантируют его победу в конце.

Твист в традиционном сюжете предполагает новую моральную повестку дня: защитники фильма, принадлежащие к группе и поддерживающие культурные традиции, и, таким образом, представляет собой другую модель для подражания; это также делает свой след, тщательно избегая описания жестокости прокуроров, возможно, потому, что оно нацелено на очень юную аудиторию. В фильме «Илия» культурная лояльность и вера переводится в его преданную преданность государству. Противоположный психологический тип - это характер князя Владимира, который предает интересы королевства, чтобы преследовать его.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Киевский князь ставит своего богатыря в качестве ставки в расчетных спекуляциях и, как результат, теряет государственные сокровища - и лошадь Илья в Соловей. Владимир изображает как коррумпированного, недальновидного и манипулирующего правителя, Владимир соблазняет Илья для спасения лошади, князь сопровождает богатыря, но никогда не раскрывает своей реальной цели вернуть потерянные сокровища. Режиссер представляет борьбу за власть в личном царстве, а Владимир и Ил противостоят друг другу как равные в своем долгом путешествии в Константинополь, где Соловей берет сокровища и лошадь.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Картинка или рисунок Илья Муромец и Соловей разбойник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Затерянный мир Артура Конан Дойла

    Ради девушки журналист Эдуард Мелоун просит у начальства опасное задание, и его отправляют разоблачить профессора Челленджера, который утверждает, что в Южной Америке нашёл плато с доисторическими динозаврами.

    Выбор места назначения демонстрирует сохраняющийся миф об основах как Россия строит свое культурное наследие на достижениях Киевской Руси, которая заимствовала свою религиозную и культурную идентичность из Византии. Чтобы подчеркнуть культурную линию, Владимир ссылается на правителя Константинополя, Василева, как на своего именитого брата; однако, изображая Владимира как коррумпированного правителя, а Васильева как оппортунистического монарха, кинематографисты утверждают моральное и культурное превосходство Ильи Муромеца.

    Его фигура выступает в качестве устава современного социального порядка, поскольку она поставляет ретроспективную картину моральные ценности, социологический порядок и магические убеждения. Илья Муромец и Соловей-Разбойник представляют собой замечательный сдвиг в интерпретации оригинального мифа, а его знаменитая кинематографическая адаптация Александра Птушко, созданная в фильме Птушко, сообщается несколькими диспозициями эпохи. Анимированный фильм игнорирует мотив оккупации и вместо этого фокусируется на индивидуальных мотивах персонажей: Илья желает вернуть своего друга, Владимир жаждет больше денег и славы, Аленушке нужна хорошая история для ее хроники.

  • Краткое содержание Гаршин Лягушка путешественница

    В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее

  • Краткое содержание Белый бим черное ухо Троепольского

    Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.

    Во-вторых, Птушко, фильм говорит о паранойе сталинского периода, поддерживая понятие предельной власти, олицетворяемой принцем, и фокусируется на фигуре предателя, чьи мрачные поступки вызывают разрушение всей страны и наносит вред лично лично. Коварные действия Владимир в анимационном фильме - это не столько политические ошибки, сколько моменты заблуждений, которые он часто испытывает, они вызваны его нарциссической лестью. И Владимир, и Васильев показаны как исхудавшие, поддельные персонажи, лишенные руководства и полагающиеся на интриги, которые могут читать как замечательную критику нынешнего правительства России.

  • Краткое содержание Грибоедов Горе от ума

    Действие пьесы начинается с дома Фамусова. Где юная семнадцатилетняя дочь Софья тайно влюблена в секретаря отца Алексея Молчалина. По ночам влюбленные тайком от всех видятся в комнате у девушки. Служанка Лиза охраняет их дверь, чтоб отец не обнаружил их

  • Краткое содержание Паустовский Подарок

    Автор очень сильно грустил из-за уходящего лета. Тогда мальчик сделал ему подарок – березку. Он думал, что автор посадит ее в собственном доме. Березка должна была вырасти, и радовать автор своей зеленой листвой круглый год.

    Наконец, фильм Птушко передает проницательные взгляды «Оттепели», как сын Илии, который был в плену и поднят противником для борьбы с Россией, - прощен его отцом и нацией, как только выясняется его истоки и его пристрастия переустановлены. Анимированный фильм продолжает нынешнюю российскую кинематографическую традицию изображать сына Ильи в отсутствие отца и поддерживать духовную связь с его матерью. Их связь символизируется саше, содержащим какую-то почву «материнской земли», которую Ил всегда носит на себе, но забывает принести на своем пути в Константинополь, провал, который еще больше подрывает его полномочия, пока они не будут восстановлены Аленушкой, которая проходит саше - эмблема плодородия - от матери к сыну, символически связанная с семьей, она получает доступ к сердцу Ил.


Из того ли то из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муромли,

А и к обеденке поспеть хотел он в стольный

Киев– град,

Да и подъехал он ко славному ко городу

к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано то силушки черным черно,

Поэтому характер Илии представлен, хотя его отношения с матерью, лояльность к его другу и поиску истинной любви, с патриотическими устремлениями, играющими гораздо менее значительную роль. Это необходимая модернизация сюжета, целью которого является прежде всего развлечение, а не морализаторство, что, безусловно, знаменует собой сдвиг в культурном восприятии.

Муромец и Соловей-Разбойник современный в том смысле, что, несомненно предается историчности в пользу одновременности. Так, например, персонажи говорят на современном русском языке и появляются в современных, хотя и нереальных ситуациях. В этом отношении фильм - это ироническое исследование дискурса гламура, который преобладал в культуре, одержимой СМИ в России за последнее десятилетие: лошадь Илья спасает сокровищницу королевства, пожирая все золотые монеты, которые в конечном итоге собираются с навоза лошади.

А и черным черно, как черна ворона;

Так пехотою никто тут не похаживат,

На добром кони никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А и побил он эту силу всю великую.

Фактически, он выпустил ряд игр, основанных на фильмах, созданных Мелом «Ница» или на основе популярных комедий, таких как Александр Рогожкин «Особенности национальной охоты и мама Максима Пежемского», «Дон Крик!». Режиссер, по-видимому, использовал свой творческий опыт, предоставив анимационному фильму некоторые особенности видеоигр. Путешествие Ильи в Константинополь представлено не только как духовный квест, но и как основной сюжет в ролевых играх, в результате чего общий квест состоит в том, чтобы собрать или вернуть артефакт, который был смещен или разбит на несколько частей. квест-игры, фильм содержит миниатюрные сюжеты, которые позволяют героям сиять и демонстрировать свои героические качества.

Он подъехал то под славный под Чернигов град.

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли то ворота во Чернигов град,

А и зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит то им Илья да таковы слова:

«Ай же мужички да вы черниговски!

Я нейду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев град».

Однако герои видеоигр - и в этом случае Ил - редко претерпевают какие-либо существенные трансформации персонажа, поскольку квест сам является главной целью их преследования. Фильм также показывает близость к компьютерным играм своей специфической организацией пространства, где персонажи показаны на фоне, который вращается вокруг них, создавая ощущение движения и иллюзию глубины. Наконец, режиссеры используют отличную музыку, которая также знакома с компьютерными играми. Такое использование зрительного и слухового аппарата является отходом от традиционного представления Илии Муромец, например, в фильмах Ивана Аксенчука «Муромезы: Пролог и Ильи Муромец и Соловей-разбойник», которые в значительной степени заимствованный из знаменитой картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» и работавшей вместе с оригинальной музыкой, написанной Томасом Коргановым и Владимиром Комаровым, - сальдо от оркестра «Рейнголь» гл. «Ильи Муромец».

