Почему ребенок стал заикаться в 6 лет. Ребенок начал заикаться: причины и лечение

Из всех неврозов и неврозоподобных расстройств оно — одно из самых сложных. Трудно найти двух похожих заикающихся: каждый заикается по-своему, и подавляющее большинство сильно страдает. Внезапный испуг бывает причиной проблемы лишь в половине случаев. Еще в 15% случаев повинна наследственность. Все остальное — это неблагоприятные нервно-эмоциональные обстоятельства, в которых происходит . Иными словами, внезапный испуг вызовет заикание лишь у того ребенка , у которого есть определенные предпосылки к нарушению функции речи и психика которого до этого постоянно травмировалась (например, скандалами родителей, нервозной в целом обстановкой в семье). Заикание относят к детским болезням, потому что в до% случаев оно начинается в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет. Но «детская болезнь» чаще всего продолжается в течение всей жизни, хотя бывают даже случаи самоизлечения. Порой приходится слышать от взрослых людей, что заикание у них прошло само. Значительно реже, что заикание «вылечил такой-то специалист». Это говорит именно о сложном характере расстройства.

Мальчикам не повезло!

Они заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Американские специалисты объясняют это тем, что мальчики более подвижны, энергичны, активны и любознательны, а потому они гораздо чаще попадают в разного рода психо-травмирующие ситуации. Однако дело не только в этом. Если проверить соотношение нервно-психической патологии в детском возрасте хотя бы по числу психиатрических отделений в больницах, то окажется, что мужских отделений опять-таки в три-четыре раза больше, чем женских. Значит, причина, скорее, в неких особенностях развития мужской нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. Есть и еще одна причина большей распространенности заикания (и нервозности вообще) у мальчиков. Традиционно считается, что к будущим мужчинам надо относиться строже, чем к девочкам, в общении с ними не поощряются различные обнимания, «сюсюканье», поцелуйчики. Поэтому у них и нервных срывов больше. Девочек растят в атмосфере большей любви и нежности (в нормальных семьях, разумеется). Поэтому у них более устойчивая психика и лучше развита моторная сфера (мальчики же, как правило, в детстве бывают более угловатыми и неуклюжими).

Ранее начало

Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.

Неверный прием

Родители часто пугают малышей в воспитательных целях — «будешь плохо себя вести, придет милиционер и тебя заберет», «не будешь слушаться, отдам тебя вон той цыганке». Таким образом искусственно формируется фобический настрой. Известен случай, когда большая собака бросилась к пятилетней девочке (к счастью, не укусила), повалила ее и стала громко лаять. При наличии фобии это могло бы вызвать испуг и даже заикание, но малышка только смеялась: она думала, что собака с ней играет. Конечно, это не значит, что детей нельзя предостерегать от опасностей, заранее рассказывая о каких-то ситуациях. Но запугивать «цыганками», «чудовищами» или чем-то в этом роде — ни в коем случае!

Если заикаются родители

Кажется невероятным, но факт: заикающиеся взрослые невольно начинают говорить почти нормально в присутствии детей. Поэтому от заикающихся родителей можно буквально потребовать: в период формирования речи у ваших детей говорите сами как можно лучше. Помните, что у детей формирование речи идет по механизму активного подражания. (Странно, но факт: родители-заики начинают произносить слова медленнее, следят за речью.) Если же у них возникают по каким-то причинам проблемы с речью (например, во время ссоры или при сильном волнении), им нужно посоветовать контролировать себя и стараться не разговаривать таким образом при ребенке. Самый простой выход — уйти на кухню или в другую комнату.

Подражание

Есть и еще один интересный механизм возникновения заикания . Это тоже — подражание.

Дети в и младших классах школы часто дразнят заик. Но речь в этом возрасте, как уже было сказано, только формируется и функция очень уязвима. Передразнивая другого, ребенок сам может начать заикаться , потому что «дразнилки» всегда произносятся не просто так, а очень эмоционально! В итоге у обидчика могут начаться судорогоподобные имитации в речевом аппарате. Печальный итог: дразнил-дразнил и… сам стал заикаться. Здесь профилактика только одна: ремень (образно говоря, конечно). Чтоб неповадно было дразнить! Объясните забияке: заикание — не порок, такое может случиться с каждым, в том числе — и с ним.

Бывают и такие ситуации

В семье растут двое детей, погодки. Старший заикается. Родители его жалеют, больше ласкают. И у второго ребенка вдруг возникает заикание! Он думает: «Заикаться совсем не больно, а сколько получаешь поблажек!» — включается механизм подражания. Отсюда золотое правило: если в семье двое детей, особенно погодков, то что бы они ни сделали, оба всегда правы. И виноваты — тоже всегда оба. Нельзя баловать одного ребенка в присутствии другого, даже если второго вам по каким-то причинам сейчас «больше жалко».

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Любая мама с нетерпением ждёт, когда её малыш начнёт разговаривать, и радуется каждому новому слову крохи. Лепет малыша – лучшая музыка для материнских ушей, а любой дефект речи – повод для тревоги и расстройства.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку такой проблеме, как детское заикание. Из данной статьи наши читательницы узнают о том, по каким причинам обычно ребёнок заикается, что делать, если болезнь долго не поддаётся лечению, и как не отчаяться в борьбе с недугом.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

  • Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
  • Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
  • Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
  • Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих , которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером. Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание. С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Маленький ребёнок заикается: что делать родителям?

Если малыш, у которого не было ни родовой травмы, ни серьёзной инфекции, ни черепно-мозговых травм, начинает испытывать затруднения в речи, причины этих затруднений, скорее всего, кроются в его родителях. Маме и папе маленького заики в таком случае следует предпринять следующие шаги для помощи своему ребёнку:

  1. Найти общий язык между собой, научиться избегать конфликтов, постараться оградить кроху от любого дискомфорта: он должен начать чувствовать себя спокойно рядом с родителями, а не из-за их ссор.
  2. Перестать требовать от малыша слишком многого. Психологи заметили: очень часто заикание появляется у детей чрезмерно требовательных мам. Позвольте крохе развиваться в его естественном темпе, и, возможно, дефект речи исчезнет без каких-либо дополнительных усилий.
  3. Что нужно сделать, если ребёнок начал заикаться, так это начать с ним разговаривать спокойным тоном, плавно, медленно, чётко. Малышам, страдающим различными дефектами речи, необходимо слышать примеры того, как нужно правильно говорить.
  4. Если ребёнок 5 лет заикается, что делает проблему достаточно серьёзной, необходимо, показать кроху неврологу. Врач сумеет определить точную причину логоневроза и назначит лечение.

Вообще родителям детей, которые страдают дефектами речи, не стоит ждать, пока проблема решится сама собой через 3-4 года. Сайт сайт рекомендует: если малыш заикается в течение года, нужно обязательно поискать хорошего врача, специализирующегося на этой проблеме.

Ребёнок заикается: что может сделать невролог?

Любой специалист в области детской неврологии скажет, что заикание – это болезнь, которую у детей гораздо легче вылечить, чем у взрослых. Даже если корень проблемы лежит в мозговых нарушениях, у маленького заики есть большой шанс начать разговаривать плавно и внятно.

Лечение заикания у детей, как правило, выполняется по следующей примерной схеме:

  1. Изучение особенностей нервной системы малыша, выявление патологий, приведших к заиканию.
  2. Создание комфортной эмоциональной обстановки в семье, чтобы малыш перестал чувствовать себя неуверенно.
  3. Работа над эмоциональной устойчивостью малыша. Что необходимо сделать, если ребёнок заикается, так это научить его верить в себя, в свои возможности, в свою значимость. Заике очень важно избавиться от такого фактора болезни, как чрезмерная . Хороший врач сумеет ему в этом помочь.
  4. Работа с логопедом. Специалист в области правильного произношения звуков и слов проведёт с малышом ряд занятий, на которых основные дефекты речи будут устранены.

Говоря о том, что нужно делать, если ребёнок заикается, важно подчеркнуть, что ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям. Им следует быть с крохой максимально терпеливыми, нежными и внимательными. Маме и папе заики необходимо сотрудничать с врачом, который занимается с их ребёнком, полностью доверять ему, выполнять все его рекомендации. Тогда болезнь наверняка отступит, и кроха начнёт разговаривать совершенно нормально.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

1. Разговаривайте с ребенком с неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.

2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели когда отвечает на поставленные вопросы.

3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощеннее и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.

4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: "Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также". Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.

5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.

6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.

7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Ребёнок не говорит в 3 года. Причины и способы решения проблемы


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.