Почему самолеты летят по дуге. Лучше обойти: Почему самолеты не летают напрямик

Почему самолеты летают не по прямой, а по дуге? Как сократить маршрут? Ведь все же знают: против течения плыть сложнее, а…

Почему самолеты летают не по прямой, а по дуге? Как сократить маршрут?

Ведь все же знают: против течения плыть сложнее, а уж когда зимой холодный воздух дует прямо в лицо, идти совершенно невозможно… В авиации все наоборот. Полоса и направление взлета и посадки выбираются всегда так, чтобы максимально избежать попутного ветра. Пусть он дует сбоку или спереди, но только, пожалуйста, не сзади. Почему так? Все просто. Самолет двигается относительно воздуха, и если ветер дует ниже спины, то для достижения нужной скорости для появления подъемной силы придется слишком сильно разогнаться относительно земли. То же самое и при посадке — и в том, и в другом случае пробег по земле будет больше, сильнее будут изнашиваться шины, а если скорость окажется слишком велика, то можно и с полосы выкатиться: вам просто не хватит ее длины.

Это стало возможным благодаря синтезу элементов из технологии ракетных и газовых турбин. К сожалению, у самолета не будет никаких окон; однако это не обязательно плохо. Некоторые компании теперь ставят камеры снаружи самолетов и транслируют 360-градусный вид на внутренние стены для пассажиров.

В ближайшие пару лет это будет очень интересно. Мечты о быстром путешествии коммерческих авиакомпаний повторяются так часто. И Локхид Мартин обсуждает коммерческий транспортный производный от своих программ гиперзвукового оружия и шпионских самолетов.

Попробовать поучаствовать в таком аттракционе можно в Сочи, Тивате и ряде других аэропортов, где взлетать и садиться можно только с одной стороны (с другой мешают горы): там часто приходится делать это при попутном ветре, а если он слишком сильный, то есть шанс прокатиться до запасного аэродрома.

В каждом аэропорту есть своя схема захода и выхода, причем для каждого из взлетных и посадочных курсов она своя. Как правило, погода и рабочая полоса известны уже перед вылетом, поэтому пилоты знают, к какой точке нужно подойти для правильного захода.

Увы, последние мечты не более реальны, чем предыдущие. Препятствия для быстрого перемещения струи остаются очень высокими, и, если что-либо, они становятся все выше. Во-первых, сверхзвуковые плоскости, которые летают не менее Маха 1, обычно Маха 2 или быстрее. Благодаря высокому топливному ожогу и другим высоким эксплуатационным расходам сверхзвуковые поездки требуют первоклассных цен на билеты. Тем не менее, число тех, кто хочет оплатить тариф, необходимый для сверхзвукового полета, слишком мал, чтобы оправдать такой самолет во всех, кроме нескольких рынков.

В больших загруженных аэропортах могут быть определены специальные «зоны ожидания», в которые отправляются прибывающие самолеты в тех случаях, когда возникает «пробка» в очереди на посадку. В аэропортах поменьше диспетчер может просто дать команду кружить в таком-то районе на такой-то высоте, так что если вы вдруг обнаружили, что ваш самолет летает по кругу на месте, это вовсе не значит, что он вырабатывает топливо перед аварийной посадкой, и паниковать не стоит. Опытные диспетчеры и вовсе могут попросить того, кто ближе к полосе, увеличить скорость, а тех, кто подальше, чуть снизить. При этом они видят на локаторе тип каждого воздушного судна и понимают, может ли оно физически лететь быстрее или медленнее — лишний раз беспокоить тоже не будут.

Получите будущее время в своем почтовом ящике

Это имело смысл для Нью-Йорка в Париже или Лондоне, но другие рынки просто не предлагают критическую массу высоких роликов. К. и французского правительства, но только 14 человек вошли в службу. Несмотря на то, что авиакомпании, которые их эксплуатировали, почти не получали свои самолеты, им было трудно приложить деньги. Но проблема со сверхзвуковым полетом мало что делает с бумом, создаваемым этими самолетами. Вы можете заставить бум уйти и по-прежнему сталкиваться с чем-то менее сексуальным: экономикой.

Как выбирается маршрут самолета? Конечно, так, чтобы потратить минимальное количество топлива. Но самолеты двигаются вовсе не по кратчайшей прямой между двумя городами, что было бы логично, а следуют по воздушным трассам. Грубо говоря, это поворотные пункты, между которыми проложены «воздушные коридоры», и маршрут прокладывается последовательно от одной точки к другой. Все эти точки обозначены на картах и имеют мнемонические обозначения из 5 букв, чтобы было легко запомнить, а в небе они обозначаются либо дирижаблями, либо летающими световыми буями. С первым апреля! Конечно, они никак не обозначены ни в небе, ни на земле; все эти точки — просто набор определенных географических координат, то есть, они сугубо виртуальные.

Очень мало сделано или может быть сделано, чтобы снизить высокие затраты, связанные с высокоскоростным полетом. Фактически, благодаря эволюции конструкции реактивного двигателя, экономическое расхождение между обычным движением струи и сверхзвуковым полетом увеличилось со дня Конкорда. Коэффициенты обхода - отношение воздуха, проходящего вокруг ядра реактивного двигателя к воздуху, сжигаемому в ядре, значительно возросли. Это соотношение является ключевым фактором, определяющим эффективность использования реактивного двигателя, наряду с шумом и сокращением выбросов.

Однако следовать воздушным трассам нужно очень четко. Гражданский борт не может отклониться от трассы более чем на 3 километра, иначе сначала диспетчер будет настойчиво требовать вернуться на курс, а потом вмешается ПВО, контролирующая все воздушное пространство: по боевой тревоге будут подняты истребители, недвусмысленно намекающие, что так делать не следует. Особенно есть борт иностранный: сбивать его, как корейский «Боинг», вряд ли будут, но заставить сесть на озеро, как другой корейский «Боинг», могут запросто. И, конечно, жалоба в авиакомпанию от аэронавигационной службы будет отправлена однозначно.

Сегодня у пассажира гораздо меньше стимулов платить больше, чтобы путешествовать быстрее. Однако сверхзвуковые струи должны использовать относительно малые байпасные двигатели. Сегодня сверхзвуковой реактивный лайнер по-прежнему будет нуждаться в соотношении около 1-1 или 2. Таким образом, каждый раз, когда на дозвуковых летательных аппаратах внедряется новое поколение высокомарочных двигателей, мы движемся дальше от сверхзвуковой экономики путешествий с точки зрения как технологии, так и относительного горения топлива.

Другими словами, разница между дозвуковой ценой билета и сверхзвуковой ценой билета также увеличится. Другим изменением, которое отработало против быстрых рейсов, является уровень обслуживания и технологий, предоставляемых премиум-клиентам. Во время Конкорда в первоклассном путешествии по реактивным двигателям находилось кресло для отдыха, хорошая еда и общий экран, показывающий фильм. Сегодня самые качественные авиалинии предлагают лёгкие места, персональные развлечения в полете, электрические соединения и, возможно, даже небольшую рабочую зону.

Казалось бы, следование маршрутам уменьшает пропускную способность воздушного пространства. Но, во-первых, они проложены оптимально и лишних «облетов» стараются не допускать — разве что избегают территорий, где идет война. Во-вторых, без этого в воздухе был бы бардак и диспетчерам трудно было бы следить за тем, чтобы самолеты не сталкивались друг с другом. На маршрутах же все четко: расстояние между бортами не менее 5 километров, и при этом они летят на разной высоте с шагом в 500 метров. Более того, занимаемый эшелон зависит от направления: если текущий курс — от 0 до 180 градусов, то выбирают 10100, 11100, 12100 метров, а если от 180 до 360, то 9600, 10600, 11600. Поэтому самолеты, летящие в противоположных направлениях, не могут пересечься на одной и той же высоте. Эшелон, кстати, в процессе полета можно менять. Например, если на вашем эшелоне сильный встречный ветер, а «соседи» говорят, что у них поспокойнее, то можно попробовать запросить у диспетчера смену эшелона. Скорость ветра может достигать 100-150 км/ч, так что он очень сильно влияет на скорость самолета относительно земли. И именно из-за ветра всегда быстрее лететь с запада на восток, чем с востока на запад (посмотрите любое расписание): в северном полушарии преобладают именно ветры, дующие с запада на восток.

Путешественники несут ноутбуки, и большинство международных самолетов имеют хорошие интернет-соединения. Другими словами, у пассажира сегодня гораздо меньше стимулов платить больше, чтобы путешествовать быстрее. Он полностью связан с его офисом, может наслаждаться последними развлечениями на личном экране и спать на удобной кровати. Он может даже с нетерпением ждать выхода из офиса в его хорошо подготовленном коконе. Ничего из этого не было в день Конкорда. Пространство стоит на сверхзвуковых струях, из-за необходимости минимизировать сопротивление.

Именно с полушариями связан и эффект дуги: когда вы в самолете на экране монитора видите маршрут полета, он кажется дугообразным потому, что земля круглая, а проекция карты — плоская: ведь на самом деле ближе к полюсам меридианы сходятся, в то время как на карте это не так. Если вы полетите где-то в районе Экватора, там искажения будут минимальны и линия окажется прямой.

Гиперзвук, или больше полета Маха 5, являются еще более захватывающими, чем сверхзвуковой полет Маха 2. Но решение экономических и технологических проблем, связанных с гиперзвуком, всегда казалось около 20 лет, что сделало его холодным сплавом в аэрокосмической промышленности.

Это предназначалось для того, чтобы в 25 раз превысить скорость звука на околоземной орбите, проезжая из Вашингтона в Токио в течение двух часов. Он должен был войти в сервис до. С гиперзвуком, как со сверхзвуком, многое зависит от двигательной системы. Регулярные реактивные двигатели не будут работать дальше Маха 5 или около того. Вместо этого требуется скремблер, возможно, в сочетании с другим реактивным двигателем, необходимым для ускорения воздушного судна до скорости, с которой может работать скремблер.

P.S. И, как сказал Николай Жуковский, «Самолёт - величайшее творение разума и рук человеческих. Он неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих лётные законы»

На-ша пла-не-та - Зем-ля - име-ет вид ша-ра, слег-ка при-плюс-ну-то-го по по-лю-сам. До-воль-но дав-но лю-ди ис-поль-зу-ют гло-бус в ви-де сфе-ры для изоб-ра-же-ния Зем-ли. Но ещё бо-лее древ-ний спо-соб пред-став-ле-ния зем-ной по-верх-но-сти - кар-та.

Технология сравнивалась с освещением матча в урагане: он работает так быстро, прежде чем потерпеть неудачу. Двигатель проваливается через несколько минут, и только более шести минут является рекордным мировым рекордом. Однако, в отличие от сверхзвука, гиперзвук зависит от множества других новых технологий, которые все еще необходимо разрабатывать, в частности систем теплового управления и материалов, которые могут выдержать интенсивное тепло.

Локхид Мартин и другие оборонные подрядчики, вероятно, смогут вовремя освоить эти технологии. Во-первых, мы увидим гиперзвуковое оружие, такое как крылатые ракеты, которые используются один раз и не требуют сложных систем безопасности, необходимых для пассажирского транспорта. Они будут способны использовать несколько приложений, но, вероятно, все еще беспилотные.

Сфе-ра яв-ля-ет-ся по-верх-но-стью по-сто-ян-ной по-ло-жи-тель-ной кри-виз-ны, и по-это-му её нель-зя раз-ло-жить на плос-кость без ис-ка-же-ний. Спо-со-бы по-стро-е-ния карт - кар-то-гра-фи-че-ские про-ек-ции - име-ют дав-нюю и очень ин-те-рес-ную ис-то-рию, ка-кие-то из этих пред-став-ле-ний бо-лее при-выч-ны нам, ка-кие-то ис-поль-зу-ют-ся толь-ко в спе-ци-аль-ных во-про-сах и ре-же встре-ча-ют-ся в обы-ден-ной жиз-ни, од-на-ко это те-ма для дру-го-го мульт-филь-ма.

В конце концов, через 50 лет или около того, будет обеспечен безопасный гиперзвуковой пассажирский транспорт. В этот момент нам просто придется бороться с огромными расходами, связанными с этой технологией. И, конечно же, обычные лайнеры останутся на своем пути к повышению эффективности, что означает, что соотношение между билетом и стоимостью между быстрым и обычным воздушным транспортом будет огромным.

Преследование больших сверхзвуковых и гиперзвуковых транспортных средств может быть бесполезным, но неизбежна некоторая форма быстрого транспорта. Возможно, это даже может быть рынок для небольшого сверхзвукового транспорта, который эффективно откатывается от самого элитного движения авиакомпаний в мире. Лучшим показателем жизнеспособности концепций быстрого транспорта является готовность компании тратить собственные деньги. Эти меньшие самолеты включают деньги частного сектора. Более крупные концепции, напротив, полностью финансируются за счет государственных средств.

Ко-гда-то бы-ла очень хо-ро-шая тра-ди-ция ве-шать кар-ту на кухне или в дет-ской ком-на-те. Лю-бое но-вост-ное со-об-ще-ние сра-зу име-ло на-гляд-ную гео-гра-фи-че-скую ин-тер-пре-та-цию.

По-смот-рим на кар-ту, вы-пол-нен-ную в од-ной из стан-дарт-ных про-ек-ций, и про-сле-дим на ней, по ка-ко-му марш-ру-ту ле-та-ют са-мо-ле-ты из Моск-вы на во-сток на-шей стра-ны, на-при-мер, во Вла-ди-во-сток. Ес-ли вы ко-гда-ни-будь про-де-лы-ва-ли этот марш-рут, то на-вер-ня-ка за-ме-ти-ли, что са-мо-лёт за-би-ра-ет-ся вы-со-ко вверх по кар-те.

Но ни Локхид Мартин, ни какой-либо другой крупный аэрокосмический подрядчик не тратят свои деньги на развитие высокоскоростного транспорта. В лучшем случае коэффициент риска и вознаграждения непривлекателен. Большая часть исследований агентства по аэронавтике связана с долгосрочными технологиями, которые потенциально могут обеспечить более эффективный и чистый полет.

Вы когда-нибудь были в полете, вытащили журнал из заднего кармана перед собой и наткнулись на страницу, где показаны маршруты, которые совершают самолеты, когда они летают туда и сюда? Вы были удивлены тем, что видели? Вместо этого эти траектории полета следуют за сумасшедшими петлями. Как оказалось, эти дуги вообще не сумасшедшие - они называются большими кругами, и они действительно очень хороши. И почему летают самолеты?

Но по-лёт са-мо-ле-та - очень до-ро-гое удо-воль-ствие. За-чем же они де-ла-ют та-кой крюк, ес-ли мож-но бы-ло бы про-ле-теть бо-лее ко-рот-ким марш-ру-том, со-от-вет-ству-ю-щим на кар-те пря-мой ?

Всё де-ло в том, что по-ня-тие крат-чай-ше-го рас-сто-я-ния нераз-рыв-но свя-за-но с той по-верх-но-стью, по ко-то-рой оно из-ме-ря-ет-ся. Как уже от-ме-ча-лось, лю-бая плос-кая кар-та пред-став-ля-ет зем-ную по-верх-ность с ис-ка-же-ни-я-ми. Да-вай-те рас-смот-рим со-от-вет-ству-ю-щие тра-ек-то-рии на гло-бу-се. И вот толь-ко те-перь мож-но су-дить о длине об-суж-да-е-мых марш-ру-тов.

В последнем эпизоде ​​я заставил вас подумать о том, что самый быстрый способ летать из Флориды на Филиппины - это фактически пойти по пути, идущему на север над Аляской! Почему рейсы из Лос-Анджелеса в Лондон, Орландо в Манилью и любое другое место в другом месте следуют таким, казалось бы, странным маршрутам? То, что они являются аналогом прямой линии на сфере?

Хотите ли вы мне поверить, это правда - давайте посмотрим, почему. Чтобы понять эти траектории полета, вам нужно знать о больших и малых кругах на Земле. Чтобы понять, что это такое, давайте подумаем о маршруте между Лос-Анджелесом и Атлантой. Потому что они почти на той же широте. Но это не самый короткий путь. Пересечение случайной плоскости и сферы обычно образует небольшой круг.

Чтобы най-ти крат-чай-шее рас-сто-я-ние меж-ду дву-мя точ-ка-ми на сфе-ре, необ-хо-ди-мо про-ве-сти через них боль-шую окруж-ность. Это окруж-ность, об-ра-зо-ван-ная пе-ре-се-че-ни-ем сфе-ры с плос-ко-стью , про-хо-дя-щей через центр сфе-ры и на-ши точ-ки. Ми-ни-маль-ная из двух дуг боль-шой окруж-но-сти , со-еди-ня-ю-щая точ-ки, и толь-ко она яв-ля-ет-ся крат-чай-шим рас-сто-я-ни-ем на сфе-ре меж-ду ни-ми. В ма-те-ма-ти-ке ли-нию, от-ве-ча-ю-щую ми-ни-маль-но-му рас-сто-я-нию меж-ду дву-мя точ-ка-ми, на-зы-ва-ют гео-де-зи-че-ской на рас-смат-ри-ва-е-мой по-верх-но-сти.

Представьте, что вы взяли совершенно плоский, жесткий и гигантский лист бумаги и использовали его, чтобы нарезать планету на две части вдоль линии, проходящей вокруг земного шара параллельно экватору и проходящей через Лос-Анджелес и Атланту. Путь пересечения этого гигантского плана и Земли создает линию, которая проходит по востоку на запад по всему миру по кругу и соединяет два города. Эта линия - это то, что называется маленьким кругом.

Но иногда это пересечение образует большой круг. Ну, если помимо прохождения двух точек на поверхности Земли, плоскость также проходит через центр Земли, получившееся пересечение называется большим кругом. И, оказывается, эти великие круги имеют очень важное свойство. Но прежде чем мы доберемся до этого могущественного важного свойства, давайте займем минутку, чтобы подумать о широтах и ​​долготе на Земле. Как вы знаете, линии постоянной долготы проходят с севера на юг между двумя полюсами Земли, а линии постоянной широты проходят в направлении восток-запад по всей планете.

Все осталь-ные марш-ру-ты, со-еди-ня-ю-щие Моск-ву и Вла-ди-во-сток, в том чис-ле тот, ко-то-рый ка-зал-ся пря-мым на кар-те, бу-дут длин-нее этой ду-ги!

Как ви-дим, са-мо-лё-ты ле-та-ют имен-но по ду-ге боль-шой окруж-но-сти, т. е. по са-мо-му ко-рот-ко-му пу-ти .