ООД по развитию познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Свойства и качества снега и льда». Опыты со льдом для дошкольников. Свойства снега и льда Конспект занятие свойства льда подготовительная группа

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. «Свойства снега и льда».

Цель: Познакомить детей с физическим свойством снега и льда.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (1-со льдом, 2-со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой).

Ход занятия.

В: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет-

Когда это бывает?

Д: зимой.

В: Ребята, вам нравится зима?

Д: да.

В: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках.

Все это можно делать только зимой. Почему?

Д: потому, что зимой есть и снег и лед.

В : А теперь отгадайте мои загадки:

На дворе-горой,

А в избе-водой.

Д: снег.

В: Прозрачен, как стекло,

А не выставишь в окно.

Д: лед.

В: Беседа «Что такое снег»?

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, хрустящий, мягкий.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт-это практические действия с предметами для изучения их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой-лед.

Опыт №1 «Определение цвета».

Какого цвета снег?

Д: белого.

Какого цвета лед?

Д : бесцветный.

(Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом).

Опыт №2 «Определение прозрачности».

Теперь ч положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где-нет.

Д: под снегом не видно.

В: значит снег не прозрачный.

Д: по до льдом видно.

В: значит лед прозрачный.

Опыт №3 «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега?

Д: снег сыпучий.

В : я случайно уронила лед, что с ним случилось?

Д: он раскололся. Значит он хрупкий.

Физкультминутка.

(Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки).

С горки я на лыжах мчусь сегодня.

Храбрым быть учусь!

А завтра буду смелым!

Ну а потом- умелым!

Опыт №4 «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед?

(Дети высказывают свои предположения).

А мы сейчас проверим положив комочек снега в стакан с водой, кусочек льда в другой стакан.

Вывод : лед и снег не тонет.

Опыт №5 «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось?

Д: они растаяли.

В: правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте объединим все, что мы с вами узнали о снеге и льде.

Снег-белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед-это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.


Татьяна Николаевна Демидова

Программное содержание :

1. Образовательные :

Формировать способы зрительного и тактильного обследования.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда : тают в тепле- образуется вода.

Проверить на практике правильность загадки «В огне не горит, в воде не тонет.»

Закреплять навыки организованного поведения.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Развивающие :

Развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.

Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.

Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

Развивать творческое воображение

3. Воспитательные :

Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.

Оборудование для педагога :

Тазик со снегом , таз с водой, тарелка для колобка. формочки со льдом, свеча, молоточек, спички, поднос. угольки, палочки, музыкальный центр, аудиозапись А. Повилайтис «Вальс снежинок» , рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

Оборудование для детей :

Подносы с геометрическими фигурами. Снежинки разные по форме, вырезанные из бумаги разных тонов.

Ход НОД:

Воспитатель : - Дети, подойдите ко мне. Послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто ответит, кто знает?

Когда это бывает?

Воспитатель : - Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку :

Бел, да не сахар- нет ног, а идёт.

Что это? Правильно- снег .

(Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова «Зима» ).

Воспитатель : А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)

Да, только зимой бывает снег . Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег : и на деревьях, и на крышах домов. Снег , как одеяло- покрыл всю землю.

А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?

Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.

(Воспитатель читает произведение Н. Калининой «Про снежный колобок» ).

Воспитатель : - Как вы думаете, что же случилось с колобком? А почему он растаял? А хотите проверить, действительно ли колобок растаял? Давайте проведём опыт.

(воспитатель вносит таз со снегом )

Воспитатель : - Посмотрите, что лежит в тазике? Верно, снег . А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег ? Холодный. А ещё какой? Белый, мягкий, липкий. А когда снег мягкий и липкий , что с ним можно делать? Правильно, лепить. И сейчас мы с вами попробуем слепить снежного колобка. Какой колобок получился? Круглый. Я беру в ладони снег и со всех сторон его прижимаю, приглаживаю. А что же не хватает колобку? Да глазки у него угольки, Маша помоги мне сделать глазки.

