«Удивительный песок. Пять направлений песочной деятельности в доу

У многих педагогов использующих песок в своей практике, нередко, возникают вопросы: какой песок использовать для ? Как правильно обрабатывать песок для занятий в детском саду? Отвечаем на все.

Песок для работы с детьми нужно выбирать очень внимательно. Он не должен содержать вредных примесей, крупных зёрен, гравия. Обязательно, чтобы песок соответствовал ГОСТу 8736–93, «Песок для песочниц» и СНиП III - 10–75.

Как правильно ухаживать за песком?

Интерактивная песочница превращается в сенсорный стол - это помогает дополнительно защитить песок от пыли, когда занятия с ним не проводятся. Песок в помещении, требует специального ухода. Но информации о санитарной обработке песка в помещении, где находится группа детей в нормативных документах нет. За разъяснением мы обратились к Борису Артёменко, кандидату биологических наук, эксперту в области санитарных норм и правил:

Сейчас в магазинах можно найти песок, готовый к использованию на занятиях с детьми. Стоимость его выше, чем обычного, но он прошёл необходимую обработку. В наших интерактивных песочницах в комплекте идёт специальный сертифицированный песок, он уже готов к использованию в детских учреждениях. Менять песок в песочнице рекомендуется 1–2 раза в год.

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

Сложно представить городской двор без детской площадки с песочницей. Перебираясь в частный дом, многие тут же начинают строить ее и у себя на участке. Но оказывается, что требования к этому сооружению предъявляют совсем не детские.

Кто из нас в детстве не любил песочницы?

Какой должна быть песочница

Психологи считают песочницу полезной игровой площадкой, которая способствует развитию фантазии, творческого мышления и мелкой моторики. Разработаны специальные программы песочной терапии для больных детей.

Строителей же интересуют совсем другие вопросы. На первое место при создании песочницы выходят:

  • безопасность,
  • экологичность,
  • эстетичность.

Все эти аспекты подробно описаны в СНиП.

Ограничения в нормах по благоустройству

Один из таких документов – это СНиП III-10-75 «Благоустройство территории». Именно на основе этого документа облагораживали дворы рядом со всеми стандартными советскими многоэтажками.

В разделе, касающемся организации спортивных сооружений, указано, что в песке для песочницы не должно быть примесей из гравия, глины и грязи. Это же касается камней и ракушек, каких бы размеров они ни были. Засыпать рекомендуется только речной просеянный песок , использовать горный запрещено.

Ограничения эти появились не на пустом месте. Их ввели, чтобы исключить малейшую угрозу здоровью. Так, горные породы, из которых тоже образуется песок, отличаются довольно высоким природным уровнем радиации. Это совсем не то, что нужно во дворе, где играют дети.

Санитарно-эпидемиологические требования и нормы

Отдельно освещены вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологической ситуацией во дворе и непосредственно в песочнице. Им посвящен СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

Только тот материал, который отвечает этим нормам, считается чистым и допускается к использованию в песочницах.

На что еще обратить внимание

Некоторые моменты в официальных документах все же упущены. Например, песочнице не помешает регулярная обработка специальными обеззараживающими препаратами.

Для детей младшего возраста в форму засыпают песок самых маленьких фракций: он более мягкий и рыхлый, поэтому он безопасен для детской кожи, да и лепить «пасочки» проще. Для ребят постарше песок лучше брать крупный – он не попадает в глаза и смягчает падение.

Естественно, нужно убедиться в безопасности песка. Поэтому засыпать в песочницы можно только тот материал, который прошел проверки и получил соответствующие сертификаты.

Зачастую песок в детской песочнице, не выдерживает самой уничтожительной критики. Не редки случаи, когда в детскую ячейку для игр с песком завозится отходный грунт, добытый при рытье котлована в соседнем районе при возведении новостройки. Эта смесь, внешне похожая на песок не соответствует минимальным санитарным нормам. В консистенции засыпаемого в детскую песочницу грунта, могут присутствовать опасные примеси. К примеру: - тяжелые металлы, частицы цинка или свинца. Они нередко сопровождают глинистые грунты сопутствующие песчаные залежи в карьерах. Кроме проблемы досаждающей маркшейдерам, есть бытовой вопрос к зоозащитникам и экологам. Некоторые бродячие и домашние питомцы с удовольствием справляют свои естественные нужды в песок, на детской площадке. О последствиях такой «неопосредованной» любви к животным и последствиях для детей даже говорить излишне.

В благоустроенных заведениях, типа детских садов, рекомендуется наполнять детские песочницы исключительно промытым и сеяным песком из сухого карьера или со дна реки драгой. В России имеются богатые наносы минеральных отложений, в составе месторождений есть песок для песочниц , ГОСТ которых соответствует требуемым нормам. Они находятся в дельтах рек Дон и Волга. Вредные примеси, вроде серы, сульфидов и фосфатов – в добываемом песке не содержатся. Там нет глинистых комьев и иных примесей, превышающих 2% от 1 куба добываемого зернистого материала. По строительной категории – ископаемый песок имеет первый класс.
Это значит, что он соответствует СНиП III - 10-75, а также ГОСТ 8736-93, что регламентирует указ о "Благоустройстве территорий". Кроме того у законно разрабатывающих месторождения компаний, имеются в наличии все необходимые сертификаты на разработку недр, паспорта удостоверяющие качество и протоколы испытаний, как для оборудования используемого для добычи так и для сырья под наименованием: песок для песочниц ГОСТ 8736-93.
Менять песок в детских песочницах рекомендовано не менее двух раз, а в ночное время прикрывать, для исключения загрязнения.

В особенно жаркий летний период, песок для песочниц ГОСТ – соответствующий нормативам, имеет склонность к запылеванию при свежем ветре. Этот процесс у некоторых детей вызывает аллергические заболевания в силу того, что с воздушными потоками в песке накапливаются отходы от выхлопов автомобилей, мусор и прочие элементы жизнедеятельности окружающей среды. Смена песка на детских площадках узаконена в ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ» и обязательна к исполнению всеми организациями имеющими право на эксплуатацию территории.

При обустройстве детской песочницы, следует учесть, что средний размер составляет 4Х6 м2. Глубина песочницы от внешнего уровня – не менее 30 см. На такой объем необходимо как минимум 2м/куб чистого и промытого речного песка. Один куб речного песка, при нормативной влажности весит примерно 1600 кг.
Задать все интересующие вопрос по и Вы можете нашим менеджерам.

Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка.

Правила игры с песком

Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице — это не просто интересно, но и полезно для . В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.

Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:

  • Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
  • Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
  • Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.

Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга. После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным.

Игры с песком: картотека

Существует множество игр с песком, которые формируются в картотеки – они отличаются друг от друга не только сюжетом. Здесь очень важна цель игр. Педагог старается познакомить каждого своего подопечного с окружающим миром, донести до него информацию, которая сможет дать ответы на интересующие вопросы. Вместе с этим крохи развиваются физиологически и учатся правильно общаться друг с другом. Приведем самые распространенные варианты игр.

«Веселые отпечатки на песке» В ходе этой игры малыши знакомятся со свойствами горной породы, развивают воображение и координацию движений. Педагог вместе с ними делает отпечатки рук и ног. Для развития воображения можно предложить детям дорисовать отпечатки, превращая их в затейливые узоры.

«Сыщики» Развивает образное мышление, моторику рук, зрительную память и наблюдательность. Сначала педагог показывает и дает подержать детям игрушки, которые будут использоваться в процессе. Потом воспитатель просит ребят повернуться спиной, а сам в это время должен спрятать игрушки в песочную массу. Дети должны нащупать предмет и, не доставая его, сказать, что это такое.

«Сито-решето» Увлекательный процесс, который развивает тактильные ощущения и моторику. Воспитатель делает небольшую кучку из сухой песочной массы и прячет в нее мелкие игрушки (например, из шоколадного яйца), потом показывает детям, как надо просеивать песчинки. Малыши находят игрушки по ходу.

Кроме типичных вариантов, вы можете предложить детям младшей группы рисовать на мокром от воды песке, как мелом: солнышко, кружочки, квадратики. В средней и подготовительной группе уже можно просить отобразить в рисунке какой-то сюжет, даже написать уже выученные буквы и цифры. Обычная песочница может превратиться в учебник или школьную доску, на нем будут рисоваться картины, отпечатываться сандали и ладошки. В детском саду ребенок познает природу вместе с педагогом.

Игры с кинетическим песком

Кинетический песок – материал, схожий по текстуре с мокрым, однако в отличие от обычного, он не дает ощущения влажности, в него не нужно вливать воду. Кроме того, этот материал более пластичный и может иметь разные цвета. Игры с ним не менее интересны и познавательны, чем с обычным, а иногда даже позволяют проявить фантазию и расширить спектр занятий. И так, картотека ниже.


«Кулинар» Развивает мелкую моторику, учит считать. Если использовать цветной кинетический песок, дети учатся угадывать цвета. Для процесса понадобятся различные формочки. Педагог показывает детям, как лепить куличики. Можно играть как с обычным, так и с цветным песком. Для нарезания тортиков берут пластиковый нож для пластилина. Дети учатся делить «выпечку» на кусочки, а заодно считать.

«Заборчики» Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений. Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек. Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

«Познаем мир» Учит детей ориентироваться на плоскости, познавать окружающий мир. Понадобятся мелкие игрушки, например, фигурки животных, деревьев и машин. Можно использовать обычный мокрый песок, но лучше взять разноцветный кинетический. Педагог вместе с детьми делит песочницу на небо и землю, то есть сгребает песок вверх и вниз. Дети должны правильно расставить фигурки и рассказать о том, какими эти предметы бывают в реальной жизни. Например, небо можно быть синего цвета, а земля – зеленого. На верхней половине ставятся фигурки птиц, самолетов, внизу – машинок и животных.

Польза от игр с природным материалом

Игры с песком, землей, камешками помогают избавиться от негативной психической энергии, особенно хорошо действуют на гиперактивных малышей. Педагог во время игры может передавать детям жизненно важные качества: уважение, доверие, сопереживание, просто рассказывая сказку или интересную поучительную историю. Дети с нарушениями речи быстрее осваивают упражнения, если они отражены на песке. Учить буквы во время игр с песком тоже намного легче, их можно писать палочкой, или лепить при помощи пластиковых формочек.

При помощи песочной терапии ребенок учится предметному и ландшафтному дизайну. С помощью песка, воды и других материалов он строит горы, создает озера, пускает речки, прорывает туннели, возводит целые города. Расширяется кругозор, развивается ориентация в пространстве.

Простые на первый взгляд игры стабилизируют эмоциональное состояние, речь, внимание и память, но самое главное – ваш подопечный учится понимать себя и окружающих. Обязательно порекомендуйте родителям в полной мере воспользоваться картотекой дома или в песочнице во дворе. На случаи плохой погоды обязательно согласуйте с родительским комитетом покупку наборов песка для занятий внутри группы. Наборы продаются в простых магазинах игрушек и интернете.

Если есть желание и возможность принести для занятий в группу песок с улицы, то необходимо подготовить для такого досуга специальный стол с бортиками. И маленький ребенок и воспитанник подготовительной группы детского сада будет один или в команде со сверствниками с интересом собирать фигурки или строить что-то из песка. Дайте возможность детям пройти курс песочной терапии!