Происхождение каблуков. Туфли на шпильке: история и современность

У каждой женщины в гардеробе есть хотя бы одна пара так называемых «выходных» туфель на умопомрачительно высоком каблуке. Невероятно, но факт: стоит женщине надеть такую обувь, она сразу чувствует себя гораздо уверенней. Туфли на каблуке никогда не выйдут их моды, потому что ради этой уверенности, легкости и свободы мы готовы претерпевать любые неудобства! Но откуда же пошла мода на такую обувь?

История моды писалась веками. Обувь, как и другие предметы имиджа, отражала эпоху. Высокий каблук завоевал своих почитательниц несколько сот лет назад, продолжая радовать модниц новыми формами. Жизнь «на шпильке» диктует новый образ, делая женский силуэт изящнее. Каблук веками претерпевает превращения, сегодня женскую обувь без этой неотъемлемой части представить трудно. Семьдесят процентов мужчин, согласно социологическим опросам, предпочитают женщин, носящих высокий каблук.

Женщина на каблуках грациозна, неспешна и изящна. Она - богиня, несущая себя сквозь толпу и приковывающая восхищенные мужские взгляды.

Однако знают ли нынешние красавицы, что сначала каблуки имели совсем другую функцию? В древнем Египте земледельцы обували ботинки с каблуком, когда шли в поле — каблук создавал упор, и крестьянам было удобнее двигаться по пахотной земле Вот его и можно считать прапрадедом каблуков.

Точную дату рождения каблука история для потомков не сохранила. Поэтому первенство Египта оспаривает и Греция. Упоминания о прообразе высокой платформы можно найти у древних греков: актеры театра использовали такую обувь (котурны) для зрительного увеличения роста. Подошвы делались из дерева или пробки. Чем выше были котурны, тем более знатного и значительного персонажа изображал актер.

Слово «каблук» заимствовано от тюркского «kabluk», которое, в свою очередь, происходит от арабского «kab», что означает «пята, пятка». В русском языке это слово встречается в письменных источниках в 1509 году. Существует много версий происхождения каблука. По одной из них впервые его прикрепили к сапогам для верховой езды, чтобы обувь не проваливалась в стремя.

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. По одной версии это был французский офицер, носивший ботфорты — тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых — наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой — первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.

Высокие военные ботфорты медленно завоевывали почитателей в мирной жизни.

Моду на красивые экзотичные чопины - обувь на цилиндрической платформе - ввели венецианские куртизанки. Ходить самостоятельно на платформе высотой от 15 до 42 см они могли только с помощью слуг или поклонников. В 1430 году чопины были вне закона. Но запрет властей уже не могли сдержать модное поветрие.

В 1533 году произошло важное событие: Катерина Медичи, особа маленького роста, надела туфли на каблуках на свадьбу с французским принцем Генрихом де Валуа, будущим королем Франции Генриха II. Высота каблука равнялась примерно пяти сантиметрам. Туфли, подобные тем, что сделали для нее в Италии, стали носить при французском дворе, королева Англии Мария Тюдор, тоже невысокая, ввела моду на обувь c каблуком для мужчин и женщин.

В 1660 году сапожник Николас Лестаж сделал для короля Людовика XV роскошные туфли с вышивкой, изображающей батальные сцены, с 10-сантиметровыми каблуками. Вслед за королем такие туфли надела Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV, поскольку была очень маленького роста.

В XVII веке модными были не только военные сапоги, но и светские. А на каблуках ходят как мужчины, так и женщины. Каблук мужских туфель мог быть даже 7-сантиметровым. Считается, что моду на такие каблуки начал невысокий Людовик XIV, который стеснялся своего роста. Где-то в конце века вместе с облегающими трикотажными чулками появляются сапожки, напоминающие нынешние мужские туфли. Иногда их украшали больше, чем женские туфли. Тогда же и возник известный красный каблук, которой разрешалось носить только дворянам.

А вот женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки. Ввиду такой восторга императоры должны были выдавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по состоянию. Понятно, что высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Наверное, крестьяне не очень то и обижались, а как говорят, специалисты ходить на таких каблуках было не удобно, ведь не было супинаторов.

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг

Кстати, до этого века не было разницы между ботинком на правую и левую ноги — колодки делали одинаковыми. И именно благодаря каблукам, которые требовали устойчивости, обувь стали делать на разные ноги.

В это время короли начали издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям: самые высокие каблуки были привилегией знати, двора и членов королевских семей.

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела. Английский парламент постановил казнить как ведьм женщин, которые носят каблуки. Причина? Оказывается, туфли на каблуках - колдовское средство, заставляющее мужчин жениться помимо их воли, которые повинуются слепому инстинкту. Что ж, на мужчин каблуки, похоже, и вправду, действуют безотказно. Недаром в своей автобиографии знаменитый ловелас Джованни Казанова блаженно описывал красоту женских ног, обутых в туфли на каблуках…

В XVIII веке каблуки становятся исключительно женским. И в моде опять же высокий каблук — 10-12 см. Меняется его форма и толщина, его обтягивают бархатом и инкрустируют драгоценными камнями. Обувь становится произведением искусства. Относительно высоты каблуков, то известный любимчик женщин Казанова говорил, что придворные дамы «как изогнутые кенгуру передвигаются по комнате вприпрыжку, рискуя потерять равновесие и сломать себе шею».

Также нездоровое увлечение «высокой модой» осуждала православная церковь. А во время французской революции врачи и философы выступали против узких туфель на высоких каблуках — их считали вредными для здоровья. Поэтому модными стали туфли-тапочки на тонкой подошве, в которых было удобно танцевать.

В России к концу этого века каблуки тоже стали «модой вчерашнего дня», уступив место узким тапочкам без каблука с приподнятым носком, которые называли стерлядка.

Каждый век изменяло и дополняло как именно обувь, так и каблук. По ботинкам можно понять куда направляется их владелец. На прием и парады надевали черную обувь, на охоту и прогулки — коричневого цвета. Также по обуви определяли к какому сословию принадлежит человек.

У словянских народов в частности праздничными считались сапожки (бархатцы), которые шили из сафьяна красного, зеленого, желтого цветов, с несколько задранными вверх носами, невысокими голенищами и высокими, чем в мужских сапогах, каблуками. Однако в них могли ходить только состоятельные люди.

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась.

Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

С середины XIX века шелковые туфли придворных дам заменяют кожаные Полуботки. Тогда и придумываю каблук-»рюмочку» , который был популярен почти 50 лет подряд.

И только в XX веке форма обуви начинает напоминать форму стопы, стельки становятся асимметричными. Туфли видоизменялись с неприличной скоростью. Каблуки делали то высокими, то низкими. Иногда тонкими как гвоздь, а иногда широкими, как мебельные ножки, а иногда выгибали так, что складывалось враг словно он хотел сбежать из-под пятки своей хозяйки. А модной обувью в начале века считались лакированные или шнурованные сапоги со светлым верхом и черными лакированными каблуками.

Знаменитая изящная шпилька появилась лишь в 1950 году: итальянский модельер Сальваторе Феррагамо после серии удачных экспериментов с обувью на платформе, выпускает в свет свое изобретение - высокий тонкий каблук.

Именно в 50-х годах этого века Дом моды Диор создает современные шпильки. Это стало фурором в мире моды. Сейчас каждая женщина имеет в своем гардеробе хотя бы одни туфли на шпильке, ведь считается что они модные всегда.

«Я никогда их не надену, они ужасны!» — Так 1936 ответила одна барышня на предложение сапожника — итальянца Сальваторе Феррагамо — померить босоножки на танкетке. Придумал их мастер случайно — из-за недостатка высококачественной стали, из которой изготовляли супинаторы. Чтобы не ремонтировать постоянно туфли Фррегамо решил заполнить пространство между пяткой и носочные частью пробковым деревом. И несмотря на такую реакцию первого клиентки мастера, танкетка стала сенсацией, мода на нее обошла весь мир. Ведь создавая эффект высоких каблуков, танкетку значительно удобнее носить.

Полюбоваться обувным произведением модного дома Феррагамо можно в знаменитом кинофильме Билли Уайлдера «Зуд седьмого года», где легендарная Мэрилин Монро кокетливо опускает белую юбку, развевающуюся от ветра.

Обувь начала XX-го века

Туфли Анны Павловой (1923 г.); вечерние туфли, 1925 г.

Мода 1930-х годов

Туфли Salvatore Ferragamo, 1935-36 гг

Американские вечерние туфли 1935-40 гг; туфли Steven Arpad 1930-х годов

Американские туфли 1937-39 годов

Фрунцузские туфли 1936, туфли в стиле ар-деко, туфли Steven Arpad 1930-х годов

Босоножки на платформе, 1940-е гг

Туфли, произведенные Newton Elkin Shoe Co. в 1945-46 годах

Туфли Salvatore Ferragamo и Albion, начало 1950-х гг

Женские туфли середины 1950-х гг

Туфли, созданные Роже Вивьером для Christian Dior, 1958-1960 гг

Вечерние туфли Марлен Дитрих


Сапоги и полусапоги конца 1950-х - начала 1960-х годов

Сейчас, так же, как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы зрительно удлинить ноги, подчеркнуть свое изящество. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

brand-in-trend.ru/blog/detail.php?ID=465982&SECTION_ID=459

    Первые аналоги каблуков, согласно мнению ученых, появились примерно в XII веке. Этот элемент обуви в то время представлял собой небольшие твердые нашлепки, которые полагалось приколачивать к туфлям.

    В то время каблуки носили в основном мужчины: дело в том, что благодаря такой детали всадникам было гораздо легче держать ноги в стремени даже во время быстрой скачки.

    Несколько спустя обувь на каблуках «перекочевала» гардероб. Есть несколько теорий о том, кто именно их создал. Популярно мнение, что на каблуках изобрели в XVII веке из испанского города Кордова, притом назвать мастеров, увы, теперь не может никто. Согласно другой версии, их создала мадам Помпадур, всемирно известная фаворитка французского короля Людовика XVI. Дело в том, что эта дама не отличалась высоким ростом и, стремясь хотя бы визуально исправить этот недостаток, носила высокую обувь со специальными подпорками-каблуками. Ее идея показалась столь интересной многим придворным дамам, что вскоре туфли на каблуках носили очень многие знатные женщины.

    Кто придумал каблук-шпильку

    Известно, что до 1950-х гг. каблуков-шпилек еще не существовало. Тем не менее, хотя с той поры прошло сравнительно немного времени, уже никто не может точно назвать имя изобретателя такой популярной детали женской обуви. Авторство в данном случае приписывают сразу нескольким людям, среди которых Роджер Вивье, Сальваторе Феррагамо, Шарль Журдан, Раймоне Массаро.

    Каждый из мастеров так или иначе повлиял на дизайн современных шпилек. Хотя и нельзя сказать, кто из них придумал тонкие высокие каблуки, можно смело утверждать, что все они способствовали улучшению этой детали обуви.

    Создателем первых высоких каблуков с металлическим стержнем считается Сальваторе Феррагамо. Этот итальянский дизайнер перепробовал множество вариантов конструкции обуви и в итоге предложил модницам роскошные туфли с металлическим стержнем-стилетом. Однако есть теория, согласно которой первым изделие изобрел Роджер Вивье, один из сотрудников модного дома Кристиана Диора, предложивший в свое время большую коллекцию туфель на каблуках. В пользу этой теории говорит и тот факт, что Роджер Вивье изобрел для королевы Елизаветы уникальные босоножки на каблуках, украшенных рубинами. Наконец, некоторые исследователи уверяют, что изобрел каблуки-шпильки Раймоне Массаро, когда делал эксклюзивные туфли для Марлен Дитрих.

    Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве. В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца). Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком. На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей. В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги. Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка». Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю. Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV). Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой. В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.


    Древний мир

    В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

    Египту история должна и изобретением каблука, без которого нереально представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а обыкновенные землепашцы, которым каблуки создавали нужный упор, чтоб легче было передвигаться по рыхловатой земле.

    Знатные римляне поначалу надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Позже им понравились греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на их возникли вышивки, железные декорации в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

    Была особая обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а путаны носили сандалии - чтоб показать красоту собственных ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтоб она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

    Барокко
    Как ни удивительно, законодателем моды эры барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - томные высочайшие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

    Высочайшие каблуки были необходимы, чтоб при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Вообщем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так длилось до конца XVII века, когда возникли обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высочайшем и узком каблуке, что дамы могли ходить на их, лишь делая упор на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабенького пола, и мода на каблуки стала повальной. Сейчас цари обязаны были издавать особые указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в данный раз самые высочайшие каблуки были преимуществом знати и членов королевских семей. Тогда же возник известный красноватый каблук, отличавший дворянство от иных сословий.

    Эпоха революций
    Французская революция 1789 года лишила дам больших каблуков практически на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эры напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила мысль “упрощения” стиля жизни. Докторы, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узеньких туфель на больших каблуках и, как ни удивительно, одержали победу. На парижских улицах возникли дамы с недлинной стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту таковая мода не понравилась. Мода отдала задний ход, и в гардероб парижских красоток возвратились и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение отлично плясать в то время числилось обязательным, а что быть может удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на узкой кожаной подошве?

    Век прошлый был реальным триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала наиболее практичной. Опосля 2-ой мировой войны химики открыли капрон и целофан. Сейчас новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

    История каблука

    Совершенно не понятно, как дамы жили до 1950 года. Ведь до этого времени не было каблуков шпилек!!! С той самой поры дамы сознательно портят ноги ради моды.
    Правда, 1-ые каблуки возникли у восточных всадников еще в 12 веке, но именовать их каблуками трудно. Это были некоторые нашлепки, которые служили для очень практичных целей: мужчины приколачивали их к туфлям, чтоб нога прочно держалась в стремени при скачке. А вот кто и когда изобрел реальный каблук, точно непонятно, но принято считать, что вышло это в 17 веке в Испании с легкой руки мастеров из городка Кордова. Они разработали структуру и конструкцию каблука, основными формами которого были скошенные вовнутрь и "французские" - с "талией" в центре. Со временем форма претерпевала разные конфигурации и, в конце концов, в 1950 году итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо в качестве опоры для каблука предложил долгий металлической стержень-стилет. И, таким образом, стал папой известной шпильки.
    Хотя авторство сотворения первого каблука-шпильки приписывают и Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на больших тонких каблуках различной формы. Приблизительно в это же время во Франции Шарль Журдан делал высочайший узкий каблук на собственных моделях.

    Кто придумал шпильку?

    История возникновения "шпильки" закутана обилием легенд. Сходу несколько именитых европейских обувщиков претендуют на почтенное звание изобретателя этого каблука. Посреди их два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо.
    По одной из версий первым все-же был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Британской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, испещренных рубинами. Модель была так необыкновенной, что Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Калласс сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для их нечто схожее. Роже не мог отказать. Не сумел он отказать и миллионам обычных дам, скоро смекнувших, что дама на больших каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софии Лорен, Элезабет Тэйлор, жена шаха Ирана Фара и баронесса Виндзорская. Все они с схожим нетерпением ожидали новейших моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.
    Вообщем, более именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Конкретно ему некие исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высочайшем каблуке, увенчанном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, ежели верить Раймоне, он выдумал эту модель еще ранее. Графиня Бисмарк (жена правнука Стального Канцлера и крупная поклонница таланта Моссаро) имела в собственном арсенале тыщу (!!!) пар обуви данной марки. А некоторая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" от Массаро на наиболее спокойный каблук, здесь же сломала щиколотку. Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", увенчанной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью дизайнер признался, что создал их не для реализации, просто выполнил свою давнюю мечту. Позднее мечту Массаро заполучила неизвестная дама за миллион франков. Поднять "шпильку" на высоту наиболее 10 см додумался Сальваторе Феррагамо. Вышло это в 953 году. Нельзя сказать, что дамы были в восторге от задумки итальянца и к придуманным им каблукам относились сначала очень настороженно. Предпосылки на то были очень суровые: 1-ые "шпильки" от Феррагамо были древесными и просто ломались. Зато опосля того, как Сальваторе додумался насадить высочайший каблук на железный стержень и облечь его в кожу либо пластик, каблуки-стилеты произвели реальную революцию. К Феррагамо выстроилась целая очередь из звезд и царствующих особ. Одной из первых в данной очереди оказалась Мерлин Монро. Сделанные Феррагамо туфельки украсили её тонкие ножки в именитом эпизоде, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает платье актрисы. Позднее эти самые туфельки были проданы на аукционе за 40 восемь тыщ баксов.

    Столбик, клеш, танкетка, клиновидный, венский, ковбойский… Все это - о каблуке.

    О гении, создавшем основу, поднимающую вас над окружающими, история умалчивает, как и о точной дате ее создания. Известно лишь, что сам термин, похоже, произошел от тюркского kabluk, а если копнуть еще глубже, то от арабского kab - «пятка». При этом высокую обувь на плоской подошве - котурны - носили все-таки греки, отсюда и осторожное предположение, что прадеды каблука - те самые деревянные «копытца».

    Впрочем, каблуками котурны не стали. А их потомки перекочевали на залитые нечистотами улицы средневековой Европы. Последние напоминали калоши на платформе, носились поверх туфель и назывались сабо (хотя, например, в Италии у них было свое название: цокколи, чопины и пьянелле). Интересно, что их больше всего полюбили женщины, причем те, которые проживали в городе всех влюбленных - Венеции. Считалось, что такая обувь не только спасала от грязи, но и показывала уровень благородства и величия венецианских дам. Это «величие» было не таким уж великим - несколько сантиметров, но иногда достигало и 20.

    В азиатских странах ни о каком благородстве не помышляли и носили подобную обувь - она называлась кабкаб - в бане, чтобы пятки не обжечь.

    Каблук как таковой появился на Востоке - в Персии. В Средние века обувь с утолщением под пяткой была атрибутом наездников - устройство удерживало ногу в стремени.

    В Европу каблуки пришли во времена правления французского короля Людовика XIV - период, когда каждый второй хотел быть охотником и виртуозным наездником. Сапоги на высоких каблуках считались не только признаком аристократического статуса, но и символом мужественности. Новинка пришлась по душе и военным, которые надевали обувь на каблуке для того, чтобы было удобнее передвигаться и на лошадях, и пешком.

    Вслед за мужчинами на деревяшку с пяткой обратили внимание дамы. Так, в XVIII веке появилась знаменитая «голубиная лапа» - очень изогнутый каблук, который позволяет зрительно сократить длину стопы. Этот вид обуви оставался популярным не один десяток лет (его можно увидеть даже сегодня) - причем не только у женщин, но и у мужчин.

    Каблук то выходил из моды, то вновь возвращался в нее с триумфом. Интересно, что в середине XIX века очередному витку его популярности способствовала порнография. Вернее, фотографии с порнографическим содержанием. Тогдашние фотографы снимали обнаженных женщин, которых при этом водружали на туфли с высоким каблуком. Это был фурор: каблук на обнаженной женской ножке стал для мужчин фетишем.

    А потом появилась шпилька. Создателем «булавки для насаживания мужских сердец» считается итальянский модельер Сальваторе Феррагамо, который создал такой каблук в 1950-е годы специально для фильма «В джазе только девушки» и его главной героини в образе Мэрилин Монро. Так самая сексуальная женщина XX века и прожила свою яркую, но короткую жизнь - на «острие иглы».