Консультация (младшая группа) на тему: Как научить ребенка различать где лево, где право. Учим ребенка определять где право, где лево

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

3146 (24 за неделю) / 03.01.18 10:00 /

В начале жизни ребенок, как правило, не соприкасается с большим миром. Поэтому многие родители спустя рукава относятся к обучению малыша тем навыкам, реализовать которые у него пока нет возможности, например, пространственному ориентированию.

Это неправильная и даже вредная позиция. Во-первых , пространственные представления стимулируют развитие многих высших психических процессов, которые, собственно, и образуют человеческое мышление. Во-вторых , хорошо развитые пространственные представления позволяют ребенку сопоставлять пространственные и словесные образы, что развивает воображение и творческие способности. Наконец , возможны всякие нестандартные ситуации, которые трудно предвидеть, и в которых старшие не смогут оградить ребенка от большого мира: в подобных случаях именно «знания не по возрасту» способны сохранить здоровье ребенка.

Когда стоит начинать обучение

До трех лет ребенок способен оперировать только теми понятиями, которые формируются у него на основе непосредственного опыта. Кроме того, нужно учитывать непостоянство и хаотичность внимания маленького ребенка. Чтобы обучить его чему-то, необходимо использовать обращающие на себя внимание приемы - чаще всего игровые.

Детская память ассоциативна. Из этого следует, что требуемое для запоминания понятие должно сопрягаться с сильной эмоцией. Чтобы память ребенка не перегружалась, лучше всего, чтобы помимо понятия, которое ребенок должен освоить, ничто не отвлекало детское внимание. Так, например, развивающую игру не следует начинать в незнакомом для ребенка месте. И еще: нужно не забывать сворачивать игровые занятия, когда они начинают утомлять ребенка.

"Верх" и "низ"

Но обо всем по порядку. Начнем с попытки обучить ребенка различать верх и низ, а также «выше» и «ниже». Психология утверждает, что после того, как ребенок научился уверенно ходить, образы верха, низа и вообще вертикальной оси в смутном виде уже содержатся в его сознании. Остается только придать им четкие очертания и словесное выражение.
Прежде всего, необходимо научить ребенка соотносить вертикальную ось и собственное тело. Лучше всего сочетать исподволь сообщаемые сведения о том, что, например, голова вверху, а ноги внизу, со сведениями, добываемыми в игровых занятиях («показываю красный шарик - поднимаешь руки вверх, показываю черный - опускаешь вниз».) При этом не стоит сюсюкать, унижать ребенка снисходительной лаской, использовать детские оплошности для назидательных уроков. После можно переходить к соотнесению вертикальной оси и окружающего мира.
Ребенок любопытен - он обязательно будет исследовать окружающие диваны, стулья, кресла, двери лестницы. Вот эти исследования и нужно использовать для ненавязчивых сообщений, что спинка стула находится выше его ножек, одна ступенька ниже другой, все дверные ручки расположены на одинаковом расстоянии от пола, а ниже пола ничего в квартире нет.

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интер...

"право" и "лево"

Ближе к двум годам можно переходить к различению левой и правой сторон. В это время ребенок начинает самостоятельно есть, и умение различать «право» и «лево» пригодится хотя бы при выборе руки, которой он будет это делать . Игры, с помощью которых маленький человек будет познавать этот вид пространственной ориентации, не должны просто копировать игры, с помощью которых усваивалось различие между верхом и низом. Конечно, можно и даже полезно использовать стандартные и простые игры, как то: поднятие левой или правой руки в зависимости от тех или иных условий, попытки поймать мячик попеременно правой и левой рукой. Но можно использовать игры более изощренные: закрашивание левой части раскраски в один цвет, а правой - в другой, нахождение симметричных или асимметричных нарисованных или трехмерных фигур и.т.д.

"Сзади" и "впереди"

Последней наступает очередь различения «сзади» и «впереди». Малышу уже три года. У него возникает склонность к долгому и настойчивому подражанию взрослым. Поэтому при обучении этому виду пространственной ориентации можно использовать стремление ребенка помочь взрослым в их делах (например, можно просить переложить ту или иную вещь так, чтобы она лежала не сзади, а впереди от того места, где находится ребенок или взрослый.) Или использовать желание ребенка копировать быт взрослых в создаваемом им мире игрушек, вводя в оборот этого игрушечного мира понятия «сзади» и «впереди». Также эти понятия являются важным элементом при попытках ребенка самостоятельно одеться. Можно использовать и более абстрактные способы обучения этому виду пространственной ориентации: предложение проанализировать текст какой-нибудь подходящей по теме детской книги на предмет нахождения разных предметов спереди/сзади героя книги будет как нельзя кстати.

Впрочем, наверняка, при известной доле усилий, родители сами смогут придумать свои уникальные методы обучения ребенка пространственному ориентированию и научат ребенка различать право и лево … Пожелаем всем успеха!

2 2

Еще статьи по теме:

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро...

5 1

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратит...

Наталья Демченкова
Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания. Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка. Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета. В детском саду на преодоление этой проблемы уделяется очень много времени и усилий. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. Мы, педагоги, призываем вас, уважаемые родители, не оставайтесь в стороне. Следуйте нашим рекомендациям, и вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ребенку письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

o Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука - та, которой он держит ручку или ложку.

o Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки - тоже правое. Нога, ухо, глаз.

o Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.

o Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»

o На прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево». «Сейчас нам направо».

o Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».

o Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

o Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

Утренняя гимнастика с пользой

Упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: "Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед! " и т. п. Затем скомандуйте: "Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой! " Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: "Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо! " А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребенком на пол и продолжайте упражнения: "Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку! "

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание детей, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребенку поиграть маленьким мячиком, бросая его то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть много замечательных стихов, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Или такое стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» – раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

(В. Берестов «Где право, где лево»)

Танец буги-вуги

Ручку правую вперед,

А потом ее назад.

И опять ее вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок. Например, ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома). Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно. Малыш встаёт в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т. е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. И сделай два шага вперед. А теперь повернись влево, три шага вперед. Еще раз повернись влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура! Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Рисуем и учимся

Графический диктант - полезное упражнение для развития пространственной ориентации на плоскости, и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для 3-4-летних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску. А когда кроха немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть он отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик - и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Отпечатки правой и левой руки.

Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: "Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко". А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны). Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых - браслеты?

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: "Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку". Или: "Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку? " А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Будьте терпеливы и у вас все получится!

Яна, здравствуйте!
Я Вас обожаю, поэтому не буду тратить Ваше время и без лишних прелюдий перейду к сути.

Вопрос: как научиться без запинки различать лево-право?

Мне 30 лет, а я все не выучусь. Вы писали, что Вас в школе зрения научили, может, есть секретный рецепт?

Важно: я прекрасно знаю, что пишу я правой рукой, не забываю, что сердце с левой, обручальное кольцо на правой и т.д. Но все эти сена-соломы требуют долю секунды, чтобы принять решение, сопоставить ситуацию с шаблоном и выдать действие. Я прекрасно различаю стороны, если мельком гляну на руки, но это не всегда возможно. Иногда мне кажется, что я уверена в том, какой поворот налево, какой направо, объясняя далеко не в первый раз дорогу к дому, называю сторону "не глядя", и непременно ошибаюсь. Знакомые не верят, что это возможно, интернет пестрит советами вспомнить, какой я рукой ем или привязать ленточку. А надо сформировать прямую ассоциацию слова со стороной без посредника в виде третьего образа.
Заранее благодарю!
Дарья.

P.S. клятвенно обещаю попробовать насоветованное и отчитаться в случае успеха.

Здравствуйте!

Во-первых я хочу сказать, что эта "доля секунды" у меня тоже до сих пор есть. Я не могу похвастаться тем, что я прямо в бессознательном состоянии покажу лебо и право, не задумываясь об этом вообще. Т.е. может и покажу, неожиданно, на автопилоте. Но могу и не вспомнить. :-) Т.е. какой-то момент внутреннего раздумья у меня часто присутствует. Более того - я пару раз замечала, что пытаюсь реагировать на команды "лево" и "право" не задумываясь, и таки ошибаюсь.

Но просто стало сильно лучше, эти доли секунды сильно укоротились. И если действительно я - в сознательном состоянии, говорю с кем-то, и знаю, что я хояу правильно сказать и показать стороны, я не ошибаюсь, и не впадаю в ступор.

А лечится это теми же визуализациями. Все те же "сено-солома" и смотрения на левую и правую руку. Только идея в том, что надо научиться осознавать себя единым целым, чтобы не надо было поднимать руки и смотреть на них, для того, чтобы о них вспомнить.

Я уже писала в своем жж об этом упражнении: в школе зрения меня невролог учил "привязывать" части тела друг к другу. Не мыслить так, будто у меня руки - отдельно, голова - отдельно, глаза - тоже сами по себе, и у каждого своя функция. Голова может помогать смотреть, руки могут помогать думать и.т.д. Это все взаимосвязано.

Вот вы знакомы ведь с упражнением, когда вы поднимаете перед собой руки, и вспоминаете, которая из них левая и правая? А вы теперь поднимите одну руку, и попытайтесь себе представить, что к ней приделана целая половина вас! Это не просто правая кисть руки - к ней имеет отношение половина тела, которая к ней приделана, и все пространство, которое вы с этой стороны видите! Это надо прямо образно себе представлять! Поднимите руку, и сделайте рукой кругообразное движение - и при этом внутренне себе представляйте, что все, что с этой стороны охвачено, и все что внутри вас, и вокруг, и в вашей голове, и в ухе (слышно) и видно - это все имеет отношение к этой половине вас. И эта рука - часть этой половины. Таким образом вы как бы "отмечаете" эту территорию.

Ошибка состоит в том, что вы запомнили что вот у вас - правая рука. А что все-все- правое пространство к ней "приделано" у вас в голове не "прошилось". А если тренироваться, все пространство "приделается" мысленно к нужной половине.

Собственно, что является желанным результатом этих упражнений? (Которые надо делать сколько угодно, когда вспомните, но хорошо бы вначале пару раз в неделю.)
Когда у вас внутри возникает вопрос "где право?" вы сейчас смотрите на руки, и выбираете правую руку. Может быть вы не поднимаете руки, а научились представлять себе этот жест - это следующий шаг. Так вот еще следующим шагом будет, что в ответ на этот вопрос вы будете видеть не две руки, и выбирать правильную, сказав себе: "Ага, вот эта", а будете себе представлять два таких больших пространства. Как полушария! Которые и внутри вас, и снаружи. И т.к. вы их изначально к рукам приделывали, а про руки известно уже, где какая, у вас весь мир прямо разобъется на левую и правую половину.

Если вы представляете себе две половины всего, и середина проходит в вашей середине, то вы смотрите вдаль, смотрите в любом направлении, и во всем пространстве вокруг вас уже имеется это правильное направление. Вам не нужна больше правая рука, у вас есть правая половина мира. Там повороты все направо, если в направлении этой половины. И там нет сомнений по поводу того, какое у вас ухо правое, или нога, или куда вам телом поворачиваться направо, потому что внутри вас все тоже уже рассортировано на эти две половины.

Собственно, эти все занятия нацелены на "восстановление контакта с собственным телом". Сейчас уже придумано много всяких школ, и систем, которые работают с этим. Они немного разные, но все клонят примерно к одному и тому же: вовлечь в свое восприятие мира все тело. И разные функции выполнять не только предназначенным для этого органом, а всем телом. Можно руками, позами, жестами помогать себе говорить, слушать, думать! Или вот - перестать путаться в некоторых вещах. :-)

Надеюсь, что это описание немного вам поможет.
И да, напишите нам, чем кончилось! :-)


- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на [email protected] письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!

Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут.

Существует немалое количество взрослых людей, которые при возникновении необходимости быстро выбрать направление, не знают, как определить, где лево - где право. Причина такого курьёзного поведения кроется в необъяснении или неумелом объяснении им принципа бокового пространственного ориентирования в детстве.

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте.

Можно попытаться научить малыша различать лево - право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой - у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, - левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная , важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится. Можно устроить импровизированный . Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток - сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик. Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка.

Показывая ребёнку рисунки в книжках, объясняйте, где расположено лево, а где право. Например: «Видишь, в левом верхнем углу страницы воробей на дереве сидит, а под деревом, с правой стороны, - ёжик».

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

/В. Берестов/

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

/И. Токмакова/

Право-лево
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ —
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ - мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.

/А. Тимофеевский/

Тематические игры

Играйте с малышом в подбрасывание и ловлю мячика. Поймав мяч, каждый раз комментируйте, какой рукой вы это сделали.

Предложите крохе поносить наручные часики (или браслетик – девочке), отметив, что надеваете их на левую руку.

Когда переходите с малышом проезжую часть, всегда говорите: смотрим налево – нет машин, смотрим направо – нет машин, можно переходить дорогу.

Многие мальчишки – большие поклонники машин и езды. Если вы едите вместе в машине и собираетесь поворачивать, комментируйте свои действия. Включаем левый поворот – поворачиваем налево, включаем правый – направо.

Малыш быстро научится различать направления, если во время ежедневных переодеваний вы каждый раз будете проговаривать: правую руку продеваем в правый рукав, а левую – в левый.

Использование подсказок и «опознавательных знаков»

Иногда сама природа даёт подсказки в ориентировании. У некоторых детей на одной из ручек может быть отметка: родинка или родимое пятнышко, шрамик и т. п. Обратите внимание малыша на такой «опознавательный знак» и попросите запомнить, на какой руке он располагается.

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете . Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой (у левши).

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка - слева. После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив. Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым. Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она - левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно , пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Ни в коем случае не используйте объяснения вроде такого: «Если встать лицом к окошку, то телевизор будет справа». Так вы спровоцируете у ребёнка проблемы с пространственным ориентированием на всю жизнь.

Самый простой и правильный способ определить, где лево - где право

Интересный пример из истории, как учили определять, где лево - где право безграмотных крестьян, приведен в книге А. Н. Толстого «Пётр первый». Для обучения направлениям солдат своей армии, состоящей из простого люда, Пётр первый требовал, чтобы в правый сапог каждый солдат предварительно засунул пучок сена, а в левый – соломы. Чтобы задать ритм при строевой ходьбе, он так и командовал: «Сено! Солома!»

Применение принципа ведущей (рабочей) руки – самый простой способ определить, где лево - где право. Любые другие способы нелогичны и сложны на практике. Если Вы - правша, то пишете правой рукой. Это запомнить элементарно.

Случаются ситуации, когда перепутать лево и право означает получить разрушительные последствия. Одна из наиболее трагических медицинских ошибок связана с операцией, выполненной не на той половине тела пациента. Например, когда удаляют левую почку вместо правой, или правую ногу вместо левой.

Но не будем о страшном и грустном. Вы ведь теперь знаете правильный способ, как определить, где лево - где право.