16 ассоциаций юнга. Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

В послед­нее вре­мя, сло­во “Тест” вызы­ва­ет у боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей триг­гер, свя­зан­ный с огром­ным коли­че­ством опрос­ни­ков а-ля “Кто ты из сери­а­ла “Уни­вер””, “Смо­же­те ли вы выжить во вре­мя зом­би-апо­ка­лип­си­са?” или “Насколь­ко тебе под­хо­дит Брэд Питт”. Валид­ность таких диа­гно­стик стре­ми­тель­но при­бли­жа­ет­ся к нулю, и, даже, метод науч­но­го тыка здесь ни при чём. Ибо ран­дом­ный набор резуль­та­тов, лишь пока­за­тель того, как неисто­во дегра­ди­ро­ва­ли пред­став­ле­ния о сути тести­ро­ва­ния в целом, и с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии - в част­но­сти. И, даже, опро­би­ро­ван­ные, име­ю­щие силу опрос­ни­ки, дис­кре­ди­ти­ро­ва­ны стран­ной интер­пре­та­ци­ей резуль­та­тов и самим объ­ек­том тести­ро­ва­ния.

В слу­чае с дан­ным тестом про­изо­шла при­мер­но та же исто­рия. Когда до него добра­лись раз­лич­но­го рода коуче­ры по обре­те­нию смыс­ла жиз­ни, мамоч­ки с бей­би­фо­ру­мов и школь­ни­ки с око­ло­пси­хо­ло­ги­че­ских паб­ли­ков, его ста­ли назы­вать “Моя про­бле­ма”, “Най­ди себя” и т.д. Что, в целом, как бы, име­ет отда­лён­ное отно­ше­ние к пер­во­на­чаль­ной идее, но, по уста­нов­кам, напо­ми­на­ет сара­фан­ное радио, когда фра­за “Дядя Ваня вче­ра упал с вело­си­пе­да” пре­вра­ща­ет­ся в “Баба Кла­ва сего­дня роди­ла двой­ню”. Поэто­му, в этой ста­тье мы попы­та­ем­ся разо­брать­ся, что прав­да, а что ложь, и, конеч­но, про­ве­сти само­ана­лиз по резуль­та­там опрос­ни­ка.

Не вда­ва­ясь в исто­ри­че­ские подроб­но­сти мето­ди­ки, хочу начать с того, что метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций - самый извест­ный при­ём, кото­рый за сто лет сво­е­го суще­ство­ва­ния почти не изме­нил­ся. Конеч­но, у него есть сто­рон­ни­ки Фрей­ди­сты и кри­ти­ки со сто­ро­ны гума­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, но факт науч­но­сти экс­пе­ри­мен­та име­ет место быть, кото­рым, кста­ти, до сих пор поль­зу­ют­ся мар­ке­то­ло­ги, управ­лен­цы, раз­лич­ные про­дви­ну­тые мана­ге­ры и ‚к сло­ву ска­зать, у все­ми люби­мо­го нлп , ноги тоже отту­да рас­тут.

А суть его, очень прав­ди­во опи­са­на в рас­ска­зе Каре­ла Чапе­ка “Экс­пе­ри­мент про­фес­со­ра Роус­са” , где, не смот­ря на спе­ци­фи­че­скую мане­ру изло­же­ния авто­ра, рас­кры­ва­ет­ся точ­ное прак­ти­че­ское при­ме­не­ние сего фено­ме­на. А имен­но. Наш мозг устро­ен так, что когда тре­бу­ет­ся что-либо запом­нить, это коди­ру­ет­ся набо­ром визу­аль­ных обра­зов, инфор­ма­ци­ей от орга­нов чувств и свя­зан­ны­ми со всем этим эмо­ци­я­ми и ощу­ще­ни­я­ми в теле. То есть тем, что уже есть в нашей дол­го­вре­мен­ной памя­ти. При­чём все эти «кусоч­ки памя­ти» тоже, в свою оче­редь, зако­ди­ро­ва­ны подоб­ным набо­ром, из-за чего акти­ва­ция одно­го из вос­по­ми­на­ний акти­ви­ру­ет целые цепи. Это и есть ассо­ци­а­ции и цепоч­ки ассо­ци­а­ций.

Наш люби­мый Карл Юнг исполь­зо­вал метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций в каче­стве детек­то­ра лжи, так как он помо­гал уста­но­вить моти­ва­цию лич­но­сти. Бла­го­да­ря этой тех­ни­ке чело­век может прий­ти к осо­зна­нию того, что его гло­жет и при­сту­пить к устра­не­нию сво­их пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. Таким обра­зом, в первую оче­редь, этот тест слу­жит не для реше­ния каких-либо труд­но­стей по прин­ци­пу: “Ану­ка! Про­бле­ма решись!”, а направ­лен, в первую оче­редь, на выяв­ле­ние внут­ри­пси­хи­че­ских кон­флик­тов, бес­со­зна­тель­ных стра­хов, чувств вины, отри­ца­ния и все­го того, что не вид­но на поверх­но­сти.

Тем не менее, для пер­во­на­чаль­ной фор­му­ли­ров­ки, нужен набор слов, кото­рые ассо­ци­и­ру­ют­ся с той про­блем­ной ситу­а­ци­ей, что сло­жи­лась на сего­дняш­ний момент. В резуль­та­те раз­бо­ра кото­ро­го, потя­нув за выбран­ные клю­че­вые сло­ва, как за ниточ­ку, и, выта­щив на свет основ­ные, свя­зан­ные с ним ассо­ци­а­ции, мож­но чёт­ко обо­зна­чить вли­я­ние под­со­зна­тель­но­го, так как акти­ва­ция мно­же­ства ассо­ци­а­ций про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но и за доли секун­ды.

Итак, если вы дочи­та­ли до это­го места, зна­чит пол­но­стью заин­те­ре­со­ва­ны, моти­ви­ро­ван­ны, гото­вы к про­хож­де­нию теста и его интер­пре­та­ции. Напер­во, давай­те рас­ска­жу, что мож­но полу­чить, бла­го­да­ря это­му мето­ду?

1. Осо­зна­ние того, что вли­я­ет на наше вос­при­я­тие и под­со­зна­тель­ное отно­ше­ние к ситуации/явлению/факту. Даже если мы выпол­ним зада­ние и ниче­го боль­ше не будем пред­при­ни­мать для рабо­ты над той сфе­рой, сло­во из кото­рой мы выбра­ли, а через три-шесть меся­цев повто­рим упраж­не­ние – то полу­чим уже дру­гой резуль­тат и уви­дим, что отно­ше­ние к клю­че­во­му сло­ву изме­ни­лось. Так рабо­та­ет осо­зна­ние: выгру­зив мыс­ли и ассо­ци­а­ции на белый лист, люди, про­сто не могут не начать их ана­ли­зи­ро­вать.

2. Транс­фор­ма­ци­он­ный эффект. Осо­знан­ное вос­при­я­тие меня­ет отно­ше­ние, и это­му тоже есть объ­яс­не­ние в меха­низ­мах рабо­ты памя­ти: уче­ны­ми уста­нов­ле­но, что вспо­ми­на­ем мы не само собы­тие, а послед­нее вос­по­ми­на­ние о нем. Чем боль­ше новых ассо­ци­а­ций мы при­ло­жим к клю­че­во­му сло­ву, тем силь­нее изме­нит­ся акти­ви­ру­е­мая этим сло­вом цепь. От того, каки­ми эмо­ци­я­ми будут окра­ше­ны эти ассо­ци­а­ции, будет зави­сеть, насколь­ко силь­но изме­нит­ся общий эмо­ци­о­наль­ный окрас цепи – и какие чув­ства у нас воз­ник­нут при сле­ду­ю­щем вспо­ми­на­нии это­го сло­ва. А мы зна­ем, что чем ярче будет эмо­ция, тем силь­нее и быст­рее будет эффект пере­за­пи­си.

3. Мы полу­ча­ем гото­вую кар­ту для даль­ней­шей рабо­ты и про­яс­не­ние запро­са. Ста­но­вит­ся понят­но, что мож­но исполь­зо­вать как ресурс, а что и поче­му необ­хо­ди­мо поме­нять.

Начи­на­ем! Что­бы упраж­не­ние было резуль­та­тив­ным, его сле­ду­ет выпол­нять в абсо­лют­ном уми­ро­тво­ре­нии и оди­но­че­стве, ста­рать­ся запи­сы­вать пер­вые воз­ник­шие ассо­ци­а­ции, без лиш­них раз­ду­мий, каки­ми бы стран­ны­ми они ни были.

Выби­ра­ем сло­во, с кото­рым будем рабо­тать. Если есть финан­со­вые затруд­не­ния, то пусть это будет сло­во “День­ги”. Испы­ты­ва­е­те оди­но­че­ство, пиши­те “Любовь”. Чув­ству­е­те недо­ста­ток вни­ма­ния со сто­ро­ны руко­вод­ства, сме­ло ставь­те “Рабо­та” и т.д. Далее, как мож­но быст­рее и не заду­мы­ва­ясь, впи­сы­вай­те в левый стол­бец таб­ли­цы-образ­ца ниже (у вас - руко­пис­ный!) все ассо­ци­а­ции, кото­рые воз­ни­ка­ют с этим сло­вом – любые сло­во­со­че­та­ния, кры­ла­тые выра­же­ния, сло­ва, любо­го паде­жа, рода или части речи. Далее запол­ня­ем вто­рой стол­бец – нуж­но объ­еди­нить сло­ва в пары - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во вто­рой стол­бик нуж­но впи­сать ассо­ци­а­ции, воз­ни­ка­ю­щие при объ­еди­не­нии слов в пары. Что­бы запол­нить тре­тий стол­бец нуж­но про­де­лать то же самое. Объ­еди­нить по парам 8 полу­чен­ных слов и выве­сти ассо­ци­а­ции, так же посту­па­ем и с 4 столб­цом. В ито­ге Вы полу­ча­е­те клю­че­вое сло­во – то, бла­го­да­ря чему мож­но рас­пу­тать клу­бок кон­флик­тов и изба­вить­ся от нега­тив­ных уста­но­вок. ЗЫ: ста­рай­тесь не повто­рять­ся в ассо­ци­а­ци­ях, даже, в раз­ных столб­цах.

Рас­шиф­ров­ка Метод сво­бод­ных ассо­ци­а­ций - тест Юнга. Как вы уже поня­ли, резуль­тат может быть интер­пре­ти­ро­ван истин­но вер­но, толь­ко сами­ми вами. Сра­зу ого­во­рюсь - даже не меч­тай­те, что ито­ги пред­ска­жут буду­щее. Напи­шут, что делать, как себя вести и вы поша­га­е­те к тому самом свет­ло­му в кон­це тон­не­ля под назва­ни­ем “Дзен”. В первую оче­редь, про­го­ва­ри­ва­ние этих ассо­ци­а­ций - уже само по себе име­ет отлич­ный эффект для осо­зна­ния того или ино­го фак­та. Во-вто­рых, клю­чом бес­со­зна­тель­но­го явля­ет­ся не резуль­тат, как сло­жив­ший­ся рас­клад и не пред­по­ла­га­е­мое раз­ви­тие собы­тий, а, воз­мож­но, страх или отри­ца­ние оче­вид­но­го, кото­рые не дают вам осво­бо­дить­ся от бре­ме­ни.

При ана­ли­зе, обра­ти­те вни­ма­ние на такой момент, как пози­тив­ные и нега­тив­ные сло­ва, каких боль­ше и в каком столб­це они нахо­дят­ся. Если одна и та же ассо­ци­а­ция при­хо­дит к вам на раз­ных уров­нях сно­ва и сно­ва (хотя повто­рять уже исполь­зо­ван­ные сло­ва в мето­де нель­зя) – то это под­сказ­ка от ваше­го под­со­зна­ния. Ско­рее все­го, запус­ка­е­мая имен­но этим сло­вом цепь, вли­я­ет на ваше вос­при­я­тие боль­ше все­го и явля­ет­ся навяз­чи­вой мыс­лью, над рас­шиф­ров­кой кото­рой сто­ит поду­мать более вни­ма­тель­но. Срав­ни­те, насколь­ко ключ соот­вет­ству­ет вашим осо­знан­ным пред­став­ле­ни­ям о корне про­бле­мы. Поду­май­те, что вы мог­ли бы изме­нить на раз­лич­ных уров­нях, что­бы нега­тив­ный резуль­тат (если такой полу­чил­ся) пере­шёл в раз­ряд опти­ми­стич­ных. Сле­ди­те за соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми при напи­са­нии теста. Если най­ден­ная ассо­ци­а­ция ваша – вы это почув­ству­е­те это в бук­валь­ном смыс­ле. Ведь невоз­мож­но от себя скрыть – ком­форт­но вам с таким резуль­та­том или нет и с каким зна­ком он полу­чил­ся.

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

  • Введите первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
    Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
    Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  • Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
    Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
  • Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов .
  • Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
  • *Ваше Имя:

    *Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60

    *К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое

    *Ваше образование:
    -- начальное среднее среднее/специальное неполное высшее высшее 2 высших и более ученая степень

    *Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
    -- денег не хватает даже на самые необходимые продукты все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны можем себе практически ни в чем не отказывать не желаю отвечать на данный вопрос

    Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
    1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т :
    2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д :
    3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б :
    4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М :
    5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г :
    6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А :
    7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж :
    8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О :
    9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К :
    10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р :
    11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В :
    12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н :
    13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З :
    14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П :
    15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л :
    16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С :

    Ищем ключ к бессознательному.
    Тест Юнга "16 ассоциаций"

    Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему. Если вы хотите понять себя, разобраться в своих чувствах и настоящих желаниях, то предлагаем вам выполнить небольшой тест, который не займет много времени. Упражнение называется «16 ассоциаций».

    Наш мозг так устроен, что любая информация связана с набором различных визуальных образов, с обонянием, ощущениями в теле и эмоциями. Благодаря тесту «16 ассоциаций» вы поймете, что влияет на вас и ваше подсознание, и как вы на самом деле к этому относитесь.

    При изложении мыслей и ассоциаций на бумаге, мозг в любом случае начинает их анализировать.


    Даже если вы не будете работать над той сферой, откуда подобрали слово, то через несколько месяцев, при повторном прохождении теста, результат будет другой.

    Во-первых, вы получите план работы над собой. Поймете, что нужно поменять, а что использовать как ресурс для достижения результата. Если вы настроены решительно и настроены на изменения, то эффект будет выше.
    Во-вторых, начинает работу трансформационный эффект - процесс изменения отношения.

    Человек думает не про само событие, а про последнее воспоминание, которое было с ним связано. И чем больше ассоциаций мы даем для ключевого слова, тем сильнее меняется цепь, которая будет активироваться этим словом.


    От тех эмоций, которые будут возникать при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, который возникнут при последующих воспоминаниях этого слова.

    Для высокой результативности теста, его необходимо выполнять в тишине и одиночестве.

    Сосредоточьтесь и подумайте, над словом, с которым вы хотите работать. Например, если у вас проблемы с отношениями - пишем слово «любовь». Возьмите карандаш или ручку и нарисуйте табличку:

    Постарайтесь не задумываться и как можно быстрее написать в левый столбец все те ассоциации, которые возникли у вас с задуманным словом. Это могут быть как слова так и словосочетания.

    Второй столбец необходимо объединить в пары: 1 и 2, 3 и 4 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, которые у вас возникнут при объединении слов.
    Ну и наконец, третий столбец: проделываем все то же самое – объединяем по парам уже 8 слов и выводим ассоциации. Те же манипуляции проделываем и с четвертым столбиком.

    Итак, вы получили ключевое слово. Благодаря ему вы сможете раскрыть проблему и найти пути решения.

    Кстати, в последующие дни вполне вероятно, что это ключевое слово не будет выходить из головы. Вы будете размышлять о сферах своей жизни, куда это слово так же может подойти и пытаться разобраться со своим подсознанием.

    Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.

    Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.

    Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?

    1. Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
    1. Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
    1. Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.

    Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”

    Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.

    • Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:
    • Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
    • Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары — 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
    • Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
    • В итоге вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.

    Как вам это слово? Удивлены ли вы или это ожидаемый результат? Как вы себя чувствовали, пока выполняли это задание? И интересно ли было? Открыли ли вы в себе что-то новое?

    Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что вы можете сказать о последнем слове? Что оно для вас значит?

    Общая расшифровка результатов выглядит так:


    Анализируем первый столбец

    Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

    1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

    Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце. Например, если брать слово «деньги»:

    Деньги - грязь, деньги - ложь, деньги - испытание, деньги - жалость, деньги - благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

    Любопытно, что деньги - это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

    2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

    Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата…».
    А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство…».

    Проанализируй, как у вас обстоят дела со способом получения денег.
    Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.
    Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

    Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

    3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма - оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

    Чтобы его определить, прочитайте 16 слов и постаратесь оценить - по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?


    Если уровень оптимизма идет вниз - плохо! Так что, в результате теста пересмотрите некоторые свои убеждения и вы достигните успеха!
    Если уровень оптимизма идет вверх - хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении вы ни были сейчас, все получится!

    4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, - это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что вы почему-то взяли на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к вам никакого отношения.

    Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег - стыдно.

    В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка - выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки!

    Этот тест следует выполнять от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить «чужих»!
    Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные- с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

    Однако анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения «чужих». Сделайте еще следующее - прочитайте первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции и телесные ощущения.

    Скорее всего на каком-то слове в вас поднимется волна несогласия как будто это написали не вы. Возможно, твы даже почувствуете энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

    Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумайте об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову.

    Теперь, когда вы поняли, откуда это взялось и, возможно, даже вспомнили, сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, - откажитесь от этого слова - убеждения!

    Как? Да просто зачеркните и на его месте напишите новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично вами.

    Переходим к анализу второго столбца

    Второй столбец - это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню… Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря… Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

    На этом уровне вылезают лично ваши ограничивающие убеждения!

    Пример:
    Не уверен
    Равенство
    Возраст
    Просить плохо

    В расшифровке это бы звучало так:
    Это не получится именно у меня.
    У меня недостаточно образования… стартового капитала… опыта…
    Не тот возраст… Уже поздно… И т. д.

    Проанализируйте второй столбец своего теста и найдите в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумайте их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?»

    Каждый раз задавайте себе уточняющий вопрос, пока не убедитесь в том, что пришли к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейтесь над ними и расстаньтесь с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

    Вот пример типичного диалога психолога с человеком, застрявшем на своем убеждении:

    — Убеждение: У меня уже не тот возраст.
    — А какой «тот» возраст?
    — Ну, 20 лет.
    — Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать?
    — Ничего.
    — А сейчас?
    — Сейчас умею, у меня образование, опыт.
    — Так почему ты считаешь, что возраст не тот?
    — Здоровье не то.
    — А что значит, «то» здоровье?
    — Молодой.
    — В твоем роду были богатые люди
    — Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом…
    — А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье?
    Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был.
    Значит, дело не в здоровье и не в возрасте?
    — Получается, что да…

    Такой диалог с самим собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше письменно.

    Разбираем третий столбец - В чем причина?

    Третий столбец - это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

    Пример:
    Цель
    Уверенность
    Работа
    Удача

    Внимательно посмотрите на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно вам станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

    Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение — некий «слоган» или девиз! Поиграйте словами и составьте словосочетание. Иногда это вдохновляющий призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену.

    Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

    Анализ четвертого и пятого столбцов - ключ к себе

    Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом!

    Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также - подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов - ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем примере это - деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

    А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
    проблема детско-родительских отношений;
    самооценка;
    система ценностей

    А теперь возьмите лист бумаги и нарисуй последнее слово!

    Если оно хорошее - сохраните рисунок! Это ваш энергетический ресурс!
    Если плохое - посмотри на него какое-то время, попрощайтесь и торжественно сожгите!

    Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела вас к нескольким полезным открытиям!

    Когда мы работаем с запросом клиента в технике , то наблюдаем удивительную картину: Если удается в самом начале найти и проработать глубинные ассоциации по теме запроса, то зачастую сама тема либо обнуляется либо становится весьма незначительной, с которой клиент может легко справляться. Эффект этот зависит в наибольшей степени от умения терапевта выйти с клиентом на глубинные ассоциативные связи запроса.
    Техника «16 ассоциаций» помочь прорваться на этот глубинный уровень, обойдя ментальные ловушки и сопротивление клиента.

    «16 ассоциаций» — это упражнение из области психолингвистики, направленное на поиск вашей глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову или понятию.

    Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле – то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.

    С помощью упражнения «16 ассоциаций» можно потянуть за выбранное ключевое слово, как за ниточку, и вытащить на свет основные связанные с ним ассоциации – чтобы найти ту, которая оказывает наибольшее влияние на наше восприятие ключевого слова. Это влияние практически всегда подсознательное – ведь активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды.

    Результат техники «16 ассоциаций»
    1. Осознание того, что влияет на наше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту.
    Даже если вы выполните «16 ассоциаций» и ничего больше не будете предпринимать для работы над той сферой, слово из которой вы выбрали, а через три-шесть месяцев повторите упражнение – то получите уже другой результат и увидите, что ваше отношение к ключевому слову изменилось. Так работает осознание: выгрузив свои мысли и ассоциации на белый лист, мы, люди, просто не можем не начать их анализировать. Во-первых, перенося слова и из головы на бумагу, мы освободили часть мозговых ресурсов, во-вторых, мы видим графически выраженные взаимосвязи, а в-третьих – нам любопытно. Почему именно так? Откуда взялось то и это? Размышляем, вспоминаем, анализируем, делаем выводы – и получаем вторую пользу.

    2.Трансформационный эффект. Осознанное восприятие меняет отношение, и этому тоже есть объяснение в механизмах работы памяти: учеными установлено, что вспоминаем мы не само событие, а последнее воспоминание о нем. Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь. От того, какими эмоциями будут окрашены эти ассоциации, будет зависеть, насколько сильно изменится общий эмоциональный окрас цепи – и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова. А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

    3.Мы получаем готовую карту для дальнейшей работы и прояснение запроса. Становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

    Итак, осознанность, трансформационный эффект и вопрос «И что теперь, когда?..».
    Чем выше осознанность, чем честнее с собой человек и чем искреннее он настроен на работу над собой – тем сильнее будут изменения в результате выполнения техники.

    Выбираем слово, с которым будем работать. При запросе на беременность при бесплодии-это слово Ребенок или Беременность
    Подумайте о Беременности…Беременности вообще вообще… Беременности,как понятии… вашей личной Беременности… Теперь напишите в столбик 16 ваших ассоциаций к слову Беременность. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения… Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения.

    Объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.
    Для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.
    Когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку.

    И снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.
    Продолжаем, пока не останется одно слово.

    Обратите внимание, что при нахождении последнего слова – глубинной ассоциации – всегда присутствует реакция в теле.

    Обратите внимание на позитивные и негативные слова — каких больше? В каком столбце?
    Глубинная ассоциация-это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать.
    «Ключи» к технике «16 ассоциаций» — что скрывается в каждом столбце:
    Первая колонка слов показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…

    Вторая колонка – уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.

    Третья – образы наших эмоций в отношении ключевого слова.
    Последняя- последние два слова перед ключевым помогают выявить корень проблемы, самые значимые вопросы и внутренние стратегии выбора.
    Важно в ходе упражнения сосредоточиться не на общепринятых ассоциациях, а на своих личных, звучащих внутри вас.Если возникает ступор,еще и еще раз проговорите внутри себя пару слов и прислушайтесь- что их обьединяет или чем они для вас не являются оба.Правильно найденная ассоциация дает явную телесную реакцию, особенно это касается последней, глубинной.

    Вторая подсказка– следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.
    Реакция достаточно сильная, и тот, кто выполнял упражнение, никогда не сможет от себя скрыть – комфортно ему с такой глубинной ассоциацией или нет, негативная она или позитивная.
    Если одно и то же слово приходит к вам на разных уровнях снова и снова (а повторять уже использованные слова в упражнении нельзя) – то это подсказка от вашего подсознания. Скорее всего, запускаемая именно этим словом цепь влияет на ваше восприятие первого.
    Очень полезно предложить клиенту сделать это же упражнение, проведя его в состояние Внутреннего ребенка.
    Сравните результаты.
    Может всплыть глубокий внутренний конфликт и появится активный запрос на терапевтическую сессию.