Молодец, помогла. Колобок уже может видеть. А чего ещё не хватает? Ротика и носика. А из чего они сделаны? Верно - из палочек. Серёжа делай рот и нос.

Вот какой у нас колобок снежный получился! Дети, а как вы думаете, похож он на Алёшиного колобка?

В рассказе Алёша положил своего колобка в карман, а мы нашего посадим на тарелочку, ему будет удобно. Подумайте, куда можно поставить тарелочку, чтобы он не убежал?

Давайте поставим его в шкаф, договоримся с вами дверцу не открывать, в шкаф не заглядывать, потому, что мы проводим опыт. А перед обедом откроем шкаф и посмотрим, что же с колобком произойдёт?

Физкультминутка

Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой , (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в феврале.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель : -А сейчас отгадайте загадку.

Не драгоценный камень, а светится? Молодцы, отгадали- это лёд. Помните мы вчера с вами налили в формочки воду и поставили за окно. Давайте посмотрим, что стало с водой.

(Воспитатель показывает формочки. Переворачивает их, выкладывает лёд на поднос).

Воспитатель : - Да, вода замёрзла и превратилась в лёд. А почему вода замёрзла? Потому что на улице холодно, мороз. Потрогайте лёд пальчиками и скажите, какой он? Верно, он холодный, скользкий, блестящий. Посмотрите, через него всё видно, какой можно сделать вывод - правильно, лёд прозрачный. А сейчас я возьму молоточек и постучу по льду?- что с ним произошло? Правильно. - лёд раскололся на кусочки. Что можно сказать?- Лёд хрупкий. А сейчас я лёд возьму в руку. Смотрите, что это капает? Да, вода. А почему? Молодцы, правильно. - рука тёплая, а лёд в тепле тает и образуется вода.

Воспитатель : - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них :

В огне не горит, и в воде не тонет. Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.

(воспитатель подносит лёд к свече) .

Смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете? Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.

(воспитатель ставит на стол таз с водой) .

Воспитатель : - у меня в тазике вода. Я беру лёд и кладу его в воду. Посмотрите, что с ним происходит? Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.

Как называют огромные льдины в океане? Айсберг.

Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.

А вот ещё одна загадка :

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все- сквозные- вырезные,

А возьмёшь- вода в руке.

Что это? Снежинки. А вы видели снежинки? Какие они? Белые, лёгкие, пушистые, все в иголочках, разной формы, очень красивые, вырезные. Давайте попробуем выложить красивые снежинки из геометрических фигур, которые лежат на столах.

(Звучит музыка, дети за столами выкладывают снежинки) .

Воспитатель : - рассмотрите снежинки- все они очень красивые, разной формы, ни одна не похожа на другую.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх)

Легкие пушинки. (покружиться на носочках)

Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)

Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки.

(руками выполнить движение "ножницы")

Заспешили на прогулку детки и старушки.

(шагаем на месте)

Воспитатель : Молодцы, снежинки- очень красиво танцевали- легко кружились и плавно опускались на землю.

Скажите, что мы сегодня делали? Опыты со снегом и льдом .

Что нового узнали?

Сегодня на прогулке каждый сделает своего снежного колобка. А вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, что интересного сегодня вы узнали!



Цель : формировать навык наблюдательности.

Задачи: знакомить детей с физическими свойствами снега – белый, холодный; развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух; воспитывать познавательный интерес к неживой природе.

Оборудование: вата, снег в ведёрке, совок, кусочек чёрного картона.

Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой «Зима» карточка № 2.

II. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Маша пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Машину варежку (Показываю детям кусочек ваты). Маша подула на неё (дую на кусочек ваты ), и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку? (даю каждому ребёнку кусочек ваты и показываю, как надо дуть. Игра повторяется 2 – 3 раза ).

III. Экспериментирование со снегом.

Заношу с улицы ведёрко со снегом. Приглашаю детей к столу.

Это снег. Я принесла его с улицы. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, рукам холодно. Хотите потрогать снег? (дети трогают ) Какой снег? (холодный ) Давайте погреем ручки (растираем их друг о друга, дуем на них ). А теперь рукам холодно? (тепло) Возьмём совком немного снега из ведёрка и положим на кусочек чёрного картона, посмотрим какого цвета снег? (белый ) Повторим все вместе: снег белый. Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный ).

