История каблука. Кто придумал каблуки

Шпильки нас возвышают. Причем, во всех смыслах слова: они помогают продвинуться по карьерной лестнице, дают возможность почувствовать себя стройнее и, что самое приятное, заставляют учащенно биться мужские сердца. Но бывает ли красота без жертв?

У французов есть шутка: «Кто придумал каблуки? Женщина, которую постоянно целовали в лоб». А вот настоящая история каблуков не столь интересна, одним словом – древняя. Другое дело – шпильки, они созданы совсем недавно, в 1950-х годах во Франции знаменитым дизайнером обуви Роже Вивье (Roger Vivier). Именно с него началась новая веха в истории красоты, моды и… здоровья.

Совершенно не понятно, как дамы жили до 1950 года. Ведь до этого времени не было каблуков шпилек!!! С той самой поры дамы сознательно портят ноги ради моды.

Правда, 1-ые каблуки возникли у восточных всадников еще в 12 веке, но именовать их каблуками трудно. Это были некоторые нашлепки, которые служили для очень практичных целей: мужчины приколачивали их к туфлям, чтоб нога прочно держалась в стремени при скачке. А вот кто и когда изобрел реальный каблук, точно непонятно, но принято считать, что вышло это в 17 веке в Испании с легкой руки мастеров из городка Кордова. Они разработали структуру и конструкцию каблука, основными формами которого были скошенные вовнутрь и "французские" - с "талией" в центре. Со временем форма претерпевала разные конфигурации и, в конце концов, в 1950 году итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо в качестве опоры для каблука предложил долгий металлической стержень-стилет. И, таким образом, стал папой известной шпильки.

Хотя авторство сотворения первого каблука-шпильки приписывают и Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на больших тонких каблуках различной формы. Приблизительно в это же время во Франции Шарль Журдан делал высочайший узкий каблук на собственных моделях.

История возникновения "шпильки" закутана обилием легенд. Сходу несколько именитых европейских обувщиков претендуют на почтенное звание изобретателя этого каблука. Посреди их два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо.

По одной из версий первым все-же был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Британской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, испещренных рубинами. Модель была так необыкновенной, что Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Калласс сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для их нечто схожее. Роже не мог отказать. Не сумел он отказать и миллионам обычных дам, скоро смекнувших, что дама на больших каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софии Лорен, Элезабет Тэйлор, жена шаха Ирана Фара и баронесса Виндзорская. Все они с схожим нетерпением ожидали новейших моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.

Вообщем, более именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Конкретно ему некие исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высочайшем каблуке, увенчанном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, ежели верить Раймоне, он выдумал эту модель еще ранее. Графиня Бисмарк (жена правнука Стального Канцлера и крупная поклонница таланта Моссаро) имела в собственном арсенале тыщу (!!!) пар обуви данной марки. А некоторая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" от Массаро на наиболее спокойный каблук, здесь же сломала щиколотку. Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", увенчанной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью дизайнер признался, что создал их не для реализации, просто выполнил свою давнюю мечту. Позднее мечту Массаро заполучила неизвестная дама за миллион франков. Поднять "шпильку" на высоту наиболее 10 см додумался Сальваторе Феррагамо. Вышло это в 953 году. Нельзя сказать, что дамы были в восторге от задумки итальянца и к придуманным им каблукам относились сначала очень настороженно. Предпосылки на то были очень суровые: 1-ые "шпильки" от Феррагамо были древесными и просто ломались. Зато опосля того, как Сальваторе додумался насадить высочайший каблук на железный стержень и облечь его в кожу либо пластик, каблуки-стилеты произвели реальную революцию. К Феррагамо выстроилась целая очередь из звезд и царствующих особ. Одной из первых в данной очереди оказалась Мерлин Монро. Сделанные Феррагамо туфельки украсили её тонкие ножки в именитом эпизоде, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает платье актрисы. Позднее эти самые туфельки были проданы на аукционе за 40 восемь тыщ баксов.

Женщина, которую постоянно целовали в лоб

История каблука как такового уходит в глубокую древность. Первые упоминания о предке современного каблука приходят к нам из Древнего Египта.

В то время, он выполнял далеко не декоративную функцию, а самую что ни на есть практическую — прообраз каблука носился египетскими землепашцами, чтобы нога не погружалась глубоко в рыхлую землю. Не очень то гламурно, на первый взгляд? =)

Следующий предок каблука был замечен в 12 веке у бравых восточных всадников, которые опять же носили его из сугубо практических побуждений. Его приколачивали к подошве обуви, чтобы во время скачки нога всадника надежно фиксировалась в стременах.

А когда появился первый каблук «для красоты»?

Каблуки, выполняющие декоративную функцию, были изобретены аж в 17 веке в итальянском городе Кордова. Тамошние мастера разработали форму того каблука, различные вариации которого украшают дамские ножки и по сей день.

Еще один исторический факт, доказывающий, что Италия неспроста ассоциируется со страной-законодательницей мод!

Шпильки

История появления обуви со шпильками оказалась не такой однозначной. На пальму первенства этого модного изобретения претендует аж три персоны.

Роже Вивьер (Roger Vivier) — первый претендент на звание «отца шпильки». В 1953 году этот знаменитый обувной кутюрье создал эксклюзивные босоножки для церемонии коронации Елизаветы II. Королевская модель была поставлена на тонкий и очень высокий каблук — ту самую первую шпильку.

Раймонд Массаро (Raymond Massaro) — в 1960 году маэстро изготовил туфли для выступления Марлен Дитрих, которые были покрыты стразами и обладали очень высокой шпилькой.

Да, фактически Раймонд проиграл Вивьер 3 года, но, судя по его словам, модель он придумал задолго до появления босоножек от Роже. Правда ли это?

Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo) — любимый сапожник знаменитостей тоже попал в наш список, благодаря своей 10-сантиметровой деревянной (!) шпильке, которую он активно использовал в моделях своей обуви начиная с 1953 года.

Кто из них оказался фактически первым? Увы, выяснить достоверно уже не удастся никогда.

Возможно, вам будет интересно:

Всем хочется быть красивыми. Особенно девушкам. Особенно молодым. Если вы молодая и энергичная - не спешите надевать обувь на высоком каблуке. Для того, чтобы иметь возможность подчеркнуть стройность своей фигуры впечатляющим каблуком, ваш организм должен соответствовать определенным критериям - сформированная стопа, здоровый позвоночник, кости таза и опорно-двигательный аппарат. Не рекомендуется носить каблуки в возрасте до 17-18 лет. В идеале, носить такую обувь можно с 21…

В истории кинематографа полным-полно загадок, иногда даже трагичных. Право называться первым фильмом может, оказывается, стоить и жизни человека. Традиционно первым считается фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ля-Сиоты», который широкая публика увидела в 1895 году. Каждому, кто заинтересуется эрой зарождения кино, обязательно встретится рассказ о перепуганных зрителях, которым казалось, что поезд едет прямо на них. Но для самих же братьев этот фильм был уже…

Опера – это один из самых популярных жанров искусства, являющийся своеобразным союзом музыки и театра. Благодаря выразительной силе музыки бесконечно возрастает в опере воздействие игры актеров и самого драматического произведения. И наоборот, музыка в опере обладает необычайно образностью и конкретностью. Уже в очень далекие времена в эпоху зарождения драматического искусства люди стремились при помощи музыки усилить воздействие театрального произведения. Еще в Древней Греции устраивались праздничные…

Все мы с вами проводим определенное время в Интернет. Большинство из нас - даже слишком много. Социальные сети, блоги, онлайн игры, поиск информации, развлечения, видео ролики и многое другое. Все это доступно нам благодаря одному единственному человеку - изобретателю сети Интенет. Кто он? Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) - именно так зовут человека, который подарил нам доступ к всемирной паутине. В далеком 1989 году Тим Бернерс-Ли выложил начальству свое…

50-е и 60-е годы прошлого века стали просто прорывом в области моды. Границы стиля были настолько расширены и реформированы, что нередко вызывали не только непонимание, но и откровенное осуждением и неприятие определенной части общества. Вторая волна нововведений, так называемый феминистский суфражизм 60-х, освободила женщин от условностей моды, позволив им самим выбирать длину юбки, надевать туфли на шпильке и не стесняться показывать ноги (вспомните мини).

На самом деле туфли на высоком каблуке , шпильке, появились гораздо раньше 50-х годов прошлого века. Где-то в середине 16 века модная публика носила туфли на высоком остром каблуке, поразительно напоминавшем наши современные шпильки. Шпильками в моде (да и в народе) окрестили разновидность каблука высотой более восьми сантиметров и диаметром примерно в сантиметр. Несколько веков назад туфли на таком каблуке носили в Италии, Франции и Испании. Как правило, это были туфли высотой около двадцати сантиметров, не отличавшиеся особым комфортом и практичностью. Такая обувь, прежде всего, указывала на социальный статус человек, считалось, чем выше каблук, тем более высокое место он или она занимает в социальной иерархии.

Некоторые исторические источники утверждают, что идея туфель на высоком остром каблуке принадлежит никому иному, как Леонардо да Винчи. В некотором роде он был фут-фетишистом и именно этому славному ученому принадлежит выражение «человеческая стопа – шедевр инженерии и настоящее произведение искусства». Помимо деятельности да Винчи история располагает более поздними свидетельствами изобретения обуви на шпильке итальянскими мастерами.

Обувь 17-18 веков

При дворе Людовика XVI французские куртизанки снова ввели моду на обувь с высоким тонким каблуком. 18-й век – эра элегантности и роскоши, своими пышными нарядами знать лишний раз подчеркивала свое происхождение и богатство. Обувь на высоком каблуке в буквальном смысле возвышала вельмож и знатных дам над всеми остальными, позволяя им смотреть свысока на всех, кто был ниже статусом и не соответствовал их кругу.

Каблуки некоторых знатных дам достигли такой высоты, что им для поддержки равновесия требовалась трость или рука компаньонки. Вскоре мода на высокие каблуки перекинулась и на побережье туманного Альбиона, куда ее привез, вернувшийся из французского изгнания принц Чарльз. Во второй половине 18-го века многие английские мужчины начали носить туфли на высоком каблуке, и для них эта обувь также служила показателем их социального статуса и аристократического происхождения. Французская революция (1793-1794) практически свела на нет популярность такого вида обуви, даже самые богатые аристократы значительно снизили высоту каблука, а то и вовсе перешли на обувь на низком ходу.

До середины 19-го века обувь на высоком каблуке оставалась в некоем забвении. Викторианская эпоха славилась своими танцевальными вечерами, поэтому бальные туфли были более популярны, чем не очень практичная обувь на высоком каблуке. Модницы стали носить туфли без задника, с открытой пяткой и закрытым носом. Чуть позже такая разновидность обуви претерпела изменения, она стала закрывать лодыжку, что было очень уместно при типичной английской погоде. Затем появились мужские сапоги для верховой езды, и с изобретением лакированной кожи в 1790-х годах обувь из этого материала стала привычным делом и для дам.

Изобретение каблука-шпильки

Первые туфли, похожие на современные «шпильки», были замечены на французской певице Мистингетт в 1940-х годах, хотя нечто подобные носили и звезды 1920-30-х годов, в частности Джин Харлоу. Мистингетт – была иконой шоу-бизнеса и звездой парижской богемы тех времен, и ее стиль оказал существенное влияние на дизайн обуви. Она стала идеальной моделью для Андрэ Перуджиа, дизайнера обуви, которому приписывают изобретение туфель на шпильке.

Перуджиа, итальянец по происхождению, был сыном сапожника и модельера обуви. В шестнадцать лет юноша пришел к выводу, что стиль, в котором работает его отец, слишком старомоден, и решил придумать нечто новое в дизайне обуви. Он открыл свой первый магазин в Париже, именно ему принадлежит идея каблука с металлическим штифтом внутри. Такая конструкция придавала тонкому узкому каблуку устойчивость и необходимую поддержку. Не смотря на старания Перуджиа, больше внимания историки моды уделяют итальянскому дизайнеру обуви Роджеру Вивьеру, он также вставил штифт внутрь тонкого каблука-шпильки своих роскошных туфель. Обувь Вивьера отличалась вычурным и богатым дизайном, что, безусловно, привлекало знатную и богатую публику.

В 1930-х он начал сотрудничать с Эльзой Чипарелли, а затем начал работу с Кристианом Диором, его сотрудничество с Великим маэстро моды продолжалось более десяти лет. Диор считал, что скульптурный и высокий дизайн обуви Вивьера как нельзя лучше сочетается с одеждой из его коллекций. Вивьер не боялся экспериментов, его привлекал смелый яркий дизайн и оригинальные решения, однако, при всем эпатаже, ему удавались и изысканные элегантные модели, именно в его туфлях в 1953 году была коронована Елизавета II.

Именно Вивьер в 50-е годы ввел моду на остроносые туфли с тонким, как шпилька, каблуком, высота которого превышала восемь сантиметров. Новая волна дизайна, автором которой стал Диор, делала акцент на изящной ножке, тонкой щиколотке и аккуратных лодыжках, и обувь Вивьера пришлась как нельзя кстати. Впервые его обувь была включена в показ коллекции Диора в 1952 году.

Говоря о туфлях на шпильке, следует вспомнить еще одного выдающего итальянца из мира моды – Сальваторе Феррагамо. В молодые годы он владел собственным магазином обуви и создавал коллекции классических моделей обуви. Обладая тонким чутьем в области стиля и богатой фантазией, Феррагамо становится популярным стилистом ведущих звезд Голливуда и мирового кинематографа. В начале своей карьеры он работал как с мужчинами, так и с женщинами, в частности, его клинтами были Рудольф Валентино и Мэри Пикфорд.

В 1953 году Феррагамо выпускает коллекцию обуви, в которой не последнее место занимают женские туфли на высоком тонком каблуке-шпильке. Будучи уже известным стилистом, после этого он получает негласное прозвище «звёздного обувщика». Его «шпильки» носили Мэрилин Монро и Одри Хэпберн. В 60-70-х годах прошлого века «шпильки» стали одним из основных факторов, определяющих модные направления в дизайне обуви. Юбки и шорты становились все короче, а каблуки, соответственно, прибавляли в высоте. Модницы всех мастей были в восторге от «шпилек», особенно в 60-е, когда женщины стали буквально помешаны на откровенных нарядах.

Стоит признать, что туфли на шпильке - далеко не самая удобная и практичная обувь. Неестественное положение стопы приводит к повышенной нагрузке на кончики пальцев ног, передняя часть тела неестественным образом подается вперед, спина приобретает форму буквы S, а ягодицы слишком выдаются назад. С другой стороны высокий каблук создает визуальное впечатление более вытянутой и стройной фигуры, ноги становятся длиннее, хотя при этом нарушается осанка и походка. Девушки на шпильках, как правило, передвигаются мелкими осторожными шажками. Несмотря на все предостережения медиков, девушки продолжают восхищаться «шпильками», продолжают покупать и носить эти неудобные, но такие привлекательные туфли.

Столбик, клеш, танкетка, клиновидный, венский, ковбойский… Все это - о каблуке.

О гении, создавшем основу, поднимающую вас над окружающими, история умалчивает, как и о точной дате ее создания. Известно лишь, что сам термин, похоже, произошел от тюркского kabluk, а если копнуть еще глубже, то от арабского kab - «пятка». При этом высокую обувь на плоской подошве - котурны - носили все-таки греки, отсюда и осторожное предположение, что прадеды каблука - те самые деревянные «копытца».

Впрочем, каблуками котурны не стали. А их потомки перекочевали на залитые нечистотами улицы средневековой Европы. Последние напоминали калоши на платформе, носились поверх туфель и назывались сабо (хотя, например, в Италии у них было свое название: цокколи, чопины и пьянелле). Интересно, что их больше всего полюбили женщины, причем те, которые проживали в городе всех влюбленных - Венеции. Считалось, что такая обувь не только спасала от грязи, но и показывала уровень благородства и величия венецианских дам. Это «величие» было не таким уж великим - несколько сантиметров, но иногда достигало и 20.

В азиатских странах ни о каком благородстве не помышляли и носили подобную обувь - она называлась кабкаб - в бане, чтобы пятки не обжечь.

Каблук как таковой появился на Востоке - в Персии. В Средние века обувь с утолщением под пяткой была атрибутом наездников - устройство удерживало ногу в стремени.

В Европу каблуки пришли во времена правления французского короля Людовика XIV - период, когда каждый второй хотел быть охотником и виртуозным наездником. Сапоги на высоких каблуках считались не только признаком аристократического статуса, но и символом мужественности. Новинка пришлась по душе и военным, которые надевали обувь на каблуке для того, чтобы было удобнее передвигаться и на лошадях, и пешком.

Вслед за мужчинами на деревяшку с пяткой обратили внимание дамы. Так, в XVIII веке появилась знаменитая «голубиная лапа» - очень изогнутый каблук, который позволяет зрительно сократить длину стопы. Этот вид обуви оставался популярным не один десяток лет (его можно увидеть даже сегодня) - причем не только у женщин, но и у мужчин.

Каблук то выходил из моды, то вновь возвращался в нее с триумфом. Интересно, что в середине XIX века очередному витку его популярности способствовала порнография. Вернее, фотографии с порнографическим содержанием. Тогдашние фотографы снимали обнаженных женщин, которых при этом водружали на туфли с высоким каблуком. Это был фурор: каблук на обнаженной женской ножке стал для мужчин фетишем.

А потом появилась шпилька. Создателем «булавки для насаживания мужских сердец» считается итальянский модельер Сальваторе Феррагамо, который создал такой каблук в 1950-е годы специально для фильма «В джазе только девушки» и его главной героини в образе Мэрилин Монро. Так самая сексуальная женщина XX века и прожила свою яркую, но короткую жизнь - на «острие иглы».

У каждой женщины в гардеробе должно быть черное платье и хоть одна пара обуви на каблуке. Хоть это и не всегда удобная вещь, но каблук меняет образ модницы. Ведь разница между девушкой в балетках и дамочкой на шпильке существенная. Когда девушка становится на каблуки, как по взмаху волшебной палочки, у нее меняется осанка, походка и даже взгляд. Он становится пронзительно сексуальным и уверенным. Но кто бы мог подумать, что первые каблуки носили мужнины.

Немножко истории

У многих возникает вопрос, кто придумал каблуки и зачем? Ведь современный каблук не очень удобный и не всегда приносит пользу здоровью, а наоборот негативно влияет на кости ноги человека.

Прототипы каблука были еще далеко в древности. Его применяли для практических функций, а не для статности, как в наше время. Точной даты история не сохранила, но на вопрос о том, кто придумал каблук, можно ответить, отдав пальму первенства таким странам, как Греция и Египет.

В Египте обувь с каблуком носили землепашцы. Каблук на их обуви служил упором и помогал легче передвигаться по рыхлой земле. Нил часто разливался, и все вокруг покрывалось илом, а благодаря каблукам ходить было намного проще.

Что касается Греции, то актеры театра обувались в обувь на платформе. От высоты каблука зависело, какого титулованного персонажа играл актер. Можно гречанкам присвоить и первые шпильки. Они приделывали к сандалиям гвозди, чтобы на песке оставались тоненькие отверстия. Это служило своеобразным приглашением для мужчин.

Каблук в эпоху барокко

Со временем каблуки стали набирать популярность и в других странах, и применение их тоже было разное. Появилась эпоха моды барокко, и законодателями ее стали офицеры французской армии. Можно упомянуть именно военных, отвечая на вопрос о том, кто придумал высокий каблук. Такое оформление подошвы помогало при верховой езде. Высоким каблуком намного проще было закрепить ногу в стремени. Но в то время он представлял собой только утолщение платформы.

На этот аксессуар обратил внимание Людовик XIV, который был малого роста и благодаря обуви возвышал себя. В конце XVII века появились чулки, и пришли в моду на замену ботфортам и сапогам изящные башмачки. Первая женщина, которая обратила внимание на каблук - Екатерина Медичи. Она тут же заказала себе у итальянского сапожника туфельки на высоком каблуке. В них-то дамочка и появилась на свадьбе с графом Орлеанским и после этого в моду вошла женская обувь на каблуке. Так что на вопрос о том, кто придумал женский каблук, весьма сложно правильно ответить. Но важно понимать, что супруга графа Орлеанского немало способствовала распространению новой моды.

Исключительно женская мода

В XVIII каблук стал только женским аксессуаром, и уже забылось, кто придумал каблуки и для кого. Мужчины отказались от высокой платформы, и это стало только женской прерогативой. Форма каблука была настолько изогнута, что дамочки тех лет могли при ходьбе сломать себе шею. После Великой Французской революции один врач выступил с заявлением, что такая обувь негативно влияет на здоровье, и женщины переобулись в туфли-тапочки, похожие на современные балетки. Мода вернулась в середине XIX века, тогда и придуман был каблук в форме рюмочки, который популярен по сей день.

Современный каблук

XX век стал новым рывком в деформации обуви и каблука. Колодки все больше стали повторять естественную форму стопы, стельки стали более удобными, а каблук - эстетически красивым. Обувщики открыли для себя каучук, и обувь стала удобной и практичной. Этот век был щедр на новые модели. Тот, кто придумал каблуки, не мог даже подумать, что его детище станет таким популярным. Формы каблука в прошлом веке были и низкие, и высокие, и тонкие, и широкие. В 1936 сапожник Сальватор Феррагамо придумал танкетку, что произвело фурор в мире моды. Модницы очень полюбили такую обувь. Она удобна, красива, а барышни не устают при ходьбе.

Шпилька

А кто придумал туфли на каблуке-шпильке? Историки моды выдвигают сразу три версии. Первым делом упоминается все тот же сапожник После долгих экспериментов с платформой в 1953 году он предложил миру высокий тонкий каблук. Для прочной опоры за основу он взял стальной стержень. Это перевернуло мир моды и произвело огромное впечатление.

Второе имя, которое называют стилисты, отвечая на вопрос о том, кто придумал каблуки для женщин, а именно шпильку, - это Роже Вивьер. Он изготовил великолепной красоты босоножки на огромном по высоте каблуке. Вся обувь была усеяна рубинами. В этих босоножках Елизавета Британская прибыла на свою коронацию в 1953 году. Они так понравились Одри Хепберн и Марии Калласс, что они тут же заказали у мастера обувь такого же плана.

Третьим изобретателем считается Раймоне Массаро. Именно ему знаменитая Марлен Дитрих заказала концертную обувь на высоких каблуках, украшенную декоративными стразами. Так что сложно однозначно ответить, кто придумал каблуки-шпильки. Но главное - женщины полюбили их и всегда обувают прелестные туфли или босоножки на значимые мероприятия.