Ребенок кусается – нормально ли это? Ребенок кусается – как справиться с проблемой

Одно дело если малыш кусает фрукты или овощи, и совсем другое, если он кусает остальных членов семьи. Не хочется выслушивать претензии от сверстников в группе на детской площадке, или от воспитателей в детском саду. Как отучить ребенка кусаться быстро — вопрос, который волнует родителей, столкнувшихся с такой проблемой.

Мир для малыша в 1 годик является огромным полем для исследования. Как же понять свойства вещей, не попробовав их на вкус? Для нормального развития хватать и тянуть все в рот или кусать необходимо. Тем более, когда режутся очередные зубки. С пеленок годовалый малыш охотно сосет кулачок или пустышку. Те, кто находятся на грудном вскармливании, могут укусит за грудь во время кормления. Прорезывание зубов заставляет чесать и тереть десна, тем самым унимая зуд.

Врачи – педиатры сходятся во мнении, что кусаться свойственно абсолютно всем без исключения, их точку зрения так же разделяет народный доктор Комаровский, что можно узнать из видео на его сайте. Некоторые малыши быстро перестают кусаться, когда у других укусы и щипание посторонних людей перерастают в дурную привычку. Как отучить ребенка кусаться в 1 год — вопрос, который волнует молодых мам особенно остро.
Если речь идет о возрасте до 1,5 лет, можно выделить основные причины укусов.

  • У малыша режутся зубки. Появление зубов доставляет огромный дискомфорт малышу. Десна набухают и зудят, и если маленькому человеку что-то удается пожевать, то неприятные ощущения на время пропадают. Помощь родителям в данном случае окажут специальные гели, их много на аптечных прилавках. Лучше выбирать гели с небольшим количеством лидакоина в составе. Существуют так же специальные свечи при болезненном прорезывании зубов. Для облегчения зуда можно использовать специальные прорезыватели, в народе их называют «грызунки». Игрушки – прорезыватели выполняются из пластмассы, дерева или силикона. Есть так же «грызунки», которые заполнены специальной жидкостью, их необходимо поместить в холодильник для охлаждения, затем дать малышу.

  • Отучить годовалого ребенка кусаться можно, если понимать, что укусы происходят намерено. Такая ситуация может возникнуть из-за активности ребенка. Он еще плохо умеет сдерживать свои эмоции, поэтому, заигравшись, может укусить взрослого. Важно пресекать такие порывы эмоций на корню. Реакция на такое поведения должна быть однозначно негативной, нужно показать всем видом, что вам очень неприятна такая игра и больше играть вы в нее не намерены.
  • Если ребенок все еще продолжает кусаться в возрасте около 2 лет, то такая ситуация требует срочной корректировки. Причиной укусов в таком возрасте может быть излишнее проявление своего «эго». Обычно в этом возрасте кроха идет первый раз в детский сад. Новые знакомства подразумевают появления новых друзей, однако вместо этого малыш только и делает, что кусает других или щипается. В этом случае обязательно провести разъяснительную беседу, постараться объяснить, что он причиняет боль другим ребятишкам. Высказать мнение о том, что дружба при таком ужасном поведении ни с кем не сложится. Как отучить ребенка кусаться в детском саду — этот вопрос можно решить совместными силами родителей и воспитателей.
  • Малыш уже значительно подрос, а от недовольных воспитателей и родителей дошкольников вдруг посыпались жалобы, что он искусал половину детей в саду. . Поскольку ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять серьезный разговор, стоит немедленно поговорить и выяснить причину такого странного поведения. Узнайте, может быть, малыш взял с кого-то пример, или кто-то его обижает. В любом случае не ругайте, а объясните, что кусаться — это не выход из конфликтных ситуаций.

Чувства и эмоции

Некоторые дети не испытывают проблем с общением, и легко находят общий язык со сверстниками, другим, наоборот, сложно пойти на контакт. Важно научить своего сына или дочь правильно показывать свои эмоции в рамках этикета. Прежде всего, нужно говорить о своих положительных чувствах, симпатии или любви к кому-то. А если вдруг с кем-то из воспитанников детсада малышу не нравится общаться, то стоит просто не играть с ним, но ни в коем случае не обижать его.

Выплеск эмоций

Чаще всего кусаются те, у кого внутри преобладает буря эмоций. Ребенка в возрасте 3 лет уже можно смело отправить на спортивные занятия для того, чтобы направить скопившуюся энергию в верном направлении. Отличным вариантом будет секция борьбы, у-шу или хореографии, заметный положительный эффект оказывают занятия в бассейне.

Как искоренить вредную привычку

  • Главное — пресекать такие проделки и в меру наказывать за неверное поведение. Вскоре ребенок перестанет проявлять агрессию таким образом.

  • Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.
  • Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
  • Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.

Ошибки, которые часто совершают родители

Некоторые малыши привлекают внимание взрослых таким способом. Крайне нежелательно заострять на инцидентах внимание. Наказывая ребенка чрезмерно сильно, родители рискуют получить обратную реакцию, он может начать вредничать и кусаться назло. В такой ситуации лучшим решением будет награждать своим интересом. А вот инциденты укусов лучше оставить без внимания.

Плохой идей, является наказание ребенка ремнем. Педагогика, как и любая наука, не стоит на месте, поэтому большинство исследований в области физических наказаний показали, что такой способ воспитания крайне нежелателен. Если наказывать ремнем, то со временем между родителями и малышом вырастет стена не понимания и недоверия. Те родители, которые бьют своих детей, на самом деле делают это от безысходности и собственного бессилия.

Кричать и повышать голос на ребенка так же бессмысленно, как и бить его. Возможно, что при родителях он будет вести себя прилично и достойно, но оказавшись без строгого надзора родственников, непоседа вновь может проявить скопившеюся агрессию.

«Драчливый» ребенок, что делать в такой ситуации?

Чаще такая проблема касается родителей мальчиков, хотя из всех правил бывают исключения — некоторые девочки могут легко дать фору маленькому «защитнику отечества». Проявление любого вида агрессии является следствием того, что малыш подвержен стрессу. Чаще всего стресс локализуется в семье малыша. Многие факторы ведут к этому состоянию.

  • Развод родителей.
  • Смена места жительства.
  • Появление на свет младшего брата или сестры
  • Начало посещения детского сада

Если семейная лодка дала трещину, то малышу необходимо объяснить, что родители по-прежнему любят и дорожат им.

Если в семье появилось пополнение, то маме стоит уделить повышенное внимание своему первенцу, чтобы исключить ревность. Можно попросить бабушек погулять с грудничком, а со старшим ребенком отправится в парк или кино. Он будет чувствовать себя любимым и не будет испытывать чувства неприязни к братику или сестричке.

Часто дети испытывают стресс начав ходить в детский сад. Разлука с мамой заставляет их сильно нервничать. Выбора у большинства современных мам, к сожалению, нет, и им приходится выходить на работу при первой же возможности. Малыш обижается, что мама оставила его в саду одного, поэтому придется отучать ребенка кусаться, щипаться и даже драться.

Совет родителем таков: приучайте к саду постепенно. Сначала нужно ходить лишь на несколько часов в день, потом можно оставаться до дневного сна, и только спустя месяц уже можно забирать ребенка вечером. Некоторые начинают ходить в садик сразу на целый день, но радоваться такому факту преждевременно, так как большинство из них после нескольких месяцев посещения дошкольного учреждения начинают капризничать.

Когда требуется помощь специалиста?

Если вопрос — как отучить ребенка кусаться в 2 года — так и не решен, и родители не смогли справиться самостоятельно, то стоит обговорить эту проблему со специалистом. Обратится за помощью, следует к детскому психологу в том случае если:

  • ребенок уже большой, но продолжает кусаться в 3 года;
  • он причиняет своими укусами сильную боль;
  • издевается над животными;
  • не слушает вас и не прекращает свое агрессивное поведение.

На сеансах у психолога должны присутствовать все члены семьи. Важно соблюдать рекомендации специалиста не только в кабинете на приеме, но и дома. Тогда поведение ребенка корректируется значительно быстрее, и вредная привычка кусаться пройдет, не оставив и следа.

Чем старше становится ребенок, тем тяжелее скорректировать его поведение. Существует так же народная английская мудрость, относящаяся к воспитанию: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Обратите внимание на свое поведение и обстановку в семье. Устраните весь негатив, и тогда вы сможете вырастить уравновешенного, открытого к общению и счастливого ребенка.

Некоторым родителям приходится решать проблему, когда их малыш вдруг начинает кусаться. Причин для такого поведения может быть много. Важно точно их определить и предпринять действия, чтобы отучить ребенка от этой привычки.

Почему ребенок кусается

Как правило, малыш начинает проявлять склонность к кусанию в то врем, когда у него прорезываются зубки. В этот период он еще не осознает своих действий. Задача родителей в этом случае – помочь крохе. Если же ребенок продолжает кусаться и в более старшем возрасте, то необходимо объяснять малышу, что он себя ведет плохо и некрасиво.

Такие ситуации очень часто случаются в детских садах и на игровых площадках. В этом случае кусание проявляется как первый способ защитить себя.

Причины, по которым малыш начинает кусаться:

  • Желание кусаться возникает у детей в состоянии , а также как результат отчаяния или беспомощности.
  • Некоторые дети стремятся таким образом выразить недовольство чем-то или хотят обратить внимание взрослых на себя.
  • Некоторые дети кусаются, потому что чувствуют боль в .
  • В маленьком возрасте ребенок познает мир через вкус. Поэтому кусание может быть проявлением узнать что-то новое.
  • Если ребенок чувствует себя слабее соперника или не знает как по-другому постоять за себя.
  • Малыш может мстить за обиду.
  • Кусание у некоторых детей – это способ завоевать лидирующее положение.

В любом случае родители должны незамедлительно предпринять эффективные меры, чтобы прекратить такое поведение ребенка и отучить его от этой привычки. Ответные действия должны быть совершены сразу же после совершения проступка. Но при этом важно не повышать на малыша голоса и не бить его. Замечание должно быть сделано строгим голосом, спокойно, чтобы ребенок понимал, за что его ругают.

Что делать, если ребенок кусается

Для начала понаблюдайте за своим малышом и выясните, в каких именно ситуациях он стремится укусить. По возможности вам следует предпринять меры, чтобы не допустить такого поведения малыша и разрешить конфликт другим способом.

Всякий раз когда вы видите, что ребенок собирается укусить, вы должны закрыть его рот ладонью, чтобы создать физическое препятствие и не допустить укуса. При этом скажите строгим и решительным голосом, что кусаться нельзя. Конечно, с первого раза малыш не поймет этого. Но на 10 раз или на 20-й ваш запрет будет понят. Важно, чтобы все взрослые, окружающие малыша, реагировали подобным образом, а не умилялись его действиям.

Не бейте ребенка и не кричите на него. Ребенок кусается от переполняющего его чувства злости и беспомощности. В этот момент он не осознает своих действий. Наказание будет еще больше провоцировать малыша на агрессию.

Вам надо помочь ребенку выразить свои эмоции словами. Например, расскажите ему о мальчике-кусаке, его поведении и к чему оно привело. Предложите малышу поучаствовать в этой сказке, пусть он предложит свои способы, как защититься от кусающего мальчика. Вы должны донести, что надо высказывать свои плохие чувства , а не кусаться.

Детям более старшего возраста полезно применять тайм-ауты. В случае недопустимого следует отлучить от игры и оставить на некоторое время в одиночестве, предложив подумать над своим поведением. Не обязательно для этого выводить малыша из игрового помещения. Достаточно просто отвести его в угол. При этом ребенок не должен ни на что отвлекаться, иначе весь воспитательный эффект сойдет на нет.

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?


Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.


Зачастую ребенок кусается не из вредности, у него есть на то определенные причины

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.


Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры - явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.


Возможная причина постоянных кусаний - дефект жевательных мышц у крохи

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.


У малыша могут резаться зубы, поэтому ему хочется "почесать" десны об маму или папу

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.


Не ругайте и не наказывайте малыша, не разобравшись в причине пробемы

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.


Объясните крохе, что кусаться - это больно

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Хотите знать, почему ребенок кусается ? Ведь эта проблема становится актуальной для многих родителей. В чём причина этого явления? Обычно дети начинают кусаться в период, когда у них режутся зубки - это понятно.

После прорезывания зубов дети перестают кусаться, но есть и такие, которые продолжают кусаться до 5-6 лет. Конечно, эта привычка пройдёт само собой, но когда она затягивается, оставлять её без внимания нельзя.

Для начала давайте разберёмся, почему малыш кусается? В раннем возрасте малыш всё тянет в рот и пробует на зуб - таким образом он познаёт мир. С появлением зубов дети случайно ненамеренно прикусывают грудь, доставляя боль маме. Но это не повод отказать малышу в грудном вскармливании.