Говорили мужички ему черниговски:

«Ты удаленький дородный добрый молодец,

А и ты славныя богатырь святорусскии!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела;

А и по той ли по дорожке прямоезжею

Да и пехотою никто да не прохаживал,

На добром кони никто да не проезживал:

Как у той ли то у грязи то у черноей,

В то время как фильмы Аксенчука продолжили живописную и музыкальную традицию русского реализма, подпитываемую символикой и неоромантизмом, Торопчинский «Ил» Муромец и Соловей-Разбойник были созданы под влиянием последовательного искусства, аниме и видеоигр.

Илья Муромец и Идолище поганое

Влад Струков Университет Лидса. Режиссер Владимир Торопчин Художник-постановщик Олег Маркелов Композитор Валентин Васенков Редактирование Сергей Глезин Голоса: Валерий Соловьев; Екатерина Гороховская, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Андрей Толубеев Продюсеры Сергей Селянов, Александр Боярский.

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сиди Соловей разбойник во сыром дубу,

Сиди Соловей разбойник Одихмантьев сын;

А то свищет Соловей да по соловьему

Он кричит, злодей разбойник, по звериному,

И от его ли то, от посвисту соловьего,

И от его ли то, от покрику звериного,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

А и окольноей дорожкой цела тысяща».

Он пустил добра коня да и богатырского.

Он поехал то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.

Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко тоей он ко грязи он ко черноей,

Да ко тое ко березе ко покляпые,

К тому славному кресту ко Леванидову.

Засвистал то Соловей да и по соловьему,

Закричал злодей разбойник по звериному,

Так все травушки муравы уплеталися,

Да и лазуревы цветочки отсыпалися,

Темны лесушки к земле вси приклонилися.

Его добрый конь да богатырскии,

А он на корзни да потыкается.

А и как старый от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня а по крутым ребрам;

Говорил то он, Илья, да таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?

Что ты на корзни, собака, потыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?»

Да берет то он свои тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышко повез да соловьиное.

В том гнездышке да соловьиноем

А случилось быть да и три дочери,

А и три дочери его любимыих;

Больша дочка эта смотрит во окошечко косящато,

Говорит она да таковы слова.

«Едет то наш батюшка чистым полем,

А сидит то на добром кони,

Да везет он мужичища деревенщину,

Да у правого стремени прикована».

Поглядела его друга дочь любимая,

«Едет батюшко раздольицем чистым полем,

Да и везет он мужичища деревенщину,

Да и ко правому ко стремени прикована».

Поглядела его меньша дочь любимая,

Говорила то она да таковы слова:

«Едет мужичищо деревенщина,

Да и сидит, мужик, он на добром кони,

Да и везет то наша батюшка у стремени,

У булатного у стремени прикована.

Ему выбито то право око со косицею».

Говорила то и она да таковы слова.

«Ай же мужевья наши любимые!

Вы берите тко рогатины звериные,

Да бегите тко в раздольице чисто поле,

Да вы бейте мужичища деревенщину!»

Эти мужевья да их любимые,

Зятевья то есть да соловьиные,

Похватали как рогатины звериные

Да и бежали то они да и во чисто поле

К тому ли мужичищу деревенщине,

Да хотят убить то мужичища деревенщину.

Говорит им Соловей разбойник Одихмантьев сын:

«Ай же зятевья мои любимые!

Побросайте тко рогатины звериные,

Вы зовите мужика да деревенщину,

В свое гнездышко зовите соловьиное,

Да кормите его ествушкой сахарною,

Да вы пойте его питьицем медвяныим,

Да и дарите ему дары драгоценные».

Эти зятевья да соловьиные

Побросали то рогатины звериные

А и зовут то мужика да и деревенщину

Во то гнездышко во соловьиное;

Да и мужик от деревенщина не слушатся,

А он едет то по славному чисту полю,

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев град.

Он приехал то во славный стольный Киев град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А и Владимир князь он вышел со Божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку.

Они сели есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь ту поразмахивал,

Крест от клал он по писаному,

Вел поклоны по ученому,

На всё на три, на четыре на сторонки

низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир князь стал молодца выспрашивать:

«Ты скажи тко, ты откулешный, дородный

добрый молодец,

Тобе как то молодца да именем зовут,

Величают удалого по отечеству?»

Говорил то старыя казак да Илья Муромец:

«Есть я с славного из города из Муромля,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович!»

Говорит ему Владимир таковы слова:

«Ай же ты, старыя казак да Илья Муромец!

Да и давно ли ты повыехал из Муромля,

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев град?»

Говорил Илья он таковы слова:

«Ай ты, славныя Владимир стольнокиевский!

Я стоял заутреню христовскую во Муромле,

А и к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев град,

То моя дорожка призамешкалась;

А я ехал то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо то Чернигов град.

Ехал мимо эту грязь да мимо черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест».

Говорил ему Владимир таковы слова:

«Ай же мужичищо деревенщина!

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много множество,

То пехотою никто да не прохаживал,

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал;

А у той ли то у грязи то у черноей

Да у славноей у речки у Смородины,

А и у той ли у березы у покляпые,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит разбойник Одихмантьев сын;

То как свищет Соловей да по соловьему,

Как кричит злодей разбойник по звериному,

То все травушки муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь отсыпаются,

Темны лесушки к земли вси приклоняются,

А что есть людей, то вси мертво лежат».

Говорил ему Илья да таковы слова:

Соловей разбойник на твоем дворе,

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он к стремени булатному прикованный».

То Владимир князь от стольнокиевский,

Он скорешенько ставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит то на свой то на широкий двор

Посмотреть на Соловья разбойника.

Говорил то ведь Владимир князь да таковы слова:

«Засвищи тко, Соловей, ты по соловьему,

Закричи тко, собака, по звериному».

Говорил то Соловей ему разбойник

Одихмантьев сын: «Не у вас то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас то я хочу да и послушати,

Я обедал то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу то я послушати».

Говорил то как Владимир князь

да стольнокиевский: «Ай же старыя казак ты, Илья Муромец!

Прикажи тко засвистать ты Соловью да и по соловьему,

Прикажи тко закричать да по звериному».

Говорил Илья да таковы слова:

«Ай же Соловей разбойник Одихмантьев сын!

Засвищи тко ты в пол свисту соловьего,

Закричи тко ты во пол крику звериного».

Говорил то ему Соловей разбойник Одихмантьев сын:

«Ай же старыя казак ты, Илья Муромец,

Мои раночки кровавы запечатались,

Да не ходят то мои уста сахарные:

Не могу засвистать да и по соловьему,

Закричать то не могу я по звериному,

А и вели тко князю ты Владимиру

Налить чару мни да зелена вина,

Я повыпью то как чару зелена вина,

Мои раночки кровавы поразойдутся,

Да уста мои сахарни порасходятся,

Да тогда я засвищу да по соловьему,

Да тогда я закричу да по звериному».

Говорил Илья тот князю он Владимиру:

«Ты, Владимир князь да стольнокиевский!

Ты поди в свою столовую во горенку,

Наливай ко чару зелена вина,

Ты не малую стопу да полтора ведра,

Подноси ко к Соловью к разбойнику».

То Владимир князь да стольнокиевский,

Он скоренько шел в столову свою горенку,

Наливал он чару зелена вина,

Да не малу он стопу да полтора ведра,

Разводил медами он стоялыми,

Приносил то он ко Соловью разбойнику.

Соловей разбойник Одихмантьев сын,

Принял чарочку от князя он одной ручкой,

Выпил чарочку то Соловей одным духом.

Засвистал как Соловей тут по соловьему,

Закричал разбойник по звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От его от посвисту соловьего,

А что есть то лкэдюшек, так все мертвы лежат;

А Владимир князь от стольнокиевский,

Куньей шубонькой он укрывается.

А и тут старый от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

А и он вез то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

«Тебе полно тко свистать да по соловьему,

Тебе полно тко кричать да по звериному,

Тебе полно тко слезить да отцей матерей,

Тебе полно тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно тко спущать то сиротать да малых детушек»,

А тут, Соловью, ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку.