Гимн любви апостола павла. Любовь не ищет своего

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть значение слова "любовь " в свете Священного Писания.

1 Коринфянам 13:4-7
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит , не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Давайте внимательно рассмотрим каждое из качеств, присущих любви.

1 Любовь долготерпит

"долготерпит" - греческий глагол "makrothumeo", состоящий из слова "macros", что означает "долго", и "thumos", означающий "гнев", "ярость". Другими словами, "makrothumeo" означает "быть медленным на гнев" и является антонимом к слову "вспыльчивый". Отсюда видно, что истинная любовь не подвластна вспышкам раздражения или вспыльчивости по отношению к людям, но терпелива к ним, уступчива, не ищет своего .

2 Любовь милосердствует

Слово "милосердствует" - по гречески глагол "chresteuomai". Имеются две формы этого слова: прилагательное "chrestos" и существительное "chrestotes". "Chrestos" означает милостивый, мягкий, добрый, благосклонный, несмотря на неблагодарность. Соответственно, глагол "chresteuomai" означает являть себя «chrestos» т.е., быть добрым, хорошим, милостивым к любому человеку, не взирая на возможную неблагодарность, оказанную взамен.

3 Любовь не завидует

Слово "завидует" - греческий глагол "zeloo". Существительное, соответствующее ему – "zelos". Эти слова могут применяться в положительном и отрицательном значениях. Положительное значение - усердие, рвение. К примеру, в 1 Коринфянам 14:1 есть призыв достигать любви и ревновать о духовных дарах. Но чаще всего "zelos" и "zeloo" используются в отрицательном значении - зависть, ревность. В послании Иакова 3:14-16 описаны зависти:

"Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое." (Иакова 3:14-16)

Зависть и ревность присущи нашей ветхой природе, унаследованной от Адама. Под влиянием зависти человек радуется страданиям другого человека и страдает, когда у другого человека все хорошо - совершенная противоположность тому, что говорит Слово Божье:

"Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими."
(Рим. 12:15)

4 Любовь не превозносится

Слово "превозносится" - греческий глагол "perpereuoma", означающий "выставлять себя хвастуном или бахвалом". В жизни это наблюдается у таких людей, которые любят выставлять самого себя напоказ: "У меня есть то-то и то-то, я знаю это, я потрудился для общества, я имею награды, поощрения, я многое умею...". Местоимение"я" у такого человека часто на первом месте. Здесь присутствует дух превозношения.

Но любовь не хвалится, не ищет своего , потому что человек, обладающий Божественной любовью и находясь в теле Христовом, понимает, что нет в нем самом ничего такого, чем можно было бы гордиться или хвалиться. Все, что есть хорошего в нашей жизни, дано нам от Бога и мы не свои - Христовы. Он дает нам мудрость, силу, успех, способность творить. Мы сами не в состоянии вырастить на себе ни единого волоска, А Он знает их количество на нашей голове. Поэтому, "хвалящийся хвались Господом". 1 Кор. 1:31

5 Любовь не гордится

Греческим эквивалентом слова «гордиться» является глагол "fusioo", что буквально означает "надуваться, раздуваться, вспучиваться". Сам сатана по своей гордости был низвергнут с небес, потому что захотел быть равным Богу. Бог особое внимание обращает на опасность обольщения гордостью:

Прит.16:18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.

Прит.11:2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость.

Прит.29:23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Впасть в гордость - великое зло для человека. Любовь и гордость не совместимы.

1 О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
(1-е Коринфянам 8:1-3)

Само по себе знание, без любви, не открывает нам Бога, хотя бы мы вызубрили всю Библию наизусть. Умственное знание, не освещенное светом любви к людям и Богу, часто приводит к надменности и гордости. Это лишь поиск своего , удовлетворение собственного эго. Написано: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоанна 4:8)

6 Любовь не бесчинствует

Слово "бесчинствовать" - греческий глагол "aschemoneo" - означает "поступать неподобающим образом… действовать аморально". Так, например, в Римлянам 1:27 греховное гомосексуальное поведение названо "aschemosune" (производное от "aschemoneo"). Бесчинство свойственно не возрожденному духовно греховному человеку с ветхой природой Адама, постоянно ищущей для себя плотских наслаждений. Истинная любовь никогда не бесчинствует.

Выражение "своего" соответствует греческому притяжательному местоимению "eautou". В Библии всего лишь несколько мест, которые наставляют нас не искать своего . В Римлянам 15:1-3 говорится:

"Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня".

Также 1 Коринфянам 10:23-24:

"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего , но каждый [пользы] другого".

Когда человек полон любви , он не ищет того, чтобы угождать себе , ставя себя во главу угла (индивидуализм). Напротив, служа Богу в любви, он ищет того, чтобы угождать другим, быть благословением для других. Иисус, служа Богу в любви , не искал Своего , но искал Божьего, чтобы угодить Богу Отцу. Исполняя волю Отца Он претерпел Крест. В Филиппийцам 2:7-11 сказано:

"…но [Иисус] уничижил Себя Самого [Греч.: «опустошил Себя»], приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца".

Из любви к нам Иисус отдал Свою жизнь и пошел за нас на Крест. Так и мы, когда любим, то нашим приоритетом становится служение Богу и нашим братьям и сестрам во Христе Иисусе. Но это служение в любви не несет в себе нашу личную заинтересованность в результатах или выгоде. Мы служим людям, потому что любим Бога. Мы уже не ищем своего , но Божьего.

8 Любовь не раздражается

Слово "раздражается" соответствует греческому глаголу "paroxuno", что буквально означает "заострять путем трения; затачивать; обострять; подстрекать; раздражать". Ему соответствует существительное "paroxusmos", от которого в русском языке было заимствовано слово "пароксизм". Человек, наполненный любовью Божьей, способен без раздражения принимать от другого человека острые колкости, насмешки в свой адрес. Любовь, как броня, защищает его от стрел лукавого. Уже ничто не может вывести его из себя и похитить душевный мир и покой.
Люди, не имеющие истинной любви в себе, подвержены душевным ранам, наносимым им со стороны себе подобных. Они обидчивы, вспыльчивы, нетерпимы. Долго держат обиду в своем сердце. Их уязвленное самолюбие страдает. Все это идет от нашей ветхой природы, поставившей себя во главу угла, и не позволяющей Богу занять главенствующее положение в жизни человека.

9 Любовь не мыслит зла

Слово "мыслит" здесь является эквивалентом греческого глагола "logizomai", что означает "рассматривать, принимать в расчет". В буквальном смысле оно означает: "вычислять в разуме; заниматься размышлениями и подсчетами". Более точный перевод приводится в русском переводе Нового Завета "Слово Жизни", где написано: "…не помнит зла", т.е. быстро и навсегда забывает то зло, которое ей, любви, было причинено.
Бывает, человек годами строит планы отмщения своему обидчику или тому, кто причинил ему вред. Здесь тоже проявляется ветхая натура, не преображенного светом Христовым и любовью человека, который ищет своего , другими словами, требует для себя справедливости и возмездия. Человек же, облаченный любовью Христа, пребывает в любви и быстро забывает причиненное ему кем-либо зло.

10 Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине

Слово "неправда" соответствует греческому слову "adikia" и имеет значение: "то, что не соответствует правильному; то, чего не должно быть в результате открывшейся истины; следовательно, являющееся злом, неправедностью". Все, что направлено против истины, является неправедностью. Мы знаем из Иоанна 17:17, что истина – это Слово Божье, а все, что противится этому Слову, есть "adikia", неправедность. Неправедность человека означает то, что он стоит в неправильной позиции по отношению к Богу, то есть противится Ему и Его Слову.

К примеру, Ваш товарищ провозгласил, что он верит в исцеление Иисусом здесь и сейчас, на что любовь, живущая в Вас, тут же радостно скажет: "Аминь!" В другом случае, когда кто-то при Вас начнет перечислять свои болячки и жаловаться на то, что Бог его не исцеляет, что Бог наказал его, любовь лишь горестно вздохнет.

11 Любовь все покрывает

Греческое слово stego - "покрывать", также переводится накрывать, как, например, крыша накрывает дом. Но слово stego также передаёт смысл защиты, как крыша защищает и укрывает жителей дома от ветра, урагана, дождя, града, снега, жары. Крыша необходима, чтобы защитить человека от воздействия неблагоприятных климатических условий..

Наша жизнь, состоящая из различных периодов, не всегда бывает приятной. Бывают и очень тяжелые времена. И если у нас отсутствует надежное укрытие, то нам бывает весьма не просто пережить эту испытание.

Писание говорит, что нашим укрытием и защитой служит любовь-agape. Как крыша дома над нами, так и верный друг, любящий нас, всегда окажется рядом в трудную минуту. Он покроет нас своей любовью, не осуждая и не выставляя наши промахи и ошибки на суд людской. Он будет покрывать, защищать нас, потому что любовь Божья будет побуждать его быть рядом с нами в трудные периоды жизни.
Фраза "всё покрывает" также переводится, как:
"Любовь защищает, укрывает, оберегает, покрывает и сохраняет людей от разоблачения…"

12 Любовь всему верит

Слово "верит" - греческий глагол "pisteuo", который в Новом Завете встречается 246 раз. Согласно Библии "верить" означает верить всему тому, что Бог открыл в Своем Слове или через проявления Святого , подтверждаемые тем же Словом Божьим. Отсюда истекает: любовь верит всему, что говорит Бог в Своем Слове и через проявления Святого Духа.

13 Любовь всего надеется

Еще одно качество любви, о котором говорит нам Слово Божье, это то, что любовь на все надеется. Выражение «всего» должно рассматриваться в контексте Божьего Слова. С надеждой и верой христианин взирает на все, о чем говорит Библия. Поэтому любовь надеется на все, что предопределено Богом в будущей реальности. Конечно же, самым очевидным из всего этого является второе пришествие нашего Господа Иисуса Христа.

14 Любовь все переносит

Слово "переносит" - эквивалент глагола "hupomeno", что подобно значению глагола "makrothumeo" ("долготерпеть"), который мы изучили ранее. Различие между ними в том, что если "hupomeno" передает реакцию кого-либо на какие-либо обстоятельства, означая "выносливость", "стойкость в трудностях", то "makrothumeo" передает чью-либо реакцию на людей, означая "терпимость и снисходительность к ошибкам, раздражению других без того, чтобы отплатить им тем же". Поэтому любовь, помимо терпеливого отношения к людям ("makrothumeo"), очень терпелива к обстоятельствам ("hupomeno"). Она терпеливо ждет и в трудностях не ослабевает.

Из всего выше сказанного видим, что все характерные признаки любви не могли бы проявиться без полной отрешенности человека от своего эгоистического "я", которое по своей ветхой природе всегда ищет своего, своей выгоды, своего интереса. Только в человеке, облаченном в свет Христов, может обитать совершеннейшая любовь , которая, действительно, не ищет своего , но Божьего.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением,

Май 8, 2017

Многим знакома глава, в которой говорит апостол Павел про любовь. И этот текст часто цитируют как некое возвышенное учение о смысле любви. В последнее время среди христиан появилось даже учение делать наколки на теле со стихами из Библии и текст из 13 главы, стал, очень даже, модным текстом, который наносят методом тату на тело. Так как текст большой по объему, его накалывают на пояснице ближе у тазу.

Мода, свойственна людям, которые не имеют свободы выбора и подчиняются ее веянию. Не удивительно, что и в христианстве, тесты из Библии в виде тату, стали очередным показанием рабов плоти. Не разумея того, что, по сути, говорит Павел с еврейской точки зрения, люди хвалятся этим. Говорить цитаты и при этом совершенно не понимать их смысл, показатель безграмотности.

Что говорит апостол Павел про любовь в 13 главе

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 не радуется неправде, а сорадуется истине;

7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

(1Кор.13:1-13)

Во-первых, данный текст, хотя и принадлежит конкретной главе, все же он не является автономным в этом послании. Он является продолжением мысли, которая начинается с 12 главы о дарах духовных и продолжается в 14 главе.

Суть обращения в этих главах – это, ставить любовь выше своего служения. Дары ничто, если нет любви.

Почему любовь больше даров? Любовь – это исполнение Закона:

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон .

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя .

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

11 Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

(Рим.13:8-11)

Для многих закон либо не писан, если писан, то не понят, если понят, то не так. Закон – это отображение законодателя. Если, например, в стране разрешено на государственном уровне вовлекать в половые отношения малолетних, заключать однополые браки, то можно с уверенностью на сто процентов заявлять, что законодатели в этой стране – педофилы и гомосексуалисты.

Когда Всевышний открылся народу Израиля в своем Законе, или точнее, через Свой Закон, то по этому закону можно судить о Законодателе – каков Он, какова Его сущность. Мы можем взять несколько выдержек из Библии, что увидеть каков Законодатель, который отображается через Свой Закон.

5 И сошел Йеhова в облаке, и стал там близ него, и провозгласил имя Йеhовы.

6 И прошел Йеhова пред лицом его, и возгласил Йеhова: Йеhова Элоhим жалостливый и милосердный , долготерпеливый и великий в благодеянии и истине ,

7 Сохраняющий милость для тысяч (родов) , прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат).

Мы видим, что смысл имени Всевышнего – это любовь. Поэтому, Иоанн в своем послании говорит:

7 Возлюбленные друзья, давайте любить друг друга, поскольку любовь от Йеhовы. Всякий, кто любит, знает Йеhову, и Йеhова является ему Отцом.

8 Те же, кто не любят, не знают Йеhову, так как Йеhова – это любовь .
(1 Иоханна 4)

Если Сам Законодатель, является в своей сущности наивысшим отображением любви, то какой Закон Он может издать? Закон, несущий людям благо, Закон, основанный на взаимной любви, которая бывает между человеком и Богом и между человеками.

Псалмопевец воспевает Закон Творца:

8 Тора Йеhовы совершенна, оживляет душу, свидетельство Йеhовы верно, умудряет простака.

9 Повеления Йеhовы справедливы , веселят сердце, заповедь Йеhовы чиста , освещает очи.

10 Страх (пред) Йеhовой чист , пребывает вовек, законы Йеhовы истинны, все справедливы ,

11 Вожделенней золота они и множества чистого золота, и слаще меда и сотового меда.

12 И раб Твой осторожен (в исполнении) их, в соблюдении их – великая награда .

(Теhелим 19)

Совершенный Закон (Тора) дает жизнь, несовершенной душе человека. Он наполняет сердце человека любовью к Творцу и ближнему. Все заповеди говорят о любви.

