Секс в большой африке. Черно-белая семья: жизнь африканца, женатого на русской

15.12.2014

Русских, живущих в Африке постоянно, немного. Если не считать дипломатов и сотрудников крупных российских компаний, в основном это русские женщины, вышедшие замуж за африканцев. Как они устраиваются в новых, подчас тяжёлых для себя условиях? Как складываются их судьбы в незнакомом мире? Об этом «Русскому миру» рассказала этнолог Марина Бутовская.

Вообще-то Марина Львовна, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека в Институте этнологии и антропологии РАН, многие годы изучает примитивные племена Восточной Африки. А проект, посвящённый «русским жёнам», возник относительно недавно. И был поддержан фондом «Русский мир».

— В последние десять лет мы с моей группой изучаем в Танзании охотников-собирателей, - рассказывает Бутовская о том, как появился замысел проекта. - Во время своей работы мы постоянно пересекаемся с русскими. Это вполне естественно, потому что всегда нужна какая-то помощь и необходимы люди, которые могут дать адекватные советы. У нас возникла идея, что хорошо было бы провести исследование, которое освещало бы судьбу и условия их адаптации - мы это называем социально-психологической адаптацией. Не только в Танзании, но и в других странах Восточной Африки. Потому что и культура, и ментальные особенности, конкретные для условий конкретной страны, играют большую роль. Суть проекта заключается в том, чтобы объяснить, почему часть этих русских там хорошо закрепилась и адаптировалась, а другие потерпели фиаско и либо вернулись, либо едва сводят концы с концами. В подавляющем большинстве случаев речь идёт о женщинах, которые вступали в браки с африканцами. В итоге у нас получился веер различных ситуаций. Страны разные, возможности в этих странах тоже разные, однако мы сейчас приходим к тому, что, независимо от этого, есть люди, которые могут адаптироваться и наперекор всему бывают счастливы и успешны. Другие же, казалось бы, приезжают на всё готовое, с хорошим стартовым багажом, но в результате всё время недовольны и постоянно попадают в неприятности. Почему так происходит и от чего это зависит, мы и постарались выяснить.

- В каких странах Вы проводили исследования?

В Танзании, Уганде, Руанде, Замбии (кстати, мне очень понравилась Замбия в этом плане), Эфиопии и Кении. То есть в основном в странах Восточной Африки плюс Замбия, потому что она территориально считается уже Южной Африкой. Но так или иначе все эти государства имеют свою специфику. Я бы объединила все эти страны, за исключением, может быть, Эфиопии, потому что все они между собой сходны.

- Много ли таких женщин?

Это уместный вопрос. Дело в том, что в разных странах количество таких людей сильно варьируется. Связано это с тем, по какому пути развития шла каждая из этих стран в то время, когда, соответственно, посылала сюда своих студентов учиться. Потому что из некоторых государств люди массово ехали ещё до, а также после перестройки, а из других практически никогда не приезжали. Скажем, из капиталистических стран студентов было очень мало, как, например, из Кении.

Или же это определялось установками конкретной семьи: если они были социалистами или коммунистами и хотели, чтобы их дети учились в Советском Союзе.

А были страны, считавшиеся демократическими или социалистическими, какими в своё время были Мозамбик, Сомали, Эфиопия, которая и продолжает, собственно, оставаться таковой, хотя сейчас там совершенно другие политические установки. Танзания, с переменным успехом Уганда и Руанда, Конго, Экваториальная Гвинея, Бурунди или Мали. Вот оттуда студенты приезжали массово.

Ещё одна деталь, которая сильно влияет на количество этих женщин, которые туда попадают, - это религиозные традиции, потому что если это были христиане, то вероятность того, что семья мужа будет согласна на брак с женщиной из бывшего Советского Союза или России, выше, чем в мусульманских семьях, где сыну невесту выбирают заранее.

- Насколько активно уезжают в Африку, выходят замуж девушки, женщины - россиянки, скажем, в последние десять лет - время экономического роста?

Я бы не сказала, что активно. Просто потому что поток африканцев в Россию сократился. Но такие примеры есть.

- Есть какая-то разница между теми, кто уезжал после перестройки, и теми, кто едет сейчас?

Те, кто едет сейчас, имеют хоть какое-то представление о том, куда они направляются: есть Интернет, по телевизору показывают, как живут в этих странах. Раньше такого широкого доступа к информации не было. Сейчас они более подготовлены, а с другой стороны, и уровень жизни в Африке за эти годы вырос. В той же Танзании женщина уже вряд ли будет жить в хижине с земляным полом. Пусть это будет и небогатый домик, но там хотя бы будут электричество и другие удобства.

- Смешанные семьи: как они устроены? На европейский манер?

Страны очень сильно отличаются. Очень сильно варьируется ситуация в зависимости от того, в какую семью попадает эта женщина. Так что никаких общих моделей там нет, есть несколько вариантов развития сюжета.

Нам самим, антропологам, это интересно: как формируется современная семья при смешанных браках. Успешность брака отнюдь не является стопроцентно зависимой от того, будет ли эта семья устроена на европейский лад или нет. Это гораздо более сложная ситуация. Мы не просто констатируем, например, что очень многие браки распадаются, потому что между африканской, субсахарной культурой и российской культурой дистанция огромного размера. Моё исследование детализирует: почему распадаются и почему браки сохраняются.

- Что больше всего поражает русских девушек, приезжающих в Африку?

Надо сказать, что привязанность к русской культуре не является отрицанием культуры местной. Тут важен баланс, и лучше всего отношения складываются в тех семьях, которым удаётся его найти. И дети в таких браках оказываются, если угодно, богаче духовно. Потому что в равной степени причастны к обеим культурам.

- А есть положительные примеры шока?

Конечно. Это чудесный климат. Или новый дом с прислугой, который купили молодожёнам состоятельные родители. А в принципе, в Африке большой дом, машина, прислуга - атрибуты среднего класса. И, как правило, всё это у них будет. Моё исследование как раз и показывает: положительные психологические установки, которые в первую очередь связаны с чертами личности человека, способствуют тому, что он легче переживает трудности и легче адаптируется в новых условиях.

- Как эти женщины устраиваются в новой для себя стране, в новом мире?

В своих интервью мы пытаемся детально анализировать истории жизни. Женщины бывают разные. У кого-то высшее образование, у кого-то среднее. Но, как правило, всё-таки высшее. Очень часто они приезжают туда без языка. Но дальше они начинают активно его изучать, и многие буквально за два-три года уж если не осваивают местный язык, допустим, суахили или амхарский, то по крайней мере английский. И что дальше? Обладая языком и хорошим образованием - какие бы сказки сейчас ни рассказывали про развал образования в России, это не вполне соответствует истине - они, как правило, без труда устраиваются на работу.

Всё зависит от того, куда едет женщина и с какой установкой. Если мужчина либо скрывает, может быть, сознательно, куда он её отвезёт, либо он думает, что ей это не важно, - вот в этих ситуациях возникают самые большие проблемы.

Если же мужчина заранее предупреждает, в какие условия попадёт женщина и оказывает жене поддержку, - такие браки бывают очень успешны.

Вот ситуация: они приезжают и поселяются, к примеру, в хижине с глинобитным полом, где полно комаров, вообще никакой связи, электричества нет - представляете, какая разница с жизнью в России или Советском Союзе? А муж, предположим, он инженер, получает копейки. И языка она, по сути, не знает. Что ей делать? Она начинает подрабатывать, занимается какой-то надомной работой. Например, шьёт, хотя это совсем не её уровень. Постепенно она выучивает язык и устраивается, к примеру, в начальную школу преподавать математику, английский язык или русский. Потом она становится преподавателем старших классов, затем директором школы. Больше зарабатывает и муж. Естественно, они живут уже не в глинобитном доме, у них есть машина, служанки, их дети получили хорошее образование.

Если бы он её не предупредил, для неё это было бы слишком сильным шоком, и она подумала бы, что её просто обманули и бросили. В этих условиях брак, скорее, разрушился бы. Но этого не происходит, и таких браков по любви много.

Бывает, что семьи распадаются. Это происходит вследствие, например, семейного насилия. Иногда муж находит себе вторую, местную жену, потому что в этих странах мужчины часто полигамны. Хотя это и запрещено официально, но существует обычай. Часто даже по традиционному праву вторая жена имеет право на половину имущества после смерти супруга. Кто-то это готов терпеть, другие - нет.

Были случаи совсем тяжёлые - когда женщина терпела полное фиаско. Муж её бросал, и она оказывалась без средств, работы и с детьми в чужой среде, да ещё не очень хорошо зная язык. И дальше во многих случаях срабатывала система поддержки соотечественников. Русские, которые там жили и лучше устроены, начинали ей помогать. Это очень типично. Русские там (я имею в виду русскоязычных) - точно диаспора: они между собой связаны, поддерживают отношения, друг другу помогают. И общаются они не потому, что, скажем, работают вместе, а потому, что они русские.

- Как складываются отношения с родственниками мужа? Всё-таки это люди совсем иной культуры.

Ситуации бывают разные. Часто родственники мужа уже готовы к появлению девушки из России. Может быть, сын даже привозил её и знакомил с родителями. Или же они сами приезжали в Россию и уже знакомы и с ней, и с её родителями. Очень распространён вариант, когда жених или муж - сам метис, его мать была русской. Она спит и видит, чтобы её невестка тоже была из России. А ещё много браков, когда оба супруга учились у нас и они с детства много рассказывали о стране своему ребёнку. В Эфиопии очень много таких пар. Они любят Россию. Их сын, приезжая сюда, уже внутренне готов к тому, чтобы выбрать себе русскую девушку. Естественно, в этих семьях хорошие отношения.

Есть ситуации, когда жене сложно найти общий язык с родителями. Часто об этом её заранее предупреждает её избранник, но он готов ради неё дистанцироваться от родственников. Такие пары тоже есть, но менее счастливыми от этого они не становятся. Тут очень важны правильные установки.

- А связи с Россией в смешанных семьях насколько тесные?

Многие женщины, приезжая в Африку, сразу позиционируют себя как русских. Они не собираются отказываться от родной культуры. Их дети знают о своей родне в России, постоянно общаются с родственниками в России, с бабушками и дедушками по скайпу.

Очень часто эти браки как раз ориентированы на связи с Россией, и родители хотят, чтобы дети получали образование в России. Они ходят в Русские культурные центры, приобщают своих детей к русской культуре, нанимают им русских преподавателей, чтобы дети хорошо говорили по-русски.

Так происходит не всегда. Всё зависит от установок конкретной семьи. Некоторые возвращаются, но мечтают оттуда уехать. И тогда они ищут своих родственников в Америке и Европе, получают разрешения и уезжают. Это может происходить и в бедной Эфиопии, и в весьма зажиточной по африканским меркам Кении.

Особо скажу про Эфиопию, откуда очень много выходцев училось ещё в Советском Союзе. Я вообще в восторге от этой страны. Там есть центр Россотрудничества, который ведёт большую активную работу. Они преподают русский язык, организуют различные вечера, празднуют традиционные русские праздники - от Нового года до Пасхи. При нашем посольстве, а оно в Эфиопии большое, действует школа, в которой учатся и дети от смешанных браков. Там совершенно изумительный директор, замечательная атмосфера для детей. Я даже подумала, хотя моя дочь уже взрослая, что, если бы у меня была возможность, я бы хотела, чтобы мой ребёнок учился в такой школе и в таких условиях. Вдали от родины эти дети, по-моему, лучше изучают русскую культуру, чем здесь, в России. Им смогли донести, насколько это интересно. И Пушкина они читают не для галочки, а потому, что Пушкин и вся культура, связанная с Пушкиным, - это очень интересно, и её знание просто обогащает жизнь.

Вокруг этого центра объединяется большое количество наполовину русских, смешанных семей, туда же, в этот центр, ходят и активно поддерживают эти связи бывшие выпускники, которые считают себя частью этого мира. Это важно для них как часть культуры, которую для себя и своих детей они не считают нужным упускать, а наоборот, полагают, что это надо развивать, пропагандировать, усиливать.

Бывает, что даже не только дети, а внуки продолжают себя числить русскими, хорошо знают русский язык и русскую культуру и поддерживают эти связи. Это такая непрекращающаяся связь с Россией. С моей точки зрения, это идеально для идеи Русского мира.

- Ваш проект называется «Русский язык и русская культура как факторы социально-психологической адаптации русских мигрантов и их потомков в Восточной Африке». Всё же как, скажем, знание русского помогает влиться в местное общество?

Вопрос в том, насколько человек, уезжая, видит, что русский язык и русская культура для него важны. И насколько он ищет общества людей, которые тоже принадлежат к этой культуре. Потому что есть люди - и есть стратегии, - которые, уезжая из России, не хотят иметь ничего общего ни с Россией, ни с русской культурой, ни даже с теми, кто вообще приезжает из этой страны.

Для тех людей, которые не забывают своих предков, не рвут связи, во многих случаях это оказывается очень полезно - и для карьеры, и для их повседневной жизни. Потому что они чувствуют себя комфортно. В некоторых случаях людям кажется, что быть русским - это плохо, у тебя сразу низкий статус. А здесь это не так, во многих случаях они рады и с гордостью заявляют, что они русские. Наоборот, это повышает их общественное положение. Например, некоторые дети, несмотря на то, что они метисы, числятся в школе русскими. Вопрос в том, скрывать это или не скрывать.

- Разве где-то в Африке не престижно быть русским?

Знаете, в Кении не очень престижно. Ну не то чтобы это уж совсем плохо, но, конечно, лучше быть англичанином или немцем, поэтому в Кении большинство родителей не хотят, чтобы их дети имели дело с русской культурой.

- Там сильны колониальные традиции?

Там они всегда были сильны. Уровень жизни значительно выше. Зарплата в среднем выше, чем в России, намного. Но и требования большие. Впрочем, это не значит, что абсолютно все в Кении так себя ведут.

У нас там есть несколько семей - это уже третье поколение, которое хорошо знает русский язык и считает, что их успешная адаптация частично зависела или объясняется тем, что они воспитывали детей в русской традиции. И вот это долготерпение, понимание того, что существуют некие мультикультурные установки, что люди все разные и что нужно поддерживать связи с Россией, - они им помогли. Многие из них сейчас, например, имеют какой-то совместный бизнес с Россией. И если в Кению приезжают бизнесмены, то они пытаются какие-то связи устанавливать через них. Такие люди есть, и это очень здорово.

- Но в Африке по-прежнему ценится российское образование? Там ведь работает немало специалистов из России.

Русские очень хорошо устраиваются в Эфиопии. Там очень ценится наше образование, и больше всего студентов приезжает оттуда. Русские жёны иногда открывают совместные небольшие фирмочки, медицинские клиники. В Танзании сейчас появились сложности у тех, кто имеет российский диплом. Не все хотят их брать, поэтому наблюдается отток желающих ехать учиться в нашу страну. Если раньше оттуда приезжало 300-400 человек в год по государственным квотам, потом был спад до 25–30 человек. Сейчас, по-моему, этот поток восстанавливается, и цифра достигла 200–250 человек. Из Руанды и Уганды тоже сейчас стали ехать, достаточно много приезжает из Замбии. Отчасти это ещё и следствие государственной политики, потому что замбийское государство благоприятствовало контактам с русскими. Благодаря медным разработкам там есть русские бизнесмены, обосновалась большая русская диаспора врачей, преподавателей вузов. Русские там востребованы.

- Чем там занимаются наши бизнесмены?

Мы специально не изучали этот вопрос. Например, в Кении есть российский бизнес, связанный с большими поставками медицинского оборудования. Это именно россияне, с российским паспортом.

А вообще, это могут быть какие-то фирмы, поставляющие компьютерное оборудование, это могут быть частные клиники. Мы видели это в Эфиопии, Кении, отчасти в Танзании.

Сейчас, мне кажется, появилась тенденция к увеличению количества русских бизнесменов и специалистов, которые едут в этот регион на постоянную работу. И то, как поведут себя их дети, зависит от активности того же самого фонда «Русский мир». Потому что если родители отдают их в международную школу, то для продолжения образования они вполне могут предпочесть Англию или Францию. А значит, в Россию они, возможно, не вернутся.

И это касается не только детей россиян, но всех, кого можно отнести к Русскому миру в этих странах. Я считаю, что в Африке, при определённых условиях и определённых усилиях, количество людей, которые поедут учиться в Россию, а, стало быть, потом будут поддерживать связь с Россией, с русской культурой, может быть в разы увеличено. Поэтому ставить вопрос, как он ставится сейчас: раз есть большая русская диаспора, ну, скажем, триста тысяч человек, то в неё и надо вкладывать все усилия и средства, - не совсем правильно.

- Что нужно предпринять?

Например, в той же самой Танзании нет кабинета русского языка. Я бы его там открыла, потому что там есть потребности. Там очень много людей ещё готовы отправлять своих детей учиться в Россию. Но существует две проблемы. Во-первых, смысл имеет отправлять на учёбу тех, кто уже обладает базовыми знаниями. А во-вторых, это местная коррупция. Сейчас все квоты отданы на откуп их Министерству образования. То есть ни наше посольство, ни какие-то иные российские организации не имеют к этому отношения. Само министерство решало, кто едет, а кто нет - за взятки. А кто едет в Россию? Сюда не едут самые богатые. Едут те, кто такие взятки дать не может. В результате русские квоты просто не выбираются. Это парадокс, потому что люди хотят здесь учиться, министерство вовремя не отдаёт все их документы российской стороне для оформления. Что получается? Наши чиновники говорят: мы тогда будем сокращать квоты, потому что и те, что существуют, не выбираются. В Африке-де интереса к нам нет. А на самом деле он есть, но это вопрос переговоров.

А вот в Замбии не отдали на откуп отбор студентов местному министерству, и поэтому количество студентов оттуда сейчас увеличивается. Там видят перспективы развития бизнеса с Россией, и специалисты с русским языком будут там востребованы.

Я везде это пишу и, где можно, это озвучиваю: нельзя говорить, что Африка больше не в сфере интересов России. Это всё время звучит, а главное - ведь это неправда. Мало того, что африканские правительства обижаются. Ну вот зачем родители будут посылать ребёнка учиться в Россию, если эта страна заявляет, что Африка не в её сфере интересов?

Более того, сейчас вся Чёрная Африка уже под контролем Китая. Это произошло за десять лет.

- Хорошо известно об экономическом проникновении Китая в Африку - финансовой помощи, инфраструктурных проектах. А как дела обстоят с точки зрения культурного влияния?

Центры Конфуция там уже есть и в маленьких городках. Причём китайцы следуют своей стратегии: не светиться, никаких политических обещаний не давать. Это такой культурный прозелитизм: сначала африканские дети ходят в построенные на их средства школы и учат китайский язык. Разумеется, бесплатно. А потом им говорят, что у них есть перспективы: те, кто освоит китайский язык, затем смогут поехать за счёт китайской стороны на учёбу в Китай. И это не десять человек, и не сто человек, и не тысяча. Сейчас туда едут уже десятки тысяч. Таких людей накапливается всё больше. Сейчас, например, совместные китайско-танзанийские фирмы растут как грибы. И это происходит во всех странах региона.

Как следствие, меняется и отношение: на смену подозрительному или индифферентному отношению приходит абсолютно положительный образ. В результате друзей Китая там всё больше и больше, а друзей России всё меньше. О России там уже мало что знают, хотя многие помнят ещё Советский Союз.

Мне кажется, эту ситуацию надо исправлять. Это стоит не больших денег, но больших перспектив. Потому что это сфера просто изумительных экономических возможностей.

Во франкоязычных странах Черной Африки, где миссионеры не особенно усердствовали с насаждением аборигенам религии, нравы построже. В англоязычных странах, где часто преобладает христианское население, белый турист может столкнуться с тем, что ему в Европе даже трудно представить.

Официант прилагается к счету

Милые дамы, если вам далеко за тридцать, вас бросил муж, ваша фигура оставляет желать лучшего, но при этом вы хотите почувствовать себя королевой, добро пожаловать в Гану. Вы будете пользоваться безусловным интересом лиц противоположного пола. Со стороны черных мужчин этот интерес будет подчас навязчивым. Первое время жизни в Аккре (столице этой республики) одного из авторов этой публикации шокировали официанты в местных кафе. Они запросто могли прежде чем спросить, что мне, собственно, надо, поинтересоваться: «Мисс, можно я к вам приду сегодня вечером?» «Нельзя», – отвечаю. «Точно нельзя?» – интересуется черный кавалер. «Точно», – подтверждаю я и несколько раз повторяю свой ответ, прежде чем официант окончательно поймет: этой белой мужчина не нужен. На качестве обслуживания эта сцена, конечно, никак не сказывается. Когда вы закажете, скажем, банку колы, тот же официант может уйти куда-то в подсобку, вернуться через час и развести руками: «Сорри, мисс, у нас такого нет».

Существует некоторый идеал, на который равняются ганцы: мужчина с хорошей должностью, имеющий много любовниц и много детей. Чем больше детей и любовниц – тем более уважаем человек. Когда африканцы узнавали, что у меня всего один ребенок, они сочувственно качали головой и даже нескромно интересовались: уж не больна ли я чем-нибудь? При этом ребенок, рожденный вне брака, осуждения не вызывает. По крайней мере, знакомые африканки говорили о такого рода случаях совершенно свободно, как о еде или покупках.

Роман с белой женщиной для черного – это престижно. В Аккру последнее время зачастили дамы бальзаковского возраста, которые за умеренную сумму «покупают» черных юношей. Те живут за счет этих дам неделю, а то и две. В тайне они надеются, что их вывезут в Европу. Но так, конечно, происходит редко. Местная европейская колония бальзаковским дамам сочувствует. Романы между белыми и черными среди белых (особенно мужчин) Ганы не приветствуются – не из-за расизма, упаси бог, а из-за СПИДа, эпидемия которого является суровой африканской реальностью.

Представление африканцев о морали, мягко говоря, не вяжется с нашим. Так, здесь считается безнравственным ходить в мини-юбке, но совершенно не стыдно попрошайничать. Деньги могут просить как дети, так и взрослые, причем по местным меркам благополучные. Особенно любят просить деньги у белых женщин – они, как считается, подают лучше. Ситуация, однако, меняется, стоит только выехать за пределы Аккры. В деревнях попрошаек нет. Однажды за городом у меня сломалась машина: лопнуло колесо. Проходившие мимо местные жители живо присоединились к моему водителю и стали помогать – больше советами, чем делом. Когда колесо было заменено, мне захотелось вознаградить этих ребят. Я протянула им 1 седи (это примерно около доллара) – сумма вполне приличная. Один из них презрительно фыркнул, а другой объяснил, что за деньги в его краях не помогают. «Это так же недостойно, как секс за плату», – сказал один местный житель.

Румба по-гвинейски

Заманчивые предложения, сделанные нашей корреспондентке в кафе в Аккре, в гвинейской столице Конакри представить сложно. Приходилось, конечно, встречать румынских или украинских девушек, пользующихся в этих краях неизменным «спросом», но они и едут сюда с определенными целями. В Гвинее же, наоборот, чаще приходилось видеть, как мужчины-европейцы заводят романы с местными девушками, особенно представительницами национальности фульбе, которые довольно сильно отличаются от других местных народов. Согласно одной из версий они пришли сюда с севера Африки в ХVI веке, бежав от турецкого нашествия, и смешались с аборигенами. В Гвинее они составляют порядка четверти населения. Итальянский инженер Марио, спец по строительству дорог, неожиданно принял ислам и превратился в Юсуфа – все ради того, чтобы жениться на местной. Можно представить реакцию его супруги Джулии, легкомысленно оставленной им в далеком Милане. Датчанин Христиан приехал в Гвинею уже с новой женой – сомалийкой, его американский коллега Боб умудрился найти себе здесь женщину индийского происхождения. Наши соотечественники, впрочем, матримониальными проблемами обычно головы себе не заморачивали: крутили романы с черными, а потом возвращались к законной семье.

Но как зажигательно танцуют румбу на дискотеках в гвинейских деревнях! Конец недели, в течение которой молодежь работала на рисовых полях. Сельский староста заводит магнитофон (при котором куча колонок), и местные дамы начинают «зажигать». Белый мужчина в такой компании вызывает неизменный и растущий интерес, даже если он совсем не умеет танцевать. А если он еще и холостяк... Безумным пляскам не будет предела. «Это Африка, сынок, – сказал мне на утро пожилой имам (90% гвинейцев – мусульмане). – Наша молодежь торопится жить, ничего не поделаешь». Что касается женщины бальзаковского возраста, в кафе к ней неизменно будет проявлено повышенное уважение. Причем, чем полнее женщина, тем более уважительно с ней будут разговаривать – гвинейские кавалеры вообще не жалуют худеньких. Но настаивать на встрече, конечно, не будут. Мадам скорее постараются заболтать, порой вручить какой-нибудь приз от заведения типа мороженого. Гвинейцы предпочитают ухаживать, а не напрашиваться на свидания. Особо стоит отметить отношение именно к русским женщинам. В глазах местных француженки, например, – представительницы бывших колонизаторов, американки – «женщины-бумажник» (так и говорят), а вот россиянки почему-то эмоционально гораздо ближе. Как рассказал мне официант из ночного клуба в городке Пита, с русскими (или, по старинке, с «советик») всегда есть о чем поговорить. Русских дам интересует местная жизнь, тогда как француженки, как правило, озабочены перипетиями жизни только своей французской колонии.

Вчера была чудесная долгожданная встреча с моей подругой, русской девушкой, живущей здесь, в Тунисе, двадцать лет. Она замужем за арабским мужчиной, у них трое обворожительных девочек, но самое главное, она счастлива! Даже очень стоит рассказать об отношениях людей, между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детками. Вопрос детей для меня особенный, в любой ситуации я на их стороне, и поэтому особенно приятно, как тут к ним относятся.
Мила, очаровательная блондинка, с зелеными глазами, белой кожей, мало тронутой солнцем, ей нравится быть беленькой леди, живет на два дома, в Монастире семья имеет постоянное жилище, а в Суссе у них бизнес-апартаменты для аренды туристами в сезон. Конечно, она ходит на работу, но в глазах как то не просматривается той загнанности и одержимости, с которой живем мы в России.

Ее главное, это три девочки, носящих арабские имена, но так же и русские, и русские имена им нравятся больше. Малышки болтают как по-арабски, так и по-русски, соблюдая все витиеватые оттенки и нюансы нашего языка, иногда они меня не понимали, когда деепричастные обороты были слишком сложны, тогда я стала говорить более простыми предложениями. Меня развлекало, когда мы шли по берегу, две русских матрешки, арабские парни, здесь обычно клеящие телочек, и хотели бы осыпать нас своими восточными чарами, но их останавливали черненькие дети рядом с нами, в их головах это не укладывалось, и они удивленно ретировались. Еще я Милу использовала как переводчика, если были сложные вопросы: сделать скидку на развлечения, дожарить рыбу в ресторане, и все беспрекословно ее слушали и выполняли, говорила она тихо, еле слышно, в отличие от мужчин, которые постоянно, как мне кажется, орут, ну на берегу, понятно, тут шум прибоя основной фон, в ушах шумит. Мои друзья, говоря по-арабски, всегда повышают тон, но когда переходят на другой язык, на английский, например, выключает звук, почему?
Когда мужчины-арабы понимали, что Мила замужем за тунисцем, в них появлялось особенное почтение, то же самое происходит и с туристками. Да, да, вся мужская тусовка друзей парня, с кем романится девушка из другой страны, начинает ухаживать и делать маленькие комплименты в разных проявлениях, и девушка находится под защитой целой банды арабских мужчин, чужака к тебе на километр не подпустят. Главное, найти правильного парня, если уж очень хочется проводить время в обществе черненького красавца в косой саженью в плечах и крепким задом. А парней здесь хватает всяческих, на любой вкус, и они с удовольствием поддерживают отношения с дамами любой наружности и наполненности бумажника. Это другая история, для другого рассказа.
Кто сказал, что арабы черненькие? У них чудесная белая кожа, слегка темнее, чем у нас, только солнце, триста шестьдесят дней в году не сходящее с небосклона, покрасило их в бронзовый цвет. Другая история с арабами из центральной части страны, они изначально уже темные, а солнце делает их еще более черными. Это моя подруга черная звезда Афеф.
Куда бы мы ни приходили с малышками, для них был особый почет, их приветствовали традиционным двукратным поцелуем (тут, я вам скажу, у меня постоянно пролет, я по нашему, по-христиански, захожу на третий поцелуй, так приходится целоваться четыре раза, четырехкратный поцелуй- это уже особый знак почтения и уважения), им старались все угодить, побаловать. Девочки, как кошечки, ласкаются к маме, сразу чувствуешь, что живут они в довольствове и любви, что очень приятно.
Я встречала других детей в других семьях, везде они были в центре особенного внимания, как маленькие цари мира. Но такое отношение может быть только в семьях, где женщина не работает и всецело посвящена своим материнским обязанностям. Еще один аргумент, зачет материнству, в стране в принципе запрещено употреблять алкоголь, конечно, желающие его найдут, свинья везде грязь найдет, но пьющих женщин здесь нет, а посему не стоит и вопрос матерей-алкоголичек!


