Информационный час: Международный день школьных библиотек. Как проходить День школьных библиотек? Школьные статьи ко дню школьных библиотек

В любой школе мира имеется заветный кабинет, главной «начинкой» которого являются не стильная мебель или современная техника, а книги. Речь идет, конечно же, о школьной библиотеке. К услугам работающего в ее рамках специалиста - школьного библиотекаря - ежедневно обращаются как учителя, так и ученики. Интересно, что существует праздник мирового масштаба, посвященный библиотекам учебных заведений. Узнаем о нем побольше!


Сведения о празднике

Интересующее нас торжество носит название Международного дня школьных библиотек. Впервые его отметили в 1999 году. Инициаторами учреждения такого праздника стали представители ЮНЕСКО. Время проведения общественно-значимой акции всегда одно и то же и приходится на четвертый понедельник среднего осеннего месяца.

О том, что новая дата внесена в календарь, объявил в соответствующий момент Бланш Вуллз - человек, занимавший в то время должность президента ASL (Международной ассоциации школьных библиотек). Официальный статус празднику присвоили спустя 6 лет, в 2005 году, о чем сообщил Питер Дженко, сменивший на президентском посту указанного объединения уже упомянутого ранее Бланша Вуллза.


Прошло еще два года, и Международный день школьных библиотек из однократной ежегодной акции превратился в месячник. Об этом новшестве сотрудники «книгохранилищ» в учебных заведениях разных стран, поддерживающих проект, узнали от координатора праздничного мероприятия - Рика Малхолланда. Девиз первого октябрьского месячника в рамках общественно-значимой даты звучал следующим образом: «Грамотность и обучение в вашей школьной библиотеке». Примечательно то, что для проведения специфического праздника от школьных библиотекарей не требовалось следовать каким-то строгим предписаниям: достаточно было выбрать один день в указанном осеннем месяце на свое усмотрение для организации тематического мероприятия. Однако многие с недюжинным энтузиазмом отнеслись к этой инициативе, в результате посвятив Международном дню школьных библиотек неделю своего времени.



Как обстоит дело с праздничной датой в нашей стране? Российские школы присоединились к проведению месячника школьных библиотек относительно недавно - лишь в 2008 году. Именно тогда было организована и проведена эта замечательная полезная акция. Девизом ее послужила прекрасная фраза: «Школьная библиотека на повестке дня». В рамках отечественного месячника в большинстве российских школ прошли самые разные мероприятия: выставки, конкурсы, семинары, конференции, презентации и съезды библиотекарей.

История создания школьной библиотеки

Такое структурное подразделение учебного заведения, как школьная библиотека, появилось в конце XVII-го столетия. Произошло это благодаря усилиям москвичей, которые неоднократно подавали соответствующие ходатайства и прошения в вышестоящие инстанции.

Первыми появились школьные библиотеки в престижных учебных заведениях - гимназиях, училищах и кадетских корпусах. Постепенно этот процесс охватил школы среднего и низшего звена. Чуть позже данная структурная единица обосновалась даже в церковно-приходских училищах. О темпах возникновения школьных библиотек можно судить по следующей статистике: в 30-е гг. позапрошлого века в одних только гимназиях насчитывалось более 60-ти библиотек, а в церковно-приходских школах их было около 30-ти.


В 1860-м году власти провели реформу, имевшую большое значение для развития школьных «книгохранилищ». Она состояла в создании так называемой народной школы, в связи с чем началось формирование сети ученических библиотек. Становление этой системы происходило за счет средств, поступавших из карманов родителей, плативших государству за обучение своих детей, и благодаря добровольным пожертвованием неравнодушного населения.

В то время сетью школьных библиотек заведовало три правительственных органа: Министерство государственного имущества, Просвещения и образования, а также Синод. К началу XX-го столетия доля школьных библиотек в общем количестве всех структурных единиц данного типа составляла почти 80%. В 30-е гг. появилась профессия школьного библиотекаря. Ее возникновение было вызвано необходимостью улучшить библиотечное обслуживание.

Удивительно, но Великой Отечественной войне не удалось поставить раз и навсегда крест на идее разветвленной сети школьных библиотек. После ее окончания восстановление последних произошло в рекордно сжатые сроки. Вплоть до 1975 года в обязанность школьных библиотекарей вменялось лишь обслуживание учеников. Но, начиная с озвученного момента, к школьникам присоединиться и учителя.

Спустя 2 года школьные библиотеки стали укомплектовывать бесплатными учебниками. Вдобавок к школьному библиотекарю добавляются добавились новые специалисты: инспектор по учебным фондам и методист.

В настоящее время на территории России в рамках школ и подобных им учебных заведений свою деятельность осуществляют более 60-ти тысяч библиотек.

Задачи и функции


Школьную библиотеку образно называют «мозгом» школы. Справедливость этого неформального статуса подтверждают функции, которые выполняет библиотека в стенах общеобразовательного учебного заведения.

Всего можно выделить три таких основных функции:

Информационная . Она заключается в предоставлении школьникам и их наставникам возможности получать и использовать по своему усмотрению любые запрашиваемые ими сведения.

Культурная . Школьные библиотекари обязаны в рамках своей работы время от времени организовывать тематические мероприятия, целью которых является воспитание у учеников социального самосознания и культурное развитие.

Общеобразовательная . Имеется в виду способствование выполнению образовательных задач, обозначенных в школьной программе и присутствующих в концепции учебного заведения.


Направлений деятельности у школьных библиотек тоже несколько. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы дети, их родители и преподаватели могли беспрепятственно получать доступ к книгам и периодическим изданиям для прочтения и ознакомления; к компьютерным программам. Что касается непосредственно учителей, то они должны иметь возможность использования еще и методической и педагогической литературы. Методические консультации, оказываемые всем перечисленным категориям граждан, также входят в перечень услуг, оказываемых школьными библиотеками и их сотрудниками. Кроме того, деятельность школьных библиотек направлена на сохранение, пополнение и охрану книжного фонда.

Какие задачи стоят перед школьными библиотеками? Привитие ученикам любви к книгам, здоровому образу жизни, процессу чтения, удовлетворение потребностей педагогов информации, осуществление идейно-воспитательной работы. При этом школьные библиотекари должны использовать в своей деятельности новые компьютерные технологии, вести электронные каталоги, чтобы облегчить работу себе и обращение к услугам библиотеки лиц, ее посещающих.

В 2016 году Международный день школьных библиотек будет отмечаться 26 октября. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году.

Посещение школьной библиотеки - неотъемлемая часть учебного процесса. Библиотека дает ученикам и учителям возможность пользоваться учебной, методической и художественной литературой, не покидая школы.

История и причины появления праздника

Международный день школьных библиотек был внесен в реестр праздников по предложению ЮНЕСКО в 1999 году. Далее, около десяти лет он отмечался в последний понедельник октября, но с 2008 года было решено посвящать теме весь октябрь. С этого времени в школах в течение месяца выбирают дни для организации различных мероприятий, посвященных работе библиотек и библиотекарей.

Целью этих мероприятий служит привлечение внимания к многочисленным проблемам, связанным с работой школьной библиотечной системы. Среди них главной является недостаточное финансирование сферы, и связанные с этим дефицит учебников и художественных книг, малое количество новых поступлений, низкий технический уровень оснащения библиотек, падение авторитета профессии библиотекаря, а также общее снижение интереса к чтению среди школьников.

События, происходящие в рамках празднования

Как правило, часть мероприятий носит благотворительный характер. Они направлены на сбор средств для приобретения библиотекой новых книг, или акции, в ходе которых библиотеки принимают книги в дар.

Другие, организуются библиотекарями для школьников младшего, среднего и старшего звена. На этих встречах работники библиотек знакомят учеников с правилами работы в библиотеке, учат бережному и уважительному отношению к книге, как источнику и хранилищу знаний.

На мероприятиях районного и городского уровня библиотекари участвуют в конференциях, встречах, семинарах, на которых они обмениваются трудовым опытом и обсуждают способы улучшения и оптимизации работы вверенных им участков. Ежегодно месячники школьных библиотек проходят под различными тематическими лозунгами.

Помимо обсуждения и решения проблем, в течение месяца происходят торжественные и праздничные события. Школьники участвуют в литературных викторинах, конкурсах авторов и чтецов. По фрагментам произведений школьной программы организуются театральные постановки, проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию или рисунок по мотивам любимых книг.

Цикл мероприятий обычно завершается большим литературным праздником. В тематически оформленном актовом зале школы происходят награждение победителей конкурсов, выставки работ учеников, чествование библиотечных работников, силами учеников и учителей организуется концертная программа.

Международный день школьных библиотек (International School Library Day) отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября, начиная с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Причём каждый год он посвящён определённой теме. В 2018 году праздник выпадает на 22 октября.

Главной целью праздника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы.
Традиции праздника
«Школьные библиотеки – это соучастники в открытиях, идеях, обучении. Они призваны обслуживать учебный процесс, приучать детей к книге и работе с информацией, приучать детей к книге и работе с информацией. Кроме того, библиотека в школе – центр культуры и досуга. Именно библиотека создает культурное пространство школы. Распространяя информацию о культурных ценностях народа, культурной жизни родного края, новых книгах, библиотека постепенно формирует вокруг себя культурный фон школы.

Во многих странах праздник получил статус «месячника» и отмечают его в течение всего месяца, проводя различные мероприятия. Каждая школа, на протяжении всего месяца, выбирает день, когда будет проводиться основной праздник, а все остальные дни проходят с небольшими мероприятиями.

Основная же задача месячника школьных библиотек – привлечь внимание учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений.

В рамках Дня школьных библиотек среди прочих проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, а также литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки.

Международный День Школьных Библиотек: история и традиции праздника

О профессии
Современный библиотекарь — это не только хранитель книг. Он еще и педагог, и артист, и психолог, и маркетолог, и специалист в области информационных технологий.

В широком смысле это хранитель источников информации. Будь то глиняные таблички, книги, пленки, диски или файлы. Ему известны секреты навигации в бесконечном информационном патоке, секреты классификации, обработке и упорядочения информации, составления библиографических справочников и каталогов.

Библиотекарь консультирует посетителей, выдает хранящиеся в библиотеке книги, периодику, файлы, ведет учет выданных и возвращенных материалов. Организует хранение информации и занимается ее поиском.

Он принимает участие в создании фонда библиотеки (делает заказы на приобретение новой литературы, оформляет каталоги). Регистрирует и составляет подшивки периодических изданий.
Интересные факты

  • Библиотекарь — одна из древнейших профессий, ей более пяти тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы и жрецы, составлявшие собрания глиняных табличек.
  • В былые времена профессия библиотекаря была очень уважаемой и исключительно мужской. Библиотекарями в свое время работали такие известные люди как математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский, баснописец Иван Крылов.
  • В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России — Императорскую публичную, недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание латинского, греческого, французского и немецкого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть хотя бы тремя (слабо?) иностранными языками!

Дорогие библиотекари! Желаю вам всем не терять бодрости духа, оставаться такими же творческими, мобильными, креативными, душевными и, безусловно, мудрыми! Удачи всем и во всём!

Поздравления с днем школьных библиотек

Библиотекарь – информации хранитель,
От детских сказок до статей научных,
Он в необъятном книжном лабиринте
Путь к знаниям указывает лучший,
Его профессия сложна и многогранна,
Обязанностей разных очень много,
И никакие каталоги, базы данных
Его работу заменить не смогут!
Тому, чей труд с библиотекой связан,
Мы пожелаем в этот день чудесный
Здоровья и успехов самых разных,
Пусть яркой будет жизнь и интересной!

С Днем Школьных Библиотек!

∗∗∗
Даете вы не книги под раcписку,
А дарите познанья целый мир.
В людской душе устраивает чистку
Рожденный автором божественный кумир.
Библиотеки многие столетья
Хранят умы, как листья старый клен.
Благославляю вас на долголетье,
Кто с детских лет в достойный труд влюблен.
Здесь мысли, чувства, мудрость, тайна века.
Пусть в мире дуют ветры перемен,
А ты храни свой вклад библиотека.
Тогда не тронет книг забвенья тлен.
В читальный зал вы приглашали часто
Писателей, поэтов и чтецов.
И ваш читатель принимал за счастье
Внимать бесценной мудрости отцов.
Подругам-книгам, а не человеку
Давнишнюю вы доверяли грусть.
Так кто же он такой — библиотекарь?
Целитель душ, наставник, проводник.
Он добрый маг и опытный аптекарь,
Настой подавший из целебных книг.
∗∗∗
Книги мудрые на полках не пылятся
И читателя всегда найдут,
Если к сердцу сможет достучаться
Тот, чей очень нужен труд.
Вам, библиотекарям, так важно,
На любой вопрос найти ответ.
И плывет корабликом бумажным
Драгоценный просвещенья свет!
∗∗∗
Библиотекари — народ
Особенной породы.
В тишине библиотек идет
Важнейшая работа.
Доступен мир познания,
И, помогая всем,
Складирует все знания
Ваш мозг, как ЭВМ.
Все больше вам так хочется
Читать, умнеть, мечтать
Или сосредоточиться —
Великое создать.
Великое без громких слов,
Незримое для глаз.
∗∗∗
Для вас основа всех основ —
Чтоб свет души не гас.
Примите поздравления
Вы с Днем библиотек!
Дарует вдохновение
Нам книга без помех.

Поздравление библиотекарю

И двери в страны дальние,
И новые миры,
Событья нереальные –
Вот книжные дары!

Читайте, будьте верными
Вы книгам без труда!
У вас мечта, поверьте мне,
Исполнится тогда!
∗∗∗
В международный День библиотек
Хочу напомнить истину простую –
О том, что книга – это дар для всех!
Она нам мир чудесный нарисует.

За строчками, страницами всегда
Скрывается таинственное что-то!
Читайте книг побольше, господа –
Достойны книги высшего почёта!

Еще с античной древности пошло
Святое правило – читать, чтоб стать мудрее!
Желаю я хорошего всего,
И помнить – книга вас всегда согреет!
∗∗∗
Библиотека школьная мала,
Но так тиха, уютна и мила,
И вас мы превосходно знаем,
Сегодня вас сердечно поздравляем!

Желаем оставаться молодой,
Красивой, но по-прежнему, простой,
Быть капитаном в этом море книг,
Ведь каждый к вам давно уже привык!

Чтоб книги новые почаще покупали,
Чтоб вас ученики не забывали,
А крепкое здоровье навсегда
Продлило ваши школьные года!
∗∗∗
Знают все - библиотека
В школе каждой центр.
Знаниями там пропитан
Каждый сантиметр.

В данной разработке представлен сценарий класссного часа на тему "Международный день школьных библиотек" к сценарию приложена презентация. В разработке представлена история библиотек, история праздника. Далее мероприятие переходит в игровую форму, учащимся предлагается разделиться на команды и выполнить задания(блиц-опрос, пословицы, инсценировка, трудности работы библиотекаря, творческий рисунок) Классный час заканчивается стихотворением,посвященное библиотекарю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Классный час

Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры учащихся

Задачи:

Расширить кругозор в области истории библиотек

Выявить уровень начитанности учащихся

Сформировать представление о работе библиотекаря

Тема « Международный День Школьных Библиотек»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Любите ли вы читать? Давайте, каждый из вас назовет свою любимую книгу (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Спросила про книги я не просто так, сегодня наш классный час будет посвящен школьным библиотекам.

Слайд 1.

Высказывание Лихачеава гласит: «Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она – умрет наше прошлое и будущее» Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Давайте немного познакомимся с историей библиотек и узнаем, когда впервые отметили Международный День Школьных Библиотек Слайд 2 -5.

- За многими международными и национальными мероприятиями закреплена своя эмблема или талисман, у Международной ассоциации школьных библиотек есть своя эмблема. Она символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги. Слайд 6.

Ребята, предлагаю вам побывать сегодня в роли библиотекарей. Для этого давайте разделимся на команды. Учащиеся по очереди вытягивают из конверта жетоны.

Сейчас придумайте каждый свое название, которое будет связано с библиотекой или книгами. Придумывают название команд.

1 Задание – блиц-опрос.

Первое задание для вас – это блиц – опрос. Для каждой команды по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ 1 бал. Первый произнесенный вариант ответа сразу принимается, если ответ неверный, то право ответить на этот вопрос передается другой команде.

    Кто ходил днем и ночью по дубу? (Кот ученый)

    Кто был диким в сказке Андерсена? (Лебеди)

    Как называется список, где перечислены название глав? (Содержание)

    С чем осталась старуха в сказке о золотой рыбке? (С корытом)

    Сколько было богатырей в сказке о спящей красавице А.С.Пушкина? (Семь)

    Что несла Красная шапочка бабушки? (Пирожки)

    Что во рту держала ворона в басни Крылова «Ворона и лисица»? (Сыр)

    Как называется часть, например, учебника, где написаны правила, формулы и т.д? (Фарзац)

    Кем был Чиполлино? (Луковицей)

    Имя девочки с фарфоровой головой (Мальвина)

    Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт)

    Что должен сделать человек в своей карточке, получив книгу из рук библиотекаря?

(Расписаться)

2 Задание – Пословицы

Слайд 7

Перед вами начала пословиц, ваша задача правильно найти ее окончание.

Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век

С книгой поведешься – ума наберешься

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

3. Задание – Инсценировка.

- Сейчас команды вытащат название Басани, которую должны будут инсценировать, а другая команда должна угадать, из какой басни представлен отрывок.

1 команда – Мартышка и очки

2 команда – Ворона и лисица

Мартышка и очки

Действующие лица:

Мартышка
Попугай

На первом плане слева и справа кусты, посередине пальма, на втором плане джунгли. Из-за кустов под музыку выходит Мартышка. Она врезается в пальму, на нее сверху падают кокосы.

Мартышка (сокрушенно)

Я к старости совсем слаба глазами стала.
Иду, всё, как в тумане на пути...

Из-за кустов вылетает Попугай и садится рядом с Мартышкой.

Тогда очки себе приобрети.

Мартышка

Очки? Про них я слыхом не слыхала.

Неужто не слыхала? Вот те раз!
Очки – весьма пользительная штука!
Изобрела их, знаешь ли, наука,
Чтоб возвратить нам зоркость наших глаз.

Мартышка (радостно)

Хочу очки! Хочу! Хочу! Хочу!
Нет участи слепца на свете горше!
Лети да раздобудь очков побольше!
За них любую цену заплачу.

Слыхал я, что достаточно одних.

Мартышка (возмущенно)

Одних?! Мне от одних не станет лучше!
С полдюжины неси, на всякий случай,
Тогда уж точно будет толк от них.

Попугай улетает, потом возвращается и ставит перед Мартышкой целую корзину очков. Мартышка достает очки из корзины и рассматривает.

Мартышка (неодобрительно)

И это… Как ты их назвал?

Попугай Очки!
Сажай их на нос и смотри в стекляшки! Попугай пытается надеть на Мартышку очки, но она отталкивает его.

Ворона и лисица

Действующие лица:

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.

Кар! Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
Ворона сетует.

Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.

Ворона улетает.

Задание 4 – Трудности работы библиотекаря.

- Как вы думаете работа библиотекаря сложная? (Ответы детей)

Труд библиотекаря очень кропотливый, нужно знать на какой полке стоит книга, библиотекарь следит, чтобы книги стояли по алфавиту. Отслеживает все ли книги в порядке и все ли вернули читатели. И конечно же библиотекарь должен как никто другой идти в ногу со временем. Ведь именно к нему мы обращаемся за помощью, когда мы не знаем, что почитать. Он поможет нам выбрать жанр, автора, рассказать, какой литературой сейчас интересуются.

Но вот один библиотекарь запутался в книгах и в читательских карточках все перепутал. Ребята, ваша задача исправить ошибки в названиях произведений. За каждое правильное произведение 1 бал.

Командам раздаются карточки.

    Снежная принцесса

    Трое из Сметанного

    Красная кепачка

    18 месяцев

    Буратино и золотой замочек

    Иван – царевич и белый волк

    Краснощечка и семь гномов

    Стрекоза и кузнечик

    Волк и шестеро козлят

    Дикие гуси

    Приключение Зазнайки

    Али –Баба и 41 разбойник

Задание 5 – Рисунок

- Молодцы, вы все верно исправили. Мы с вами убедились, что работа библиотекаря не такая уж простая в ней важен порядок и внимательность. А сейчас проведем наш последний конкурс. Пофантазируйте, пожалуйста, представьте, что вы всей командой нависали книгу. Нарисуйте к этой книги обложку. Раздаются листы формата А4.

Заключение

Вот и подошел наш классный час к концу. Что нового и интересного было для вас сегодня? (Ответы детей)

Спасибо ребята за активную работу, спасибо гостям. Я надеюсь, что наш классный час вам понравился и закончить я его хочу стихотворением, которое посвящено школьному библиотекарю. Слайд 8

Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

Просмотр содержимого презентации
«Межд.день биб-тек»

Международный День Школьных Библиотек

«Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее»

Д. Лихачёв


История библиотек

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от «biblion» -

книга и «teke» - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде,

Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи

сказано, что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые могли

переписать книги.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в

библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения

выдавались всем желающим.


В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская

государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.


Первая публичная библиотека появилась в 6 веке до нашей эры еще в

Древней Греции.

В России школьные библиотеки возникли в начале XVIII века и являются

одним из старейших типов библиотек нашей страны.

В 1911 году на первом всероссийском съезде по библиотечному делу в связи

с расширением сети школ было предложено создать всеобщую сеть школьных

библиотек. В 1914 году на территории России учебные библиотеки

образовательных учреждений составляли 78% от общего числа библиотек.


Первый Международный День Школьных Библиотек

Первый Международный День Школьных Библиотек, по решению Международной ассоциации школьных библиотек, был проведен

С это времени день школьных библиотек ежегодно празднуют в четвертый

понедельник октября.

В России этот праздник впервые отметили в 2008 году, на тему

«Школьная библиотека на повестке дня» В 2017 году темой дня стала «Объединяя

культуры и сообщества»


Эмблема Международного Дня Школьных Библиотек

символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги.


ума наберешься

Сказанное слово –

было да нет

а ума придала

поведешься -

а написанное

живет век

Будешь книги

будешь все знать

Недочитанная

силу понимает

Книга мала,

Не всякий,

кто читает

не пройденный

до конца путь


Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

Международный день школьных библиотек ежегодно отмечают в четвертый понедельник октября (в 2016 году – 24 октября).

Главная цель праздника –привлечение внимания общественности к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении фондов.

Как отмечают День школьных библиотек?

Как проходит празднование? Программа мероприятий включает семинары, выставки, конференции, съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела.

В День школьного библиотекаря устраиваются различные мероприятия для школьников: конкурсы, викторины, литературные презентации и др. Также проходят сборы книг для нужд библиотек.

История и традиции Всемирного дня школьных библиотек

Расскажем об истории и традициях праздника. Международный день школьных библиотек отмечается в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО с 1999 года. Инициатором проведения праздника был президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. В 2005 году праздник получил официальный статус.

В 2008 году к Дню школьного библиотекаря был приурочен Месячник школьных библиотек, который впервые прошел под девизом «Грамотность и обучение – в вашей школьной библиотеке».

В нашей стране месячник также впервые отмечали в 2008 году, под девизом «Школьная библиотека – на повестке дня». Главным событием месячника в России стал Форум школьных библиотекарей в Михайловском – Пушкинском заповеднике в Псковской области.

История школьных библиотек в нашей стране насчитывает несколько веков. Первая учебная библиотека на Руси появилась в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии.

В период правления Петра Первого была создана библиотека при Академии Наук. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».

В ХVIII веке было положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись библиотеки.

В 1830-х годах в России действовало 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.

Однако настоящее развитие библиотечное дело получило только при советской власти. В 1930-х годах в нашей стране насчитывалось уже свыше 44 тысяч школьных библиотек.

А в настоящее время в России функционирует более 62 тысяч библиотек образовательных учреждений.

Кроме Дня школьного библиотекаря, в нашей стране отмечается Всероссийский день библиотек (27 мая).