Традиции вербного воскресенья. Приметы, обряды, заговоры и традиции празднования вербного воскресенья - хорошего понемножку

Еще с древностиславяне верили, что «дерево девяти жизней» наделено огромной силой, потому-то и раньше других пробуждается после долгой зимы и, впитывая первые весенние солнечные лучи, несет радость людям своими оживающими веточками. А еще у него множество мистических и чудесных свойств.

В ерба считалась символом непрерывности и постоянства жизни. Само ее название указывает на ее избранность – «священные ветви». Этимология ее названия связывается с верчением, вращением (веретено ), а также Веремье (врем"я – время). Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. В народной культуре это символ быстрого роста, преумножения, плодородия.

Болгары вербовыми ветками опоясывали котлы для первого доения овец, чтобы больше молока давали животные. Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров с той же целью.

Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба» . Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными.

Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для хлебов, чтобы они росли в печи так же быстро, как растет верба.

Бытовало поверье, что из вербы, растущей в глубине дремучего леса, куда не проникает ни один луч света, можно сделать волшебную дудочку – ее музыка развеселит и заставит смеяться самого грустного человека на свете, а злой, услышав ее, признается и покается во всех своих темных делах.

И еще в старину верили, что если в темном лесу найти зеленую вербу, которая никогда не слышала шума воды и пения петуха, сделать из нее свирель и заиграть, то мертвецы оживут, встанут из могил и вернутся с того света.

С приходом христианства отношение к вербе стало неоднозначным. Старую вербу считали проклятым деревом, так как, по легенде, из него были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Христа. В наказание за это та верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Иногда о странной любви люди говорили: «Влюбился, как черт в сухую вербу» .

Бытовало поверье, что нечистые силы весной спасаются на этом дереве от поздних холодов и падают прямо в воду после Вербного воскресенья, поэтому, начиная с него и до самой Пасхи запрещалось под вербами черпать воду.

А еще существовала примета: «Вербу дома посадить – себе заступ готовить» . То есть человек, посадивший вербу, умрет, когда из ее ветки можно будет вытесать лопату.

С другой стороны, ветки вербы, подобно пальмовым ветвям, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи, – это символы победы жизни над смертью. Во время богослужения их освящают святой водой и разносят по домам. Благочестивые христиане обычно хранят такие ветки в течение целого года, украшая ими иконы в домах.

В народе тесно переплелись старинные традиции с христианскими. Исстари верили, что верба наделяет здоровьем. Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали символически стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно» . И себя – тоже (чтобы прибавилось здоровья), при этом приговаривая: «Не я бью – верба бьет» . А еще стегали веточками и новобрачных или молодых девушек – для того чтобы у них родилось много здоровых детей.

Освященным вербным веточкам приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресень е пекли специальные пироги.

Почки чудесного дерева употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит хромого человека, если прикоснуться ею к его ногам; а если положить ветвь на голову и повязать платок, пройдет любая мигрень. Считалось, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя – помочь при пожаре.

Е сть несколько простых ритуалов, которые при желании можно выполнить на Вербное воскресенье.

Во-первых, «пустить» освященную ветку на воду. Она уплывет – добро и достаток «приплывут» в дом.

Во-вторых, если сжечь такую веточку, она защитит дом от пожара; а если воткнуть ее в крышу дома (или прикрепить в верхней угловой части потолка), то станет хранительницей здоровья и душевного спокойствия.

Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней – о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует неприятности и беды, притянув их к себе. Тогда следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.

Чтобы в семье не было ссор и размолвок, нужно принести в дом ветку вербы со словами: «Как Вербное воскресенье было и есть, так и мир в этом доме восстановлен».

Отправляясь на важную встречу, нужно оторвать от веточки, сохраненной с Вербного воскресенья, три почки и съесть и х, при этом напряженно думая о своем деле, и тогда вас ждет удача. Правда, пользоваться этим свойством вербы стоит только в самом крайнем случае. Постоянно, нужно или не нужно, вербу лучше не беспокоить – беспрерывные обращения к ней, которые свидетельствуют о неуверенности в себе, могут выйти боком просящему.

Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей Луны и прикрепить к ветке яркую ленту или обрывок цветной бумаги с написанной просьбой, а затем уйти не оглядываясь . Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя.

Н а Вербное воскресенье принято не только выполнять ритуалы, но и заговаривать. Так, чтобы улучшить здоровье и избавиться от головных болей, нужно за день до праздника расчесать волосы, опустить пару волосинок в воду и полить ею вербу, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с болью» . Считается, что все болезни действительно покинут человека.

В этот день можно сделать и любовный приворот. Для этого замужняя женщина должна сломать веточку и сказать:

«До тех пор, пока верба у меня лежать будет,

До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет».

После этого ветку нужно спрятать в укромное место (лучше всего за икону) и ни в коем случае не выбрасывать.

Чтобы на огороде все росло хорошо , нужно перед началом активных работ на земле подойти к «своей» вербе (растущей неподалеку от участка) и сказать:

«В чистом поле, на вольном раздолье

Огород мой (назвать свое имя) стоит, урожай мне родит.

Пусть бы дождям теплым его поливать.

Пусть бы ветрам его овевать.

Пусть бы солнцу его согревать.

Пусть бы вербе за ним надзирать.

Ты, верба, за ним надзирай, сорняки злые вырывай корнями,

Гнусов поганых отгоняй ветвями

И от всякого вора мой урожай береги, стереги.

Пусть бы земля меня наградила – хорошо мне родила.

Пусть бы меня (имя) обогатила.

Мне земля даст, а я тебе отдам, не предам».

Сказав это, следует набрать левой рукой четыре раза по четыре горсти из-под вербы, принести на свой огород и разбросать на четыре стороны, приговаривая: «Пусть земля родит, меня наградит, урожаем богатым одарит».

В ерить или не верить в волшебную силу вербы – дело каждого. Но в любом случае сходить за ней в лес или просто купить несколько веточек – значит прикоснуться к магии пробуждающейся природы. А это всегда – чудо.

В этот светлый церковный праздник отмечается Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос следовал из Вифании, где он совершил чудесное воскрешение Лазаря, в Иерусалим. Жители Иерусалима, узнавшие о необычном воскрешения Лазаря, радостно приветствовали Иисуса Христа, въезжал в город на осле, хвалебными словами: «Осанна!» (Спасение) и пальмовыми ветвями.

С тех пор традиция освящать пальмовые ветви этого дня дошла и до наших времен. У славян вместо пальм стала использоваться ива, как священный символ жизненной силы и весны пробуждается, ведь почки ивы распускаются первыми. Считается, что через цветущие ветки вербы людям и животным передается здоровье, сила и красота, что есть в этом растении. Отсюда и название шестой седмицы Великого Поста - Вербное воскресенье.

До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей ивы, которые святятся в церкви или в этот же день на вечерней службе, или на утрени в Вербное воскресенье. Освященная верба обладает удивительные магические и целебные свойства. Принадлежит для здоровья и благополучия ударять веточками всех домочадцев, особенно детей, а также домашних животных. Можно также запаривать иву и добавлять в ванну, и даже есть почки ивы. Также с веточками вербы ходят друг к другу в гости, бьют и желают здоровья и благополучия в семье.

Порка освященными ивовыми ветвями происходит утром Вербного воскресенья возле церкви или дома с приговорами:

Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез!
Не я бью, верба бьет,
За неделю - Пасха,
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля
Верба хлест, бей до слез,
Не я бью, верба бьет,
Пасха не далечко, красное яичко
Верба хлест, бей до слез.
Первая - на счастье,
Вторая - на причастье,
Третья - на здоровье!

Подготовил Андрей ПЕТРОВ , «Полтавщина»

Верба – весенняя, тихая, цветущая, когда все вокруг окутано сном, еще не отступившим зимним холодом и снегом, верба стала символом одного из церковных двунадесятых праздников.

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Всем привет! после продолжительного отсутствия я вернулась. Новостей по Теме особых нет. Но реально нужно было от нее отвлечься... иначе захлебываюсь на мелководье;)

Знаю, что опоздала с этим постом, давным-давно насобирала ссылочек по теме... Но тем не менее, поделюсь, пока хоть май не кончился.

« По попе вербочкой стучу - поздравить с Праздником, хочу!»
Раньше ребятня бегала друг за другом с ветками вербы, хлестала ими по попе, приговаривая: « Вербохлёст, бей до слёз»
http://www.proza.ru/2011/04/17/524

Древнее языческое Вербное воскресенье связано с языческим обрядом оплодотворения, ибо наличие множества детей, выраставших сильными взрослыми людьми, спасало племя от вымирания или гибели от рук врагов. Чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Обряд этот - «вербохлёст»: парни хлещут по ногам девок прутиками вербы, а те радостно визжат. Так происходило символическое оплодотворение первыми вторых. В те времена отношения полов не считались чем-то греховным (как у христиан), а воспринимались как божественный акт.

Игра - вариант обычных догонялок. Но относились к ней по-особенному. Проводилась она в вербное воскресенье и считалось, что верба дарует счастье и здоровье. Галящий догоняет участников игры и бьет их вербой, приговаривая: «Вербы хлест - бей до слез!» Или: «Бьют, чтобы быть здоровым!», «Будь здоров, как вода, а расти, как верба!» И хоть удары только что народившейся вербы болезненны, каждому хочется попасть под ее удар, под вербохлест. После того, как набегаются, все играющие одаривают друг друга пучками вербы - на счастье!

Детей своих родители слегка хлестали вербой, приговаривая при этом вербные поговорки и присказки:
Верба свята! Верба свята! Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело! Верба красна бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю Велик день
Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба-хлёст, бей до слез!

Подробнее: http://klimakter.gloryonjournal.ru/obryad-verbokhlest#ixzz2UhxY4RiU

Жители сербского Баната в Юрьев день (6 мая) опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба». Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными. Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба»

Подробнее: Обряд вербохлест. | Gloryon Journal http://klimakter.gloryonjournal.ru/obryad-verbokhlest#ixzz2UhxfJxuE

На Красный понедельник чешские мужчины ходят с так называемыми «помлазками» — сплетенными в косичку вербовыми прутиками с ленточками на конце. В былые времена такие веточки плели самостоятельно, — сейчас их можно купить в любой сувенирной лавке. Зачем же, собственно, нужны помлазки? Считается, что если мужчина слегка отшлепает ими встретившуюся на пути девушку, она станет здоровее и красивее, потому что ей передастся сила и свежесть молодой ветки.

О чешской традиции подробно и красочна рассказали в блоге http://porka-devochek.blogspot.ru : Помлазка

Я ещё слабо разбираюсь в обрядах, но зачем в Вербное воскресенье некоторые бьют вербой?
Я, когда узнал, что так делают, не мог найти этому объяснения (христианских корней), кроме как языческого обычая. Зачем нужно бить вербой, чтобы человек был здоров? Откуда пошёл вообще этот обычай, объясните неучу, потому что пока что я испытываю от такого обряда очень неприятные чувства, связанные с ощущением присутствия язычества в этом.

Интернет мне подсказал вот что:

Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес - бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.">Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес - бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.
http://pasxa.eparhia.ru/greatpost/statji/pmb/
Принято хлестать вербой и своих детей, приговаривая: «Не я бью – верба бьет, верба хлест – бьет до слез». В некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле – сберегает посевы. Распространено также верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы, что поможет прогнать его природную робость.
http://www.uralweb.ru/news/daily/2006-04-13/news_id-264525.html
Большинство календарных (и не только календарных) обрядов у славян - провоцирующего свойства, т.е. ставящих своей целью обеспечение обильного урожая, приплода скота, изобилия благ земных и т.п. Затем существует немало обрядов ограждающего, охранительного (апотропеического) свойства, защищающих от болезней, сглаза, козней нечистой силы и т.п. В этом их языческая сущность. Так, битье вербой мальчиков после обедни в Вербное воскресенье с приговором “Верба бйе, не я бью!”, известное у восточных славян (Полесье), воспринимается как забава или как добрый обычай, оживляющий весенний праздник в преддверии Пасхи. Церковный календарь закрепил за обрядом битья детей вербой воскресенье перед Страстной седмицей и тем самым во многом сохранил этот обряд, в котором приговор имеет вполне “языческую” концовку: “Будь здоров, как вода! Будь богатый, как земля, и расти, как верба!” Обряд, как и праздник, оказался подвижным (не приуроченным к определенной дате), но обряд битья скотины вербовой веткой в целях приплода скота закрепился за Юрьевым днем (23.IV. ст. ст.).
http://www.pagan.ru/mith/_mithology01.php

Такие цитаты меня только утвердили, что это просто языческий обычай. Ведь верба - это как символ жизни (после зимы воскресение), символ воскресения. Зачем же им шлёпать друг друга? Не лучше ли в таком случае просто обменяться самыми красивыми веточками?
Разуверьте меня или научите уму разуму, а то я в следующий раз запросто в ответ захлещу ветками кого угодно приговаривая те самые слова, а потом скажу, что так и надо. :)