Совершенный Закон Любви мог издать только Совершенный Законодатель, обладающий совершенной Любовью.

96 Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна .

97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем .

98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

99 Я стал разумнее всех учителей мои х, ибо размышляю об откровениях Твоих.

100 Я сведущ более старцев , ибо повеления Твои храню.

101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои , чтобы хранить слово Твое;

102 от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

103 Как сладки гортани моей слова Твои ! лучше меда устам моим.

104 Повелениями Твоими я вразумлен ; потому ненавижу всякий путь лжи.

105 Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей .

(Пс.118:96-105)

Итак, главная суть любви, о которой говорил апостол Павел – это исполнение закона. Там где есть исполнение закона, там царит мир и порядок. Там где его нет, где он не соблюдается, там царит хаос и беззаконие. И по этой причине, Павел укоряет коринфян в том, что они служение дарами, поставили выше Торы (Закона Божьего). Дары – это всего лишь инструмент для совершенствования людей, чтобы научить их исполнять заповеди Творца:

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12 к совершению святых , на дело служения, для созидания Тела Христова,

Для многих служителей и исполненных дарами духовными, цель их служения остается не ясной и они не понимают своего предназначения. И даже некоторые думают, что через служение дарами они зарабатывают себе спасение. Дары ничто – все в исполнении заповедей.

Свт. Амвросий Медиоланский

Имея такую любовь, человек ничего не боится, потому что любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18) . А когда страх пересилен и преодолен, любовь все терпит и переносит . Кто все переносит любовью, не может страшиться мученичества.

Послания.

Свт. Григорий Богослов

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

Будем все терпеть, все переносить ради любви к Богу и упования, за все благодарить, как за правое, так и за левое, то есть как за приятное, так и за скорбное, потому что слово зачастую знает и это оружие спасения.

Погребальная речь в честь брата Цезария.

Свт. Тихон Задонский

Десятый. «Любовь всех любит» , то есть злых и добрых, чтобы союз мира был неразрушим, и общее благополучие процветало.

Одиннадцатый. «Любовь всему верит» . Поскольку сама простосердечно со всеми обходится, и обмануть и обольстить никого не хочет, так и о лукавстве других не помышляет. Из-за этого от хитрых и лукавых людей козни терпит.

Двенадцатый. «Любовь всего надеется, все переносит» , уповая и ожидая, чтобы ближнему какая польза и выгода сделалась.

Слово о любви к Богу, и о любви к ближнему.

10) Любовь всех любит , добрых и злых не исключает от благоволения и благотворения своего. В этом она подражает Небесному Отцу, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45) ; уподобляется солнцу, которое и хулящих, и хвалящих его освещает и согревает; уподобляется плодовитому дереву, которое и хозяина своего, и чужого питает плодами своими; уподобляется источнику, который и засоряющих, и вычищающих его напаивает; уподобляется скоту, который и кормящих его, и бьющих возит; уподобляется земле, которая и возделывающим ее, и плюющим на нее подает плоды свои. Таков нрав любви. Она не смотрит на лица, не разбирает чина и родства, близости и дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто он, нуждающийся в плоде любви: брат или не брат, сродник или не сродник, единоплеменник или иноземец, приятель или неприятель, добрый или злой; тому являет действие теплоты своей, кто хочет того и нуждается в том. Тот ей и сродник, кто беден. Там она близко приступает, где нужда. Бедствие и нужда человеческая – для нее как родство, и ее к себе привлекает. Так сделал упомянутый милостивый самарянин.

11) Любовь всему верит . Как сама простосердечна, таковыми и прочих считает; и как сама никого не обманывает, так и о прочих думает, и потому всякому верит. Ибо любовь чистосердечна, не лукава, не льстива, и потому, какова сама, так и относительно прочих надеется и подозрения не имеет. От этого-то и бывает, что добрых часто лукавые обманывают и они много бед претерпевают, поскольку со всеми чистосердечно обходятся. Этих людей нынешний свет дураками безумно называет, потому что с ним лукавить не умеют.

12) Любовь на все надеется, все переносит . Об этом святой Иоанн Златоуст так говорит: «Что значит – на все надеется? Не отчаивается, надеется на все блага для любимого; но, если он и зол будет, она продолжает исправлять, промышлять прилежно. Если и не сбудутся надежды на блага эти, но и еще тяжелее он будет, и это терпит» (Беседа 33 на первое Послание к коринфянам.).

Об истинном христианстве.

Свт. Феофан Затворник

вся любит (покрывает), всему веру емлет, вся уповает, вся терпит

Вся любит ,– στεγει,– покрывает. Святой Златоуст говорит: «Любовь вся покрывает , по своему долготерпению и кротости, что бы ни случилось прискорбное и тяжкое, хотя бы то были обиды, хотя бы побои, хотя бы смерть, или что-нибудь другое подобное. Это может видеть из примера блаженного Давида. Что может быть тяжелее, как видеть сына, возмутившегося, ищущего власти и жаждущего крови своего отца? Но блаженный Давид перенес и это; он не хотел даже произнести укоризненного слова против убийцы, а, предоставив все прочее военачальникам, повелел сохранить его жизнь; так крепко было у него основание любви! Посему и говорит Апостол: вся покрывает . Этими словами он выражает силу любви». Феодорит пишет: «По любви терпит и прискорбное». Можно и так: στεγη – кровля. Отсюда мысль: любовь служит покровом для всех, все прибегают к ней и в ней находят себе защиту и прикрытие от всех невзгод. Кров дает мысль и о прикрытии: отсюда любовь покрывает грехи, немощи, недостатки и слабости других; не только не разглашает, но прикрывает все то добрым словом.

Всему веру емлет . «Любимого почитает нелживым» (Феодорит). «Верит всему, что ни скажет любимый; и не только сама не говорит ничего с хитрым лукавством, но не подозревает даже, чтобы другой кто говорил так» (Феофилакт).

Вся уповает . Делая добро и встречая неуспех, не останавливается, но изобретает новые способы и, если эти не приводят к цели, берется еще за другие, и так далее, воодушевляясь надеждою, что Бог благословит, наконец, этот труд любви успехом. Феодорит пишет: «Если видит любимого склонным к худому, ожидает в нем перемены на лучшее». Сама же не сложа руки сидит, но употребляет с своей стороны все зависящие средства к его исправлению и, употребляя их, «не отчаивается, но уповает, что он наконец возвратится на лучшее» (Феофилакт).

Вся терпит : все труды, необходимые в доброделании, поднимает охотно, мужественно преодолевает препятствия, благодушно переносит неприятности, и все, что ни встретится на пути добра, терпит, имея одну цель – делать добро любимому, то есть всякому человеку; терпит и самую безуспешность в добре. «Если случится, что любимый не поддается ее заботам и остается на своем недобром пути, благодушно терпит его падения» (Феофилакт). «И что бы ни было в любимом, или со стороны его, ничто не может отторгнуть любящего от любви к нему» (Феодорит).

Святой Златоуст все сии три: «уповает, верит, терпит», соединяет в одну речь и говорит: «Не отчаиваясь, ожидает от любимого человека всего доброго и, хотя бы он был худ, не перестает исправлять его, пещись и заботиться о нем, и не просто надеется, но с уверенностию, потому что сильно любит; и хотя бы сверх чаяния не происходило добра, и даже любимый становился бы еще хуже, она переносит и это».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (ст. 7). Когда мы видим, как согрешает наш брат, закрываем ли мы глаза на этот грех, удерживаем ли язык от разглашения людям о том грехе, который видим в брате своем? Напротив, злорадствуем, бесовски злорадствуем, спешим везде и всюду разглашать, как грешен наш брат. Не покрываем греха брата своего, как делали все святые, а наоборот, открываем, кричим и трубим о чужом грехе, а о своих грехах молчим.

Надежда, неуклонная надежда на Бога, надежда на воздаяние в жизни вечной никогда не оставляет тех, в сердце которых живет любовь.

Любовь все переносит . Переносит все издевательства, все насмешки, все мучения за Христа, как переносили блаженные юродивые издевательства, насмешки, голод и холод. Любовь ищет только того, что нужно, что полезно ближним, своего ничего не ищет.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Прп. Симеон Новый Богослов

Прп. Ефрем Сирин

Блж. Августин

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

А услышать от Тебя о себе - не значит ли узнать себя? А разве не солжет тот, кто, узнав себя, скажет: «Это неправда»? Но поскольку любовь всему верит , по крайней мере, среди тех, кого она связала воедино, то я, Господи, исповедуюсь Тебе так, чтобы слышали люди, которым я не могу доказать, правдива ли исповедь моя; мне, однако, верят те, чьи уши открыла для меня любовь.

Исповедь.

Чем больше любовь к Богу, которую имеют святые, тем больше и то, что они переносят ради Него.

О терпении.

Блж. Феофилакт Болгарский

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

Все покрывает

И обиды, и побои, и смерть. Такое свойство подает ей присущее ей долготерпение. Это против умышляющих зло.

Всему верит

Что ни скажет любимый ею; ибо и сама она не говорит ничего притворно, и не думает, чтобы другой говорил так.

Всего надеется, все переносит

Любовь, говорит, не отчаивается в любимом, но надеется, что он всегда восходит к лучшему. Это сказал к отчаивающимся. Если сверх чаяния и случится, что любимый будет пребывать во зле, она переносит его недостатки мужественно. Ибо она, говорит, все переносит . Это к тем, которые легко впадают во вражду.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

Все покрывает , т. е. все извиняет, покрывая своим плащом все недостатки ближнего. Но при этом, конечно, во имя справедливости, любовь в необходимых случаях берет уже на себя все неприятные последствия, какие могут возникнуть из такого отношения к проступкам людей. - Всему верит , т. е. доверяет всегда людям, надеясь на то, что лучшие чувства ни в ком не могут заглохнуть навсегда. Это доверие и служит основою для покрывания чужих недостатков и пороков. - Всего надеется . Бывает, что для веры в поправление человека уже не остается места в душе любящего: печальная действительность разрушает эту веру. Но и тогда, с падением веры или уверенности в исправлении ближнего, сердце любящего не покидает надежда на то, что добро должно в конце концов победить. - Все переносит . Любовь, в этом уповании на исправление человека, не устает и терпеливо сносит все огорчения.

"Любовь... есть совокупность совершенства" (Кол. 3:14). Все, что можно представить святого, доброго, прекрасного, что может быть в человеке, да и вообще в мире, - все это является благоуханием любви. Любовь украшает и делает жизнь ценной; жизнь без нее была бы бессмысленна и просто немыслима. Любовь - это живительный эликсир и квинтэссенция жизни.

"Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8), то есть любовь есть проявление Бога.

"Бог есть любовь", следовательно, отвержение любви есть отвержение Бога (епископ Игнатий).

Любовь есть божественное естество, и сила, и Его благодатное свойство в действии.

"Любовь долготерпит". Долготерпит - значит не выносит поспешного сурового приговора, давая виновному время осознать свою вину и покаяться. Личный пример долготерпения являет Собою наш Господь. Долготерпение Господа велико. Как бы ни была велика вина людей пред Богом, все же Господь не отнимает жизни у них: Он не хочет смерти грешника (2 Пет. 3:9; Чис. 14:18).

"Любовь долготерпит". Это пассивная сторона любви. Она все спокойно переносит, она не говорит с запальчивостью о других, хотя, быть может, с нею и поступили несправедливо; она переносит обиды без ропота, никогда не произнося грубого слова.

"Любовь милосердствует". Милосердие! Кто из нас не испытал его со страхом Господа? Сколько мы бесславим Его святое имя, а Он все еще продолжает венчать нас "милостью и щедротами" (Пс. .102:4). Псалмопевец восклицает: "Ты, Господи, благ и милосерд" (Пс. 85:5; Лк. 6:36, Пр 22:9). Примером милосердия может служить притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35). Любовь побудила милосердного самарянина совершить дело любви.

"Любовь милосердствует". На удар она отвечает поцелуем. Она сияет как ни одна из звезд.

"Любовь не завидует". Зависть - как много зла причиняет она людям! В Писании мы находим много примеров тому, как люди по зависти совершали большие злодеяния. Мы знаем, что "по зависти продали Иосифа в Египет" в рабство. По зависти иудеи предали Иисуса Христа (Мф. 27:18). Соломон в своих притчах говорит, что "зависть - гниль для костей" (Пр. 14:30). Апостол Павел, сознавая то зло, которое несет зависть, призывает верующих: не будем "друг другу завидовать" (Гал. 5:26). Но зависть все еще гнездится в сердцах верующих, а вот любовь не завидует!

"Любовь не превозносится". Самопревозношение неуместно в любом обществе, тем более - в среде верующих. Писание предупреждает: "Грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено" (Ис. 2:12). Апостол Павел увещевает христиан не превозноситься друг перед другом, но почитать "один другого высшим себя" (Флп. 2:3). Все верующие должны иметь постоянное стремление прославлять и превозносить имя Бога: "Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя" (Ис. 25:1).

"Любовь не гордится". Гордость - это один из злейших врагов на пути в небесную страну. Гордость представляет собой труднопреодолимое препятствие в познании вечного Бога. В гордости скрывается причина всех богоотступлений. Вот почему Библия на своих страницах так сильно порицает гордость. Апостол Иоанн говорит, что "гордость житейская, не есть от Отца" (1 Ин. 2:16). Апостол Петр отмечает, что "Бог гордым противится" (1 Пет. 5.5), Самая большая трагедия всех гордецов в том, что они не знают Бога, ибо путь познания Господа лежит через глубокое смирение.

Когда сердце исполнено божественной любви, оно свободно от своего "я". Потому что любовь не превозносится, не гордится и не ищет своего.

"Любовь не бесчинствует". Бесчинство относится к числу грубых грехов. Евангелие ставит бесчинство в один ряд с такими грехами, как "ненависть, убийства, пьянство" (Гал. 5:21). Бесчинство ставится и в разряд других грехов, отличающихся от вышеуказанных. "Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся" (2 Фес. 3:11). Это место Писания позволяет считать поступающими бесчинно тех, кто ничего не делают сами, но немилосердно судят служителей на ниве Господней.

"Любовь не ищет своего". Эти слова противопоставляются известному месту Писания: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Флп. 2:21). Многие имеют любовь в сердце своем к Иисусу Христу и к ближним своим; но при этом не забывают и себя и, подобно Симону Петру, говорят Господу: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (Мф. 19:27). И лишь немногие любят Господа и ближних самоотверженно, без оглядки, не требуя взаимности.

Любовь, не ищущая своего, полагает жизнь свою за других.

"Любовь не раздражается". Трудно представить себе человека, который никогда и ни по какому поводу не раздражается, но тем не менее апостол Павел говорит: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4:31), Праведный Иов нашел, что "несмысленного губит раздражительность" (Иов 5:2).

Любовь не раздражается, потому что она весьма снисходительна к, несовершенствам других людей и очень строга к своим собственны Пред случайной ошибкой брата или сестры любовь стоит с двумя перстами на устах.

"Любовь не мыслит зла". Любовь и зло несовместимы. Любовь не только не делает зла (Рим. 13:10), но и не мыслит о нем. Зло имеет большую силу. Оно может увлекать, захватывать и поглощать людей. Апостол Павел ощущал над собою силу зла, он говорил: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:18-19). Однако любовь гораздо сильнее зла. Она побеждает его и проходит мимо него.

"Любовь не мыслит зла". Поэтому те люди, в сердца которых любовь Божия излилась Духом Его Святым, способны не мыслить зла, жить в этой любви и пламенеть этой любовью.

"Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине". Неправда - как легко мириться и даже сживаться с ней, а между тем Писание говорит, что "всякая неправда есть грех" (1 Ин. 5:17) и что "мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду" (Вт. 25:16). Любовь не только не творит неправды, но и не радуется, то есть печалится, когда другие делают неправду. Любовь никогда не поддержит клевету и не будет внимать лжи, "любовь сорадуется истине".

"Любовь не радуется неправде". Любовь не находит никакого удовольствия в негативных, отрицательных вещах.

Любовь не радуется, когда человек попадает в беду по неосторожности, по неопытности, по наивности, чрезмерной доверчивости, наговору, доносу или клевете.

Любовь не радуется, видя, как сатана заводит людей в омут греха, в пучину горя, в безвыходный тупик, приводит их к разочарованию и отчаянию, дико посмеивается над их невежеством и глупостью.

Любовь не радуется злу, когда оно постигает кого-либо, и не предсказывает: "Это только ягодки, только начало... вот увидите... не то еще будет".

Любовь не мыслит неправды, ни о ком не говорит неправды, ни от кого не принимает неправды, не радуется неправде, не боится неправды, сражается с неправдой и побеждает неправду.

"Любовь сорадуется истине". Любовь радуется, если злые слухи оказываются ложными. Она радуется, когда правда берет верх и торжествует победу над ложью и злом. Любовь радуется, когда истина Евангелия возвещается и принимается людьми, когда люди жаждут истины, ищут истину и по принципам истины живут.

"Любовь все покрывает". Любовь покрывает, то есть прощает, множество грехов (1 Пет. 4:8). Прощение должно быть одним из основных принципов практического христианства. Господь говорит: "Прощайте, и прощены будете" (Лк. 6:37).

"Любовь всему верит, всего надеется". Любовь прежде всего верит тому, что говорит Библия об Иисусе Христе, о вечности, и возлагает свою надежду на Господа. Писание говорит, что всякий верующий в Иисуса Христа и надеющийся на Него не постыдится (Рим. 9:33; Ис. 49:23). "Надеющийся на Господа будет безопасен" (Пр. 29:25). Веруя в Господа и надеясь на Него, мы должны проявлять веру и по отношению к окружающим нас людям. Вера есть доверие к людям; делает последних более сильными, морально чистыми; поверив даже ложному заверению, мы вызываем у людей угрызение совести.

"Любовь все переносит". Любовь безропотно переносит скорби, страдания, искушения. И нет такого горя, такого страдания, которое не перенесла бы любовь. Вспомним первомученика христианства Стефана. Он безропотно говорит, обращаясь к Господу: "Господи Иисусе! приими дух мой... не вмени им греха сего" (Деян. 7:59-60). Какая невероятная любовь!

Любовь все переносит своей неподражаемой выносливостью. Грозные волны зла, вал за валом, с шумом низвергаются на нее, но она, как морской утес, несокрушима. Она все переносит покорно, спокойно и безмолвно.

Любовь все переносит, даже смерть, ибо в натуре любви есть постоянная готовность жертвовать собой.

Любовь все переносит и все побеждает своим исключительным терпением - терпением Христовым (2 Фес. 3:5).

Любовь никогда не отчаивается и, уповая на помощь Божию, предвкушает скорую победу.

Мы только так много переносим, как много любим.

"Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". В вечности все и во всем будет любовь. В любви будет заключаться причина вечного счастья на небесах.

Любовь никогда не перестает быть любовью. Любовь - вечная духовная реальность, не перестающая любить.

"Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, все переносит, всему верит, всего надеется". Внесите эти составные части любви в свою жизнь - и всякий поступок ваш будет верным.

Посвящен апостолам и их проповеди. Ученики Христовы оставили нам богатейшее наследие — послания, являющиеся неисчерпаемым источником духовного назидания. Самым плодовитым писателем был, пожалуй, святой апостол Павел. Он написал 14 посланий к Церквям и отдельным людям. Вершиной его творчества можно считать знаменитый гимн любви, который находится в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Я думаю, что если не весь текст гимна, то, по крайней мере, его последние слова знакомы многим из нас.

То, что апостол Павел пишет о любви, перекликается с тем, что говорил о ней другой апостол — Иоанн, которого принято называть апостолом любви. «Бог есть любовь, — говорил Иоанн, — и пребывающий в любви пребывает в Боге». Возлюбленный ученик Христов говорит о Божественной природе любви, а апостол Павел в своем гимне разъясняет нам ее нравственную природу.

Начинается гимн с трех стихов, в которых Павел называет себя ничтожеством.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий»

Апостол Павел имел дар языков, но он признавал, что любовь намного важнее этого дара. По его мнению, для спасения нужна любовь, а не чрезвычайные харизматические дары. Апостол как бы говорит, что простой верующий, имеющий любовь, выше его, имеющего только дар языков.

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»

Вера, с помощью которой можно двигать горы — именно о такой вере говорил Господь Иисус Христос апостолам, не сумевшим изгнать беса из юноши (Мф. 17:20). Неужели Павел спорит здесь с Самим Христом? Между Спасителем и Павлом здесь полное согласие, ведь Он Сам указал, что любовь и есть главная заповедь. Вера, двигающая горы, — гипербола. Что толку от перемещения каменных глыб, если это не приносит пользу душе?

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в том никакой пользы»

Мы не можем даже представить, насколько сложно отказаться от имущества и стать мучеником. Но, оказывается, и такие поступки могут быть основаны не на любви. «О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Например, об одном пресвитере „Жития святых“ сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе „любви“ и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот» (Библия Лопухина).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает»

Каждому «не» в этом гимне можно противопоставить положительное качество. Два положительных качества любви переходят в восемь отрицаний, а затем опять возвращаются к положительным качествам в четырех «все». Павел начертывает путь любви от простых и вполне понятных терпения и милосердия, переходит к воздержанию, описывая его в отрицаниях «не», так как именно через воздержание от указанных страстей видит апостол путь любви. Ее путь заканчивается в непонятных «все покрывает, всему верит, всего надеется». Как это все покрывать? Нужно терпеть недостатки ближнего? И как всему верить, когда вокруг столько лжи?

Апостол говорит нам о любви Христовой — ведь это Он все покрывает Своей любовью, это Он верит нашим обещаниям исправиться, Он переносит наше непослушание… Совершенная любовь — это любовь Христа к нам; тот, кто достиг совершенства в любви христианской, имеет любовь Христову в себе. Только такому человеку понятно, как можно «все покрывать, всему надеется, во все верить и все переносить».

Восемь отрицаний в этом гимне — это как бы десять заповедей любви, ведь заповеди Моисея были такими же отрицаниями (не убей, не прелюбодействуй и т. д.). Только здесь заповеди обращают внимание более на внутренний мир человека.

Не завидует. Завистью диавола, как известно, грех вошел в мир. Конечно, истинная любовь чужда зависти.

Не превозносится . Как мы знаем из притчи о мытаре и фарисее, Господь осуждает превозношение в мыслях над ближним. О какой любви может идти речь, если другой человек, по твоему мнению, хуже тебя?

Не гордится . Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Не бесчинствует . «Все должно быть благообразно и по чину», — говорит Павел в другом месте. Может быть, он имеет в виду поведение на богослужении? Тот, кто имеет любовь Христову в себе, никогда не нарушит ход богослужения своим поведением.

Не ищет своего . Павел никогда не говорит о любви к самому себе. Потому что невозможно основывать любовь к Богу и ближнему на самолюбии. Если ты любишь себя, то будешь искать полезное для себя в первую очередь, а потом, может быть, для ближнего. Какая же тут любовь?

Не раздражается . Умиротворение и душевный покой можно назвать исполнением этой заповеди. Тот, кто постоянно кричит и брызжет слюной, не имеет христианской любви.

Не мыслит зла . Обрати внимание на свои мысли. «Рой пчел шумит в моей голове», — скажешь ты. Мы должны найти среди своих мыслей злые и изгнать их из своей головы.

Не радуется неправде, а сорадуется истине . Где же находится источник радости? Он находится в истине, поэтому апостол и пишет «сорадуется». True уже и есть радость. «Вы познаете Истину, и True сделает вас свободными», — сказал Господь. Человек, получивший свободу, просто радуется уже самому этому факту. Так и мы, имея Истину — Христа, будем сорадоваться с Ним на Тайной Вечери.

В светских песнях часто можно слышать о том, что «любовь скоротечна». Но что говорит нам апостол в конце своего гимна? «Любовь никогда не перестает» настоящая любовь не проходит со временем, потому что она от Бога, Который вечен. «Видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре? Что именно значит: „никогда не перестает“? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Теги: Апостол Павел любовь Священное Писание

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .