Правила поведения со взрослыми. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. А какие правила есть у вас

Введите e-mail адрес:

Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это - быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?

Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры - это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.

Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи .

Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.

Приветствия и прощания

Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:

1. Приветствуйте человека по имени , а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени - это знак уважения , который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.

2. Никогда не бойтесь переспрашивать , если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».

3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза - простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.

4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.

5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли - в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка - качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.

6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать - первый шаг к следующему правилу этикета.

7. Запоминание подробностей и активное слушание : это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.

В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это... до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.

Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.

Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».

Физическое пространство

Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.

8. Будьте осмотрительны - останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.

9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет : вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».

10. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.

11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи - это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой - особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи - это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.

Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.

Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.

Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.

12. Есть с чужой тарелки - даже с тарелки мамы - это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.

13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.

14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).

15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.

16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.

17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.

18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.

Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)

Праздники, дни рождения - это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.

19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.

20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.

21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.

22. У меня это уже есть, я хотел не этого... Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.

23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».

24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.

25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.

Взаимодействие со взрослыми людьми

Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:

26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.

27. Научите детей определять паузу в разговоре : почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться , но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза - это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.

28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?

Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств

В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.

Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.

29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.

30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.

31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание . Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.

32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.

Отличный способ для достижения этой цели - научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.

В заключение

Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.

Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей , а уверенный ребенок - это счастливый ребенок , который становится счастливым взрослым.

Оцените публикацию

Вконтакт

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Если ваш ребенок часто плачет, боится оставаться один в темной комнате, долго засыпает, эмоционально переживает неординарные ситуации, болезненно реагирует на внезапные перемены в планах или распорядке дня, скорее всего, он относится к тревожному-мнительному типу детей. Такого ребенка даже гипотетичечская возможность встречи с недобрым человеком на улице может испугать и заставить переживать заранее.

Очень важно не усугублять ситуацию, обрисовывая мир в черных красках, а ненавязчиво объяснить, что бывают ситуации, когда вести себя нужно строго определенным образом. Чтобы малышу легче было представить и - что особенно важно для таких детей - пережить подобную ситуацию, можно поиграть в ролевые игры. Возьмите игрушки (например куклы, или мягкие игрушки) и проиграйте все варианты возможного общения с незнакомцами. Например: у вас в руках лисичка, которая обращается к кукле в руках вашего ребенка со словами: «Здравствуй, какая хорошая погода сегодня! » И варианты ответов: «Здравствуйте, мне тоже нравится, когда на улице солнышко », и уходит к маме…

Или такой вариант: «Привет! Хочешь покажу тебе золотых рыбок? Они живут у меня дома! » Ответ на такое предложение должен быть однозначным: «Вон моя мама (папа) и она запрещает мне уходить с чужими. Если вы не отойдете, я закричу ». Это не перестраховка: ни один доброжелательно настроенный взрослый не сделает ребенку подобное предложение.

Проиграв с малышом все возможные варианты, вы поможете ему понять, что ничего страшного в адекватном общении со взрослыми нет, и чем раньше малыш научится это делать, тем лучше. Тревожным детям даже обычное общение с чужими взрослыми может быть испытанием: им трудно бывает высказать обычную просьбу воспитательнице в детском саду, не говоря уже о том, чтобы спросить что-нибудь у совсем незнакомого человека на улице.

Вообще, вы должны объяснить ребенку, что если он, к примеру, заблудился, лучше всего подходить с вопросом к человеку в форме, будь то милиционер, дежурный по станции в метро или даже продавец в магазине. Реагировать на предложение незнакомых людей проводить его домой, ребенок должен только таким образом: «Я буду стоять здесь и ждать маму». На попытки увести его куда-то силой, ребенок должен реагировать громким криком.

Гиперактивные дети

Такие дети в силу своего темперамента не способны долго усидеть на одном месте, склонны быстро забывать то, чему их учили, поэтому не бойтесь лишний раз повторить основные правила поведения и общения со взрослыми. В силу своей поверхностной активности такой ребенок может бездумно с энтузиазмом пойти за чужим взрослыми «посмотреть кроликов» или принять предложение «покататься на машине», а может в силу тех же качеств обидеть доброжелательно настроенного взрослого грубым ответом. Чтобы научить гиперактивного малыша правильно ориентироваться в ситуации, очень желательно для него позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных и скорректированных упражнений помогут в нужный момент сконцентрироваться и быть осмотрительным.

Отказать, чтобы не обидеть

На первых порах индикатором характера повышенного внимания к малышу является ваша собственная реакция. Если сидящий напротив в метро парень строит рожицы вашему ребенку, а, выходя, машет рукой, прощаясь, не стоит смотреть на него волком, предполагая в нем маньяка. Скорее всего, у него просто хорошее настроение и он просто делится им с окружающими. Если вы с улыбкой будете наблюдать за происходящим, малыш, уловив вашу реакцию, расслабится и с удовольствием поучаствует в предложенной игре «в гляделки».

Совсем другое дело, если сидящая рядом тетя предложит малышу конфету или пирожное. В этом случае перехватите инициативу и даже если вы уверены в ее благих намерениях, попытайтесь отказаться. Есть универсальный ответ: «Спасибо большое, но нам нельзя много сладкого», при этом улыбайтесь и говорите как можно более доброжелательно, чтобы не обидеть человека: скорее всего, им движет искренняя симпатия. Так у малыша сформируется реакция отказа от подобных угощений, причем в вежливой и даже приветливой форме.

Добрые советы

Гуляя с ребенком на улице, например, на детской площадке, случается выслушивать «добрые» советы от посторонних людей - как на них реагировать? Если совет дельный, тогда все понятно: «Спасибо большое, наверное, я так и поступлю». Такой своей реакцией вы научите ребенка, прислушиваться к чужому мнению и признавать свои ошибки.

Бывает, что окружающие начинают откровенно хамить или настаивать на определенных действиях. В этом случае лучше всего просто отойти в сторону, не забыв сказать твердо, но спокойно: «В следующий раз мы будем иметь это в виду. Спасибо».

Случается, что родители других детей вдруг начинают кричать на вашего ребенка, делать ему невежливые замечания и пр. Даже если ваш малыш неправ, не оставляйте ситуацию без комментариев, остановите взрослого, извинитесь в конце концов. А потом обязательно попытайтесь разобраться в ситуации, расспросите у ребенка, что произошло? И если он действительно был неправ, обсудите ситуацию, попытайтесь вместе выяснить, как нужно было поступить в этой ситуации.

Важно, чтобы малыш понял, что взрослые тоже бывают неправы. Дети остро чувствуют несправедливость и если вы научите их реагировать адекватно (например, фразой «Не надо на меня кричать, давайте разберемся»), это очень пригодится ему в дальнейшем.

Образцом для подражания всегда было, есть и будет поведение родителей. Если вы неприветливы, невежливы, закрыты к общению с незнакомыми, ребенок скопирует ваше поведение до мелочей. Конечно, это во многом обезопасит его, но и многого лишит… Если вы эмоционально открыты, общительны, всегда готовы прийти на помощь окружающим, ваш ребенок, даже если он родился с другим темпераментом, будет воспринимать мир так же радостно и открыто! Давайте же искать золотую середину и стремиться к гармонии!

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть и то, как малыш станет контактировать с воспитателями в саду и педагогами в школе, как он сможет общаться с родителями своих сверстников и в будущем взаимодействовать с коллегами на работе.

Существуют основополагающие установки, придерживаясь которых вы сможете гибко выстраивать отношения с ребенком в различном возрасте. Принципы построения общения взрослых с детьми универсальны; они являются основой подхода к взаимодействию с подрастающим поколением.

Вспомните о какой-нибудь ситуации с вашим ребенком, которая вызывает у вас досаду. Может быть, ребенок в определенной ситуации постоянно ведет себя так, как вам не нравится, а может быть, вы вспомните яркий случай, который произошел всего один раз. Знакомясь с принципами общения с детьми, приведенными ниже, анализируйте свою ситуацию на предмет того, не нарушено ли вами данное правило. Такой способ осмысления поможет вам понять основы психологического взаимодействия с практической точки зрения.

