Что должно насторожить родителей. Признаки прорезывания зубов

К сожалению, простуда подстерегает даже малышей в возрасте до года. Заложенный нос, кашель, больное горло, высокая температура - чем помочь маленькому ребёнку, чтобы побыстрее снять эти симптомы? Какие средства разрешены к применению у детей в 9 месяцев? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Для всех родителей на время болезни детей существует три простых правила, выполняя которые они помогают организму малыша уверенно бороться с вирусом и поскорее выздороветь. Их следует соблюдать при высокой температуре, кашле, больном горле и насморк:

  1. Обильное тёплое питьё. Обеспечьте крохе усиленный питьевой режим: для этого подойдут вода, мамино молоко или тёплая смесь, а также компот.
  2. Прохладный и влажный воздух в комнате. Это правило особенно актуально при насморке и повышенной температуре. Почаще проветривайте помещение днём, а ночью поддерживайте комфортную температуру для сна. Влажность воздуха не менее важна. Кроме того, не кутайте ребёнка в тёплую одежду, думая, что так он быстрее выздоровеет. При высокой температуре это просто недопустимо.
  3. Не перекармливайте кроху. Если у него нет аппетита, не кормите насильно. Это перегружает печень, и болезнь может продлиться дольше. Как только малыш почувствует себя лучше, он обязательно наверстает упущенное в еде.

Как лечить кашель у ребенка в 9 месяцев

Кашель у детей до года сигнализирует родителям о том, что нужно обязательно вызвать врача. Так как иммунитет крохи пока ещё не сформировался до конца, любая инфекция, которая не была вылечена вовремя, может привести к осложнениям, вплоть до бронхита и воспаления лёгких.

Ребёнка должен обязательно прослушать врач, чтобы определить тип кашля и поставить диагноз. Только после этого можно будет сказать, что дать девятимесячному малышу от кашля.

В случае если кашель у ребёнка 9 месяцев сильный, чем лечить это заболевание? Лучше всего дождаться консультации врача. Если нет такой возможности, приобретите микстуру от кашля, предварительно выявив, сухой это кашель или влажный. Для малышей возможно применение сиропов «Амбробене», «Лазолван», «Амброксол» и некоторые других. Внимательно читайте инструкцию и не превышайте дозировку.

Чем вылечить сопли у ребенка в 9 месяцев

Когда ребёнку 9 месяцев, у него сильно заложен нос и его беспокоит насморк - это головная боль для всех членов семьи. Кроха беспокоен днём, не может спокойно спать ночью. Чтобы облегчить его состояние, нужно в первую очередь соблюдать три правила, указанные в первой главе. Кроме того, промывайте носик специальными каплями с морской солью или обычным физраствором. Чтобы удалить сопли, сначала смочите их каплями, а затем высосите с помощью аспиратора (например, «Отривин Бэйби») или детской клизмы. Однако не стоит часто пользоваться этими средствами, чтобы не увеличить отёк в носу.

Когда наблюдаются сильные сопли у ребёнка 9 месяцев, чем лечить насморк, решает педиатр. Обычно назначаются «Називин» или «Виброцил» по одной капле в каждую ноздрю. Старайтесь пользоваться ими только перед сном, не чаще 3 раз в сутки, так как они плохо влияют на слизистую носа, пересушивая её. Кроме того, на ночь поднимайте изголовье кровати ребёнка, так ему будет комфортнее спать во время насморка.

Как сбить температуру у 9-месячного малыша

Повышение температуры тела - это всегда правильная защитная реакция организма на вторжение чужеродного вируса или бактерии. Это значит, что организм борется сам и не нужно ему мешать.

Когда речь идёт о детях, многие родители даже при температуре 37 у ребёнка 9 месяцев поднимают тревогу. Хотя на самом деле до года это может быть нормой для крохи. В каком же случае нужно сбивать температуру и вызывать врача?

Жаропонижающее лекарство следует давать, когда у девятимесячного малыша высокая температура свыше 38, 5 градусов. В остальных случаях не спешите с медикаментами и не мешайте организму бороться. При этом надо вызвать врача и проанализировать возможные причины повышения температуры. Это могут быть болезни типа ОРВИ, отита, синдром прорезывания зубов или поствакцинальная реакция. Так, два последние варианта наиболее уместны, когда ребёнку 9 месяцев, а температура 38 держится без симптомов. При этом всё равно нужно проконсультироваться с лечащим врачом.

Если у 9-месячного малыша температура 39, как сбить температуру эффективно и быстро? Для этого вам понадобятся жаропонижающие на основе парацетамола или ибупрофена. Остальные средства (аспирин, анальгин и их содержащие) запрещены. В вашей аптечке всегда должны быть ректальные свечи и сиропы от температуры. Желательно, чтобы одно средство было на основе парацетамола, другое - ибупрофена. Так можно будет выявить более эффективное для вашего ребёнка, а также комбинировать их. Это могут быть сиропы «Нурофен», «Эффералган», «Панадол» и свечи «Цефекон-Д», «Эффералган» и другие. В крайнем случае, когда ничего нет под рукой, дайте малышу четверть таблетки Парацетамола, растворённой в воде. Повторять приём жаропонижающего можно не ранее 6 часов.

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает , причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

  • малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

  • в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. >>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя >>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается ?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Все предыдущие недели ваш малыш ерзал, дрыгал ножками-ручками и извивался. А сегодня он уже практически готов к тому, чтобы шагнуть вперед. Не в буквальном смысле, конечно (раньше 8-ми месяцев первых шагов ждать не нужно). Но вот подготовка к этому счастливому моменту в самом разгаре.

Если поставить карапуза на ножки (при вашей поддержке, естественно), то можно заметить, что ребенок уже гораздо сильнее, чем неделю назад, он уже опирается на них .

Итак, что умеет кроха на 9-й неделе, и что важно помнить маме в этот период?

Рост, вес, аппетит, сон, стул девятинедельного ребенка

  • Сон малыша
    Спим пока еще много — 17-18 часов в сутки. Спать непрерывно в течение ночи в этом возрасте сможет не каждый малыш, поэтому пока приходится только мечтать о «выспаться». Чтобы приблизить этот момент, следует правилам хорошего сна следовать уже с «пеленок».
  • Режим дня

    Для вашей девяимесячной крохи он должен выглядеть определенным образом

    1. 8-8.30 — пробуждение, необходимый утренний туалет и завтрак.
    2. До 9.30 — бодрствуем.
    3. 9.30-11.30 — спим на свежем воздухе.
    4. В 11.30 — кушаем.
    5. 11.30-12.30 — играем с мамой.
    6. 12.30-15.00 — снова спим на свежем воздухе.
    7. В 15.00 — кушаем.
    8. 16.00-16.30 — играем с мамой.
    9. 16.30-18.30 — спим на свежем воздухе.
    10. В 19.30 — ужин.
    11. 18.30-20.30 — снова спим.
    12. В 20.00 — купаемся.
    13. 20.30-8.00 — время ночного сна.
    14. В 22.00 — кушаем.
    15. В 1.30 — дополнительное кормление (при необходимости).
  • Вес на девятой неделе
    4900-5000 г, прибавка — около 200 г за прошедшую неделю.
  • Рост
    58-59 см, прибавка за неделю — менее 1 см.
  • Стул
    Норма для этого возраста — кашицеобразный, без комочков, с желтым оттенком и кисловатым запахом. Ненормальным считается твердый стул. Что касается вопроса «а сколько раз в день…», тут все индивидуально. Один малыш ходит после каждого кормления, другой — раз в 2 дня (что не является отклонением).
  • Кормление
    В этом возрасте кроха съедает 800-900 г/сутки (1 порция — около 130-150 г). Количество кормлений — 6-7 р/сутки. Средний интервал — около 3,5 часов.

Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в девять недель от рождения?

В первую очередь, на этой неделе ваша кроха характеризуется высокой активностью и непоседливостью (даже во сне). Спинка выгибается, ручки-ножки непроизвольно взлетают, ребенок начинает ощущать себя в этом мире.

Достижения девятинедельной крохи (что он может)

  1. В положении «на пузике» пытается поднять головку и держит ее около 15 секунд.
  2. Реагирует на яркие предметы.
  3. Поворачивает головку вслед за предметом или на звук.
  4. Переворачивается из положения «на боку» — на спинку или животик.
  5. Позволяет подтянуть себя в сидячее положение или в положение «стоя».
  6. Лежа на пузике, старается опереться руками о поверхность стола (дивана).
  7. Смотрит направо/налево, лежа на спинке.
  8. Постоянно строит «моськи» — мимика в этом возрасте самая фантастическая.
  9. Тянется к игрушке , которая лежит возле него.
  10. Бьет по игрушке (взять пока не получается).
  11. Если игрушку вложить крохе в кулачок, крепко сожмет ее и даже потрясет.
  12. Изучает свои ножки и ручки.
  13. С удовольствием наблюдает за мамой , которая в заботах и делах кружит по комнате.
  14. Наблюдает за телевизором — за сменяющимися картинками.
  15. Изучает играющих рядом детей , домашних питомцев, развевающиеся занавески, источники света.
  16. Если мама кушает рядом, смотрит на ее рот.
  17. Изучает мимику родных лиц, с удовольствием прислушивается к голосам, которые уже знает.
  18. Издает звуки , лопочет, воркует, поет гласные, сам себя слушает.
  19. Слушает песни , разговоры, голоса с улицы.
  20. Пытается привлечь звуками внимание мамы.
  21. Пытается перекатиться с живота на спину или обратно (будьте внимательны, не оставляйте кроху там, где малыш может упасть!).
  22. Лежа на пузике, отталкивается ножками от поверхности.

Правила ухода за малышом девяти недель: как справиться с возникающими проблемами?

Каким бы «неподвижным» ни казался вам ваш карапуз, категорически запрещено оставлять его одного на поверхности без бортов. Времена, когда вы могли оставить младенца на диване и убежать в ванную, прошли. Грудничку хватит нескольких секунд, чтобы перевернуться и скатиться на пол.

Поэтому с 9-й недели начинайте всерьез задумываться о безопасности ребенка и не оставляйте его одного!

Что еще нужно помнить на этой неделе?

  • Правила сна
    Приучайте карапуза спать правильно. Придумайте ритуал, который он запомнит, как хорошую традицию — купание, кормление, мамина колыбельная и ночной сон.
    Устраняйте все источники яркого света и звука на время ночного сна. Не играйте с крохой во время ночного кормления: покормили — и обратно в кроватку.

    Приучайте чадо засыпать самостоятельно, без укачиваний и долгих игр!

  • Головка малыша потеет
    Эта проблема встречается довольно часто. Причины — недостаток витамина Д, эндокринные проблемы или банальный перегрев.

    Обратите внимание, и, при необходимости, проконсультируйтесь у педиатра.


  • Они могут как покрывать всю макушку чада, так и присутствовать в качестве отдельных участков.
    Лечения эти корочки не требуют. Их осторожно и деликатно снимают детской мягкой щеткой после ванны и размягчения (например, вазелином).
  • Родничок
    Сроки закрытия родничков следующие: малый — к 2-м месяцам, большой — трех 3 до 24 месяцев.
    Более короткий или длинный срок закрытия проблемой не считается. А вот к доктору есть смысл обратиться, если родничок запавший (наблюдается при повышенной температуре, обезвоживании) либо выпирающий (внутричерепное давление).

    Самолечение недопустимо!

  • Боремся с запорами
    Все мамы проходят через детские запоры в этом юном возрасте деток. Если запоры не являются нормой и приносят дискомфорт крохе, значит, пора корректировать питание мамы, делать малышу массаж животика (прим. только по часовой стрелке ), выкладывать чадо на животик максимально часто, давать слабительные чаи (Плантекс, например).

    В крайнем случае, используйте газоотводную трубочку — часто достаточно ее ввести на 1,5 см, предварительно смазав кремом, и проблема решена.

  • Жидкий стул
    В этом возрасте стул сам по себе еще не отличается особой оформленностью (просто кашица). Поэтому важно отличать жидкий стул от нормального.

    В случае, если стул пенится, имеет примеси (комочки, кровь, слизь), меняет цвет на зеленый и отличается неприятным запахом, обращайтесь к врачу!


    В остальных случаях переживать нет причины.
    На заметку мамам: стул искусственника более жидкий, темный и специфически пахнущий — это норма. Но вот комочки в стуле должны стать поводом для пересмотра выбора смеси.
  • Дефицит витамина Д
    Первые признаки рахита у многих крох проявляются как раз в этом возрасте (потливость, лысеющий затылок, увеличение числа мочеиспусканий, возбудимость).

    Будьте внимательны и своевременно консультируйтесь у педиатра!

  • Отказываемся от пеленок Самое время — сменить их на ползунки, если вы этого еще не сделали.

Не укутывайте свое чадо. Ведь даже при комнатной температуре в 21-22 градуса посреди зимы достаточно одних ползунков (шерстяные носки ни к чему). При укутываниях малыш начинает потеть, перегревается и после легко простужается от обычного сквозняка.

Лучшие игры для развития малыша в девять недель

Ваше чадо сейчас развивается стремительными темпами.

Как играть с девятинедельным ребенком, и что необходимо для его развития в этом возрасте?

  1. Смена впечатлений
    Сейчас для развития вашему малышу нужна смена впечатлений. От однообразия он быстро устает и теряет интерес даже к самым ярким игрушкам. Дайте ему разнообразие: новые игрушки и картинки, новые запахи, предметы, звуки.

    И не забудьте, что малыш еще не способен рассмотреть предмет в отдалении от себя. Потому не поленитесь лишний раз поднести игрушки ближе, чтобы кроха могла их рассмотреть.


    Если игрушки висят на «карусельке» или над кроваткой, регулярно меняйте их.
    Передвигаясь по квартире, носите младенца с собой в люльке или коляске. Пусть он «путешествует» и набирается новых впечатлений.
  2. Открываем ножки и ручки
    Сейчас самое время — помочь крохе их заметить, ощупать, почувствовать. Не сковывайте чадо пеленками, а оставьте ему возможность чувствовать свои пяточки и ладошки.
  3. Учимся хватать игрушку
    Пока еще кроха не может схватить игрушку самостоятельно, и мамина задача — помочь освоить эту науку. Чаще вкладывайте в ладошку младенцу погремушки, колечки и другие игрушки (желательно, разных размеров, цветов и фактуры), пусть учится «держать».
    Вешайте игрушки перед малышом (в пределах досягаемости), чтобы у него был стимул тянуться к ним, тем самым тренируя свои мышцы (только позаботьтесь о безопасности — никаких лишних деталей и длинных веревочек).
  4. Развиваем слух
    Постоянно разговаривайте с крохой. Развивайте его слух не только с помощью колыбельных, песенок-потешек и комментирования каждого своего действия. Включайте чаду пение птиц, классическую музыку, звуки леса и океана и пр.
    Если карапуз пытается привлечь вас воркованием или другими звуками, обязательно реагируйте. Он должен знать, что вы его слышите.
  5. Учимся подтягиваться
    Эту игру любят все малыши. Из положения «полулежа» — в положение «сидя», из положения «сидя» — к положению «стоя». Пока еще управлять своим телом крохе тяжело, но упорные тренировки обязательно принесут результат.
  6. Массаж
    Не обязательно нанимать массажиста. Массаж нужен теплый, легкий и нежный, и лучше мамиными ладонями, с помощью шариков или гладких палочек.
  7. Тактильные ощущения
    Будет полезно также выкладывать грудничка на поверхности с разными текстурами — гладкую клеенку, фланелевую пеленку, шерстяное покрывало и пр. Чем больше тактильных новых ощущений, тем лучше.
  8. Изучаем мимику
    Малыш в 9 недель особенно тщательно изучает мамино лицо и его изменения. Чаще наклоняйтесь к крохе, пусть изучает ваше лицо.
    А общаясь с ребенком, четко и медленно проговаривайте фразы — с разной интонацией, в разной громкости.
  9. Игры
    На все игры — не более 25 минут. После малыш начинает утомляться.
    Игры выбирайте традиционные: например, «сороку-ворону», которая варила кашку.
    Периодически доставайте колокольчик и звоните им из разных мест, пусть малыш ищет, откуда идет звук.

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет.

Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают,подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Психическое развитие

Ребенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее.

Мелкая моторика и игра. Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами – захват «пинцетом». (Вспомним, что ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев.) Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты (рис. 28). Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами «7 месяцев» и «8 месяцев» малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8‑10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью.

Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Купить игрушки. Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т. е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2‑3‑4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9‑12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи. Если вы обучили ребенка (см. этап «8 месяцев»), то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек‑ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два‑три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по‑настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов – машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т. д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных» (см. этап «8 месяцев»), то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав‑ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав‑ав», – а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му‑у».

Речевое развитие

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма‑ма», «ба‑ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра‑упражнение

    Когда ребенок говорит «ба‑ба‑ба» или «па‑па», то, повторяя за ним «ба‑ба» или «па‑па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т. д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. этап «7 месяцев») и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма‑ма», «ба‑ба», «па‑па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания – ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание! Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_9_mesjacev.txt · Последние изменения: 2012/11/14 11:24 (внешнее изменение)