Исследование влияния телевизора на ребенка. Можно ли грудничку смотреть телевизор? Мнение специалистов: влияние телевизора на ребенка

В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.

А как же телевизор влияет на детей? Можно ли детям смотреть телевизор? Сколько часов ребенок может смотреть телевизор, не нарушая психику? Чем занять ребенка кроме мультиков? В статье “Влияние телевизора на детей ” вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.

Можно ли смотреть детям телевизор?

  • малыши до 2-х лет . Деткам до двух лет не стоит вообще смотреть и слушать телевизор. Даже, если вы считаете, что ребенок его не смотрит. Ваш ребенок его слышит и впитывает как губка каждое слово, увиденное изображение, услышанный звук…

Многие мамы сажают детей за просмотр мультика, чтобы быстрее покормить или заняться своими делами. Но в итоге от этого больше вреда, чем пользы.

Ребенок должен постоянно активно двигаться, осваивать новые предметы, рисовать, лепить, строить, переливать. Во время просмотра телевизора ребенок пассивен, он не развивается.

  • дети от 2-ух до 3-х лет. Разрешается смотреть телевизор не более 15 минут в день. Внимательно выбирайте материал, который будет смотреть ваш малыш. Избегайте просмотра мультиков без звуков, так как это может негативно отразиться на развитии речи ребенка. Если вы включаете телевизор, оставайтесь вместе с ребенком и комментируйте увиденное на экране. Ребенок должен правильно воспринимать и усваивать информацию, показанную по телевизору.

В период до 3-х лет активно идет процесс развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Телевизор влияет на психическое состояние ребенка. Происходит быстрая смена картинок, неокрепший мозг не успевает перерабатывать такой поток информации. Ребенок находится в перевозбужденном состоянии и, как следствие, появляется плохой сон, страхи и капризы.

  • дети от 3-х до 6-ти лет . Разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день, желательно с перерывами. В этом возрасте ребенок познает мир через экран телевизора. Выбирайте, какую информацию усвоит в это время ваш ребенок.Следите за тем, какие мультики он смотрит, лучше всего записать хорошие мультики, развивающие программы и передачи. В этот период активно развивается творческое мышление. А если ребенок смотрит на готовое изображение, его воображение перестает работать.
  • -дети с 7-ми лет . Разрешается смотреть телевизор до 90 минут в день с перерывами. Обязательно следует контролировать ребенка, смотреть, сколько времени он проводит у телевизора. Ведь у него может появиться зависимость. Старайтесь не оставлять ребенка одного, найдите для него альтернативные занятия.

Требования к просмотру телевизора

  • смотреть только в сидячем положении
  • размер экрана должен быть от 21 дюйма. При увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние до него
  • смотреть телевизор с расстояния не менее двух метров
  • смотреть телевизор только при включенном свете в комнате

Последствия просмотра телевизора у детей, рано начавших его смотреть и проводящих много времени перед ним:

  • Постоянно работающий телевизор оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Физическое развитие замедляется, так как ребенок сидит и смотрит в одну и ту же точку. Дети по природе очень активны и любознательны и после неподвижного сидения наступает период перевозбуждения, агрессии и капризов.
  • У детей ухудшается зрение. Причем ухудшение происходит постепенно.
  • Замедляется работа мозга. Ребенок перестает творчески мыслить и придумывать новые идеи. За него это делает телевизор.
  • Уменьшается объем памяти и снижается уровень наглядно-образного мышления. Дети перестают интересоваться предметами и событиями, позже начинают читать, их речь очень проста.
  • Нарушено развитие воли и желание добиться поставленной задачи, так как ребенок не совершает никаких активных действий.


Советы по уменьшению влияния телевизора на детей :

  • Следует ограничить время, проведенное за просмотром телевизора. Например, 2 мультика в день. Однако не запрещать, а договариваться и предлагать альтернативу – чтение, рисование, прогулка, лепка. Дети очень любят помогать взрослым. Воспользуйтесь этим.
  • Телевизор должен стоять в таком месте, чтобы он привлекал минимум внимания.
  • Создайте определенные правила и соблюдайте их. Во время еды телевизор смотреть нельзя.

Важно, чтобы наши дети выросли умными, любознательными и активными. Конечно, смотреть телевизор можно, но стоит это делать в разумных пределах.

А сколько времени проводят у телевизора ваши дети? Какие передачи они смотрят?

Просмотр телевизора детьми способен вызвать у них:

1. Перевозбуждение. Пагубно влияет телевизор на самых маленьких детей. Телевизионная программа для маленького ребенка представляет собой набор звуков и образов. В результате у ребенка обязательно наступит переутомление.

2. Самую настоящую зависимость от телевизора. Особенно этому будет способствовать тот факт, что для отвлечения внимания малыша вы частенько включаете телевизор. Пока вы занимаетесь своими делами, ребенок подвергается риску привязаться к нему.

Ученые установили, что если в вашем доме постоянно работает телевизор, то словарный запас у ваших детей будет значительно ниже. Постоянный просмотр телевизора задерживает развитие речи даже у детей грудного возраста. Наблюдение за группой детей, от двух месяцев и до четырех лет показало, что каждый час, проведенный у телевизора, снижает продолжительность речи в среднем на 770 слов. Именно общение с ребенком является основной составляющей развития мозга ребенка. А во время просмотра телевизора взрослые вообще не общаются с ребенком.

Совсем запретить телевизор не стоит. Но каждому возрасту - свое телевизионное время.

1. Возраст ребенка от рождения до 2-х лет

По статистике, чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мать у телевизора. Приглушенный звук телевизора убаюкивает малыша в первые недели жизни. 2-х месячный ребенок уже способен поворачивать голову к светящемуся экрану. В возрасте 6-18 месяцев ребенок еще не способен долго удерживать свое внимание. Но у ребенка проявляется удивительная способность к подражанию. Ребенок даже способен научиться пользоваться игрушкой, которую он увидел сутки назад по телевизору. Здесь можно говорить о положительном опыте от просмотра телевизора. Однако наблюдая за происходящим на экране, ребенок в первую очередь переживает эмоционально. И не стоит думать, что сюжет не оказывает на ребенка никакого влияния. Психологи считают, что уровень восприятия ребенком информации в этом возрасте очень высок. В этом возрасте с ребенком надо много разговаривать, показывать картинки, включать хорошую музыку. Этим родители создают среду для развития способностей малыша. Постарайтесь не использовать телевизор как звуковой фон. Вам лучше отказаться от просмотра любимой телепередачи во время кормления ребенка.

2. Возраст малыша 2-3 года

Нервная система и мозг в таком возрасте еще не совсем подготовлен к просмотру телевизора. Обычно в период до трех лет идет полным ходом развитие памяти, речи, интеллекта, внимания. Телевизор влияет на психическое перевозбуждение в результате быстрой смены картинок. Как следствие - плохой сон, капризы. Таким малышам лучше вообще исключить просмотр телевизора. Такая дополнительная нагрузка на мозг способна затормозить психические функции. Возможность несформировавшегося мозга ограничена.

Негативно влияет на детей фильм ужасов, фильм о войне, насилии и т. д. Если ваш ребенок испугался увиденного фильма, то без вашего участия и помощи ему не справиться. Будьте внимательны к своему ребенку. Телевизор влияет не только на нравственное воспитание, но и оказывает вред психическому здоровью. Бесконечный поток информации не позволяет все осмыслить. Вместе со снятием цензуры на экраны хлынули американские мультики, причем весьма сомнительного качества. А содержание сказок порой не соответствуют авторскому варианту. Вывод один: оградите неокрепшие души ваших детей.

3. Возраст малыша 3-6 лет

4. Возраст ребенка 7-11 лет

Этот возраст очень опасен при неконтролируемом просмотре телевизора. Школьная программа довольно сложная. А если ребенок много времени проводит перед телевизором, то могут у него возникнуть проблемы в школе. Нужно бороться с пристрастием ребенка к телеэкрану. А для этого стоит уделить внимание свободному времени ребенка.

Чтобы телевизор на детей не оказывал пагубное влияние следуйте нашим советам:

1. Определите, какие телепрограммы вы разрешаете смотреть детям, составьте план семейных просмотров.

2. Согласно исследованиям, если телевизор стоит на виду, в центре комнаты, то у ребенка чаще возникнет желание смотреть телевизор. Поставьте его так, что бы он как можно меньше привлекал внимание вашего ребенка.

