Былинные сказки илья муромец и соловей разбойник. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник": анализ, характеристика героев и описание. Бой с басурманской ратью под Киевом

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшком,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный, стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Таково начало многих народных сказок с участием Илья Муромец. Он сильный и бесстрашный, он машет своей булавой, чтобы раздавить деревья или просто выкорчевать их голыми руками - все это, чтобы помочь своим односельчанам построить дорогу через лес. Он может победить ужасающих монстров: Змей Горыныч и Соловей Разбойник. Он смело бросает вызов Идолише Поганою, рыцарю, развращенному злыми силами, которые угрожают целостности Великой Руси.

В течение почти тысячелетия истории из Илии Муромец передавались из поколения в поколение. В традиционных баснях он мудрый старец, а в самом последнем мультфильме - Владимир Торопчин «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - он динамичный и довольно мускулистый молодой человек, решивший получить благосклонность сладострастной блондинки. мультфильмы и даже видеоигры были посвящены его насыщенной легендарной жизни. Все эти маловероятные представления объединены одной определяющей чертой: физической и духовной целостностью, посвященной защите Родины и Людей.

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую».

Отвечает старый крестьянин,

Иван Тимофеевич:

«Я на добрые дела тебе благословенье дам,

А на худые дела благословенья нет.

Поедешь ты путем-дорогою,

Ни помысли злом на татарина,

Ни убей в чистом поле христианина».

Поклонился Илья Муромец отцу до земли.

Из трех русских народных героев, так называемых богатырей, Илья является самым известным, а также лидера группы. Более истории связаны с его именем и, в отличие от его мифических коллег, рассказы о нем имеют отличная хронологическая структура. Еще более необычным является то, как Илья первым стал защитником Руси. Лучшее описание лежит в самих народных сказках, поэтому лучше обратиться к ним за ответами.

И вот мы здесь, на окраине Муромского города, в селе Карачарово, где Илья живет со своей крестьянской матерью и отцом. Будущему богатырю тридцать три года, и он все эти годы провел на печке. Имейте в виду, что традиционная русская печь - это больше, чем просто кухонный прибор, поэтому Илья не жарился. Верх плиты - теплая плоская поверхность, что делает ее любимым местом отдыха в русском крестьянском доме.

Облатился Илья и обкольчужился:

Брал с собой палицу булатную,

Брал он копье долгомерное,

Еще тупи лук да калены стрелы,

И шел Илья во Божью церковь,

И отстоял раннюю заутреню воскресную,

И завечал заветы великие:

Ехать ко славному городу ко Киеву

И проехать дорогой прямоезжею,

Котора залегла ровно тридцать лет

Именно там, согласно легенде, Илья Муромец провел первые тридцать три года своей жизни. «Тридцать и три года лежали на его плите Илья Муромец», - говорит знаменитая русская шутка - «Россия никогда не видела такого похмелья!» Но это была не лень или похмелье, которое заставляло Илью делать добрые дела. проклятие наложило на дедушку, что мешало ему ходить.

Происшествие в поле

Это таинственное проклятие было снято так же странно, как и казалось. Родители Илья работают на полях, а он лежит на печке, жалкий и одинокий. Внезапно в дверь постучали: трое религиозных странников спрашивают Илью о питьевой воде. Он был бы рад помочь, но объясняет, что он не может встать с печки, поскольку он парализован.

Через те ли леса Брынские,

Через черны грязи Смоленские;

Не натягивать туга лука

Не кровавить копья долгомерного

И не кровавить палицы булатные.

И садился Илья на добра коня,

Поехал он во чисто поле,

Он и бьет его по крутым бедрам,

Ретивой его конь осержается,

Прочь от земли отделяется:

Он и скачет выше дерева стоячего,

Один из странников поворачивается к нему и говорит: «Встаньте и вытяните свои резкие ноги, сойдите с печки, потому что вы полностью излечились». Илья делает, как ему говорят, и, действительно, он не только способен ходить, но также обнаруживает, что он приобрел сверхчеловеческую силу. Он хочет поблагодарить своих спасителей, поэтому он дает им лучшую еду и напитки, которые он может найти в подвале дома.

Раскрытие персонажа в беседе с жителями

Но это не полные желудки, что после трех странников. Они говорят Илье о своей судьбе: быть богатырем и защищать свою родину. Итак, прощаясь с его одурманенными, но счастливыми родителями, Илья находит себя мощным жеребцом, нежно называемым Каркушей, и отправляется совершать добрые дела для народа Руси.

Чуть пониже облака ходячего.

Он первый скок ступил за пять верст,

А другого ускоку не могли найти,

А в третий скочил под Чернигов-град.

Под Черниговым силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона;

Под Черниговым стоят три царевича,

С каждым силы сорок тысячей.

Ай во том во городе во Чернигове,

Великие подвиги Илья Муромец

Следующее, согласно рассказам, является лавиной великих подвигов и побед. Илья Муромец в одиночку защищает город Чернигов от вторжения татар и получает рыцарство местного правителя, но Илья отказывается оставаться. В лесах Брянска он убивает обитателя леса Соловей-Разбойник, который убивает путешественников мощным свистком. Илья Муромец становится величайшим защитником Руси против всех своих врагов, как настоящих, так и вымышленных.

Татары, бандиты, трехглавые летающие змеи, обладали рыцарями и даже князьями - ничто не сравнится с сверхчеловеческой силой и решимостью Богатыря распределять правосудие. Традиционно он изображается как старший из трех богатырей с седой бородой и могучий рост.

А во стене ворота призатворены,

А у ворот крепки сторожа да поставлены,

А во Божьей церкви стоят люди,

Богу молятся,

А они каются, причащаются,

А как со белым светушком прощаются.

Богатырское сердце разгорчиво и неуемчиво:

Пуще огня огничка разыграется,

Пуще палящего морозу разгорается.

И разрушил Илья заветы великие:

Несмотря на его скромное происхождение, он был повсеместно уважаем среди своих коллег не только за свои силы, но и за его мирскую мудрость. Легенды Муромец, вероятно, происходят из трудного периода, когда Россия находилась под татарским игом, а древние города должны были бороться за свою независимость. Он стал символом свободы и патриотизма.

Илья Муромец - не только самый известный герой русского эпоса; он также является самым сложным. Большинство россиян искренне удивлены существованием святой Илии Муромец в Русской Православной Церкви. Действительно, история и символизм легендарного богатыря намного богаче, чем просто детская сказка.

И приправил бурушка-косматушка в чисто поле,

А он рвал да сырой дуб, да кряковистый,

Ай воротил он дуб да из сырой земли

Со кореньями со каменьями,

А и стал он тут сырым дубом помахивать,

Учал по силушке погуливать:

А где повернется, делал улицы,

Поворотится - часты площади!

Добивается до трех царевичей.

Анализ структуры произведения

Говорят, что Илья Муромец имеет очень специфический исторический прототип. Ему сказали, что Чоббитко был богатырем и получил такое имя после инцидента, когда он отбил врагов с помощью чобота. Мало что известно о его жизни, кроме того, что он был воином и священником. Записи также указывают на его крестьянский фон и на то, что он страдал от паралича, пока он не был чудесным образом излечен.

Прежде чем принять монашеские обеты, Чоббитко был членом королевского телохранителя. Вероятно, во время многочисленных столкновений с татарами он получил многочисленные раны, которые заставили его покинуть военную жизнь и заменить его религией. Однако очень сложно описать Чобитко как обычного религиозного человека. Согласно некоторым рекордам, после битвы с одним из местных правителей, сердитый богатыр застрелил церкви, используя свой лук и стрелу.

«Ох вы, гой еси мои три царевича!-

Во полон ли мне вас взять,

Ай с вас буйны головы снять?

Как во полон мне вас взять:

У меня дороги заезжие и хлебы завозные,

А как головы снять - царски семена погубить.

Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,

Что святая Русь не пуста стоит,

На святой Руси есть сильны могучи богатыри»

Илья Муромец хранится в Киево-Печерском монастыре. Их исследование показало, что останки принадлежали человеку выше среднего роста за это время, страдающему от неизлечимого дефекта позвоночника и деформаций на конечностях. Также были обнаружены следы боевых ран, показывая, что Илья, вероятно, был убит во время осады Киева в том, как он был излечен, и как он мог участвовать в битвах, остается загадкой, но из остатков было очевидно, что жизнь фактических у святого было много общего с мифическим богатырем.

На протяжении веков сохранился канонический образ Илья Муромец, но он также получил популярное признание в новых, адаптированных формах: даже самолет, названный в честь Илья Муромец, был создан первым в истории России и мира, двигатель стратегического бомбардировщика.

Увидали мужики его, черниговцы:

Отворяют ему ворота во Чернигов-град

И несут ему даровья великие:

«Ай же ты, удалый, добрый молодец!

Ты бери-ка у нас злато, серебро,

И бери-ка у нас скатый жемчуг,

И живи у нас, во городе Чернигове,

И слыви у нас воеводою.

Будем мы тебя поить-кормить:

Вином-то поить тебя допьяна,

Пролины: героические рассказы о Старой Руси. Рыцари и драконы, великаны, эпические битвы, подводные царства и свистящие разбойники. Русские потоки упакованы вместе с ними. Разговорчивые рассказы о том, что делать и осмеливаются, они развлекали и вдохновляли русских на протяжении веков.

Как считается, появилось около 10-го века как форма эпической сказки, рассказанной в устной традиции. Они относительно коротки для рассказов, столь великих по природе, несколько сотен строк. Они в основном принимали форму стихов и пели, иногда под аккомпанемент раннего струнного инструмента, гусли. Считается, что они изначально пели в княжеских дворах профессиональными бардами, а затем переезжали в деревню, чтобы их пели или говорили всевозможные крестьяне-рассказчики.

Хлебом солью кормить тебя досыта,

А денег давать тебе долюби».

Возговорит старый казак Илья Муромец:

«Ай же вы, мужики, черниговцы!

Не надо мне-ка ни злата, ни серебра,

И не надо мне-ка скатного жемчуга,

И не живу во городе Чернигове,

И не слыву у вас воеводою.

А скажите мне дорогу, прямоезжую,

Прямоезжую дорогу в стольный Киев-град!»

Первоначальные записи были записаны их исполнителями в 17 веке, но не систематически. По мере роста российского государства, этилины выталкивались на окраины страны. Они выжили на окраинах российского государства, на севере, на Урале, в некоторых частях Сибири и среди казаков на юге. Пролины были заново открыты и записаны для повторения и потомства.

Сегодня они образуют редкую коллекцию народных сказок, где во многих частях мира такие истории были потеряны. Это указывает на то, что это были настоящие истории, а не просто вымысел. Не сложный прыжок воображения, предполагая, конечно, что вы верите в драконов. Ранние сказки более связаны с мифологией и включают в себя старых героев русской культуры. Это был предшественник российского государства. Он не только привел христианство к своему государству, но и был чем-то вроде короля Артура Востока, с тремя особыми воинами-героями, или Богатыры, которых он послал, чтобы обеспечить соблюдение его правила и иметь дело с различные угрозы вокруг его земель.

Говорили ему мужички-черниговцы:

«Ай же ты, удалый, добрый молодец,

Славный богатырь Святорусский!

Прямоезжею дорожкой в Киев пятьсот верст.

Окольной дорожкой цела тысяча:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила;

Серый зверь тут не прорыскивает,

Черный ворон не пролетывает:

Илья Муромец и Калин-царь

Хотя период времени был реальным, и эти три рыцаря, возможно, были основаны на реальных персонажах, их истории сливаются в миф и фантазию. Их легенды являются самыми известными из всех прошлых лет. Слева направо трое героев - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Добрыня Никитич была известна своей силой и храбростью. Он был самым известным как убийца драконов и его трехдневный бой с драконом Горынич, который он в итоге выиграл. Илья Муромец, пожалуй, самый известный из всех трех богатырей, известный своей честностью и любовью к своей родине. Он тоже сражался, по крайней мере, с одним драконом, с тремя головами. Но он наиболее известен еще двумя вещами. Он, казалось, много защищал людей от вторгшихся армий, часто провожая нападавших с подозрительной помощью.

Как у той грязи, у Черной,

У той березы, у покляпой,

У славного креста, у Леванидова,

У славненькой у речки, у Смородинки,

Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.

А сидит Соловей да на семи дубах,

Свищет-то он по-соловьему,

Шипит-то он по-змеиному,

Воскричит-то он, злодей, по-звериному,

А желты пески со кряжиков посыпаются,

Бой с басурманской ратью под Киевом

Ему также удалось захватить, а затем убить печально известного Соловей-разбойника. Это был полтора человека наполовину, который напал на прохожих своим невероятно мощным свистком. Илья, похоже, убедился, что он уложил очень хорошую вату для ушей. Алеша Попович был известен своим умом. И он использовал их против, угадай, дракон. Тугарин был особенно грубым и одиозным персонажем, но когда он взмыл в небо на крыльях бумаги, чтобы атаковать, Алеша знал молиться за дождь, который послал дракона, грохотавшего на землю.