Еще обратила внимание, как Мила говорит по телефону с мужем, о да, у нее мастер-класс нужно брать по предмету "Женоведение" и "Техника владения голосом и интонацией при общении с мужем". Особенно подчеркну, между собой они говорят по-русски, изредка переходя на арабский язык.
У моей красавицы-подруги большая машина, как паровоз, на чем она возит все свое беспокойное хозяйство, малышек, сумки, вещи, но она никогда не знала, сколько стоит бензин в баке и страховка, всеми финансовыми вопросами занимается муж, не утруждая ум любимой жены такими пустяками, как деньги. А девочкам остается только купаться в море, заниматься воспитанием и учебой, которая начнется вот уже 15 числа, покупать хорошие брендовые наряды, стоящие тут гораздо дешевле, чем у нас, как и продукты, как и все остальное.
Очень интересным был рассказ нашего гида, арабского парня, сопровождавшего экскурсию в пустыню, об отношениях полов, о хиджабе, парандже, кафе, в которых сидят только мужчины. Местами он приврал, рассчитывал на неискушенную публику, но мы народ прошаренный, делаем поправки в голове, ставим галочки. Добавлю, я его помню со своей первой поездки в Тунис в 2010 году, его разговорная речь изменилась слегка, но задор и веселый нрав прежним остался.
Вы спросите, почему все эти мужчины сидят в кафе в любое время суток? Так это разные мужчины, просто вы их не различаете, вам кажется, что это все один мужчина, а он уже попил кофе десять минут и ушел, на его место пришел уже другой, и так меняются в течение дня. И ночи, хотелось бы добавить мне, потому что ночью жара спадает, и все, в основном, мужчины, выходят на улицу. Ну чем тут возразить, просто, живя пару недель здесь, начинаешь уже различать их, узнавать, и четко понимаешь, сидят одни и те же: утром, днем и вечером. И что сидим, опять спросите вы? А то сидим, работу ждем. Например, кто-то строит дом, приходит и на день набирает себе работников, кирпичи класть, груз таскать. А что вы хотите? У нас есть безработица, не все в офисах сидят, но строительство постоянное. Тут тоже хочется удивиться: и что, даже поздно вечером и ночью работу ждут? Хотя может быть, я часто вижу рабочую технику на улицах именно ночью.
И еще вы говорите, дискриминация? Женщин нет в кафе? Так вы не внимательно смотрите. Ситуация такая с ними, с женщинами, они сидят в других кафе! Вот те на, воскликнула я в душе, ни разу не видела. Оказывается, мужчины располагаются в уличных кафе, где не очень чисто и накурено, ну зачем там дамам бывать? Они в детских салонах с хорошим телевизором, с детьми, опять же, в подушках и пушистых покрывалах. Эх, посмотрю внимательнее, что там за салоны, у меня подозрение, дома они сидят, своих ненаглядных ждут, щи варят. Не щи, конечно, кус-кус, например.
С хиджабом вообще сложно, мнения разделились, как у самих женщин, так и у мужской части населения, они и сами не знают, чего хотят. В Тунисе свобода выбора, носить хиджаб, или нет, даже в одной семье может быть, что сестры имеют разное отношение к этому, например, мать носит, дочери нет, или одна сестра носит, вторая носит шорты и открытую майку. К стати, дальше от побережья мужчины стремятся так же с головы до ног укутаться в покрывало, там начинается пустыня, и песок забирается во все дырочки и щелочки.
Тирада от нашего гида. Вот муж надел на свою жену хиджаб, правильный весь такой, истинно верующий. И на пляж, да не просто туда, где все такие, как он, купаются, а на туристический. Его жена баландается, упакованная с головы до ног в одежду, а он сидит, любуется голыми европейками. И где его праведность, скажите? Ты вообще зачем сюда пришел, такой умный? Сиди дома, молись, и не ходи, не развлекайся. Для чего все эти хиджабы? Что бы скрыть женщину от взгляда мужского, а в парандже она пройдет, вообще не понятно, что это было? Жена в этом обмундировании заходит в воду, купается, выходит, и тут ветер. И что? Все прелести ее видны, в одежде она, без одежды. Зачем тогда весь этот маскарад? Иди домой, мужчина, и не лукавь, а то праведный он такой, выискался.
Вы жалеете женщин, а надо жалеть мужчин. Он даже женится не может сам, мама выбирает ему жену. Знаете, как? Вот мальчик повзрослел, ему говорят, пора, брат, и мама в хамам пошла, типа, мыться ей надо, а сама на девушек косится, выбирает. Понравилась если какая, туда и сватов засылают. И бедный мужчина не знает, что же ему достанется? Наши мужики с мамами не ссорятся, а то такую она невесту приведет, трусами не отмашешься. Вот мужчина может отказаться от невесты, а женщина нет, это единственный, пожалуй, минус для наших женщин. Во всем остальном надо говорить: бедные мужчины в Тунисе!
Мой друг сказал, отвечая на вопрос, что он думает по поводу того, что пока девочка, она носит красивые платья, открытые плечики, а потом, став девушкой, часто она меняет модный девичий наряд на черное свободное платье: мне не нравятся закрытые женщины, но и в этом есть доля истины: у девочки вырастает грудь, попа, она становится привлекательной многим взглядам, мужчины смотрят на нее, обсуждают; если девочка скромна и религиозна, она наденет закрытый наряд и спрячет волосы под платок.
И тем не менее, красивое открытое женское тело влечет и взгляды и умы, не смотря на запреты, и если голая условно женщина принадлежит одному мужчине, все остальные, зная ситуацию, молчат, как миленькие, даже глаз не подымают на нее, не то, что бы трепаться между собой.
И еще о религии, за что моему гиду огромный респект, потому что он человек как веселый, так и думающий. Мусульманство- мирная религия, говорит он туристам, в ней есть пять основных заповедей, оставленных нам Мухаммедом, последним из наших главных пяти пророков: Бог есть един, имя у него Аллах; все живем до судного дня, а там либо в рай, либо в ад; пять раз в день молись, ходи в мечеть; посети Мекку; не убивай. Но нигде не написано: убей неверного! Потому что, если Бог создал неверных, он это сделал для чего-то, и никому не дозволено судить, убивать и карать, кроме самого Бога! А те, кто берут заложников, устраивают теракты, принося себя в жертву, это не верующие люди, это фанатики, они думают, что попадут в рай, хрен та, в ад они попадут!

Русская девушка, познакомившись с африканцем студентом в России, ощущая Великую любовь уезжает за ним "хоть в Антарктиду пингвинов пасти", совсем не изучив ситуацию.
Некоторые уезжают замуж по расчету или сменить обстановку, сбежать от родни, бывшего мужа и т.д. Но всех их объединяет одно - они оказываются здесь - в Африке.
Здесь начинается самое интересное. Оказывается, женщина выходит за муж не только за непосредственно африканца, а за всю его родню (а она в Африканских условиях огромная, может насчитывать до 500 человек, включая папу, нескольких мам (его жен), братьев, сестер, многочисленных теть, дядь, кузенов и т.д.).
Мужчина, будучи в России, внешне проявлял все признаки цивилизованного человека, поддерживал европейские традиции и порядки.
Вернувшись в Африку, человека как подменили. Он становится обычным африканцем со всеми вытекающими. Причем, не только внешне, одевая странные одежды, но и своим образом жизни, образом мысли.
Пропадает обязательность, верность слову. В Африке никто никуда не торопится, всегда приходится ждать. Есть даже специальный термин. Например, в ресторане вам обещают что-то принести через 5 минут, то это означает 5 "африканских" минут, т.е. до часа времени можете не волноваться о судьбе заказа вообще.
Многочисленная семья прямо и беззастенчиво начинает использовать своего сына под следующим соусом - парень, ты выучился в Европе, женился на белой - ты просто крут и богат, у нас ничего нет, живем с протянутой рукой, вся надежда на тебя! Вместе с мужем начинают прогибать и новоиспеченную жену, навязывая свои местные традиции и обычаи.
Жена автоматически становится врагом семьи, если семья получает мало денег, а это случается всегда.

Рычагом влияния на новую семью становятся угрозы наслать порчу с помощью колдовства. Или отказ похоронить мужа в его родной африканской деревне. Для африканца нет угрозы хуже. В местных колдовских технологиях участвуют совершенно конкретные ядовитые мази и порошки, которые можно применить в пище, подарках для невесты.
Также те же угрозы могут распространяться на ребенка, которого помимо этого уже видят только мусульманином с соответствующими обязанностями в новой большой семье.
Белая жена также виновата в бедах, связанных с колониальным прошлым, продажей рабов, ей будут об этом всегда напоминать. Вообще считается, что белые по жизни обязаны африканцам.
Отношение к детям в афро-мусульманской семье специфическое. Их не положено баловать, например, кормить вкусной и полезной пищей - пустой вареный рис с отваром из овощей - их еда. Лучшая еда идет уважаемым старикам.
Лучшая еда - не значит хорошая европейская кухня. В Африке казалось бы привычные и доступные европейские продукты (сыр, молоко, колбаса, картошка, йогурты) превращаются в недосягаемые деликатесы, которые можно купить по большим праздникам по запредельным ценам. Вот такой кулинарный облом.
Ежедневный рацион - это вегетарианские рис, ямс, маньок, острый перец, кубики Магги для вкуса курицы (говядины, грибов). Мясо курицы или барана и рыба - по большим праздником за большим семейным столом.
Если жена заболела, то обычно лечить ведут к знахарю, если позволяют средства, то к нормальному врачу, но в обоих случаях соблюдение врачебной тайны никто не обещает, о мельчайших подробностях заболевания известно всей семье и больнице.
Приезжающие сюда русские девушки, как правило, не знают языка, не легализованы как жители страны, не имеют местных документов, работы, зарплаты, находятся полностью (вместе с детьми) в зависимости от настроения и доброты мужа и его родни. Если девушке удалось устроиться на работу и как то наладить жизнь и быт, то в любой день можно вечером обнаружить у себя дома ребенка одного из дальних родственников мужа, которого подбрасывают вместе с вещичками погостить на неопределенное время. На улицу не выставишь, а кормить и обеспечивать придется. Или живя в доме семьи мужа, даже будучи беременной и христианкой, девушку лишают личного пространства, собственности, морят голодом во время мусульманского поста - месяца рамадана.

Отдельная тема у местных - женское обрезание, чудовищный архаичный пережиток, травмирующий психику девочек, по прежнему широко соблюдается в западной Африке.
Африканский муж вскоре после женитьбы находит себе молоденькую любовницу, может завести с ней приплод и это будет достаточным основанием требовать своей доли наследства наряду с его законной женой. При этом семья такое поведение мужа оправдывает. Жена может застукать мужа с любовницей, устроить скандал, за что может быть просто выгнана из дома. Поэтому местные женщины для решения подобных проблем применяют остро заточенные крышки от консервов, кислоту для прочистки унитазов, кипящее масло в лицо, дабы любой ценой отстоять своего неверного мужа. Общество заточено в угоду мужчинам и для мужчин.
Жену зачастую под страхом изгнания стараются обратить в мусульманство. Некоторые все остаются православными, несмотря на постоянное давление со стороны семьи.
Русские девушки приезжают совершенно неподготовленные к подобным поворотам судьбы. Сначала прощают и пытаются приспособиться, терпят, стерпится - слюбится. Постепенно осознают, куда они попали и пытаются дать задний ход, но поздно - пройден момент "точки невозврата" , когда возвращаться в родное село с детьми метисами, которые не выживут в российских реалиях, уже нереально, русская женщина понимает, что жить так больше не может. Чуждая ей Африка уже слишком далеко проникла в ее жизнь вместе со всей родней, муж превращается из любимого в чужого человека. Начинается постепенное отторжение. Дальше возможны разные сценарии - развод, разъезд, возвращение на Родину.
Подливают масла в огонь редкие русские туристы, которые задают неудобные вопросы, какая она жена по счету, как живется в гареме и т.д. Сотрудницы российских посольств или международных организаций смотрят на них свысока, социальная пропасть огромна. Другие русские девушки, как правило, находятся на разных стадиях брака с африканцами и не совсем понимают друг друга, одни все еще верят в любовь, другие уже отчаялись что-то восстановить, третьи просто выживают. В итоге особого русского социума в Африке не существует. Каждый выживает как может.
Наши девушки, выжившие в Африке, прошедшие африканские огонь, воду и медные трубы - сильнейшие представительницы русского народа, ежедневно вынуждены решать проблемы себя и своих детей - такие как безденежье, безработица, наезды мужа-тирана и его родни. Выбрав мужчину своей жизни - африканца и родив детей мулатов - они подписали себе приговор всегда оставаться в статусе нежеланных чужестранок, выживающих на чужбине. Они вышли из родного социума, но так и не вошли в новый. Остались где-то посреди космоса с огромным грузом жизненных забот.
Африка не прощает слабостей. Загадочна русская душа.
А если бы вы встретили свою Великую любовь, то поехали бы за ней в Африку?

Сегодня в Африке практически нет ни одной страны, где не свили бы гнездо наши соотечественницы, ставшие женами аборигенов. Вслед за мужьями они ехали на новую родину, которую порой и на карте трудно отыскать.О «домострое» по-африкански, черно-белой любви и детях-метисах Наталия Леонидовна Крылова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН.

О первых романах русских девушек с темнокожими мужчинами во время Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года страна узнала через девять месяцев, когда родились дети-метисы...
- К сожалению, в прессе - тогда и сейчас - это было отражено идеологически очень некрасиво. Их называли «дети фестиваля». В моем личном архиве, который я собирала почти четверть века, много интервью наших соотечественниц, осознанно сделавших своими избранниками африканских мужчин. И я могу сказать, что такой аргумент, как любовь, все-таки присутствовал. Конечно, это была специфическая любовь, часто замешанная на желании наивно настроенных русских невест защитить, помочь. Ведь посланцы Черного континента воспринимались как бедные, угнетаемые, нуждающиеся в опеке...

Вскоре после фестиваля на учебу в СССР буквально хлынули «национальные кадры» из Африки, среди которых было немало потенциальных женихов. Все-таки нашим девушкам требовалось определенное мужество, чтобы решиться на этот шаг!

Конечно. Но тогда еще не было современного жесткого и жестокого скинхедовского расизма. Скорее прослеживались отдельные бытовые реакции на чужую культуру и некоторую поведенческую несовместимость. И все равно требовались и мужество, и широта взглядов. Одно дело, когда девушка приводила африканского студента в гости чай пить, и совсем другое, когда она объявляла своим родителям, что собирается выходить за него замуж.

Все еще жившие за «железным занавесом» женщины теряли возможность вывезти и легализовать свой собственный диплом об образовании, не могли уезжать без письменного разрешения одного из родителей. А еще это был, по сути, билет в один конец: с родными прощались навсегда.Скудная обывательская информация об Африке была для них скорее негативной. Девушек запугивали нищетой и гаремами. Их называли «женщинами легкого поведения» и «искательницами приключений».Когда я начала заниматься этой темой и пришла за статистикой в госучреждение, которое тогда занималось выдачей разрешений на выезд, с официальным письмом от нашего института, услышала, как женщина в погонах сказала своей коллеге: «Тут одна шлюха пришла заниматься другими…»

Брак с африканцем считается экзотикой. Сколько русских жен живет на Черном континенте?

По самым приблизительным подсчетам, их от 40 до 50 тысяч вместе с несовершеннолетними детьми. В Марокко, к примеру, их от 3,5 до 4 тысяч, а есть страны, где всего 3–4 русские женщины живут в браке с местными жителями.

География смешанных семей охватила практически все страны континента. Но статистика очень неопределенная. Если до 1993 года этим занимались наши консульские службы на местах и практически все гражданки нашей страны были на учете, то после периода «укрупнения» посольств и консульских служб на континенте ситуация изменилась. Женщинам порой приходилось преодолевать по две государственные границы, чтобы попасть в российское посольство для решения своих проблем. Обязательная регистрация была отменена, а это значит, что определенный процент женщин ушел в тень. И если где-то происходил вооруженный конфликт, а для Африки это не редкость, и вызывали самолет МЧС, чтобы эвакуировать наших соотечественниц и их детей, их могло прийти в разы больше, чем по списку посольства.

Браки, как мы знаем, не всегда свершаются на небесах. Какие мотивы, кроме романтических, играли роль?
- Формально считалось, что этими женщинами движет желание любым путем выехать за рубеж. Но в неформальных беседах и интервью некоторые из них признавались в желании «иметь спутника жизни» и «обрести общее жизненное равновесие».

Нередко эти позиции комбинировались с такой причиной, как «вынужденный шаг, вызванный предыдущими брачными неудачами». Одна стеснялась своего роста и поздно вышла замуж за угандийца, другая «не котировалась» на рынке невест в Краснодаре и нашла свое счастье в Бенине. Любопытно, что психологи отмечают наличие у многих женщин из этих брачных союзов так называемого комплекса романтического инфантилизма.

Наверное, некоторым женщинам просто нравится такой тип мужчин.
- Есть немало примеров любви, когда женщины теряли голову от физической красоты черных мужчин. Вот что рассказала мне о своих эстетических впечатлениях от знакомства с Салехом - спортсменом из Сенегала, москвичка Саша: «Когда я на него смотрю, мне кажется, он все делает иначе: двигается, говорит, смотрит. Он очень грациозный… Целуешься, обнимаешься с ним - это не просто, это как танец постоянный. Такого с европейскими мужчинами я не испытывала».

Африканцы умеют красиво ухаживать, приходить на свидание в костюме и белой рубашке, с шампанским и цветами для мамы. Особенно в провинции это было экзотикой. И именно девушки из провинции охотно шли на такие контакты. Был случай в Ростовской области, когда жениху-африканцу даже предлагалось выбрать невесту на конкурсной основе.

Интересно, а чем руководствуются африканцы, выбирая русскую жену?
- В мотивации присутствуют такие общие вещи, как любовь, совместимость, беременность партнерши, желание узаконить интимную жизнь, стремление найти спутницу жизни, подходящую по образовательному или профессиональному статусу, попытка улучшить условия проживания во время учебы, а в последнее время - бизнес в России и гражданство РФ.

Кроме того, многих африканцев привлекают именно женщины белой расы, в которых они видят эталон женственности, символ престижа и статуса. К слову, по национальному признаку в «невестинском контингенте для африканцев» преобладают русские, украинки и белоруски. Женщины из азиатских республик бывшего СССР в статистику попадают крайне редко.Среди мотивов такого выбора невесты может присутствовать и конъюнктурный интерес. Интересно, что в одном из советских провинциальных городов в 80 е годы прошлого века сложилась своеобразная ситуация, когда нигерийские студенты - будущие медики активно женились на русских студентках и выпускницах медицинских вузов и училищ, заранее «комплектуя» бесплатный штат для частной практики у себя на родине.

Вряд ли все наши девушки представляли, что ждет их в далекой Африке.
- Зачастую уезжали женщины, которые Африку и на карте мира не могли найти. Им было невдомек, что придется ехать в страну, где может быть иная религия, где имеет место полигамия. Что муж может забыть про твой день рождения, опоздать на встречу на два часа. Там это в порядке вещей.

Да и для многих африканцев побочные связи - это нормально. Многие русские женщины не избежали супружеской неверности. Кто-то расставался, кто-то закрывал на это глаза. Некоторые мужья искали счастья среди «своих», вдруг обнаружив, что не все в русских женщинах соответствует их критериям супружеской жизни.Романтические представления часто не выдерживали столкновения с действительностью. Одна женщина мне рассказывала, как чуть не превратилась в соляной столб, когда из высокой травы выскочила группа полуголых мужчин - это оказались родственники мужа, которые собрались, чтобы радостно встретить молодую пару.

Когда свежеиспеченные муж и жена спускались по трапу самолета на африканскую землю, для соотечественницы менялся не просто климат - менялся сам муж: он возвращался домой, где его слово и слово его семьи - закон. Россиянка, которая поехала за мужем в Кению, рассказывала, что в Москве и любовь к детям, и интерес к научной работе, и отношение к жене - «все это было маской». На родине он стал совершенно другим…

Судьбы складывались по-разному: кто-то жил в хижине с земляным полом, а кто-то - на вилле с прислугой. Но наши женщины практически везде приспосабливались.

Наверное, происходили и драматические истории, когда русская жена не вписывалась в экзотический контекст?
- Были случаи, когда женщины в отчаянии перекидывали свои паспорта за стену наших (тогда еще советских) посольств, чтобы вернуться домой. По законам большинства африканских стран забрать детей без разрешения мужа очень сложно или даже невозможно.

Одна из моих сотрудниц рассказывала мне, как в Египте, в так называемом Мертвом городе - кладбище под Каиром, - услышала русскую речь. Это были две женщины, которых мужья - к слову, выпускники советских вузов - и их семьи изгнали из дома за «недостойное поведение для замужней женщины» и обрекли на нищенское существование на кладбище! И те терпели такую жизнь, чтобы хоть иногда видеть своих детей.Есть женщины, о которых мы совсем ничего не знаем. Они добровольно уходили в африканскую семью, в ислам, надевали хиджаб и не стремились к контактам с соотечественницами.

А сколько страшных сюжетов, когда наши соотечественницы попадали в эпицентр этнических конфликтов, переворотов, военных действий. В африканских странах это происходит очень часто.Помню рассказ русской женщины, которая вышла в Одессе замуж за военного-африканца, вошедшего впоследствии в охрану тогдашнего президента Народной Республики Конго Мариана Нгуаби. Президент был убит, мужа обвинили в участии в заговоре, приговорили к смертной казни, которую потом заменили бессрочной ссылкой, а ее чуть не расстреляли. Спасло то, что она была гражданкой Советского Союза.

Одна москвичка до сих пор не может забыть, как они эвакуировались во время очередных волнений в Республике Конго (тогда она называлась Народная Республика Конго). Старший сын, по ее словам, повзрослел в одну ночь. Когда они бежали по аэропорту к самолету и начался обстрел, он упал на землю, прикрыв своим телом младшего брата.А какая невероятная история произошла с женщиной из Ростова-на-Дону! Сама врач, она взяла из детского дома ребенка-метиса. Стала искать его отца и нашла. Они поженились и все вместе уехали в его страну. Это была счастливая семья.

Потом там начались военные действия. Отец пропал без вести, мать с ребенком пряталась в лесах. Она умерла от малярии. И мальчика надо было спасать. Тревогу подняла его русская бабушка. Мобилизовали все дипломатические возможности и доставили мальчика в Россию.

Наверное, не во всех африканских семьях русских невесток встречают с распростертыми объятиями?
- Да, семья африканца не всегда легко шла навстречу этому браку. Многие мужчины из «приличных семей» должны были получить разрешение родных.

Наших женщин в целом хорошо, доброжелательно принимают на севере Африки: в Марокко, Тунисе, в меньшей степени в Алжире.В некоторых странах (Кении, Сьерра-Леоне) русских жен недолюбливают. Одна из наших респонденток рассказывала, что именно на родине отца - в Сьерра-Леоне - впервые столкнулась с черным расизмом. Креольская среда - особая, в ней не любят чужаков, особенно из Советского Союза. Ее маму не приняли не потому, что она белая, а потому, что русская, советская. Это не вписывалось в политико-идеологический контекст семьи местного юриста. Креольская бабушка делала все, чтобы ее сын расстался с русской невесткой. К счастью, тот был дипломатом и по службе часто жил со своей семьей в других странах.Кроме того, русские женщины должны помнить, что если страна в сложных отношениях с Россией, то и они могут стать выпускным клапаном для недовольства местного населения. И что черный расизм тоже существует.

А как относятся в Африке к детям-метисам?
- Ребенка-метиса в Африке воспринимают проще, сердечнее, чем в России. Он быстрее адаптируется к африканской действительности. В смешанных афро-русских семьях, как правило, не так много детей, в среднем 2–3 ребенка максимум. Это так называемые «качественные» дети, им уделяется много внимания, они не просто рабочие руки в семье, а дети, в которых инвестируют, чтобы получить «свою элиту». Дети-метисы - это сложное, не всегда безболезненное сочетание двух культур, двух рас. Многие из них владеют двумя, а то и четырьмя языками, включая местное наречие.

Матери приобщают детей к русской культуре. Маленькие метисы легко цитируют Пушкина и Лермонтова, поют русские песни, участвуют в театральных постановках. Трепетно сохраняются в ассоциациях соотечественниц и в российских культурных центрах кружки русского языка, библиотеки с русскими книгами. Цветок патриотизма расцветает на чужбине.Своих детей в современных состоятельных смешанных семьях часто отправляют учиться в Европу или в Америку. В богатых и просвещенных африканских семьях было принято посылать старших детей на учебу в западные вузы. Дети победнее ехали учиться в СССР, хотя в то время наше образование было ничуть не хуже западного.

Не знаю, как в других городах России, но в Москве, на мой взгляд, стало меньше студентов-африканцев. Сегодня их реже встретишь в метро, чем раньше.
- Поток студентов из Африки резко сократился в последние годы. Сейчас планка высшего образования в России понизилась, а стоимость обучения выросла. Раньше многие студенты приезжали по квотам советских общественных организаций. Квоты российских культурных центров существуют и поныне, и хотя они сильно сократились, но все равно полностью не выбираются.

Наталия Леонидовна, мы с вами говорим только о женщинах, которые стали половинками черных мужей. А русские мужчины не женятся на африканках?

Русские мужчины значительно реже женятся на африканках. И не потому, что те непривлекательны для них. Возможно, это объясняется в том числе и тем, что на учебу в СССР/Россию из Африки приезжали в основном юноши. Выбор африканских невест для русских женихов был крайне ограничен. А других каналов общения не было. Да и женитьба на иностранке грозила такими бедами, как потеря престижной работы, карьерного роста, а также общественное осуждение и пр.

Количество таких браков исчисляется единицами, ну, может быть, десятками, на весь континент. Помню случай еще в советские времена, когда сын ветерана госбезопасности женился на североафриканке. У них прекрасная семья, двое детей, которые получают отличное образование.

Находят ли наши женщины работу по специальности?

Больше половины женщин первого эшелона, которые выезжали в 50–60-е годы, имели высшее образование. Русская жена, как правило, попадала в элитную группу, как супруга человека с высшим образованием, даже советским. Хотя нашим женщинам и приходилось подтверждать диплом, они рано или поздно все равно находили работу. В Заире (сегодня Демократическая Республика Конго), к примеру, они могли получать больше, чем муж, как иностранные специалисты. А в Марокко самый популярный вид деятельности - фармакология. Это самая востребованная специальность.

Наши не пропадают нигде. Преподают в университетах, открывают библиотеки, закладывают национальные парки, лечат детей, пишут книги, в том числе и по кулинарии.

Мне рассказывали про русскую женщину Наташу, которая вышла замуж за мужчину из народности кикуйю и уехала с ним в Кению. Она открыла там ателье по пошиву верхней одежды, и дела пошли так хорошо, что у нее одевалась жена бывшего президента страны Дж. Кениаты, ее клиентками были супруги правительственных чиновников, представительницы местного высшего света.

Институт Африки Российской академии наук совместно с региональной общественной организацией «Москва и москвичи» намерены реализовать в 2017 году проект «Русские африканки» в двадцатом столетии: судьба, семья, Отчизна». Это будет большая просветительская программа, направленная на знакомство россиян с проблемами культурного и исторического наследия, которое оставили русские соотечественницы в странах Африканского континента. Ведь наши женщины в Африке живут уже давно, еще со времен первой эмиграции.

Когда корабли Черноморской императорской эскадры зимой 1920 года вошли в тунисский порт Бизерта, на борту одного из них находилась маленькая Анастасия Манштейн. Эта женщина прожила всю свою жизнь в Тунисе. Ее именем названа площадь в Бизерте, на которой расположен православный храм Александра Невского. До сих пор живет в Рабате графиня Прасковья Шереметева, которая пишет книги о русской эмиграции в Марокко.

СКОЛЬКО БРАКОВ ЗАКЛЮЧИЛИ В МОСКВЕ ГРАЖДАНЕ АФРИКАНСКИХ СТРАН

(данные 2015 года)

Нигерия - 16, Камерун - 15, Тунис - 12, Марокко - 9, Алжир - 9, Гана - 8, Кот-д"Ивуар - 7, Конго - 6, ЮАР, Гвинея - по 4, Судан - 3, Уганда, Союз Коморских Островов, Кения, Гвинея-Бисау, Габон, Бенин - по 2, Эфиопия, Экваториальная Гвинея, Чад, Танзания, Сенегал, Руанда, Зимбабве, Бурунди, Буркина-Фасо - по 1.
источник