Тест словесных ассоциаций юнга. Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Упражнение-тест «16 ассоциаций» помогает выявить глубинные истоки любой проблемы, докопаться до сути, настоящей причины имеющейся у тебя проблемы, а также чужие жизненные программы, мешающие добиться успеха в определённой сфере жизни.

Тест довольно простой и выполняется в течение 10-15 минут. Что нужно для его проведения? Нужны листок бумаги и ручка. На листе бумаги нужно нарисовать следующую табличку:

Исследуемое слово

1 1 1 1 1
2
3 2
4
5 3 2
6
7 4
8
9 5 3 2
10
11 6
12
13 7 4
14
15 8
16

Теперь самое интересное! Нужно взять любую область, где ты считаешь, что у тебя есть проблема: семья, здоровье, счастье, любовь, мужчина, женщина, дети, секс, работа, отдых, призвание, деньги...

То есть это может быть всё, что угодно. Тест универсальный и позволяет выявить источник дисбаланса в любой области, которую ты решишь исследовать.

В качестве примера возьмём тему «ДЕНЬГИ». И если ты не выбрала никакой сферы для исследования, то также остановись на деньгах. Уверена, что результаты исследования тебя удивят и позволят взглянуть на область своих личных финансов с совсем другой стороны.

Теперь быстро, особенно не задумываясь, впиши в первый (левый) столбец таблицы 16 ассоциаций, связанных со словом ДЕНЬГИ (твоим исследуемым словом).

Что такое ассоциация, надеюсь, понятно. Это может быть любое слово, словосочетание крылатое выражение, междометье... И совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом - деньги!
Справились? Отлично!

Дальше не читай, пока это не сделаешь, а то знаю я тебя, главное - это текст по диагонали пробежать и побежать дальше. Не делай так, а то опять получишь все как всегда - пшик на постном масле. Мысль должна завершаться действием. Как-то в своей книге «Где раздают безусловную веру в себя» Татьяна Морозова написала о том, что же такое настоящее понимание чего-либо.

«Понимание приводит к тому, что человек ФИЗИЧЕСКИ не может оставаться тем, кем он был раньше. Иначе понимание – это просто иллюзия. Понял – значит сделал. Кто раз испытал, что значит делать то, что является твоим, на суррогат никогда не согласится. Например, когда человек понимает, что причина его болезни сверхобидчивость, то он физически не может дальше обижаться на кого бы то ни было. Понимание обязательно подкрепляется действиями. Нет действий – нет понимания.
Понимание в голову приходит через сердце, т.е. через чувства, которые и дают человеку необходимую энергию на то, чтобы понимание перевести в действие. У человека как будто внутренний источник энергии появляется и он находит способы претворить задуманное в жизнь».

Эта цитата заставляет по-другому посмотреть на некоторые вещи. Почему ты вроде бы всё понимаешь, но ничего не делаю? Значит, это действительно это иллюзия понимания, а ты сама от этого ещё далека! Теперь у тебя есть ценный критерий понимания, если он не выполнен, значит – иллюзия.

После того, как избавились от иллюзий и все же выполнили это простое задание - написали 16 ассоциаций, которые первыми пришли в голову на исследуемое слово, идем дальше и заполняем второй столбец.

Заполняется он тоже просто - теперь соедини первое слово со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т. д. и впиши во второй слева столбик КЛЮЧЕВУЮ АССОЦИАЦИЮ, ВЫВЕДЕННУЮ ИЗ ПАРЫ СЛОВ!

К слову, ассоциация - это не умозаключение! То есть ассоциация может быть любой, совершенно не обязательно связанной с предыдущими словами логически. На слова «отдых» и «здоровье» у кого-то может возникнуть ассоциация - «курорт», а у кого-то - «санаторий» (вспомнился первый отпуск по путевке, где поправлял здоровье). Самое главное здесь - это почувствовать, что именно это слово, и никакое другое, выскакивает из подсознания как объединяющее эту пару слов.

Итак, во втором столбике у тебя появилось 8 слов.

Следующий этап (уже догадалась?) - снова соедини первое слово со вторым, третье с четвертым и так далее и точно так же впиши в третий столбик ключевые ассоциации. Теперь их будет 4!

И, дальше, как нетрудно догадаться, снова объедини слова, снова выведи ассоциации (всего 2). И наконец, путем объединения двух последних слов у тебя получается итоговая ассоциация. То, с чем у тебя ассоциируется слово ДЕНЬГИ (твое исследуемое слово)!

Последнее слово - это ключ!
Как тебе это слово? Удивлена ли ты или это ожидаемый результат? Как ты себя чувствовала, пока выполняла это задание? И интересно ли тебе было? Открыла ли ты в себе что-то новое?

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что ты можешь сказать о последнем слове? Что оно для тебя значит?

Для расшифровки результатов возьмём интерпретацию, изложенную Еленой Шубиной в своей книге "Как приманить деньги".
Общая расшифровка выглядит так:

Анализируем первый столбец

Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

К примеру, добрая половина городских жительниц утверждает, что боится мышей, крыс, змей, и заходят в подъезд едва ли не с зарытыми глазами, но редко кто из них хоть раз видел живую мышь в своем подъезде! Почему они их боятся? Это штамп - «женщины бояться мышей», а раз я женщина, надо бояться.

То же самое происходит и с деньгами (любым другим исследуемым словом). Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце.

Деньги - грязь, деньги - ложь, деньги - испытание, деньги - жалость, деньги - благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

Любопытно, что деньги - это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата...».
А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство...».

Проанализируй, как у тебя обстоят дела со способом получения денег.
Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.
Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма - оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

Чтобы его определить, прочитай 16 слов и постарайся оценить - по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?

Уровень оптимизма идет вверх Уровень оптимизма идет вниз
Бумага Богатство
Мало Жадность
Где взять Нищета
Смогу Растрата
Свобода Нехватка

Если уровень оптимизма идет вверх - хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении ты не был(а) сейчас, ты все преодолеешь! Ты на верном пути, и у тебя все будет хорошо.

Если уровень оптимизма идет вниз - плохо! Но я надеюсь, что благодаря результатам теста ты пересмотришь некоторые свои убеждения и своевременно добьешься успеха!

4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, - это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что ты почему-то взял(а) на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к тебе никакого отношения.

Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег - стыдно. Но родители подцепили это убеждение в те времена, когда много заработать честным трудом было совершенно невозможно, если ты не принадлежала к очень узкой богемной или научной прослойке. Поэтому они искренне верили в это. Но по какой причине ты до сих пор тащишь это убеждение на себе?

В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка - выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки!

Я просила писать этот тест от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить "чужих"!
Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные- с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

Когда я выполняла этот тест сама, то оказалось, что все слова я написала аккуратно и полностью, и только одно слово у меня было написано не до конца - ответственность. Когда я стала думать о нем, то перед глазами сразу встала мама, которая говорила мне, что большие деньги - это всегда ответственность.

Но анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения "чужих". Сделай еще следующее - прочитай первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции телесные ощущения.

Скорее всего на каком-то слове в тебе поднимется волна несогласия как будто это написала не ты. Возможно, ты даже почувствуешь энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

У меня таким словом из 16 мною записанных стало слово "труд". И тут опять всплыла картинка мамы, как она говорит, что нужно много трудиться, чтобы у тебя в жизни все было хорошо.

Елена Шубина в своей книге приводит следующий пример:

Даже не являясь знатоком психологии, можно почувствовать, что человек, написавши этот набор ассоциаций, - трудяга, крепко стоящий на ногах, понимающий толк в земных удовольствиях, и ориентированный на будущее.

Но откуда же взялось, это кошмарное слово «нищенствование». Оно грубо врывается в перечень ассоциаций лингвистически (будь это слово принадлежностью самого человека, он бы написал - нищета). И разрывает связь между логическим блоком, где хорошо видны основные мотивы и стратегия этого человека (хорошо поработал - хорошо отдохнул, и о детях не забывай). Становится понятно, на что этот человек тратит энергию. На то, чтобы любой ценой избежать этого самого «нищенствования».

Когда я спросила человека, написавшего этот столбец, о происхождении слова «нищенствование» он вспомнил, что в детстве мать часто орала на него: «Учись, бестолочь, не выучишься, на работу не возьмут, будешь нищенствовавать!» Он учился, окончил два вуза, вкалывает на руководящей должности на государственном предприятии, потому что уверен, что оно - стабильнее. Много раз получал приглашения уйти в частный бизнес и на оклад, и в качестве" партнера, но всегда отказывался. Почему? Говорит, что не любит рисковать, но при этом гоняет на машине с огромной скоростью, один ходит в тайгу на медведя, то есть не рисковым его никак не назовешь. Говорит, что затормозился. Дает себе слово что-то поменять, но не находит сил.

Боится ли нищеты? Да, но старается об этом не думать, если мысль такая приходит, заглушает стопочкой хорошей водки. Такой вот типичный случай. После работы с тестом и снятием материнского программирования попробовал совместить основную работу с руководством в частном бизнесе. Сейчас руководит крупным лесоперерабатывающим комбинатом в Сибири.

Чужие страхи и убеждения отнимают у нас намного больше сил и энергии, чем свои собственные, и заставляют совершать совершенно немыслимые поступки! Замечено, что самым распространенным способом заглушить в себе «голос» чужого убеждения является алкоголь. Не потому ли в нашей стране, где все жили только по указке, так много сильно пьющих людей?

Но возвращаемся к тесту.

Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумай об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову.

Теперь, когда ты понял(а) откуда у тебя это взялось и, возможно, даже вспомнил(а), сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, - откажись от этого слова - убеждения!

Как? Да просто зачеркни и на его месте напиши новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично тобой.

Переходим к анализу второго столбца

Второй столбец - это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню... Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря... Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

На этом уровне вылезают лично твои ограничивающие убеждения!

Пример:
Не уверен
Равенство
Возраст
Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:
Это не получится именно у меня.
У меня недостаточно образования... стартового капитала... опыта...
Не тот возраст... Уже поздно... И т. д.

Проанализируй второй столбец своего теста и найди в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумай их, задав вопрос: "А почему я считаю, что это так?"

Каждый раз задавай себе уточняющий вопрос, пока не убедишься в том, что пришёл(ла) к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейся над ними и расстанься с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

Вот пример типичного диалога психолога с человеком застрявшем на своем убеждении:

- Убеждение: У меня уже не тот возраст.
- А какой «тот» возраст?
- Ну, 20 лет.
- Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать?
- Ничего.
- А сейчас?
- Сейчас умею, у меня образование, опыт.
- Так почему ты считаешь, что возраст не тот?
- Здоровье не то.
- А что значит, «то» здоровье?
- Молодой.
- В твоем роду были богатые люди
- Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом...
- А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье?
Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был.
Значит, дело не в здоровье и не в возрасте?
- Получается, что да...

Вот такой диалог с самой собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше, если диалог будет вестись письменно.

Разбираем третий столбец - В чем причина?

Третий столбец - это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Пример:
Хочу
Боюсь
Ложь
Мама

Это слова из теста молодой женщины. На момент тестирования она собиралась выйти замуж за богатого человека и переехать за границу. Родители категорически не одобряли ее выбор. Это был уже третий кандидат в мужья, два предыдущих были отвергнуты благодаря родителям. Женщина боялась родителей, боялась мужчин, их денег, возможных изменений в жизни, всего... Но причина крылась именно в страхе перед материнским осуждением.

Внимательно посмотри на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно тебе станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз! Поиграй словами и составь словосочетание. Иногда это ну просто призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену. А иногда, как в случае с нашей героиней, квинтэссенция внутренних переживаний.

У меня в третьем столбце было 4 слова:
Цель
Уверенность
Работа
Удача

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

Анализ четвертого и пятого столбцов - ключ к себе

Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом!

Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также - подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов - ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем с тобой случае это - деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
проблема детско-родительских отношений;
самооценка;
система ценностей

А теперь возьми лист бумаги и нарисуй последнее слово!

Если оно хорошее - сохрани рисунок! Это твой энергетический ресурс!
Если плохое - посмотри на него какое-то время, попрощайся и торжественно сожги!

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела тебя к нескольким полезным открытиям!

Когда мы работаем с запросом клиента в технике , то наблюдаем удивительную картину: Если удается в самом начале найти и проработать глубинные ассоциации по теме запроса, то зачастую сама тема либо обнуляется либо становится весьма незначительной, с которой клиент может легко справляться. Эффект этот зависит в наибольшей степени от умения терапевта выйти с клиентом на глубинные ассоциативные связи запроса.
Техника «16 ассоциаций» помочь прорваться на этот глубинный уровень, обойдя ментальные ловушки и сопротивление клиента.

«16 ассоциаций» — это упражнение из области психолингвистики, направленное на поиск вашей глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову или понятию.

Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле – то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.

С помощью упражнения «16 ассоциаций» можно потянуть за выбранное ключевое слово, как за ниточку, и вытащить на свет основные связанные с ним ассоциации – чтобы найти ту, которая оказывает наибольшее влияние на наше восприятие ключевого слова. Это влияние практически всегда подсознательное – ведь активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды.

Результат техники «16 ассоциаций»
1. Осознание того, что влияет на наше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту.
Даже если вы выполните «16 ассоциаций» и ничего больше не будете предпринимать для работы над той сферой, слово из которой вы выбрали, а через три-шесть месяцев повторите упражнение – то получите уже другой результат и увидите, что ваше отношение к ключевому слову изменилось. Так работает осознание: выгрузив свои мысли и ассоциации на белый лист, мы, люди, просто не можем не начать их анализировать. Во-первых, перенося слова и из головы на бумагу, мы освободили часть мозговых ресурсов, во-вторых, мы видим графически выраженные взаимосвязи, а в-третьих – нам любопытно. Почему именно так? Откуда взялось то и это? Размышляем, вспоминаем, анализируем, делаем выводы – и получаем вторую пользу.

2.Трансформационный эффект. Осознанное восприятие меняет отношение, и этому тоже есть объяснение в механизмах работы памяти: учеными установлено, что вспоминаем мы не само событие, а последнее воспоминание о нем. Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь. От того, какими эмоциями будут окрашены эти ассоциации, будет зависеть, насколько сильно изменится общий эмоциональный окрас цепи – и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова. А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

3.Мы получаем готовую карту для дальнейшей работы и прояснение запроса. Становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

Итак, осознанность, трансформационный эффект и вопрос «И что теперь, когда?..».
Чем выше осознанность, чем честнее с собой человек и чем искреннее он настроен на работу над собой – тем сильнее будут изменения в результате выполнения техники.

Выбираем слово, с которым будем работать. При запросе на беременность при бесплодии-это слово Ребенок или Беременность
Подумайте о Беременности…Беременности вообще вообще… Беременности,как понятии… вашей личной Беременности… Теперь напишите в столбик 16 ваших ассоциаций к слову Беременность. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения… Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения.

Объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.
Для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.
Когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку.

И снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.
Продолжаем, пока не останется одно слово.

Обратите внимание, что при нахождении последнего слова – глубинной ассоциации – всегда присутствует реакция в теле.

Обратите внимание на позитивные и негативные слова — каких больше? В каком столбце?
Глубинная ассоциация-это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать.
«Ключи» к технике «16 ассоциаций» — что скрывается в каждом столбце:
Первая колонка слов показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…

Вторая колонка – уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.

Третья – образы наших эмоций в отношении ключевого слова.
Последняя- последние два слова перед ключевым помогают выявить корень проблемы, самые значимые вопросы и внутренние стратегии выбора.
Важно в ходе упражнения сосредоточиться не на общепринятых ассоциациях, а на своих личных, звучащих внутри вас.Если возникает ступор,еще и еще раз проговорите внутри себя пару слов и прислушайтесь- что их обьединяет или чем они для вас не являются оба.Правильно найденная ассоциация дает явную телесную реакцию, особенно это касается последней, глубинной.

Вторая подсказка– следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.
Реакция достаточно сильная, и тот, кто выполнял упражнение, никогда не сможет от себя скрыть – комфортно ему с такой глубинной ассоциацией или нет, негативная она или позитивная.
Если одно и то же слово приходит к вам на разных уровнях снова и снова (а повторять уже использованные слова в упражнении нельзя) – то это подсказка от вашего подсознания. Скорее всего, запускаемая именно этим словом цепь влияет на ваше восприятие первого.
Очень полезно предложить клиенту сделать это же упражнение, проведя его в состояние Внутреннего ребенка.
Сравните результаты.
Может всплыть глубокий внутренний конфликт и появится активный запрос на терапевтическую сессию.

Ассоциативный тест Юнга “16 ассоциаций” поможет разобраться в своих проблемах

Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности . Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем . Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы:

1) хроническое неудовлетворение потребностей,

2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…

Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.

Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?

В послед­нее вре­мя, сло­во “Тест” вызы­ва­ет у боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей триг­гер, свя­зан­ный с огром­ным коли­че­ством опрос­ни­ков а-ля “Кто ты из сери­а­ла “Уни­вер””, “Смо­же­те ли вы выжить во вре­мя зом­би-апо­ка­лип­си­са?” или “Насколь­ко тебе под­хо­дит Брэд Питт”. Валид­ность таких диа­гно­стик стре­ми­тель­но при­бли­жа­ет­ся к нулю, и, даже, метод науч­но­го тыка здесь ни при чём. Ибо ран­дом­ный набор резуль­та­тов, лишь пока­за­тель того, как неисто­во дегра­ди­ро­ва­ли пред­став­ле­ния о сути тести­ро­ва­ния в целом, и с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии - в част­но­сти. И, даже, опро­би­ро­ван­ные, име­ю­щие силу опрос­ни­ки, дис­кре­ди­ти­ро­ва­ны стран­ной интер­пре­та­ци­ей резуль­та­тов и самим объ­ек­том тести­ро­ва­ния.

В слу­чае с дан­ным тестом про­изо­шла при­мер­но та же исто­рия. Когда до него добра­лись раз­лич­но­го рода коуче­ры по обре­те­нию смыс­ла жиз­ни, мамоч­ки с бей­би­фо­ру­мов и школь­ни­ки с око­ло­пси­хо­ло­ги­че­ских паб­ли­ков, его ста­ли назы­вать “Моя про­бле­ма”, “Най­ди себя” и т.д. Что, в целом, как бы, име­ет отда­лён­ное отно­ше­ние к пер­во­на­чаль­ной идее, но, по уста­нов­кам, напо­ми­на­ет сара­фан­ное радио, когда фра­за “Дядя Ваня вче­ра упал с вело­си­пе­да” пре­вра­ща­ет­ся в “Баба Кла­ва сего­дня роди­ла двой­ню”. Поэто­му, в этой ста­тье мы попы­та­ем­ся разо­брать­ся, что прав­да, а что ложь, и, конеч­но, про­ве­сти само­ана­лиз по резуль­та­там опрос­ни­ка.

Не вда­ва­ясь в исто­ри­че­ские подроб­но­сти мето­ди­ки, хочу начать с того, что метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций - самый извест­ный при­ём, кото­рый за сто лет сво­е­го суще­ство­ва­ния почти не изме­нил­ся. Конеч­но, у него есть сто­рон­ни­ки Фрей­ди­сты и кри­ти­ки со сто­ро­ны гума­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, но факт науч­но­сти экс­пе­ри­мен­та име­ет место быть, кото­рым, кста­ти, до сих пор поль­зу­ют­ся мар­ке­то­ло­ги, управ­лен­цы, раз­лич­ные про­дви­ну­тые мана­ге­ры и ‚к сло­ву ска­зать, у все­ми люби­мо­го нлп , ноги тоже отту­да рас­тут.

А суть его, очень прав­ди­во опи­са­на в рас­ска­зе Каре­ла Чапе­ка “Экс­пе­ри­мент про­фес­со­ра Роус­са” , где, не смот­ря на спе­ци­фи­че­скую мане­ру изло­же­ния авто­ра, рас­кры­ва­ет­ся точ­ное прак­ти­че­ское при­ме­не­ние сего фено­ме­на. А имен­но. Наш мозг устро­ен так, что когда тре­бу­ет­ся что-либо запом­нить, это коди­ру­ет­ся набо­ром визу­аль­ных обра­зов, инфор­ма­ци­ей от орга­нов чувств и свя­зан­ны­ми со всем этим эмо­ци­я­ми и ощу­ще­ни­я­ми в теле. То есть тем, что уже есть в нашей дол­го­вре­мен­ной памя­ти. При­чём все эти «кусоч­ки памя­ти» тоже, в свою оче­редь, зако­ди­ро­ва­ны подоб­ным набо­ром, из-за чего акти­ва­ция одно­го из вос­по­ми­на­ний акти­ви­ру­ет целые цепи. Это и есть ассо­ци­а­ции и цепоч­ки ассо­ци­а­ций.

Наш люби­мый Карл Юнг исполь­зо­вал метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций в каче­стве детек­то­ра лжи, так как он помо­гал уста­но­вить моти­ва­цию лич­но­сти. Бла­го­да­ря этой тех­ни­ке чело­век может прий­ти к осо­зна­нию того, что его гло­жет и при­сту­пить к устра­не­нию сво­их пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. Таким обра­зом, в первую оче­редь, этот тест слу­жит не для реше­ния каких-либо труд­но­стей по прин­ци­пу: “Ану­ка! Про­бле­ма решись!”, а направ­лен, в первую оче­редь, на выяв­ле­ние внут­ри­пси­хи­че­ских кон­флик­тов, бес­со­зна­тель­ных стра­хов, чувств вины, отри­ца­ния и все­го того, что не вид­но на поверх­но­сти.

Тем не менее, для пер­во­на­чаль­ной фор­му­ли­ров­ки, нужен набор слов, кото­рые ассо­ци­и­ру­ют­ся с той про­блем­ной ситу­а­ци­ей, что сло­жи­лась на сего­дняш­ний момент. В резуль­та­те раз­бо­ра кото­ро­го, потя­нув за выбран­ные клю­че­вые сло­ва, как за ниточ­ку, и, выта­щив на свет основ­ные, свя­зан­ные с ним ассо­ци­а­ции, мож­но чёт­ко обо­зна­чить вли­я­ние под­со­зна­тель­но­го, так как акти­ва­ция мно­же­ства ассо­ци­а­ций про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но и за доли секун­ды.

Итак, если вы дочи­та­ли до это­го места, зна­чит пол­но­стью заин­те­ре­со­ва­ны, моти­ви­ро­ван­ны, гото­вы к про­хож­де­нию теста и его интер­пре­та­ции. Напер­во, давай­те рас­ска­жу, что мож­но полу­чить, бла­го­да­ря это­му мето­ду?

1. Осо­зна­ние того, что вли­я­ет на наше вос­при­я­тие и под­со­зна­тель­ное отно­ше­ние к ситуации/явлению/факту. Даже если мы выпол­ним зада­ние и ниче­го боль­ше не будем пред­при­ни­мать для рабо­ты над той сфе­рой, сло­во из кото­рой мы выбра­ли, а через три-шесть меся­цев повто­рим упраж­не­ние – то полу­чим уже дру­гой резуль­тат и уви­дим, что отно­ше­ние к клю­че­во­му сло­ву изме­ни­лось. Так рабо­та­ет осо­зна­ние: выгру­зив мыс­ли и ассо­ци­а­ции на белый лист, люди, про­сто не могут не начать их ана­ли­зи­ро­вать.

2. Транс­фор­ма­ци­он­ный эффект. Осо­знан­ное вос­при­я­тие меня­ет отно­ше­ние, и это­му тоже есть объ­яс­не­ние в меха­низ­мах рабо­ты памя­ти: уче­ны­ми уста­нов­ле­но, что вспо­ми­на­ем мы не само собы­тие, а послед­нее вос­по­ми­на­ние о нем. Чем боль­ше новых ассо­ци­а­ций мы при­ло­жим к клю­че­во­му сло­ву, тем силь­нее изме­нит­ся акти­ви­ру­е­мая этим сло­вом цепь. От того, каки­ми эмо­ци­я­ми будут окра­ше­ны эти ассо­ци­а­ции, будет зави­сеть, насколь­ко силь­но изме­нит­ся общий эмо­ци­о­наль­ный окрас цепи – и какие чув­ства у нас воз­ник­нут при сле­ду­ю­щем вспо­ми­на­нии это­го сло­ва. А мы зна­ем, что чем ярче будет эмо­ция, тем силь­нее и быст­рее будет эффект пере­за­пи­си.

3. Мы полу­ча­ем гото­вую кар­ту для даль­ней­шей рабо­ты и про­яс­не­ние запро­са. Ста­но­вит­ся понят­но, что мож­но исполь­зо­вать как ресурс, а что и поче­му необ­хо­ди­мо поме­нять.

Начи­на­ем! Что­бы упраж­не­ние было резуль­та­тив­ным, его сле­ду­ет выпол­нять в абсо­лют­ном уми­ро­тво­ре­нии и оди­но­че­стве, ста­рать­ся запи­сы­вать пер­вые воз­ник­шие ассо­ци­а­ции, без лиш­них раз­ду­мий, каки­ми бы стран­ны­ми они ни были.

Выби­ра­ем сло­во, с кото­рым будем рабо­тать. Если есть финан­со­вые затруд­не­ния, то пусть это будет сло­во “День­ги”. Испы­ты­ва­е­те оди­но­че­ство, пиши­те “Любовь”. Чув­ству­е­те недо­ста­ток вни­ма­ния со сто­ро­ны руко­вод­ства, сме­ло ставь­те “Рабо­та” и т.д. Далее, как мож­но быст­рее и не заду­мы­ва­ясь, впи­сы­вай­те в левый стол­бец таб­ли­цы-образ­ца ниже (у вас - руко­пис­ный!) все ассо­ци­а­ции, кото­рые воз­ни­ка­ют с этим сло­вом – любые сло­во­со­че­та­ния, кры­ла­тые выра­же­ния, сло­ва, любо­го паде­жа, рода или части речи. Далее запол­ня­ем вто­рой стол­бец – нуж­но объ­еди­нить сло­ва в пары - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во вто­рой стол­бик нуж­но впи­сать ассо­ци­а­ции, воз­ни­ка­ю­щие при объ­еди­не­нии слов в пары. Что­бы запол­нить тре­тий стол­бец нуж­но про­де­лать то же самое. Объ­еди­нить по парам 8 полу­чен­ных слов и выве­сти ассо­ци­а­ции, так же посту­па­ем и с 4 столб­цом. В ито­ге Вы полу­ча­е­те клю­че­вое сло­во – то, бла­го­да­ря чему мож­но рас­пу­тать клу­бок кон­флик­тов и изба­вить­ся от нега­тив­ных уста­но­вок. ЗЫ: ста­рай­тесь не повто­рять­ся в ассо­ци­а­ци­ях, даже, в раз­ных столб­цах.

Рас­шиф­ров­ка Метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций - тест Юнга. Как вы уже поня­ли, резуль­тат может быть интер­пре­ти­ро­ван истин­но вер­но, толь­ко сами­ми вами. Сра­зу ого­во­рюсь - даже не меч­тай­те, что ито­ги пред­ска­жут буду­щее. Напи­шут, что делать, как себя вести и вы поша­га­е­те к тому самом свет­ло­му в кон­це тон­не­ля под назва­ни­ем “Дзен”. В первую оче­редь, про­го­ва­ри­ва­ние этих ассо­ци­а­ций - уже само по себе име­ет отлич­ный эффект для осо­зна­ния того или ино­го фак­та. Во-вто­рых, клю­чом бес­со­зна­тель­но­го явля­ет­ся не резуль­тат, как сло­жив­ший­ся рас­клад и не пред­по­ла­га­е­мое раз­ви­тие собы­тий, а, воз­мож­но, страх или отри­ца­ние оче­вид­но­го, кото­рые не дают вам осво­бо­дить­ся от бре­ме­ни.

При ана­ли­зе, обра­ти­те вни­ма­ние на такой момент, как пози­тив­ные и нега­тив­ные сло­ва, каких боль­ше и в каком столб­це они нахо­дят­ся. Если одна и та же ассо­ци­а­ция при­хо­дит к вам на раз­ных уров­нях сно­ва и сно­ва (хотя повто­рять уже исполь­зо­ван­ные сло­ва в мето­де нель­зя) – то это под­сказ­ка от ваше­го под­со­зна­ния. Ско­рее все­го, запус­ка­е­мая имен­но этим сло­вом цепь, вли­я­ет на ваше вос­при­я­тие боль­ше все­го и явля­ет­ся навяз­чи­вой мыс­лью, над рас­шиф­ров­кой кото­рой сто­ит поду­мать более вни­ма­тель­но. Срав­ни­те, насколь­ко ключ соот­вет­ству­ет вашим осо­знан­ным пред­став­ле­ни­ям о корне про­бле­мы. Поду­май­те, что вы мог­ли бы изме­нить на раз­лич­ных уров­нях, что­бы нега­тив­ный резуль­тат (если такой полу­чил­ся) пере­шёл в раз­ряд опти­ми­стич­ных. Сле­ди­те за соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми при напи­са­нии теста. Если най­ден­ная ассо­ци­а­ция ваша – вы это почув­ству­е­те это в бук­валь­ном смыс­ле. Ведь невоз­мож­но от себя скрыть – ком­форт­но вам с таким резуль­та­том или нет и с каким зна­ком он полу­чил­ся.