Игры в песочнице для детей. Песочный город от Натальи Кочетовой. Картины на песке

Зачем ребенку играть с песком?

В летнюю пору в песочнице или на пляже – все дети любят играть с песком. Самые маленькие – делают формочки… и ломают их, а более «опытные пескоманы» - могут часами строить вполне внушительные сооружения.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники – как песочная психотерапия, это значит – что «общение» с песком полезно не только детям – но и взрослым.

Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка, и вот он уже сам добавляет в сухой песок воду и делает массу, пригодную для строительства.

Ребенок от года до трех лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Рассмотрим основные этапы становления у ребенка игры с песком:

Ребенок ваяет и рушит…

«Ах! какой замечательный пирог у нас получился!» Удар, еще удар и от построенного с любовью пирога остались одни руины… Вы в замешательстве, а малыш заливается-смеется, и, - О! Ужас! - направляется к творениям других детей, намереваясь повторить свой опыт…

Остановите ребенка, чтобы не расстраивать других «строителей», но ругать и читать нотации ему не стоит. Почему? Вы не выиграете в этих случаях: такое «неадекватное» поведение – вполне нормально, и даже соотвествует задачам развития в этом возрасте. Сейчас ребенок не только пытается самоутвердиться (наконец выйти из пассивной роли малыша, которого постоянно контролируют взрослые), но и самостоятельно, на практике познать, установить контроль над реальностью, постичь законы Бытия: созидание и разрушение.

Почему это происходит: «Противоправные действия» вызывают бурные эмоции у окружающих – к личности малыша проявляется недюжинное внимание - и так он всего лишь пытается установить социальные связи с другими детьми! Он пока не может делать это по-другому, он еще не умеет играть ВМЕСТЕ с другими детьми, поэтому ему не остается ничего другого, как играть ПРОТИВ них. Отрицая и разрушая – он чувствует себя автономным и самостоятельным! Ведь он умеет это делать очень хорошо!

Так что же делать, если ребенок стремится крушить песочные постройки других детей?

Отвести ребенка от песочницы и занять его другим делом. Не нужно так делать только потому, что это, скорее всего, произойдет против желания малыша, ему так или иначе – нужно получать опыты в работе с песком и общаться со сверстниками.

Присоединитесь к играм Вашего крохи с песком! Станьте ребенку партнером: стройте и ломайте вместе – радуясь и тому и другому! Попутно обязательно объясните малышу – что ломать можно только то – что построил сам, а также по специальному разрешению других «собственников» песочных построек.
Этих разговоров не избежать: Вам следует быть тверже и постоянно напоминать ребенку об этих правилах игры: научите его уважать чужой труд так же, как его собственный. Вряд ли ему будет по душе – если кто-то сломает его куличик.

Игры с песком продолжаются - ребенок чувствует себя умелым…

Игрушки для игр с песком:

В песке ребенку лучше всего играть, используя игрушки для песка – песочные наборы: формочки, ведерки, лопатки, грабли , и даже небольшую тачку или (и) машинку-грузовик – перевозить песок с места на место. Хороши также песочные мельницы (см. рисунок справа): те самые, в которые сверху засыпается сухой песок, и, падая вниз – вращает игрушечные лопасти. Это самые настоящие динамические игрушки – со всеми их полезными для развития малыша свойствами!


Игры с песком:

Малышам от года-полутора – трудно справиться с увесистым ведерком песка – поэтому, лучше всего для строительных работ подойдут небольшие формочки, хорошо помещающиеся в руку.

Покажите, как их наполнять и переворачивать – чтобы делать красивые фигурки из песка.

Фигурки рассыпаются? Ничего страшного – главное – кроха сделал их сам, а с опытом придет и умение делать их более прочными и аккуратными. А пока – он будет повторять вновь и вновь эти действия, пока не отточит свое мастерство.

Увлекательная игра с песком - для малышей - пряталки . Кроха с радостью будет прятать в песке свои игрушки, чтобы Вы их находили, и наоборот - с удовольствием искать и находить то, что закопали вы.

Детки постарше (2-3 года) могут вполне делать большие торты и замки – с помощью игрушечных ведерок. Их можно украшать: выкладывая из камушков мозаику, листиками и цветами, равномерно присыпать сверху «сахарной пудрой» - сухим песком. Добавить воды – и в ведерке замесилось тесто, из которого можно делать «пирожки», или варить «кашу». Выкладывая такое тесто (консистенции сметаны) на бортик песочницы и позволяя ему подсохнуть – получаются «зефирки» замысловатых форм.

А может, с помощью камешков, скорлупок, палочек и веточек, ребенку интересно будет создать мозаечный узор на песке или, не без Вашего участия - построить целый "природный ландшафт" с деревьями, горами и каменными тропинками.

Песочные игры вполне можно организовать и дома. Пусть летом этого ребенку и на улице хватает, но на зиму самое время запастись песком.
Импровизированную песочницу легко устроить с помощью тазика или пластикового ящика, в который насыпается просеянный, промытый и прокаленный в духовке песок.

Игры на прогулке - волнующая и зачастую сложная тема для мам. Ведь малыш не всегда играет сам, особенно если его возраст еще не достиг 3 лет. И тут на помощь приходит песочница с огромным количеством интересных затей.

Если Вы идете гулять и планируете песочные игры, то вот небольшой список того, что может пригодиться:

  • 2-3 ведерка разного размера;
  • несколько совочков;
  • 3-5 формочек, это могут быть ягодки, машинки или зверюшки;
  • пластмассовая посудка (несколько предметов);
  • маленькие персонажи из лего или киндер-сюрприза;
  • пластиковая бутылка.

Из всего этого "клада" можно придумать массу интересного. Делимся с Вами чудесными идеями игр в песочнице. Эти игры были предложены и опробованы играющими мамами.


1. Зеленая роща от Светланы Жуковой

В такую игру можно поиграть без единой игрушки. Просто соберите упавшие веточки в округе и получится чудесная роща. Обязательно обсудите с малышом, какие это будут деревья, какие плоды на них вырастут, это поможет пополнить словарный запас малыша.

“Сегодня мы не взяли с собой на прогулку ни совочков, ни самосвалов. Поэтому я была уверена, что песочница Славика не заинтересует. Однако я ошиблась. Славик собрал все упавшие с деревьев веточки и посадил в песочнице настоящий сад! Здесь были и дубы, и березы, и яблони. Договорились прийти к песочнице вечером, посмотреть подросли ли деревья”.

2. Секретики от Ольги Переверзевой

Возьмите с собой небольшой пластиковый контейнер или крышку от него. Пока малыш чем-нибудь занят, можно легко устроить “секретик” в песке, положив туда лепестки, листочки и другие красивости. А потом отправляйтесь вместе с малышом на поиски клада.

3. Песочный город от Натальи Кочетовой

“Построили песочный город с домами, в каждом доме живут разные жители - грибочки, ягодки, звёздочки. Попутно играем в правила дорожного движения. Песочные машинки двигаются по дороге вместе с настоящими, и, конечно, деревья посадили.”

4. Гости в песочнице от Светланы Жуковой

Отличным подспорьем станет игра О.Н.Тепляковой “Гости в песочнице”. Здесь в ненавязчивой игровой форме малыш научится считать гостей и сопоставлять с количеством пирожков, строить диалог, быть вежливым и обходительным. Прихватите из дома несколько небольших зверюшек и формочки для песка, тогда чаепитие будет замечательным!

“В гости позвали яркие резиновые игрушки. Леночка была в восторге от игры! Сделала пирожки всем "гостям", а также добавку: маме, папе, бабушке, дедушке, братикам и себе - Леночке! Получилось очень весело!”

5. Большая стройка от Екатерины Кузьминой

Ваш ребенок любит транспорт? Ну что же, возьмите с собой всевозможные трактора и самосвалы и устройте интересное приключение. Фантазируйте с малышом, рассуждайте о том, что будете строить и как, какая техника понадобится и для чего. Ведь все это очень увлекательно для ребенка.

6. Веселое развлечение от Анны Куликовой

Если на дворе лето, Вы на даче или вблизи водоема, тогда отличным развлечением станет закапывание ножек и ручек малыша. Так и части тела можно повторить и здорово повеселиться.

7. Волшебные картинки от Ольги Янушкевич

Теперь нам совершенно ясно, что крышки от пластиковых бутылок любого размера выбрасывать нельзя ни в коем случае! Ведь из них могут получиться чудесные персонажи. Такое занятие надолго увлечет малыша, поможет развить мелкую моторику, да еще и повторить цвета.

8. Ежики от Марины Сараевой

Легко в песочнице создать добрых друзей: ежики, зайчики, котики. Усы и лапы можно запросто делать из веточек, уши из листочков, глазки из камушков. Так самый обычный песок оживает в глазах ребенка, придумываются новые истории и домой идти совсем не хочется!


9. Сказки в песочнице от Баженовой Даренки и Марии Костиной

Почему бы не разыграть в песочнице настоящие сказки? Это могут быть “Три поросенка”, “Курочка ряба” или “Теремок”, а может даже “Муха-Цокотуха” с настоящим самоваром? Только заранее подумайте, какой реквизит Вам для этого понадобится, прихватите также несколько карточек со словами, ведь так здорово поиграть с ними прямо на улице.

“Разыграли муху-цокотуху. Игру навеял самоварчик из моего детства, а из песка пекли пирожки для гостей.”

10. Песок и буквы

Если ребенок постарше, предложите ему искать камешки и ими выкладывать буквы, лепить буквы из песка, забавно превращая при этом одну в другую, можно писать или рисовать палочкой или пальцами. Можно искать в песке спрятанные пластмассовые буковки и делать из них слова.

Играть в такие игры можно не только на улице, но и дома, организовав домашнюю песочницу. Можно купить мелкий песок в строительном магазине или сделать лунный песок из крахмала (в интернете много рецептов). А еще очень привлекает малышей столь популярный кинетический песок. Можно принести с улицы камни, вымыть их и играть дома, когда погода подводит. Сделайте небольшую песочницу в любом пластиковом контейнере или большой коробке от обуви - и малыш сможет играть и фантазировать круглый год.

Только помните, что разрушение - одна из форм игры в песок. Поэтому, если ребенок рушит все построенные куличи - не расстраивайтесь и ни в коем случае не наказывайте его. Просто предложите другой вариант игры, исходя из интересов малыша.

Еще больше идей для игр Вы найдете на нашем сайте: читайте полезные статьи, играйте в бесплатные игры и радуйте малышей хорошим настроением! Для доступа ко всем материалам просто зарегистрируйтесь

Вот и пришла весна. Еще только-только начинается весенняя капель, еще не окончательно ушли зимние морозы, но веселое яркое солнышко с каждым днем все больше согревает нашу землю. Не успеешь оглянуться — побегут ручейки, зазеленеет трава, радостным пением птиц наполнится воздух. Вот и для игр в песочнице подошла пора. Так что готовим ведерки и лопатки – встретим весну во всеоружии!

Кроме традиционного ведерка и совочка, ребенку еще понадобятся грабельки, различные формочки, легкомоющиеся игрушки (например, резиновые). Игрушечные машинки – тоже важный «инвентарь» для песочницы, причем с ними с удовольствием играют и мальчики, и девочки.

Во что можно поиграть с ребенком в песочнице? Песочные куличики (пасочки) – неисчерпаемо интересный, но далеко не единственный способ развлечься с песком. Например, те же куличики могут «превратиться» в «волшебный» замок, в клумбу или даже в целый «город». Из песка ребенок может построить норку для своей игрушки или гараж для машинки. Совместно дети могут построить целую сеть дорог, ездить друг к другу «в гости».

Песок и вода – это уйма различных игр. Можно строить запруды и плотины, мосты. Можно устроить «кашу-малашу», болото для машинки. С помощью воды даже сухой песок подходит для строительства замков, которые, к тому же, можно окружить водяным рвом.

Детям до 3 лет будет интересно в песочнице оставлять разные «волшебные» следы: вот пробежал зайчик или мышка, вот прошел большой медведь. Можно дополнить следы камешками, прутиками, листиками – получатся веселые рыбки, птички и т.д.

Пару слов о правилах. В песочнице ребенок приоретает свой первый опыт общения со сверстниками. Кто-то может захотеть потрогать его лопатку или ведерко, кто-то из малышей может разрушить любовно созданный куличик, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать.

Обязательно следует захватить детские влажные салфетки (без спирта), чистый носовичок, небольшую бутылочку воды на случай экстренного промывания глаз или рук ребенка. Лучше также взять побольше игрушек, рассказать ребенку, что с другими детьми можно делиться, учить его просить разрешения, если хочется взять поиграться чужой игрушкой, и учить благодарить.

Начинать игры в песочнице можно вместе с малышом, показывая ему варианты взаимодействия с песком. Постепенно можно будет оставить ребенка в песочнице одного, присматривая за ним с соседней скамеечки.

Какую песочницу лучше выбрать? С одной стороны, очевидно, что нужна чистая песочница без мусора и экскрементов животных. А с другой – где же ее такую найти? В наше время очень многие детские площадки просто-напросто не оборудованы песочницей. Бывает, жильцы двора сообща закупают песок и высыпают его горкой на ближайшем пятачке земли. Однако такую кучу очень быстро размывают дожди, а некоторые жильцы выгуливают в этот песок своих домашних животных.

Неплохой вариант – собственная песочница на даче . Не составляет труда сколотить четыре доски и насыпать в получившееся сооружение чистого песка. Дно песочницы можно предварительно застелить полиэтиленом или листом фанеры. На ночь можно накрывать песочницу для предотвращения ее загрязнения различными животными.

С наступлением тепла излюбленным местом для игр на детской площадке у малышей становится обычная песочница. Часто мамы просто наблюдают, как их карапузы упоенно копошатся в песке, и даже не подозревают, какую пользу ребенку могут принести незамысловатые песочные игры.

Чем полезна "песочная терапия"?

Благодаря своей сыпучей текстуре и свойствам песок очень интересен детям. Эти игры не просто увлекательны для малышей, они оказывают большое влияние на общее развитие ребенка:
  • Тактильные ощущения от взаимодействия с песком всегда приятны для детей. Перебирая песок пальчиками, малыш развивает тем самым мелкую моторику рук, что напрямую влияет на его интеллектуальное развитие. Для самых маленьких подобная пальчиковая гимнастика очень полезна для развития их речевых способностей.
  • Развитие воображения и творческих способностей проявляется через увлекательное строительство башенок и замков из песка. Даже простые куличики, которые лепят самые маленькие карапузы, помогут малышам научиться фантазировать, проявлять усидчивость и терпение.

Что нужно взять с собой в песочницу

В стандартный входит ведерко, совочек, грабли, сито и формочки. Все элементы обычно выполнены из прочного пластика, а их яркая расцветка и дизайн очень привлекательны для малышей. Можно прихватить с собой заодно и детскую лейку – игры с песком и водой очень полезны для развития ребенка. Приобретать необходимо только качественные игрушки без острых краев.

Чем старше становится ребенок, тем меньше его будут привлекать обычные формочки. Мальчишкам можно захватить с собой любимые , а девочкам – пластмассовую посуду, где они смогут готовить "кашу" для кукол. Очень интересна детям будет , через лопасти которой очень эффектно "стекает" песок.

Для зимнего времени года, когда нет возможности выбраться в песочницу на детской площадке, можно приобрести малышу для игр дома. Он представляет собой пластичную пористую массу, которая не грязнит руки. Этот материал обладает удивительными свойствами отлично держать заданную форму, но при нажатии легко рассыпаться рыхлой и "пушистой" массой. Кинетический песок бывает разных цветов, смешивая которые, ребенок может слепить удивительные радужные поделки.

Увлекательные игры для песочницы

Если малышам надоело просто лепить "пирожки" и строить башенки, значит, настало самое время для новых увлекательных игр.

    Попросите малыша оставить на мокром песке отпечатки своих ладошек или босых ножек, а потом дорисовать их обычной палочкой.

    Чтобы дети почувствовали себя настоящими искателями сокровищ, спрячьте в песке небольшой "клад". Им может стать небольшая ракушка или игрушка от "Киндер-сюрприза".

    Если есть формочки с изображениями животных, то можно полученные фигурки украсить любыми материалами, оказавшимися под рукой.

    Если песок чуть влажный, он отлично подойдет для рисования общей на всех картины. Каждому малышу нужно отвести отдельное место, где он будет рисовать все, что пожелает.

    В песочнице можно почувствовать себя настоящим кондитером и слепить не просто пирожок, а почти настоящий торт. Детям понравится украшать его разноцветными камушками, листиками, различными веточками, а потом "кормить" лакомством своих родителей.

Играя в увлекательные игры с песком, ребенок освобождается от негативных эмоций и страхов, заряжается энергией самой природы, учится созиданию и самовыражению.

Песочница и самостоятельность

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Если задуматься, то каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Кроха осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием разных игрушек или подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

* Избегайте чрезмерного контроля. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом все-таки стоит дать ему больше свободы и постараться уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Да, скорее всего, песок просыплется мимо формочки, а на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но даже такой результат – это опыт, который работает на обретение ребенком самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

* Не ставьте сверхсложных задач. Не стоит предлагать годовалому крохе построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью). С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

Песочница и навыки общения

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей и т.п.

*Подавайте пример. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою. Все эти ситуации нам, взрослым, кажутся очевидными, но для ребенка это совсем не так. Именно поэтому их нужно проговаривать вновь и вновь.

* Наблюдайте. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: то есть уже дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

*Будьте предусмотрительны. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас какое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку, потому что это уже потенциально конфликтная ситуация. Придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Не поленитесь взять с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если игрушки, которые вы берете с собой на прогулку, предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

Для деток, которые не ходят в детский сад или не посещают групповые занятия, не имеют братьев и сестер, песочница может стать, пожалуй, единственным местом, где они смогут приобрести опыт коммуникации с другими детьми и научиться общаться.

Песочница и интеллектуальное развитие

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

*Захватите на прогулку бутылочку воды. Поливайте отдельные участки песочницы и смотрите, что получается. Обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Сравнивайте, какие куличики получаются из сухого и мокрого песка. Дайте малышу возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом – можно поиграть в знакомую всем игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев. Откапывать лучше руками, а не совочком, потому что в этом случае идет не только развитие мелкой моторики, но и обогащение сенсорных впечатлений ребенка.

*Проводите опыты по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Проведите интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное, насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Скорее всего, он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в «полное» шишек ведерко еще много-много песка.

* Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – поиск в песке сокровищ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

*Песок дает прекрасные возможности для обучения счету и математике: можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать куличики по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек-веточка-шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

Песочница и творческие способности

Прежде всего, это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию творческих способностей крохи. Можно заниматься лэнд-артом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Полезно и конструирование из песка – создание самых разных построек и всего, что только придет в голову вам и ребенку. Важно только познакомить кроху с самой технологией: что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра – а дальше можно предоставить ему свободу действий. Пусть он проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж? Эти построенные из песка и подручных материалов сказочные миры дают широкое поле для организации сюжетно-ролевой игры. Маме лишь стоит предложить ребенку придумать историю о построенном им песочном городе или разыграть историю с использованием игрушек, палочек, цветочков. В процессе такой игры важно стимулировать малыша проговаривать слова и фразы о том, что он построил в песочнице, тем самым способствуя развитию речи и воображения.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.

Что делать, если…

Вы только начали осваивать пространство песочницы, а уже слышите требовательное «Мое!» или заливистый детский плач. Итак, что делать, когда ваш ребенок…

1. … забирает игрушки у других детей. Не паникуйте и не кричите. Этим вы покажете пример неконструктивного поведения в конфликтной ситуации, и в лучшем случае малыш просто от испуга выронит игрушку. Кроха до 3–4 лет еще не способен понять чувства другого ребенка, и даже ваши объяснения не решат проблему. Понаблюдайте. Если хозяин игрушки активно не протестует, не стоит и вмешиваться. Но если конфликт набирает обороты, отвлеките свое чадо другой игрушкой или сменой деятельности и незаметно отведите в сторонку. Эта рекомендация актуальна и в том случае, если у вас не получается организовать справедливый обмен игрушками.

2. … бросается песком. Практически бесполезно объяснять, что это плохо. Кроха играет, ему весело и интересно, он увлечен процессом. Но в таких ситуациях нужно действовать без промедления, потому что ваш ребенок создает угрозу безопасности для других детей. Лучше всего сказать, что игру придется прекратить, а поиграть в нее будет можно, только когда другие детки уйдут. Если малыш не внимает вашим словам, попробуйте отвлечь его или увести на другую площадку.

3. … стал жертвой (кто-то сломал его куличики, отобрал игрушки и т.п.). Сохраняйте спокойствие и оцените реакцию ребенка. Если слезы наворачиваются на глаза, а губки собрались в складочку, стоит поспешить на помощь и взять ситуацию в свои руки. Например, подойти вместе к обидчику и спокойно попросить его вернуть игрушку. Если «захватчик» ни в какую не хочет ее отдавать и не согласен поменяться, можно призвать на помощь его родителей. Когда ситуация не такая критическая, и реакция крохи на несправедливость спокойная, то и вам не следует фиксировать на случившемся внимание. Возможно, он даже не осознал, что кто-то его обидел. Может быть, это была часть его замысла: вот сейчас эти куличики сломают слоны – и тут действительно кто-то подбежал и сломал. Ребенок спокойно продолжает игру, так как случившееся логически хорошо встроилось в его сценарий игры.

4. … не хочет делиться. Когда кроха не хочет делиться, первая реакция почти любой мамы – сказать примерно следующее: «Пусть Петя поиграет, он же потом отдаст». Получается, что мы принуждаем ребенка делиться, хотя он настойчиво и вполне однозначно заявил о своем нежелании это делать. Спросите себя, действительно ли вы считаете, что ребенок должен делиться всегда, везде и всем. Если вы сами придерживаетесь такой концепции и следуете ей по жизни (например, даете свой мобильный телефон позвонить каждому, кто попросит), тогда подавайте пример малышу и прививайте ему эту стратегию поведения. Но если вы так не делаете, и у вас тоже есть любимые вещи, постарайтесь встать на позицию вашего драгоценного чада. Не хочет сейчас делиться? Не нужно принуждать. Можете так и объяснить другому ребенку: этот грузовик – любимая игрушка вашего сына или дочки, и сейчас он хочет поиграть именно с ней. Предложите замену – что-то другое из ваших игрушек – если есть такая возможность. Попробуйте переключить внимание чужого малыша на другой объект, не усиливая конфликтную составляющую ситуации. И всегда оставайтесь на стороне вашего крохи – он это обязательно почувствует.