Кладу каждому ребёнку на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит .

Куда же пропал снег из ваших ладошек? (снег растаял ). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный ) Вывод: в тепле снег тает.

Снег растаял, превратился в воду. Ваши ручки стали мокрыми. Вывод: снег – это вода.

IV. Физкультминутка.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем немножко.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

V. Итог занятия.

Обращаю внимание детей на ведёрко, в котором был снег.

Посмотрите, что стало со снегом? (растаял) . Почему снег растаял? (потому что тепло). Что же осталось от снега? (вода ). Правильно, снег в тепле растаял и превратился в воду. Снег – это замёрзшая вода.

НОД по лепке с использованием словесно-дидактической игры

Тема: «Снеговик»

Цель: учить делить ком пластилина на две части; раскатывать каждую часть круговыми движениями между ладонями, придавая ему округлую форму; соединять два шара между собой, дополнять готовый предмет деталями, называть готовое изделие. Продолжать развивать умение в проговаривании текста с выполнением соответствующих движений.

Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, салфетки, шапочки для снеговиков, бусинки для глаз и носа, ширма с изображением зимнего пейзажа, машина, игрушка-снеговик.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой

Я подарю вам улыбку свою.

Вы подарите в ответ мне свою.

Вы улыбнулись и это прекрасно.

Значит, гостей будем ждать ненапрасно .

II. Организационный момент

За веревочку завожу в группу машину. В кузове машины игрушка – снеговик. Обращаюсь к детям: «Кто это к нам приехал? Да, действительно снеговик. Посмотрите, какой он веселый. Он приехал, чтобы поиграть с нами, погостить у нас». Рассматриваем снеговика, из чего состоит . Два шара, сверху на голове ведро, в руках метла. Есть глазки, ротик. Снеговик улыбается? (спрашиваю у детей). Уголки рта у снеговика опущены, снеговик грустит.

Наш снеговик, наверное, скучает по своим друзьям, а давайте мы ему слепим друзей. Дети приглашаются за приготовленные заранее столы.

III. Основная часть. Лепка шаров для снеговиков.

Спрашиваю: из чего будем лепить снеговиков? Да, из пластилина. Объясняю порядок выполнения работы и показываю : «Снеговик сложен из шаров. Разделю пластилин на две части. Вот так. Из одной части раската: что ребята? (шар, шарик – ответы детей). Ладони смотрят друг на друга, руки полочкой. Покатился комочек по ладошкам, вот и получился шарик. Теперь нам Карина раскатает другой шарик (вызываю ребенка с хорошими умениями). Спасибо Карина, вот какой хороший шарик получился у тебя. Теперь соединим шарики. Вот так прижали. На что похоже (ответы детей). Чего не хватает снеговику? (ответы детей). Ну, где же нам взять для него ведро? Наш гость-снеговик говорит, что, у него есть шапочки для наших снеговиков? Вот здорово, спасибо тебе снеговичок. Одеваю одну из шапочек на голову снеговику. Вот какой снеговик получился!

Давайте расскажем, как мы будем лепить снеговика.

IV. Физкультминутка «Снеговик»

Дети проговаривают текст вместе со мной и выполняют соответствующие движения.

Давай, дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа…нос…метла

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Спрашиваю у детей, что мы сделали, чтобы получился снеговик, в самом начале (ответы детей). Уточняю: «Сделали ком, катали ком».

Прошу детей повторить хором и 2-их детей индивидуально. А теперь ребята, скатайте комочки из пластилина и слепите друзей нашему снеговику. Дети начинают работать. Слежу за ходом работы. Хвалю детей за старания, умение доводить дело до конца: «Вот какие ребятки, молодцы, хорошо раскатывают комочки, стараются». По мере окончания работы предлагаю малышам брать «шапочки» для снеговиков, дополнять ими образ.

V . Итог занятия.

Когда все малыши справятся с заданием расставить снеговиков вокруг гостя, рассмотреть их, похвалить ребят. Незаметно исправить лицо снеговика, улыбается. Снеговик говорит спасибо, радуется новым друзьям, снимает «ведерко», а там конфетки для малышей. Занятие заканчивается.

НОД Аппликация – игра «Друзья для снеговика»

Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик – целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Материал : игрушка снеговик, половина листа голубого цвета, клей, кисти, детали для оформления снеговика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель показывает игрушечного снеговика.

Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос – морковкой,

И ведро на голове.

В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.

II. Основная часть.

ü Из каких частей состоит снеговик? (из кругов, ведра)

ü Сколько белых кругов нам понадобиться? (Три).

ü Какого размера самый нижний круг? (большой).

ü А на нём? (поменьше, это туловище).

ü А самый верхний круг, какого размера? (маленький, это голова.).

ü Что у снеговика на голове? (ведро).

Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.

Рассмотрев из чего же состоит снеговик (из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет, как нужно намазывать детали и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.

Дети включаются в работу.

III. Физкультминутка.

.Пальчиковая игра «Что мы делали»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись.(положить ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).

(Н.Нищева)

IV. Логопедическая игра «Погреем ручки»

Педагог: « Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.

Педагог:чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки.(надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки: «Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.

V. Итог занятия.

Педагог: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями-снеговичками.»

Приложение № 2.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель : Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Ход игры

Взрослый поёт, а дети подражают словам песни.

Выпал беленький снежок, (Дети, стоя кружком, подни-

Соберёмся мы в кружок. мают руки вверх и медленно

Снег, снег, белый снег опускают их, подражая падаю

Засыпает всех. щему снегу)

Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и

И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, руки позади)

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех .

Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу

Друг за другом побежали. руки согнуты в локтях и

Снег, снег, белый снег - сжаты в кулачки, как будто

Кружит, падает на всех. держат палки от лыж.)

Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и пока-

Снеговика мы мастерили. зывают, как лепят снего-

Снег, снег, белый снег - вика)

Снеговик наш лучше всех!

Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,

И в кроватках задремали. ручки под щёчку, «спят»)

Снег, снег, белый снег

Спят ребята крепче всех!

Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.

Воспитатель предлагает детям покружится, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»

Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» (В-в-в-в –произносят дети).

Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Приложение № 3.

Опыт № 1. «Снег и его свойства»

Цель : Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материал: снег в тазике.

Ход, содержание опыта : принести в группу снег.Предложить потрогать рукой- снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут,снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.

Опыт № 2. «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материал : снег, тазик, морковка, камешки.

Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

Опыт №3 «Лёд и его свойства»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).

Материал: замёрзшая вода в ёмкости(осталась от растаявшего снеговика).

Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза- камешки.(Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.

Приложение № 4.

(дидактические игры)

Дидактическая игра «Сложи снеговика ».

Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Показать готового снеговика. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, потом – поменьше, наверху – маленький, на голове – ведро, два маленьких круга – это руки.

Предложить сложить такого снеговика из кругов.

Дидактическая игра «Собери снеговика».

Цель:

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снеговика. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Дидактическая игра «Снежинки».

Цель: учить собирать целое изображение из частей, развивать мышление, зрительное восприятие.

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снежинки. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Приложение № 5 (дыхательная гимнастика).

«Снежинки»

На столе лежат комочки ваты.

Воспитатель: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе. А вы хотите подуть на снежинки?

Педагог раздаёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Вату можно положить на ладошку, на стол - и сдувать лёгкие, нежные комочки, сначала глубоко вдохнув воздух, а потом выдохнув: «Фу-у, фу-у!»

Упражнение выполняется 2-3 раза.

Неля Карабанова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воды, льда и пара»

Задачи : Уточнить знания детей о свойствах твердых , жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование : тарелочки с цветным льдом, салфетки, металлические пуговицы, матрешки, баночки с водой, белые листы бумаги.

У воспитателя : пустая банка, банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лед, 2 матрешки, металлические пуговицы, салфетка.

Ход занятия

Дети сидят за столами

Воспитатель : Ребята, что лежит у вас на столах?