Как кормить зубастика, чтобы привычка кусаться не закрепилась? Правильно прикладывайте ребёнка к груди: сосок должен находиться глубоко во рту, а губы и челюсти захватывают ареолу, нижние зубы прикрыты языком. В таком положении кусаться неудобно. Но в конце кормления, когда малыш наелся и отвлёкся от сосания, он может случайно укусить вас за сосок. Что делать, если такая неприятность произошла? Не пытайтесь вытащить грудь изо рта малыша - так вы сделаете хуже себе. Просто постарайтесь просунуть палец между челюстями ребёнка и освободить сосок. А можно несильно зажать крохе носик, чтобы он открыл рот.

Причиной укусов может быть и недостаток молока, заложенный носик, неправильное положение при кормлении. А если дёсны малыша набухли, воспользуйтесь специальными гелями и прорезывателями с охлаждающим эффектом. Дети могут кусаться из-за слабости мышц рта - обычно эти малыши сосут соску и запаздывают в речевом развитии. Значит, нужна стимуляция мышц рта. Для этого давайте крохе твёрдую пищу - яблоки, морковь, сухарики, орехи. Полезно надувать шарики, свистеть в свисток.

От избытка чувств

Когда малыш впервые укусил вашу руку, им двигало простое любопытство. Но даже такое невинное поведение надо пресекать. Не ругайте ребёнка, а спокойным твёрдым голосом скажите, что кусаться нельзя.

Тут же предложите резиновое кольцо, детское печенье, какой-нибудь чистый предмет, который можно грызть. Не разыгрывайте муки, не плачьте, иначе после такого спектакля малыш будет снова и снова повторять свои действия.

Дети ещё не понимают, что причиняют укусами боль. Порой они кусаются от избытка чувств, например от радости. Когда мама пришла с работы, малыш может укусить её за руку, шею, ухо. Иногда дети понимают укусы как проявление ласки к другому, поэтому малыш может укусить ребёнка на детской площадке или в гостях. Так малыш пытается показать любовь, но у него ещё нет чувства меры. Не поощряйте такие игры, не смейтесь, когда малыш вас кусает, объясняйте, что ласку можно проявлять другими способами - поцелуями, поглаживаниями.

Не заставляйте малыша просить прощения у укушенного - это его унизит. Пожалейте того, кого укусил ребёнок, покажите, что это поведение - плохое. Поговорите с малышом, спросите, почему он укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Надо было попросить у Маши или подождать, когда она перестанет играть».

В 2,5-3 года у малышей начинается период агрессии. Ребёнок кусается, когда хочется выразить свои эмоции. Например, он устал, ему жарко или хочется есть. Просто ему ещё трудно выразить чувства словами. Этот период требует от родителей большого терпения.

Больше внимания!

Постарайтесь помешать малышу сделать то, что он задумал. Как только увидите, что он хочет укусить вас, быстро оттащите его или прикройте ему рот ладошкой. Коротко и строго объясните, что кусаться плохо, люди так не делают.

Можно на некоторое время изолировать его от остальных малышей, усадить на скамейку и сказать, что он будет сидеть здесь, пока не перестанет кусаться.

Замечайте, в какие моменты кусается кроха, и постарайтесь избегать этих ситуаций. Переключайте внимание малыша на другой вид деятельности. Если долго бегал, займитесь спокойными играми, если долго сидел - предложите подвигаться.

Дети кусаются в случаях, когда чувствуют свою незащищённость. Например, когда другие дети берут их игрушки, а помощи ждать неоткуда. Помогите малышу войти в детский коллектив, научите его делиться своими игрушками и просить их у других детей. И наоборот, кусаться могут дети, которые стремятся во всём быть главными. Таким образом они демонстрируют свою силу.

Вспышки агрессии могут быть спровоцированы постоянными запретами, не дающими ребёнку нормально развиваться. Ещё одна причина - появление младших брата или сестрички. Малыш ревнует, ему не хватает внимания - вот он и проявляет своё недовольство. То же происходит, когда родители ругаются или в семье появляется новый папа. Постарайтесь решить семейные проблемы, оградите от них малыша. Дарите крохе больше внимания, любви и ласки.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво