Как я в праге попал в публичный дом. Бордели в царской России. О правилах, порядках и «аттракционах

В России, как и в других странах, проституция существовала издревле. Однако в средние века в нашей стране не было официальных борделей, как в Западной Европе.

Власти всегда обижали бедняжек. Известен изданный в 1649 Алексеем Михайловичем указ, в котором царь требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было».

Начало широкому распространению проституции и одновременно официальной борьбе с нею было положено во времена Петра I. Иногда даже приравнивая продаваемые ими утехи к курению.

"Беречь накрепко, чтобы в городе, на посаде, и в уезде… и в деревнях разбоев, и татьбы, и грабежу, и убийства, и корчем, и блядни, и табаку ни у кого не было; а которые люди учнут каким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным каким воровством промышлять и корчмы, и блядни, и табак у себя держать, тех воров служилым людям велеть имать и приводить к себе и сыскивать про их воровство накрепко".

1716 – Петр I запрещает проституцию при полках и отказывает в бесплатном лечении солдат от «французских болезней» (венерических, в первую очередь сифилиса). Военный устав 1716 требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718. Указом 1719 г. таковых солдат и офицеров лишали по увольнении льгот и чинов. В 1721 г. Петр I учреждает «прядительные дома» для «непотребного неистового женского пола» – что-то вроде тюрем для проституток с обязательной трудовой повинностью.

"Понеже правительствующему Сенату известно стало, что во многих вольных домах происходят многие непорядки, а особливо многие вольнодумцы содержат непотребных женок и девок, что весьма противно христианскому благочестивому закону. Того ради смотреть, ежели где такие непотребные женки и девки, тех высечь кошками и из тех домов их выбить вон…"

При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах. 1771 – Сенат издает указ «О безотворотном приеме на фабрики на работу непотребных девок, присылаемых из полицмейстерского управления» – до этого проституток, решивших начать новую жизнь, на работу никуда не брали.

1782 – Екатерина II вводит штрафы для устроителей борделей и полугодовое заключение в смирительном доме для проституток.

1800 – Павел I приказывает ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Это были последние карательные меры по борьбе с проституцией в царской России.

Николай I в 1840 вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.

1843–1844 – Для быстрого ограничения распространения сифилиса в Петербурге и Москве впервые приняты меры, регулирующие проституцию, а не запрещающие ее: появляются специальные «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для публичных женщин». Проституток, женщин старше 16 лет, ставят на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирают у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства – «желтые билеты». Их обязуют проходить медосмотр. Бордели разрешают содержать только женщинам, они обязаны обеспечивать чистоту и порядок и не допускать к проституткам малолетних клиентов.

1857 – Открыт первый в России Дом милосердия для несовершеннолетних – он обустроен на деньги великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, для «падших» девочек младше 16 лет. Здесь им преподают курс двухклассного городского начального училища и обучают ремеслам.

1861 – Введено ограничение по возрасту для содержательниц публичных домов – от 35 до 55, а также регламентировано место размещения борделей – не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

1901 – Возрастная планка для работы проституток повышена с 16 лет до 21 года. На деле же большинство публичных женщин, даже живших при официальных домах терпимости, младше – от 11 до 19 лет. К этому времени количество зарегистрированных публичных домов в городах России превысило 2400, проституток в домах терпимости – 15 000, а одиночек – 20 000. Впрочем, вряд ли официальные сведения были полными.

1903 – Врачебно-полицейским комитетам поручено разыскивать и привлекать к суду тайных проституток, сутенеров и содержателей притонов, надзирать за легальными борделями и девицами, организовывать их врачебный осмотр и лечение, а также помогать несовершеннолетним, беременным и «возвращающимся к честному образу жизни».

Публичный дом был заведением серьезным.

Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим".

Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы.

Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом".

Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.

Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, полагаю, соблюдались когда как.

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели…

15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае не использовать косметики.

Власти были к ним, впрочем, были лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества - так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать регулярные медицинские осмотры.

Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина - и все, путь назад, к обычным людям был отрезан. Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом - своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.

Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории - уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам - от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира Москвы.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Изредка, очень редко, попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки». Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема - и работа находилась, - только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали. Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, - ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками. Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

По словам доктора Ильи Конкаровича, занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, в дорогих домах проститутки «своими хозяйками принуждаются к самому утонченному и противоестественному разврату, для каковой цели в самых шикарных из таких домов даже устроены бывают особые приспособления, дорого стоящие, но тем не менее всегда находящие себе покупателей. Существуют дома, культивирующие у себя какой-то один вид извращенного разврата и приобретшие себе своей специальностью широкую известность». Эти бордели предназначались для небольшого числа состоятельных постоянных клиентов.

Об одной из затей дорогих домов терпимости есть возможность рассказать подробнее. Речь идет о комнатах, отделанных зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка. Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

"Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что "публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест…"

И в заключение:

"…не подведя трагического итога разрушительной для нашей страны деятельности большевиков, не дав ей ясной и окончательной духовной оценки в русле тысячелетнего самосознания родной для нас, православных россиян, но совершенно чуждой им Святой Руси - мы никогда не сможем построить - по благим и вековечным ее заветам! - подлинно осмысленной и по-настоящему доброй жизни".

Выводы, как всегда, делаем сами.

Попав в секс-рабство, самостоятельно на волю выбираются единицы. Этой 20-летней девушке чудом удалось сбежать из турецкого борделя. Как оказалось, это был не просто бордель, а закрытая студия на которой снимали жесткое и жестокое порно.

Этих молодых женщин принуждали работать проститутками. Им удалось сбежать, они проходят курс реабилитации. Помощь им оказывается в рамках программы Международной организации по миграции. Кое-кому даже требуется охрана. Но сколько еще людей удерживается в сексуальном рабстве?

КАТЯ 21-летняя Катя попала в сексуальное рабство в этом году. По ее словам, подруга познакомила ее с парнем, который предложил работу официантки в кафе города Кокшетау. В деревне, где Катя жила с матерью, с деньгами было туго, и она согласилась.

Парень оказался вербовщиком: на квартире, где должен был состояться разговор об условиях предстоящей работы, она была продана сутенерше по имени Жанна. По словам Кати, эта «мамка» очень известная в этой сфере своей жестокостью. Ее продали за 20 тысяч тенге. Стартовая цена женщины при передаче сутенеру обычно составляет 20-30 тысяч тенге, рассказывает пострадавшая.

Катя проработала несколько месяцев у этой сутенерши. Однажды ее похитил один из клиентов, перепродав другой сутенерше в Карагандинской области. Возможно, это был сговор.

Катя была обнаружена во время одного из рейдов в карагандинской сауне. Она тут же написала заявление в полицию. После чего ее направили на реабилитацию, где пробыла около месяца. Там она познакомилась с одной девушкой, которая туда попала примерно с такой же историей. Новая знакомая предложила Кате бежать и найти работу. Как позже выяснилось, эта девушка была туда подослана.

— Все это делалось по указке сутенерши, которой совсем не на руку, чтобы сбежавшая рабыня была на свободе. Таким образом, наивная девушка вновь попала в сексуальное рабство, но уже к другой «мамке», в другом городе. Как мне рассказала сама Екатерина, новая сутенерша предложила ей хорошие, по мнению «мамки», условия работы. Не за бесплатно, как раньше, а на коммерческой основе – ровно половину заработанной от клиента суммы. Но девушка отказалась, не хотела снова оказывать секс-услуги, — говорит Оксана Тарабукина, председатель организации «Кайсар», работающей в рамках проекта по оказанию психологической и юридической помощи пострадавшим от принудительного труда и сексуального рабства.

Когда через два дня Катя приехала домой, то на вокзале ее ждала сутенерша Жанна. «Сразу с вокзала два амбала затащили меня в машину, привезли на квартиру к сутенерше, которая решила меня проучить. Меня сильно избивали, прижигали тело утюгом. Не дали даже оклематься, и если были клиенты, то отправляли к ним прямо с обожженными, забинтованными руками», — рассказывает Катя.

Однажды ее привезли к одному клиенту, который ее пожалел и не стал возвращать сутенерше. Но жалость длилась около недели.

— Как-то вечером к этому мужчине пришли его друзья, накурились и начали надо мной издеваться. Я стала сопротивляться, сильно кричать, звать на помощь. Услышали соседи, вызвали полицию, — говорит женщина.

Приехавшие полицейские установили личность Екатерины и выяснили, что в разных городах Казахстана она проходит по пяти уголовным делам как свидетель и потерпевшая.

— Ее тяжело было вывести на разговор, она боялась говорить что-либо. Когда я увидела эту девушку, это был просто зажатый комок, запуганный звереныш. Она вся была синяя, руки в ожогах, страшно смотреть. На время следствия мы обеспечиваем ее продуктами питания, средствами личной гигиены, одеждой, психологической помощью. Ее мама даже не знает, что произошло с дочерью. Документы вернуть не удалось, их у нее отобрали, — говорит нашему радио Азаттык Оксана Тарабукина.

Кате вновь требуется реабилитация. Полицейские пока не комментируют ее дело, ссылаясь на тайну следствия. Катя живет под охраной, но есть предположения, что за ней следят.

АЛМА

Алма выросла в одном из поселков близ города Темиртау. В сексуальное рабство попала, будучи еще 15-летней девочкой. Подружка познакомила ее с парнем, который оказывал Алме знаки внимания, водил в рестораны, дарил подарки. Девочка была предоставлена сама себе: мама, говорит она, строила новую личную жизнь.

Вскоре этот парень привез Алму на квартиру в Караганду и в грубой форме сказал, чем она будет заниматься. Ее сопротивления и плач были напрасны. Ее поселили в комнате с тремя девушками, две из них работали по своей воле, а третью девушку, как и Алму, удерживали насильно.

Как рассказала Алма психологу Оксане Тарабукиной, однажды ей удалось уговорить сутенера отпустить домой, проведать маму, чтобы она не переживала. Он согласился при условии вернуться в назначенный срок. Алма задумала сбежать, но через несколько дней сутенер нашел ее и сильно избил, угрожая «закопать заживо». Надзор над ней с тех пор усилился.

В сексуальном рабстве Алма пробыла около двух лет. Полицейские освободили ее в ходе рейда по саунам в Караганде. Вначале она отказывалась писать заявление в полицию, опасаясь за свою жизнь. Позже того парня, который привез ее в Караганду, осудили за сводничество и торговлю людьми.

ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ОТ РАБСТВА

Активисты общественных организаций в Караганде и Темиртау говорят о необходимости повышения информированности населения для предотвращения трафика людей. Этой теме не так давно был посвящен круглый стол в Караганде, где говорилось о том, что полиции нужно тесно работать с общественными организациями.

Оксана Тарабукина, председатель общественного фонда «Кайсар». Темиртау.

— Помощь пострадавшим жертвам реальна. Если не помогут государственные органы, то обязательно выручат НПО, сотрудничающие с международными организациями, которые финансируют проекты по оказанию помощи жертвам торговли людьми. В частности, международные организации по миграции имеют центры реабилитации для жертв торговли людьми – в Алматы, Кокчетаве и Астане. Мы готовы рассмотреть любой случай торговли людьми, не стоит бояться, — говорит нашему радио Азаттык председатель ОФ «Кайсар», психолог Оксана Тарабукина.

Общественный фонд «Кайсар» работает на территории Карагандинской области в рамках проекта Международной организации по миграции, оказывает психологическую, юридическую и материальную помощь пострадавшим от принудительного труда и сексуального рабства. В Караганде и Темиртау проведено несколько тренингов с военнослужащими и спортсменами.

— В процессе тренингов были продемонстрированы способы выявления явных и скрытых форм вербовки, приемы, используемые вербовщиками, плюсы и минусы платных интимных услуг, меры предосторожности при пребывании в другой стране и иные вопросы. Данный анализ дает возможность молодым людям взвешенно и объективно оценить ситуацию на рынке трудовых услуг и выявить различные формы торговли людьми, — рассказывает Оксана Тарабукина.

В последние годы стали популярными предложения работы в Турции. Заманчивые афиши чаще привлекают девушек. Некоторые из них попадают в ловушку аферистов, которые эксплуатируют их, буквально превращая в рабынь.

26-летнюю Алину (имя изменено), по ее словам, в рабство продала ее собственная сестра:

— Пять лет назад одна из моих сестер пригласила меня на работу, обещая зарплату в тысячу долларов. Она должна была встретить меня в аэропорту, но ее там не оказалось. В какой-то момент ко мне подошел мужчина-турок, в руках у него была табличка с моим именем. Я ему не поверила. Мужчина сказал, что он муж моей сестры. Дал поговорить по телефону. Дома я увидела двух-трех месячного малыша. В Кыргызстане я об этом не знала. Сестра всегда говорила только об успехах, о счастливой жизни.

Неясно, какие цели преследовала сестра Алины, но она повезла девушку в Грузию под предлогом, что там она купит сестре билет. В Грузии она оставила Алину в незнакомой семье вместе со своим двухмесячным ребенком. Вот что она рассказывает по истечении года пребывания в этой стране:

— Было очень тяжело. Попрошайничала. Да простит меня бог, от голода я даже воровала. Целый год я делала все, что от меня требовали грузины — только чтобы сохранить жизнь малышу. Доила восемь коров, а хозяева давали мне литр молока, которое зачастую приходилось пить сырым. В Грузии повсюду растут мандарины, апельсины. Другой еды не было, приходилось питаться ими, из-за этого у меня появилась язва. Даже воду не могла спокойно пить, желудок сильно болел.

Алина сильно тосковала по родителям. В конце концов она выучила местный язык:

— В селе была площадка, где дети играли в мяч. Решила там хотя бы изучить язык. Они меня высмеивали.Но другого выхода не было. Ручки не было, приходилось писать на земле ветками. Рядом стоял большой дом, мне казалось, что там мне смогут помочь. В один я решилась пойти туда. Думала отдать им ребенка и бежать. Они помогли мне в поисках сестры. Позже сестра приехала, но уже с другим турком, и забрала своего ребенка и мой паспорт у грузинов. Я стеснялась ехать на родину, поэтому попросила купить билет до Стамбула. Так началась моя жизнь в Турции.

В Стамбуле молодой женщине без денег и одежды помогла турецкая семья. Неизвестные люди забрали ее к себе домой, лечили и кормили. Из-за незнания языка Алина поначалу работала чернорабочей. Но, по ее словам, потихоньку освоила турецкий и устроилась няней в одну из турецких семей.

— Вначале было трудно. Моя подопечная тогда была в младенческом возрасте, сейчас ей уже три года. Теперь помогаю присматривать за их младшей дочерью. В Грузии я хотела умереть. А тут меня лечили в больнице, оказали психологическую помощь. Я очень им благодарна. Платят тоже хорошо.

Турецкие СМИ стали чаще обращать внимание на судьбы девушек, попавших в рабство. Согласно статистике, в течение шести месяцев в Турцию въехало 45 тысяч граждан Кыргызстана. Среди них много таких, кто приехал на три месяца, но не нашел работы.

Посол Кыргызстана в Турции Ибрагим Жунусов вот что говорит по этому поводу:

— Многие, посмотрев сериал «Великолепный век», думают, что приедут в Турцию и заживут благополучно. Некоторые попадают в рабство, доверившись неизвестным людям. Я хотел бы обратиться к ним, сказать, что нельзя приезжать, доверившись неизвестным лицам. Если ты не знаешь турецкого, то хорошую работу здесь не найти.

С родственницей Алины, которая отдала ее рабство, связаться не удалось.

Алина рассказывает, что каждый день вспоминает девочку, которую она воспитывала в Грузии.

Встречаются двое друзей, которые не виделись несколько десятков лет. Первый спрашивает:
- Как поживаешь?
- Отлично, есть и дача, и машина, и квартира, короче, все, что нужно.
- И как тебе удалось всего этого добиться?
- Да вот, держу один трехэтажный бордель: на первом этаже проститутки от 18 до 25 лет, на втором - от 25 до 45 лет, а на третьем - голубые.
- Везет же тебе!
- Не скажи. Если бы ты знал, как тяжело мне все это досталось, ведь в первое время у меня были очень большие напряги с деньгами, поэтому мне пришлось отправить свою дочь на первый этаж, жену - на второй, а самому идти на третий…

Франция. Париж. Бордель. Хозяйка в холле встречает посетителей. Вводят под руки сухонького, трясущегося старичка. Хозяйка к нему:
- Что угодно?
- Комнату и пять женщин.
У хозяйки круглые глаза, но раз клиент платит… Через пару часов выходит дедуля.
Хозяйка к нему:
- Извините за нескромность, месье, но как это? В таком возрасте - и в таком количестве?
Он ей (дребезжащим голосом):
- Вы знаете, меня недавно парализовало. И очень удачно!

Что у Вас за бордель!? Даже нечего выпить!
- Молодой человек - в гастрономе напротив тоже некого вы*бать… Но никто не жалуется!

В парикмахерской сидят лейтенант и прапорщик.
Парикмахер после окончания стрижки спрашивает у лейтенанта:
- Одеколон желаете!
Лейтенант в ответ:
- Нет, нет! Когда от меня пахнет одеколоном, жена думает, что я в борделе был!
Прапорщик на этот же вопрос отвечает:
- Давай одеколон, не жалей! Моя жена не знает, как бордель пахнет!

Весь мир бордель, а люди стриптизеры.

В бордель со своей бабой не ходят.

Когда бордель перестает приносить доход, то на улицу выгоняют бл*дей, а не переставляют мебель.

Приходит клиент в публичный дом. Главная его спрашивает:
- Вам блондинку?
- Уже тр*хал.
- Ну, брюнетку?
- Уже тр*хал.
- Негритянку?
- Тр*хал.
- Китаянку?
- Тр*хал.
- Мулатку?
- Тр*хал.
- Черт возьми, если вы не перестанете валять дурака, я вызову полицейских!
- УЖЕ ТР*ХАЛ!

Российский турист за рубежом попадает в бордель. С грехом пополам читает прейскурант:
кабинет 1 - 100 долларов, 2 - 50 долларов, 3 - 10 долларов, 4 - 50 центов.
Стесненный, как и все наши, в валюте, он выбирает кабинет 4. В комнате никого нет.
Через некоторое время он обращается с претензией к администратору и получает ответ:
- В четвертом кабинете, сэр, самообслуживание.

Человек предлагает хозяину борделя:
- За 20 долларов в месяц я буду массажировать ваших танцовщиц, что скажете?
- Хорошо. Если деньги при вас, то можете приступать.

Заходит как-то в публичный дом священник, спрашивает:
- Аннет свободна?
- Нет, занята.
- Ну ладно, я подожду.
Сидит, ждет… Хозяйка ему:
- А может, я на что-нибудь сгожусь?
- Да больно мордочка у тебя неказистая…
- Какую бог дал.
- Вот он дал, он пусть и *бет!

Приходит наш в публичный дом и просит:
- Мадам, я хотел бы воспользоваться услугами вашей девочки, но необычным способом.
- В таком случае я предлагаю вам Сусанну, ее ничем нельзя удивить.
Клиент поднимается в номер к Сусанне. Через некоторое время Сусанна выбегает с криком и испуганным видом:
- Нет, нет, месье, только не это!
- Чего он хочет? - спрашивает владелица публичного дома.
- Ужас, мадам! Он хочет в кредит и за рубли!

1716 - Петр I запрещает проституцию при полках и отказывает в бесплатном лечении солдат от «французских болезней» (венерических, в первую очередь сифилиса). Военный устав 1716 требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718. Указом 1719 г. таковых солдат и офицеров лишали по увольнении льгот и чинов. В 1721 г. Петр I учреждает «прядительные дома» для «непотребного неистового женского пола» - что-то вроде тюрем для проституток с обязательной трудовой повинностью.



Елизавету Петровну они тоже раздражали, и она учреждает Секретную больницу, она же Калинкин дом - полицейско-исправительное заведение "для непотребных жен и девок". Лечение проводилось "секретным" путем, больные числились под номерами, иногда даже в масках, и имели право не называть своего имени и звания. Лазарет виделся матушке-государыне как несущий воспитательную нагрузку, и пациентов наказывали: сажали одну овсянку, запрещали свидания, надевали смирительную рубашку, а в случае неповиновения заключали в темный карцер.

Из указа Елизаветы I (август 1750 года):

Понеже по следствиям и показаниям пойманных сводниц и блядей, некоторые указываемые ими непотребные (женщины) скрываются... Ее Императорское Величество указала: тех скрывающихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских, сыскивать, ловить и приводить в главную полицию, а оттуда с запискою присылать в комиссию в Калинкинский дом.

Прядильный дом, он же Калинкинская больница сохранился и до нового времени был НИИ Антибиотиков и Ферментов, по адресам Фонтанки наб. 166, Либавский пер. 2-6, Рижский пр. 41, Рижский пр. 43.


При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах. 1771 - Сенат издает указ «О безотворотном приеме на фабрики на работу непотребных девок, присылаемых из полицмейстерского управления» - до этого проституток, решивших начать новую жизнь, на работу никуда не брали.

1782 - Екатерина II вводит штрафы для устроителей борделей и полугодовое заключение в смирительном доме для проституток.

Екатерину II равно беспокоили и подрыв экономических устоев необлагаемым налогом промыслом, и распространение сифилиса среди солдат. Поэтому за это можно было сесть, причем, что обидно - за свой счет:
Из принятого при Екатерине II "Устава о благочинии" (от 8 апреля 1782 года): 1. Буде кто дом свой или нанятой откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства, с того взыскать пеню 12-дневное содержание в смирительном доме и сажать его в тот дом, пока не заплатит. Буде кто непотребством своим или инаго делает ремесло, от того имеет пропитание, то за такое постыдное ремесло отослать его в смирительный дом на полгода.


1800 - Павел I приказывает ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Это были последние карательные меры по борьбе с проституцией в царской России.


Николай I в 1840 вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.


1843-1844 - Для быстрого ограничения распространения сифилиса в Петербурге и Москве впервые приняты меры, регулирующие проституцию, а не запрещающие ее: появляются специальные «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для публичных женщин». Проституток, женщин старше 16 лет, ставят на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирают у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства - «желтые билеты». Их обязуют проходить медосмотр. Бордели разрешают содержать только женщинам, они обязаны обеспечивать чистоту и порядок и не допускать к проституткам малолетних клиентов.

1857 - Открыт первый в России Дом милосердия для несовершеннолетних - он обустроен на деньги великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, для «падших» девочек младше 16 лет. Здесь им преподают курс двухклассного городского начального училища и обучают ремеслам.

После того как указом Николая I жрицы продажной любви были узаконены, учредили Врачебно-полицейский комитет, издали нормативные акты, а тетенькам выдали документ - тот самый желтый билет. Паспорт отбирали и хранили в участке


Да если бы на ниве любви промышляли только они! увы. Конкуренция была жестокая. Были дорогие содержанки (как правило иностранки - мода, престиж; особенно поспособствовал Дюма своей «Дамой с камелиями»). "Встают они поздно, - с явным осуждением писал в 1868 г. анонимный автор "Очерка проституции в Петербурге", - катаются по Невскому в каретах и выставляют себя напоказ во французском театре".
*
Были простушки, часто выходцы из деревень - прислуга, девушки из кондитерских,


Ну и конечно женщины из мира театральных подмостков - хористки, танцовщицы кафешантанов - они составляли серьезную конкуренцию "бланковым" девушкам, пытавшимся найти клиентов в местах общественных увеселений,


а ранее всего - цыганки. Цыганские хоры - это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга.


В 40-70-х гг. брать на содержание цыганок считалось хорошим тоном даже в аристократических кругах. Причем на то, чтобы принять ухаживания должен был дать согласие хор - это не было частным делом. Кстати сказать, цыганки никогда не числились ни в "билетных", ни в "бланковых" проститутках.
*
Слово же "хористка" в предреволюционной России обозначало профессию и репутацию.


Девушки по окончанию выступления, вступали с клиентами в связь, неимеющую отношения к вокалу. В контрактах, которые они заключали, частооговаривали обязанность «ужинать» с гостями по окончанию концерта.


Владелец увеселительного театра "Буфф" даже провел реконструкцию помещений, соорудив уединенные ложи и кабинеты.


В немногих хористок их поклонники влюблялись, и дело кончалось браком(вспомним Панину, Вяльцеву, Плевицкую). Но чаще судьба певичекзаканчивалась грустно.


1861 - Введено ограничение по возрасту для содержательниц публичных домов - от 35 до 55, а также регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

1901 - Возрастная планка для работы проституток повышена с 16 лет до 21 года. На деле же большинство публичных женщин, даже живших при официальных домах терпимости, младше - от 11 до 19 лет. К этому времени количество зарегистрированных публичных домов в городах России превысило 2400, проституток в домах терпимости - 15 000, а одиночек - 20 000. Впрочем, вряд ли официальные сведения были полными.

1903 - Врачебно-полицейским комитетам поручено разыскивать и привлекать к суду тайных проституток, сутенеров и содержателей притонов, надзирать за легальными борделями и девицами, организовывать их врачебный осмотр и лечение, а также помогать несовершеннолетним, беременным и «возвращающимся к честному образу жизни».


Публичный дом был заведением серьезным.


Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим".
Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.



Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом".
Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.
Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, полагаю, соблюдались когда как.



*
Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.


*


Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае!!! не использовать косметики. Я так понимаю - чтобы не пытаться приукрасить товар/услугу.



Власти были к ним, впрочем, были лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности ».


За крепостью веры их особо никто не следил - была бы вымыта да здорова. "Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест».



И далее: « Действительно, коммерческая сторона их "предприятия" могла сильно страдать при слишком усердном соблюдении постов». Вот второе замечание мне таинственно. Имеется ввиду, что она в пост не сможет выпивать и закусывать с клиентами? или что от соблюдения постов она утратит пышность форм, необходимую для работы?



Число работающих дам росло, больница у Калинкина моста расширялась. Попечитель ее князь П.В.Голицын в 1830 мрачно отметил что "по неудобству настоящего помещения больных по роду лечения их невозможно ни ожидать, ни требовать успешного лечения» и решительно взялся за перестройку. Кстати, в том числе разделив сознательных и несознательных - проститутки, направленные в больницу Врачебно-полицейским комитетом и добровольно поступившие пациентки содержались отдельно.


Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Изредка, очень редко, попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.
Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки». Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой.
Иногда содержательницы борделей набирали девиц из новеньких, только начавших работать на улице и не потерявших еще привлекательности, и тем самым сразу переводили их в более высокий разряд гулящих.



Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками. Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло. Самые дешевые стоили 30-50 копеек. За один сеанс в дорогих публичных домах клиенты платили по 3—5 рублей, а за ночь — до 15 рублей. Впрочем, «девочку» можно было вызвать из борделя и домой, но уже за 25 рублей. Средняя заработная плата проститутки составляла 8 рублей. Выдача жалования производилась дважды в месяц, в присутствии двоих грамотных «девиц». С такими заработками мадемуазели легкого поведения не вылезали из долгов.


Бордели нередко располагались на одной улице с казенными или частными заведениями вполне благопристойного рода. Впрочем, изучая архивные документы приходишь к выводу: узаконены в Российской империи эти очаги гражданского грехопадения были не от хорошей жизни, а как один из путей борьбы с венерическими заболеваниями. Конкретно - с бушевавшим тогда сифилисом.
Государственный циркуляр от 12 августа 1877 года: «Прогрессирующее развитие сифилиса побудило принять меры по ограничению тайной проституции - главного источника заражения населения. /-/ Под угрозой наказания требовать от каждого мужчины указания женщины заразившей его, для чего он обязан иметь сношение с ней в известном месте, а не в поле или на улице».

Просто подработать на панели было невозможно. Выбирая профессию проститутки, девушка или женщина выбирала уклад жизни. Прежде всего они лишались права свободного проживания. Селиться, прибывать или убывать проститутка могла только в из одного дома терпимости в другой. Категорически воспрещалось использовать на панели девушек моложе 21 года. Помимо жриц любви, обязательному медосмотру подлежали и содержательницы борделя, их незамужние дочери, вся прислуга женского пола. При беременности или дурной болезни следовало незамедлительно известить Врачебно-полицейский комитет. «Прибегать к средствам для истребления беременности у публичных женщин, лечить их знахарками или употреблять лекарства якобы полезные по простонародным преданиям» закон запрещал.



Публичные дома были сравнительно немногочисленны. К примеру по сведениям 1865 года, которые были составлены городским врачом, в Евпатории находилось 2 публичных дома, в которых «занимающихся ремеслом женщин» - 11. Оговаривается, что все они ходят на обследование, а потому известны их имена. Впрочем Евпатория была маленьким городом, и двух подобных заведений ей вполне хватало. А в Петербурге, в 1879 году функционировало аж 206 борделей с численностью контингента в 1528 человек. К концу века большинство из них было сосредоточено в районе Сенной площади. В москве их было больше около 300. Самое большое количество публичных домов находилось в районе между Сретенкой и Цветным бульваром. Только в пяти переулках - Большом Колосовом (Большой Сухаревский), Малом Колосовом (Малый Сухаревский), Мясном (Последний), Соболеве (Большой Головин), и Сумникове (Пушкарев) числилось по 20-30 владений, а всего около 150.



К началу ХХ века в столице борделей стало меньше. В 1909 году работало лишь 32 заведения, а к 1917 году их практически не осталось. Этот процесс шел в основном из-за перехода проституток на вольные хлеба, в разряд так называемых «бланковых».


«Бланковые» проститутки появились в Петербурге как противовес «билетных», работавших в публичных домах. Такие тоже сдавали во Врачебно-полицейский комитет свои паспорта и получали бланк все того же желтого цвета, позволяющий работать на дому. Услуги «бланковых» проституток стоили дорого — до 50 рублей за час. Клиентов они снимали себе в отдельных кабинетах самых дорогих ресторанов Петербурга — «Доминик», «Кюба», «Вена» и других, а потом увозили их в свои шикарные квартиры. В 1915 году было зарегистрировано около 500 таких уютных гнездышек.


1917 - После Февральской революции комитеты общественной безопасности, создававшиеся при уездных и городских думах, массово принимают решения о закрытии домов терпимости.


на фото: "Отдельный кабинет ресторана гостиницы Европейская, 1924 г".


1922 - В новом советском Уголовном кодексе вводится наказание за сутенерство, содержание притонов и вовлечение в проституцию - лишение свободы сроком до 3 лет с конфискацией имущества. При этом сами проститутки считаются жертвами жизненных обстоятельств - их пытаются перевоспитывать. В известном одесском борделе к примеру, открывается комсомольский интерклуб, впрочем назначение заведения мадам Божоле не изменяется влоть до начала 30-х..


Советская власть о продажных дамах тоже заботилась. В 1928 г. наБольшой Подъяческой для них открылся лечебно-трудовой профилакторий.Здесь они лечились, работали в швейных мастерских, учились грамоте.Еженедельно обитательницам город выделял 50 бесплатных билетов в кино,их водили на экскурсии, а в 1929 году даже вывели отдельной колонной напервомайскую демонстрацию.

1929 - С окончанием НЭПа меняется отношение к проституткам - теперь их признают асоциальными элементами, вредящими (иногда сознательно) рабочему классу. Проституток отныне принудительно отправляют на трудовое перевоспитание, для чего создаются специальные исправительные колонии и лечебные профилактории. В 1937 г. эти учреждения входят в систему ГУЛАГа.


картина Б.Григорьева, изображающая даму легкого поведения, называется " Улица блондинок"


1940 - Издание Большой советской энциклопедии 1940 г. провозглашает СССР единственной страной в мире, в которой проституция окончательно ликвидирована, соответственно, и наказаний за нее нет. Эта позиция сохраняется вплоть до перестройки, - в 1987 г. вводится административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Эта мера сохранилась до сих пор.



Заведение мадам Божоле в Николаеве.



В общем, подбодрившись и пригубивши ликёрчика для храбрости, села я к телефону.В напряжении ждала первого звонка- а вдруг не получится?(Хотя что там может не получиться?).Позвонил.Поздоровался.Узнал расценки. Сказал что должен посоветоваться с другом (хорошо хоть помощь зала не запросил).Попрощался.
Следующий умник спросил, привезём ли девочек на улицу Деникина, я что-то сморозила насчёт того, если за ними пришлют двуколку с юнкерами, дальше начались "заявки по теме"- трёх блондинок с длинными волосами (поехали две беленькие и одна смуглянка), потом один спросил, есть ли девушка похожая на...(назвал актрису, имя которой я вообще не знала)
Конечно, сказала "Конечно!")))"В течении часа"...В общем- дело пошло...
Звонили пару девушек по поводу "поработать", назначила встречу на следующий день у первого вагона метро,Ездила В.
Короче, первый день прошёл достаточно утомительно, а уже ночью, когда меня водитель должен был отвезти домой- меня попросили завтра по дороге на работу купить презервативы...На вопрос "Сколько" последовал гениальный по своей простоте ответ: "Ну, сколько дадут-20...30...50...."Я представила себя в своей близлежащей аптеке требующей 50 презервативов, что-то промычала в ответ и шмыгнула в дверь.Ничего конечно не купила, потом кого-то другого послали.
Начались рабочие будни...
Захожу через пару дней к девочкам- что-то спросить, сидит одна барышня и высунув язык от усердия, что-то выводит в тетрадке. Говорю- ну вот оно тебе надо, ты только с вызова приехала и бросилась что-то записывать, ведь каждый день повторяется: никаких записей не вести, ни имён, ни фамилий, ни адресов, ни кол-ва денег- НИ-ЧЕ-ГО!! Категорически! Протягивает мне тетрадь- ровненько так, видно под линеечку расчерчено и в первых графах- "на курточку" "на джинсы" "на сапоги" и куча чёрточек- так вот она прикинула что сколько стоит, наставила как она сказала "рисочек" и приезжая сразу вычёркивала одну (или две, если клиент деньги дарил сверху)говорю ты б лучше трусов стрингов прикупила а то с твоим фасоном "прощай молодость" всех мужиков распугаешь...
Воистину- проституция- это прежде всего учёт!!! Рисочки...
Через неделю уже получила первую взбучку от Вики-:
-Что это за дела? Ты за неделю ухитрилась их разбаловать и они уже на голову садятся! Куча девок сидит в офисе, на работу ехать некому! Одна к кавказцам не поедет, другая в сауне не любит, третья на три дня с парнем со своим куда-то рванула...Телефон разрывается от звонков желающих работать, мы отказываем, потому что и так до фига набрали, а они условия бля ставят!Поехали все...
Наверное, это и был первый звоночек для меня- что через время и я такая обозлённая стану...
...Через пару недель я уже по-свойски болтала с постоянными клиентами,говорила, что есть новые поступления, мне начали звонить просто поболтать или на жизнь пожаловаться,один стихи читал, за что я конечно тоже выгребала- телефон занят, клиенты дозвониться не могут, прибыль падает...
Устала я через два месяца, очень устала- я себя чувствовала такой изношенной и опустошённой, что не хотелось ни денег, ни работы, ни предложенного отпуска на несколько дней, словила себя на том,что уже могла свободно матюкнуться и сама не заметить- но заметили другие, начала очень много курить, было желание закрыться в комнате надолго и не видеть ни одного лица и не слышать никого. видно, нужен немного другой склад характера, чтобы целыми днями слушать кто кого и куда...А так всё весело начиналось...
Ушла и неделю сидела дома, потом немного отошла, но возвращаться не хотелось.Через время нашла серьёзную работу. денег намного меньше конечно, но поспокойнее.

*********
Конечно, было много смешных и надолго запомнившихся моментов, я по-честному пыталась их "окультурить" чтобы описать более-менее прилично, но без похабщины как оказалось они просто теряют колорит...Жалко даже...