4. Найдите для ребенка интересные занятия. Можно совместно порисовать, почитать, поиграть в настольные игры, и т. д. Достаньте старые игрушки. Все новое - это хорошо забытое старое. На некоторое время ребенок найдет для себя занятие. Дети обычно любят петь. Пойте вместе с детьми. Это разовьет не только слух, но и речевые навыки.

5. Малыши любят помогать маме: мыть посуду, убирать в комнате, и т. д. Не бойтесь доверять малышу веник и тряпку. Ребенок будет только польщен вашим доверием.

Влияние телевидения на развитие детей

Современный человек вряд ли мыслит свою жизнь без телевидения. Наличие нескольких голубых экранов в каждом доме уже не является чем-то уникальным. Часто практически ежедневно мы организуем свой досуг с учетом просмотра телепередач. Тут же рядом с нами оказываются и наши дети. Как же влияет телевизор на их жизнь?

Многие взрослые уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение ошибочно и опасно.

Ежедневный просмотр телевизора способствует формированию у ребенка привычки бесполезного просиживания перед экраном и пассивного его созерцания вне зависимости от содержания передач. Таким образом, теряется время, отведенное ребенку на игры, общение, физическую и познавательную активность.

Телевизор ухудшает общение между членами семьи. Родители меньше внимания уделяют детям, меньше разговаривают с ними и между собой. В результате чего страдает общее психическое развитие ребенка.

Продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка (может привести к значительному ухудшению зрения, формирования ожирение, снижению иммунитета и пр.).

При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению.

Дети, воспитываемые телевизором, плохо выражают свои мысли, речь их бедна и однообразна, словарный запас мал.

Телевидение снижает внимательность у детей и способствует появлению у них гиперактивности. Мелькающие телевизионные кадры и постоянно движущиеся объекты не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период. Гиперактивный ребенок копирует своим поведением скорость изменчивости изображений на экране.

Дети, растущие на телепередачах, теряют творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, перестают придумывать игры и сочинять рассказы, они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчества, перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире.

Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.

Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев.

Отмечено, что дошкольники и школьники, активно просматривающих телепередачи, склонны к непослушанию, проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости, конфликтам. Свою правоту они предпочитают доказывать дракой. Такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают, плачут во сне.

Обеднение внутреннего мира ухудшает способность детей к конструктивному общению со сверстниками, их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными.

Серьезно страдает при просмотре отдельных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Если герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, если в мультфильме кого-то убивают, то не удивительно, что дети потом лупят младших братьев и сестер, домашних животных, проявлять агрессию к сверстникам, взрослым, а некоторые наоборот начинают бояться окружающих людей, становится запуганным, подозрительными, зажатыми.

Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет в основной период созревания структур мозга не смотрел телепередачи вообще, после 6 лет не более часа в неделю; после 10-лет - 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются, так как подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.

Но ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителей, и ребенок не будет смотреть все подряд.

Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка.

Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.

Группа «Паровозик»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние телевидения

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники (по результатам исследований) не могут четко определить, где - правда, а где - ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером не делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т.д.

Правила борьбы с телеманией:

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для взрослых и детей на после дующую неделю.
  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнение взрослых по поводу детских.
  3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
  4. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

Группа «Рябинушка»

Влияние телевизора на психику ребенка

Интересно, что большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть, так как живут в маленьких квартирах с родителями, и телевизор работает для родителей с утра до вечера, вынуждая ребенка его смотреть вместе со взрослыми.

Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки. Если Ваш ребенок проводит за телевизором большую часть своего времени – это серьезный повод задуматься. Но к сожалению, вред телевидения в настоящее время нельзя не отрицать. Постепенно оно превращается в… школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на подростков, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой.

Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко.

Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.

Движение – жизнь! А для ребенка – это естественное состояние организма. Во время просмотра мультфильмов/передач мышечная система находится в статическом (застывшем) состоянии. И остается в нем до тех пор, пока дитя сидит перед голубым экраном. От этого могут появляться мышечные зажимы и блоки, а если малыш систематически смотрит телевизор в неправильной позе или телевизор и «посадочное место» находятся в нефизиологичной диспозиции, то ребенок рискует осанкой и нормальным развитием костной системы. И не вините потом в сколиозе своего наследника школьного учителя, посадившего его не за ту парту. Второй побочный эффект затяжных просмотров – возможное состояние возбуждения и раздражительности.

Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. У детей, которые больше трех

часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержки речевого развития.

Когда мы смотрим на реальный предмет, глазные мускулы постоянно тренируются, как бы «ощупывая» вещь. С телевизором же все наоборот. Парадокс восприятия телекартинки: изображение на экране движется, а глазные мускулы – нет! При телепросмотре ученые констатируют заметное снижение активности глаз.

При просмотре увлекательной передачи у ребенка па 90% замедляются обменные процессы. Во время просмотра телевизора активизируются так называемые центры голода, пробуждающие аппетит. Но! Кушать-то зритель кушает, а центры головного мозга, ответственные за чувство насыщения, дремлют (мы ведь сосредоточены на телевизоре), в итоге человек съедает в 3 раза больше.

Даже если в семье ведется строгий учет телевизионных просмотров, обратите внимание на невинные, казалось бы, художественные фильмы. По статистике, на долю такого кинематографа приходится больше половины всех транслируемых сцен насилия (57%). Если ребенок регулярно видит их по телевизору, нарушается его эмоциональное развитие, не формируется способность к состраданию и сочувствию. Такие дети в школе часто слывут хулиганами, а в подростковом возрасте рискуют попасть в криминальную историю. У каждого третьего школьника, увидевшего по телевизору минутную сцену какого-нибудь ужаса, чувство страха (не всегда видимое!) остается в течение нескольких минут, а то и часов – такой ребенок может страдать неврозами, бессонницей, повышенной тревожностью.

Что делать?

Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте – огромный!

Дети 3-6 лет – не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет.

Школьникам 6-11 лет – не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей. Обсудить с детьми действия киногероев.

Подросткам с 11-14 лет – до 1 часа.

С 14-18 лет - 2 часа.

Очень важным становится отбор передач. Пусть подросток аргументирует выбор передачи или фильма, поделится с родителями, что его привлекло или чему он научился благодаря просмотру. Время, проведенное за совместным просмотром и обсуждением увиденного, приобретает огромное значение.

Группа «Ромашка»

«Ребенок и телевизор»

Общие советы по организации просмотра

ребенком телевизора:

1. Постарайтесь как можно дольше откладывать первое знакомство ребенка с телевизором (сопротивляться зависимости от телеэкрана будет крайне сложно).

2. Выбирайте для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту (предпочтительны отечественные мультфильмы и фильмы, хотя далеко не все и не в любом возрасте, передачи развивающе-познавательного характера для детей старшего дошкольного и школьного возраста).

3. Тщательно следите за содержанием телеэфира (желательно находиться рядом с ребенком во время просмотра, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное).

4. Ни в коем случае не используйте телевизор как фон для других занятий, особенно для еды.

5. Правильно организуйте место просмотра: расстояние от глаз ребенка до телевизора должно быть не менее 3-4 метров, центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка.

6. Следите за положением тела ребенка при просмотре, оно должно быть прямым, сидячим.

Группа «Солнышко»


В ежесуточном распределении времени телевидение занимает третье место после сна и трудовой деятельности. Если, в среднем, человек смотрит телевизор 3 часа в день, то к 75 годам своей жизни девять из них он проведёт перед голубым экраном.

Каждому современному человеку нужно знать, что телевизор усиливает воздействие электрического и энергетического сигнала в 25-30 тысяч раз. Вследствие чего сфокусированные зрачком лучи разрушают нервные клетки глазного дна и постепенно «выжигают» вещество головного мозга человека, то есть попросту отупляют.

Особенно вредно телевидение для детей . У детей и подростков, от постоянного сидения перед телевизором или компьютером, появляются головные боли, для которых видимых причин нет, происхождение боли неясно. Есть и другие признаки: головокружение, снижение памяти и умения сосредоточиться, слабость, повышенная утомляемость. Затем идёт постоянное снижение защитных сил человека (ослабление иммунитета).

Если ребёнок уже в раннем детстве по 2-3 часа в день смотрит телевизор или играет на компьютере, то у него к 5-7 годам могут начаться нервные тики, головные боли, припадки. Детское тело до 12-ти лет особо уязвимо для любых электромагнитных влияний. Обилие световых, звуковых раздражителей - это перегрузка для коры головного мозга. Как следствие у детей появляются невротические признаки: кто-то постоянно облизывает губы, кусает ногти, суёт руки в рот, а кто-то иногда бьётся в истерике по пустякам. В группу риска входят дети, пережившие на первом году жизни перинатальную энцефалопатию.

