Параметры тон насыщенность яркость. Теория цвета - основные характеристики цвета

Цветовой тон

То, что в профессиональном лексиконе художников обозначается словом «цвет», в научном цветоведении определяется термином «цветовой тон».

Цветовой тон - качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, голубым, зеленым; особенность цвета отличаться от других цветов спектра. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие названия цветов произошли от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, шоколадный, вишневый, что указывает на неразрывную связь цвета с предметным миром. Термины «светлота» и «цветовой тон» тесно связаны по своему содержанию с понятиями «свет» и «цвет». В натуре цветовой тон и светлота выступают неразделимо. И их разделение есть одна из условностей изобразительного искусства, зависящая от творческой установки художника, типа его видения, используемых им материала и техники. Однако между понятиями «светлота» и «цветовой тон» нельзя провести абсолютного разграничения и теоретически. Если, например, мы берем синюю краску, в различной степени разбавленную белилами, то имеем светлотные градации или изменения ее по светлоте. То же самое будет и со всякой другой краской, но если мы возьмем одну из светлотных градаций синей и одну из светлых градаций красной. То должны будем иметь розовую и голубую краски. «Живопись есть передача тоном (т.е. светосилой цвета), плюс цвет, видимого материала» -- говорил Н. П. Крымов. Это еще раз свидетельствует о том, что всякое красочное пятно заключает в себе цвет, характеризующийся тремя связанными между собой показателями - «светлота», «цветовой тон», «насыщенность». И при изменении краски по светлоте происходит у одних красок меньше, у других - больше изменение по цветовому тону.

Насыщенность

Насыщенность - сила цвета - степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета; степень приближения к чистому спектральному цвету или процентное содержание цвета в данном оттенке. Чем ближе цвет приближается к спектральному, чем сильнее его отличие от серого цвета, тем он насыщеннее. Розовый, светло-желтый, светло-голубой или темно-коричневый являются малонасыщенными цветами. В практике малонасыщенные цвета получают путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От примеси белил цвет светлеет, от черной краски - темнеет. Потемнение или посветление цвета всегда понижает его насыщенность. Насыщенность зависит и от цветового тона. Желтый цвет всегда насыщеннее красного, красный - синего.

В цветоведении часто измеряют не насыщенность, воспринимаемую визуально, а так называемую чистоту, или колориметрическую насыщенность цвета, которая определяется отношением яркости спектральной составляющей к общей яркости цвета. Чистота цвета - относительная величина и обычно выражается в процентах. Чистота спектральных цветов принимается за единицу, или за 100 процентов, а чистота ахроматических цветов равна нулю. Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количественно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определяющих цвет величин влечет за собой изменение цвета. Метод определения цвета по трем перечисленным характеристикам, удобный тем, что цвет можно определить количественно, успешно применяется в различных областях науки и техники, в том числе в полиграфии, текстильном производстве, цветном телевидении и т.д., где для измерения цвета применяют специальные приборы - спектрофотометры и колориметры различных систем. Все методы определения цвета в колориметрии основаны на сравнении цветов, которые лежат в одной плоскости и находятся в одинаковых условиях освещения. В живописи при работе с натуры художник должен анализировать и сравнивать цвета, присущие сложным по форме объемным объектам или предметам, которые, как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета и которые расположены на нескольких, иногда достаточно удаленных друг от друга планах и, следовательно, и различных условиях освещения.

Цветовой круг

Цвета спектра - красный, желтый, синий - называют основными цветами. Их нельзя получить смешением других цветов. Если смешать два крайних цвета спектра - красный и фиолетовый, то получится новый промежуточный цвет - пурпурный. В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: это желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Замкнув эту полоску в кольцо, можно получить цветовой круг с той же последовательностью цветов, как в спектре. Если в цветовом круге из восьми цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево-желтый и желто-оранжевый и т.д. Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, но не более 150, т.к. большего количества глаз не различает.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, а в другую - голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые - холодными. Отнесение цветов к теплым или холодным основано на том, что красные, оранжевые и желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, раскаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Чистый зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть теплым, если в нем будут заметны желтоватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки.

В данной заметке я хотел рассмотреть зеленый оттенок изображения и «цветовую яркость», как методы, с помощью которых производители проекторов создают то, что мы называем самым ярким режимом проектора, например «Макс. Яркость» или «Динамический».

Предположим, я хоббит, и у меня в норке стоит домашний проектор. Как объяснить мне, что яркость может иметь значение? Ведь «мне хватает». Все просто - нужно на моем 111-м дне рождения склонить меня к показу слайдов под открытым небом...

Естественно, все проекторы для школ, сцен, больших помещений и пр. участвуют в гонке за яркость. Никакая точность цветопередачи не поможет, если вы не можете обеспечить адекватную яркость. Да и откуда взяться точности, если комнатный свет уже размывает цвета, не только снижая контрастность, но и меняя, собственно, оттенок цветов в сторону более бледного.

В связи с этим и сложилась традиция иметь несколько режимов цветопередачи. В самом ярком режиме проектор выдает все люмены, на какие способен, снижая точность цветопередачи. В самом точном режиме точность цветопередачи наилучшая, яркость – наименьшая. Ну и еще один режим должен быть где-то посередине между этими двумя - компромиссный.

Основные виды искажений цветопередачи в самом ярком режиме – это:

  • Низкая цветовая яркость
  • Сильный зеленый оттенок
  • Срезанные плавные переходы у цветов выше 80% IRE
  • Сильная неточность отдельных цветов по оттенку и насыщенности

Наиболее очевидны первые две проблемы, о которых и поговорим, причем в обоих случаях речь идет просто о том, в какой степени производитель был готов пожертвовать цветопередачей ради максимальной яркости. То есть, мы не спрашиваем, пожертвует ли – мы спрашиваем, насколько.

Дело в том, что я, как зритель, хочу , чтобы в самом ярком режиме цветопередача была хуже – тогда я получу более яркое, а значит – более красивое изображение в сложных условиях. Производитель обязан в ярком режим задирать яркость до максимума, сохраняя цветопередачу в таких пределах, чтобы ее неточность не бросалась в глаза и соответствовала разрушительному влиянию внешнего освещения.

Баланс белого

Как известно, цвета принято получать смешением красного, зеленого и синего (R., G., B.). Для получения белого, то есть нейтрального цвета, яркость К., З., С. должна находиться в строгом балансе. Нежелательный оттенок изображения вызван тем, что какой-то из этих элементов имеет запас «лишней яркости» относительно остальных, и производитель может и должен воспользоваться этой лишней яркостью в «самом ярком режиме».

К примеру, у светодиодного проектора, формирующего свет с помощью красного, зеленого и синего светодиодов, один из трех элементов окажется «слабым звеном». К примеру, зеленый слабее остальных, и для проецирования сбалансированной картинки он будет работать на полную мощность, а остальные два - нет. Получается правильный белый цвет.

Теперь производитель создает режим максимальной яркости - он решает сохранить баланс между красным и синим, но снимает их ограничение, отвязывает их от зеленого. Яркость красного и синего возросла, изображение получило пурпурный оттенок той или иной степени заметности.

Допустим, жадность производителя увеличилась и он решил отвязать яркость синего светодиода от красного. Предположим, что синий ярче. И вот, оттенок изображения уже сильно синеватый. Возможно, пользователь уже не захочет использовать такой режим даже в сложных условиях освещения, зато производитель имеет возможность приписать себе дополнительные 25% яркости.

С ламповыми проекторами история аналогичная – ртутная лампа дает существенно больше зеленого, чем нужно. Нужно для чего? Опять же, для точно сбалансированного изображения. Собственно, как работает стандартный трехматричный (R, G, B) метод образования цветов? Сперва мы выделяем из спектра свечения лампы пучки правильного красного, зеленого и синего. Правильного - значит соответствующего стандарту sRGB, например. Далее все идет в соответствии со стандартом: точно известны пропорции смешения цветов: какой яркости должны быть R, G, B для получения нейтрального белого, а также то, что яркость желтого = яркость зеленого + яркость красного.

Тем не менее, чтобы получить белый, нам нужно существенно меньше зеленого, чем у нас есть – часть зеленого мы выкидываем. Сколько яркости мы теряем при этом? 50% - легко! В общем, вы наверняка понимаете, откуда берется дополнительная яркость у обычного лампового проектора в самом ярком режиме… Результат от переизбытка зелени, понятное дело, различен. Тем не менее, нормальная ситуация – когда зеленый оттенок четко выражен. Это компенсируется отчасти и привыканием глаз, а также и без того негативным влиянием фонового освещения. В идеале это должно выглядеть плохо в темном помещении и нормально в освещенном. У всего есть свой предел, и завышение яркости зеленого выше определенного уровня приведет к совсем уж несмотрибельному изображению.

Цветовая яркость

Выше я предполагал, что изображение формируется RGB методом (свет лампы делится на красный, зеленый, синий, из которых и формируется все остальное).

Одноматричная DLP технология может обходиться со светом лампы иначе, но факт: она уходит от одновременного смешения R, G, B и смешивает цвета не в одну единицу времени. Это не может не дать падения эффективности использования лампы - отрицать это было бы странно. Тем не менее, частично позиции удается отыграть благодаря тому, что DLP проекторы могут использовать не только R, G, B цвета.

К примеру, одноматричный проектор может отдельно выделить желтый, который при одновременном формировании изображения трехматричными проекторами был бы просто выкинут, а желтый формировался бы, как и положено по RGB методу смешения цветов, из зеленого и красного.

DLP проектор может создавать белый цвет из чего угодно: из желтого, из пурпурного, из… белого, пропуская свет лампы на экран через прозрачное стеклышко - любой цвет может внести свой вклад. Управляет всем этим сверхразум по имени «BrilliantColor», вся эта ваша классическая система RGB цветосмешения им просто игнорируется. Итак, большинство DLP проекторов - это не RGB устройства!

Тем не менее, стандарты RGB никто не отменял, поэтому в точном режиме BrilliantColor должен под нее подстроиться и неукоснительно ей следовать, на что он вполне способен.

А вот в ярком режиме появляется столько новых возможностей! Вы уже поняли, о чем я - возможности извлечь больше яркости, привнеся какие-нибудь проблемы цветопередачи.

Главное нововведение - мы имеем возможность принести в жертву яркости новые параметры цветопередачи, а именно – яркость цветов. То есть, все точно как в популярном примере: проектор дает 3000 люмен по белому, а красный у него, к примеру, такой, как должен быть у проектора на 800 люмен. Причина уже обозначена: белый получается смешением чего угодно, включая специальный «прозрачный» сегмент.

На практике в этом случае вы включаете презентацию и у вас на фоне белого листа с черным текстом красная линия на графике оказывается в 3 раза темнее, чем должна быть, то есть, становится темно-красной. В освещенном помещении, обращу ваше внимание, темные цвета соответствуют менее контрастным, более размытым цветам.

Действительно, цветовая яркость становится еще одним способом, которым можно было бы снизить точность цветопередачи, получив при высокой яркости разумный компромисс. Тем не менее, производители DLP проекторов часто используют сверхъяркий режим исключительно для того, чтобы сравняться по паспортной яркости с трехматричными конкурентами, а производители трехматричных проекторов тоже используют подобные приемы манипуляции с цифрами, но в других областях. В общем, все вполне обоснованно хотят избавиться от своих недостатков, затыкая их цифрами в спецификациях.

Подход формирования цветов одноматричных проеткоров дает иногда и такой плюс, как более правильный баланс белого на очень высокой яркости. Производители DLP постепенно осваивают и обуздывают своего лихого скакуна по имени BrilliantColor, в результате чего в режимах высокой яркости, когда нет необходимости выводить на экран 100% насыщенные цвета, то есть используются более-менее бледные цвета, которые наиболее распространены, им удается в достаточной степени завуалировать недостаток в цветовой яркости, чтобы он не бросался в глаза в освещенном помещении. К примеру, у 100% насыщенного красного яркость будет 40% от нормы, а у 50% насыщенного - уже 75% от нормы. Тем не менее, при отображении насыщенных цветов нехватка цветовой яркости будет очевидна.