А темны леса к сырой земле преклонятся,

А что есть людей, все мертвы лежат!»

Только видели добра-молодца, да седучи,

А не видели тут удалого поедучи.

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит, да пыль столбом летит.

Пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холмы на холму перемахивать,

Какие пословицы подходят к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?

Затем он сделал то, что сделал любой хороший дракон-убийца, и нарезал зверя на кусочки. Другим великим городом Киевской Руси был Новгород на севере. Этот город был известен как большой торговый центр и создал своих уникальных героев былина как таковых. Самым известным является Садко купец. Играя на своем инструменте гусли на берегах местного озера, он сказал царю моря, чтобы сделать ставку с другими местными торговцами о том, кто может поймать определенную рыбу. Когда он ловит его, он выигрывает ставку и становится богатым морским трейдером.

Мелки рученьки-озерки между ног спускать.

Подбегает он ко грязи той, ко Черной,

Ко славные березы, ко покляпые,

Ко тому кресту, ко Леванидову,

Ко славненькой речке, ко Смородинке.

И наехал он, Илья, Соловья-разбойника.

И заслышал Соловей-разбойник

Того ли топу кониного,

И тоя ли он поездки богатырские:

Засвистал-то Соловей по-соловьему,

А в другой зашипел, рабойник, по-змеиному,

А в третьи рявкает по-звериному,

Ажио мать сыра-земля продрогнула,

А со кряжиков песочики посыпалися,

А во реченьке вода вся помутилася,

Темны лесушки к земле преклонилися,

А что есть людей, все мертвы лежат,

Его добрый конь на коленки пал.

Говорит Илья Муромец, Иванович:

«Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!

Не бывал ты в пещерах белокаменных,

Не бывал ты, конь, в темных лесах,

Не слыхал ты свисту соловьиного,

Не слыхал ты шипу змеиного,

А того ли ты крику звериного,

А звериного крику, туриного?»

Разрушает Илья заповедь великую:

Становил коня он богатырского,

Свой тугий лук разрывчатый отстегивал

От правого от стремечка булатного,

Накладывал-то стрелочку каленую

И натягивал тетивочку шелковую,

А сам ко стрелке приговаривал:

«А ты лети, моя стрела, да не в темный лес,

А ты лети, моя стрела, да не в чисто поле,

Не пади, стрелка, ни на землю, ни на воду,

А пади Соловью во правый глаз!»

И не пала стрелка ни на землю, ни на воду,

А пала Соловью во правый глаз.

Полетел Соловей с сыра дуба Комом ко сырой земле.

Подхватил Илья Муромец Соловья на белы руки,

Пристегнул его ко правому ко стремени,

Ко правому ко стремечку булатному.

Он поехал по раздольицу чисту полю,

Идет мимо: Соловьиное поместьице.

Кабы двор у Соловья был на семи верстах,

Как было около двора железный тын,

А на всякой тынинке по маковке

И по той по голове богатырские.

Увидят Соловьиные детушки,

Смотрят в окошечко косявчато,

Сами они воспроговорят таково слово:

«Ай же ты, свет, государыня матушка!

Едет наш батюшка раздольицем, чистым полем,

И сидит он на добром коне богатырскоем,

И везет он мужичищу-деревенщину,

Увидит Соловьиная молода жена,

В окошечко по пояс бросалася,

Смотрит в окошечко косявчато,

Сама она воспроговорит таково слово:

«Идет мужичища-деревенщина

Раздольицем, чистым полем

И везет-то государя-батюшку,

Ко стремени булатному прикована!»

Похватали они тут шалыги подорожные.

Она им воспроговорит таково слово:

«Не взимайте вы шалыг подорожниих,

Вы пойдите в подвалы глубокие,

Берите мои золоты ключи,

Отмыкайте мои вы окованы ларцы,

А берите вы мою золоту казну,

Вы ведите-тка богатыря Святорусского

В мое во гнездышко Соловье,

Кормите его ествушкой сахарною,

Поите его питьицем медвяныим,

Дарите ему дары драгоценные!»

Тут ее девять сынов закорилися:

И не берут у нее золоты ключи, ?

Не походят в подвалы глубокие,

Не берут ее золотой казны;

А худым, ведь, свои думушки думают:

Хотят обернуться черными воронами

С носами железными,

Они хотят расклевать добра молодца,

Того ли Илью Муромца, Ивановича.

И бросалась молода жена Соловьевая,

А и молится, убивается:

«Гой еси ты, удалый добрый молодец!

Бери ты у нас золотой казны, сколько надобно;

Отпусти Соловья-разбойника,

Не вези Соловья во Киев-град!»

А его-то дети, Соловьевы,

Неучливо они поговаривают,

Они только Илью и видели,

Что стоял у двора Соловьиного.

И стегает Илья, он, добра коня,

Как бы конь под ним осержается.

Побежал Илья, как сокол летит,

Приезжает Илья, он, во Киев-град,

Приехал он к князю на широкий двор,

Становил он коня посередь двора,

Шел он в палату белокаменну

И молился он Спасу со Пречистою,

Поклонился князю со княгинею

На все на четыре стороны.

У великого князя Владимира,

У него, князя, поместный пир;

А и много на пиру было князей, бояр,

Много сильных, могучих богатырей;

И поднесли ему, Илье, чару зелена вина,

Зелена вина, в полтора ведра.

Принимает Илья единой рукой,

Выпивает чару единым духом.

Стал Владимир-князь выспрашивать:

«Ты откулешний, дородный добрый молодец!

Тебя как, молодца, именем назвать,

Взвеличать удалого по отчеству?

А по имени тебе можно место дать,

По изотчеству пожаловати!»

Говорит ему Илья таковы слова:

«Есть я из славного города, из Мурома,

Со славного села Карачарова,

Именем меня Ильей зовут,

Илья Муромец, сын Иванович белы руки

Стоял-то я заутреню во Муроме,

Поспевал-то я к обеденке в столько Киев-град.

Дело мое дороженькой замешкалось:

Ехал я дорожкой прямоезжею,

Прямоезжей, мимо славен Чернигов-град,

Мимо славную рученьку Смородинку!»

Говорят тут могучие богатыри:

«А ласково солнце, Владимир-князь!

Во очах детина завирается:

Под городом Черниговом стоит силушка неверная,

У речки у Смородинки Соловей-разбойник,

Одихмантьев сын. Залегла та дорога тридцать лет,

Оттого Соловья-разбойника!»

Говорит Илья таковы слова:

«Владимир-князь столько-киевский

Соловей-разбойник на твоем дворе,

И прикован он ко правому стремечку,

Ко стремечку, ко булатному!»

Тут Владимир-князь столько-киевский

Скорешенько вставал он на резвы ноги,

Кунью шубоньку накинул на одно плечо,

Шапочку соболью на одно ушко,

Скорешенько бежал он на широкий двор,

Подходит он к Соловью, к разбойнику.

Выходили туго князи, бояра,

Все русские могучие богатыри:

Самсон, богатырь Колыванович,

Сухан богатырь, сын Домантьевич,

Святогор богатырь и Полкан другой

И семь-то братов Збродовичи,

Еще мужики были Залешане,

А еще два брата Хапиловы,

Только было у князя их тридцать молодцов.

Говорил Владимир Илье Муромцу:

«Прикажи-ка засвистать по-соловьему,

Прикажи-ка воскричать по-звериному!»

Говорил ему Илья Муромец:

«Засвищи-ка, Соловей, только в полсвиста соловьего,

Закричи-ка только в полкрика звериного!»

Как засвистал Соловей по-соловьему,

Закричал злодей, он, по-звериному:

От этого посвиста соловьего,

От этого от покрика звериного,

Темные леса к земле поклонилися,

На теремах маковки покривилися,

Околенки хрустальные порассыпались,

А и князи и бояри испужалися,

На корачках по двору расползалися,

Попадали все сильные могучие богатыри,

И накурил он беды несносные...

А Владимир-князь едва жив стоит

Со душой княгиней Апраксией.

Говорит тут ласковый Владимир-князь:

«Ах ты, гой еси, Илья Муромец, сын Иванович!

Уйми ты Соловья-разбойника!

А и эта шутка нам не надобна!»

Садился Илья на добра коня:

Ехал Илья в раздельице, чисто-поле,

Срубил Соловью буйну голову,

Рубил ему голову приговаривал:

«Полно-тко тебе слезить отцов, матерей,

Полно-тко вдовить молодых жен,

Полно спускать сиротать малых детушек!»

Тут Соловью и славу поют!

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую - собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему - меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего - только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, - это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у неё вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать - Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.