Аналитическая психология К.Г.Юнга о сновидениях. Значение снов по соннику карла юнга

Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Итак, коснемся практических аспектов учения Юнга. Прежде всего, это анализ сновидений. Для юнгианца мир сновидений столь же ценен, как и мир внешний (но не больше, как у невротичных романтиков). В некоторых психологических группах считается дурным тоном говорить: «Это произошло на самом деле или только приснилось?», правильно этот вопрос должен звучать так: «Это произошло с тобой в мире сновидений или в физической реальности тоже?». Юнг придавал колоссальное значение сновидениям, начиная с самых первых, из раннего детства. Многим ключевым решениям своей жизни, впоследствии оказавшимся полностью верными, он был обязан именно наитию из сновидческого бессознательного.

Впервые к миру сновидений обратился Зигмунд Фрейд, назвав их «королевской дорогой в бессознательное». При некоторой узости подхода Фрейда мы не можем не отдать ему должное, как величайшему первооткрывателю. Поскольку мы уже знаем, что бессознательное – не свалка подавленных желаний, а полноценная активная творческая сила, становится понятно и ироничное перефразирование Фрейда учеником Юнга Джеймсом Хиллманом – «сновидение – королевская дорога к бессознательному с двухсторонним движением».

Согласно гипотезе Фрейда, сны всегда содержат скрытые сексуальные символы. По Юнгу наоборот, даже самые сексуальные сцены сновидения могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с учением Юнга эти обвинения выглядят смешными: человека, который полагал, что в образ бога должно быть привнесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга, очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного, сведение всего к одному началу, будь даже оно столь важно, как сексуальная функция – нереалистично и ограничено.

Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидений. Его метод отличается великолепной разработанностью и многослойностью. В отличие от Фрейда и других исследователей того времени, Юнг, зная о необозримой силе бессознательного, утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (как отражение актуальной ситуации), но и конструктивно-синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своей имеет целью индивидуацию, и только неправильное понимание смысла сновидения может заставить личность регрессировать. В каждом сновидении есть некоторый посыл, который служит расширению сознания и его выходу на принципиально новый уровень.

Это достаточно легко понять, если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть с кошмарами? Кошмар имеет свою позитивную функцию: он выносит на уровень частичного осознания некий кризисный процесс, доселе находящейся в тьме неведения, и даёт сновидцу возможность осознанно работать с конфликтом, доселе полностью закрытым.

Рассмотрим этот тезис на примере. Мне в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие на всю мою жизнь:

«Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я испытаваю бессилие и бесполезность сопротивления, ощущаю, как с каждой её (полуженщины-полупантеры) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же бессилен что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: «Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила, сопротивляйся». Но увы, всё, что я могу, это только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь».

Чтобы понять значение и смысл данного сновидения, необходимо разобраться, из чего же состояла жизнь сновидца до того, как ему это приснилось.

На тот момент я переживал достаточно сильную психологическую регрессию в детство, активно поощряемую матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени, когда приснился сон, я всё больше терял себя, наполняясь приятными фантазиями, уводящими от мира.

Вялое и безжизненное состояние компенсирует кошмар, который стал подлинным пробуждением. В сновидении я увидел свою актуальную ситуацию и истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны.

Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем. Здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией, несомненно, будет сам фон кошмара и потеря себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в данном случае была голосом индивидуации.

Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность анализировать свои сновидения по прошествии некоторого времени. То, что кажется непонятным или просто было упущено при первом анализе, через некоторое время может стать очевидным.

Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего (отсюда извечный интерес к сновидению как к внутреннему оракулу). Тем не менее, универсального ключа к ним нет, и анализировать сны, ставя акцент на их провидческую способность, ошибочно – можно запросто получить хороший невроз.

По мнению «классических» психоаналитиков, сновидения шифруют, маскируют «истинные», но «запрещённые» желания. Юнг чётко не соглашался с этой гипотезой и утверждал, что изначальный посыл бессознательного – в желании быть понятым, передать некую информацию сознанию. Если происходит непонимание, то потому, что сознание и бессознательное говорят на разных языках. Язык сознания – слова и концепции; язык бессознательного – символы и образы.

С точки зрения фрейдистской школы, нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и, к примеру, ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется, такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможным вместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для юнговской школы меч и ключ являются символами активного принципа бытия – ЯН, но проявляющиеся совершенно по-разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца, который видит, что убивает ножом женщину, и сновидца, который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными как проявление желания половой связи по меньшей мере ненаучно. В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна, и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии и предположить, что сейчас сновидец находится в фазе новых открытий себя или мира.

Перейдём непосредственно к методу анализа сновидений. Поскольку мы понимаем, что сновидение ничего не прячет и не скрывает, наша задача при анализе – как можно сильнее расширить поле значений образов сновидения. Существуют два метода, которые великолепно дополняют друг друга. Первый метод – циркомамбуляция (круговое обхождение), выражается в собирании как можно большего количества ассоциаций с образом сновидения. Здесь надо дать волю своему воображению, при этом не позволяя себе уходить от конкретной темы сновидения. Таким образом мы узнаём смысл сновидения для личного бессознательного или «первого этажа» сновидца. Самая обыкновенная банка варения в сновидении может представлять что угодно – от воспоминаний детства до метафоры карьерного роста, и только обильные ассоциации могут прояснить, что же именно означает данный образ.

Другой стороной циркомамбуляции является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати, метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам, возникшим вследствие любого вида творческого воображения.

Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным и корнями уходит в бессознательное коллективное. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд и т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологии, то по мере обхождения у него неизбежно будут появляться ассоциации, связанные с архетипическим значением сновидения.

Рассмотрим, к примеру, сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции:

«Я нахожусь на окраине Калуги в районе Тайфун. Еду на машине в аэропорт по запретному району. Я понимаю, что могу не прорваться, но, тем не менее, делаю попытку. Внезапно я вспоминаю, что недалеко от меня ученые открыли дыру в пространстве, войдя в которую сразу оказываешься на Марсе. В эту дыру ученые посылают очень рискованные экспедиции, ибо температура на Марсе +200? и полностью отсутствует кислород. Ученые отправили туда аппараты наблюдения и установили, что сам мир Марса имеет магические возможности и способен исполнять желания тех, кто там оказался. Однако это палка о двух концах, и через какое-то время происходит расплата. Так например, одна женщина захотела быть самой красивой в мире, и это было исполнено, но через год она умерла от рака кожи. Ещё один мужчина захотел получить научную славу во всём мире, но через год погиб в своей лаборатории в ходе безобиднейшего эксперимента. Только те, чей интерес к Марсу был бескорыстен, выжили, причем получили сверхспособности».

Прежде чем приступать к анализу динамики сновидения, необходимо установить значение места, где происходило действие сна. Почему-то из всех районов Калуги бессознательное выбрало для действия именно Тайфун, а в мире сновидений ничего случайным не бывает. Покопавшись в памяти, я вспомнил – там живёт моя первая любовь, отношения с которой закончились для меня крайне драматично. Она представляла первый образ моей анимы, и, следовательно, само место действия можно определить как «мир моей анимы». Причем это достаточно ранняя Анима, которая давно ушла в бессознательное. Как мы знаем, одной из самых важных функций Анимы является функция психопома, проводника. Однако она обретает эту функцию только после того, как Эго, сознание приложит массу усилий к преодолению собственных неврозов и достигнет понимания уровня личной тени. В сновидении этот район является «закрытым», «запретным», то есть те чувства, которые были мною некогда пережиты, блокируются изо всех сил. Однако проникновение в запретные районы всегда дает новые возможности. Весь дальнейший сюжет достаточно сильно напоминает сюжет фильма Тарковского «Сталкер». Появление телепорта, кстати, прямо около дома моей первой любви, говорит о том, что активное взаимодействие с Анимой позволило пробить ход между сознанием и бессознательным.

Таким образом, благодаря сну мы восстановили часть сложной психической динамики, посредством которой начинает пробиваться ось между сознанием и бессознательным. В некотором смысле данное сновидение является первым опытом столкновения с Самостью в чистом виде, и бессознательное предупреждает об опасности злоупотребления этим опытом. Пока в исследовании бессознательного тебя ведёт интерес, любопытство и инстинкт индивидуации – ты защищён и даже получаешь сверхспособности (которые, как знает всякий, кто соприкасался с Самостью, являются не метафорой сновидения, а объективным психическим фактом), но стоит начать злоупотреблять ими и использовать на реализацию инфантильных желаний – расплата будет неизбежной. Ключевой принцип взаимодействия сознания и бессознательного можно выразить следующий фразой: «Сними шляпу, поклонись до земли, но ни в коем случае не вставай на колени».

Часто бывает так, что по одному сну сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики сновидца. Наблюдая за снами, мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах, действующих в психике, и о природе его конфликта.

Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений, которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение – в зависимости от деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. Допустим, сновидения об участии в военных действиях могут означать активность тени. Чтобы понять суть такого сновидения, необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца, какие именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например, одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву, и, как показало время, это предположение оказалось верно.

Также на мотив тени указывает и тема преследования сновидца враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны тем, что происходящее является более близким к сознанию и более локальным психическим процессом. Бессилие против агрессивного нападающего может говорить и о вытесняемой агрессии и перфекционистских установках сознания, ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают сновидения, где тень предстаёт в образе чего-то очень грязного и омерзительного – читая сны викторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит, что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько в инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк – агрессию, корова – инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяют символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса олицетворяет скорее всего животную хитрость.

Распространенным мотивом в сновидениях является смерть сновидца. В большинстве случаев подобные сны можно интерпретировать как позитивный знак грядущего радикального преобразования, трансформации личности. Даже в картах Таро 13 аркан Смерть крайне редко предстает как смерть физического тела – напротив, речь идёт, как правило, о радикальной трансформации и изменениях в судьбе данного индивида. Незадолго до главного переживания в своей жизни – пробуждения кундалини, мне приснился следующий сон:

«Я нахожусь в том же районе дачи и понимаю, что пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик – это нечто вроде газовой камеры, и как только я войду в него, будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил сдерживаюсь, ибо «предначертанное должно исполнится». Я ощущать поступление газа как приход своей смерти. Я чувствую, как немеет тело, как перед глазами появляются разные цвета радуги, мне становится ясно – всё кончено, пути назад нет, сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг, когда растворение кажется полным, я просыпаюсь».

Важно, что смерть в этом сне всецело добровольная и служит некоему высшему процессу. Когда речь идёт об искусственной, принудительной смерти, трансформация может быть не так приятна и даже принудительно навязана бессознательным сопротивляющемуся, консервативному сознанию.

Достаточно сложной темой в сновидениях является секс. Мотив секса имеет огромное поле значений и в меньшинстве случаев является прямым указанием нереализованного сексуального желания. Принято считать, что секс в сновидении указывает на объединение, интеграцию с какой-то частью своей души, но опыт говорит, что это не всегда так.

А вот полёты в снах в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, но когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.

На мотив инфляции указывают сновидения с кражей, нехваткой денег на жизненно нужную покупку, сдуванием того, что вначале казалось великим (например, мерседес вдруг превращается в игрушечную машину). Вопреки распространенному мнению, инфляция является неизбежной теневой стороной развития и расширения поля сознания. Юнг говорил: «Войти в бессознательное и избежать инфляции так же невозможно, как войти в море и не намокнуть». Однако одержимость инфляцией грозит обратным процессом и возвращением на ту же точку, с которой начинался путь самопознания. Переживая инфляцию, нужно найти в себе силы хотя бы частью своего я оставаться отстранённым наблюдателем процесса, стараясь сохранить объективное видение.

Один из самых распространенных мотивов сновидений – опоздание на поезд и сдача экзамена, который был давно сдан (или не сдан) в прошлом. Такие сны говорят, что сновидец живёт ниже своего потенциала и недоволен своим положением по жизни. Что-то нужно срочно менять, говорят такие сны со всей убедительностью. Так же они могут означать невозможность расстаться с детством, «уехать от него во взрослую жизнь».

Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест: пейзажи детства, квартиры, с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаетесь инфантильны (либо в данной жизненной ситуации регрессировали) и не можете расстаться со своим прошлым.

Распространенной темой сновидений является смерть кого-то из близких и друзей. Фрейд интерпретировал это как подсознательное желание смерти, но, на наш взгляд, это грубое упрощение. Смерть близких означает потерю значимости данного человека для вас (распространенное выражение – «он умер для меня») либо напротив, слишком сильную на этом человеке зацикленность (что бессознательное пытается скомпенсировать).

Мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна, даже самого типичного – в любом обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.

Напоследок я приведу пару примеров из своего опыта, когда сновидения оказываются предсказывающими реальные события. Первый пример был на заре моего анализа у Сергея. Я увидел во сне своего старого знакомого по кличке SS . Уже это показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым – ни в позитивном, ни в негативном смысле. Так вот, мне снилось, что этот самый SS познакомил меня с новой компанией откровенных хулиганов. И во сне, наслаждаясь хаосом в чьём-то доме, я очень боялся, что в компании появится некий Андрей, и все узнают о моём прошлом.

Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Мне позвонил SS и пригласил в компанию, которая называлась “Генсек». Это была тусовка, где некий Владимир, играющий сверхтяжелый металл, вознамерился на основе своей музыки, явно переоценив собственную харизму, объединить всех неформалов города. Атмосфера на его собраниях была в точности такая, как в этой компании в сновидении. Более того, сбылась и вторая часть сна – скоро в этом кругу общения оказался Андрей и изрядно подпортил мне крови.

Однако не стоит на основе своих сновидений каждый раз пытаться предсказывать. Прежде всего, сновидение отражает психологический процесс, и если, согласно закону всесвязности, этот процесс будет отыгран вовне, вы сами распорядитесь этим результатом. Сны – это точка опоры, поняв которую, можно перевернуть себя.

Люди испокон веков обращали внимания на свои сны: искали в них советы, знамения, считали их предвестниками грядущих событий. Во времена древней Греции и Древнего Рима значение сновидений было настолько велико, что существовали целые храмы, которые возводились для богов сна. Особенно важны были в Египетской цивилизации жрецы, которые могли интерпретировать сны, так сказать "живые сонники". Императоры и античные полководцы принимали свои решение на основании толкования своих сновидений. Да и для современного человека тоже не секрет, что мир снов оказывает очень сильное воздействие на нашу жизнь. Но всё же что такое сновидение?

Во время сна у человека чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон, причём в начале сна преобладает длительность медленной фазы, а перед пробуждением — растёт длительность фазы быстрого сна. У большинства людей сон состоит из 4-6 циклов, длительностью 80-100 мин. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что запоминающиеся нам сновидения сняться в фазе быстрого сна (эту фазу также называют фазой БДГ — быстрого движения глаз). Можно даже сказать, что фаза БДГ предназначена специально для того, чтобы мы могли видеть сны. То есть возможность сновидения обусловлена физиологически — также как возможность пить, принимать пищу и дышать.

Зачем нужны сновидения

Функционал сновидений настолько обширен, что описать все в одной статье (да что там в статье, даже в одной книге) не представляется возможным. Здесь речь пойдёт о взгляде с психологической точки зрения, то есть сновидения, мы будем рассматривать, как индивидуальный внутренний психический процесс!.. Что, собственно, за этим стоит:

  • Индивидуальный . Сновидение — это всегда про сновидца: все, что мне снится — это всё я, мои суждения, мои переживания, мои взгляды, части моей целостной личности т.д… Посудите сами, даже если мы будем рассматривать сновидения как путешествие астрального тела по другим измерением или как подключение нашего разума к некому общему информационному полю, то возникает закономерный вопрос: "Почему наша душа выбирает именно эти миры?.." или "Почему разум обращается именно к данным секторам поля?.."
  • Внутренний . Всё что происходит в сновидении — происходит во внутреннем мире (сознании, подсознании, душе, и т.д.) сновидца.
  • Психический . Сновидения — это результат работы нашего психического аппарата. А глобальная функция психики — выживание индивида. Таким образом, по большому счёту, сны помогают нам выживать. И действительно проводилось ряд экспериментов по лишению человека снов (деривация сновидений) и все они показали их жизненную необходимость. Потребность во снах, фактически, сравнима с потребностью в пище, воде и кислороде.

Первым человеком, который подошёл к вопросу анализа сновидений с позиции европейской науки был, конечно же, Зигмунд Фрейд. Фрейд сформулировал две очень важные гипотезы касательно сновидений:

  1. Сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания (то есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни).
  2. Образы сновидения не буквальны, а символичны — то есть, он предложил воспринимать образы сновидений в форме метафор, аналогий, знаков и символов. (например, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чём-то таком, на что эти образы символически указывают).

По мнению Фрейда, задача толкования, сновидений сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределёнными образами сновидения.

Очень плотно темой сновидений занимался один из бывших учеников Фрейда — К.Г. Юнг. Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Юнг все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении. По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике — сдвинуть самооценку в более адекватное положение. То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы "успокоить" сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жёсткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание. Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно "правильным". Это был метод Юнга и он хорошо работал в его руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать. Как говорится: "Юнгианцам снятся Юнгианские сны" .

Объединив вышесказанное, можно сделать вывод, что сновидения нужны нам для того, чтобы сбалансировать наше психическое равновесие через символическое проявление наших желаний, страхов, актуальных переживаний, важных событий и т.д. Также известно, что сновидения зачастую позволяют взглянуть на жизнь под другим углом — проявить то, что при бодрствовании не замечалось, показать возможные варианты, действий и возможные результаты… многие великие идеи пришли к человечеству именно из снов.

А нужно ли вообще анализировать сновидения?

Вопрос закономерен. Действительно, если сновидение — это процесс естественной саморегуляции психики (процесс работы бессознательного), то нужно ли вообще в него вмешивать свой сознательный анализ? Возможно, правильнее будет просто принять всё как есть? И наверняка, у Вас присутствует такой опыт, когда Вы засыпали с какими-то переживаниями или не решёнными вопросами, а проснувшись наутро, Вы вдруг обнаруживали, что ответ найден, переживания приняты, и беспокоящие ситуации не так актуальны, как были накануне. Или, к примеру, посмотрев тот или иной сон вы приходили к определённым выводам и меняли некоторые взгляды (без всякого анализа). Зачастую даже не возникает ни малейшего желания разбирать и анализировать тот или иной сон. Но бывает всё с точностью до наоборот: повторяющиеся сны, кошмары, какие-то особенные сновидения, после которых остаётся чёткое и пронзительное чувство, что этот сон о чём-то говорит, но Вы не можете точно понять и прочувствовать о чём… Да, даже такому сильному психическому механизму как сновидение порой нужна помощь… или, скажем, есть такие сновидения, которые хотят быть проанализированными и осознанными.

За ночь человеку снится несколько снов, но запоминаем мы, как правило, лишь один (в редких случаях больше), а то и вообще не одного… зачем? Может запомнившийся сон это и есть то самое послание к сновидцу, возможно в нём что-то над чем лучше подумать бодрствуя, быть может сон говорит о важности выбора, быть может о возможном развитии событий или просто показывает то, что человек "не видит в упор"…

Как можно работать со своими сновидениями

Хорошо, итак, Вы всё-таки решили поработать с некоторыми Вашими снами. Отлично! И что теперь? Идти к аналитику снов (психологи, психотерапевту) — это, конечно, хороший вариант (сны являются прекрасным материалом при клиент-терапевтической работе). Но, давайте будем честными — не каждый может сутра позвонить своему персональному специалисту и сказать что-то типа: "Уважаемый Иван Иванович, мне приснился очень важный, по-моему мнению, сон и я хотел бы обсудить его с Вами, давайте я подъеду к Вам в офис через 30 мин ", — тут и Иван Иванович может быть занят, да и у многих из нас тоже разные дела сутра, я уже не говорю про цену вопроса (хотя порой наши сны стоят и большего)… в общем, есть свои нюансы.

В любом случае при анализе сновидений специалист работает, в первую очередь, не со сновидением, а со сновидцем (через призму сновидения). Ведь только сновидец реально знает и понимает свой сон и себя самого . Именно тот факт, что мы сами знаем себя, как нельзя лучше позволяет, в той или иной степени, самостоятельно анализировать свои сновидения (по мере необходимости, конечно).

Прежде чем говорить о том, как это делать, стоит ответить на вопрос какие сновидения действительно стоит анализировать. Главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это его сильная эмоциональная напряжённость (конкретная яркая эмоция, которую оно в себе содержит), периодическая повторяемость сновидения или иррациональное (внелогическое) ощущение важности послания. Также интерес к самому процессу анализа — стремление к личностному росту, желание познакомится со своим внутренним миром, глубже понять свою жизнь… При наличии такого интереса бессознательное обязательно выдаст подходящий материал, материал подходящий именно здесь и сейчас.

Теперь поговорим о самом анализе (или можно сказать, толкование) сновидений. Язык снов — это язык нашей внутренней гипнотической реальности. Как внешнюю объективную реальность мы простаиваем за счёт внешних факторов: свет, звук, запах, так и у внутренней гипнотической реальности есть свой язык. Язык внутренней гипнотической реальности индивидуален. Однако, существуют и некоторые общие понятия — символов : взлёты, падения, мать, отец, герой, злодей и т.д. — это те образы, которые, в общем случае, воспринимаются всеми одинаково. Кроме символов в проявлениях внутренней гипнотической реальности также присутствует некие рамки (аналогично времени и контексту в обыденной жизни) — это сюжет сновидения. Сюжет играет значительную роль (начало, кульминация и развязка; дебют, миттеншпиль, эндшпиль… и т.д.) он может сказать, о чём сновидение вообще — как бы развернуть картину сна панорамно и более глобально.

Я приведу Вам один из методов самостоятельного анализа сновидений. Это весьма распространённый метод, однако, в разных источниках подаётся слегка под разными углами, что может придавать этим источникам определённую исключительность метода. Я опишу данную методику в том виде, в котором оно кажется мне наиболее простой и понятной, но в то же время глубокой и развёрнутой. Скажу даже больше: описание предлагаемого здесь подхода к анализу сновидений приснилось мне в тот период, когда я готовил этот материал. Я решил не отказываться от того, что предложил мне мой бессознательный разум и с радостью делюсь этим с Вами. И всё же напоминаю, что сам метод не нов — описание просто слегка другое.

Условно можно выделить 3 составляющих сновидения:

  1. Я — что я переживаю, что я переживал.
  2. Окружение — каков сон в целом: трагедия, комедия, водевиль, добрый, мрачный… что это было.
  3. Наполнение — что говорят мне образы, символы и события… (по сути — сам анализ).

Вы можете конспектировать сновидениям прямо по этим трём пунктам. Зачастую, уже в процессе записи становится понятно, что несёт в себе то или иное сновидение. А теперь поговорим о каждом пункте подробнее:

  • "Я" — это эмоциональный окрас (эмоциональная напряжённость). Самой "известной" эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и чётко определённым, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия. Конечно, бывают и "хорошие" сны, которые указывают на позитивный сдвиг в разрешении какого-либо из внутренних конфликтов. Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остаётся ощущение, что приснилось что-то важное (и это бывает вполне отчётливым ощущением). Такого рода сновидения могут говорить о том, что какой-то процесс сейчас очень активен, но конкретно эмоционально окрашенных результатов пока нету: это могут быть предупреждающие (вещие) сны, хронологические сны (сны о прошлом), сны с обретением нового знания (пока ни куда не приложенного) и т.д.
  • "Окружение" — это, фактически, сюжет. Важно выделить фабулу сновидения (если она есть): "Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня", "Я спасаю в своей школе весь мир, и меня все признают героем. Я получаю почёт и уважение" и т.д. Важно также определить с "жанром" и общим направлением сюжета (определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка).
  • "Наполнение" — а вот это уже то, что занимает больше всего времени и приводит любителей анализа сновидений в особый восторг. Наполнение — это символика, это язык внутренней гипнотической реальности, это то, что "спрятано", по мнению Фейда и "раскрывается", по мнению Юнга в образах сновидения.

В процессе толкования сновидений значимость образов устанавливается с помощью сновидца. Каждую деталь сна можно интерпретировать только с помощью его ассоциаций, его наитий. Не менее важным является прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения. Для примера работы с образами рассмотрим, в очень-очень-очень сжатом виде, некоторую часть Юнгианской модели анализа сновидений:

Сперва общие понятия:

  • Анимус — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо мужские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Анима — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо женские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Тень — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как абсолютно негативные и деструктивные и не приемлет их проявлений (всё самое плохое). Однако данные качества и характеристики могут присутствовать в индивидууме, но быть очень сильно подавлены его личностью.

Некие общие значения образов и символов:

  • мужчины — проявления анимуса;
  • женщины — проявление анимы;
  • тучи , дождь , мошкара — за этим, как правило, идёт тень;
  • пожар — говорит о том, что человек "выжигает себя", "выжигает" своё эго;
  • дома , помещения (в т.ч. различное имущество сновидца: квартира, машина, яхта..) — личность, сознание: его составляющие и проявления;
  • животные — животные проявления индивидуума;
  • полёт — как правило, символизирует личностный рост;
  • вода — как правило символизирует бессознательное "погружение в бездну вод — погружение в бессознательное".

Однако, ни когда не забывайте о том, что внутренняя гипнотическая реальность всё-таки индивидуальна. И для более точного и глубокого анализа сновидений необходимо опираться на жизненные события и образы сновидца. Символы, прежде всего, берутся бессознательным из индивидуального контекста сновидца: события, объекты, люди и переживания, с которыми он сталкивался в своей жизни… Например, сто лет назад могла присниться запряжённая повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Поэтому, ещё раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон с большой вероятностью вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что её образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря, что для она для вас олицетворяла при жизни.

Для работы с наполнением своего сновидения Вы можете использовать метод свободных ассоциаций: выпишете на чистый листок (в столбик) наиболее значимые для Вас символы сновидения с которым сейчас работаете. Когда Вы выпишете все значимые символы отвлекитесь от них на какое-то время: Вы можете перевернуть листочек, так чтобы не было видно текст, можете пойти налить себе чаю или сделать что-либо ещё… Важно "разорвите связь" с тем образами. И для этого не нужно много времени — 30-90сек. будет вполне достаточно. Теперь. Вернитесь к листочку, прочитайте вслух написанное Вами (по очереди) и напротив каждого символа напишите первые пришедшие в голову ассоциации. Таким образом Вы сможете увидеть, что для Вас несёт в себе тот или иной образ.

Хотелось бы также отметить работу со сновидениями в гештальт-терапии. Вообще толкованием в буквальном смысле гештальтисты не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это даже похоже на фрейдовские свободные ассоциации. Чтобы пояснить, как в гештальт-подходе происходит работа со сновидениями, можно вспомнить один классический пример, который приводит Дж. Энрайт (ученик Ф. Перлза): пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочерёдно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени: "Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то… ", — ну и так далее. Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершённые гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени "вокзала " — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его "насквозь " и отправляется по своим делам. Этот момент — момент контакта со своими переживаниями и эмоциями, на мой взгляд, очень важен и именно в этом заключается ценность гештальт подхода. Если мы можем что-то почувствовать, значит мы уже осознаём эту часть себя, а значит можем сделать осознанный выбор и принять осмысленное решение, а не реагировать автоматически (бессознательно) на ситуации связанные с этим переживанием.

Как я уже говорил ранее, конспектирование сновидений — это хороший способ закрепления информации о сновидении, как для внутренней (интерпсихической) проработки, так и для дальнейшего анализа.

Как уже было сказано выше, конспектировать сновидение можно в следующей последовательности:

  1. Эмоциональная составляющая;
  2. Жанр, эпитет, фабулу и т.д.;
  3. Основной конспект сновидения (то есть теперь всё что помните в хронологическом порядке), особое внимание к значимым символам, значимым героям и значимым событиям (во сне).

Суть работы с конспектом сновидения сводится к тому, чтобы определить, опираясь на свои ощущения, воспоминания и эмоции: где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка; какие образы стоят за символами сновидения, при этом стоит помнить — все, что проявляется в сновидении — это всё есть Вы. Что Вы чувствуете по поводу того, что показывает анализ и что на самом деле (в реальной жизни — наяву) проявляется (или случилось накануне) в Вашей жизни. Все эти наблюдения помогут определить, что произошло в представленном спектакле бессознательного, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело или может привести.

Анализ сновидений, как правило, проводиться не по одному сновидению, а по серии снов. То есть послание внутренней гипнотической реальности, зачастую, передаётся парциально. Например: первый сон говорит о том, что мы делаем сей час, второй сон говорит о том, к чему наши действия приведут (могут привести), а третий о том, чем всё это закончится (может закончиться). Более того, есть мнение, что настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых частных случаях сновидений:

  • Кошмары. Кошмары всегда говорят о сильно вытисненном процессе. То есть существует нечто, что самим сновидцем не просто не принимается, а зачастую даже и отрицается. Давно известен простой способ борьбы с кошмаром: если вам снится кошмар примите то, что вас пугает, проконтактируйте с этой частью и сновидение сразу же изменит свой эмоциональный окрас. Например, если во сне вас преследует чудовище, то перестаньте убегать от него, а наоборот примите его с распростёртыми объятиями… возможно тогда окажется, что это вовсе не чудовище.
  • Повторяющиеся сны. Сны, которые повторяются раз за разом, говорят о том, что какой-то конфликт ни как не может разрешиться. Эти сны требуют особого внимания, и при анализе подобных сновидений стоит задать себе таки вопросы как: "Что приходит Вам на ум в связи со сновидением?" , "В каком месте происходит действие сновидения?" , "Что происходило в вашей жизни накануне первого из этих сновидений?" и "Что происходит сейчас в Вашей жизни?"
  • Вещие сны. Вещие сны — это один из самых загадочных феноменов сновидения. Вещий сон говорит о том, к чему приведут наши действия или же показывает то, по какому сценарию разыгрывается жизнь вокруг нас. В общем-то, ни чего плохого в этих снах нету — даже наоборот порой знание, о том, что ждёт нас впереди позволяет нам подготовиться к предстоящему событию. Однако бывают сны несущие довольно-таки негативную информацию о той области жизни, в которой мы бессильны что-либо изменить — например, о смерти близких людей. Что-ж мы не боги. Возможности наши не безграничны, и порой, максимум, что может сделать наш бессознательный разум — это показать нам неизбежность тех или иных событий, помочь нам принять реальность и пережить хотя бы частичку потери… иногда этого бывает достаточно, чтобы хватило силы жить дальше.

Если Вы действительно собираетесь заняться анализом свих снов. И уж тем более, если Вы плохо запоминаете или вовсе не помните своих сновидений, но хотите перейти в разряд "сновидцев". Просто начните вести свой собственный сновидческий дневник, или книгу сновидений, или журнал записи снов… в общем, не важно как вы назовёте специально отведённое для записи своих сновидений место. Скажите себе прямо перед сном: "Первое что я сделаю, когда проснусь, — запишу то, что видел(а) во сне". И как только проснётесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это только ускользающее чувство. Даже если это лишь короткая фраза, например: "Я на лужайке". Начать можно даже с небольшого запомнившегося обрывка сна. Один образ из сна может привести к вспоминанию других его частей. Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: "Я проснулся (или проснулась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…" И далее в том же духе. Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнёт вспоминаться.

И ещё пара слов о сне и сновидениях. Не рассматривайте сновидения как некий мир отдельный от реальности. Как в ночи проявляются звёзды, не заметные при свете дня, так и в сновидении проявляются процессы, на которые мы просто не обращаем внимания бодрствуя. Помните: сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьёзностью и искренностью.

Карл Густав Юнг (1875-1961), один из выдающихся психологов и психиатров из Швейцарии, именно он заложил фундамент аналитической психологии, одного из важнейших направлений психологии как науки.

Факты о становлении автора

Шесть лет своей жизни Юнг посвятил работе в психиатрической клинике в Цюрихе, ассистировал Эйгену Блейеру, одному из лучших психиатров. Именно Юнг выявил метод свободных ассоциации , который имеет ключевое значение в психиатрии. С 1907 года Карл Юнг был одним из приближенных к Зигмунду Фрейду людей. В течение пяти лет председательствовал в Международном психиатрическом обществе. Но по прошествии некоторого времени взгляды Юнга и Фрейда несколько разошлись, что привело к разрыву некогда близких отношений. Первый имел свое мнение по поводу понимания либидо в качестве психологической подпитки и отрицал сексуальную этиологию неврозов.

В 1912 году увидел свет труд «Метаморфозы и символы либидо» , в которой Юнг представил в качестве постулата то, что психика индивида включает в себя коллективное бессознательное, как проекцию знаний предыдущих поколений, которая компилируется в строении мозга. Коллективное подсознательное представлялось в виде совокупности архетипов, которые создают мифологические образы, творческие начала, символов из снов. Традиционное восприятие не имеет способности познавать суть архетипов, потому проецирует их на объекты.