Итак, как же правильно общаться родителям с детьми, чтобы выстроить доверительные отношения?

Принцип построения общения взрослого с ребенком: считайтесь с возрастом

В каждом возрасте вы имеете дело с особенным существом. Изменения, которые происходят с вашим ребенком, очень велики. Меняется его тело, психика, объем знаний о мире, его характер и устремления. Здесь наблюдается асимметричная картина: взрослые люди, которые воспитывают малыша, качественно почти не изменяются, а ребенок постоянно находится в процессе изменений.

Разница, которая существует между восприятием мира годовалым и пятилетним ребенком, огромна. Поэтому никогда не забывайте об одном из основных принципов общения взрослого с ребенком – всегда нужно считаться с возрастом малыша.

Методы, к которым вы прибегаете в общении с ребенком, также должны меняться. Вполне естественно, что вчерашние способы часто не работают и вы вынуждены искать что-то новое, ведь ребенок изменился. Родители же часто не учитывают, не видят этой разницы, застревают на предыдущих этапах или забегают вперед, требуя от ребенка невозможных вещей. Реалии родительской практики зачастую таковы, что, только приспособившись к общению с ребенком в определенный отрезок времени, родители вдруг обнаруживают, что они уже отстали и их методы негодны.

Огромное количество жалоб, с которыми родители приходят к психологу, не являются настоящими проблемами. Это всего лишь возрастные особенности, нормальные явления в процессе развития.

С другой стороны при общении взрослых с ребенком без учета возрастных особенностей и важных этапов развития в каждом возрасте легко можно не заметить настоящую проблему, пропустить то время, когда пора обращаться к специалисту за помощью по коррекции поведения.

Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста: учитывайте разницу в мышлении

При общении между родителями и детьми нужно обязательно учитывать разницу в мышлении. Взрослые же часто общаются с ребенком так, как будто перед ними маленькие взрослые, примерно с тем же уровнем мышления. Они проецируют свое понимание реальности на ребенка и считают, что он понимает эту реальность точно так же. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Он понимает, что так нельзя, но продолжает делать!» При этом родителям трудно ответить на вопрос, каким способом они узнают о том, что именно ребенок понимает и в каком объеме. В конечном итоге напрямую узнать этого нельзя; родитель просто приписывает ребенку такое понимание. Взрослому кажется, что понимание ребенка сродни взрослому пониманию вопроса; он фактически приписывает ребенку свое личное понимание ситуации, и ему начинает казаться, что он знает, что происходит в голове у ребенка. При общении взрослых с детьми дошкольного возраста надо иметь в виду, что «понимает» ребенок что-то очень свое, сильно отличное от понимания того же вопроса взрослым.

Одной из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста является учет разницы в мышлении. Интеллектуально взрослый и ребенок не равны, и все объяснения и разговоры с ребенком должны строиться с постоянным учетом этого факта.

Думая о том, что мышление ребенка равно мышлению взрослого, мы может загнать себя и ребенка в ловушку. Согласитесь, психологически мы совершенно по-разному воспринимаем поведение ребенка, который «понимает», что он делает, и того, который нарушает правила по недомыслию.

С другой стороны, не учитывая такую особенность общения с детьми в семье, как разница между мышлением взрослого и ребенка, родители очень часто переоценивают роль объяснений в воспитании. «Я же ему много раз объясняла, что это опасно, а он все равно лезет», - сообщает мама двухлетнего малыша. Нужно отдавать себе отчет, что для ребенка слово «опасно» имеет совершенно иной смысл, чем для взрослого. Что может знать об опасности ребенок, благополучно проживший первый год своей жизни? Однако мама может искренне считать, что, услышав слово «опасно», малыш наполняет его тем же смыслом, что и она сама.

Вывод: для эффективного общения родителей с детьми нужно учитывать, что ребенок может понять вас только на своем уровне развития. Все разговоры с малышом должны строиться исходя из этого факта. И вам важно представлять, что это за уровень, какие у этого этапа развития особенности и ограничения.

Правила эффективного общения родителей с детьми дошкольного возраста: берегите чувства ребенка

Эмоционально ребенок равен взрослому. Родители, как правило, склонны переоценивать интеллектуальное развитие ребенка, но недооценивать силу его чувств. Ребенок воспринимает мир без рационального осмысления, преимущественно эмоционально. Одно из важных правил эффективного общения с ребенком – бережное отношение к его чувствам. Недооценивать чувства малыша - значит зачастую неоправданно ранить его. Родители часто стремятся управлять ребенком с помощью чувств гнева, стыда, страха, забывая, насколько разрушительны эти чувства для человека. Публично пристыдить малыша, не умеющего пользоваться туалетом, посмеяться над ребенком, когда он сделал что-то неправильно, напугать его злым домовым, когда он не хочет спать, дразнить ребенка в надежде, что он перестанет капризничать, - все это, к сожалению, типичные приемы родителей, которые они широко используют, пытаясь чего-то добиться от своих детей. Горе малыша кажется уцененным горем, не важным, проходящим. Против такого обесценивания чувств малыша вас предостережет пос
тоянное понимание того, что малышу также больно, как и взрослому, а зачастую и гораздо тяжелее справляться с чувствами.

Раны, которые оставляют сильные чувства в раннем детстве, закладывают основу тех психологических проблем, которые проявят себя во взрослой жизни.

Так как же общаться с ребенком правильно, чтобы не ранить малыша? Выстраивая отношения, родители должны понимать, что чувства малыша точно такие же, как и у них самих, и ни в коем случае не пытаться управлять ребенком, намеренно вызывая в нем негативные переживания.

Как нужно общаться взрослому с маленьким ребенком: учитывайте влияние стресса

Те постоянные изменения, которые претерпевает психика ребенка, его образ жизни, характер общения со взрослыми ставят его в условия постоянной адаптации к меняющейся среде, то есть в условия стресса. Если вдуматься, то для ребенка процесс взросления сопряжен с беспрерывным приспособлением к меняющейся реальности. Это непросто. Не успевает он приспособиться к своему существованию, как тут же качественные изменения в психике, жизненные обстоятельства заставляют организм вновь работать на приспособление. Это нормативный стресс, то есть запрограммированный самой природой, но не стоит преуменьшать его трудностей. Природные стрессы усиливаются тем образом жизни, который ведут современные дети.

Таким образом, правила общения родителей с детьми выстраиваются на вашей помощи и поддержке. Процесс воспитания во многом и строится вокруг тех сложностей, которые переживает ребенок в процессе взросления. Наработка правильных способов преодоления стрессовых ситуаций - один из важнейших результатов воспитания.

Вывод: с детьми нужно общаться как можно бережнее, вам будет проще поддерживать ребенка, если вы начнете понимать, как многому ему ежедневно приходится учиться, ко многому приспосабливаться. Ребенок находится в очень специфической, зачастую стрессовой ситуации, когда для него все новое - впервые.

Организация общения детей с взрослыми: будьте честными

Если понаблюдать, сколько неправды взрослые говорят детям, становится вообще непонятно, как дети все еще верят родителям и педагогам. А ведь для правильной организации общения с детьми взрослым очень важно быть честными.

С самого детства взрослые подрывают доверие к себе двумя способами.

Прямая неправда. Взрослые обычно преувеличивают последствия или угрожают никогда не сбывающимися карами.

Например, «Если ты не успокоишься, мы сейчас же уйдем из гостей!», «Нас никогда больше не пустят сюда, ты очень плохо себя ведешь!», «Вот будешь руки в рот совать - живот заболит, придется тебе делать уколы!».

Как правило, угрозы взрослых так и остаются пустым звуком. Вначале дети по-настоящему пугаются и расстраиваются, потом учатся пропускать слова взрослых мимо ушей. Дети понимают, что глаза не заболят, сколько телевизор ни смотри, из школы не выгонят и т.д. И в тот момент, когда родители действительно говорят серьезные вещи, например, про опасность ходить с чужим дядей, доверие к их словам уже сильно подорвано. И виноваты в этом не непослушные дети, а недальновидные родители.

Когда страдает доверие к родителям, подорванное поведением родителей и их требованиями к детям. В таком случае родитель обманывает не при помощи слов, а своим поведением. Всем знакомая картина: требования родителей к детям меняются в зависимости от ситуации. Дома можно есть руками, а в гостях у бабушки мама сердится на это. И вообще, при бабушке мама становится какой-то другой - более мягкой или более строгой. При папе мама делает замечания более резко, то, что разрешалось без него, теперь запрещается без соответствующих пояснений. Если контраст сильный и ситуации подобного рода частые, образ родителя становится зыбким, неопределенным, исчезает уверенность в том, что это надежная фигура, которой можно доверять. Дети легко видят слабости взрослых, теряют уважение и доверие к ним. Грустно понимать тот факт, что часто дети не хотят разговаривать с родителями на серьезные темы просто потому, что не считают их достойными своей серьезности.

Взрослые скрывают часть информации от детей по множеству причин. Однако чем меньше неправды вы скажете детям, тем проще впоследствии вам будет установить доверительные отношения. Чтобы общаться с ребенком в семье как можно доверительнее, нужно стараться не врать, не произносить пустых угроз, не преувеличивать последствия.

Развитие общения и взаимодействия ребенка раннего дошкольного возраста с взрослыми

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитание невозможно. Проблемы начинаются там, где не разработана одна из этих двух частей. Например, правил в семье очень много, а принятия и одобрения ребенок не чувствует. Или обратная ситуация - родители очень внимательны, нежны к ребенку, принимают большую часть его поведения, но устанавливать правила и добиваться их соблюдения у них получается плохо. И в первом и во втором случае развитие общения ребенка раннего возраста с взрослыми будет страдать, так же, как и эмоциональное состояние участников этого контакта.

Что такое правила, которые устанавливаются для детей в семье, обычно бывает более понятно. «Не сидим на подоконнике», «Ложимся спать после передачи «Спокойной ночи, малыши», «Не бьем людей». Однако с принятием дело обстоит сложнее. Само по себе слово «принятие» появилось в популярной психологической литературе сравнительно недавно, и оно не дает полного представления о том, что, собственно, нужно делать.

Общение взрослых с ребенком основывается на особенностях ваших чувств и убеждений по отношению к малышу. С другой стороны, принятие не есть только внутреннее состояние родителя, это нечто такое, что обязательно демонстрируется в поведении. Эти две составляющие могут существовать гармонично, а могут выступать противоречиво по отношению друг к другу.

Когда вы принимаете что-то, вы просто даете право этому существовать. Принимать - это давать ребенку право быть таким, какой он есть. Учитывая основные принципы построения общения с ребенком, вам не обязательно должно нравиться что-то в малыше, какая-то его особая черта, но при этом вы можете принимать ее, то есть соглашаться с тем, что так есть и это особенность ребенка. Давать ребенку право внутренне быть именно таким, какой он есть. Например, вы можете предпочитать веселых и контактных малышей, но ваш ребенок застенчив. В случае принятия вы просто даете ему право быть таким, какой он есть. В случае же непринятия вы постоянно пытаетесь переделать его, сделать «правильным», веселым и задорным. Принятие в чем-то сродни согласию с тем, что нечто именно такое, какое оно есть.

Одна из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста заключается в том, что принятие малыша не означает бездействия. Если ребенок дерется или иным образом выражает свою сущность, должны ли мы, принимая его, позволять ему делать все это? Совсем не обязательно. Мы можем принимать и допускать все те переживания и эмоции, с которыми он сталкивается, но мы можем и должны воздействовать на поведение ребенка, если в этом есть необходимость.

Способность к принятию - это характеристика самого родителя. Эта способность зависит от уровня развития личности родителей, от их терпимости к самим себе и окружающим. Понятие «принятие» чем-то сродни понятию «толерантность, терпимость». Люди с высоким уровнем принятия самих себя обычно более терпимые. С такими людьми всегда легче общаться; рядом с ними вы ощущаете свободу быть самим собой. То же относится и к детям: с более принимающими родителями им проще развиваться, они чувствуют принятие своей внутренней сущности.

Существует также факт, о котором редко говорят: принятие зависит и от самого ребенка, некоторых детей принимать действительно труднее. Дети могут быть повышено агрессивными или обладать другими качествами, трудными для окружающих.

Огромную роль в развитии общения детей дошкольного возраста со взрослыми играет физическое и психологическое состояние родителей. Если человек живет в мире с собой и доволен своей жизнью, тогда ему гораздо проще испытывать принятие в отношении своего ребенка. Плохое же состояние родителей (физическое и психологическое) напрямую сказывается на их общении с детьми.

На то, насколько мы принимаем детей, влияет и место действия. В привычной безопасной обстановке уровень принятия родителями детей обычно выше, требования более умеренны. В чужой обстановке, если вы ожидаете, что вас как родителя будут оценивать, развитие общения ребенка со взрослыми снижается; родители становятся более нетерпимыми.

Особенности общения между родителями и детьми

Внутреннее состояние родителя является основой принятия ребенка. Однако принятие должно быть активно продемонстрировано вовне. Существует несколько отличных способов показать ребенку, что вы его принимаете.

Придерживайтесь трех главных правил общения с ребенком: контакт глазами, тактильный контакт, время для 100%-ного внимания к ребенку.

  • Поддерживайте с ребенком контакт глаз.

Чтобы правильно общаться с ребенком, надо как можно чаще устанавливать с малышом зрительный контакт. Лучше всего это делать, когда у вас хорошее настроение. Нельзя наказывать ребенка злым или подавляющим взглядом. Используйте контакт глаз для передачи добрых чувств.

  • Поддерживайте с ребенком тактильный контакт.

Многие родители касаются ребенка преимущественно, когда наказывают его: шлепают, дергают за руку, насильно удерживают где-либо. Другой вид контакта - так называемые бытовые контакты: родители касаются ребенка только по необходимости, когда нужно что-то поправить, куда-то его подвинуть, подсадить. Первый вид контакта в большинстве случаев просто неприемлем, второй же просто недостаточен.

Важная особенность общения детей с родителями – телесный контакт, который сообщает ему о любви, а не о враждебности. Ребенка необходимо обнимать, гладить, возиться с ним, щекотать. Естественно, все физические контакты должны соответствовать возрасту ребенка. То, что приемлемо с малышом полутора лет, будет неуместным с двенадцатилетним ребенком. Однако разные формы телесного контакта должны сохраняться на притяжении всего детства человека и во взрослом возрасте.

  • Выделяйте время, когда вы полностью, на 100%, принадлежите ребенку.

Это время только для него. Правила общения взрослого с ребенком в такие периоды предполагают, что родители полностью сконцентрированы на том, что делают, не позволяя телефону, компьютеру или другим обстоятельствам отвлекать их. Такие моменты очень важны для детей. Это особенно важно для сильно занятых родителей, которые не могут себе позволить быть с ребенком много времени. Тогда такие вот «островки стопроцентного внимания» особенно необходимы, при этом они могут быть и не слишком длительными.

Методика общения взрослых с детьми: не вмешивайтесь в детские игры

Родители, испытывая самые разные чувства, постоянно вмешиваются в игру или другую деятельность ребенка. Иногда это продиктовано страхом, когда мама говорит малышу: «Не лезь туда - упадешь!» Нередко - чрезмерным стремлением к порядку: «Встань с колен - испачкаешь одежду!» Иногда - тщеславием и желанием похвастаться успехами ребенка: «Нельзя ставить такой большой кубик - упадет вся пирамидка!» Иногда - жгучим желанием научить ребенка чему-то, показать ему, как «правильно»: «Карандашом нужно рисовать вот так», «Машинкой не стучат, ее возят». Вне зависимости от мотива родителя ребенок в случае прерывания его деятельности получает сигнал: ты неправильный, твои действия вызывают раздражение.

Ребенок выражает себя в своей активности для того, чтобы он чувствовал, что его принимают; старайтесь минимально вмешиваться в его деятельность. Важный принцип методики общения детей с взрослыми – не приставайте к малышу, если он явно не просит вас о помощи.

Случается, что родитель посылает ребенку сложное смешанное послание. Например, он чувствует сильное раздражение по отношению к ребенку, но старается говорить с ним спокойным и даже ласковым голосом. Некоторые родители даже считают это своеобразным идеалом общения с детьми: постоянно сохранять мягкий тон общения, невзирая на собственные переживания. Но эта ситуация отнюдь не безобидна. Здесь ребенку демонстрируется особенность общения со взрослыми, которую известный психолог Т. Гордон метко назвал «ложное принятие». Действительно, внешне принятие существует, но оно ненастоящее: за «правильным» поведением может прятаться самая настоящая буря негативных эмоций. И ребенок воспринимает обе части одновременно: и внешне спокойные слова, и негативные чувства родителей, которые выражены в мимике, пластике, тоне голоса.

Например, трехлетний малыш не спит поздно вечером, мать же хочет отдохнуть, а не уделять ему внимание. В то же время если мама следует тактике «принятия», она не будет ругать ребенка или отказывать ему в общении из опасения, что это будет означать «непринятие». Тогда мама может, злясь на ребенка, стараться не показывать ему этого. Она будет вести себя так, как будто бы принимает поведение ребенка, но внутри станет чувствовать раздражение, досаду. В таком случае ребенок получает «смешанные сообщения» или противоречивые сигналы. На вербальном уровне ничего плохого ребенку не адресуется, а на языке тела идет отчетливый негативный сигнал. Дети же очень легко считывают язык тела. Они видят, что мама недовольна, происходит что-то не то, но мама не дает понять, что именно не так, не сообщает прямо, что с ней происходит. Если такие ситуации происходят часто, это может привести к тому, что ребенок будет испытывать тревогу, постоянное беспокойство, сомнения в отношении матери к нему.

Частые ситуации, подобные этой, могут привести к неблагоприятным последствиям для формирования личности малыша. Отношения родителей и детей так близки, что в них практически невозможно скрыть свои чувства. И усилия родителей в этой области должны быть направлены на уместное выражение своих чувств, а не на их скрывание. В некоторых ситуациях полное сдерживание такого чувства, как сильный гнев, может привести к разрушительным последствиям.

Не во всех моментах родители могут испытывать принятие в отношении своего ребенка. Однако то, насколько благополучно и психологически комфортно чувствует себя ребенок, зависит оттого, как много ситуаций принятия или непринятия встречается в его жизни. Взрослые, не понимающие особенностей общения с детьми дошкольного возраста, порождают в них чувство отверженности, неуверенности в себе.

Стиль и характер общения родителей с детьми: принятие чувств ребенка

Одним из главных стилей общения родителей с детьми, важным инструментом демонстрации хорошего отношения является принятие чувств ребенка. В этом случае вы подтверждаете ребенку то, что он чувствует, как бы давая свое согласие и разрешение на то, что малыш имеет право это чувствовать. Это закладывает основу принятия человеком самого себя.

Важный момент этого процесса состоит в том, что взрослый сам должен обладать тем, что называется «эмоциональной компетентностью», чтобы быть способным распознавать и учитывать чувства ребенка. То есть взрослый должен обладать тем, что называется «эмоциональный интеллект», то есть способность различать свои собственные и чужие чувства и управлять ими.

Обычно простейший способ принятия чувств ребенка - это называние этих чувств, эмпатическое отражение их в речи родителей. Видя, что ребенок испытывает какие-то чувства, просто скажите ему, что вы видите и понимаете его эмоции (даже если само чувство вы считаете неуместным или чрезмерным).

Особенности общения взрослых с детьми дошкольного возраста: принципы установки правил

Помимо принятия, существуют правила общения, которые устанавливаются для детей дошкольного возраста. От того, насколько понятны и уместно установлены эти правила, будет зависеть, как они станут выполняться. Для ребенка до трех лет жизненно необходима установка четких, понятных, непротиворечивых правил. Для него это основа предсказуемости и безопасности мира, в котором он живет. В раннем возрасте малыши формируют свое отношение к власти и правилам вообще. Оттого, насколько адекватно родители вели себя с малышом, зависит то, как человек будет воспринимать правила во взрослой жизни.

Есть несколько принципов установки правил:

  1. Требования взрослых должны быть одинаковы. Если они различаются, то как должен вести себя ребенок? Послушавшись одного члена семьи, он автоматически нарушает требования другого. Ставя ребенку противоречивые требования, вы делаете послушание в принципе невозможным.
  2. Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи. Трудно добиться того, чтобы ребенок не плевался, не кричал, если это делают окружающие его взрослые.
  3. Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время. Любое новое правило поначалу встречает сопротивление, и это нормально. Когда правило выполняется, поощряйте ребенка, хвалите, зато, что он следует семейным правилам.

Правила часто связано с запретами. Сказать «нет» тоже нужно правильно.

Как надо общаться со своим ребенком: психология запретов

Осваивая азы того, как надо общаться с детьми, важно помнить о психологии запретов. Что-то запрещая, нужно учитывать возраст ребенка, не заигрывать с ним т говорить дружелюбным тоном.

  • Учитывайте возраст ребенка.

Подумайте, способен ли малыш выполнить запрет. Ограничения в игре («Не садись в песочнице», «Не пачкай руки», «Не лезь на высокую горку», «Сиди нормально, когда рисуешь») для маленьких детей трудно выполнимы и тормозят их активность, а в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Для того чтобы запреты выполнялись, их должно быть совсем немного. Если вы перейдете критическую массу запретов, они постоянно будут нарушаться, Причем вне зависимости от их важности. Ребенок не понимает иерархии запретов, ему все равно, какой запрет нарушать: не ставить игрушки на стол во время еды или не бить сестренку. Если вокруг ребенка стоит частокол запретов, приготовьтесь к тому, что он будет нарушать их все, не считаясь с тем, что более и что менее серьезно. Просто потому, что он не понимает этой разницы.

Учитывая особенности общения с детьми, проведите ревизию запретов, спросите себя, какие запреты можно снять (что в конечном итоге делать все-таки можно, каких запретов можно избежать, сделав невозможным само действие).

Если вы иногда разрешаете играть со своей помадой, а иногда запрещаете, то ребенок каждый раз будет к ней тянуться. И не сможет, к сожалению, понять, что ему «миллион раз говорили», что нельзя, потому что иногда можно, иногда нельзя. В таком случае для ребенка это не запрет.

Другая сторона этого вопроса - запрет существует только на словах. «Я ему говорю, нельзя светом играть, а он играет, как будто слов не понимает!» Дети действительно не понимают слов в нашем с вами понимании. Запрет для детей до трех лет должен быть сопровожден жестом. Отведите ручку малыша, если он дерется, придержите его, если куда-то ходить нельзя, удерживайте его от тех действий, которые вы запрещаете. Если вы не добились выполнения своего требования, то оно и не есть настоящее требование. Добейтесь того, чтобы ваш запрет выполнялся. Не стоит, сидя в кресле, отдавать команды ребенку, чтобы он перестал висеть на шторах. Мягко отстраните его, прерывая нежелательное действие. Если вы постоянно выдвигаете требования, которые не выполняются, то вы просто учите ребенка тому, что с вашими словами можно не считаться.

Говорите дружелюбным тоном.

Запрет не должен сопровождаться негативными эмоциями. Дети все понимают в плоскости отношений. Злой голос для них, прежде всего, сигнал об отношении к ним самим. Избегайте металлических интонаций, когда запрещаете что-то, говорите дружелюбно, но твердо.

Не заигрывайте с ребенком.

Не делайте вид, что договариваетесь с ним. Если хотите прервать какое-либо действие и уверены в этом, говорите определенно: «В моей комнате не играют в ботинках!».

Избегайте вопросов, когда формулируете запрет («Давай не будем играть здесь в ботинках?» «Надо отсюда слезть - хорошо?»). Вопрос предполагает, что ситуация спорная и вы хотите знать мнение ребенка. Спрашивайте мнение ребенка, только если действительно хотите его услышать.

В общении с ребенком, особенно младшего возраста, сложных ситуаций бывает очень много. Невозможно знать правильный ответ на каждый отдельный случай, как следует себя вести. Важнее всего помнить об общих, базовых, принципах. Отталкиваясь от них, вы сможете найти такой вариант поведения, который подойдет к каждому конкретному случаю.

Статья прочитана 27 715 раз(a).

(14 голосов : 3,7 из 5 )

Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…

А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

— Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!