Трудовая инструкция. Должностная инструкция

Как ни странно, но в Трудовом кодексе о должностных инструкциях ничего не сказано. Поэтому можно сделать вывод об отсутствии прямого правового регулирования. Тогда закономерно возникает вопрос: зачем вообще нужна должностная инструкция, если есть трудовой договор и штатное расписание? Поэтому обо всем по порядку.

Организационно-распорядительный документ

Что касается специального образования, то с учетом навыков, которые являются единичными и разделяющими, требуется применение дифференцированной педагогики в отношении социальной среды учащегося, культурный фон, пол, возраст, уровень образования и т.д. затем учитель или тренер оценивает свою компетентность путем объективации того, что он передает.

Исследования, проведенные Флоренцией Ости на различных объектах ядерного производства, информируют нас об этой динамичной, как индивидуальной, так и коллективной, производстве ядерной энергии. В этом типе организации «опасность представляет собой возможность собрать уроки опыта как дополнительные знания». Мы находим там двойное движение дифференциации и взаимозависимость, основанную на взаимности доверия.

Должностная инструкция - это внутренний организационно-распорядительный документ (локальный нормативный акт), который содержит конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом:
а) особенностей организации производства;
б) особенностей труда и управления;
в) особенностей прав и ответственности работника.
Такое определение должностной инструкции дали специалисты Роструда в письме от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1. Она может быть приложением к трудовому договору либо утверждаться как самостоятельный документ.
Должностная инструкция - не формальность, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника (письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0).
По общему правилу трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией. В свою очередь трудовой договор нацелен на установление и оформление юридической связи между работником и работодателем. Трудовая функция работника в нем только называется, а конкретизируется в вышеуказанных документах. Чтобы избежать спорных ситуаций с персоналом, желательно в тексте трудового договора сделать ссылку на должностную инструкцию по конкретной должности. Работодатель вправе сам решить: указать в трудовом договоре только название должности либо должность и перечень соответствующих должностных обязанностей.
Таким образом, должностные инструкции и перечисленные в них квалификационные характеристики способствуют:
- правильному подбору и расстановке кадров;
- повышению деловой квалификации персонала;
- рациональному разделению труда;
- созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками;
- установлению единых подходов в определении должностных обязанностей и предъявляемых квалификационных требований.

Вклад концепции компетентности в обучение и использование цифровой технологии: вклад и перспективы

В этом контексте Винсент де Гаулежак упоминает о риске цифрового разрыва, который иногда может иметь межпоколенный аспект. Напряженность возникает прежде всего из-за отсутствия навыков для всех тех, кто не был или не смог тренироваться; тот, кто не овладевает «байком», быстро отстраняется. Это происходит от постоянного обновления машин и программного обеспечения, которые быстро устарели от предыдущего обучения. Необходимо постоянно обновлять оборудование, приобретать новые языки, настраивать новые процедуры, новые формы обработки информации.


В письме Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 обобщены негативные последствия для работодателя отсутствия разработанных и утвержденных должностных инструкций. Так, в отдельных случаях это препятствует работодателю:
- обоснованно отказать в приеме на работу (т. к. именно в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
- распределить трудовые функции между работниками;
- временно перевести работника на другую работу;
- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Само по себе отсутствие должностных инструкций не нарушает трудовое законодательство и не влечет наступление ответственности, но может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений. Однако следует учитывать, что для некоторых сфер деятельности законом может быть прямо предусмотрено обязательное наличие должностных инструкций (государственная служба, бюджетные учреждения, унитарные предприятия и др.). Так, в пункте 7 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются, помимо прочего, должностными инструкциями.
Таким образом, трудовая инспекция при проверке организации вправе затребовать должностные инструкции в двух случаях:
1) если их наличие прямо предусмотрено в законе;
2) если их наличие предусмотрено локальными нормативными актами организации.

Тем более, что в большинстве случаев не предусмотрено дополнительное время для этих приобретений. Они должны быть сделаны по следам, в результате чего перегрузка должна остаться незамеченной. Таким образом, спрос на адаптируемость и гибкость приводит к усвоению идеи о том, что эти быстрые разработки являются нормальными и необходимыми и что усилия, ожидаемые для их освоения, являются частью бизнеса. Это зависит от самого агента, чтобы найти время и ресурсы для обучения.

С точки зрения профессиональных институтов социолог Норберт Альтер показал, что инновации коренятся в отклонении и что менеджеры должны подвергать сомнению их понимание изменений и реляционное управление персоналом. Неожиданное, но известное событие, агенты подчеркивают необходимость отклонения от строгого применения правил, чтобы получить более высокую эффективность, прибегая к эмпирическим знаниям, избегая любой рационализации. Последнее основано на знании реалий производства и не растворяется в простом отношении официальных рабочих процедур.


Как именно будет называться должностная инструкция (как документ), принципиального значения не имеет. Такой вывод можно сделать из письма Роструда от 24 ноября 2008 г. № 6234-ТЗ. Между тем для работников, замещающих определенные должности, целесообразно составлять и утверждать «должностные инструкции», а для профессий рабочих следует использовать термины «рабочая инструкция», «производственная инструкция», «инструкция по профессии».
Согласно «Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (утв. Росархивом 6 октября 2000 г.), типовые (примерные) должностные инструкции необходимо хранить постоянно (по месту разработки и утверждения) и три года после замены новыми (в прочих организациях). В свою очередь индивидуальные (персональные) должностные инструкции хранятся в личных делах в течение 75 лет.

Такая ситуация позволяет мобилизовать личную базу данных, основанную на опыте. Ситуация, которая имеет лишь частично сходство с уже встречавшимися случаями. Похоже, что активированная компетентность - это действительно диагноз ситуации, то есть умственная способность представлять данные решаемой проблемы. Социолог отмечает, что эта работа выполняется с использованием аналогичных рассуждений в отношении ранее перечисленных случаев.

Из совершенно новой проблемы, которая не позволяет четко определить случай, который нужно решить, и мобилизованная умственная активность затем проходит через «абстракцию», то есть она будет непосредственно входить в состав уже идентифицированные решения.

Разработка инструкции

Порядок разработки должностной инструкции законом не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и как вносить в нее изменения (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников»).
При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», который введен в действие постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст. Такое требование содержится в письме Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников».
Содержание должностной инструкции разрабатывается, как правило, на основе квалификационных характеристик, которые можно найти в квалификационных справочниках. В качестве примера можно привести Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) (далее - Справочник должностей) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства») (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30).
По мере развития новых направлений в бизнесе рынок трудовых ресурсов соответствующим образом отвечает предложением специалистов нужного профиля. Поэтому Справочник должностей время от времени дополняется новыми должностями. Так, за последние годы появились квалификационные характеристики для следующих должностей: крупье, корпоративный секретарь акционерного общества, директор по связям с инвесторами, менеджер по связям с инвесторами, начальник отдела по связям с инвесторами, аналитик, инспектор фонда (работа с информационными массивами), специалист по связям с инвесторами, эксперт дорожного хозяйства и др.

Фактически, в этом типе организации, удовлетворительная система квалификаций посредством набора молодых выпускников, форма обучения старейшин, добровольный и непрерывный процесс самообучения, прогрессирование функции с другой стороны, после расширения прав и возможностей. Необходимость решать сложные проблемы, которые необходимо решить, приводит к трудностям полагаться исключительно на квалификацию, которая считается недостаточной, и невозможность следовать протоколу, первоначально изложенному с его правилами и процедурами, к письму.


Все должности в Справочнике должностей сгруппированы по видам экономической деятельности. Документ состоит из двух разделов. В первом содержатся общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников различного профиля по трем категориям - руководители, специалисты и служащие (технический персонал). Во втором разделе приведены квалификационные характеристики должностей научных работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, проектных и изыскательских организациях, редакционно-издательских подразделениях.
Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 утвержден порядок применения Справочника должностей. В пункте 2 разъяснено: относить должность к соответствующей категории следует в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника. Характер работы может быть организационно-административным, аналитико-конструктивным, информационно-техническим.
Структуру должностной инструкции можно составить по аналогии со Справочником должностей:
1-й раздел - «Общие положения»;
2-й раздел - «Требования к квалификации»;
3-й раздел - «Должен знать»;
4-й раздел - «Должностные обязанности»;
5-й раздел - «Права»;
6-й раздел - «Ответственность».
В раздел «Должностные обязанности» следует включить перечень основных функций, которые могут быть поручены (полностью или частично) работнику, занимающему данную должность. В раздел «Должен знать» - основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень необходимой профессиональной подготовки и требуемый стаж работы. Его желательно разработать с учетом Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Имейте в виду: указанный Справочник должностей - своего рода ориентир для работодателя. Документ разработан Институтом труда, утвержден Минтрудом России и носит рекомендательный характер для любых предприятий, учреждений и организаций. Поэтому круг обязанностей работника может быть расширен по сравнению с перечнем, установленным соответствующими квалификационными характеристиками по справочнику для конкретной должности. Таким образом, Справочник должностей не является тем документом, который может подтвердить либо опровергнуть факт вхождения конкретной обязанности в круг служебных (трудовых) обязанностей работника. На то есть должностная инструкция и другие документы (например, доверенность). Эту позицию подтверждает судебная практика (к примеру, постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 ноября 2007 г. по делу № А56-33366/2006).

В этом же учреждении работник может подняться на все иерархические уровни, и это делает его профессионально заслуживающим доверия в глазах его коллег. Кроме того, человек интересуется ремеслом другого, поскольку он был известен или, напротив, позже будет обнаружен. Возможно, мы могли бы добавить комментарий, сделанный в другом месте относительно возможности более эффективного определения сферы его вмешательства и, следовательно, его бизнеса. Даниэль Верба смог заметить, что учитель маленьких детей, ставших учителем, гораздо удобнее в партнерской работе с участием этих двух типов профессионалов.


Должностная инструкция составляется, как правило, в двух экземплярах. Работник должен своей подписью подтвердить, что ознакомлен с документом. Один экземпляр по просьбе работника может быть ему вручен. В письме от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 специалисты Роструда настоятельно рекомендуют разрабатывать должностные инструкции «по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании».

Более того, сотрудничество, в том числе информация или практик в области цифровых технологий, требует, кроме того, уверенности, которая может действовать только в атмосфере дружелюбия. Однако безмолвная маленькая «революция» раскрывается сегодня без нашего ведома. Это касается, в частности, того факта, что для академиков, ответственных за школьные предметы, признания и признания чисто профессионального опыта ценности диплома. Это равнозначно признанию того, что профессиональная земля может стать местом производства знаний, и это действительно возможность разделения различных возможностей, необходимых для получения диплома, путем их включения в динамику стратегии проекта, которая, будет основным вектором.

«Обязан уволиться. Я ухожу...»

Закон не предъявляет строгих требований к содержанию должностных инструкций, поэтому свобода творчества работодателей по их составлению порой не знает границ. Известны случаи, когда в инструкцию включают положения об обязанности (!) работника уволиться по определенным основаниям, в том числе по собственному желанию. Роструд в письме от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1 «О включении в должностную инструкцию положения об обязанности увольнения по определенным основаниям» изложил свою позицию по данному вопросу.
Специалисты Роструда разъяснили: положение об обязанности увольнения по определенным основаниям (в том числе по собственному желанию) не может включаться в должностную инструкцию, так как не относится к трудовой функции работника. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) определяет статья 80 Трудового кодекса.
Более того: включение вышеприведенных положений в должностную инструкцию может повлечь для работодателя проблемы с законом. Так, при наличии подобной должностной инструкции работнику в суде будет легче доказать, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию. В любом случае это обстоятельство суд проверит. При этом бремя доказывания лежит на работнике. Позиция работника сильнее еще и потому, что суд при увольнении работника по собственному желанию руководствуется пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Согласно ему, расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Поэтому грамотное и ответственное отношение работодателя к разработке должностных инструкций позволит избежать больших сложностей в будущем.

Если манифестная функция проверки опыта заключается в квалификации сотрудника и его материальных или нематериальных производств, скрытая функция, похоже, больше символизирует процесс возмещения. Жан-Поль Мартин предполагает, что «просить о подтверждении своего опыта состоит в том, чтобы стремиться к восстановлению образа самого себя». Для всех тех, у кого есть эмпирически приобретенные способности в области цифровых технологий, важно оценивать их и организовывать их продвижение через обучение.

Проблема выпускного экзамена тем более значительна, что чаще всего они являются родителями детей, подростков или молодых людей в школе, и эта ситуация не лишена влияния на их выбор участвовать в процессе квалификации. Им помогает референт, чтобы подготовить свой файл, который проверяет адекватность между навыками и ситуациями, которые должны быть описаны и проанализированы для оценки их опыта. Одно из ограничений системы касается слишком низкого числа кандидатов.

Новые обязанности

При необходимости должностные инструкции следует изменять и дополнять. Это может потребоваться, например, в случае распределения должностных обязанностей между несколькими сотрудниками, а также в результате усовершенствования организации труда, внедрения технических средств, увеличения объема выполняемых работ и т. п. Так, работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, но родственных по содержанию работ и аналогичных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования. Иначе необходимо истребовать письменное согласие работника и, как минимум, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. Согласно части 2 статьи 74 Трудового кодекса, о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (если иное не предусмотрено кодексом). Только после получения письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений в должностную инструкцию можно вносить изменения (дополнения).
В письме от 31 октября 2007 г. № 4412-6 специалисты Роструда дают следующие рекомендации: если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения. Если же должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее утвердить должностную инструкцию в новой редакции и под роспись ознакомить с ней работника (второй экземпляр по просьбе работника можно вручить ему).

Изабель Черки-Ууот отмечает, что образование взрослых в университете порождает или сигнализирует о реальной динамике производства новых ценностей. На фоне повторяющихся напряжений обучение на протяжении всей жизни формируется посредством многочисленных транзакций, создания новых социальных ценностей и сосредоточения внимания на деятельности и учебных мероприятиях отдельных лиц. Здесь реконструируются способы признания людей; поэтому также определяются условия для полного осуществления гражданства каждого из них.

Социальный опыт школы, профессиональной подготовки и работы подразумевает диагностику наших способностей, позволяющих, по крайней мере частично, передавать или извлекать выгоду всегда гипотетично, чтобы их формализовать. Франсуа Дюбет подводит итог, по-своему, заявляя, что «объективное исследование субъективности актеров связано с конкретным отношением к индивидуумам при условии признания определенных способностей, в частности, для создания собственного опыта.». Действительно, старые меры защиты подорваны, и Зарифь отмечает, что на этом вопросе указания о создании так никогда не вызывали субъективной приверженности сотрудников, даже когда природа их работы омрачена.


Несмотря на то что в Трудовом кодексе ни слова не сказано о должностной инструкции, она является важным документом и содержит не только сведения о трудовой функции работника, но и круг должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования к занимаемой должности. Наличие должностной инструкции в интересах как работника, так и работодателя.

Последние затем отпадают от контроля результатов, а не в валоризации индивидуальных или коллективных навыков. Наконец, этот спрос на квалификацию соответствует тому, что Марсель Мосс назвал общим социальным фактом, поскольку он затрагивает все области существования существующим независимо от коллективных представлений и информирует нас об этой транзакционной динамике, кроме того, регулировать наши профессиональные и социальные отношения. Таким образом, модель квалификации, посредством этой третьей парадигмы обмена, через три четко сформулированных уровня.

В. Бельковец,
редактор-эксперт
Материал предоставлен редакцией журнала

Определение понятия «должностная инструкция».

Должностная инструкция - внутренний правовой документ предприятия, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника. Ее содержанием является не только трудовая функция работника, но и квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на занятие той или иной должности. Это имеет позитивное значение при решении вопроса об отказе в приеме на работу и объективной его оценке.

И, наконец, эмпирическая квалификация, то есть компетенция, которую нецелесообразно сводить к своей единственной инструментализации, давая свободу действий произволу управления. Разве компетентность не была бы самой простой и, как предполагает Франсуа Дюбет, этой «способностью творить собственную работу»?

Более чем когда-либо этот обзор использования концепции компетенции предлагает нам найти возможность регенерации неудачного совместного регулирования в мире труда и, более точно, области как поперечной, так и цифровой. В более широком смысле эти навыки или способности могут быть приобретены на протяжении всей жизни, и этот новый вопрос ставит вопрос о посредничестве, позволяющем уйти, например, в ситуации изоляции и одиночества. Сотрудничество в бизнесе.

Так, по смыслу части 2 статьи 64 ТК РФ обоснованным является отказ в приеме на работу по деловым качествам претендента на заключение трудового договора. В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под деловыми качествами работника понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него:

Название и должность: взаимосвязь между производственной системой и репродуктивной системой. Материалы исследования в области социальных наук, 2, 95. Социология изменений в компаниях и организациях. Признание предшествующего обучения: новое учебное пространство? Каспар, Договор о науке и технике образования.

Работа, защита, статус личности. Обучение на протяжении всей жизни в университете. Динамика производства социальных ценностей. Хэммен, Труд, обучение и социальные операции: Когда «доминировать» становятся «актерами». Дань Морису Блан. Ограничения коллективных действий.

Профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации);

Личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

При этом, по мнению Верховного Суда РФ, работодатель в праве предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, которые:

Ансарт, Словарь социологии. Гибкость или другое название рабства. Ложные вопросы и реальные проблемы в борьбе с безработицей. Построение социальной и профессиональной идентичности. Париж: Колин. Динамика организованного действия. Управление через границы.

Опыт глобальной компании. Современная социология. Ответы на 90 вопросов. Можем ли мы передать навыки? Руано-Борболан, Передача образования, обучения и организации. Между бюрократией, государственной службой и профессиональной экспертизой: профессиями государственной службы.

Новые индивидуальные и коллективные задачи. Социальный опыт школы. Мерле, навык, о котором идет речь. Коллективные действия и социальное регулирование. Париж: Пресса Национального фонда политических наук. Ресурс посреднических учреждений. Париж: Дезле де Брауэр.

Обязательны для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона (например, наличие российского гражданства, являющееся по смыслу п. 6, 7 ст. 16 Федерального закона от 27.07.04 № 79-Ф3 (ред. от.02.02.2006) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязательным условием для принятия на государственную службу, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ);

Необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности управленческого персонала в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении. Они утверждаются руководителем предприятия для всех сотрудников малых предприятий, а на крупных и средних предприятиях - для руководителей структурных подразделений.

Основными разделами должностной инструкции являются: общая часть, карта функциональных обязанностей, права, ответственность, поощрение.

Кроме того, должностные инструкции можно рассматривать и как своеобразное средство защиты прав как работника так и работодателя, поскольку при возникновении трудового спора именно должностная инструкция может служить доказательством правомерности поведения работника или работодателя.

Они разрабатываются в целях обеспечения:

Взаимосвязи и взаимозаменяемости между отдельными должностями;

Исключения дублирования и параллелизма в выполнении работниками организации отдельных операций;

Четкого разграничения прав и обязанностей работников организации (структурного подразделения);

Установления их меры ответственности.

Должностная инструкция является документом, действующим относительно продолжительное время. Она вступает в силу с момента утверждения ее руководителем организации и действует до замены ее новым документом.

Положения об отделах и службах. Описание разделов.

В разделе "Общие положения" указываются точное название подразделения, его место в организационной структуре предприятия, степень самостоятельности, в чьем непосредственном подчинении находится данное подразделение, кто непосредственно руководит подразделением. Кроме того, здесь необходимо дать перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми отдел руководствуется в своей деятельности.
Раздел "Задачи" содержит формулировку основных задач подразделения, обеспечивающих эффективный вклад этой деятельности в выполнение задач, стоящих перед предприятием в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулировок задач для взаимосвязанных подразделений.
В разделе "Структура" излагается характеристика внутренней структуры подразделения. В данном разделе следует показать перечень звеньев, входящих в него, порядок распределения обязанностей между работниками подразделения.
Раздел "Функции" является основным разделом положения. Он содержит всестороннюю характеристику деятельности данного подразделения. Функции должны быть четко сформулированы на основе глубокого изучения организационной деятельности в целом и необходимости распределения между внутренними звеньями подразделения всего объема работ, возложенных на данное подразделение. Кроме того, указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросов.
Раздел "Права" содержит перечень прав, реализуемых руководителем и другими должностными лицами подразделения, необходимых для реализации возложенных на подразделение функций, в соответствии с установившимися разделением и кооперацией труда. Следует выделить специальные права подразделения, если оно наделено ими в отличие от других аналогичных подразделений (право самостоятельно распоряжаться определенными средствами и т.п.). Важно при изложении прав подразделения отразить их соответствие действующему законодательству, постановлениям правительства и вышестоящих органов, а также документам, регламентирующим деятельность внутри предприятия.
Не менее важным является раздел "Взаимоотношения с другими подразделениями предприятия". В данном разделе определяются взаимосвязи подразделений в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, взаимные обязательства, отражается характеристика входящей и исходящей документации (плановой, отчетной, аналитической и др.). При разработке раздела указываются наименование документации, периодичность представления, наименование подразделения, которое представляет данную информацию, а также наименование подразделения, получающее ее.
В разделе "Ответственность" с учетом особенностей работы подразделения отражается характеристика основных позиций, по которым руководитель подразделения несет личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач, предусматриваемых данным положением, за достоверность документации, подготавливаемой подразделением, за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т.п., за рациональную организацию труда исполнителей, за состояние трудовой дисциплины, за работу с кадрами.
Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Формирование системы должностей зависит от объема, состава, характера функций, выполняемых на данном предприятии, от сложившихся разделения и кооперации труда управленческих работников. Должностная инструкция - правовой акт, являющийся действенным средством управления и выполняющий регламентирующую и регулирующую роль. Должностные инструкции позволяют обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками, исключить параллелизм в выполнении определенных трудовых функций, позволяет обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности. Кроме того, они позволяют осуществить объективную оценку деятельности сотрудников, служат нормативной основой для применения к ним мер воздействия.
В целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело на предприятиях проводится аттестация руководящих работников, специалистов и служащих. Она должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и подготовки кадров, повышению их деловой квалификации. В ходе аттестации определяются деловые качества работников, делаются выводы о их соответствии занимаемой должности.
Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия. При этом от правильного подбора ее состава зависит объективность оценки деятельности аттестуемых. В аттестационные комиссии должны входить высококвалифицированные руководители и специалисты, представители общественных организаций предприятия, психологи, социологи.
Аттестационная комиссия должна дать оценку соответствия работника занимаемой должности и внести конкретные рекомендации о присвоении квалификационной категории, установлении размера должностного оклада, а также надбавок и доплат. Кроме того, аттестационной комиссией вносятся рекомендации о присвоении или снижении работникам классных званий, поощрении их за успехи в работе, зачислении в резерв на выдвижение на вышестоящие должности, переводе на другую работу и т.д.
Важнейшим документом при проведении аттестации является должностная инструкция. Основой для разработки должностных инструкций служат должностные квалификационные характеристики, приведенные в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.
При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными.
Должностные инструкции содержат общую часть, основные задачи и обязанности работника, его права, ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и неиспользование предоставленных прав.
В первом разделе - общей части - содержатся основные сведения о должности, наименование подразделения, в котором работает сотрудник, занимающий данную должность, нормативные документы, которыми он руководствуется в своей работе, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности, внутридолжностное квалификационное категорирование (для специалистов).
Во втором разделе перечисляются должностные обязанности работника, вытекающие из задач и назначения данного подразделения. Важно, чтобы все функции, возложенные на подразделение, были отражены в должностных обязанностях его работников.
Следующий раздел содержит описание полномочий работника, необходимых для выполнения всех предписанных ему действий. Здесь указываются такие права работника, как принятие решений, получение информации, необходимой для работы, требования выполнения определенных действий, право визирования документов, осуществление контроля.
В последнем разделе формулируются содержание и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за непринятие своевременных надлежащих мер, если они относятся к кругу его обязанностей.
Таким образом, разработка положений об отделах и службах, должностных инструкций исполнителям играет важную роль в регулировании деятельности предприятия, рациональной организации труда работников, обеспечивает взаимоувязанное последовательное достижение целей, поставленных перед предприятием.

Глоссарий.

1) Производственная структура предприятия - состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

2) Рабочее место - неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

3) Участок - производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

4) Основное производство - часть производств, процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию.

5) Вспомогательное производство - часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства и обеспечения бесперебойного изготовления и выпуска его продукции.

6) Обслуживающее производство - производство, вызванное необходимостью проведения технического контроля качества продукции, хода основных и вспомогательных процессов, осуществления внутризаводской транспортировки и пр.

7) Подсобное производство - цехи или участки промышленного предприятия, перерабатывающие отходы основного производства или выпускающие продукцию, не соответствующую специализации данного предприятия.

8) Побочное производство – цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства либо осуществляется восстановление использованных вспомогательных материалов для нужд производства.

9) Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

10) Производственный процесс- сочетание предметов и орудий труда, а также живого труда в пространстве и во времени, функционирующих для удовлетворения потребностей производства.

11) Производственный цикл - один из важнейших технико-экономических показателей, который является исходным для расчета многих показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

12) Должностная инструкция - внутренний правовой документ предприятия, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника.

Список используемой литературы:

1) Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003;

2) Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. ISBN 5-85173-039-0.

3) Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / СПб.: Питер, 2003. - 491 с: ил.

4) ПетроваА. Н. Стратегический менеджмент / СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

5) Карпей Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для учащихся ССУЗов. Издание 4-е испр. и доп. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 382 с.

6) Н. А. Сафронова Экономика организации (предприятия): учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: 2006. – 618 с.

7) Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справочное пособие