Собственно, «Цветовая Яркость». Позавидовав способности конкурентов так вольно обращаться с цветами и цифрами в той области, которую производители трехматричных LCD проекторов считают своим «коньком», последние придумали себе новый стандарт – “цветовая яркость”. Точнее, “световой поток по цветам”, поскольку в паспорте у проектора не яркость, а люмены. Стандарт говорит о том, что, раз вы измерили яркость проектора по белому, то теперь проверьте ее по красному, зеленому и синему – если их сумма не равна яркости белого, то пусть вам будет грустно. В вышеупомянутом примере я получаю 3000 люмен яркости и 800 люмен цветовой яркости. Другими словами, взятые по отдельности, красный, зеленый и синий оказываются слабы. И не лучше дело обстоит с остальными насыщенными цветами. Как было сказано выше, эти цифры могут не в полной мере отражать то, что мы реально увидим на среднестатистическом изображении, но при отображении красного, зеленого, синего и пр. это будет адекватно. Естественно, трехматричные проекторы, построенные по RGB принципу, красуются заявлением, что “максимальная яркость = цветовая яркость”.

Заключение

Вот они – два ключевых дефекта ярких режимов проектора, о которых стоит помнить, если вам нужно работать в сложных условиях освещения. Именно они делают разницу между адекватным компромиссом и несмотрибельным изображением, вынуждающим вас принципиально отказаться от использования наиболее яркого режима, перейдя на менее яркий.

Параметр «Цветовая яркость» позволяет быстро уловить, в какой степени производитель прибегал к усилению белого у одноматричного проектора, хотя мы не знаем всех тонкостей изображения, которое мы получим в ярком режиме. Тут надо смотреть и на то, в какой степени яркость цветов слаба либо сильна не только на 100%, но и на меньшей насыщенности каждого цвета - ведь такие цвета встречаются чаще.

Параметр «зеленый оттенок» нельзя измерить цветовой температурой, посколько на шкале CIE линия зеленого перпендикулярна линии цветовой температуры (синий-желтый-красный). Получается, что надо смотреть в обзорах диаграмму баланса белого.

Приходится смотреть в обзоры и на диаграммы.

Лекция №7. Цвет. Восприятие цвета

С давних времен теоретики цвета развивали свои идеи и понимание взаимодействия цвета. Первые попытки по систематизации взглядов были предприняты еще при жизни Аристотеля (384-322 до н.э.), однако наиболее серьезные изыскания в теории цвета начались при Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Леонардо обратил внимание, что определенные цвета усиливают друг друга и открыл контрастные (противоположные) и дополнительные цвета.

Первый цветовой круг был изобретен Исааком Ньютоном (1642-1727 гг.). Он разделил луч белого света на лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, а затем соединил концы спектра в цветовой круг. Он заметил, что при смешивании двух цветов из противоположных позиций получается нейтральный цвет.

Томас Янг (1773-1829) доказал, что в действительности белый световой луч разлагается лишь на три спектральных цвета: красный, зеленый и синий. Эти три цвета являются первоначальными. Основываясь на его работах, немецкий физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) показал, что человеческий глаз воспринимает цвет как сочетание красных, зеленых и синих световых волн. Эта теория доказала, что наш мозг «разбивает» цвет каждого предмета на различные процентные содержания в нем красного, зеленого и синего, и именно из-за этого мы воспринимаем различные цвета по-разному.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 гг.) разделил цвета на две группы. Он включил теплые цвета (красный-оранжевый-желтый) в положительную группу, а холодные цвета (зеленый-синий-фиолетовый) – в отрицательную. Он обнаружил, что цвета положительной группы вызывают у зрителей душевный подъем, а цвета отрицательной группы ассоциируются с чувством неустроенности.

Вильгельм Оствальд (1853-1932 гг.), российско-германский химик, в своей книге «Азбука цвета» (1916 г.) разработал систему цвета в зависимости от психологической гармонии и порядка.

Иттен Йоганс (1888-1967 гг.), теоретик цвета из Швейцарии, разработал цветовые гаммы и модифицировал цветовой круг, который базировался на трех основных цветах – красном, желтом и синем, и включал двенадцать оттенков. В своих экспериментах исследовал связь между цветом и визуальными эффектами.

В 1936 году американский художник Альберт Манселл (1858-1918) создал новую универсальную цветовую модель. Она получила название «Дерево Манселла», где оттенки располагаются вдоль ветвей различной длины в порядке их насыщенности. Труд Манселла был принят в американской промышленности за стандарт для наименования цветов.

Цветовая гармония

Удачное сочетание цветов может быть обозначено как «цветовая гармония». Независимо от того, состоят они из схожих цветов, которые дают более мягкое восприятие глазом, или из контрастных цветов, приковывающих к себе внимание, гармоничные цветовые сочетания являются делом личного вкуса. Практика искусства и дизайна выдвигает теории цвета, принципы использования цвета, которые позволяют принять решение относительно выбора того или иного цвета.

Цвет вызывает эмоциональный и физический отклик, однако природа отклика может быть изменена с помощью размещения исходного цвета в сочетании с одним или несколькими цветами. Можно варьировать цветовые комбинации, чтобы создавать сочетания, которые родственны или контрастны, и таким образом воздействовать на зрительские впечатления.

Базовые концепции

    Комплиментарные цвета (дополнительные)

Цвета расположены напротив друг друга в цветовом круге. Они дают наиболее контрастное сочетание. Использование двух противоположных цветов приведет к визуальной вибрации и возбуждению взгляда.

    Близкие цвета + комплиментарный (контрастные)

Один цвет сопровождается двумя цветами, расположенными в ближайшем соседстве от цвета, находящегося напротив главного. Смягчение контрастности приводит к возникновению замысловатого цветосочетания.

    Сдвоенные комплиментарные цвета

Представляют собой комбинацию двух пар комплиментарных цветов. Так как цвета, участвующие в таком сочетании, усиливают явную интенсивность каждого из них, то некоторые пары могут быть неприятны глазу. При использовании 4 цветов избегайте цветовых пятен одинаковой площади.

    Близкие цвета

Это комбинации двух и более цветов, находящихся в непосредственном соседстве на цветовом круге. Они обладают схожей длиной волны, что делает их легкими для восприятия.

    Триадные цвета

Это комбинация трех любых цветов, равномерно расположенных на цветовом круге. Триады первичных цветов воспринимаются более резко, вторичные и третичные триады дают более мягкий контраст.

    Монохроматические цвета

Это цветовые схемы, составленные из оттенков одного цвета. Используйте один цвет, исследуйте разнообразие насыщенности и прозрачности.

Группы цветов

Хроматические цвета - это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, и яркость.

Насыщенность – это интенсивность цвета. Так, красный является более насыщенным по сравнению с красновато-коричневым. Из существующих в природе цветов наиболее насыщенными являются спектральные.

Яркими называют цвета, отличающиеся весьма большой насыщенностью и достаточной светлотой. Яркие цвета входят в группу полноцветных.

Светлыми называют цвета с малой насыщенностью и большой яркостью.

Наибольший процент света отражают белые поверхности, отсюда белый и близкие к нему цвета являются самыми светлыми и самыми яркими.

Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.

Ахроматические цвета характеризуются яркостью или светлотой, которая дается количеством световой энергии, пропускаемой или излучаемой предметами.

Качества цвета

Собственные качества цвета, это те качества, которые ему объективно присущи (цвет, тон, светлота, насыщенность). От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции.

Цветовой тон – признак цвета, определенный его доминирующей длиной волны и положением в видимом спектре, который отличает его от других цветов.

Насыщенность – относительная чистота или сила оттенка, или его свободы от белого, черного или серого. Это синоним интенсивности и сатурации.

Различная насыщенность

Цветовой тон и насыщенность - качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета. Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета.

Различная яркость

Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными .

Несобственные качества цветам объективно не присущи, а возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии. Мы говорим, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие, мягкие и жесткие.

К теплым относятся красный, желтый, оранжевый и все другие цвета, которые можно получить от смешения этих цветов.

Холодными считаются синий, голубой, фиолетовый и сине-зеленый цвета. Чем больше в зеленом или фиолетовом цвете желтого или красного тонов, тем теплее такой цвет, но при добавлении к ним синего цвета они становятся холодными.

К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона.

К легким – белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

Создать впечатление глубины за счет верного распределения цветов в пространстве, легкие - прозрачные, холодные (небо, даль); тяжелые - темные, малонасыщенные, плотные (коричневый, черный, фиолетовый ассоциируются с землей).

Контраст

Контраст - это ярко выраженная противоположность. Одновременный световой контраст возникает при наличии между двумя цветами тональной разницы. Когда эти цвета существуют в паре, они повышают яркость друг друга.