Дети : Тарелочки со льдом, банки с водой, листы бумаги, матрешки, пуговицы.

Воспитатель : Возьмите льдинки в руки, погрейте их.

Дети берут лед в руки.

Воспитатель : Что можно сказать про лед? Какой он?

Дети : Он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает.

Воспитатель : А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?

Дети : Вода, цветная вода.

Воспитатель : Почему лед тает?

Дети : Теплые руки.

Воспитатель : Бросьте лед в банку с водой. Что вы видите?

Дети : Он плавает

Воспитатель : Посмотрите на мой лед. Какого он цвета?

Дети : Он белый.

Воспитатель : Такой же белый, как эта бумага? (воспитатель показывает листок ватмана)

Дети : Нет, лед прозрачный.

Воспитатель : Давайте убедимся в том, что лед прозрачный. Вот две матрешки, одну я спрячу за кусок льда , а другую за лист бумаги. (воспитатель прячет)

Дети делают вывод, что лед прозрачный, а не белый.

Воспитатель : Возьму я сейчас молоточек и постучу по льду. Какой он?

Дети : Твердый.

Воспитатель стучит сильнее – лед раскалывается.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Лед разбился.

Воспитатель : Почему?

Дети : Он хрупкий.

Воспитатель : А сейчас давайте заглянем в свои баночки. Куда делся лед?

Дети : Лед растаял, его совсем нет. Это же была замерзшая вода.

Воспитатель : В моей баночке ручеек. Послушайте как он поет.

Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.

Воспитатель : Что делает вода?

Дети : Переливается, журчит, льется, шумит, разговаривает.

Воспитатель : Какого цвета вода?

Дети : Прозрачная

Воспитатель : Как проверить?

Дети : Бросить туда что – нибудь.

Воспитатель : У меня есть пуговицы. Можно их бросить в банку?

Дети : Да

Воспитатель бросает гвоздик, пуговицы в банку с водой.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Их хорошо видно. Вода прозрачная

Воспитатель : Вода чистая, прозрачная, а можно ли этой водой, например помыть голову?

Дети : Нет.

Воспитатель : А почему?

Дети : Она холодная

Воспитатель : А что нужно сделать, чтобы вода была теплая?

Дети : Подогреть ее.

Воспитатель : На чем?

Дети : На костре, на плитке.

Воспитатель : А можно кипятильником?

Воспитатель включает кипятильник, для подогрева воды в своей банке .

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она становиться теплой, горячей.

Воспитатель : Вот вода закипела. Что это из банки идет?

Дети : Дым, пар.

Воспитатель : Правильно дети, идет пар.

Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды .

Воспитатель : Ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?

Дети : Вода в паре, вот она и собралась на стекле.

Воспитатель : Так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?

Дети : Да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.

Воспитатель : И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети : Паром, льдом, просто водой.

Воспитатель : Я расскажу вам сейчас, почему так происходит. И в паре, и в воде, и во льду живут маленькие человечки, живут они только по – разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки, вот так (показывает с 2-3 детьми) . Сейчас мы человечки льда . Давайте наш лед покажем. (Дети встают и крепко держатся за руки. Воспитатель пытается «разбить» лед, но не получается).

Воспитатель : Вот видите, какой у нас твердый лед на реке.

Воспитатель : Ребята наступила весна, стало тепло. Что произойдет с нашим льдом?

Дети : Лед начнет таять.

Воспитатель : Ой, наши человечки уже не так твердо стоят на ногах. Они опускают руки и становятся человечками воды .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие человечки у пара бывают ? Они спокойно в банке живут?

Дети : Нет, они из банки выбегают.

Воспитатель : Вот вы теперь человечки пара – разбегайтесь по всей комнате.

Дети бегают.

Воспитатель : Где наши человечки льда ?

Дети берутся за руки и твердо стоят на ногах.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного. Мы узнали, что вода это лед и пар. А кем мы были?

Дети : Человечками льда , воды и пара

Тема: «Свойства и качества снега и льда».

Цель: обобщение и закрепление знаний о снеге и льде.

Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место.

Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом.

Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.

Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

Оборудование: полотенце, соль, стаканы с водой чайные ложки, полоски синего и красного цвета, чашку для таяния льда и снега, формочки. Пластинку, проигрыватель, гуашь, кисточка, нитки, удлинитель. Электрическая плитка, холодильник, салфетки.

1. Игра «Здравствуйте». Дети стоят в кругу, воспитатель протягивает руку детям и говорит: «Здравствуйте». Ребята на ладонь воспитателя кладут свою и здороваются с ним, затем меняют руки.

2. Пальчиковая игра «Снег».

В снег упал Сережка. Поочередное загибание пальчиков. А за ним Аленка, А за ней Иришка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят? Показать пять пальцев.

3. Игра «Что в круге?»

Зимние забавы.

Катание на санках, лыжах, коньках, снегоходах, с горки, по ледяным

дорожкам, игра в хоккей, в снежки, лепить снежные крепости.

4. Дети, сейчас поиграем в игру «Назови двумя словами».

Шуба, шапка, варежки… (зимняя одежда); - Санки, коньки, лыжи… (спортивный инвентарь); - Унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь); - Воробей, снегирь, синица (зимующие птицы); - Лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды).

Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). - А какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы?

5. Послушайте внимательно логическую задачу:

«Маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегов. В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей. Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег. Очень удивился Саша. Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме.

Что же она ему рассказала? (Ответы детей).

6. -Почему дети зимой радуются снегу и льду? - Хорошо или плохо, что зимой есть снег и лед?

Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (Снег - снежинки-кристаллики-пар-вода).

Физкультминутка «Мы зимой в снежки играем…» Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы. Гостью - зиму любим мы.

7. Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам.

Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он? - холодный, мягкий. - Какого цвета снег? - белого. - Есть в снегу крупинки? - Что еще белого цвета на ваших подносах? - соль. Потрогайте пальчиком соль. Какая она? - рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…

Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) - Что напоминает вам льдинку? (стекло) - Почему льдинку нельзя вставить в окно? - Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды).

Во что превращается снег и лед в тепле? - в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом? (от тепла становится мягче, тает, вытрите руки полотенцем).

Итак, какого цвета снег? - белого. Подложить полоски красного и синего цвета под снег. - Изменил ли снег цвет? - нет. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. - Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. - Какого цвета стал лед?

Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. - Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.

8.- Найдите на подносах карточку с буквой. Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный. Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите? - Буква через лед видна. Вывод: лед какой? - прозрачный, а снег непрозрачный.

9- Возьмите молоточек, ударьте по снегу. Что вы увидели? - от удара в снеге получилось углубление по форме молотка. Вывод: снег рыхлый. - А если ударить по льду? Что произойдет? Лед от удара раскололся на маленькие кусочки. Вывод: лед хрупкий.

10.- Я ставлю снег в чашке на горячую плитку. Что произойдет? Снег превратился в воду (показать детям). - А лед на горячей плитке? - тоже превращается в воду. Снег и лед на горячей плитке растаяли. - Что нужно сделать, чтобы растаяла соль? Размешать соль в стакане с водой. - Значит, в стакане раствор соли с водой, а снег и лед - просто вода. - Если кипятить растаявший снег и лед, то вода просто выкипит и не останется ничего. --- - Как вы думаете. Куда денется выкипевшая вода? Превратится в пар. - Пар - это газообразное состояние воды. В природе, когда вода испаряется, пар охлаждается и выпадает на нас осадками, какими? - летом это дождь, а зимой - это снег, так как пар зимой кристаллизуется, образуются снежинки и выпадают снегом. Значит, что такое снег и лед зимой - это вода в твердом состоянии. Их появление связано с похолоданием. Так, как можно назвать лед, снеговой сугроб и снежинки другими словами - зимнее твердое состояние воды.

11. - А сейчас мы будем делать различные фигурки для украшения нашего участка. В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. А как нам воду превратить в фигурки? - поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красные фигурки, которыми мы украсим наш участок.

12. Ребята, спасибо вам, за то что, вы сегодня вместе со мной были исследователями. Молодцы!