В комнате, где ребёнок спит или играет, не должно быть ни телевизора, ни компьютера. Смотреть телевизор ребёнок должен с расстояния БОЛЕЕ 3-Х МЕТРОВ. Если уж смотреть, то лучше смотреть телевизор вместе с детьми днём, и лучше - познавательные передачи длительностью 20-30 минут. Санитарные нормы разрешают смотреть телевизор детям до 5-ти лет по 25 минут В НЕДЕЛЮ, то есть - по пять минут в день! Биохимическое исследование крови взрослого человека показало, что просмотр ТВ в течение 15 минут снижает качество эритроцитов (способность переносить кислород) почти вдвое. Что же может твориться с иммунитетом детей после долгих телепрограмм?

Уже проверено, что если ставить телевизор с маленьким экраном перед постелью - появится «ломота в костях». Нельзя засыпать при включённом телевизоре - спящий человек не способен защититься от излучения и от потока отрицательных эмоций с экрана, отрицательной информации. Если ребёнок спит, а родители смотрят телевизор - он будет чувствовать и электромагнитное поле, и все отрицательные эмоции боевиков, детективов, драм, «ужастиков» и прочих «шедевров» ночных кинопоказов.

Но это только одна сторона воздействия телевизионной техники.

Для человека наиболее опасна телепсихотехнология. Воздействие достигается незаметно, посредством монотонных звуков, однотипных фраз-кувалд (то же происходит во время рок-концертов через микрофоны). В Болгарии под руководством профессора Лоданова, известного своей методикой ускоренного обучения иностранным языкам, проводился телеэксперимент. Для группы из 30 добровольцев был выбран щадящий режим воздействия - 15 минут. Телесеанс проводился по 1 разу в неделю. Первые достижения обнадёживали: улучшение памяти, всплеск восприятия. Но после 2-го сеанса у всех участников начались гормональные и иные нарушения, заметные только по показаниям приборов. Но после 5-го сеанса телесеанс запретили. Спустя 3-5 лет испытуемые тяжело заболели, а через 7 лет - умерли. У всех у них до этого опыта было отменное здоровье (Т.Г. Дичев «Зомби - рядом с нами». «Знания мира» № 6, 2001).

Западные психологи утверждают, что обыкновенные телефильмы настолько «заряжают» подсознание, что скоро это станет причиной многих психических болезней. Если зритель смотрит фильм со сценами насилия или ужасы, то только сознанием понимает, что это ложь, подсознательно всё воспринимается за чистую монету и переживается как действия, происходящие с самим человеком. А это значит - постоянный стресс. Особо усиливается воздействие в фильмах с компьютерной графикой. ТЕЛЕЭПИЛЕПСИЯ - сейчас вполне привычное медицинское понятие. Определение болезни таково: припадок вызывается чрезмерным потоком световых, лучевых и звуковых раздражителей. С голубых экранов телевизоров и дисплеев компьютеров нас атакуют сгустки тяжёлых микролептонов, которые могут разрывать ауру и внедряться в наше тонкое тело.

Чуть больше десятка лет назад канал ОРТ закупил более 100 серий японского мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»), который был запрещён и в самой Японии, и во многих других странах. Весь мультфильм наполнен вспышками, мелькающими на экране, которые вызывают у детей психические расстройства и болезни глаз. В самой Японии в декабре 1997 года после просмотра очередной 30-ти минутной серии больше 10-ти тысяч детей заболели, а 700 детей были отправлены в больницы с признаками эпилепсии: судороги, прекращение дыхания, нарушение сердечного ритма. В Турции показ этого мультфильма был запрещён после того, как двое детей, подражая героям мультсериала, выбросились из окна. Прекрасно зная всё это, руководство ОРТ всё же решило закупить этот мультфильм, калеча наших детей.

Кроме этого, ещё недавно по утрам показывали потрясающий по своей глупости мультфильм про «телепузиков». Видимо, главная цель этого показа - воспитать с малых лет телезависимого человека. Человека, который только лишь прикоснулся к ценностям этого мира, уже видит своего любимого героя с телевизором в животе. Попробуйте объяснить вашему чаду, что телевизор смотреть вредно, притом даже с медицинской точки зрения. А ведь возраст, с которого начинают, по мнению создателей этой программы, смотреть телевизор дети - 6 месяцев. У детей в возрасте до 3-4 лет нет навыков самозащиты, поэтому их психика программируется. Более того, то, что происходит на экране - становится мечтой любого ребёнка: ничего не делать, гулять по полянкам и бегать друг за другом. Яркие цвета, отсутствие нравственного содержания, определённый музыкальный ритм, завораживающие компьютерные образы «притягивают» ребёнка к телевизору и служат для младенца сладкой приманкой. Один из создателей «Телепузиков», доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Е.Н. Сергиенко после очень неубедительных речей о полезности своего любимого мультсериала, говорил: «Телепузики» не ставят перед собой цели чему-либо обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами». Куда уж более откровенно и цинично. Оказывается все эти разговоры про образование - ложь. Главная цель - доверить воспитание малыша телевизору, а самим заниматься своими делами. «Дети оттягиваются, родители отдыхают» - гласила реклама РТР. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Плоды чудовищных информационных проектов мы пожинаем уже сейчас. Тем более творцы нового порядка заинтересованы в воспитании с малых лет ещё более зависимых, инфантильных, космополитичных поколений. Нравственно здоровые люди, глубинным чутьём видящие во всех этих новшествах инородную занозу, пытаются сказать слово в защиту бедных детей, ставших жертвой очередного эксперимента. Таких выступлений становится всё больше, значит, есть ещё у нас надежда на будущее. Бог даст, и поумневшие родители будут воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове и телевизором в пузе, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят российские мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» - отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них - красивые.

Чуть информации для взрослых по теме: «Трансляция сцен насилия и эротики каналами российского телевидения».

В 1997 году ЦСО РАО было проведено исследование, направленное на анализ трансляции сцен насилия и эротики по трём каналам телевидения. Исследованию подлежали утренние, дневные, вечерние и ночные передачи по каналам ОРТ, НТВ и ТВ-Центр.

Выделим ряд характерных выводов, сделанных после этого.

1. Исследование полученных материалов показывает нарастание показов сцен насилия и эротики от утреннего эфира к вечернему. Резко увеличивается агрессивность телепередач в конце трудовой недели (увеличение числа показа сцен насилия к концу недели в 2,4 раза). Наблюдаются различия и в частоте трансляций этих сцен по разным телевизионным каналам. Например, ТВ-Центр показывает сцены насилия и эротики в 2 раза чаще по сравнению с каналами ОРТ и НТВ.

Уже эти данные позволяют высказать, по меньшей мере, два существенных, на наш взгляд, соображения:
а) Показ сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному ритму деятельности обычного человека. Можно отметить, что сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в то время, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (эти особенности подготовки ко сну многократно обсуждались в психологической литературе). Например - в вечерние часы. Что является особой техникой встраивания сцен насилия и эротики в фазу подготовки ко сну, и приводит к проработке в сновидениях личностных образцов и поведенческих моделей, воспринятых с телеэкрана (сходное объяснение было дано В.С. Собкиным и Е.О. Смирновой в 1986 году при анализе телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»). Иными словами, сцены насилия и эротики начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне и переносятся в их сны.

б) Весьма существенно и то, что чаще всего сцены насилия и эротики представлены в художественной форме (каждая вторая сцена передаётся через художественные фильмы). Это даёт основание сделать вывод о том, что «упакованные» таким образом сцены усваиваются, по преимуществу, на аффективно-эмоциональном уровне. Иными словами, эти сцены переживаются, проживаются и остаются в подсознании зрителя. Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально запрещённых норм и образцов поведения в массовое сознание.

То, что второе место по численности показов сцен насилия и эротики после художественных фильмов занимает реклама (каждая 5-я трансляция), также не случайно. Сами по себе эти сцены занимают весьма краткий отрезок времени и не успевают оцениваться критически на сознательном уровне, вследствие чего, они также мощно действуют на подсознание зрителя. Приведённые данные позволяют отметить ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих сцен в рекламе, поскольку показывают, что «потребительский спрос» создаётся именно на подсознательном уровне с опорой на запрещённые образцы (агрессивный, сексуальный, жестокий и т.д.)

2. Более детальное исследование материалов показывает, что разные телевизионные каналы существенно отличаются в действиях друг от друга. Например, канал ТВ-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими показывает сцены насилия и эротики через художественные фильмы - 66,4 %. Самая же агрессивная и эротическая реклама на канале ОРТ - 42,4 %. Наконец, НТВ и ТВ-Центр используют сцены насилия в хронике достаточно часто (соответственно: 16,9% и 15,5%).

3. Анализ видов насилия и того, по отношению к кому это насилие осуществляется, показывает, что наиболее распространённым на телеэкране видом агрессии является убийство. Например, доля убийств огнестрельным оружием составляет 20,4 % (каждая пятая сцена). Достаточно распространён и такой вид агрессии, как откровенное избиение.

Данные показывают, что телевизионный эфир весьма агрессивен, поскольку почти каждая 3-4 сцена заканчивается убийством, а каждая 12 - жестоким избиением. Особо исследовалась направленность агрессии. Материалы показывают, что агрессия мужчины по отношению к мужчине составляет 37,2%. Насилие мужчины по отношению к женщине характерно для каждого 6-го случая. Каждый 10-й случай - это агрессия женщины по отношению к мужчине. Наконец, следует отметить, что достаточно широко на телеэкране представлены межгрупповые действия (групповые драки, убийства и т.д.).

Действия мужчины по отношению к женщине носят иной характер. Эротические действия и половой акт составляют более половины (50,6%). Удары и избиение наблюдаются в каждом 10-м случае (9,8%). Мужчины и женщины также достаточно часто убивают друг друга; наконец, женщины в 3 раза чаще оскорбляют мужчин (20,8%).

Если отметить действия женщины по отношению к женщине, то здесь обнаруживается весьма своеобразная линия поведения, отличная от описанных выше. В действиях женщины по отношению к женщине преобладают оскорбления (50% случаев). Всё чаще стали появляться на экране женские драки, избиения и прямые убийства. В тоже время присутствует такой особый вид агрессии, как доведение своей жертвы до самоубийства. Зато эротические лесбийские сцены весьма распространены - 33,4%.

По сути, мы можем сделать вывод о СНЯТИИ ЗАПРЕТА НА ФИЗИЧЕСОКЕ НАСИЛИЕ на телеэкране.

4. Если вернуться к анализу передач различных телевещательных каналов, то можно заметить, что более всего убийства распространены на канале НТВ - 39,3 %. Словесные оскорбления примерно поровну распределены на всех каналах. В то же время, жестокие избиения существенно чаще присутствуют на каналах ОРТ и ТВ-Центр (соответственно: 15,3% и 16,4%). Сцены откровенной эротики более часто встречаются на канале ТВ-Центр - 17,6%. Непосредственный показ полового акта наиболее распространён на канале НТВ - 8,5%

5. Достаточный интерес представляет исследование распределения видов агрессивных и эротических действий по суточному циклу телетрансляций. Утро отечественного телезрителя начинается с довольно большой доли оскорблений (36,9% от всех оскорблений, транслируемых по телеканалам в течение суток). Но словесными оскорблениями наше утро не ограничивается. Четверть всех драк приходится на утренние часы, да и каждое 6-е «телеубийство» мы видим тоже утром. Как это ни покажется странным, количество убийств возрастает в дневных передачах и, что, пожалуй, самое существенное, - половина эротических сцен (43,4%) - приходится именно на дневной эфир. Это «хорошая разрядка» для наших пенсионеров и домохозяек и прекрасный фон для приготовления домашних заданий школьникам, вернувшимся из школы (к тому же и родители чаще всего в это время отсутствуют). А что же вечером? Количество убийств, конечно, возрастает, но преобладают в это время аварии, катастрофы, бедствия. Приятно, сидя у телеэкрана, сознавать, что лично ты в безопасности.

Ночной эфир предельно прост. Здесь снимается цензура и 75% всех показов полового акта приходится именно на это время, и будем надеяться, что дети и подростки в это время уже спят».
(Текст приводится по материалам В.С. Собкина, Н.И. Кузнецовой «Российский подросток 90-х: Движение в зону риска»).

«В нашем кинопрокате американских фильмов - 87%, европейских - 6,1%, российских - 5,6 %» - это слова бывшего министра культуры Швыдкова («Эхо дня», 15.08.2003. Екатеринбург).

Новости Партнеров

Рано или поздно, хотите вы этого или нет – но то ли пассивно, то ли целенаправленно ваш ребёнок начинает проявлять интерес к телевизору. Ему нравится просмотр различных передач, мультфильмов, кинофильмов. Естественно, родители задумываются о том, чтобы приобрести ребёнку отдельный телевизор. Ни для кого не секрет, что влияние телевизора может быть как позитивным, так и негативным. А значит следует определиться – стоит ли покупать вообще ребенку телевизор? Как телевизор влияет на ребенка? Следует учесть все факторы, чтобы сделать правильный выбор.

Влияние телевизора на детей

  • Первое, на что опираются родители, делая ставку на приобретение отдельного телевизора для ребёнка – это его занятость, а соответственно вы спокойно можете заниматься своими делами, не волнуясь, что ребёнок будет постоянно мешать и отвлекать.

Это в основном касается молодых мам, которые сидят дома . С появлением детей, в возникают проблемы . Очень много дел накапливается, но с маленьким ребёнком, которому постоянно необходимо внимание справляться со всеми делами довольно-таки тяжело. На помощь приходит телевизор с мультиками, музыкальными программами и т. д. Вот тут некоторые мамы забывают о нормах, определяющих временные интервалы нахождения ребёнка у телевизора. А также о том, как телевизор влияет на детей.

  • Мнения специалистов, относительно времени нахождения ребёнка у экрана – расходятся, но не очень значительно. Одни считают – что можно по 2 часа в день смотреть, другие в один голос утверждают – одного часа очень много. В любом случае, вам самим решать сколько времени ваш ребенок будет находиться у экрана. Контролируйте влияние телевизора на вашего ребенка. Никто кроме вас этого не сделает.
  • Самая распространённая ошибка многих родителей – когда телевизор работает в фоновом режиме. Получается его никто не смотрит, в том числе и ребёнок, потому что каждый занимается своими делами. Наряду с отрицательными моментами в использовании, телевизора, как няньки, есть и положительная сторона – просмотр телепередач, мультфильмов, познавательных детских программ – значительно ускоряют развитие кругозора малышей. С помощью телевизора они познают мир.
  • Сейчас, в век цифровых технологий, невозможного нет – так как и установка телевизионного приёмника в автомобиле. Может, он и скоротает ваше время и займёт ребёнка, когда вы стоите в пробке – но думаю объяснять не надо что такие вещи отвлекают водителя, и безопасность движения становится под угрозу. В этом вопросе также учитывайте влияние телевизора на детей.

Тем более достаточно того, что смотрит телевизор дома. Все же стоит общаться с ребёнком напрямую – рассказывать ему об окружающем его мире, показывать природу, животных. Не стоит забывать о книгах, которые родители в последнее время очень мало используют как обучающий и развивающий материал.

  • Не стоит забывать о влиянии телевизора на зрение детей. Длительный просмотр телепередач даёт очень большую нагрузку для глаз. При покупке телевизора стоит учитывать и размеры экрана. Маленький экран так же плох, как и очень большой. И, вообще, следует постоянно контролировать на каком расстоянии ребёнок смотрит телевизор. Оно, должно быть, не менее двух метров.
  • Нервная система малыша также подвержена приличной нагрузке во время просмотра. Здесь, по мнению специалистов, телевизор очень сильно влияет на ребенка. Имеется в виду просмотра «диких» телепередач, способных разрушать ещё слабую психику малыша. Исключите из просмотра передачи и фильмы, где присутствуют сцены насилия, сцены сексуальных отношений, потому что это вызывает агрессию у ребенка.

Как защитить ребенка от телевизора

Рано или поздно, но вам придётся установить пароль на включение телевизора, дабы исключить возможность включения телевизора по желанию ребёнка. Если таковой установлен в детской комнате, позаботьтесь о том, чтобы там были только детские каналы. А еще лучше всего приобрести приставку, для просмотра видео. Или запастись дисками детской тематики – фильмы, мультфильмы, познавательные передачи, чтобы у вас была альтернатива телевизору.

Напоследок хочется сказать – не надейтесь на телевизор, как на няньку для вашего ребёнка. Старайтесь больше с ним разговаривать, показывать, объяснять. Живое общение только сблизит вас с малышом и никакой телевизор не способен заменить живого общения. Тогда ваши дети будут расти развитыми и приспособленными к жизни. А не рабами телевизора, как большинство вокруг. Так ваша