Особенности сонника Юнга

Архетип «самости» имеет основное значение, по утверждению Юнга. Автор утверждал, что данный архетип является ответственным за потенциал личности, являясь абсолютно обособленным от понятия Эго. Юнг подчеркивал, что именно обряды и ритуалы поддерживают связь уровней психики в классическом понимании культуры.

Гюстав Юнг выделил две функции сновидений: компенсация дисбаланса внешней среды и содействие индивидуальному развитию за счет представления предположительные варианты развития событий будущего.

Кроме того, Юнг делил сны на субъективные и объективные , а также дифференцировал субъективный и объективный подходы к их трактовке. Так объективные сны выражают обыденность сновидца, а субъективные - представляют собой выражение внутреннего мира спящего. Нельзя не отметить и то, что автор выделял в сновидениях четыре основных этапа – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и лизис (спокойное разрешение).

Автор подчеркивал то, что сновидения способны поддерживать комплексное содержание коллективного бессознательного в контексте конкретной личности. Иными словами есть некие образы, которые индивид способен познать лишь на бессознательном уровне, а осуществляется это именно с помощью сновидений. Знание верной трактовки этих образов позволяет дать верное толкование сна.

Гюстав Юнг на практике убедился в том, что образы в снах его пациентов довольно часто были попросту не знакомы им, но они, вероятно, являлись выражением символов, относимых к мифам и приданиям культуры в мировом масштабе. Расшифровка индивидуального смысла таких символов в рамках культурологического знания и символизма, по мнению автора, способна стать подспорьем к качественно новому уровню толкованию снов. Именно этот подход является основополагающим для сонника Юнга . Данный сонник несомненно имеет свой специфический подход к трактовке сна.

К сожалению, скачать «Сонник Юнга» нельзя, предлагаем вам других авторов.

По К.-Г. Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике (Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). По его мнению, общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психологический баланс, продуцируя материал сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие.

Юнг подходил к сновидениям как к живым реальностям. Он пытался раскрыть значение символов сна, и при этом отошел от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

По его мнению, для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (Юнг, 1921, р. 442).

Джереми Тейлор (Jeremy Taylor), признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов (1992, р. 11):

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, и является важным шагом их интеграции.

В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации.

На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию (см. словарь понятий), «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента» (Сахакиан, 2000, с. 106-107).

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным восстанавливается с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайды, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.

Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее» (Сахакиан, 2000, с.127). В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно, когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и
группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна (Сахакиан, 2000, с. 123).

«Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).

Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.

Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

Под конец жизни, в 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности», и в этом же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий» (Юнг,1997, с.182). Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.

«Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность» (Юнг,1997, с.182). Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор,
которые точно соответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми» (Юнг,1997, с.183).

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора» (Юнг,1997, с.183). Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением» (Юнг,1997, с.183). Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» (Юнг,1997, с.183).

Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и потом скарабей влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными" (Юнг,1997, с.187).

Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» (Юнг,1997, с.192). Синхронистичность - это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени» (Юнг,1997, с.192).

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта» (Юнг,1997, с.185).

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. Юнг разграничил сны на три группы: большие смысловые (важные), средние и маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывающие большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом.

2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, и открывая новые пути выхода из тупика.

3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон.

5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.

6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.

8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.

10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, связан с эмоциональным состоянием субъекта.

Литература:

1. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.
2. Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.
3. Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., - М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с.
4. Jung, C. G. Psychological types. In Colleeted works (Vol. 6). (Originally published, 1921.)
5. Taylor, J. (1992). Where people fly and water runs uphill: Using dreams to tap the wisdom of the unconscion. New York: Warner Books.

Карл Густав Юнг

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Карл Густав Юнг

Многие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не замечаем. В памяти они все-таки фиксируются и проявляются во время ночных грез. Эту взаимосвязь дневной и ночной работы мозга Юнг показал в исследовании «Значение, функции и анализ снов». Продолжая его мысль, можно сказать, что в работе над постановкой сновидения значительную роль играет интуиция. Когда мы анализируем сюжет сна, становится ясно, что именно мы не заметили, пропустили или что было неприятно для нас, а потому забылось. Сон – форма мысли, изложенной с помощью символов и образов.

Ученые по-разному объясняли процессы взаимодействия сознания и подсознания. Юнг брал весьма распространенный пример: «Случалось ли, что вы вдруг забывали что-то? Только что об этом помнили, но мысль куда-то внезапно улетела?». Психоаналитик считал, что мысль не исчезла, а просто ушла на бессознательный уровень и стала частью интуиции. Если перестать о чем-то настойчиво думать, из подсознания вдруг всплывает нужное слово или имя. Это еще одно доказательство, что мысли не исчезают, над ними продолжает работать наше подсознание. Оно решает не одну, а сразу несколько задач из образов, мыслей, впечатливших нас событий, эмоций.

С осознанным опытом все понятно. Однако как объяснить появляющиеся «из ниоткуда» новые мысли, идеи, решения? А как насчет предчувствий и гениальных суждений? Эти размышления привели Юнга к новаторской идее: подсознание является источником будущих переживаний и идей. До поры до времени наш психологический опыт пребывает в зародыше. Похожие события, случайные фразы или даже запахи могут вызвать к жизни новый психологический опыт – свежие идеи и оригинальные находки. Утверждение, что из подсознания можно не только извлечь уроки прошлого, но и найти материал для будущего, вызвало немало противоречивых споров.

Если З. Фрейд считал, что сновидения не случайны и напрямую связаны с сознательной жизнью, то К. Г. Юнг, наоборот, придерживался мнения, что интуиция, находящая проявление во сне, часто приводит к ложным выводам. Впоследствии швейцарский психоаналитик перестал использовать предложенный учителем метод ассоциаций. Аргумент в пользу такого выбора следующий: аналогии уводят от мотивов сновидений. Чтобы получить достойное толкование, нужно исследовать содержание сна. Ведь именно ночные грезы и есть, по мнению Юнга, то уникальное, что служит выражением бессознательной сущности нашего «я».

Что поможет понять сигналы психики? Только собственный опыт. Для расшифровки своего сна психоаналитик предлагает напряженно и сосредоточенно размышлять над ним. В этом случае можно приблизиться к наиболее достоверной отгадке. Смена взглядов, безусловно, сказалась и на методе исследований. Благодаря Юнгу многие ученые стали использовать подход, заключавшийся не в анализе отдельных символов, а в целостном восприятии сновидения. За основу толкования сна теперь брали лишь явный и достаточно понятный сюжет, вернее, его часть. Ночные грезы небезграничны, рассуждал Юнг, а потому своеобразная форма картинки, которую мы видим, закрывает от нас основной материал. Свободный полет фантазии и бесчисленные ассоциации уводят нас от истины. Разобраться в сути поможет лишь настойчивое возвращение к основному сюжету. Важно постоянно задавать себе вопрос: «Что же мне снилось?».

Из книги Finis Mundi. Записи радиопередач автора Дугин Александр Гельевич

FINIS MUNDI № 3 ГУСТАВ МАЙРИНК - ДЫХАНИЕ КОСТЕЙ Господин императорский лейб-медик рассеяно сидел за бутылкой Мельника, в утробе которой электрическая настольная лампа рождала вспышки рубиновых искр. Временами поднимая голову, он видел в дверном зеркале второго

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

FINIS MUNDI № 16 Карл Хаусхофер - Континентальный Блок "На всех парусах спустили они корабль В пролив, полный рифов и скал. В бурю. Они слишком рано исторгли победную песнь, Но проиграли. Их поражение стало нашим поражением. И на ином конце пролива штурвал выпал из наших

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Поппер Карл Английский философ австрийского происхождения (1902–1994). Преподавал философию науки в Лондонском университете. Наиболее известные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Предположения и опровержения». Поппер был убежденным

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора

Фейерабенд Пауль Карл (1924–1994) Американский философ австрийского происхождения, представитель философии науки. Выдвинул идею научного анархизма. Согласно его взглядам, условием развития науки является пролиферация [размножение]

Из книги Полдень магов. Оккультная перестройка мира автора Нойегард Отто

ИИСУС НАВИН И КАРЛ ВЕЛИКИЙ Фоменко и Носовский делают интересный вывод о тождестве библейского Иисуса Навина и Карла Великого. Они пишут, что библейский Иисус Навин в западноевропейской истории известен как Карл Великий. Другими словами, библейский рассказ об Иисусе

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Глава 20 Карл Юнг, оккультный Интернет и мир мёртвой жизни за океаном Итак, запутанные следы, оставленные организаторами удара по Америке в лабиринтах политики и оккультизма, привели нас в огромную, плохо освещённую пещеру, над входом в которую выбита надпись «МИФ». И

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Карл Анжуйский и конец Римской республики См., стр.749- 752. Заявление Иннокентия IV, что он не потерпит на троне даже детей Фридриха, не было забыто его преемниками. Да и наследник Фридриха Манфред ничего не сделал, чтобы помириться с папством. Наоборот, он продолжал

Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

Карл Значение и происхождение имени древнегерманское - «смелый, мужественный». Это люди с претензиями, они талантливы во многих областях искусства. Карл - сильная, неуправляемая личность. Умеют быть убедительными, воздействуют на окружающих, не насилуя психику.

Из книги Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? автора Лобков Денис Валерьевич

Карл Густав Юнг Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2). Рис. 3.2. Карл Густав ЮнгМногие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Тема «Великий» король Швеции Густав II Адольф Дата: 9 декабря 1596 года Катрен 3/94 De cinq cent ans plus compte lon tiendra Celuy qu’estoit I’ornement de son temps: Puis ? un coup grand clart? donrra Que par ce siecle les rendra trescontens. Пять сотен лет они будут его держать. Он был эталоном своей эпохи. Внезапно все станет предельно

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Тема Король Англии Карл I Дата: 1649 год Катрен 4/49 Devant le peuple sang sera respandu Que du haut ciel ne viendra esloigner: Mais d’un long temps ne sera entendu L’esprit d’un seul le viendra tesmoigner. Перед толпой прольется кровь, Кровь будет недалеко от небес, Но в течение долгого времени никто не услышит ни одной души

Из книги автора

Из книги автора

cc) Карл Ранер, вклад немцев [в учение об инспирации] К числу значительнейших богословов XX столетия принадлежит также Карл Ранер SJ (1904–1984). Уже в 1958 г. он представил свою диссертацию о боговдохновенности Священного Писания. Карл Ранер в своих размышлениях стремится к

Из книги автора

в) Карл Ранер Карл Ранер (Karl Rahner) SJ (1904–1984) в своих обширных и тематически разнообразных трудах отводит «традиции» весьма существенное место. Путь к содержательному наполнению и оценке традиции открывает его христология. Откровение Бога о Себе в Иисусе Христе как

Из книги автора

Приложение I Карл Конрад Руппель РОДОВЫЕ СИМВОЛЫ Предисловие Не имеется более блистательного документа об изначальной связи семьи и дома, чем эти родовые знаки на зданиях. В.Г. Риль …Таким образом, каждый мог позволить себе заботиться и чтить свою часть полученного