Чему учили советские мультфильмы

Формирование личности детей происходит в первые 5–7 лет их жизни, и от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит их развитие. Хорошее подспорье в воспитании детей – правильные детские мультфильмы, которые расширяют кругозор, развлекают, предлагают пути решения проблем. Но есть у этой медали и обратная сторона: дети быстро привыкают к просмотру мультфильмов, и постепенно телевизор заменяет им игры, прогулки, чтение, общение с друзьями. Кроме того, детям присуща повышенная восприимчивость: зрительные образы оказывают на них сильное влияние, вызывают желание подражать любимым героям даже в плохих поступках.

Нужно ли смотреть телевизор детям до года?

До того как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Цвет, движение притягивают его к экрану, но кроха не получает никакой пользы. Естественно, в детской не должно быть телевизора. В присутствии грудничка не следует включать телевизор фоном, особенно если младенца кормят. «Картинка» будет отвлекать его от контакта с мамой.

Как смотреть мультфильмы детям от полутора до 3 лет?

Просмотр детских мультфильмов в раннем возрасте еще не обязателен, но если взрослые непременно хотят это сделать, то им надо находиться рядом с ребенком во время сеанса. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей – озвучить то, что он интуитивно чувствует, успокоить. Например: «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Объяснения следует давать во время просмотра, а потом надо обсудить сюжет.

Мультфильмы для детей от 3 до 5 лет: важно качество

Только к 3–4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и настоящим. Он уже знает, что мультфильм – это вымысел, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты и активно использоваться в играх. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в жизни.

Часто родители боятся, что ребенку мало впечатлений. Но надо понимать, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. В детских мультфильмах информация не требует переработки, а сразу же усваивается – отчасти за счет быстрой смены кадров. За короткий промежуток мозг принимает большое количество зрительной информации и посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая порой нервные реакции – перевозбуждение, тики или гиперактивность. Безусловно, ребенку нужны впечатления, но не менее важно их осмыслить.

Мультфильмы, которые стоит смотреть детям

Какие детские мультфильмы лучше – отечественные или зарубежные? Однозначного ответа не существует, все зависит от качества продукции. Среди популярных диснеевских лент есть замечательные образцы – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», которые несут в себе доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире («Бэмби») показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Но дети чаще смотрят проходные истории о механических монстрах, привидениях и роботах. Они напичканы драками, убийствами, то есть агрессией.

В отличие от зарубежных, в советских мультфильмах всегда есть сюжет, ясно и четко показано добро и зло. Они учат дружбе и взаимопомощи (например, мультфильмы о крокодиле Гене и Чебурашке, «38 попугаев», «Винни- Пух»). Лучшие отечественные мультфильмы – это притчи с глубоким смыслом (например, «Волшебный мешочек», «Птичка Тари» или «Самый большой друг»). Герои этих мультфильмов чем-то рискуют ради другого. И для ребенка это важный момент в познании мира: есть вещи, которые важнее собственной безопасности. Такой мультфильм может рассказать об этом, не пугая, а привлекая к таким героям.

Советские мультфильмы обычно не содержат насилия – за исключением «Ну, погоди!», в котором Волку вечно достается от Зайца и других персонажей. Вероятно, серому не везет потому, что он груб и подвержен вредным привычкам.

Однако есть кое-что, в чем советские мультфильмы нередко проигрывают зарубежным. Это красочность и форма подачи. Именно поэтому лучше показывать ребенку первыми наши мультфильмы, а не зарубежные, иначе он привыкнет воспринимать только яркую «картинку», а менее эффектные мультфильмы – считать скучными и не вникать в сюжет.

Чему учат герои мультфильмов?

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Один из самых важных образов – женский. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения. Психологи, просмотрев множество зарубежных анимационных лент, пришли к выводу, что поведение большинства героинь сегодня таково, что образ женщины, ранее наделенный романтикой, окрашивается физиологичностью и жестокостью. Часто девушка корчит ужасные рожи, демонстрирует гнев, с удовольствием дерется. А разве можно представить наших Настеньку или Аленушку в злобе? В итоге девочки хотят быть похожими на нечто неестественное.

Но справедливости ради стоит сказать, что иногда современные американские детские мультфильмы закладывают правильные базовые ценности. Взять хотя бы Рапунцель из одноименного мультфильма. Она учит девочек тому, как важно полагаться на себя, проявлять активность, уметь за себя постоять, чтобы найти свое счастье.

Встречается в диснеевских мультфильмах и «эффект 25-го кадра». Например, в «Красавице и Чудовище» на секунду мелькает образ старой, некрасивой горожанки, на руках у которой трое вертлявых младенцев. И все на фоне идущей по городу и поющей веселую песню Белль. Мол, вот она – красивая, молодая, счастливая, но бездетная, а вот – многодетная мать, замученная бытом (вспомним молодую, красивую, добрую маму-актрису из Простоквашино).

Чему учат мультфильмы?

В американском мультфильме «Вуди и его друзья» часто повторяется сюжет: некий человек-трудяга постоянно терпит поражения от праздного дятла Вуди. В результате получается, что трудоголик, который чем -то помешал дятлу в его развлечениях, вечно в проигрыше, а дятел показывается эдаким бравым парнем, невероятно изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неудачниками. И если ребенок будет брать пример с этого персонажа, то вырастет асоциальной личностью.

Часто герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но при этом остаются здоровыми. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Они бьют со всей силы молотками своих домашних питомцев, а потом удивляются, почему их любимцы не воскресают.

Таким образом, детские мультфильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, варианты взаимодействия в разных жизненных ситуациях. Но родителям необходимо регулировать частоту просмотров. Любимый мультфильм должен быть наградой, праздником, который бывает, как известно, не каждый день.

Мнение эксперта о влиянии мультфильмов на детей

По нормативам ВОЗ, детские мультфильмы рекомендуется начинать смотреть не ранее трехлетнего возраста и не более 15 минут в день для младших дошкольников и 30–40 минут в день для детей старшего дошкольного возраста. Постоянное превышение этого лимита влечет негативные последствия. У малыша ухудшается зрение, а из-за долгого сидения в неподвижной позе возникает нарушение осанки, замедляется обмен веществ.

Не разрешайте детям есть перед телевизором. В противном случае у ребенка почти сразу же возникает причинно-следственная связь – «Я ем, когда что-то смотрю», а следовательно, и зависимость. Да и пользы от такого сеанса мало, так как это не только вредно для пищеварения, но и восприятие информации страдает.

Начинайте с советских мультфильмов. Наши мультфильмы, такие как «Винни-Пух», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», идеально подходят для знакомства с анимацией. Зарубежные мультфильмы (в том числе диснеевские) рекомендуется смотреть не раньше 7 лет. Все они хоть и красочные, но однотипные по сюжету и рассчитаны на другой менталитет. Зато много драк, натурализма сцен, маскулинизированных женских образов, монстров.

Отдельная тема – мультфильмы-сериалы. С одной стороны, множество серий об одних и тех же героях – это хорошо, так как у ребенка возникает привязанность к персонажам и внимание к развивающейся истории, но с другой – малыш так увлечен, что сам не отойдет от экрана... В итоге возникает усталость и пресыщение информацией.

Контролируем детский выбор мультфильмов и поясняем сомнительные моменты в сюжете. Как ни странно, почти все мультфильмы-сериалы ориентированы, скорее, на взрослых и школьников. А 3-летние дети копируют не всегда правильное поведение Маши из мультфильма «Маша и медведь», так как критичная оценка поведения у детей возникает лишь к 5 годам. Как показала практика, не понимают младшие дошкольники и иронию Смешариков. Для малышей это просто забавные существа, с которыми что-то происходит. Мотивы поступков фей Винкс тоже часто непонятны детям, а в каждой серии присутствуют сцены расправы. Малыши после просмотра инсценируют увиденное, и часто подобные ролевые игры заканчиваются драками. Поэтому еще раз подумайте о сути тех детских мультфильмов, которые вы собираетесь показать ребенку.

Возможно, вас заинтересуют тесты

Трудно представить себе детство без мультфильмов. Прекрасные советские мультики, красивые и добрые, до сих пор с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Но меняются поколения, меняются интересы. И наши дети с таким же удовольствием смотрят фильмы при Машу и Медведя, свинку Пеппу, Барбоскиных. А вот мнения взрослых на современные мультики часто расходятся. Одни считают их бессмысленными и вредными, другие не видят в них ничего опасного для детской психики и нравственности. Чему же учат современные мультфильмы? Полезны они для детей или вредны?

Семейный психолог Марина Азарова считает, что в большинстве анимационных фильмов есть свои плюсы и минусы.

Маша и Медведь

За семь лет своего существования сериал стал популярен не только в России, но и по всему миру. Мультфильм не раз признавали лучшим, у него много международных наград. Но в нашей стране его восприятие до сих пор неоднозначно.

С одной стороны, мультфильм отличается красивым исполнением в художественном плане. Ведь в нем медведи похожи на медведей, волки на волков, зайцы на зайцев (хотя и в немного карикатурном виде).И он развивает чувство юмора.

С другой стороны, пример Маши воспитывает в детях эгоизм и чувство вседозволенности. Медведь, олицетворяющий любого взрослого, выполняет все прихоти Маши и прощает ей все проступки. Практически все неуправляемые и капризные дети, которых приводят к психологу, являются большими поклонниками Маши.

Поэтому, чтобы избежать негативного влияния просмотра этого мультфильма, нужно вместе с ребенком анализировать поступки Маши, выясняя, где она поступила грубо и сделала больно Медведю. И желательно смотреть не больше одной серии в день.

Барбоскины

Эта семейка очень похожа на обычную семью, где мама с папой вечно заняты на работе, а у деток разные характеры, что и служит постоянным источником всяческих столкновений и интересных событий. В чем же плюсы и минусы этого мультика?

Фильм прекрасно нарисован, характеры персонажей переданы в их внешности. Жизнь Барбоскиных почти не отличается от жизни большинства семей, поэтому ребенок по сути погружен в привычную для него реальность. Ему интересны события и переживания героев, он учится сопереживать.

Но, к сожалению, и хулиган и двоечник Дружок, и эгоистичная Лиза, и легкомысленная блондинка Роза почему-то из серии в серию не меняются к лучшему.Кажется, к концу серии все посмеялись над Дружком и пристыдили его, а в следующей серии он опять совершает отнюдь не хорошие поступки.

Поэтому, обсуждая с ребенком очередную серию, следует указать ему на хорошие и плохие поступки героев. Можно спросить, хотел ли бы он быть похожим на Дружка или Розу и почему. Такой ненавязчивый анализ поможет малышу во многом разобраться.

Фиксики

В основу приключений семейки фиксиков легла повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Фильм познавательный, в каждой серии происходит поломка какого-нибудь прибора, которую успешно устраняют человечки-винтики. Они же учат, как правильно ухаживать за различными устройствами. Ребенок подсознательно учится бережно относится ко всему, что его окружает. Фиксики очень дружны, они всегда готовы помочь друг другу и Дим Димычу.

Но видеть их может только мальчик. При появлении взрослых друзья таинственно исчезают. Ребенок может понять, что вполне возможно скрывать правду от родителей. Впоследствии он начнет скрывать гораздо более важные вещи. А двойная жизнь подростков ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому с ребенком нужно дружить, независимо от того, какие мультики он смотрит. Тогда он привыкнет обсуждать с родителями свои успехи и неудачи, а взрослые будут в курсе его .

Свинка Пеппа

В этом известном британском сериале наш семейный психолог плюсов вообще не выделила. В нем нет ни сюжета, ни морали. Герои просто страшноватые в художественном отношении, через слово хрюкают. Конец каждой серии вызывает почти истеричный смех. И, к сожалению, дети часто начинают копировать и этих «героев».

В последнее время многие думают, что мультфильмы не дают ничего хорошего, ребенка надо изолировать от телевизора и не давать его смотреть как можно дольше. Это совсем не так. Живем мы не в каменном веке, в любом случае ребенок должен адаптироваться к происходящему в мире, быть в курсе, что происходит вокруг. Мультфильмы и телевизор вредят только когда их слишком много. Они и взрослому могут навредить, «наградив» бессонницей, головной болью и плохим вниманием.

При правильном подходе мультики развивают фантазию ребенка и знакомят с новыми областями жизни. Вместе с героями мультфильмов маленький зритель учится справляться со сложностями, дружить, преодолевать препятствия, вырабатывать жизненную позицию и принципы, а также делать выводы.

Вместе весело шагать по просторам

Возьмите за правило смотреть мультики вместе с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм в первый раз в одиночестве, он может неправильно понять происходящее и даже испугаться. Смотрите, обсуждайте, отвечайте на вопросы ребенка.

Желательно, чтобы мультфильм не был длиннее 10−15 минут. Этого времени хватит, чтобы ребенок сконцентрировался на происходящем и не отвлекался. Когда мультик закончился, поговорите с ребенком об увиденном: спросите, что и кто понравился в мультфильме и почему, на чьем месте хотел бы оказаться ребенок.

Начинайте совместный просмотр мультфильмов с хорошо продуманным и логичным сюжетом. Такие мультики легко воспринимаются, запоминаются, а затем пересказываются. Это как маленькая сказка. Попробуйте пересказать мультфильм, в котором каждую минуту меняется сюжет, что-то стреляет, взрывается и превращается — это даже взрослому не под силу. Начните с легких для понимания мультфильмов, про них легко говорить. Спустя какое-то время после просмотра попросите ребенка пересказать любимые моменты. Такие беседы чрезвычайно полезны для развития памяти, речи и навыков анализа и пересказа.

Всех доверчивей и строже в этом мире доброта

    Про дружбу, хорошие отношения, любящую семью, умение прощать и не обижаться по мелочам рассказывают такие мультипликационные фильмы, как «Мама для мамонтенка», «Крошка енот», «Тимка и Димка», «Грибок-теремок», «Цветик-семицветик», «Приключения кота Леопольда».

    Желание заниматься спортом, добиваться спортивных успехов, умение упорно тренироваться и не сдаваться прививают такие мультики, как «Топчумба», «Футбольные звезды» или «Как утенок-музыкант стал футболистом».

    Бороться с ленью, любить учиться, развивать любознательность, трудиться и доводить любое дело до конца научат любимые многими поколениями «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Приключение точки и запятой», «Баранкин, будь человеком!» и многие другие.

    Жить дружной семьей, в каждом дне находить радость, быть терпеливыми в учебе и изобретательными в играх, любить родителей, идти к ним за помощью и советам, а также дружить с братьями и сестрами учат такие современные мультипликационные сериалы, как «Три кота».

    Развивают фантазию и воображение, учат находить скрытый смысл и считывать историю из нелинейного сюжета мультфильмы «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона», «В синем море, в белой пене» или «Падал прошлогодний снег».

    Петь и танцевать вместе с героями мультиков лучше всего под запоминающиеся на всю жизнь «Бременских музыкантов», «Летучий корабль» или забавную «Капитошку».

    Не бояться быть не таким, как все, отличаться от других и при этом верить в добро и уметь дружить — все это отлично показано в таких мультфильмах, как «Тринадцатый» или всеми любимом музыкальном «Голубом щенке».

    Объединять визуальный и аудио ряд, представлять уже однажды услышанное в виде цветной картинки помогают мультфильмы, снятые по любимым детским стихам. «Мойдодыр», «Путаница», «Муха-Цокотуха» Корнея Иванович Чуковского, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина — после их просмотра обязательно поговорите с детьми, так ли они представляли главных героев, когда вы вместе читали книги.

Когда и как смотреть?


Изображения пресс-служба «СТС Медиа»

Психологи рекомендуют отвести определенное время для ежедневного просмотра телевизора. К примеру, 30 минут в день — тогда ребенок не будет уговаривать включить мультики раньше или расстраиваться, когда вы скажете, что пора заканчивать. Желательно не делать этого перед сном, потому что из-за новых эмоций и впечатлений маленький зритель может перевозбудиться и не заснуть. Составьте расписание так, чтобы потом можно было, например, пойти гулять: и настроение хорошее, и время для обсуждения увиденного будет.

Составьте вместе с ребенком расписание мультфильмов на неделю. Спросите у него, какие любимые мультики он хочет пересмотреть, а сами предложите новые для просмотра, разучите веселые песенки… А главное, все делайте вместе: смотрите, обсуждайте, радуйтесь и получайте удовольствие от детства.

Статья о мультфильме, как средстве воспитания

«Сказочные истории, которые сошли к нам с экрана».

Сентемова Елена Юрьевна, МБДОУ детский сад "Жаворонок", г.Очер, педагог-психолог
Описание статьи: Значение мультфильмов, а так же их использование (метод мульттерапии) в работе педагога-психолога ДОУ. Данный метод так же подходит для использования в работе с детьми начальной школы.
Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой.
Мультфильм можно (и необходимо) рассматривать, как одно из средств воспитания. И это действительно возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов. Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.
Мультфильмы имеют широкий диапазон использования от простого просмотра, до создания собственной истории. Они развивают воображение, творческое мышление, снимают мышечное напряжение, помогают освоению социально-нравственных качеств.
Важно чтобы мультфильм был правильный, а рядом с ребёнком обязательно был взрослый, который бы помог ребёнку объяснить мультфильм и понять смысл, заложенный в нём.
В последнее время, к сожалению, телевидение и интернет наводнены мультфильмами, которые не несут под собой никакой смысловой нагрузки. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Родители, в силу своей занятости, усталости и других социальных факторов, пускают просмотр мультфильмов ребёнком на самотёк. Детям часто предоставляется самостоятельный выбор мультфильмов. И это ведёт к печальным последствиям. Особенно если ребёнок смотри Западные мультфильмы, где пропагандируется жестокость, насилие, нетрадиционные сексуальные связи и т.д.
Не будем заниматься обвинениями и предаваться кликушеству, конечно, не все иностранные мультфильмы губительны и бестолковы, но в общей своей массе, к сожалению это так. Поэтому, сейчас самое время, «оглянуться назад» и вспомнить о мультфильмах детства – старых, добрых, светлых, радостных историях. Именно эти мультфильмы сейчас так необходимы нашим детям, да и взрослым самим не помешало бы лишний раз пересмотреть их. А вы, помните свои любимые мультфильмы детства?
В своей деятельности я использую именно эти мультфильмы.
Цель данной работы: содействие эмоциональному развитию личности и повышение уровня социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Расширение представлений детей о личностной сфере человека;
2.Развитие эмоциональной сферы ребенка;
3.Воспитание социально-нравственных качеств;
4.Развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу,
жесты, речь;
5.Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
Правила проведения занятий:
1. Детей необходимо хвалить, поддерживать их инициативу.
2. Места для занятия должно быть достаточно. На полу необходим ковер, на котором можно полежать, посидеть, выполнить какое-либо задание (при необходимости);
3. Мультфильм является связующим звеном между упражнениями.
4. Игровые атрибуты для занятий, видео и музыкальное сопровождение можно варьировать, заменять, упрощать.
Занятия с использованием мультфильмов проводятся один раз в неделю. Длительность таких занятий составляет:
- 25 минут дети старшей группы;
- 30 минут дети подготовительной группы.
Следует учитывать психические возможности детей.
Структура занятия:
I.Организационный момент
- ритуал – приветствия;
- введение в тему занятия.
II.Основная часть
- просмотр мультфильма с остановками;
- двигательные минутки (гимнастика для глаз, физкультминутки);
- психоэтюды (изобрази чувство, покажи настроение героя);
- упражнения направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, социально –
нравственных качеств;
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, использование цветной соли,
бросового материала и т.д.)
III.Заключительная часть
- рефлексия;
- ритуал – прощания.
Детям очень нравятся такие занятия. А мне нравится смотреть в их глаза и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются после каждой такой волшебной истории.