Конспект занятия "Жили-были овощи". Конспект занятия для детского сада на тему «Овощи»

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.

1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

3. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Подготовил учитель-логопед

Федотова Любовь Васильевна.

Программное содержание:

1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

  1. Логопед: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети поочереди: Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Лунтик предлагает нам пограть в игру.

  1. Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

  1. Физминутка

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

  1. Дидактическая игра “Повар и овощи”

Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

Сделаем из овощей салат

Какой получился салат? (Получится овощной салат)

Салат из капусты? (Капустный)

Из свёклы? (Свекольный)

Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.

  1. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

  1. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука: Правая рука:

Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.

(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)

Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,

(средний палец) (безымянный палец)

Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,

(безымянный палец) (средний палец)

Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.

(мизинец) (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. (машем- пока)

Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

  1. Штриховка овощей цветными карандашами.

III. Итог занятия.

Собрать вылепленные овощи в корзину.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.


Цель : уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

Рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

Расширить и активизировать словарь по данной теме;

Учить понимать образный смысл загадок;

Познакомить с садовым инструментом;

Учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование : свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки :

Отгадывание загадок :

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку .

Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи». Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Игра: “Один – много”

Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель : Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль , боль при ожогах , ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос . Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать и взрослые и дети .

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка : Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята : Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка : Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "

Образовательные задачи :

Закрепление представлений об овощах ;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);

Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;

Зрительного внимания и восприятия;

Артикуляционной и тонкой и общей моторики;

Творческого воображения;

Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;

Учить отвечать полным ответом.

Оборудование :

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;

Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;

Костюм огородника;

Свежие овощи для угощения .

Предварительная работа :

Рассматривание овощей ;

Беседа о пользе овощей ;

Знакомство со схемой "Овощи ";

Составление рассказов по схеме;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – у-у-у

Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )

IV. Введение в тему

Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)

А одинаковые ли они? (нет)

Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )

Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)

Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»

Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

Упражнение «Толстушки – худышки»

Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста - капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор - помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .

«Марш овощей »

Плавно идет капуста

(Шаг с носочка)

Важно шагает помидор

(На всей стопе)

Осторожно идет лук

(На носочках)

Не спеша вышагивает картошка

(На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка

(Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы

(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)

Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .

Какие же вы молодцы.

А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла

(Шагают на месте)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают пальцы на руках)

Петрушку и свеклу

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее всего на столе

(Попеременно ударяют кулачками)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Складывают руки накрест)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

И суп овощной получился , не плох!

(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?

Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ОВОЩИ»

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www. *****

Материал сайта: Аверина Кристина: *****@***ru

Дизайн сайта: Сосновская Наталья: sosnasha @*****

, учитель-логопед НДОУ № 000 «Весёлый паровозик»,

Дата публикации:

Тема: «Чиполлино в гостях»

Цель:

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Усвоение глаголов с различным значением;

Подбор однородных прилагательных к существительным;

Употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

Развивать мыслительную деятельность, внимание;

Воспитывать у детей интерес к окружающему;

Вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование:

Игрушка Чиполлино;

Картинки в виде силуэтов овощей;

Картинки-символы;

Картинки с изображением овощей;

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Игра «Скажи наоборот»

Хорошая грядка - плохая грядка, старый картофель - молодой картофель, тяжёлый мешок - лёгкий мешок, большой урожай - маленький урожай, чистая морковка - грязная морковка.

Сегодня к нам в гости пришел Чиполлино. Чиполлино, мальчик-луковка из фруктово-овощного города, хочет послушать, как вы расскажете про овощи, а также он хочет запомнить новые игры, в которые вы будете играть.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игра «Доскажи словечко»

Чиполлино слышал, что вы умеете играть в игру «Доскажи словечко». Давайте и его научим играть в эту игру.

На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка).

Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла).

Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?… (Огурцы).

Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково. Послушай, Чиполлино, как мы умеем это делать.

Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Морковь – морковочка.
Репа – репочка.
Редиска – редисочка.
Свёкла – свеколочка.
Лук – луковичка.
Перец – перчик.

Игра «Соберем урожай»

Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай.

На игровом поле - картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

Я срезаю капусту.
- Я дёргаю морковь.
- Я срываю горох.
- Я снимаю огурцы.
- Я копаю картошку.
- Я срезаю кабачок.
- Я выдергиваю редиску.

Игра «Подбери слово»

Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

Огурец, какой?

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

Помидор, какой?

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) .

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. А Чиполлино посмотрит, кто из вас самый внимательный.

Игра «Составь предложение»

Давайте покажем Чиполлино, как мы можем закончить предложение , а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

Физкультминутка «Картошка»

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Чиполлино просит вас составить рассказ о помидоре. По картинкам-символам мы составим рассказ.

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов , он очищает организм.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Рассказали Чиполлино о помидоре. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу? Чиполлино очень благодарен вам. Он запомнил игры, и будет теперь играть в эти игры со своими друзьями.

Федорова Анна Михайловна,

учитель-логопед

Конспект логопедического занятия. Тема: Овощи.

Цель : работать над речевым материалом по теме «Овощи», учить составлять предложения, формировать навыки словообразования.

Задачи:

Образовательные:

Учить основным названиям овощей, где они растут.

Учить, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Обучать словообразованию.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и память, мышление;

Развивать умения согласования и управления;

Расширять словарный запас;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование:

Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;

Картинки или муляжи;

Альбом с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент:

Сегодня на занятии мы поговорим об овощах.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ, щек и языка

Основная часть:

Работа над звукопроизношением

Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.

По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.

Автоматизация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация по показаниям.

Лексико-грамматические игры и упражнения

"Назови ласково". Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (множественное число для детей 6-7 лет):

Огурец — огурчик — огурчики

помидор — помидорчик — помидорчики

картофель — картошечка — картошечки

баклажан — баклажанчик — баклажанчики

перец — перчик — перчики

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки

редис — редисочка — редисочки

морковь — морковка (морковочка) — морковки

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички

репа — репка (репочка) — репки

чеснок — чесночок — чесночки

петрушка — петрушечка — петрушечки

укроп — укропчик — укропчики

капуста — капусточка — капусточки

фасоль — фасолинка — фасолинки

«Что приготовим». Образование относительных прилагательных от существительных:

из картошки — картофельное пюре и т.д.

"Составь предложение". Ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Помидор круглый, а морковка..

Огурец овальный, а тыква... Лук горький, а морковка... Огурец зеленый, а свекла... Редиска мелкая, а редька... Кабачок большой, а тыква... Помидор кислый, а чеснок... Морковка в земле, а помидор...

Дыхательная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.

Проводится гимнастика в спокойном состоянии.

Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем».

Собрала урожай

Зина и сложила его в корзину:

Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса — длинная коса,

Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,

Вот крупная свеклушка — мы любим ее кушать

Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Психоречевая и пальчиковая гимнастики

Развитие мелкой моторики

Игра "Спрячь слоги в ладошки".

Выхлопывание слоговой структуры слов:

по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д.

Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

" Один - много"

Помидор — помидоры — много помидоров

картофель — картофель — много картофеля (картошки)

баклажан — баклажаны — много баклажанов

перец — перцы — много перцев

кабачок — кабачки — много кабачков

тыква — тыквы — много тыкв

морковь — моркови — много моркови

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)

репа — репы — много реп

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)

петрушка — петрушка — много петрушки

огурец — огурцы — много огурцов

перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)

кочан — кочаны — много кочанов

горошина — горошины — много горошин

стручок — стручки — много стручков

"Поваренок"

Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Логопед просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Игра "Скажи наоборот"

Кабачок большой, а огурец — маленький

картофель крупный, а редис — ... (мелкий)

перец внутри пустой, а морковь — ... (полная)

помидор мягкий, а огурец — ... (твердый)

Хорошая грядка — ……. плохая грядка

Старый картофель — …….. молодой картофель

Тяжелый мешок — …… легкий мешок

Большой урожай — ………. маленький урожай

Чистая морковка — ……… грязная морковка

Спелый помидор — …… неспелый помидор

Игра "Названия соков"

Сок из огурца — огуречный сок

Сок из свёклы — свекольный сок

Сок из лука — луковый сок

Сок из помидоров — томатный сок

Сок из капусты — капустный сок

Сок из тыквы — тыквенный сок

Сок из моркови — морковный сок

Развитие слухового внимания . Исправленные предложения надо проговорить целиком.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа.

"Убираем урожай"

Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.

Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают)

Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают)

Капусту — ... (срезают)

Картофель — ... (выкапывают)

Обогащаем и активизируем словарный запас.

Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;

прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;

глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться;

наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Итог: - Какая тема занятия была у нас сегодня? Что нового вы узнали? Как ты думаешь, у нас хорошо прошло занятие? С каким настроением ты уходишь с занятия?