Одновременный световой

Суть одновременного светового контраста (ахроматического) заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом - темнее. Пятно называется реагирующим полем, а фон - индуктирующим. Световой контраст зависит от размера площади реагирующего поля: чем оно меньше, тем кажется темнее, чем больше - тем светлее. То есть одновременный световой контраст зависит от конфигурации реагирующего поля. Изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадацией.

Световой контраст

Одновременный цветовой

Этот вид контраста связан с таким признаком цвета как тон. Существует тенденция цветов в контрасте отдаляться друг от друга по цветовому кругу (например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым, а оранжевый на желтом будет иметь чуть красноватый оттенок).

При сопоставлении взаимодополнительных цветов в восприятии не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и светлоты, но при удалении они тускнеют и превращаются в серое пятно.

Сопоставление контрастов взаимодополнительных цветов

а) при сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых;

б) слабое освещение повышает контраст, сильное - уничтожает;

в) при сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.

Контраст цветов различной насыщенности

Цветовой контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На черном фоне любой цвет понижает свою насыщенность, а на белом или светло-сером - повышает. Этот эффект используют, когда нужно усилить чистоту того или иного цвета.

Изменение насыщенности на фоне ахроматических цветов

Пограничный цветовой

На границе смежных (рядом стоящих) цветовых тонов при условии, что площадь регулирующего поля достаточно велика по отношению к индуктирующему, возникает пограничный контраст (желтый на границе с красным кажется зеленоватым, а в отдалении от него этот эффект ослабевает).

При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает.

Пограничный цветовой контраст

Пограничный контраст хроматических цветов (пограничный световой контраст) связан с тональными отношениями. Часть светлого, находящаяся ближе к темному, будет светлее, чем более отдаленная часть. Этот эффект создает впечатление неровности, возникает пространственная вибрация и эффект объемности. Если это впечатление нежелательно и нужно погасить действие пограничного контраста, то делается подравнивание светлот, т.е. на стыке двух цветов - темный высветляется либо затемняется светлый.

Пограничный контраст ахроматических цветов

Последовательный цветовой

Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой.

При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). Малонасыщенные цвета такого контраста не вызывают.

Последовательный цветовой контраст

Часть 2. Насыщенность и яркость

Насыщенность - это интенсивность или чистота цвета и она является одним из основных пособников уродливых цветорешений. Яркость - она имеет отношение к светлым или темным тонам красок.

Итак, давайте посмотрим вот на что, слева здесь - 100% насыщенности, очень трудно на это смотреть. Но если мы уменьшим её до 20%, то цвет станет почти телесно-розовым. И опять же, цвета я вообще не менял, просто уменьшил насыщенность, а в результате получилась такая разница.

Попробуем сделать то же самое с яркостью. 100% яркости слева, 20% — справа. В результате квадрат справа выглядит грязно-коричневым, чем красным.

Если вы разберётесь в обоих этих факторах и в насыщенности и яркости, то, как видите можете получить изобилие разных оттенков — и всё это из одного чистого цвета, который был вначале.

Пример вы можете увидеть в этой картине. Хорошо видно, что единственный цвет, который здесь есть — это красный. Простое смешивание его с белой и чёрной краской меняет насыщенность и яркость и обладает силой создать целое изображение из одного единственного цвета. Это очень интересно.

Что же касается мира компьютерной графики, насыщенность здесь является одним из главнейших «преступников».

Многие художники выбирают цвета с высокой насыщенностью, потому что думают, что результат будет превосходным. Однако это очень далеко от правды. Цвета с высокой насыщенностью выглядят не только ненатурально, но и не дают глазу отдохнуть. Особенно, если в рисунке они повсюду, а ведь такой «отдых» очень важен для изображения.

Что касается этого рисунка, то когда вы долго на него смотрите, он начинает вас раздражать. Поэтому участки с низкой насыщенностью цвета очень важны для изображения.

Но нельзя сказать, что использование ярко насыщенных цветов, это всегда плохо. В этом примере вы можете видеть, что ваше внимание невольно привлекают те ярко-красные-горы на заднем фоне.

Это было сделано осознанно и является частью композиционного элемента. Ваши глаза прослеживают весь путь, по которому идут верблюды, вперед и назад, отличное решение.

Что касается этой картины Клода Монэ, здесь автор явно хотел, чтобы вы заметили эти цветы, дикий мак, они называются. Ну, это и так видно. Их красный цвет здесь флуоресцентный, он практически выпрыгивает на вас с картины.

Очень выразительный и, наверное, единственный элемент, который вам запоминается на этой картины.

Цвет ещё используется и для того, чтобы рассказать историю. Если посмотреть на историю живописи, то на большинстве картин Иисус всегда одет в красное. И сделано это для того, чтобы ваше внимание останавливалось на нём. Также красный цвет делает его могущественным и значительным.

Что касается мультфильмов, то здесь насыщенные или яркие цвета играют в вашу пользу. Потому что незамедлительно притягивают внимание к ненатуральным объектам и это играет на руку нереалистичным и гипертрофированным качествам.

Яркость и насыщенность может даже подчеркнуть ваше настроение. Если помните начало мультфильма «ВВерх», то можете обратить внимание, что цвета там очень яркие: много оранжевого, розового, флуоресцентной травы. Это было сделано для того, чтобы обозначить радостные, счастливые моменты в жизни героев. Но далее последовали печальные сцены и цвета потеряли эту насыщенность, там появилось много серого, коричневого.

Если посмотрите на изображение справа, то увидите, что там почти нет цвета. Я имею ввиду, что там есть немного голубого, чуть-чуть коричневого, но они практически лишены насыщенности. Это сделано для того, чтобы вы ощутили те чувства холода и одиночества, которые переживают герои. Этот же эффект использовался в начале «The Incredibles» («Суперсемейки») и The Matrix (« Матицы»).

Цвета очень сильно влияют на смену настроения, и это очень часто используется в Голливуде, а также в видеоиграх. Например, «Call of Duty» практически лишён насыщенности.

Яркость и насыщенность так же влияют и на построение композиции. Посмотрите на эту картин, ваш взгляд, наверняка, привлекают вон те парни в красных штанах.

Действительно, это отводит ваш взгляд на задний план, снимая внимание с переднего, просто потому, что там есть насыщенные краски. Это очень важно.

Такой же эффект вы можете увидеть здесь. Если бы не ярко окрашенный попугай на переднем лане, вряд ли этот рисунок можно было бы назвать удачным.

Этот попугай даёт нам возможность остановить на нём своё внимание, а потом рассматривать всю остальную картину.

Если резюмировать всё о чём мы говорили, то насыщенность и яркость чрезвычайно важны:

  • не переусердствуйте с ними - не нужно делать весь рисунок насыщенным и ярким, иначе в результате вы получите ужасное изображение;
  • применяйте насыщенность и яркость, чтобы направлять внимание зрителя;
  • используйте из для того чтобы рассказать историю, показать кто является главной фигурой, к кому или к чему вы хотите привлечь внимание;
  • также с помощью яркости и насыщенности, вы можете менять настроение, в анимации применяют много ярких красок, а потом уменьшают их насыщенность для грустных сцен;
  • ещё вы можете использовать насыщенность и яркость для объектов, которые без них потерялись бы в картине.

Итак вот почему насыщенность и яркость, ведут нас к пункту номер 3 — Цветовым гармониям (цветовым гармониям)

Текст и изображения взяты из видео на YouTube канале «MAUZER696»:

Основные признаки цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

Существует несколько признаков цвета, основных из них ТРИ : цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон определяет место цвета в спектре ("красный-зеленый-желтый-синий" и т. д.). Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны - красная часть спектра. Короткие - сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны - это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью . Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью - это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).

Изменить насыщенность можно 3 способами:

§ добавлением в спектральный цвет черного,

§ добавлением в спектральный цвет белого,

§ добавлением в спектральный цвет его контрастной пары (например: к красно-оранжевому добавить сине - зеленый)

Третий признак цвета - СВЕТЛОТА . Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть, определить, какой из них темнее, а какой светлее.

Светлота – это сетосила цвета. Изначально (спектрально) самым светлым является желтый. Самым темным - синий. это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами "красный темный" или " красный светлый". Для ахроматических максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной - черный.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.

Ахроматические цвета, то есть, серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светло-серый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.